Доктор Моррис

Шизоаффективное расстройство

Шизоаффективное расстройство

Шизоаффективное расстройство

МКБ-11

МКБ-10

МКБ-10-КМ

F25.9 и F25

МКБ-9

МКБ-9-КМ

OMIM

MedlinePlus

MeSH

Шизоаффективное расстройство (другие названия — рекуррентная шизофрения, периодическая шизофрения, циркулярная шизофрения, шизоаффективный психоз) — эндогенное психическое расстройство, сочетающее в себе признаки шизофрении и аффективного расстройства. Характеризуется аномальными процессами мышления и дерегулированными эмоциями. Диагноз обычно ставят, когда у человека есть признаки как шизофрении, так и аффективного расстройства (расстройства настроения) — как биполярное расстройство, так и депрессия — но не строго соответствует диагностическим критериям ни для одного. Биполярный тип отличается симптомами мании, гипомании или смешанного эпизода. Депрессивный тип — только симптомами депрессии. Общие симптомы расстройства включают слуховые галлюцинации, параноидный бред и дезорганизованную речь и мышление. Начало симптомов обычно начинается в молодом возрасте. В настоящее время известно, что симптомы проявляются в разные периоды жизни.

В DSM-5 и МКБ-10 шизоаффективное расстройство находится в том же диагностическом классе, что и шизофрения, но не в том же классе, что и нарушения настроения. Диагноз был введён в 1933 году, и его определение было слегка изменено в DSM-5, опубликованном в мае 2013 года, поскольку определение шизоаффективного расстройства DSM-IV приводит к чрезмерному ошибочному диагнозу. Изменения, внесённые в определение шизоаффективного расстройства, были предназначены для того, чтобы сделать диагностику DSM-5 более последовательной (или надёжной) и существенно сократить использование диагноза. Кроме того, диагностика шизоаффективного расстройства DSM-5 больше не может использоваться для психоза первого эпизода.

Диагностика

МКБ-10

Диагноз F2525. ставится при соответствии следующим группам критериев:

  • наличествуют признаки аффективных расстройств (F30—F32);
  • наличие как минимум одного из следующих признаков не менее 2 недель:
    • слуховые галлюцинации в виде посторонних голосов, комментирующих или ведущих диалоги;
    • бред контроля и воздействия, чувство «сделанности» мыслей, ощущений, движений;
    • ощущения телепатии, то есть приёма или передачи мыслей на расстоянии, их открытость или отнятие;
    • разорванность речи и неологизмы;
    • стойкий бред, не характерный для субкультуры пациента;
    • частое и переходное появление кататонических симптомов;
  • симптомы шизофрении и аффективных расстройств представлены одновременно при одном обострении;
  • исключены органические поражения мозга (F0) и употребление психоактивных веществ (F1).

Типы шизоаффективного расстройства

  • F25.025.0 Маниакальный тип. Диагноз ставится при шизоаффективном расстройстве на маниакальном фоне (соответствие критериям мании F30.130.1).
  • F25.125.1 Депрессивный тип. Диагноз ставится при шизоаффективном расстройстве на депрессивном фоне (соответствие критериям умеренной или тяжёлой депрессии F31.331.3—4).
  • F25.225.2 Смешанный тип. Диагноз ставится при шизоаффективном расстройстве, смешанным с биполярным аффективным расстройством (соответствие критериям БАР, текущий эпизод смешанного характера F31.631.6).
  • F25.825.8 Другие шизоаффективные расстройства.
  • F25.925.9 Шизоаффективное расстройство неуточнённое.

Одна часть исследователей расценивает смешанный тип шизоаффективного расстройства как атипичную форму биполярного аффективного расстройства, а другая — как относительно доброкачественную форму течения шизофрении («циркулярную шизофрению»).

Терапия

Для лечения шизоаффективного расстройства на всех этапах используются антидепрессанты, антипсихотические препараты (как атипичные, так и традиционные), анксиолитики и нормотимики (ламотриджин, препараты лития, вальпроевая кислота, карбамазепин). При депрессивном типе используются антидепрессанты: ингибиторы моноаминоксидазы, тетрациклические и трициклические (например, мапротилин, амитриптилин, имипрамин), а также электросудорожная терапия (при наличии лекарственной резистентности). При маниакальном типе используются нейролептики с выраженной антипсихотической и седативной активностью. При смешанном типе препараты лития, карбамазепин и ламотриджин. Ламотриджин при шизоаффективных расстройствах эффективен в дозах от 400 мг/день.

При профилактической терапии применяются поддерживающие дозы карбамазепина (до 200 мг) или карбоната лития (литобида, контемнола, литинола) в дозах до 400—500 мг, иногда препараты вальпроевой кислоты:174.

Основным средством лечения является антипсихотическое средство в сочетании с лекарством от стабилизатора настроения или антидепрессантом, или и то, и другое. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что антидепрессанты могут усилить психоз, манию и длительный цикл эпизодов настроения в расстройстве. Когда есть риск для себя или других людей, обычно на ранней стадии лечения, может потребоваться госпитализация. Психиатрическая реабилитация, психотерапия и профессиональная реабилитация очень важны для восстановления более высокой психосоциальной функции. Как группа, люди с шизоаффективным расстройством, диагностированные с использованием критериев DSM-IV и МКБ-10, имеют лучший результат, чем люди с шизофренией, но имеют переменные индивидуальные психосоциальные функциональные исходы по сравнению с людьми с расстройствами настроения, от худших до одинаковых. Результаты для людей с диагностированным шизоаффективным расстройством DSM-5 зависят от данных проспективных когортных исследований, которые ещё не завершены.

> См. также

  • Шизофрения
  • Аффективные расстройства
  • Биполярное аффективное расстройство
  • Большое депрессивное расстройство

Литература

  • Тиганов А. С., Снежневский А. В., и др. Руководство по психиатрии / Под ред. академика РАМН А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 636—667. — 712 с. — ISBN 5-225-02676-1.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NDL: 01175908

Это заготовка статьи по психиатрии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
В другом языковом разделе есть более полная статья Schizoaffective disorder (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

  • СИОЗС (флуоксетин, пароксетин и др.)
  • СИОЗСиН (венлафаксин, милнаципран и др.)
  • ТЦА (амитриптилин, имипрамин и др.)
  • ИМАО (транилципромин, моклобемид и др.)
  • Тетрациклические антидепрессанты (мапротилин и др.)
  • СИОЗН (ребоксетин, атомоксетин и др.)
  • СИОЗНиД (бупропион)
  • НаССА (миртазапин, миансерин)
  • ССА (тразодон, нефазодон)
  • Другие антидепрессанты (агомелатин, L-триптофан, гиперицин и др.)

  • Препараты лития (карбонат, цитрат, оксибутират)
  • Атипичные антипсихотики (оланзапин, кветиапин, арипипразол и др.)

Расстройства
Симптомы
Синдромы
Психодиагностические методики
Лечение Антидепрессанты Нормотимики из группы
антиконвульсантов
Другие
нормотимики
Нелекарственные

Аффективные расстройства (расстройства настроения) в МКБ-10

F30—F39
Аффективные расстройства

  • F30 Маниакальный эпизод
  • F30.0 Гипомания
  • F31 Биполярное аффективное расстройство
  • F31.8 Биполярное расстройство второго типа
  • F32 Депрессивный эпизод
    • Большое депрессивное расстройство
    • Малая депрессия
  • F32.8 Атипичная депрессия
  • F32.8 Маскированная депрессия
  • F33.2/F33.3 Эндогенная депрессия
  • F34.0 Циклотимия
  • F34.1 Дистимия
    • Депрессивное расстройство личности

Другое

  • F20.4 Постшизофреническая депрессия
  • F25 Шизоаффективные расстройства
  • F53.0 Постнатальная депрессия

Формы шизофрении
(МКБ-10)

  • F20.0 Параноидная
  • F20.1 Гебефреническая (гебефренная)
  • F20.2 Кататоническая
  • F20.3 Недифференцированная
  • F20.4 Постшизофреническая депрессия
  • F20.5 Остаточная (резидуальная)
  • F20.6 Простая
  • F20.8 Другой тип шизофрении
    • ипохондрическая шизофрения
    • сенестопатическая шизофрения
    • детский тип шизофрении
    • шизофреноформное расстройство БДУ
  • F21.1 Латентная шизофрения
  • F21.2 Шизофреническая реакция
  • F21.3 Псевдоневротическая (неврозоподобная) шизофрения
  • F21.4 Псевдопсихопатическая (психопатоподобная) шизофрения
  • F21.5 «Бедная симптомами» шизофрения
  • F22.82 Паранойяльная шизофрения
  • F25.2 Циклическая шизофрения

Особые формы шизофрении

  • Фебрильная шизофрения (кода МКБ нет)

Устаревшие диагнозы

Другие диагнозы и состояния

Связанные синдромы

Негативные симптомы

Другое

Когда люди слышат приставку «шизо», то сразу же в воображении всплывает самый тяжелый психиатрический диагноз – шизофрения. Однако между шизоаффективным расстройством (ШАР) и шизофренией имеется существенная разница.

Шизоаффективное расстройство: причины возникновения

Шизоаффективное расстройство относят к так называемым третьим эндогенным психозам. Он находится, условно говоря, на пересечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР), которое по старой классификации еще обозначают, как маниакально-депрессивный психоз. Или ШАР занимает место как бы на самом ближнем полюсе к границе с аффективными психозами.

Эндогенные заболевания имеют генетическое основание, что кроется уже в приставке «эндо», то есть «внутренний». Понятие «эндогенный» возникло еще до того, как появилась генетика. На сегодняшний день этот термин сохранился, и обозначает наследственную основу, то есть – генетическую. Вероятность заболеть шизоаффективным расстройством возрастает, если у человека имеются родственники, страдавшие заболеваниями шизофренического спектра.

Ранее считалось, что необходимы некоторые условия для того, чтобы гены «проявили себя». Предполагалось, что вероятность манифестации тех или иных генов зависит от факторов, влияющих на развитие плода во время внутриутробного периода (гипоксия, голодание, инфекции). Также считали, что существенную роль играет социальное окружение в детстве и юности. Но на сегодняшнем этапе стало понятно, что все эти факторы могут быть только толчковыми – пусковыми – в манифестации возникновения шизофрении и шизоаффективного расстройства (рекуррентной шизофрении) в частности.

Шизоаффективное расстройство: симптомы

Симптомы шизоаффективного расстройства могут быть разными. Но существует единая тенденция: в клинической картине обязательно присутствуют как аффективные проявления (депрессия или мания), так и признаки шизофрении (нарушения мышления в виде бредовых идей, расстройства восприятия в виде галлюцинаций, реже психические автоматизмы и др.). Причем, обе группы признаков выражены в одинаковой мере и появляются фактически одновременно.

Остановимся более детально на самих симптомах.

Нарушение аффекта

Нарушение аффекта протекает по двум типам – в сторону снижения или повышения эмоционального равновесия.

В первом случае мы имеем манию. Это состояние колоссальной активности, когда человек ощущает прилив сил, становится крайне деятельным. Повышается настроение (вплоть до эйфории), ускоряется темп мышления, появляются идеи собственной непобедимости. «Ура-эффект» охватывает больного, и он не видит никаких преград для исполнения своих сиюминутных желаний. Иногда доходит до такого состояния, что человек не может сконцентрироваться на чем-то одном, постоянно переключаясь на другое. А мышление ускоряется настолько, что теряется связь между высказываниями, и больной соскальзывает с одной мысли на другую.

Кроме такой повышенной энергичности может наблюдаться гневливая мания. В таком состоянии пациент агрессивно противодействует окружающим, особенно если аффект сочетается с некоторыми бредовыми мотивами. Например, когда человек думает, что должен «очистить» Землю от нежелательных с его точки зрения людей.

В другом варианте развивается депрессия. Больной перестает видеть краски в жизни, начинает тосковать, настроение падает, нарушается сон. Уменьшается двигательная активность, что порой доходит до тех случаев, когда человек не может встать с кровати. Темп мышления замедляется, теряется былая продуктивность. Больной высказывает идеи собственного уничижения, говорит о своей несостоятельности и никчемности. Возникает большой риск суицида.

Депрессия способна проявляться и в виде ажитации – парадоксального двигательного возбуждения, когда подавленное настроение сочетается с хаотическими движениями и бесцельной деятельностью.

«Шизофренические» симптомы

Если брать все сказанное выше, то клиническая картина вписывалась бы в рамки биполярного расстройства. Однако ШАР характеризуется тем, что при этом заболевании существуют также еще симптомы шизофрении. Они, как правило, соответствуют фону настроения.

Например, депрессивный аффект может сочетаться с идеями собственной греховности (религиозная тематика), смерти себя, собственных родных или даже человечества в целом. При этом больной может слышать голоса, которые говорят с ним и указывают на собственную никчемность.

При маниакальном аффекте мир преобразовывается, человек начинает везде видеть доказательства собственного величия (экспансивный бред). Появляются бредовые мотивы реформаторства, чтения мыслей, открытия научных достижений, которые изменят мир и т.д. Например, человек со среднетехнической специальностью начинает считать, что открыл особый способ передачи электромагнитных волн на другие планеты, чтобы общаться с внеземными цивилизациями.

То есть, шизофренические симптомы обычно проявляются в виде бредовых идей отношения, преследования и др., а также галлюцинаций – как слуховых (вербальные псевдогаллюцинации, «голоса»), зрительных, так и другого характера. Значительно реже могут наблюдаться кататонические расстройства (ступор, возбуждение, негативизм), а также ощущение больным открытости или чтения другими своих мыслей, феномен управления («мною управляет высшая сила»). Эти симптомы, характерные для шизофрении, помогают отличить ШАР от депрессии или мании с психотическими симптомами. Потому что при аффективной патологии наблюдаются только такие характерные (конгруэнтные) симптомы: в мании при биполярном аффективном расстройстве (БАР) – бред величия и переоценки, а в депрессии при БАР или рекуррентном депрессивном расстройстве – бредовые идеи самообвинения и самоуничижения.

Прогноз при шизоаффективном расстройстве

Самым главным отличием ШАР от шизофрении является то, что больной выходит из психоза практически с отсутствием шизофренического дефекта, без остаточных проявлений, таких как апатия, пассивность, снижение энергетического потенциала, замкнутость, потеря социальных связей и эмоциональная уплощенность (отсутствие эмоциональной реакции на какие-либо события). Фактически, у пациента могут оставаться незначительные и недлительные псевдоастенические явления (повышенная утомляемость, временно синдром несостоятельности). В других же сферах человек возвращается к прежней жизни.

Прогноз при шизоаффективном расстройстве относительно благоприятный. Но это не делает болезнь «более легкой» и несущественной, не дает права отказываться от лечения и пускать процесс выздоровления на волю случая. Поэтому больные после выписки из стационара нуждаются в противорецидивной терапии. И необходимо сказать о том, что при этом более легком (если так можно сказать) варианте протекания шизофрении нужны не только препараты, которые предупреждают возврат шизофренических симптомов (галлюцинации, бред и др.), но и лекарства, которые являются стабилизаторами настроения (предупреждают возврат депрессии или мании, то есть, помогают удерживать настроение в каких то определенных границах).

Признаки болезни

Прежде чем поставить подобный диагноз, врач должен выявить симптомы шизоаффективного расстройства. Предклиническое состояние больного нередко характеризуется социальной отстраненностью, эмоциональной холодностью. У больных, как правило, мало друзей, они склонны заниматься уединенной работой. Поведение их нередко бывает достаточно эксцентричным.

Больные могут достаточно равнодушно относиться как к похвале, так и к критике со стороны окружающих. Если заболевание не лечить, то больной будет становиться все более и более отчужденным от общества, его интересы будут далеки от семьи и друзей. Как правило, страдающие данным нарушением терпят неудачу в карьере. Коварство этой болезни заключается в том, что она может длиться в течение многих лет, и при этом прогрессировать. К ним относятся нарушения эмоциональной сферы, которые определяют подтип заболевания, а также непосредственные признаки шизофрении:

  • Частые слуховые галлюцинации.
  • Бред контроля, воздействия со стороны.
  • Разорванность речи.
  • Дезорганизация мыслительных и речевых процессов.
  • Деперсонализация, а также дереализация.
  • Нарушения внимания, памяти.
  • Зрительные галлюцинации.
  • Снижение психической активности.

Депрессивный тип

Шизоаффективное расстройство депрессивного типа представляет собой вид нарушения, при котором выражены симптомы двух заболеваний – и шизофрении, и депрессии. Больной в полной мере страдает от проявления всех симптомов депрессивного расстройства: у него подавленное настроение, он может мучиться от бессонницы. Давит чувство безысходности, мысли о самоубийстве. Могут наблюдаться колебания веса – как его набор, так и похудание.

Однако, помимо этих симптомов, больные жалуются и на классические признаки шизофренических нарушений. Например, пациент может жаловаться на то, что его мысли кто-то узнает или контролирует. Иногда его могут преследовать мучительные идеи о том, что за ним шпионят, постоянно его преследуют. Больной может слышать разные голоса, которые могут и не обвинять его, однако обсуждать его поведение, или же говорить о том, что хотят его убить.

В психиатрической практике считается, что симптомы шизоаффективного расстройства данного типа являются не столь яркими, как при маниакальном нарушении, однако они более длительны и имеют худший прогноз.

Смешанный тип

Шизоаффективным расстройством смешанного типа называется нарушение, в котором маниакальные фазы чередуются с депрессивными. Обычно больные страдают умеренными галлюцинациями и бредом. Нередко наблюдается повышенная физическая и речевая активность. Считается, что данный вид расстройства имеет относительно благоприятный прогноз.

Депрессивная фаза обычно длится дольше, чем маниакальная. Ее основные симптомы – это двигательная, речевая, умственная заторможенность; подавленное состояние, погруженность в тоску; замкнутость. Для описания состояния подходит фраза «камень в груди» — ее нередко используют пациенты, чтобы донести информацию о своей тоске. Двигательная заторможенность в некоторых случаях достигает полного ступора.

В маниакальной фазе обычно проявляется чрезмерная активность, дурашливость. Пассивное поведение сменяется возбужденным. В это время психические процессы протекают ускоренно, наблюдается двигательное и речевое возбуждение. Сначала маниакальная фаза протекает не столь выражено, однако с течением болезни она становится все более отчетливой, что позволяет говорить о диагностике шизоаффективных расстройств у пациентов. Больной нередко становится очень агрессивным, раздражительным. К маниакальным проявлениям добавляются галлюцинации, бред, в некоторых случаях – мания величия.

Терапия

Лечение шизоаффективного расстройства является достаточно длительным и трудоемким процессом. Легкие формы нарушения поддаются терапии достаточно хорошо, не оказывая влияния на трудоспособность. Как и при многих других психических нарушениях, лучшим вариантом считается сочетание фармакотерапии и психотерапевтических методов. Лекарственные средства помогают купировать симптомы самого расстройства – галлюцинации, бред. Хорошо помогают в этом случае антипсихотические препараты.

Методы психотерапии помогают выявить те условия, которые спровоцировали обострение болезни. Кроме того, проводится отдельная работа с близкими и родственниками больного. В терапии обычно применяются следующие лекарственные средства:

  • Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин».
  • Нейролептики – «Галоперидол», «Клозапин», «Рисперидон».
  • Нормотимики – «Карбамазепин».

Также в терапии шизоаффективного расстройства личности применяется препарат «Рисполепт». Лекарство относится к категории антипсихотических препаратов. С его помощью возможно добиться улучшения в амбулаторных условиях.

Лечить данный тип расстройства самостоятельно нельзя, схема терапии и все препараты назначаются только врачом-психиатром. Кроме того, весь процесс лечения должен происходить под контролем специалиста. Инвалидность при шизоаффективном расстройстве не предусмотрена, ведь при болезни не наблюдается грубых нарушений личности, не затрагивается интеллектуальная сфера. Но если заболевание протекает неблагоприятно, часто рецидивирует, пациент становится опасным для себя и для общества, то в таком случае ему присваивается инвалидность.

Аффективные нарушения у детей

К. аффективным расстройствам у детей относят нарушения настроения (его подъем или спад), занимающие основное место в клинической картине болезни, имеющие признаки фазности в их течении, а также характеризую­щиеся возвратом к прежнему состоянию здоровья после приступа.

Первые казуистические случаи меланхолических расстройств у детей были опи­саны еще в работах психиатров XIX в. . В начале XX в. ряд авторов стали уже более определенно говорить о возможности возникновения по­мешательства с циркулярным течением у детей и подростков . В дальнейшем встал вопрос о нозологической принадлежности аффективных рас­стройств, в частности, к маниакально-депрессивному психозу .

В связи с незрелостью эмоциональной сферы у детей, ее неустойчивостью и недостаточностью отражения проявлений аффекта в идеаторной сфере некоторые психиатры сомневались в возможности развития аффективных расстройств в раннем детстве . Этот вопрос был поставлен на обсуждение IV Конгресса Европей­ского союза детских психиатров в 1971 г., где были представлены убедительные данные о депрессии в детстве, после чего аффективные расстройства у детей и подростков стали признаваться большинством специалистов по детской психиатрии и включаться в общие систематики психических расстройств.

В настоящее время аффективные расстройства у детей и подростков рассмат­риваются в рамках маниакально-депрессивного психоза, т.е. аффективного психоза (по современной терминологии) и его мягких форм — циклотимии, шизофрении, реактивных состояний, а также при органических поражениях мозга . Такой же позиции придерживались Г.Е.Сухарева (1964) и А.С.Тиганов (1963, 1969).

Наиболее признанной в детской психиатрии является нозологическая классическая классификация аффективных расстройств . Достаточно распространена и систематика аффективных расстройств в детстве на основе синдромального подхода . При этом у детей могут на­блюдаться как простые, так и сложные аффективные синдромы.

Клиническая картина аффективных расстройств у детей харак­теризуется изменением настроения в виде снижения, подавленности или повышения, что соответственно сопровождается снижением или повыше — нием активности в речевой и моторной сферах с изменениями в соматичес­кой сфере. Очень часто у детей аффективные расстройства сочетаются с психопатическими чертами в поведении, тиками, навязчивостями, а в воз­расте после 3 лет наряду с перечисленными симптомами могут наблюдаться деперсонализационные, кататонические и галлюцинаторные явления.

Аффективные расстройства могут быть монополярными и биполярны­ми. Течение в целом фазное, с достаточно хорошо очерченными приступа­ми — однократными, повторяющимися или серийными. Что касается выхо­да из приступа, то положение о полном возврате к преморбидному уровню в детской психиатрии относительное, поскольку выход из фазы у ребенка соотносится не только с исчезновением собственно аффективных рас­стройств, но и с иным возрастным периодом, на который приходится выход из болезни. Особую значимость приобретает совпадение аффективной фазы с критическими периодами онтогенеза. Это наиболее опасно в период жизни ребенка от 12 до 20 мес. Совпадение с ним аффективного приступа нередко приводит к тяжелому регрессу всех функционирующих систем ребенка по типу «психического истощения» , или “анаклитической депрессии» .

При развитии аффективных расстройств у детей до 10 лет они особенно часто маскируются соматовегетативными, моторными и поведенческими нарушениями. В целом же опыт показывает, что у детей сочетанные аффек­тивные расстройства, сложные аффективные синдромы более характерны для шизофренического или шизоаффективного психоза, более простые — для психоза собственно аффективного.

Рассмотрим психопатологические особенности отдельных аффективных синдромов у детей.

Депрессии. Меланхолическая депрессия может развиваться с первых лет жизни ребенка. Приступы болезни этого типа начинаются с появления нарастающей безучастности, моторной вялости, бездеятельности с потуск­нением эмоциональных проявлений, снижением настроения. У ребенка наблюдаются без причин то нытье, то длительные периоды плача. Дети, ранее приветливые, активные, становятся молчаливыми, с трудом поднима­ются по утрам. Будучи поднятыми, подолгу остаются вялыми, безучастными, имеют усталый вид. Лицо приобретает страдальческое выражение, кожа — сероватый оттенок. Движения замедляются (во время ходьбы ребенок как бы волочит ноги). Дети отказываются от игр и прогулок. Если и пытаются играть, то в игре заметно однообразие. Речь видоизменяется, становится тихой, смазанной, фразы — укороченными или бессвязными. Дети почти перестают выражать свои желания и почти не обращаются к родным. На­рушается сон, отмечаются позднее засыпание и пробуждение без чувства свежести, нередки пробуждения и лежание без сна в ночное время; аппетит снижен.

Периоды заторможенности могут сменяться состояниями беспокойства, которое в разное время суток может быть выражено в разной степени. Так, с утра дети более подавлены и бездеятельны, ни во что не играют, лишь иногда бесцельно перемещаются с места на место. К вечеру же появляются некоторое оживление, способность откликнуться на ласку, хотя с утратой прежней живости и синтонности. Иногда несколько большая живость от­мечается после дневного сна. В таких состояниях всегда наблюдается несо­ответствие между плохим соматическим видом, плохим самочувствием и отсутствием каких бы то ни было соматических болезней.

Депрессивные состояния становятся более явными и очерченными в возрасте после 3—4 лет, когда дети приобретают способность их словесно, хотя и элементарно, выразить. Они в этих случаях жалуются на боли без четкой локализации (в руках, ногах, животе), усталость, нежелание двигать­ся. Дети более старшего возраста говорят о скуке (реже тоске), своей несостоятельности в играх и общении со сверстниками, о том, что у них все воспоминания печального содержания.

Когда острота состояния смягчается, длительное время сохраняются монотонность аффекта и малая подвижность, что несвойственно здоровым детям.

Приступ может продолжаться 3—5 нед, но иногда он длится 4—6 мес. У детей наблюдаются и затяжные депрессивные состояния с незначитель­ными колебаниями настроения — до 3—5 лет. В последнем случае может происходить смена психопатологической структуры депрессии с формиро­ванием смешанных состояний в виде адинамической, слезливой, астеничес­кой депрессии со слезливостью и чертами раздражительной слабости. При этом могут изменяться и двигательные нарушения — от заторможенности с почти полной акинезией до двигательного беспокойства и суетливости.

Идеаторное выражение состояния зависит от возраста: от сенестоалги- ческих жалоб в первые годы жизни до жалоб на «скуку», «тоску», а затем высказывания идей неполноценности и, наконец, «вины».

При меланхолической депрессии всегда выражены соматовегетативные симптомы в виде повышенной чувствительности к холоду, знобкости, пот­ливости, сердцебиений, низкого АД, потери аппетита и массы тела, а также симптомокомплекса дизбактериоза. Поэтому такие дети, прежде чем попасть к психиатрам, обычно подвергаются многократным обследованиям в сома­тических учреждениях разного профиля.

Лдинамическая депрессия у детей характеризуется вялостью, медлитель­ностью, снижением интереса к окружающему, однообразием поведения и сужением круга интересов (практически ко всему). Настроение отличается монотонностью с безучастностью, но типичной тоски в этих случаях не бывает. Настроение лишено лабильности. Жалоб дети не высказывают. Общение расстраивается. Превалирует моторная вялость с адинамией, дли­тельным пребыванием в однообразных позах. Возможна гиперестезия, когда шумы, громкие голоса или музыка вызывают беспокойство ребенка. В этих условиях у некоторых детей появляются тики, изменения в осанке, сгор­бленная поза, старческая походка. Адинамия сопровождается чувством ус­талости и равнодушия. Если, подчиняясь воле родных, дети пытаются иг­рать, то они вяло перекладывают игрушки и вскоре оставляют их. Побуж­дение к деятельности иногда вызывает быстро иссякающее раздражение, недовольство.

Адинамические депрессии у детей до 3—4 лет иногда развиваются с явлениями элективного мутизма. Дети перестают говорить, не задают во­просов и сами не отвечают на них, хотя изредка могут выполнить прими­тивные требования. Поведение их стереотипизируется, в отдельных случаях возможны частичный регресс речи, возобновление ранних, примитивных форм деятельности.

Суточные колебания поведения в этих случаях минимальны, к вечеру практически не наступает облегчения, нет даже моторного оживления. Меняется внешний облик ребенка: взгляд потухший, лицо утрачивает выразительность, становится заметной амимия, утрачивается пластичность движений, кожные покровы приобретают землистую окраску, аппетит снижен.

У окружающих ребенка лиц возникает предположение о снижении интеллекта, так как дети словно бы утрачивают недавно приобретенные знания, навыки, не запоминают сказок, стихов.

Выход ребенка из этого состояния постепенный, но нужно иметь в виду, что при достаточно длительной депрессии возможна некоторая приостанов­ка в развитии с регрессом первых и ранее приобретенных ребенком навыков. Однако такие явления обратимы.

Длительность адинамической депрессии от нескольких недель до 3—4

мес.

Астеническая депрессия характеризуется сниженным настроением, по­вышенной истощаемостью, чувством бессилия и явлениями раздражитель­ной слабости с легко возникающей капризностью и плачем. Самочувствие больных при этом виде депрессии меняется многократно в течение дня.

В любой деятельности быстро наступает истощение, когда затруднены выполнение простейших заданий игрового плана и переход от одной дея­тельности к другой с достижением завершенности. Одновременно отмеча­ется и быстрое истощение интереса к начатому делу. При этом капризность часто связана с осознанием ребенком своей несостоятельности. У этих детей обычно имеются множественные жалобы алгического характера, летучие боли, не купирующиеся анальгетиками. Нередки жалобы на скуку и невоз­можность ни на чем остановиться.

Эти дети становятся несостоятельными в детском саду, с трудом обслу­живают себя, не успевают в срок съедать предложенную пищу. Они пере­стают участвовать в общих занятиях, становятся рассеянными, не отвечают на вопросы, не слушают чтение, не «запоминают» предлагаемые стихи, перестают участвовать в играх со сверстниками, обидчивы. Временами у них наступают состояния повышенной слезливости с отсутствием объяснений причины слез. Сон у них прерывист, иногда бывают повторяющиеся сно­видения печального содержания; всегда значительно выражены соматовеге- тативные проявления.

При астенической депрессии характерны изменчивость ее глубины и тенденция к смене не только другими типами депрессивных состояний (меланхолического или тревожного типов), но и нормотимией, т.е. выходом из депрессии.

Длительность астенической депрессии обычно от нескольких недель до

2— 4 мес.

Тревожная (ажитированная) депрессия. Этот вариант депрессии у детей характеризуется пониженным настроением с утратой уверенности в себе, падением активности, робостью, повышенной чувствительностью, общей вялостью; у них периодически в течение суток наступает тревога, сочетаю­щаяся с истероформным поведением. Тревога безотчетна, глубина ее колеб­лется и периодически достигает раптоидного уровня. Необоснованная раз­дражительность нарастает. Дети мечутся, кричат, царапают себе лицо, руки, бросаются на пол, иногда они куда-то стремятся, ничего не поясняя, не обращая внимания на уговоры окружающих. Депрессивный аффект в этом периоде очень лабилен, окрашен то недовольством, то тревогой, то печалью и сопровождается плачем. Наблюдаются выраженные сосудисто-вегетатив­ные расстройства с покраснением или побледнением кожных покровов, потливость, сменяющаяся ознобом, неожиданно возникающие жажда или голод (вплоть до булимимии), гипер- и гипотермия. Эти явления напоми­нают диэнцефальные расстройства. Иногда тревога неожиданно прекраща­ется. У детей старше 5 лет возможны высказывания, близкие к самоосуж­дению, желанию себе плохого. Подобные состояния тревожности могут быть разной степени выраженности в течение дня. В вечерние часы состояние может несколько улучшаться, но легко вспыхивает недоволь­ство с раздражительностью или на смену беспокойству приходит безотчетная тревога.

Состояния тревожной депрессии у детей напоминают иногда депрессию с ажитацией в позднем возрасте, но в отличие от последних они лишены ипохондричности и в них больше выступают соматовегетативные наруше­ния. Общение детей с родными при тревожной депрессии полностью рас­страивается, так как стремление близких общаться с ними усиливает раз­дражительность, беспокойство и даже самоагрессию.

Длительность тревожной депрессии — от нескольких недель до 2—4 мес.

Депрессия с идеями вины наиболее близка к классическим депрессиям эндогенного типа с характерной триадой. Настроение снижено, выражение лица детей страдальческое, они малоподвижны. В этих случаях отмечаются и суточные колебания настроения, к вечеру или перед дневным сном не­сколько нарастает двигательное беспокойство (часто это бесцельная ходьба). При углублении собственно депрессивного состояния у детей старше 4—5 лет возможны жалобы на неприятные или болевые ощущения в разных частях тела. Иногда возникают жалобы, отражающие переживания скуки, вины, самоосуждения, желаемого себе ущерба. Но такие идеи неполноцен­ности отличаются наивным содержанием (в какой-то степени они напоми­нают идеи вины «малого размаха» лиц пожилого возраста). В отдельных случаях дети называют себя «плохими», просят прощения за прошлые проказы, обещают слушаться. Иногда эти же переживания выступают в виде утрированного чувства жалости к себе, окружающим или ко всем и ко всему, когда дети говорят: «Всех жалко, небо, землю…». Могут выявляться и отрывочные формы фантастического меланхолического бреда с пережива­ниями гибели, ощущением «возможной болезни у всех». Нигилистические высказывания обычно неустойчивы. Следует также заметить, что, желая себе гибели, дети редко переживают ощущение собственной гибели.

Внешний облик детей с рассматриваемым типом депрессии характери­зуется старообразностью; дети как бы съеживаются, голова у них опущена и втянута в плечи, при ходьбе они шаркают ногами. Становится невнятной речь, они стараются говорить шепотом. Расстраиваются сон и аппетит.

В приступах депрессии с идеями вины встречается и чувственный бред с симптомом Капгра—Фреголи. Дети в этих случаях воспринимают окру­жающее в двух планах — реальном и иллюзорном, возникает симптом отри­цательного и положительного двойника, причем нередко отрицательный двойник предстает в облике злого зверя. Дети воспринимают и себя иногда в двух планах; один ребенок представляет себя как бы дома и одновременно сражается с черными силами. Характерна также быстрая, последовательная смена симптома отрицательного двойника симптомом положительного двойника. Эти расстройства связаны не только с глубиной депрессивного состояния, но и с разной степенью психической зрелости детей. Заметное усложнение идеаторных расстройств наблюдается у больных старше 5—6 лет, а симптом Капгра—Фреголи — преимущественно у детей старше 6—8 лет.

Депрессия с идеями вины нередко сменяется смешанным состоянием, для которого характерны сниженное настроение без идеаторной затормо­женности, но с моторной вялостью или акинезией. Такие дети проводят подолгу время в одиночестве, почти в полной обездвиженности, предаваясь фантазиям, обычно мрачного, печального содержания. Дети думают о смер­ти, представляя сцены погребения. В сновидениях переживают катастрофы с гибелью себя и близких люд ей.Тоска в таких случаях может сменяться депрессией со слезливостью.

Депрессия с дисфорией характеризуется слабовыраженным аффектом тоски с преимущественным недовольством, которое направлено на окружа­ющих, и агрессивностью. Характерны фантазии перверсного содержания с тематикой разрушения, убийств. В поведении отмечаются неустойчивость, аффективная взрывчатость с мрачностью, что и придает депрессии дисфо- рический оттенок. При утяжелении состояния в этих случаях нередки на­вязчивые опасения за собственную жизнь без углубления собственно деп­рессии.

Депрессии с навязчивостями отличаются наличием двигательных и идеа­торных навязчивостей, фобий на фоне сниженного настроения, алгических ощущений. Заметна связь между глубиной депрессии и усилением навязчи­востей. В таких случаях фабула навязчивых опасений отражает депрессивное состояние, дети опасаются умереть, потерять близких. У них нередко отме­чается агрессия, направленная на себя. В этих случаях депрессию маскирует психопатическое поведение.

Депрессии с деперсонализационными расстройствами. Этот вид аффектив­ных расстройств возникает у детей 3 и более лет.

В периоде первого возрастного криза, приходящегося на этот этап, происходит первое формирование самосознания, ребенок начинает отчет­ливо дифференцировать себя от окружающих одушевленных и неодушев­ленных объектов. Это различение сопровождается осознанием частей тела, физической целостности, своих действий, себя. В депрессии это самосозна­ние расстраивается и в соответствии с этим появляются своеобразные на­рушения. К таким нарушениям относятся прежде всего расстройства пси­хического самосознания ребенка, т.е. расстройство к способности разграни­чения Я собственного и окружающих, сопровождающееся тревожным аф­фектом; нарушение сознания Я с заменой его иным Я, когда дети начинают упорно отказываться от собственного имени, перестают откликаться на свое имя. Отказ от имени собственного обычно не корригируется уговорами и разъяснениями, хотя дети не понимают причину своих переживаний. Эти состояния отличаются суточными колебаниями. Так, в вечерние часы дети начинают откликаться на свое имя. Следует также заметить, что эти рас­стройства не связаны с игровым перевоплощением.

Помимо расстройств самосознания Я, наблюдаются нарушения воспри­ятия своей физической целостности, т.е. физического самосознания, когда отдельные стороны тела, члены его перестают восприниматься больным в своем единстве и как собственные. Это чувство сопровождается тревогой, плачем, беспокойством, иногда с элементами ажитации. Дети жалуются, что «руки плохие, их не слушаются», иногда просят избавить их от «этой плохой руки.., завязать ее бинтом…». Отчуждение физической целостности встре­чается как на фоне отчуждения психического самосознания, так и без такового.

Отмечаются нарушения в виде отчуждения действий, когда больные дети утрачивают уверенность в выполнении своих действий. В этих случаях дети в тревоге спрашивают: «Я одевался?..», «Я пил или не пил?». При этом они повторяют по несколько раз одно и то же действие, испытывая смятение от нарушения восприятия собственных действий. Осознание деятельности относится к одному из главных признаков самосознания. Эти нарушения наблюдаются, как правило, на фоне углубления депрессии и появления тревоги и аффекта недоумения.

Наконец, могут отмечаться нарушения в виде отчуждения своих чувств, сна, расстройства восприятия своего возраста и собственного пола и как бы времени в целом — симптомы уже виденного, ускоренного течения времени со страхом старости, краткости жизни.

При рассматриваемом варианте депрессии наблюдается и дереализация. Она обычно проста и сводится к жалобам на нечеткое, туманное, «как во сне», «непонятное» восприятие окружающего. Но такие переживания обыч­но нестойки, эпизодичны. Речь идет о том, что для детей более значимы феномены аутопсихической, а не аллопсихической деперсонализации. Это, по-видимому, объясняется особенностью онтогенеза ребенка, меньшей зна­чимостью для ребенка явлений внешнего мира в сравнении с большей значимостью собственной персоны.

Мании. Гипомании у детей характеризуются повышенным настроени­ем с чертами веселости, двигательным беспокойством. Движения становятся

размашистыми, неточными, оживляются мимические реакции, гримаснича­нье. Глаза становятся блестящими, выражение лица радостным. Идеаторное возбуждение проявляется в виде многоречивости, речь ускорена, постоянны перескакивания с одной темы на другую. Внимание становится поверхност­ным, с чертами гиперметаморфоза. В высказываниях отражаются переоцен­ка своей силы, удовлетворенность “своими” достижениями. Дети кривля­ются, паясничают, утрачивают стыдливость. При этом они как бы не испы­тывают усталости. Интерес к сверстникам не пропадает, но общение с ними в силу перечисленных особенностей поведения затруднено.

У таких детей оживлены инстинкты и влечения. Засыпание затруднено, длительность ночного сна снижена, от дневного сна дети отказываются. Аппетит может быть нормальным.

Глубина выраженности гипоманий варьирует как у различных детей, так и у одного в течение приступа, иногда достигая выраженной мании.

Непродуктивная мания отличается дурашливостью, снижением критики к собственному поведению, чертами бесцеремонности, расторможением влечений, моторным беспокойством, отсутствием какой-либо продуктивнос­ти в игровой деятельности; целенаправленная деятельность вообще невоз­можна.

Мания, маскированная психопатоподобным поведением, наблюдается осо­бенно часто. У одних детей при этом резко обозначены инстинктивная жизнь с расторможением примитивных влечений, у других наблюдается реализация идеаторного возбуждения в фантазиях, однообразных игровых увлечениях («фантастическая мания»). Аффект в этих состояниях неустой­чив, иногда достигает степени экзальтации. Дети весьма настойчивы в реализации своих влечений, бесцеремонны; они легко ссорятся, у некоторых возможны аффективная взрывчатость с агрессией, редко с истериформнос- тью. Характерна повышенная гневливость с импульсивностью, агрессией. Речь ускорена, иногда с элементами «речевого напора» и гиперметаморфо­зом внимания. Больные склонны к клоунаде, подражанию, шуткам. Для них типичны эмоциональная невосприимчивость, неадекватность реагирования на неудачи. Поведение в целом также отличается непродуктивностью. В ве­чернее время усиливаются беспокойство, озорство, шалости. Отмечаются расстройства засыпания даже при отказе от сна в дневное время, а также раннее пробуждение без чувства усталости.

Мания со спутанностью и кататоно-регрессивными симптомами харак­теризуется приподнятым настроением, дезориентировкой в окружающем и в собственной личности и подчас нелепым поведением. Обращают на себя внимание речевой напор, несвязность речи в виде выкриков, отдельных слов, фраз. Выражено возбуждение в виде бега, прыжков с принятием вычурных поз. Отмечается гиперметаморфоз внимания. Дети конфликтны, импульсивны. Естественные инстинкты и влечения усилены, утрачиваются навыки опрятности, стыдливость. Дети неряшливо едят, заглатывая пищу кусками. Они могут также открыто онанировать. Больные сопротивляются осмотру, безразличны к родителям, не узнают персонал.

Приступы болезни с описанными видами маниакальных расстройств возникают подостро, остро, захватывают период времени от нескольких недель до нескольких месяцев и иногда носят более затяжной характер. Особенно выраженную тенденцию к длительному течению имеют маскиро­ванные мании с психопатоподобным поведением. Они могут затягиваться на несколько лет. В детском возрасте может быть отчетливо выраженное биполярное течение и в некоторых случаях отмечается смена депрессивных состояний гипоманиакальными по типу континуального течения. Иногда может наблюдаться определенная сезонность аффективных нарушений.

Необходимо подробно рассмотреть аффективные расстройства с невро­зоподобными проявлениями в двигательной сфере в виде тиков, гиперки- незов, лишних движений или страхов примитивного содержания. Депрессии в этих случаях стерты и матовы, а гипомании, как правило, непродуктивны.

Аффективные нарушения могут сочетаться также с аутистическим фан­тазированием. В одних случаях фантазирование тесно связано с интимными личностными переживаниями и сопровождается эгоцентрической речью. По Пиаже, такие фантазии при нормальном онтогенезе свойственны играм 1,5—2-летних детей, погруженных в мир фантазий. В данных случаях игра проходит только на идеаторном уровне, лишь иногда сопровождается бед­ными стереотипными действиями в виде манипуляций с лентами, веревка­ми, палочками, бумагой. В других случаях фантазии и соответствующая им игровая деятельность приобретают характер одержимости. Фабула таких фантазий практически не отражает реальности и разрабатывается в рамках одной, реже нескольких повторяющихся тем. Такие фантазии возникают обычно в период первого возрастного криза в виде так называемой золотой детской лжи. При видоизменении состояния, потускнении аффективных расстройств, появлении личностных изменений, аутизации, эмоциональном опустошении возникают устойчивые, почти монотематические фантазии, охватывающие сознание ребенка. Фабула таких фантазий конкретна и не­лепа. Нередко образы фантазий больные дети представляют перед собой, т.е. фантазирование сочетается с визуализацией фантастических представ­лений. Такое фантазирование возможно по типу галлюцинаций воображе­ния, когда фантастические образы с характером насильственности возника­ют помимо воли ребенка. Основную линию поведения в этих случаях определяют фантазии, которыми полностью заслоняется окружающая реаль­ность, причем дети с убежденностью отстаивают существование фантасти­ческих вымыслов.

Таким образом, разным онтогенетическим периодам развития ребенка свойственна определенная «предпочтительность» аффективных расстройств: адинамические депрессии с элективным мутизмом и регрессом навыков, речи, мании с недоуменностью и кататоническими расстройствами, сома- тизированность с ее преобладанием в структуре депрессии чаще встречаются до 3—5-летнего возраста; депрессии с расстройствами самосознания, депер- сонализационными расстройствами формируются в возрасте после 3—5 лет; депрессии с идеями вины, меланхолическим бредом свойственны детям старше 5—6 лет; аффективные расстройства, маскированные психопатопо­добным поведением, характерны для детей, прошедших период первого возрастного криза. Аффективным расстройствам у детей свойственны также изменчивость, подверженность экзогенным влияниям, иногда сезонность и сменяемость состояний в течении болезни. В детстве возможны как простые, так и сложные аффективные синдромы. Их разнообразие далеко выходит за рамки маскированных и соматизированных депрессий, которыми иные ис­следователи ограничивали аффективные расстройства у детей.

Течение аффективных расстройств в детстве. Социаль­ные исследования показали, что в У4 случаев имеет место отчетливо приступообразное течение болезни с формированием дефицитарности личности. В этих случаях, как правило, наблюдается усложнение психопатологической картины в приступах от тре­вожных к аффективно-бредовым, аффективно-галлюцинаторным, аффек­тивно-адинамическим и даже к кататоно-регрессивным. Почти в 50 % слу­чаев простые аффективные, аффективно-неврозоподобные приступы забо­левания перемежаются с полиморфными приступами, в структуре которых, помимо собственно аффективных расстройств, отмечаются острый чувст­венный бред и галлюцинации. В личностной структуре этих больных появ­ляются черты ювенилизма и псевдопсихопатическое поведение. Тем не менее такие больные способны продолжать обучение, заниматься трудовой деятельностью. И, наконец, еще в У4 случаев после однократного или нескольких приступов процесс протекает регредиентно. Оказалось, что боль­шинство больных имели высшее или среднетехническое образование и занимались высококвалифицированным трудом.

Существенное влияние на реабилитацию лиц, заболевших в детстве, оказывает рано и правильно поставленная коррекционно-педагогическая, логопедическая, психологическая работа в сочетании с активной терапией, которая в этих случаях проводится с соответствующими поправками на возраст.

Синдромальная незавершенность аффективных расстройств, их фраг­ментарность, многообразие и изменчивость симптомов в раннем детстве, естественно, затрудняют нозологическую диагностику, т.е. отнесение к аф­фективным психозам (маниакально-депрессивному психозу), эндогенным расстройствам непсихотического уровня, реактивным депрессиям или ши­зофрении. В связи с этим можно лишь подчеркнуть, что психогенные депрессии просты, в них всегда можно найти отражение психореактивных наслоений, переживаний, связанных с травмирующей ситуацией; они мо- нофазны, обычно легче купируются. Маскированные психопатоподобными расстройствами мании, депрессии с навязчивостями, дисфорические деп­рессии имеют тенденцию к более затяжному течению. Адинамические деп­рессии с мутизмом, мании с кататоническими симптомами прогностически наименее благоприятны.

Депрессии в круге циклотимии, как и мании, нередко характеризуются реактивным фазообразованием, преобладанием в межфазовых периодах яв­лений реактивной лабильности, но с тенденцией к постепенному удлинению продолжительности фаз при сохранении в ремиссиях высокого уровня ак­тивности ребенка, способности к обучаемости и, по данным катамнеза, с тенденцией к высокой социальной реабилитации. Усложнение клинической картины аффективных расстройств, обусловленное сочетанием последних с симптомами более тяжелых регистров в повторных приступах болезни, сгла­живание аффективных расстройств, нарастание изменений личности — вплоть до формирования олигофреноподобного дефекта характерны для течения аффективных расстройств при шизофрении.

Диагностика детских аффективных расстройств в рамках психотических или непсихотических эндогенных аффективных нарушений должна учиты­ваться в терапии этих расстройств.

Причины развития

Точные причины образования шизоаффективного психоза современной медициной пока полностью не изучены. Пока нельзя с точностью указать факторы, которые влияют на возникновение этого недуга. Сегодня рассматривают такой ряд причин, способных вызвать заболевание:

  1. Генетическая предрасположенность. Несколько лет назад генетики выявили так называемый ген риска появления шизофрении. Такой ген имеется у каждого человека, но причины запуска заболевания пока не выяснены. Также доказано, что шизоаффективное расстройство может передаваться по наследству от родителей, страдающих этим недугом. В мире уже долгие годы тянутся споры об обязательной стерилизации людей с диагнозом шизофрения.
  2. Внутриутробные факторы. Сегодня все чаще психиатры выдвигают предположение, что предрасположенность закладывается еще при формировании ребенка в лоне матери. Развитие заболевания возможно, если во время беременности у матери были нервные срывы, депрессия. Многолетние исследования показали, что чаще шизофрения рекуррентная проявляется у людей, родившихся в конце зимы и начале весны.
  3. Социально-бытовые причины. Шизоаффективный психоз может возникать на фоне дискриминации, условий проживания, вынужденного переезда вследствие войн и катастроф. В этих случаях заболевание чаще всего проявляется у одиноких людей, которые не имеют поддержки.
  4. Употребление наркотиков и хронический алкоголизм могут спровоцировать шизоаффективное расстройство. Часто человек старается вырваться из круга своих психологических страданий с помощью вредных привычек.

Симптомы

Клиническая картина шизоаффективного психоза объединяет различные симптомы, которые характерны для аффективного расстройства и классической шизофрении:

  • снижение аппетита, которое провоцирует снижение или увеличение веса, что вызвано серьезным нарушением обмена веществ;
  • нарушение сна, которое выражается бессонницей, сонливостью, кошмарами;
  • повышение возбудимости, которое вызывает нервные срывы и высокую агрессивность;
  • быстрое наступление усталости в результате минимальных нагрузок;
  • отсутствие интереса к чему-либо, острое проявление лени;
  • появление комплекса неполноценности и вины перед определенными людьми, которое перерастает в чувство фатальности и невозможности изменить судьбу;
  • потеря концентрации и внимания, интеллект находится в туманном состоянии, умственная деятельность затруднена;
  • появление мыслей о самоубийстве;
  • появление и повышение сексуального желания в виде извращенных форм;
  • ускоренные речи, ее несвязность и неразборчивость в определенных ситуациях;
  • в периоды обострений человек становится опасным для окружающих — он агрессивно реагирует на любую критику, ввязывается в конфликты с применением силы;
  • появляются бредовые высказывания и идеи, проявляющиеся в длинных монологах о событиях, не связанных с ситуацией, в которой находится человек;
  • интеллект резко снижается, мыслительный труд становится тяжелым, проявляется слабоумие;
  • в периоды переутомления и сложных переживаний больного посещают слуховые и зрительные галлюцинации; чаще всего он слышит голоса, которые дают советы, указания и комментируют происходящее;
  • поведение больного становится непредсказуемым и нелогичным;
  • нелогичное проявление эмоций, которые не соответствуют ситуации (плач, когда все смеются, смех на похоронах).

Употребление алкоголя и наркотиков усугубляет все симптомы. Заболевание прогрессирует и перерастает в самую сложную стадию — шизофрению маниакального типа, при обнаружении которой человек изолируется от общества и помещается в специальное лечебное учреждение.

Профилактика

Рецептов и способов профилактических действий не существует. Однако при выявлении болезни на ранней стадии применение лекарственных препаратов не позволит ей перейти в более острую. Человек не выпадает из социума. Главное, необходимо прислушиваться к своему организму. При выявлении нарушений в нервной системе необходимо незамедлительно обратиться к психотерапевту.

Шизоаффективное расстройство (шизоаффективный психоз) — это состояние, которое одновременно сочетает психотические симптомы шизофрении (бредовые идеи, галлюцинации) и признаки расстройства настроения (депрессивные и маниакальные).

Такая патология является промежуточным звеном между шизофренией и биполярным расстройством. Из-за комбинации элементов разных психических заболеваний, постановка диагноза представляет трудности, с которыми может справиться только специалист с большим опытом. При этом важно распознать недуг как можно раньше — чем дольше не оказывается помощь, тем выше риск затяжного, плохо контролируемого течения и усугубления симптомов.

Шизоаффективное расстройство — это промежуточное состояние между шизофренией и биполярным аффективным расстройством.

Совокупность симптомов называется аффективно-параноидным синдромом. Это понятие включает две разновидности проявления заболевания:

  1. Депрессивно-параноидный синдром — пониженное настроение с галлюцинациями и бредом негативного, самообвиняющего характера.
  2. Маниакально-параноидный синдром — повышенное настроение с галлюцинациями и бредом восхваляющего характера.

Могут присутствовать идеи преследования или воздействия со стороны недоброжелателей, потусторонних сил, инопланетных существ.

Всё это приводит к тяжелым социальным дисфункциям, способствует возникновению суицидальных мыслей и намерений и значительно увеличивает путь к исцелению. При своевременно начатом лечении заболевание успешно контролируется, и пациенты возвращаются к нормальной жизни и работе.

Факторы, увеличивающие риск развития шизоаффективного психоза:

  • генетические — наличие близкого родственника с шизофренией, шизоаффективным расстройством или расстройством настроения;
  • употребление наркотических веществ (ЛСД, кокаин, опиаты);
  • стрессовые ситуации.

Выделяют маниакальный, смешанный и депрессивный типы расстройства, для каждого из которых характерно своеобразие симптомов.

Шизоаффективное расстройство маниакального типа

Этому варианту свойственно резкое начало и яркая симптоматика. Шизофренические симптомы сочетаются с маниакальными проявлениями. Мания при шизофрении характеризуется резко повышенным настроением, бредовыми идеями величия или преследования, двигательным возбуждением, отсутствием социального торможения. Наблюдается патология влечений (повышение сексуальной активности, аппетита), возможна агрессия.

Маниакальный синдром — это патологически повышенное настроение с возбуждением. Человек хватается за всё подряд, раздает имущество, может за раз потратить многолетние сбережения.

При маниакальной шизофрении симптомы расстройства настроения выражаются следующими основными проявлениями:

  • ускоренное мышление, рассеянное внимание, соскальзывание с тем, бессвязная речь;
  • гиперактивность, снижение потребности в отдыхе и сне;
  • резкое повышение настроения, которое не уходит даже в ситуациях, при которых этого следовало бы ожидать.

Чтобы поставить диагноз, должны также присутствовать шизофренические симптомы: слуховые и визуальные галлюцинации, бред различного содержания. Сюда относится бред физического воздействия: убежденность человека во влиянии на него определенных физических сил — электрического поля, колдовства, излучения. Частым вариантом является бред отношения: все нейтральные, не относящиеся к пациенту события и замечания он воспринимает как имеющие для него отрицательное значение.

Важно

Если Вы заподозрили признаки нарушения психики у себя или близкого человека, то следует незамедлительно обратиться к специалисту. Дальнейшее неконтролируемое развитие симптомов ведет к усугублению состояния, возникновению тяжелой обстановки в семье и представляет опасность для детей и окружения.

Стоит отметить повышенный риск развития маниакальной шизофрении у женщин в послеродовом периоде. Гормональные изменения, психологические и физические нагрузки являются пусковым механизмом в развитии расстройства.

Шизоаффективное расстройство депрессивного типа

Данный вариант сочетает шизофренические проявления с депрессивными. Пациент вял, заторможен, испытывает ощущения пустоты, грусти и чувства собственной никчемности. К этому прибавляются типичные для шизофрении галлюцинации и бред.

Основные проявления депрессивного состояния:

  • подавленность, тоска;
  • потеря интереса к жизни и прежним занятиям;
  • утомляемость, снижение энергетического потенциала, нарушения сна;
  • чувство вины и собственной ненужности;
  • нарушения памяти и концентрации.

Картина характерного депрессивно-параноидного синдрома включает в себя бред разнообразной тематики. Бред обвинения — человек убежден, что окружающие считают его виновным в совершении постыдных действий или преступлений. При бреде ущерба пациент уверен, что ему намерены причинить вред, обворовать. Распространенный вариант — бред преследования, когда человек считает, что за ним шпионят военные организации или преследуют колдовские силы. Всё это происходит на фоне выраженных депрессивных проявлений.

Важно

Депрессивный синдром нельзя оставлять без внимания специалиста: в лучшем случае человек перестает работать, выходить из дома, следить за собой, в худшем — может совершить суицид.

При этом типе эпизоды не такие яркие, как при маниакальном, но игнорировать их нельзя. Диагностику и лечение шизоаффективного расстройства депрессивного типа необходимо начать как можно раньше, потому что без вмешательства специалиста такое состояние имеет тенденцию к продолжительному течению и часто приводит к суицидальным действиям.

Диагностика и терапия шизоаффективного расстройства

Люди, которые страдают шизоаффективным расстройством, могут впервые обратиться к врачам по другим причинам: длительное чувство подавленности и тревоги или проблемы с алкоголем и наркотиками. Опытный психиатр верно интерпретирует проявления и поставит правильный диагноз.

Диагностикой и лечением шизоаффективного расстройства занимается врач-психиатр.

В соответствии с МКБ-10 (Международная классификация болезней), шизоаффективное расстройство подтверждается при наличии симптомов шизофрении в сочетании с аффективными (эмоциональными) расстройствами — депрессией или манией. .

Лечение зависит от типа и тяжести заболевания. В лекарственной терапии используются современные препараты, которые помогают справляться с бредом и галлюцинациями, стабилизируют настроение, убирают маниакальные проявления. Психотерапия позволяет пациенту понять свое состояние, обсудить проблему и адаптироваться к жизни. Наилучшего эффекта позволяет добиться сочетание обоих методов. .

Прогноз при данном состоянии относительно благоприятный. При корректной диагностике и своевременно начатом лечении удается избежать стойких изменений личности. Расстройство успешно контролируется, и достигается длительная ремиссия, что позволяет пациенту вернуться к социальной и профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *