Доктор Моррис

Саморегуляция

Психическая саморегуляция

Саморегуляция – способность объекта или субъекта к восстановлению своей целостности в том или ином смысле. Термин используется в различных областях науки.

По смыслу, психическая саморегуляция подразумевает приведение субъектом своей мыслительной деятельности к какому-то равновесию.

Другими словами, все проблемы, связанные с неудачным прошлым опытом, тягостными воспоминаниями или ассоциативными построениями на основе ошибок прошлого, при нормальной работе психики со временем сходят на нет.

Если такой «подстройки» психики под окружающий мир не происходит, то человек обрастает комплексами, которые кажутся ему неразрешимыми, а правдивость суждений, из которых исходит он сам не вызывает у него сомнений.

Явление психической саморегуляции основано на фундаментальных принципах, по которым работает психика человека. Среди них:

  • Способность субъекта управлять образами, возникающими в его сознании.
  • Взаимосвязь между различными сторонами личности и особенностями психики.
  • Связь между личностными характеристиками, эмоциональной сферой и предыдущим опытом человека.
  • Предрасположенность каждого человека к логически обоснованным действиям, построенным на основе определенной мотивации.

Такого рода саморегуляцию можно разделить на естественную и осознанную. Под естественной понимают удовлетворение базовых потребностей человека.

К примеру, если потребность в пище будет не удовлетворена, с психикой индивида будут происходить различные не естественные вещи.

Одна из наиболее распространенных проблем современности – недосып и бессонница. Это тоже нарушение естественной саморегуляции организма, которое несет психике человека безусловный вред.

А осознанная саморегуляция предполагает выявление человеком его психических проблем и работа над тем, чтобы привести свое психо-эмоциональное состояние к норме.

Для этого сегодня сужествуют различные техники, которые помогут выявить проблемы, требующие решения и найти конструктивный подход в избавлении от них.

Саморегуляция деятельности

На протяжении всей жизни человек сталкивается с необходимостью регулировать логику и целесообразность своих действий с целью достижения желаемых результатов.

Постепенно ребенок учится соизмерять свои возможности и желания, учится планировать свое время и действия.

Кроме того, с годами появляется лучшее понимание мотивации тех или иных действий в рамках собственной жизни. Именно это и подразумевает саморегуляция деятельности.

Понятие саморегуляции широко применяется в различных науках, в том числе и в тех, которые связаны с изучением психики и психологии человека.

Важно понимать, что осознанный подход к собственной жизни – это основа здоровья, комфорта и долголетия.

«Держи себя в руках», – говорим мы сами себе или кому-то, что чаще трактуется как «терпи». Так ли это на деле? Можно ли держать себя в руках без вреда для здоровья? Можно ли отстраниться от проблем, изменить свое отношение к ним, научиться управлять своими эмоциями? Да. Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации.

Что такое саморегуляция

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности. Саморегуляция бывает произвольной и непроизвольной.

  • Произвольная подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
  • Непроизвольная направлена на выживание. Это подсознательные механизмы защиты.

В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.

В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.

На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:

  • особенности личности;
  • внешние условия среды;
  • цели деятельности;
  • специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.

Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.

Теории саморегуляции

Системно-деятельностная теория

Автор Л. Г. Дикая. В рамках данной концепции саморегуляция рассматривается одновременно как деятельность и как система. Саморегуляция функциональных состояний – деятельность, которая связана с адаптацией и профессиональной сферой человека.

Как система саморегуляция рассматривается в контексте перехода человека от бессознательных к осознанным, а позже доведенным до автоматизма формам. Дикая выделила 4 уровня саморегуляции.

Непроизвольный уровень

Регуляция основана на неспецифической активности, процессах возбуждения и торможения в психике. Человек не контролирует эти реакции. Их продолжительность не велика.

Произвольный уровень

Подключаются эмоции, необходимость саморегуляции возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса. Это полуосознаваемые способы:

  • задержка дыхания;
  • повышение двигательной и речевой активности;
  • напряжение мышц;
  • неконтролируемые эмоции и жесты.

Человек пытается пробудить себя, как правило, автоматически, многие изменения он даже не замечает.

Сознательная регуляция

Человек осознает не только сам дискомфорт, усталость, напряжение, но и может обозначить уровень нежелательного состояния. Тогда человек и решает, что с помощью каких-то методов влияния на эмоциональную и когнитивную сферу ему нужно изменить свое состояние. Речь идет:

  • о воле,
  • самоконтроле,
  • аутотренинге,
  • психофизических упражнениях.

То есть всем том, что представляет для нас с вами интерес в рамках данной статьи.

Осознаваемый и целенаправленный уровень

Человек понимает, что дальше так продолжаться не может и нужно выбирать между деятельностью и саморегуляцией, то есть устранением дискомфорта. Происходит расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей. В итоге личность принимает решение временно приостановить деятельность и наладить свое состояние, а если это невозможно, продолжить деятельность в дискомфорте, или совместить саморегуляцию и деятельность. В работу включается:

  • самовнушение,
  • самоприказ,
  • самоубеждение,
  • самоанализ,
  • самопрограммирование.

Происходят не только когнитивные, но и личностные изменения.

Системно-функциональная теория

Автор А. О. Прохоров. Саморегуляция рассматривается как переход от одного психического состояния к другому, который связан с рефлексией имеющегося состояние и представлениями о новом, желаемом состоянии. В результате осознанного образа активизируются соответствующие мотивы, личностные смыслы и самоконтроль.

  • Человек использует сознательные методы саморегуляции для достижения представляемого образа состояний. Как правило, используется несколько приемов и средств. Для достижения главной цели (состояния) человек проходит несколько промежуточных переходных состояний.
  • Постепенно складывается функциональная структура саморегуляции личности, то есть привычные осознанные способы реагирования на проблемные ситуации для поддержания максимального уровня жизнедеятельности.

Саморегуляция – переход от одного состояния к другому за счет внутреннего переключения работы и связи психических свойств.

На успешность саморегуляции влияет степень осознанности состояния, сформированность и адекватность желаемого образа, реалистичность ощущений и восприятий в отношении деятельности. Описать и понять актуальное состояние позволяют:

  • телесные ощущения;
  • дыхание;
  • восприятие пространства и времени;
  • воспоминания;
  • воображение;
  • чувства;
  • мысли.

Компоненты и уровни саморегуляции

Саморегуляция включает 2 элемента:

  • Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
  • Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.

Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:

  • ответственность,
  • настойчивость,
  • гибкость,
  • надежность,
  • самостоятельность.

Саморегуляция тесно связана с волей личности. Для управления своим поведением и психикой человеку нужно выстраивать новые мотивы и побуждения.

Поэтому в саморегуляции можно выделить 2 уровня: операционно-технический и мотивационный.

  • Первый подразумевает сознательную организацию действия с помощью имеющихся средств.
  • Второй уровень отвечает за организацию направленности всей деятельности с помощью сознательного управления эмоциями и потребностями личности.

Механизм саморегуляции – жизненный выбор. Включается он тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя.

Самосознание (осведомленность личности о своих особенностях) – основа саморегуляции. Ценности, Я-концепция, самооценка и уровень притязаний – исходные условия работы механизма саморегуляции.

Немалую роль в развитии саморегуляции играют психические особенности и свойства темперамента и характера. Но без мотива и личностного смысла это не работает. Осознанная регуляция всегда личностно значима.

Становление саморегуляции

Попытки осознанного использования методов саморегуляции начинаются с трехлетнего возраста – момента, когда ребенок впервые понимает свое «Я».

  • Но все-таки в 3-4 года преобладают непроизвольные речевые и двигательные способы саморегуляции. На 7 непроизвольных приходится одна произвольная.
  • В 4-5 лет дети через игру учатся эмоциональному контролю. На 4 непроизвольных метода саморегуляции приходится один произвольный.
  • В 5-6 лет пропорции выравниваются (один к одному). Дети активно используют развивающееся у них воображение, мышление, память, речь.
  • В 6-7 лет уже можно говорить о самоконтроле и самокоррекции. Пропорции снова меняются: на 3 произвольных метода приходится один непроизвольный.
  • Далее дети совершенствуют свои методы, усваивая их от взрослых.
  • От 20 до 40 лет выбор методов саморегуляции напрямую зависит от деятельности человека. Но чаще всего используются сознательные волевые методы (самоприказ, переключение внимания) и общение как форма психотерапии.
  • В 40-60 лет манипуляции с вниманием еще сохраняются, но постепенно их вытесняет пассивный отдых, размышления и библиотерапия.
  • В возрасте от 60 лет преобладает общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.

Становление системы саморегуляции во многом зависит от социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста. Но и это далеко не все. Чем выше мотивация человека, тем сильнее развита его система саморегуляции, тем больше она способна компенсировать нежелательные особенности личности, темперамента и характера, мешающие достижению цели.

Саморегуляцию можно не только развивать, но и измерять. Существует множество диагностических психологических опросников. Например, базовый опросник В. И. Моросановой.

В итоге усвоения искусства саморегуляции каждый человек выписывает собственный рецепт «успокоина», который в психологии называется функциональным комплексом. Это действия, или блоки, которые человек должен выполнить, чтобы нормализовать свое состояние. Например, такой комплекс: глубоко подышать, послушать музыку в одиночестве, погулять.

О методах саморегуляции подробнее можно прочитать в статье «Способы саморегуляции эмоционального и психического состояния. Релаксация, аутотренинг и самовнушение в психологии».

Можем ли мы на 100% управлять своим мозгом? Узнайте из видео.

Самоприказ как качество личности – способность приказать самому себе делать то, что велит разум и совесть: быть самому себе командиром.

Самоприказ – самоубеждение, выраженное в коротком, отрывистом распоряжении, сделанном самому себе. Самоприказ – замечательный способ выработки самообладания и умения управлять собой в самых экстремальных условиях. Примером может служить поведение сержанта Морозова из рассказа Всеволода Иванова «Быль о сержанте». Сержанту Морозову было приказано вынести полковое знамя одной из окруженных войсковых частей. Днем и ночью, не сомкнув глаз, по непроходимым лесам и топким болотам пробирался он к командному пункту. Но сон неумолимо одолевал его. Однако сержант знал: кругом немцы, и стоит ему только уснуть, он немедленно будет обнаружен, и знамя попадет к врагу. — Днем надо спать, а идти ночью — шептал ему полусонный бред. — Нет, сейчас надо идти Днем. И всегда идти!.. Но ведь ночь невыносимо холодна, и, в сущности, ты, сержант, не спал уже… — Нет. Я спал. А если засну сейчас, днем я уже никогда не проснусь. Меня найдут немцы… — Ты боишься смерти? Вздор! Ты ее никогда не боялся.

И он почти в бреду твердил самому себе: — Мне приказано не умирать. Нельзя мне умирать! Ни в коем случае… И спать нельзя! Надо идти. Нельзя! И он стискивал зубы, раскрывая глаза с усилием, как раскрывают ворота весной, когда тяжелый снег еще не превратился в лужи. Ему нельзя умирать! Это он повторял ежеминутно.

Сержант, применяя самоприказ, мобилизовал все свои волевые качества, все ресурсы организма на борьбу со сном, и это помогло ему пробиться к своим и выполнить боевое задание.

Самоприказ – сын самоубеждения. Самоприказ имеет особую силу, если он родился от самоубеждения. Одно дело выполнять приказ по принуждению или самопринуждению, другое – исполнять, будучи твёрдо убеждённым в его правоте. Когда самоприказ не противоречит миропониманию человека, его взглядам и нравственным принципам, когда он находится в гармонии с разумом и совестью, выполнять его одно удовольствие. Самоприказ превращается в долгожданный стартовый выстрел. Прозвучал выстрел, и человек радостно помчался к финишной ленточке, означающей выполнение самоприказа.

Словом, самоприказ оптимален, если он не противоречит природе человека, системе его проявленных качеств личности, если он стал следствием самоубеждения, то есть нахождения всё новых и новых доводов и аргументов в пользу выполнения самоприказа. Самоубеждение может завершаться принятием определенного решения и самоприказом выполнить его: «Надо!», «Сделать»! «Вперед!», «Всё!» «Хватит!» и т. п.

Немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самоприказ спас жизнь Павлу Корчагину. Павка понял, что из-за болезни не может возвратиться в строй, рука сама потянулась к револьверу. Что остановило его? Самоприказ. Корчагин спокойно, но твердо и уверенно приказал себе: — Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.

Николай Островский — автор романа «Как закалялась сталь» подчеркивает, что самоприказ для Павла Корчагина становится особенно результативным потому, что сочетается с глубокой убежденностью в необходимости всей своей жизнью служить обществу и людям.

В обыденной жизни самоприказ становится действенным способом самовоспитания, ибо помогает показать «себе палку», нажать, надавить на самого себя, заставить делать не то, что хотят чувства, а то, что велит делать разум и совесть. Тело хочет спать, но разум говорит: — Пересыпать вредно. Это уже не сон, а ленивое времяпрепровождение в кровати. Довольно мять подушку. Надо выполнять режим дня. Нужно быть дисциплинированным. Вставай! Проснись и пой! Скажи, что сегодня будет самый счастливый день твоей жизни. Поднимайся! Тебя ждут большие дела.

Вставайте, граф, великие дела
Вас заждались. Довольно мять подушку,
В часах старинных выдохлась кукушка,
А может, даже вовсе умерла.

Куда под одеяло с головой?
Опять, небось, всю ночь писали оды.
Вставайте же, опять проспите подвиг,
И кто-нибудь прославится другой.

Каждый ли может овладеть самоприказом? Безусловно. Было бы только желание. Для успешного овладения самоприказом можно использовать памятку, разработанную психологом Т. И. Агафоновым:

1. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание — будь сам инициативен, действуй по собственному почину.

2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самоприказывать.

3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, жажду, робость, страх, дурное настроение.

4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, а прежде всего недостатки своего характера.

5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой.

Решил мужик бросить пить. Идёт по улице, видит любимый винно-водочный магазин и говорит про себя: — Усложню себе задачу — в магазин зайду, а покупать ничего не буду. Зашел. Видит свою любимую водку и думает: — Усложню себе задачу — куплю, отнесу домой, но наливать не буду. Купил. Принёс домой, поставил на стол и приказывает себе: — Налей, но не пей. Налил. Смотрит и приказывает себе: — В рот возьми, но не проглатывай! Отпил глоток и… сглотнул… И говорит вслух: — Вот сила воли — то какая! Не хотел ведь, а выпил!

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *