Доктор Моррис

Шизофрения психопатоподобная

Прежде чем оформить инвалидность при шизофрении необходимо убедиться, что восстановить утраченное качество жизни невозможно. В большинстве случаев при использовании новых методик лечения и реабилитации шизофрении, используемых в клинике Преображение, качество жизни удаётся восстановить или значительно улучшить.

Нужна ли инвалидность при шизофрении

Наши пациенты возвращаются в обычный ритм жизни, устраиваются на хорошую работу, продолжают обучение в ВУЗах, создают семьи и часто имеют здоровых детей.

Лечение шизофрении в клинике Преображение.

Оформление инвалидности при шизофрении следует использовать в качестве последнего метода устроить жизнь больного.

Нужно понимать, что само наличие психического заболевания не является гарантией для получения группы инвалидности.

Инвалидизация при шизофрении, как хроническом эндогенном расстройстве, связана с отсутствием критики к происходящим изменениям психики, снижением способности к обучению и выполнению продуктивной деятельности, потерей контроля над своим поведением и навыков самообслуживания.

Если больной способен выполнять простую работу, не утратил способности к обслуживанию себя, обострения болезни и госпитализации в психиатрическую больницу редки, а в периоды ремиссии астенические и депрессивные симптомы выражены слабо, то состояние может быть оценено как трудоспособное.

Когда нужна инвалидность при шизофрении

Прогноз в плане утраты трудоспособности зависит как от вида шизофрении, так и формы течения болезни. Чем в более раннем возрасте развилась болезнь, тем быстрее сформируется дефект личности – грубые нарушения психики больного.

При параноидном типе шизофрении и шизоаффективном расстройстве человек обычно длительно остается сохранным. Это позволяет ему вести обычный образ жизни, продолжать работать и иметь семью, теряя трудоспособность только на момент психоза. Шизотипическое расстройство (вялотекущая шизофрения) не приводит к регрессу личности, а значит и потери работоспособности и навыков ухода за собой.

Непрерывно-проградиентное течение шизофрении приводит к более быстрому дефекту личности, чем при рекуррентном типе, когда после обострения наступает период длительного стабильного состояния без клинических проявлений.

Инвалидность при шизофрении

Инвалидность при шизофрении – это необратимые или стойкие патологические изменения тела или психики больного, снижающего его социализацию, способность к труду, передвижение и способность к самообслуживанию.

Инвалидность при шизофрении оформляется при

  • течение болезни более 3-х лет;
  • частые и затяжные психозы с госпитализацией;
  • выраженная негативная симптоматика: снижение энергетического потенциала, отсутствие установки к труду, социальная отгороженность;
  • снижение критики в период ремиссии;
  • стойкие астенические и аффективные расстройства вне психоза;
  • выраженный дефект личности: вялость, безэмоциональность, потеря инициативы, холодность, раздражительность;
  • изменение в поведении в виде манерности, причудливости, дурашливости, агрессии и аутоагрессии, неуживчивости с людьми;
  • длительная кататония или психомоторное возбуждение;
  • утрата прежних способностей и навыков к самообслуживанию.

40% пациентов с шизофренией имеют инвалидность по психическому заболеванию. Обычно назначается 2-я нерабочая группа. В более легких случаях стойкого изменения психики больного ставится 3 группа инвалидности.

Может выставляться и 1-я группа инвалидности. Когда болезнь протекает практически без видимых ремиссий, выражен апатоабулический синдром, когда больной практически не выходит из дома и не может обеспечить себя едой, соблюдением элементарных навыков гигиены и сохранности своего здоровья или, ввиду непрерывных галлюцинаторно-бредовых и кататонических состояний, полностью потеряна связь с объективным миром и своей личностью.

В подростковом возрасте, особенно у мальчиков, шизофрения часто проявляется нарушениями поведения и изменениями характера, присущими некоторым типам психопатий (т. е. конституциональным аномалиям характера), главным образом шизоидному, а также эпилептоидному, неустойчивому, реже — истероидному .

Психопатоподобными изменениями может целиком ограничиваться картина заболевания. В таких случаях они сперва относительно медленно нарастают (инициальный период). Затем под влиянием некоторых психогенных факторов, которые обычно вряд ли могут быть названы психическими травмами (например, изменение уклада жизни вследствие смены учебного заведения, переезд на новое место и т. п.), или без всякой видимой причины психопатические нарушения неожиданно развертываются и приводят к социальной дезадаптации (период манифестации болезни). В дальнейшем эти нарушения могут постепенно сглаживаться (чаще это происходит с повзрослением) или остаются на долгие годы без существенных изменений. Подобные случаи принято обозначать психопатоподобной вялотекущей (малопрогредиентной) шизофренией.

Однако при другом менее благоприятном варианте течения болезни вслед за периодом психопатоподобной манифестации, длящимся от нескольких месяцев до 2—3 лет , могут возникать галлюцинации и разные формы бреда или начинают нарастать апатия, бездеятельность, эмоциональное оскудение, а иногда присоединяются и выраженные нарушения мышления, т. е. развивается параноидная или простая форма непрерывно-прогредиентной шизофрении.

С психопатоподобными нарушениями приходится также сталкиваться у подростков, перенесших острые приступы (шубы) шизофрении, когда улучшение состояния после подобных приступов бывает неполным (психопатоподобный тип ремиссии).

Особую и меньшую по частоте группу составляют подростки, заболевшие шизофренией в детстве, у которых дальнейшее развитие заболевания приостановилось, однако болезнь отложила сильный отпечаток на их поведении, характере, личности в целом («постпроцессуальные психопатии»).

Впервые психическое расстройство у подростков и юношей, совпадающее с половым созреванием и проявляющееся в основном нарушениями поведения (поначалу подростки производят впечатление плохо воспитанных, а не больных), было описано в конце XIX в. Карлом Кальбаумом под названием гебоидофрении. В отличие от сходного, но более тяжелого, юношеского заболевания — гебефрении —гебоидофрения не приводила к слабоумию — прогноз при ней был более благоприятен. Ее сходство с психопатиями еще не могло быть отмечено, так как описание последних получило распространение позднее . В дальнейшем термины «гебоидофрения» и «гебоид» мало использовались. Чаще всего гебоидофрения рассматривалась как разновидность шизофрении , реже — как самостоятельное, независимое от шизофрении, психическое расстройство и даже как тип психопатии . Оказалось, что психопатоподобные нарушения при шизофрении возможны не только у подростков и юношей, но и у взрослых. М. Urstein (1922) назвал подобные случаи «кататонией под картиной истерии или психопатии». Позднее вошли в обиход термины «псевдопсихопатическая» (в США) и «психопатоподобная» (в СССР) шизофрения. Д. С. Озерецковский (1973) описал два варианта этой формы у взрослых: в одном преобладала аффективная взрывчатость, в другом — нарушения влечений.

Нами разновидности преобладающих при психопатоподобной шизофрении нарушений были систематизированы в виде синдромов, отражающих их сходство с определенными типами психопатий, с которыми при манифестации заболевания приходится проводить дифференциальный диагноз. Эти синдромы (нарастающей шизоидизации, эпилептоидный, неустойчивого поведения, истероидный) будут описаны в следующем разделе. Сходные классификации были предложены также Ф. В. Кондратьевым (1982) — синдром, имитирующий шизоидную психопатию, истероподобный и др., и А. Г. Большаковым (1984)—синдромы повышенной аффективной возбудимости, психической неустойчивости, патологически измененных влечений, полиморфный.

В 70—80-х годах в детской и подростковой психиатрии в нашей стране снова стали часто использоваться термины «гебоид», «гебоидный синдром», «гебоидная шизофрения». При этом в понятие «гебоидный» вкладывался неодинаковый смысл. М. Ш. Вроно (1981) отнес сюда только случаи шизофрении с патологическими влечениями, с жестокостью и холодностью и с одержимостью особыми интересами и увлечениями, т. е. картину, скорее, соответствующую описываемому в следующем разделе эпилептоидному синдрому. Г. П. Пантелеева (1974) первоначально предложила весьма широкое понимание гебоидной шизофрении, охватывающее не только все психопатоподобные расстройства в подростковом и юношеском возрасте, но и другие нарушения, отражающие в искаженном виде психологические особенности пубертатного периода, например дисморфофобии и деперсонализации. В. Ф. Матвеев и соавт. (1979) обозначили гебоидной шизофренией только благоприятно завершающиеся однократные приступы с психопатодобным синдромом в подростковом возрасте. Гебоидным синдромом стали даже называть разнообразные психопатические нарушения у подростков, например вследствие резидуального органического поражения головного мозга —»резидуально-органический гебоид» .

Г. П. Пантелеева, М. Я. Цуцульковская и Б. С. Беляев (1986) в монографии о гебоидной шизофрении определили гебоидное состояние как «возникающее при шизофрении в юношеском возрасте психическое расстройство, характеризующееся патологическим преувеличением и видоизменением психологических пубертатных свойств с преобладанием аффективно-волевых нарушений, в том числе и влечений, приводящих к противоречащему общепринятым нормам поведению, и выраженной дезадаптацией в обществе» (с. 58). Обозначение этого состояния как психопатоподобного признается неправильным, так как оно не отражает его главной особенности — связи с подростковым возрастом, ни того, что оно относится к психотическому уровню. Подчеркивается, что пубертатный период здесь выступает не как фактор патопластический, т. е. придающий возрастную окраску психическим расстройствам, а более тесно связан с патогенезом, хотя и не является основной причиной болезни. Основными психологическими механизмами гебоидного синдрома считаются патологически усиленная оппозиция к окружающему и стремление к самоутверждению. В зависимости от фазы пубертата выделяются разные типы гебоидов. «Ранний гебоид» (11 — 13 лет) проявляется ненавистью к близким и патологическим фантазированием; «средний гебоид» (14—15 лет)—оппозицией к обществу, общепринятым порядкам и правилам, употреблением алкоголя и других дурманящих средств, беспорядочными сексуальными контактами; «поздний гебоид» (16—17 лет) представляет собой картину, известную ранее как подростковую «метафизическую интоксикацию», что рассматривается как патологическое самоутверждение путем духовного совершенствования. Кроме приведенной возрастной систематики, гебоиды разделяются еще по-другому. Помимо типичного «чистого» гебоида, выделяется еще «аффективный гебоид», где все нарушения развертываются на фоне легкого гипоманиакального состояния с расторможенностью или субдепрессии со злобностью и склонностью к алкоголизации. Подобные состояния были ранее описаны нами как деликвентные эквиваленты депрессий и гипоманиакальных состояний . При «редуцированном гебоиде» бывает представлен лишь какой-либо один симптом (например, нарушение влечений или сверхценные интересы). При дефектно-гебоидном состоянии падает продуктивность и снижается «энергетический потенциал». Таким образом, гебоидность оказывается весьма широкой категорией, охватывающей почти все психопатоподобные расстройства подросткового возраста. За ее пределами оказываются лишь неврозоподобные синдромы, хотя некоторые из них, так же как гебоидный, считаются присущими подростковому возрасту и вполне подходят под определение Г. П. Пантелеевой и др. (1986, с. 58), приведенное выше (синдромы аноректический, дисморфоманический).

В 80-х годах в американской психиатрии «псевдопсихопатическая шизофрения» была исключена из класса шизофренических расстройств. Подобные случаи стали рассматриваться как «расстройства личности» (DSM-III, 1980), т. е. обозначаться термином, аналогичным психопатиям в советской психиатрии. Состояния большинства больных вялотекущей психопатоподобной шизофренией, скорее всего, будут расценены как «пограничное расстройство личности», критериями для диагностики которого указаны импульсивность, непостоянство межличностных отношений, частые неконтролируемые вспышки ярости, аффективная нестабильность, несформированность жизненных целей и принципов, непереносимость одиночества, склонность к саморазрушающему поведению и хроническое чувство опустошенности и скуки. Другая часть случаев, возможно, будет диагностирована как «антисоциальное расстройство личности», «расстройство идентичности» и др.

Сходная тенденция в отношении психопатоподобных расстройств наметилась в советской психиатрии. Хотя в адаптированной для использования в СССР МКБ-9 (1983) предусмотрена «вялотекущая шизофрения с неврозоподобной и психопатоподобной симптоматикой» (шифр 295.51), но в «Руководстве по психиатрии» под ред. А. В. Снежневского (1983) среди вариантов мало-прогредиентной шизофрении психопатоподобная форма не описана. Если картина ограничивается психопатоподобными расстройствами, то подобные случаи расцениваются как «латентная шизофрения» . Это делает трактовку данных случаев неясной и даже двусмысленной: если болезнь еще скрыта, еще не проявилась, остается латентной, то откуда же психопатоподобные расстройства, следует ли начинать активное лечение и правомерно ли таких лиц считать невменяемыми?

Предлагаемая нами систематика психопатоподобных расстройств при шизофрении у подростков учитывает форму и стадии развития заболевания и особенности проявлений этих расстройств.

В зависимости от картины нарушений описаны синдромы (на основании их сходства с определенными типами психопатий):

1. Синдром нарастающей шизоидизации.

2. Эпилептоидный синдром.

3. Синдром неустойчивого поведения.

4. Истероидный синдром.

При разных формах и стадиях шизофрении выделяются:

1. Психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении.

2. Психопатоподобные дебюты прогредиентной (простой, параноидной) шизофрении.

3. Психопатоподобные неполные ремиссии при приступообразно-прогредиентной и непрерывно-прогредиентной шизофрении.

4. Постпроцессуальные псевдопсихопатии (после приступов шизофрении, обычно, перенесенных в детстве).

5. Психопатоподобные изменения личности при шизоаффективных психозах.

По мнению М. П. Исаченковой (1986), психопатоподобным картинам при шизофрении у подростков и юношей свойствен «синдром сверхценных образований». В него включены и увлечения, интересы (т. е. патологическое хобби), и страхи, и переживания своей ущербности, и «сверхценное фантазирование», и многое другое, даже идеи мести и убийства, т. е. широкий круг нарушений, не достигающих бреда. Некий общий радикал, прежде всего особая аффективная заряженность переживаний, во всех этих случаях имеется, но это представляется недостаточным для объединения в единый синдром

Нам представляется целесообразным говорить именно о синдромах, а не о субформах или вариантах форм , так как в течение заболевания синдром может измениться. Довольно часто приходится видеть сочетание симптомов из разных психопатоподобных синдромов и даже присоединение к ним симптомов неврозоподобных. Определение синдрома в таких случаях осуществляется на основании преобладающей симптоматики.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011

© Е. Е. Малкова, 2011 г.

УДК 616.895.8-053.2

Е. Е. Малкова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ИХ СВЯЗЬ С ТРЕВОГОЙ У ПОДРОСТКОВ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический

институт имени В. М. Бехтерева

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст, будучи периодом становления характера, является наиболее уязвимым в области характерологических сдвигов. Именно в этом возрасте перед психиатрами и клиническими психологами стоит трудная задача дифференциального диагноза между ши-зотипическим расстройством и нарушениями поведения при акцентуациях характера . Для шизотипиче-ского расстройства личности характерны социальная изоляция, ограниченные или неадекватные эмоции, а также сосуществование эмоциональной холодности с резкой гиперчувствительностью к отдельным раздражителям . При этом трудности и стесненность при социальных взаимодействиях зачастую приводят к развитию социальной тревоги, которая, в свою очередь, запускает своеобразные психологические защиты, неосознанно регулирующие поведение и деятельность в целом . Это особенно важно в отношении подростков, так как в подростковом возрасте социальные навыки еще формируются, в случае же шизотипического расстройства это формирование приобретает болезненный характер, становясь основой более серьезных проблем в будущем, вплоть до вероятности развития заболеваний психотического регистра .

Исходя из этого, представляется актуальным исследовать особенности репертуара психологических защит их связь с общей и социальной тревогой как факторами риска социальной дезадаптации у подростков с шизотипи-ческими расстройствами.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с этим нами были исследованы три группы подростков старшего школьного возраста (1618 лет). Основную группу составили 26 подростков (8 мальчиков и 18 девочек, 17,3±1,4 года), проходивших стационарное обследование и лечение на базе подросткового психиатрического отделения СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева. Группа была сформирована по результатам анализа содержания историй болезни, анамнестических и клинико-психологических особенностей, соответствующих критериями шизотипического расстройства (Р21). Контрольная группа состояла из социально-адаптирован-

ных подростков (27 мальчиков и 33 девочки, 16,9± 1,2 года), учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. В контрольной группе были выделены две подгруппы на основе результатов патохарактерологическо-го опросника и проанализированных данных анамнеза. В первую был включен 21 подросткок (11 мальчиков и 10 девочек, 17,5±0,8 года) с преимущественно шизоидным складом характера, а во вторую — 39 подростков (16 мальчиков и 23 девочки, 16,7±1,6 года) с иными характерологическими особенностями.

В качестве основных методов были использованы кли-нико-пссихологический и экспериентально-психологич-ческий, включивший в себя патохарактерологический диагностический опросник для выделения группы социально-адаптированных подростков с преимущественно шизоидным складом характера; опросник «Индекс жизненного стиля» для определения выраженности психологических защит; опросник «Многомерная оценка детской тревожности» для оценки характера и уровня тревожности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование показало, что наиболее часто встречающейся у подростков с шизотипическим расстройством оказывалась такая психологическая защита, как реактивное образование, развивающееся вследствие повышения уровня общей тревожности. Наиболее значимыми (при р<0,05) в плане развития тревоги у лиц с шизотипическим расстройством в сравнении как с группой конституциональных шизоидов, так и с группой подростков с иными характерологическими особенностями были ситуации самовыражения и проверки знаний, связанные с оценкой (особенно публичной) окружающих. Исходя из этого, можно полагать, что именно они являются своеобразной «зоной наименьшего сопротивления» и «маркером» вероятности развития шизотипического расстройства у подростков вне зависимости от их исходных характерологических особенностей. При этом для социально-адаптированных шизоидов наиболее значимо выраженной (при р<0,05) была оценка со стороны учителя, в то время как для остальных подростков на первом месте (при р<0,05) стояла оценка сверстников. Отличающая подростков с шизотипическим расстройством от контрольных групп, значимо низкая (при р<0,05) тревога в отношениях со значимыми близкими (родителями) может, с нашей точки зрения, быть использована в психокоррекционной работе в качестве резерва адаптации.

Исследование взаимосвязей показателей выраженности психологических защит и различных аспектов тревожности установило, что именно в группе подростков с шизотипическими расстройствами имелось максимальное количество значимых (при р<0,05) взаимосвязей (29) в сравнении с двумя контрольными группами (7 и 9 соответственно). Этот результат был вполне ожидаем, так как таких подростков отличала ригидность и незрелость защит, не позволяющие им эффективно справляться с вы-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

сокой тревожностью. Собственно характер выявленных значимых (при р<0,05) взаимосвязей в трех изученных группах указывал на то, что регрессия и проекция имели наибольшее количество связей с различными аспектами проявлений тревожности в группе подростков с шизоти-пичесим расстройством (6 и 7 соответственно). Также имелось наибольшее количество взаимосвязей и в других группах — проекция (3 из 7) в группе шизоидов, регрессия (5 из 9) в группе социально-адаптированных подростков с другими складами характера. При этом проекция использовалась в основной группе значимо (при р<0,05) меньше, чем в обеих группах нормы. Кроме того, можно говорить о неэффективности в плане регуляции уровня тревоги таких психологических защит, как отрицание, вытеснение и интеллектуализация (отсутствие значимых взаимосвязей). С психологическими защитами наибольшее количество значимых положительных связей имели: у подростков с шизотипическими расстройствами — тревога в отношениях с учителями и в ситуациях самовыражения, а также снижение психической активности обусловленное тревогой, в то время как в группе преимущественно шизоидных подростков — тревога в отношениях со сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно говорить о том, что именно высокая тревожность вследствие неэффективности использования психологических защит участвовала в социальной дезадаптации, которая отличала подростков с шизотипическими расстройствами от социально-адаптированных вне зависимости от их характерологических особенностей. В качестве мишеней для психокоррекции по результатам исследования особое внимание следует обращать на выраженность у подростков с шизотипичес-ким расстройством такой формы психологической защиты, как реактивное образование. Особо следует обращать внимание на тревогу в отношениях с учителями и в ситуациях самовыражения в связи с высокой вероятностью возникновения регрессивных тенденций в поведении. При этом в качестве ресурса адаптации можно опираться на низкую тревожность в отношениях с родителями, характеризующую уровень доверия в отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

3. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. — СПб. : Речь, 2006. — 507 с.

4. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — СПб. : Речь, 2010. -256 с.

6. Смулевич, А. Б. Расстройства личности / А. Б. Смулевич. -М. : Мед. информ. аг-во, 2007. — 189 с.

РЕЗЮМЕ

Е. Е. Малкова

Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством

Рассмотрены особенности психологических защит и их взаимосвязь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством в сравнении с группами социально-адаптированных подростков с преимущественно шизоидным складом характера и подростков, в структуре личности которых шизоидный радикал не был выражен. У подростков с шизотипическими расстройствами наблюдалось отсутствие эффективности использования психологических защит. Показатели тревожности были крайне высоки вне зависимости от причины, их вызвавшей. Исключение составляло лишь отсутствие тревоги в отношениях со значимыми близкими (родителями), которые могут рассматриваться в качестве резерва адаптации в процессе психокоррекции.

Ключевые слова: подростки, тревога, психологические защиты, шизотипические расстройства.

E. E. Malkova

Шизотипическое расстройство личности — это психическое состояние, для которого характерны аномалии мышления и восприятия на фоне эксцентричного поведения, которые начинаются в раннем детстве. Таким людям свойственны проблемы в общении, подозрительность, склонность к странным убеждениям и суевериям. Всё это мешает человеку нормально жить и без своевременно оказанной психиатрической помощи ведет к социальной отгороженности, различным зависимостям или присоединению к сектам и культам.

Факторы, способствующие развитию шизотипической личности:

  1. Наследственная предрасположенность — нарушения психики у близких родственников (в особенности наличие шизофрении).
  2. Психологические травмы, стрессы, нездоровая обстановка в семье.
  3. Биохимические особенности — характерна высокая активность нейротрансмиттера дофамина.

Шизотипическое расстройство личности МКБ-10 рассматривает как заболевание, которое трудно отграничить от некоторых других нарушений психики. Недуг напоминает шизофрению, но не соответствует ее диагностическим критериям. Это состояние не имеет типичных для шизофрении симптомов и не характеризуется глубокими личностными дефектами.

Помощь пациентам с шизотипическим расстройством личности оказывает психиатр и психотерапевт.

Шизоидное и шизотипическое расстройство личности также имеют схожие черты, но при первом не так выражены чудаковатое поведение и странности мышления. В связи с этим, диагностика шизотипического расстройства является сложной задачей, для решения которой требуется опытный специалист с высокой квалификацией.

Как распознать шизотипическое личностное расстройство?

Пациенты с расстройством личности шизотипического характера имеют склонность к социальной отгороженности, которая свойственна также людям с шизоидным расстройством. Но в отличие от шизоидов, шизотипические личности имеют выраженные когнитивные (связанные с мышлением) и перцептивные (связанные с восприятием) нарушения.

Со стороны поведение таких людей выглядит эксцентричным и неадекватным. Наблюдаются странные убеждения и мистическое мышление: пациенты находят у себя или у кого-то из окружения способности к ясновидению или телепатии, для них становятся очень важны суеверия, символы, предзнаменования. При этом эмоции по отношению к близким становятся уплощенными, ограниченными. Возникает холодность в общении, избегание контактов с другими людьми.

Важно

Пациенту и окружающим часто сложно отличить особенности характера человека, симптомы усталости или перенапряжения от проявлений болезни. Чтобы избежать обострений, нужно регулярно посещать лечащего врача-психиатра.

Человек перестает следовать социальным нормам: пренебрегает личной гигиеной, эксцентрично одевается, может появиться склонность к бродяжничеству. Речь становится бессвязной, размытой, со множеством лишних подробностей, ее становится трудно воспринимать. Всё это может быть причиной насмешек, что приводит к еще большему усугублению тревожности, отгороженности и подозрительности.

Однако в отличие от шизофренического расстройства личности, рассматриваемое состояние не характеризуется полноценным бредом и галлюцинациями. Пациенты могут иметь черты, которые встречаются при шизофрении, имеют странные убеждения и ведут себя, не считаясь с социальными нормами. Но при этом им не свойственна оторванность от реальности. Встречаются искажения восприятия и мышления, когда человеку кажется, что он видит скрывающуюся в углу тень или слышит, как кто-то произносит его имя. Однако вскоре он понимает, что это не соответствует действительности. .

Человеку, который страдает шизотипическим расстройством личности, рекомендуется как можно скорее начать лечение у специалиста: без необходимой помощи заболевание будет прогрессировать, усугубляться, не давать нормально жить и заниматься профессиональной деятельностью.

Терапия и течение шизотипического расстройства

В лечении используются современные нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты. Эти препараты контролируют симптомы и корректируют настроение. .

Наилучшего результата удается достигнуть при комбинации медикаментозного лечения с психотерапевтическим, которое помогает разобраться в своем состоянии, найти мотивацию к выздоровлению, учит защищаться от негативных эмоций и управлять ситуацией.

Адекватное и своевременное лечение у психиатра, выполнение всех рекомендаций врача позволяет избежать перехода заболевания в развернутую шизофрению.

Иногда при шизотипическом расстройстве личности шизофрения может стать ожидаемым исходом. Это происходит при отсутствии лечения в связи с игнорированием проявлений, которые сначала могут быть не такими яркими, как при других психических заболеваниях. Чтобы избежать этого и улучшить прогноз, необходимо внимание близкого окружения и обеспечение пациента своевременной психиатрической помощью.

Заболевание имеет хроническое течение с колебаниями в интенсивности. Прогноз индивидуален для каждого случая. При грамотном подходе опытного специалиста состояние стабилизируется, пациенты социализируются и возвращаются к учебе или профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *