Доктор Моррис

Сенситивные периоды развития

Содержание

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

Возраст Характеристика Как использовать
0-3 года, «духовный эмбрион» Ребенок полностью зависим от матери и ее эмоционального настроя, стремится к общению со взрослыми. Чаще всего не готов к детскому саду . Родителям желательно в это время как можно чаще общаться с младенцем, окружить его любовью и заботой .
3-6 лет Малыш начинает осознавать самого себя, наступает благоприятное время для развития органов чувств, речи, понимания социальных ролей. Следует дать возможность малышу постигать окружающий мир, активно с ним заниматься, не пускать процесс на самотек.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах. Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям. В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Текст

сензитивный возраст

Смотреть что такое «сензитивный возраст» в других словарях:

  • Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… … Российская педагогическая энциклопедия

  • Сензитивный период — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • дошкольный возраст — Категория. Этап психического развития от 3 до 6 7 лет. Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит… … Большая психологическая энциклопедия

  • Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕТСТВО — этап развития человека, пред. шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психич. функций. В совр. философии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д.» рассматривается как сложный многомерный… … Российская педагогическая энциклопедия

  • ДРУЖБА — – вид устойчивых, индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сегодня хочу поднять тему сензитивных, или как их еще называют сенситивных (от англ. sensitive — чувствительный), периодов. Они заложены в каждого малыша самой природой, проявляются одинаково, однако, у каждого в своем возрасте. Этот период невозможно искусственно заставить начаться и закончиться в определенное время.

Мне часто доводилось слышать от мам фразы вроде «все дети как дети, сидят лепят/танцуют/рисуют/поют на занятии, а мой берет и убегает», или «вообще не хочет заниматься в развивашке» и т.п. А наблюдаете ли вы за своим малышом? Присматриваетесь ли, к чему он сейчас более расположен?

Очень часто мамы просто выполняют рутины по дому, не обращая внимания на малыша. Нет, они его конечно кормят, поят, одевают и даже играют, но т.к. многие из нас (признаемся честно 😉 ) просто НЕ УМЕЮТ играть, то часто чувствуют себя просто плохими мамами, не уделяющими внимания или времени, «недолюбливая» своего ребенка (да, именно так многие и думают, к сожалению!).

Так вот. Основная потребность малыша до 4 лет, чтобы:

  • с ним разговаривали (озвучивайте то, что вы делаете),
  • давали свободу движения (уберите все преграды с пути ребенка дома),
  • давали потрогать все, что он захочет (спрячьте все опасное и разрешите изучать пространство).

ВСЕ! Девочки! Не обязательны супер-пупер новомодные игрушки, не обязательны именно развивающие материалы. Вы рядом и свобода действий — это основная потребность вашего шилопопа. И не нужно расстраиваться, что вы не поговорили с ним на английском или не сыграли партию в шахматы 😉

Да, конечно, дополнительные занятия для трехлетки могут стать интересны, но если вы их не в состоянии обеспечить — ищите сначала возможность найти свой баланс и ресурс. Ребенку нужна ЗДОРОВАЯ и СЧАСТЛИВАЯ мама!

Ну и поговорим непосредственно о сензитивных периодах :). Мария Монтессори утверждала, что никогда ребенку не удастся учиться так полноценно и радостно, кроме как в сензитивный период.

Ваша задача как родителя просто знать про эти периоды и поддерживать малыша в них. Итак, какие же периоды сензитивности существуют у малышей до 6 лет?

Предлагаю выдержку из вебинара Ксении Красновой о сензитивных периодах:

Я подобрала материалы о каждом из периодов.

Сензитивный период развития речи (от рождения до 5-6 лет)

Итак, все что вам нужно делать — общаться с ребенком. Когда он не умеет говорить — рассказывайте ему все свои действия. Разговаривайте медленно, не сюсюкайте, произносите четко все слова. Показывайте карточки Домана, читайте, пойте — делайте то, что нравится малышу. Если он уже говорит — не перебивайте, дайте сказать ему самому, не заканчивайте фразу за ребенком — он ведь получает первый опыт общения и фразостроения.

Сензитивный период сенсорного развития (от рождения до 4-5 лет)

Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие также тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

Сензитивный период порядка (от рождения до 2-3 лет)

Тяга к порядку настолько сильна, что психологи не рекомендуют в период от рождения до трех лет переезжать, делать ремонт в детской или, например, кардинально менять внешность (так, на всякий случай, вдруг вам из брюнетки захочется перекраситься в блондинку ;)). Важен не только порядок в доме, но и порядок в действиях. Например, если каждое утро вы встаете, застилаете кровать и потом идете чистить зубы, а в какой-то момент поменяете эти действия местами, у ребенка может случиться приступ негодования (а если он не умеет разговаривать, то вы даже можете не понять, что же случилось с поведением малыша). Здесь важны утренние и вечерние ритуалы, четкий распорядок дня и т.п.

Сензитивный период чувствительности к мелким предметам (от двух до трех лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

Сензитивный период развития двигательных навыков (от рождения до 4 лет)

Тугое пеленание, запреты «туда не ходи/здесь не прыгай» — все это ограничивает возможность движения ребенка. Однако через движение ребенок созревает и интеллектуально. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Двигательная деятельность способствует насыщению крови кислорода и так он поступает в т.ч. и в мозг! Запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.

Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

Сензитивный период социального воспитания (от 2-3 до 6 лет)

Социализация — важный элемент выживания в нашем мире. В среде Монтессори все материалы в единственном экземпляре. Это побуждает ребенка спросить, можно ли присоединиться к работе и действовать вместе с тем, кто первый взял материал. А если малыш получил отказ — он должен терпеливо выждать, пока другой ребенок закончит работу и освободит место.

Сензитивный период математики (от 4 до 6 лет)

Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)

Умоляю вас — НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЕНКА ТОГО, ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОН САМ!!!

Дети умеют одеваться, если вы их научите. Дети умеют пользоваться столовыми приборами, если вы их научите. Дети много чего могут сделать сами — просто ПОВЕРЬТЕ В НИХ!

Кстати о самостоятельности! Предлагаю вам пройти мой тренинг «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы». Тренинг создан для мам малышей от 0 до 5 лет. Состоит из 7 видео-уроков, чек-листов и заданий к ним:

Урок 1. Разберетесь с элементами интерьера и мебели для самостоятельных действий и передвижения малыша.

Урок 2. Рассмотрите, как вы можете обеспечить безопасность ребенка в доме.

Урок 3. Поймете, как легко научить ребенка одеваться, когда одеваться, когда и как выбирать одежду.

Урок 4. Разберете все игрушки, и пересмотрите их на пригодность и соответствие возрасту.

Урок 5. Зонируете среду для игрушек. Разложите их в определенном порядке.

Урок 6. Рассмотрите варианты игрушек для малыша до 5 лет.

Урок 7. Увидите как может выглядеть комната по монтессори и какие элементы в ней должны присутствовать.

Стоимость тренинга — 600 грн./1400 руб./25 долл.

Вы получаете:
— 7 уроков тренинга;
— доступ к закрытой рабочей группе тренинга с дополнительными материалами по методу Монтессори;
— личную консультацию со мной;
— электронную версию книги «Мама 3.0: Хочу и буду»;
— запись лекции «Как сохранить отношения в паре, когда ты мама»

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ В ФОРМЕ НИЖЕ И ПОЛУЧИТЕ МАТЕРИАЛЫ ТРЕНИНГА УЖЕ В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ!

Сенситивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5,5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах М. Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специ­альных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их диффе­ренцированное, возможны лишь при спе­циальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики ра­боты с сенсорным Монтессори-материалом развивается также стереогностическое чувство (термин М. Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распозна­вать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, на­пример, когда ребенок с завязанными глаза­ми пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

Содержание этого длительного сенси­тивного периода составляет множество от­носительно коротких периодов, когда акту­альным для ребенка становится развитие от­дельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время ста­новится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос в принципе есть два от­вета. Первый предполагает создание теоре­тической модели на основе среднестатисти­ческих данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети – разные.

Второй ответ дает М. Монтессори, и за­ключается он в самой организации деятель­ности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой свободной рабо­те детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою позна­вательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ре­бенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учи­тель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его акту­ального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, за­ранее предлагая ребенку познакомиться с со­ответствующим дидактическим материалом.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов

Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волне­ний: ребенок манипулирует пуговицами, го­рошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность ов­ладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удо­вольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадает­ся на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких час­тей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребен­ку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нани­зывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проде­ланными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что поз­воляет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Исследователи человеческой природы и психики выявили интересный факт, который гласит о том, что в определенные жизненные моменты в человеческой личности формируются специфические качества и черты. Важно обратить внимание на то, что появление определенных психических способностей зависит от возраста человека. Именно это явление лежит в основе феномена сенситивных периодов. В данной статье, мы поговорим о сенситивных периодах и их особенностях.

Сенситивность — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду

Разбираемся в терминологии

Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира. Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность. Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:

  • воспитание и личностное саморазвитие;
  • близкое окружение (родители и родственники);
  • наследственные факторы;
  • социальная среда;
  • возраст и нарушения в работе ЦНС.

Все вышеперечисленные факторы оказывают важное влияние на развитие человеческой личности.

На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы. Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления. Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.

Сенситивные периоды развития личности

Сензитивный период в психологии – это процесс изменения уровня чувствительности, спровоцированный вступлением в определенную фазу взросления. Выше мы перечислили основные факторы, которые влияют на степень чувствительности и имеют важную роль в процессе формирования личности.

Сенситивный период является своеобразной ступенью в «лестнице жизни», где человек встречается со всеми благоприятными условиями для формирования определенных качеств. Одним из примеров таких периодов является возраст, между полутора и тремя годами, когда у детей начинают развиваться речевые навыки. Важными составляющими в освоении различных навыков являются социальная среда и влияние педагогов. Следует обратить внимание на то, что в эти жизненные фазы изменяется степень восприятия влияния внешних факторов.

В сенситивные периоды жизни, человек становится более предрасположен к педагогическому воздействию.

В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей

Давайте рассмотрим, сенситивные периоды развития ребенка:

  1. От первого дня до полутора лет – развитие двигательных навыков.
  2. От полутора до четырех лет – формирование мускульной координации.
  3. От одного года до четырех лет – появление интереса к мелким объектам.
  4. От двух до четырех лет – формирование восприятия порядка.
  5. От двух до шести лет – восприятие музыкальных звуков и композиций.
  6. От двух до шести лет – обучение вежливости и этикету.
  7. От двух до шести лет – дифференциальное восприятие.
  8. От трех до пяти с половиной лет – освоение чтения.
  9. От трех с половиной до четырех с половиной лет – освоение письма.
  10. От трех с половиной до четырех с половиной лет – развитие пространственного восприятия.
  11. От четырех до шести лет – освоение элементарной математики.

Описание особенностей сенситивного периода

Учеными сделано несколько интересных выводов, об особенностях сенситивных фаз в детском развитии. Первый из них говорит о том, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные периоды сенситивности. Однако, само время вступления в эту фазу сугубо индивидуально. Психические и интеллектуальные способности некоторых детей развиваются в быстром темпе, а у других с медленной скоростью. Важно обратить внимание на то, что упущение периода, в котором ребенок мог бы приобрести определенные навыки, приводит к трудностям с их освоением в будущем.

Для того чтобы не упустить наиболее важные моменты развития личности, следует знать об особенностях определенного возраста. Специалисты рекомендуют уделять как можно больше времени детям и наблюдать за проявлениями перехода между различными этапами. В этот период жизни очень важно создать правильную среду для усвоения определенных навыков и развития способностей.

Стадии сенситивного развития можно разделить на три составляющие:

  1. Начало – один из самых благоприятных моментов для приобретения различных навыков.
  2. Пик – наиболее выраженный период, в котором проявляются способности, характерные для определенного возраста.
  3. Спад – плавное завершение этапа, что подразумевает снижение тяги к освоению различных способностей.

Критические фазы развития личности

Сензитивный период — это не единственный важный этап в становлении личности. По мнению специалистов, существуют критические фазы, которые характеризуются эмоциональными всплесками, что проявляется в виде резкой перемены настроения и изменениями поведенческой модели. Во время критических фаз у ребенка резко увеличивается эмоциональная чувствительность. Подобные изменения объясняются перестройкой внутренних систем организма.

Этот период необычайно важен для детского развития, поскольку недостаток положительно влияющих факторов может спровоцировать формирование необратимых нарушений. В качестве примера можно сказать о том, что в момент внутриутробного развития, организм малыша подвластен влиянию различных негативных факторов. Недостаток кислорода, питательных элементов и отрицательное влияние экологии может сказаться на физическом развитии плода.

Влияние негативных факторов становится пусковым механизмом развития необратимых процессов. Критические периоды наравне с сенситивными имеют важную роль в становлении личности.

Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности

Как развить сензитивные навыки

Благодаря сензитивным навыкам, человек получает возможность не только развивать свою личность, но и взаимодействовать с окружающими людьми. В зрелом возрасте укрепить свое сенситивные способности можно при помощи специальных тренингов, которые подразумевают личностный рост. Подобные тренинги позволяют развить в себе эмпатию, наблюдательность и понимание поведенческой модели окружающих. Давайте ознакомимся с подобными видами психологических тренировок.

Развитие наблюдательности. Для проведения этой тренировки необходима группа из нескольких человек. Один из участников группы покидает комнату, а в это время другие участники тренировки размещаются в различных позах. После этого, вышедший человек должен вернуться в комнату и запомнить расположение всех участников группы. Вслед за тем, как этот человек вновь покидает комнату, половина участников тренинга изменяет свое положение. Когда вышедший человек возвращается, перед ним ставится задача — воссоздать первоначальную картину. В результате подобной тренировки можно оценить наблюдательность человека.

Развитие эмоционального восприятия. Все участники группы должны расположиться полукругом, так чтобы они могли видеть друг друга. После этого им раздаются специальные карты, на которых записаны определенные эмоции. Задачей участника является выйти в центр зала, встать спиной и при помощи различных жестов и телодвижений показать заданную эмоцию. Задачей остальных членов группы является распознавание чувств, которые им демонстрируются.

Развитие наблюдательной сензитивности. Члены группы должны создать своеобразный круг взявшись за руки. В задачу каждого участника группы входит почувствовать эмоции человека, которого он держит левой рукой. Высказав свое предположение, человек узнает о том, насколько правдивы его догадки. С помощью подобных тренировок можно узнать о стереотипах, которые ошибочно используются в анализе поведения окружающих людей.

Сензитивные периоды развития

Сензитивные периоды развития — Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей школьника, и его учителей.

Сензитивные периоды

Время периода

Особенности сензитивного периода

Период восприятия порядка

от 0 до 3 лет

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

Период развития движений и действий

От 1 до 4 лет

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка. В Монтессори-среде для малышей есть спортивные снаряды: мячи, гимнастические палочки, обручи,маты,лесенка,горка и др. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов, а так же дает возможность оптимально регулировать свою деятельность в течение занятия.

Период сенсорного развития

От 0 до 5,5 лет

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.

Период восприятия маленьких предметов

От 1,5 до 5,5

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

Период речевого развития

Чем меньше ребенок, тем все понятия, с которыми он знакомится, должны быть максимально наглядными. Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *