Доктор Моррис

Самореализация

Уровни самореализации

Агрессивное непринятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень)

Личность от своей деятельности не испытывает удовольствия. Но какой бы неинтересной она ни была, человек все равно этим занимается потому что так надо.

Пример:

Подростка не интересует учеба в школе. Но он вынужден посещать ее по простой причине – чтобы получить знания и в будущем получить работу.

Неприятие деятельности связано с неосознанным выбором специальности. Возможно, даже со стереотипами, навязанными обществом. На данном этапе важно понять, зачем вы это делаете. Ответов может быть много. Но как только вы поймете важность вашей работы, вы перейдете на второй уровень.

Стремление мирно избежать трудовой деятельности

Это происходит даже с человеком, осознанно избравшим определенную деятельность.

Например:

Выпускник журфака устроился на книжный сайт рецензентом. Работодатель задал ему рутинную работу: написать рецензии на двадцать книг – на десять художественных и десять научных. И юноша тут же пожалел, что устроился на эту работу.

Данная проблема может быть связана с отсутствием мотивации (например, зарплаты) или с ленью, иногда со страхом сделать что-нибудь не так. Поэтому, научитесь мотивировать себя и бороться с ленью. Попросите кого-то из близких проконтролировать вас, если трудно сделать это самостоятельно. А после выполнения всех заданий обязательно устройте себе перерыв.

Выполнение деятельности происходит по образцу или по определенному шаблону (пассивный уровень)

Человек не слушает себя и слепо подражает другому человеку: реализуется по той же схеме. Или не прилагает к своей реализации особых усилий – уверен, что все произойдет само собой. Эта проблема происходит с теми людьми, которые до конца не разобрались в себе, недостаточно хорошо изучили свою индивидуальность.

В данном случае следует внести новизну в повседневную рутину. Сделайте то, чего раньше не делали.

Хорошо стимулируют к творческой работе прогулки, яркие эмоции, общение с людьми. Если вы выполняете монотонную работу, делайте перерывы, отвлекитесь на другой вид деятельности.

Стремление усовершенствовать свои отдельные элементы выполняемой работы

Пример:

Редактор-издатель совершенствуется только в исправлении грамматических ошибок, хотя должен владеть целым комплексом знаний о книжном деле: типологии потенциальных изданий, художественном оформлении, продвижения вышедших в свет книг.

Стоит научиться видеть вещи в целом. При выполнении работы представляйте конечный результат, не отвлекайтесь на детали.

Стремление усовершенствовать свою выполняемую работу или деятельность в целом (творческий уровень)

Самый оптимальный уровень самореализации. Личность реализовывается не только в «своей», но и в других сферах деятельности. Писатель пишет, рисует картины, поет, занимается спортом. На этом уровне личность самостоятельно мотивирует себя, осознает важность работы и делает все грамотно и качественно.

Почитать в тему:

Причина «затмения»

Когда человек — еще ребенок, он знает свою природу интуитивно. Он не задается вопросом — что ему делать, а просто делает то, что ему ХОЧЕТСЯ. Ребенок не умеет подавлять себя, его творческий источник бьет ключом. Они рисует, поет, сочиняет, что-то создает своими руками, придумывает — без страха и даже без мыслей. Просто реализует себя СВОБОДНО.

Мы становимся старше, и эта естественная способность начинает подавляться. Это происходит постепенно и незаметно, но приводит к тому, что взрослый человек уже не способен выйти за рамки «схемы», которую ему навязали родители, общественное мнение или он сам.

Последнее — самое страшное, это уже приобретенная способность — угнетать себя самого, принятая рациональным умом. И человек, как автомат, начинает делать в жизни то, что «нужно для достижения цели», становится косным. И часто эти самые «цели» — совсем не его настоящие желания, а подмена.

На сознательном уровне мы видим лишь результат этого — внутреннее раздражение и ощущение, что вроде бы все в жизни стабильно и нормально, но нет настоящей радости. Как будто ты перестал ощущать себя живым. Раздражение растет, но понимание настоящей причины такого положения вещей глубоко подавляется.

Это главная болезнь общества. Даже среди тех, кто занимается саморазвитием, много людей, которые не видят направления СВОЕГО настоящего пути и даже не могут себе представить — как его найти, как развить данное от природы и в этом преуспеть.

Мы все (как правило) оказываемся в таком положении, когда испытываем давление со стороны родителей или тяжесть социальной обусловленности. Кому-то удается это преодолеть, а кто-то всю на всю жизнь остается рабом обстоятельств.

На своем пути не обращайте внимания на оскорбления и зависть со стороны других людей, если такое происходит, но почитать о том, стоит ли реагировать равнодушно когда оскорбляют все же нужно.

Как узнать — чем на самом деле вы хотите заниматься больше всего на свете

Если вы хотите по-настоящему реализовать себя в жизни, нужна смелость сделать две вещи — понять, чем вам нравится заниматься и осуществлять шаги в этом направлении. Каждый день — делайте для этого все возможное. Пусть даже это будет всего лишь капелька.

  • У вас «нет времени» и это «невозможно». Такие слова — лишь игра ума.
  • Если вам страшно отпустить себя полностью — подстрахуйтесь. Пусть у вас будет работа, но такая, которая дает вам гораздо больше времени на ваше основное занятие (именно так вы должны думать, ведь основное — это ваша мечта, а вовсе не то что кажется стабильным и надежным).

  • Избавьтесь от мифа, что тем, что вам интересно — заработать на жизнь невозможно.
  • Это не так. ВСЕГДА есть возможность, но ваш косный ум мешает увидеть подобные перспективы, потому что они не лежат на поверхности, и чтобы их обнаружить — нужны действия и вдохновение.

    Именно вдохновение приводит вас неожиданно в те места, где вам помогут в этом или будет нужная информация, неожиданные решения. Мистики здесь нет никакой.

    Просто когда вы настроены на волну того, что вам интересно, вы интуитивно начинаете ВИДЕТЬ перспективы и решения, которые раньше просто не попадали в поле вашего зрения и не приходили в голову.

  • Измените свое мышление в лучшую сторону.
  • Именно та работа, которая вам по душе, поможет не только реализовать себя максимально, но и быть финансово состоятельными. Причем так заработать, чтобы не сводить концы с концами, а быть обеспеченным на очень хорошем уровне.

Как разбудить себя

Занимайтесь самообразованием и саморазвитием, но не вынужденным — для галочки, а таким, к которому вы стремитесь.

Это учит мыслить нестандартно. Каждый такой шаг наталкивает на новую мысль, которая поможет вам понять и найти себя по-настоящему.

Прочтите книги, которые перевернут ваше сознание. Когда будете их читать — проводите параллель с собственной жизнью, и многое вам откроется в понимании себя.

Вот некоторые из них:

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии. Приключения Мессии поневоле».
Ронда Берн «Тайна», «Сила».

Амели Нотомб «Страх и трепет».

Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан».

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Рэй Бредбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту».

  1. Каждый день находите что-то новое для вдохновения — то, что заставляет вас почувствовать себя ЖИВЫМ.
  2. Это дает огромный стимул для желания действовать и силу, чтобы действовать. Не думайте о практичности этого — наслаждайтесь процессом, как ребенок.

    Рисуйте, танцуйте, создайте что-то творческое (ведь творить можно в любой сфере), осуществите то, что вы очень хотели, но всегда откладывали. Слушайте музыку, созерцайте природу. Погрузитесь полностью в этот процесс.

  3. Не ждите, что кто-то сделает вас счастливым.
  4. Дорогие сердцу люди, которых вы любите — это бесценный подарок жизни. Но пока вы не раскроете свой потенциал — бесполезно ждать, что эту пустоту заполнит кто-то извне. И вас все равно будет съедать неудовлетворенность. Наполнить себя можно только изнутри и тогда счастьем будет разделить эту радость с любимыми.

  5. Пробуйте заниматься тем, на что раньше никогда не решались из страха, что у вас ничего не получится.
  6. Возможно окажется так, что ваш талант лежит в той плоскости, которую вы и представить себе не могли. Это можно определить только на практике.

    Ваш компас — это ОЩУЩЕНИЯ. Их не спутаешь ни с чем. Когда ваша душа поет и ликует, когда переполняет радость от того, что вы делаете — это главный критерий правильности выбранного направления.

Действуйте. Успех — это немного теории и масса практики. Это никто не сделает за вас, никто не подскажет — в чем ваш дар и предназначение.

Пусть это будет приключение, из которого вы выйдете победителем и обретете себя настоящего. Удачи!

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др., вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования. Решение этих проблем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе.

Как научить ребят активизировать свои творческие способности и находить оригинальные решения проблем? Как научиться справляться в учебе и в быту с нестандартными ситуациями? Решение этих вопросов возможно посредством формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного обучения.

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по следующей причине.

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но когнитивного развития.

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает), поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

По наблюдениям И.М. Кыштымовой, развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. В.Н. Дружинин констатирует, что излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на психику творчески одаренных детей.

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным.

Существует мнение, что целенаправленное формирование личности с помощью творчества должно быть направлено на развитие креативности не только одаренных детей, а всех, без исключения.

Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности. Приведем здесь высказывание Л.С. Выготского о том что «сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать <…> Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью как открытие дифференциального исчисления.

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств. Актуализация креативности обуславливает изменение всей личности в ее системной целостности «Процесс повышения креативности имеет системный характер. Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности невозможно».

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Обратимся непосредственно к формированию личности старших школьников, посредством творчества. На первый план в современных исследованиях выступает единство творчества и культуры.

При переходе от подросткового возраста к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Юность – возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность – возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.

С.К. Турчак отмечает, что современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности.

Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности.

Таким образом, обращение образования к культуре – это стремление перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», которое позволило выявить взаимосвязь образования, культуры, искусства и личности.

Выстраивая личностно значимую систему нравственно-эстетических идеалов, в процессе приобщения к творчеству, старшеклассники значительно обогащают эмоциональный, эстетический и культурный опыт, который впоследствии способен помочь в том, чтобы ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности.

Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира. Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальные значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В этот период происходит развитие Я-концепции, формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и на развитие личности в целом.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников.

Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий -изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе».

Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения молодого человека.

Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям.

Литература:

  1. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 416с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

  2. Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственного университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.ун-та, 2009.

  3. Дружинин В.М. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001.

  4. Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1996. -536с.

  6. Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. — Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.

  7. Сабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. — С. 261.

  8. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». — Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002.

  9. Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007.

> Творческая реализация как субъективный уровень развития личности

Творчество и самореализация личности

Психология саморазвития по определению замкнута на самом объекте, то есть на самом себе, и для дальнейшего продвижения в самовоспитании и саморазвитии психология любой личности нуждается в подпитке извне, от внешних субъектов. В целом такой субъект можно обозначить как социум. Детализируя такой субъект как социум, из его массы можно выделить отдельные субъекты — родителей, воспитателей или педагогов, направляющих извне психологию саморазвития личности. Постепенно переходя от психологии саморазвития к психологии самовоспитания, а затем и к творческому саморазвитию личности, такие субъекты стимулируют творческое саморазвитие и самовоспитание при помощи общепринятых в каждом народе технологий саморазвития, то есть веками проверенных Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. — 2011. — №6 с. 71приемов воспитания.

Рождаясь, человек приходит в этот мир для того, чтоб прожить яркую и насыщенную жизнь. То, насколько она действительно будет яркой и насыщенной, зависит от степени самореализации человека в жизни. Что являет собой самореализация? Это стремление человека к самовыражению, к возможности проявить себя в том, что есть значимым для него.

Когда мы говорим о человеке, как о всесторонне развитой личности, то учитываем не только его способности и таланты, но так же его потребности, удовлетворяя которые, он имеет возможность самореализоваться.

Процесс самореализации личности — это поиск того вида деятельности, который наиболее приемлем для отдельно взятого человека.

Одни самовыражаются в искусстве или литературе, других манит спорт, третьи занимаются прикладными видами деятельности, например работой с деревом или ремонтом автомобилей. Кто-то может всецело реализовывать себя в качестве родителя — это также будет примером самореализации.

Самый замечательный вариант, это когда процесс самореализации личности удается превратить в любимую профессию. К сожалению, не всегда финансовые возможности способствуют этому.

Потому зачастую работа — это только место где, зарабатывают деньги, а самореализация осуществляется в чем — то ином.

Человек в процессе самореализации личности удовлетворяет свою потребность в самовыражении, преследуя личные цели. Не существует «бесцельного» процесса самореализации личности. Именно степенью достижения поставленных целей и определяется степень самореализации.

Не так важно направление, в каком проявляется самореализация — к любой деятельности можно подобрать творческий поход. Главное, чтоб дело, которым вы занимаетесь, было по душе, и результаты этой деятельности удовлетворяли вашу потребность в самореализации.

Рассматриваем этапы самовоспитания личности

Самовоспитание как сложный процесс состоит из нескольких этапов, связанных между собой.

Эти этапы самовоспитания имеют четкий порядок, соблюдение которого позволяет достичь особо существенных результатов.

Первым этапом является принятие решения. В идеале все остальные этапы самовоспитания должны происходить после него, ведь без четкой формулировки достижение максимального результата невозможно.

Это решение стимулирует самовоспитание, создает фактическую его необходимость. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 2009 с. 32 Дальше следует изучение возможностей и перспектив самовоспитания, затем — формирование идеала, к создЗаир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПБ., 2006 с. 176анию которого в процессе самовоспитания нужно стремиться.

Как бы этапы самовоспитания ни осуществлялись, самым важным, пожалуй, является второй из них — самопознание. На основе выбранного идеала человек стремится познать себя, уяснить, чего ему нужно достичь.

От желания человека познать свои недостатки и достоинства зависит точность самопознания и формирования ценностей человека.

Составление плана и выбор средств — это третий этап. Кроме непосредственного выбора средств, он включает создание правил и принципов, которыми определяется поведение человека.

На основе выбранных средств воспитания происходит его планирование. Человек составляет план: над чем он хочет работать, какие методы использовать, когда достичь запланированного.

Четвертый этап — реализация планов. Это единственный практический этап, направленный на осуществление трех предыдущих.

Все этапы самовоспитания эффективны в одинаковой мере. Степень же их эффективности познается в последующей самооценке.

Различные пути самовоспитания человека

Различные пути самовоспитания помогают человеку, всерьез занявшемуся воспитанием своей личности, определить, каким будет способ его развития и что ему для этого нужно сделать.

Главные пути самовоспитания — это самоограничение и самоконтроль.

Первый путь заставляет индивида ограничивать себя в нежелательных действиях или заменять их приемлемыми; он также подходит для тех людей, которые хотят культуризировать свою речь.

Самоограничением, помимо прочего, занимаются монахи, избравшие свой религиозный путь. Они пересматривают список своих влечений и привычек, заменяя нежелательные прямо противоположными по сути.

Но самоограничение и его производные — далеко не «монашеские» пути самовоспитания лГузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. — 2011. — №6 c. 31ичности; более того, в период, когда практическая психология только начинала использоваться в массах, психологи работали с преступниками, вырабатывая в них самоограничение.

Самоконтроль и идентичный ему, но значительно более узкий в использовании самоотчет — это пути самовоспитания личности, которые предусматривают наблюдение за своими действиями с формированием способов дальнейшего их усовершенствования.

Как видим, самоконтроль является якобы теоретической стороной самоограничения. Это делает невозможным их использование по отдельности. Другие пути самовоспитания истекают конкретно из самоконтроля и самоограничения. Самонаблюдение (по некоторым источникам сравниваемое с самоотчетом), самоосознание, саморассмотрение и прочие узкие понятия исходят из рассмотренных выше как составляющие основных путей самовоспитания.

Рассмотрим психологический аспект самого процесса художественного творчества. Основатель «аналитической психологии» швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология, в своём качестве науки о душевных процессах, может быть поставлена в связь с эстетикой.

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого»

А.С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель, в куске каррарского мрамора, видит, сокрытого в нем, Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? Никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешней волей…»Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. — М., 2000.С. 56. Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ламброзо писал: «Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…». Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: «Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напро в, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. — М., 2010 c. 127, с. 150страстям». Однако, по справедливому суждению Н.В. Гоголя, «искусство — есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства». Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность — одарённость — талантливость — гениальность. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. По мнению И.В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л. 2011 с. 48

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *