Доктор Моррис

Самообладание

Беседа-диалог «Как воспитать в себе сдержанность» материал на тему

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»

«Как воспитать в себе сдержанность»

(Беседа-диалог)

Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.

Цель:

— раскрыть понятие «Вспыльчивость», «Несдержанность», «Обида»;

Задачи:

-учить видеть в каждой ситуации только доброе;

— развивать чуткое отношение к людям;

-побуждать интерес к осмыслению общечеловеческих ценностей, выработке личного отношения к ним;

— привлечь внимание детей к важным проблемам взаимоотношений между людьми с помощью доброго слова, а не насилия, находить мирные разрешения споров и конфликтов;

Ход занятия:

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

-Ребята, на ваших лицах я вижу улыбки, а значит у вас сейчас хорошее настроение, я хочу, чтобы к концу занятия оно осталось таким же.

От того, как относиться человек к самому себе, во многом зависит сущность его личности, его индивидуальность. Отношение к себе начинает формироваться в раннем детстве и нередко дальнейшие успехи и неудачи, взаимопонимание с окружающими людьми, счастье находятся в зависимости от степени принятия самого себя и от степени уверенности в себе.

Человек, уверенный в себе — это, прежде всего, счастливый человек. Уверенность в себе — это надёжность, ответственность, активность личности. Поэтому она так важна, и сегодня мы попытаемся увидеть в себе больше положительного, раскрыть свою индивидуальность, а значит — стать более уверенными и сдержанными.

Каждый из нас в своей жизни хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведём себя совершенно иначе и делаем ошибки.

Воспитанный человек – это человек, который умеет себя вести, знает, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя своё человеческое достоинство и не умоляя достоинства других. Каждый культурный человек должен не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость существования определённых правил и взаимоотношений между людьми. Однако воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знания правил хорошего тона не менее важно, чем умение читать и писать. Для этого в течение многих веков человечество выработало свод норм поведения, способствующих взаимопониманию, регламентирующих взаимоотношения в обществе. Их называют правилами этикета или правилами хорошего тона.

Введение в тему:

— Сегодняшнюю нашу беседу я хотела бы начать с притчи.

-Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.

— Послушайте её внимательно и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

Притча о гвоздях

Жил — был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется.

-Кто понял, о чём будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде.)

-Ребята, почему отец не объяснил сыну словами, что значит обидеть человека, а дал ему гвозди? (Ребята рассуждают, спорят, приходят к единому мнению, делают вывод.)

-Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется.)

— Что значит обидеть человека? (Сделать ему больно, оставить в душе шрам.)

-А как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека.)

-А что значит извиниться перед человеком? (Значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза.)

— Если ты не сдержал слово? (Значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки.)

— Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого он обидел? (Наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков.)

-Ребята, а с вами случалось такое? (Дети рассказывают ситуации, в которые они попадали и как смогли выйти из них.)

-Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека- сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл.)

-Давайте попробуем сказать такие правила, которые помогут людям преодолеть такие качества, как вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека.

Правила для несдержанных и вспыльчивых людей.

Сдерживай свои эмоции.

Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим.

Будь всегда приветлив, не груби, не кричи.

Здоровайся при встрече.

Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Сказал – сделай.

Не уверен – не обещай.

Ошибся – признай свою вину, извинись.

Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения.

Сначала подумай, потом говори.

Не можешь сказать правду – объясни, почему.

-А теперь все вместе — правила доброты (Ребята предлагают свои варианты, обсуждают.)

1.Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем!

2.Не хвастай сделанным добром.

3.Надо делать добро бескорыстно, не ожидая наград и благодарности.

4.Делай добро вовремя и незаметно.

5. Добра никогда не бывает много! Твори!

Работа со словами

— А сейчас давайте попробуем слова заменить словами противоположными по значению.

Плохо — хорошо
Зло – добро
Война — мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь — правда
Предательство — преданность

-Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей, в этом вам помогут ваши друзья-книги.

-Спешите делать добро!

Итог.

-Ребята, выйдете из-за парт, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Вы чувствуете, как от ващих рук исходит тепло? Это значит, что сегодня каждый из вас стал немного сдержанней, добрее, значит не зря мы провели время. Спасибо!

Литература:

Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986

Интернет-источники:

Эмоциональная сдержанность: определение и методы развития

Человек отличается от животных не только высшими формами мышления, но и способностью переживать различные эмоциональные состояния (высшие чувства свойственны только людям). Но некоторые эмоции и эмоциональные реакции довольно часто создают человеку трудности, мешая ему успешно адаптироваться к окружающей действительности и вступать во взаимоотношения. Так, например, люди склонные к раздражительности, нервозности, агрессивности, резким эмоциональным проявлениям и быстрой смене, а также полярности эмоций могут встретить негативное отношение со стороны окружающих людей (особенно это неприемлемо в рабочей обстановке). Поэтому рано или поздно они начинают задумываться о том, как можно скрыться некоторые эмоции и как воспитать в себе сдержанность.

В решении вопроса о контроле над эмоциональными проявлениями может помочь эмоциональная сдержанность, которую ни в коем случае нельзя путать с бедностью эмоций, холодностью и равнодушием. Но для того, что бы понять, каким образом можно развивать в себе сдержанность и как она будет влиять на поведение и деятельность человека, необходимо определить, что подразумевает под собой это понятие и какие качества и характеристики личности влияют на процесс ее формирования.

Эмоциональная сдержанность: варианты определения и факторы, которые оказывают на нее воздействие

В психологической литературе нет однозначного определения эмоциональной сдержанности, так как оно чаще всего сводить к следующим понятиям: самоконтроль, саморегуляция, самообладание и устойчивость. Также сложно найти и критерии, по которым можно говорить о том, что у человека сформирована или же отсутствует эмоциональная сдержанность. Для того, что бы обозначить данную категорию с психологической точки зрения, нужно проанализировать те понятия, к которым она чаще всего сводится.

Итак, под сдержанностью обычно понимается способность человека осуществлять контроль (управлять) над своими действиями, поступками, проявлениями эмоций, внутренними желаниями и потребностями. В психологии может трактоваться и как позитивное качество личности (черта характера), и как негативное проявление. Так, например, под сдержанностью могут понимать или же отказ человека принимать участие в создание межличностных контактов и от поддержки взаимодействия с другими людьми, или же как намеренное сдерживание личностью проявление негативных эмоциональных реакций и непринятых в социуме форм поведения. Также это понятие могут объяснять с точки зрения морально-этического понимания как положительного качества личности, которое находит проявление в адекватной, сдержанной и неэкспрессивной реакции человека на различные раздражители (в том числе и негативные воздействия).

Очень часто эмоциональную сдержанность в психологи рассматривают в контексте способности личности к саморегуляции поведения и эмоций. В психологической литературе саморегуляцию представляют как процесс, при котором человек осуществляет контроль над собственными психическими, физиологическими и психологическими состояниями, их внешними проявлениями, а также над своими действиям, поступками и поведением в целом.

Здесь также необходимо отметить, что развитие сдержанности не возможно при отсутствие у человека эмоциональной саморегуляции, которую можно охарактеризовать, как способность человека к социально-приемлемым эмоциональным реакциям на различные жизненные ситуации (здесь важна лабильность, которая обеспечивает возможность спонтанных, но адекватных реакций).

Также эмоциональную сдержанность довольно часто рассматривают как один из компонентов самоконтроля человека. В психологических словарях самоконтроль определяют как процесс сознательного и волевого управления человеком своей психической деятельности, поведения и жизнедеятельности в соответствии с нормами, принятыми в обществе и с собственными ценностями, установками, идеалами, мировоззрением.

Если отвечать на вопрос как научиться сдержанности с точки зрения развития у человека самоконтроля, то здесь активное участие принимают:

  • самосознание человека («Я-концепция», ценностная сфера, уровень самооценки);
  • рефлексия, как процесс самопознания, без которого невозможно принятие и понимание утвержденных норм и правил в обществе;
  • антиципация (способность предвосхищать, предугадывать события, а также результаты своей деятельности);
  • установки личности;
  • способность человека к волевой саморегуляции и самоуправлению.

Теперь переходим к определению категории «эмоциональная сдержанность». Итак, эмоциональную сдержанность можно определить как:

  • умеренность и дозированность в проявлении человеком различных эмоций;
  • сознательное торможение внутренних желаний, потребностей и действий, которые движимы эмоциональными реакциями;
  • своеобразная аккуратность (можно сказать даже особая филигранность) в речи, движениях, действия, поступках и общении.

Что бы понять, что же вкладываться учеными-психологами в определение эмоциональной сдержанности человека, необходимо проанализировать теоретические подходы, которые могут помочь в осмыслении этого процесса (теории представлены в таблицы).

Анализ теоретических подходов к пониманию эмоциональной сдержанности

Подход (понимание саморегуляции и сдержанности) Основные положения
С точки зрения деятельностной и личностной саморегуляции — деятельностная определяет коррекцию позиций человека относительно проявления им эмоциональных реакций (соответственно культуры и традиций в конкретном обществе);- личностная анализирует гуманность или же негуманность целей эмоциональной саморегуляции и сдержанности.
С точки зрения изучения самосознания личности и определения человеком своих жизненных статусов На эмоциональную сдержанность оказывают влияние:- ценностные ориентация личности;- личностная «Я-концепция»;- уровень самооценки и притязаний.
Как регуляция функциональных состояний Сдержанность как составляющая саморегуляции человека включает в себя следующие компоненты:- когнитивный;- эмоциональный;- регулятивный;- активационно-энергетический.
Теория саморегулирования (согласно идей А.В. Круглански) На эмоциональную сдержанность человека оказывает влияние два способа саморегуляци:- динамический (поддержка целенаправленной деятельности и преодоление возникающих трудностей):- оценочный (оценочное сравнение существующего состояния с другими, которые возможно сформировать).
С точки зрения волевого овладения человеком своих действий, поступков и поведения Развитие сдержанности происходит в процессе формирования новых мотивационных образования, которые позволяют направлять поведение человека в намеченном им ключе. Управление своими эмоциями и эмоциональными реакциями осуществляется благодаря формированию волевых качеств личности.
Как сознательный процесс управления своим поведением Процесс управление происходит с помощью двух уровней саморегуляции:- опреационно-технического (сдержанность развивается с помощью средств, которые направлены на максимальную оптимизацию этого процесса);- мотивационного (организация направленности поведении и деятельности человека, а также осуществление контроля над эмоциональными реакциями с помощью управления его потребностями, целями и мотивами).

Необходимо также отметить, что эмоциональная сдержанность человека напрямую зависит от его эмоциональной устойчивости, которая в свою очередь подвержена целому ряду различных факторов, а именно:

  • уровня тревожности;
  • типологических особенностей нервной системы;
  • нервно-психической устойчивости;
  • типа темперамента, сформированных черт характера человека и их акцентуаций;
  • скорости и силы эмоциональных реакций;
  • уровня развития волевых качеств.

Итак, эмоциональную сдержанность можно отнести к более высокой категории управления и регуляции эмоциональной сферой личности, которая включает в себя не только контроль человека над собственными эмоциями и эмоциональными реакциями, но и воздействие на эмоции и чувства других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия. Кроме того, эмоциональная сдержанность является одним из условий успешной адаптации человека к меняющимся условиям жизни, его социализации и инкультурации.

Как воспитать в себе сдержанность или что нужно знать, что бы научиться контролировать свои эмоции?

Эмоциональная сдержанность может восприниматься как негативная, так и позитивная характеристика личности, и для того чтобы не попасть в заблуждение, следует точно отличать эту способность как показатель уровня культуры и воспитанности человека, от эмоциональной бедности. Итак, если возникает вопрос о том, как научиться сдержанности, в которой видят необходимый атрибут успешного, делового человека, а также считают важным условием достижении поставленных целей и высоких результатов в своей деятельности, то для этого необходимо понять, что же представляет собой данный процесс.

Процесс эмоциональной сдержанности можно охарактеризовать как внутреннюю психическую активность человека, которая может быть реализована только лишь при системном участии целого комплекса различных форм, явлений и уровней психики. Сам же процесс формирования сдержанности зависит от:

  • индивидуальных особенностей человека, которые связаны в первую очередь с определением (постановкой) цели, ее принятием и последующим удержанием;
  • особенностей существующих или созданных условий, которые являются наиболее значимыми для достижения очерченной цели;
  • особенностей планирования (программирования) предстоящих действий, направленных на достижения предполагаемых целей;
  • особенностей контроля (самоконтроля), оценивания (самооценивания) и последующей коррекции своей активности, направленной на формирование эмоциональной сдержанности.

Для того чтобы выяснить как воспитать в себе сдержанность следует определить основные условия для ее развития. Итак, успешность развитие человеком в себе эмоциональности сдержанности зависит от следующих условий:

  • его адекватности;
  • осознанности;
  • системности;
  • целесообразности;
  • гибкости (лабильности);
  • устойчивости нервно-психических процессов.

Что же касается склонности человека к воспитанию себе сдержанности, то она зависит от:

  • особенностей нервной системы;
  • преобладания типа темперамента, определенных черт характера и их акцентуаций;
  • уровня развития познавательной сферы;
  • особенностей эмоционально-волевых процессов личности;
  • уровня культуры и воспитанности человека;
  • социального статуса и занимаемого положения в обществе;
  • особенностей направленности личности (ее целей, идеалов, установок, мотивов, убеждений и т.п.).

Для того чтобы сформировать у человека достаточно высокий уровень эмоциональной сдержанности, пред проведением комплекса различных коррекционных мероприятий и техник необходимо определить следующие задачи:

  • повысить эмоциональную устойчивость и способствовать развитию более высокого уровня эмоциональной саморегуляции в процессе включения человека в реальную жизнь и при выполнении им различных видов деятельности;
  • необходимые для развития сдержанности эмоциональные механизмы следует формировать с помощью рефлексии и анализа реальных напряженных обстоятельств, сложных жизненных ситуаций;
  • учить человека конкретизировать эмоциональные переживания и реакции благодаря применению системы производных эмоциональных характеристик.

Если человек будет учитывать все особенности и условия формирования эмоциональной сдержанности и контроля, он сможет четко понять, как воспитать в себе сдержанность быстро и эффективно.

Как научиться сдержанности: наиболее эффективные методы и техники

Эмоциональная сдержанность как позитивное качество личности формируется с помощью специальных техник, методик и упражнения, многие из которых человек вполне может выполнять самостоятельно. Но есть некоторые коррекционные методы, которые могут использовать только дипломированные психотерапевты и консультирующие психологи.

Развитие сдержанности можно осуществлять благодаря применению следующих способов саморегуляции эмоционального состояния:

  • использование разнообразных упражнений (их можно выполнять в любом положении и в любое время);
  • техники, направленные на развития саморегуляции эмоционального состояния посредством внешних проявлений эмоций (гимнастики для мимических мышц, пантомимика, расслабление мышц лица);
  • выполнение упражнений, основная цель которых заключается в концентрировании внимания;
  • упражнения на визуализацию позитивных эмоциональных состояний;
  • техники, которые способствуют развитию сюжетного воображения.

Для того, что бы понять, как научиться сдержанности, следует сначала ознакомиться с существующими способами ситуативной саморегуляции эмоционального состояний в различных напряженных ситуациях. Эти способы следующие:

  • аутогенная тренировка, аутосуггестия, самоубеждение и рационализация, самонастрой на спокойное состояние и тренировка выдержки;
  • самоконтроль эмоциональных проявления с помощью внешнего проявления эмоций и чувств (мимика, пантомимика, соматика, речь, мышечное напряжение и т.д.);
  • успокаивающее и мобилизирующее дыхание (здесь можно использовать элементы медитации и холотропного дыхания);
  • правило «10 секунд» (как только человек собирается совершить ответное действие, стоит сначала посчитать до 10, причем делать это надо максимально медленно и четко произнося каждую цифру);
  • активизация чувства юмора (очень хорошо помогает способность человека находить что-то комическое даже в проблемных ситуациях, также здесь можно применять так называемую «амортизацию» как вариант психологической защиты);
  • отвлечение и переключение внимание на другую ситуацию или же объект.

Как развить самообладание: Упражнения и Советы


Самообладание – это способность контролировать сиюминутные импульсы и реакции. Другое название этого качества – самодисциплина. Такой тип поведения не является ограничивающим в отрицательном смысле, как может показаться поначалу. При разумном использовании самоконтроль становится одним из важнейших инструментов для достижения успеха и личностного развития. На пути к желаемым целям часто находится немало жизненных препятствий. Чтобы их преодолеть, необходимо действовать с настойчивостью, а это, конечно, требует высокого уровня самоконтроля.
Кроме того, это качество является критически важным для проработки страхов, навязчивостей, зависимостей. Самодисциплина помогает человеку обрести контроль над собственной жизнью, поведением и реакциями. Она улучшает взаимоотношения, помогает развить терпение, достичь счастья и удовлетворенности.
С другой стороны, недостаточно развитый самоконтроль часто приводит к неудачам в работе и личной жизни, перееданию и другим вредным привычкам, проблемам со здоровьем.

Каким конкретно образом самообладание помогает в обыденной жизни?

  • Развитое качество самодисциплины позволяет вовремя заметить проявления саморазрушительного, зависимого или навязчивого поведения;
  • Дает ощущения власти над своей жизнью, привносит баланс и гармонию;
  • Помогает держать чересчур эмоциональные реакции в норме;
  • Развивает эмоциональную и умственную независимость от окружающих людей и обстоятельств, что существенно влияет на субъективное ощущение мира и спокойствия;
  • Помогает преодолеть чувство беспомощности;
  • Самоконтроль позволяет обрести уверенность в себе, высокую самооценку, внутреннюю силу;
  • Делает человека ответственным и достойным доверия.

Препятствия для развития самодисциплины:

  • Недостаток знаний, понимания того, чем в действительности является самоконтроль;
  • Сильные и неконтролируемые эмоциональные реакции;
  • Быстрота и непосредственность этих реакций на раздражители внешнего мира, необдуманность действий;
  • Слабое желание измениться, стать лучше;
  • Недостаточно развитая сила воли;
  • Субъективный взгляд на развитие самоконтроля как неприятное и скучное занятие; убежденность в том, что в жизни дисциплинированного человека нет места развлечениям;
  • Недостаток веры в себя и свои способности.

Как развить самообладание? Краткий алгоритм действий

Итак, каков же общий алгоритм, позволяющий обрести контроль над собой и развить так необходимую силу воли?

  • Во-первых, нужно определить те жизненные области, где вам не хватает этого качества. Например, это могут быть покупки, переедание, курение, трудоголизм, выпивка, навязчивости.
  • Далее необходимо определить те эмоции, по отношению к которым и требуется применение самодисциплины. Возможно, это гнев, сожаление, обида или негодование, страх.
  • Следующий шаг – выявить мысли и убеждения, которые толкают к неконтролируемому поведению.
  • Несколько раз в день, в особенности в те минуты, когда потребность в самоконтроле наиболее высока, необходимо повторять различные аффирмации. Это могут быть такие фразы:

  • Я полностью контролирую свою жизнь;
  • У меня есть сила воли, чтобы выбирать для себя эмоции и мысли;
  • Самоконтроль приносит мне внутреннюю силу и успех;
  • Я полностью контролирую свои эмоции и поведение;
  • День за днем моя способность к самодисциплине возрастает.
    • Далее нужно визуализировать собственное поведение в рамках самоконтроля и самоограничений. Необходимо рассмотреть жизненную ситуацию, в которой вам не хватает дисциплины, и представить, что вы реагируете спокойно.
    • Самый главный шаг – выполнение упражнений для развития силы воли.

    По теме:
    Что делать, если все бесит и раздражает?
    13 советов как быстро успокоиться и перестать нервничать

    Практические шаги для развития воли

    • Тренировать силу воли при помощи небольших действий. Многие современные исследователи, в том числе, автор знаменитого издания «Сила воли» Келли Макгонигал, сравнивают развитие способности к самоконтролю с обычной тренировкой мышц. Для того, чтобы использовать «волевую мышцу», ее сначала необходимо активизировать, и затем понемногу тренировать. Поскольку, как и физические мышцы, сила воли подвержена истощению, нагрузки должны быть постепенными, но регулярными. Кроме того, волевой потенциал обычно заканчивается к концу дня. Поэтому выполнять неприятные или не вызывающие интереса дела и занятия рекомендуется утром.
      Тренировка силы воли может включать в себя такие действия, как постепенная уборка квартиры, использование для обычных процедур неведущей руки, развитие привычки медитировать каждый день. Также можно попробовать держать спину прямо в течение всего дня, воздерживаться от интернета или телевизора в течение дня-двух, ввести для себя запрет на нецензурную брань. То, что эти задания кажутся обычными, на самом деле, только усиливает их эффект. Выполняя их, вы научаете мозг не поддаваться импульсам, прокладывать паузу между эмоцией и действием.
    • Уменьшить уровень стресса. Хронический стресс является главным врагом самоконтроля. Почему среди людей, которые живут в больших городах обеспеченных, экономически развитых стран, столько обжор, алкоголиков и игроманов? Причиной всему – хронический стресс, накапливающийся в течение жизни. Трудности на работе и в личной жизни, тревожные новости по телевидению, неопределенность будущего, — все это, в конечном итоге, делает свое дело. Из успешного представителя среднего класса человек довольно быстро может превратиться в полного неудачника. Дело в том, что волевые ресурсы человека, к сожалению, исчерпаемы.
      Для развития силы воли постарайтесь по возможности минимизировать в своей жизни стресс. Ведь если истощать свои волевые ресурсы в одной жизненной области, то на развитие другой их попросту не хватит.
    • Выбрать для себя идеал. Оказываясь в сложных обстоятельствах и теряя веру в собственные силы, бывает очень сложно продолжать преследовать когда-то поставленные цели. В наше время роль «идолов» часто исполняют певцы или актеры, голливудские звезды. Однако часто их биографии не только не придают веры в человеческие возможности, но и являются отрицательным примером того, какой может быть человеческая жизнь. Ведь среди современных звезд также немало людей с алкогольной, наркотической зависимостью, или просто несчастных в личной жизни. Поэтому к выбору примера для подражания нужно подойти тщательно.
      Между тем, мир предоставляет огромное количество образцов волевого человеческого поведения. Тем идеалом, который позволяет черпать уверенность в возможностях человеческого духа, могут стать друзья или родственники, герои фильмов, книг, политические деятели.
    • Объявить войну лени. Нежелание приниматься за дела, которые не вызывают интереса, является одним из показателей слабо развитой силы воли. С ленью можно бороться несколькими способами: составлением списка дел, расставлением приоритетов, использованием метода «кнута и пряника». Эти методы стоит применять одновременно. Список дел необходимо составлять постоянно – таким образом, вы приучите себя выполнять работу в срок.
      Если дел накопилось очень много, не обойтись без ранжирования их по важности. Не нужно хвататься за все дела сразу, начать можно с малого. После этого втянуться в работу будет гораздо легче. И, наконец, необходимо поощрять себя за достижения и наказывать за невыполнение запланированного. Ведь наш мозг, несмотря на способности к логическому мышлению и другим достижениям эволюции, все же обладает свойствами мозга собаки Павлова.

    Самоконтроль – это одно из самых важных и полезных качеств, которым должен обладать каждый человек. К сожалению, даже признавая ценность дисциплинированной жизни, многие люди делают очень мало для его развития. Вопреки распространенному мнению, самоконтроль не означает жестокости по отношению к себе или же ограниченного, аскетического образа жизни. Это незаменимое качество характера лишь помогает обрести власть над своим поведением, эмоциональными реакциями, мыслями. Те рекомендации, которые даются для развития самоконтроля, помогут и задающимся вопросом о том, как выработать стрессоустойчивость.
    Хорошо развитое самообладание наделяет силой твердо следовать своим решениям. Оно является обязательным требованием для достижения поставленных целей.

    Каждый человек, который понимает, что может развить в себе любую способность, имеет собственный список будущих качеств. Если в вашем списке нет самообладания, возможно данная статья поможет вам не только осознать важность этой способности, но и поможет в ее развитии.

    Хотя самообладание всегда считалось истинно мужским качеством, полезно его развивать и женщинам. Женщина, потерявшая самообладание, вызывает сострадание и даже любовь, мужчина же теряет всякое уважение. Иногда потеря самообладания является манипуляцией, это уж смотря, какие глубинные мотивы. И тем не менее женщинам стоит развивать в себе это качество хотя бы потому, что частая потеря самообладания чревата огромными проблемами со здоровьем. Можно все объяснить холерическим темпераментом и продолжать убивать себя, но есть варианты получше.

    Нервный срыв — это бомба замедленного действия, поэтому давайте разберемся чего это будет вам стоить. Стоит оговориться, что хотя потеря самообладания вовсе не означает нервный срыв, частая потеря себя расшатывает психику настолько, что с каждым новым разом вы становитесь ближе именно к нервному срыву, а потом будете его испытывать каждый раз. По поводу и без повода.

    Самообладание и его потеря

    Самообладание — это способность человека сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние ценности в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях. Потерять самообладание — значит поддаться эмоциям, обнажить оголенный нерв и предать свое внутреннее «я». Если ставить вопрос о том, зачем сохранять самообладание, ответом будет перечисление негативных моментов, которые следуют за его потерей:

    • Чувство вины или стыда
    • Потеря мужественности, если вы мужчина
    • Нервный срыв, истерика
    • Чем ниже уровень раздражающего фактора, тем сильнее неудомение людей, ставших свидетелями нервного срыва
    • Потеря самообладания может выражаться в полнейшем ступоре. Человек внешне выглядит спокойным. Это самый опасный вид нервного срыва
    • Разрыв отношений с человеком, поврежденная вещь, сжигание всех мостов на работе и общественной жизни, моральное падение в лице свидетелей срыва
    • При частом повторении возможен инфаркт, либо расшатывание нервной системы

    Потеря самообладания, как правило, не происходит за короткое время. Это долгий процесс накопления действий раздражающих факторов. Человек, культивирующий в себе самообладание, обладает способностью растворять в себе первые признаки первого раздражителя. Для того, чтобы научиться растворять в себе раздражитель, необходимо для начала его распознать. Беда многих людей в том, что у них в процессе дня копится много отрицательных ситуаций, которые они уже даже не замечают — они автоматом зачисляются на ваш отрицательный эмоциональный счет.

    Потерявшие самообладание описывают это чувство в виде красной пелены перед глазами. Происходит полная потеря контроля над всем телом, сознание как бы наблюдает за телом со стороны. В человеке чувство вины и стыда смешивается с недоумением, он не понимает, что произошло. Осознание приходит позже.

    Есть ли минусы в развитом самообладании? Безусловно, если вы так и не поняли, что это такое и считаете, что нельзя же долго терпеть что-либо. Самообладание — это постоянное обнуление раздражителей с тем, чтобы они не накопились. Никто не советует вам терпеть унижения и издевательства, просто нервный срыв — худший способ вести диалог и решать проблемы. Да и просто раздражение в любом диалоге не позволяет вам следить даже за ходом беседы. Потеряв самообладание, вы даже можете выиграть битву, но не войну. С вами больше никто дел иметь не будет.

    Плюсы развития самообладания

    Развив в себе самообладание, вы не только будете контролировать свои эмоции, но и контролировать эмоции близких вам людей, внушать им уверенность и не давать потерять лицо. Люди очень ценят подобное качество.

    Несмотря на то, что все мы любим быть эмоциональными, существует огромное количество ситуаций, где необходимо руководствоваться холодным расчетом и иметь твердую руку. Эмоциям должно быть свое время. То, что люди больше обращают внимание на сверхэмоциональных людей, не значит, что они их ценят.

    Вы получаете власть над другими людьми. В любой сложной эмоциональной ситуации, когда многие подвержены панике, люди инстинктивно смотрят вокруг и отмечают самого спокойного человека. Эволюция говорит им — иди за ним, он знает, что делать. Даже когда человек просто растерян, он отметит ваше спокойствие и послушает вас.

    Человек, развивший в себе самообладание, способен планировать свои действия в сложной ситуации. В то время, когда другие теряют лица, этот человек отдает отчет каждому действию и знает, какие шаги и слова будут следующими. Он остается собой в любой ситуации.

    Как развить свое самообладание

    1

    Медитация

    Всегда и везде эта медитация. Но что сделать, если она и правда универсальна, когда речь идет о любых эмоциях. Она позволит вам распознавать, понимать и ощущать свои эмоции. Вы наконец сможете удивиться: «О, я испытываю благодарность. Какое приятное чувство, никогда не обращал внимание». С отрицательными эмоциями намного сложнее, но, уделив 20 минут в день, вы впоследствии экономите огромное количество денег и времени. В конце-концов, вы просто удивитесь тому, что способны испытать несколько десятков эмоций за одну минуту и как это вредит ясному разуму.

    2

    Релаксация

    Если для вас на первых порах сложно ни о чем не думать и сидеть с закрытыми глазами, просто ляжьте, включите любимую музыку и полежите. Двух раз по 10 минут в день хватит для приведения эмоций в норму.

    3

    Полюбите людей

    Больше половины раздражителей возникают от того, что вас злят и раздражают люди. Можно провести всю свою жизнь в попытке их перевоспитать, а можно находить в каждом человеке лучшее и интересоваться им искренне. Посмотрите на человека, который вас всегда раздражает и задайте простой вопрос «Почему?». Получив ответ, задайте тот же вопрос еще четыре раза. Удивительно, но скорее всего в итоге вы выясните, что причина вашего раздражения на этого человека в вас самих, в чем-то, что легко устранить, если постоянно напоминать себе тот самый последний ответ. Вас раздражает не ваш непутевый родственник, а то, что вы не можете помочь ему стать на ноги. Родственником вашим он все равно будет и любите вы его искренне, дело в том, что вы не знаете, как ему помочь. Возможно, вы даже никогда не задумывались об этом, он вас просто раздражал тем, что не сумел устроиться в жизни. Докопайтесь до истинной, а не поверхностной причины раздражения.

    4

    Игнорируйте внешние раздражители

    Телефонный звонок вас раздражает не потому что отвлекает от работы, а потому что вам надо ответить. Вы на автомате поднимаете трубку, просто потому что вам кто-то позвонил. Во многих случаях этот звонок не изменит вашу жизнь. Если раздражает, не берите трубку, перезвоните человеку, когда поймете, что вам это нужно.

    Так же стоит поступать и со многими другими раздражителями, если наконец подумать о том, что на них можно не реагировать или минимизировать их воздействие. Наушники помогут сосредоточиться на чтении (музыка без слов), чтение раздражающих новостей перестает вас удивительным образом раздражать, когда вы перестаете их читать.

    5

    Обнуление раздражителя

    Как уже было сказано, главная причина потери самообладания в том, что раздражители копятся и существует определенный порог, преступив который вы получаете нервный срыв. Поэтому если с самого утра произошло неприятное для вашей нервной системы событие, не игнорируйте его (оно уже проникло внутрь), а работайте с ним. Не решайте важные вопросы, когда вы чем-то разозлены. Подумайте над тем, чтобы избавиться от раздражения и только после этого идите дальше.

    6

    Оттяните время реакции

    При возникновении раздражителя, не реагируйте на автомате. Особенно это важно во время конфликта. Сосчитайте до десяти или сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Мгновенно реагируют на раздражители только низшие микроорганизмы.

    Всегда помните о том, что потеря самообладания — однозначное зло. Если вы занимаетесь саморазвитием, все это не имеет смысла, если вы не умеете контролировать свои чувства и не следите за эмоциями. Саморазвитие — это прежде всего душевное равновесие, и именно в этом состоянии можно добиться больших успехов во всех начинаниях.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *