Доктор Моррис

Самокритика

Личный демон

Человек сам себе злейший враг. Иногда создается такое впечатление, что ему приносит несказанное удовольствие тратить огромное количество времени на собственную критику. Самокритика – это, конечно, хорошо, но в то же время это самый распространенный способ, позволяющий навредить самому себе.

У каждого из нас есть такой демон, которого мы привыкли называть внутренним голосом, недоброжелательным «я», внутренним критиком и т. д. Этот голос часто звучит в голове и состоит из мыслей полных критики. И мы, как правило, принимаем все эти отрицательные мысли за «чистую монету». Чтобы понять, подвержены ли вы влиянию своего внутреннего демона, задумайте совершить, что-то новое и необычное. Демон сразу же вылезет наружу, начнет указывать на слабые места и повторять, что в этой затее нет ничего хорошего, да и ваших сил на ее осуществление, мягко говоря, не хватит. Эти и подобные им слова исходят от внутренних монстров самокритики постоянно:

  • Ты не сможешь этого сделать.
  • Тебя поднимут на смех.
  • Да кто ты такой?
  • Уже забыл как в прошлый раз сел в лужу?!
  • Это глупо.
  • Чтобы это сделать, нужно обладать тем, чего у тебя нет, и т. д.

Именно они мешают жить полноценной жизнью, медленно и уверенно достигая заветных целей. В конечном итоге, увлекшись чрезмерной самокритикой, человек получит только одно сообщение: я недостаточно хорош. Но этого будет более чем достаточно, чтобы вся жизнь пошла под откос.

Пример из жизни

Некоторые люди сильнее других ощущают собственное несовершенство. Обычно никто о таком не говорит, и даже сам себе не способен признаться в собственной несостоятельности, но поступки говорят сами за себя.

Вот небольшой пример. Один молодой и перспективный начальник, назовем его Рикки, нанял себе тренеров, которые помогут стать ему первоклассным лидером. В общей сложности у него в подчинении было около 50 человек и, несмотря на эйфорию от своего нового назначения, его потряс масштаб ответственности. Впоследствии оказалось, что у Рикки нет проблем с распределением времени, он не страдает от стресса, а всего лишь убежден в том, что не является достаточно хорошим. Независимо от того, что происходит Рикки постоянно недоволен, сложившимися обстоятельствами и собственным поведением. Он даже не может назвать несколько вещей, которые ему по-настоящему хорошо удаются, но если затронуть тему трудностей и проблем, то Рикки уже не остановить. Он готов часами рассказывать, что достиг успеха только потому, что постоянно работал над своими плохими сторонами.

Вместо заключения

Самокритика является рефлексивным отношением человека к себе, его способностью самостоятельно искать ошибки, оценивать поведение, анализировать действия. Наличие самокритики является обязательным условием психического комфорта человека.

Это реалистичный и объективный анализ своих преимуществ и недостатков, сильных и слабых качеств. Человек, способный оценивать себя объективно, без предубеждения относится к собственным промахам, старается исправить их. Такой человек не любуется своим совершенством и неповторимостью, а стремится повысить свой интеллектуальный уровень.

В повседневной жизни такое качество помогает людям достигать карьерных высот. Они уважительно относятся к коллегам, поэтому из людей с адекватной самооценкой получаются отличные руководители.

Лучшими учениками в школе являются именно те ребята, которые обладают нормальной самокритичностью. Такое качество дает им возможность задействовать дополнительные силы для приобретения знаний, они не ограничиваются «верхоглядством».

В ходе научных экспериментов, проводимых психологами, удалось установить связь между наличием у подростков самокритичности и их успешностью в школьной жизни. К сожалению, анализировать свои достижения и неудачи, делать соответствующие выводы способны только единицы школьников.

При введении федеральных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательные школы ситуация изменилась в лучшую сторону. ФГОС предполагает проведение на уроках, внеклассных мероприятиях рефлексии. В ее рамках ребята анализируют свою деятельность, дают ей оценку.

После детального анализа универсальных навыков, приобретенных ими в процессе урока (занятия), педагог может менять индивидуальную образовательную траекторию.

Подобное нововведение позитивно отразилось на формировании у подрастающего поколения навыков проведения самооценки, способствовало стимулированию самостоятельной деятельности школьников при получении универсальных учебных навыков и умений.

Разработчики всех нововведений, внедряемых в настоящее время в российские учебные заведения, старались максимально увеличить стремление детей к самостоятельному развитию.

С этой же целью в учебных программах по разным научным дисциплинам в школах РФ появилась обязательная проектная и исследовательская деятельность. В процессе проведения самостоятельных экспериментов дети получают не только коммуникативные навыки, важные знания, но и учатся проводить самооценку.

Здоровая самооценка, трезвый анализ поступков, мыслей и желаний, конструктивная критика и самокритика – неотъемлемые элементы развития личности и самопознания. Но что делать, когда самокритика становится избыточной, мешает работать, любить? Давайте поговорим об этом.

Объективная и субъективная критика

Объективная критика – оценка фактов. Субъективная критика – отношение, основанное на чувствах и эмоциях личности.

В широком смысле объективную оценку можно представить как понимание определенной черты характера, а субъективную – как общую оценку личности на основе всего одной черты. Что это значит: я забывчив, но это не делает меня некомпетентным работником или плохим другом, я могу записывать важные детали. Или: я вспыльчив, но умею сохранять самообладание, что делает меня хорошим человеком.

Объективная критика обычно дает точные данные, почти не содержит оценки. Субъективная критика чаще носит оценочный характер «хорошо – плохо». Например, человек считает себя жалким, никчемным. Но если он посмотрит исключительно на факты, то увидит, что он неплохо продвинулся по карьерной лестнице, мотивирует друзей, да и вообще намного счастливее других. Откуда изначально взялась установка на никчемность? Это убеждение, которое когда-то было чьей-то субъективной критикой.

Требовательность родителей, неадекватное порицание, наказания, принижение, оскорбления, отсутствие похвалы рождают установку на никчемность и выступают предпосылкой чрезмерной самокритики. Во взрослой жизни такие люди не дают себе права на ошибку. И наша с вами цель – научиться любое субъективное (личное) мнение превращать в адекватную объективную оценку (критику).

Хорошо это или плохо

Самокритика вредна тогда, когда превращается в самоедство, самокопание.

  1. Одна из причин такого поведения – амбивалентность чувств, мотивов, эмоций. Когда человек сам четко не знает, чего хочет, то нередко вступает в конфликт с самим собой. Тогда постоянное самокопание и самокритичность становятся образом жизни.
  2. Основа самокритики – внутренние мотивы, убеждения, ценности, принципы, цели личности. Но если сам человек не определился в жизни, то ориентирами становятся чужие системы убеждений и ценностей. Это вторая причина, по которой возникает чрезмерная самокритика.
  3. Третья причина – отсутствие личностных границ. Если индивид не понимает, где его ответственность, а где вина другого человека, что он может контролировать, а над чем бессилен, то будет все неудачи, трудности, проблемы записывать на свой счет.

Чрезмерная самокритика подавляет самостоятельность, инициативность. Чем больше человек убежден, что у него снова ничего не выйдет, тем больше появляется страхов и меньше желания пробовать что-либо.

Из-за постоянного порицания самооценка снижается еще больше. Вместе с этим возникает чувство вины и стыда. Они становятся хроническими, а позже трансформируются в депрессию, неврозы, расстройства.

Как избавиться от чрезмерной самокритики

Глупый, непривлекательный, бестолковый – продолжают клеймить себя выросшие в неблагоприятных условиях дети. Наша психика устроена так, что во внешней среде мы находим подтверждение тому, во что верим. Вот и люди с комплексами не просто критикуют себя, а находят вполне адекватное объяснение своей оценке.

Каждый человек имеет положительные и отрицательные качества, совершает ошибки и побеждает. Видеть свои недостатки тоже важно, но нельзя при этом забывать о положительной стороне. С этого и нужно начать работу по избавлению от чрезмерной самокритики.

Придерживайтесь следующего плана:

  • Попросите хорошего знакомого составить вашу характеристику. Пусть независимое лицо выпишет ваши сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Можете попробовать и сами сделать это, но, возможно, в силу пока еще негативного мышления с первого раза это не получится.
  • Разрешите себе признавать успехи, хвалить себя. Возможно, в детстве вас ругали, успехов не замечали, а адекватную демонстрацию достижений называли хвастовством. Поймите, что собой можно и нужно гордиться. Позвольте себе отступить от родительского сценария.
  • Прекратите сравнивать себя с другими. Иногда мы забываем, что люди обладают разными способностями, возможностями, свойствами психики и темперамента. Нет смысла в том, чтобы обвинять в медлительности флегматика или просить холерика качественно и долго выполнять монотонную работу. И тому, и другому выполнить это будет очень непросто. Научитесь ориентироваться только на себя, понимать свои особенности и использовать их с пользой. Не требуйте невозможного, тогда и обвинять себя не придется.
  • Проанализируйте, какие образы и ассоциации возникают в момент самокритики, чувства дискомфорта из-за очередной неудачи. Подсознание наверняка подсказывает вам, где искать корни дурной привычки. О ком вы думаете, кого вспоминаете, чей голос слышите?
  • Теперь подумайте, была ли оценка этого человека объективной? Или он просто выместил на вас свой негатив. Не исключено, что ваша самокритичность – результат чьей-то зависти, обиды, злости. Еще вероятнее, что эти чувства были направлены не в вашу сторону, просто вы оказались не в том месте.
  • Не забывайте анализировать основу мыслей: факты или домыслы. Необъективная оценка – результат работы воображения, придумывания, ощущений. Всегда спрашивайте: это так и есть или мне это кажется, я так думаю?

Самое сложное в работе – заметить проявления самокритики, научиться вычленять негативные установки. В этом поможет ведение дневника. В течение месяца каждую критическую ситуацию расписывайте по следующему плану:

  • что случилось;
  • что я себе сказал (самокритика);
  • какие эмоции и чувства я испытал;
  • как я дальше поступил.

Оформляйте это как таблицу, регулярно сравнивайте записи. Скоро вы заметите, что стрессовые ситуации и результат самобичевания похожи друг на друга, а значит, борьба будет проще, чем вы думаете. Также вы заметите, как негативные мысли разрушают вас, вызывают отрицательные переживания, сковывают действия или заставляют поступать совершенно неполезным для вас образом.

Когда проблема станет очевидной, дополняйте таблицы. Вносите пункт «альтернативная оценка ситуации» и «результат новой оценки». Посмотрите на каждую ситуацию под другим углом, поймите, что вы не могли предвидеть какие-то события или что-то выходило за рамки вашей компетенции. Потом оцените свои эмоции, чувства и состояние при альтернативном восприятии. Как вы поступите при таком раскладе? Эти результаты устраивают вас больше, они полезнее?

Помните, что правильных и неправильных вариантов в таблицах не бывает. Вы просто описываете себя, свои мысли, свою жизнь. Не переживайте, если сначала будет сложно искать альтернативы. Вы учитесь смотреть на ситуацию иначе, не воспринимать себя однобоко, находить объяснения, оправдания, подчеркивать свои сильные стороны. На это уйдет несколько недель, а то и месяцев. Но потом вы автоматически без записей будете так анализировать каждую трудную ситуацию, а вместе с тем видеть свою объективную роль в ней.

Пример: вы решили приготовить суп по новому рецепту. Результат вас расстроил, блюдо отправилось в мусорку. Но вы делали все строго по рецепту, высчитывали каждый грамм специй, полдня искали именно эти ингредиенты. Тогда возникает логичный вопрос: это вы криворукий кулинар или кто-то неправильно составил рецепт? Скорее всего, второе. Могли ли вы заподозрить, что рецепт написан с ошибкой? Нет. Могли ли вы прочитать отзывы? Да. Их не было? Тогда вы точно не виноваты. В отзывах было указано об ошибке, но вы этого не заметили? Неприятный момент. Но вы можете запомнить это и в следующий раз приготовить очень вкусный суп.

Чрезмерная самокритика превращается в самоунижение. От этого обязательно нужно избавляться. Проводите письменный анализ каждой ситуации, где ощущаете себя никчемным. Уже скоро вы заметите деструктивность такого мышления, а потом на сознательном уровне подберете план его изменения.

Самокритика

Субтитры

“У тебя ничего не выйдет”, “слабак”, “ты должен был сделать не так!”, “недостаточно хороший результат”, “ты просто ленивый кусок говна”. Думаю, многие сталкиваются с внутренним критиком, что время от времени вроде бы подталкивает к успеху, побуждает на новые цели, но в итоге его адекватная критика переходит в сплошную демотивацию. Кто он такой — неотъемлемый помощник или молчаливый убийца? Попробуйте проследить за своими мыслями в течение недели. Часто ли вы ловили себя на словах в стиле “обязан”, “бесполезный”, “некомпетентный”? Нет? Что ж, радуйтесь, ведь именно конструктивный подход к корректировке своих действий будет эффективней на пути к цели. Если ответ “да”, то вам есть над чем задуматься. Честно признаться, я тоже этому подвержен. Каждый ролик через время кажется провальным. Постоянно хочется дополнить сценарий информацией, которую я упустил. Несовершенство монтажа, голос, что меня раздражает — всё это удручает. Ютуб же загоняет авторов в рамки, вынуждая непрерывно генерировать контент. В итоге мысли приводят к тому, что ролики кажутся бесполезными, а время тратится зря. Самокритика ходит за мной по пятам, однако постепенно удаётся пресекать подобные мысли — делюсь и с вами. Во время соревнований многие насмехаются над соперниками, чтобы заставить их сомневаться в собственных способностях. Например, Майкл Джордан был известен подобной привычкой. Но даже мы можем быть себе врагами. Токсичная самокритика не даёт никакого прогресса, все достижения кажутся пустяками, появляется всё больше неуверенности в себе. Она же может привести вас к синдрому самозванца. Во время этого состояния кажется, будто вы обманываете всех в своей грамотности, а собственные успехи причисляете к удаче. Иными словами — чувствуете, что не достойны всего, чего достигли. В таком деле следует обуздать своего внутреннего критика, а не избавляться от него. Например, вы ругаете себя за недостаточное упорство на пути к цели. Постарайтесь понять причину таких реакций. Скорее всего, так откликается ваше тело на стресс — и это логично, когда вокруг столько обязанностей. Поймите, что спорить с внутренним критиком бесполезно — иначе можно сделать всё только хуже. Расслабьтесь, выдохните и скажите себе:”Я просто человек. Мои успехи и маленькие победы и так лучше, чем были год назад. У меня есть прогресс, так в чём проблема?”. Помимо этого стоит научиться относиться к себе с пониманием. Это гораздо эффективней, чем бесконечные придирки к себе. Хвалите себя даже за небольшие успехи и тем более — провалы, ведь вы, по крайней мере, решились на действия, а это лучше, чем ничего. Вспомните о тех, кто не с первого, не с десятого и даже не с сотого раза добились успеха. Изучите их биографии, можете поверхностно пройтись по цитатам, ведь, возможно, они послужат вам людьми, с которых можно брать пример. Это будет напоминанием о том, что наш путь не бывает простым всю жизнь — всегда из-за угла могут появиться помехи. Все время от времени сомневаются в своих силах, но это не должно вас останавливать. Один из легендарных изобретателей Джеймс Дайсон потратил 15 лет на то, чтобы изобрести своё детище: «Прежде чем у меня получился циклонный пылесос, я создал 5127 прототипов. 5126 из них были неудачными. Но на каждой неудаче я чему-то учился. И наконец нашел решение». Как результат — инженеры компании Dyson постоянно заняты изобретением и совершенствованием уникальных приборов. Сам Джеймс Дайсон активно помогает студентам и преподавателям, предоставляя им учебные материалы и стипендии. Также он постоянно находится в поисках молодых людей, желающих внести вклад в развитие технологий. Ищите, вдохновляйтесь, действуйте! Конечно, мы не можем избавиться от самокритики, да это и не нужно. Стоит научиться разговаривать со своим внутренним критиком, так как именно он помогает нам двигаться дальше и формировать самого себя. Я надеюсь, что этот ролик был для вас полезным. Желаю удачи и новых свершений.

Самокритика — выявление ошибок и недостатков в себе самом, разбор и оценка отрицательных сторон в своей деятельности, своем мышлении и поведении. Самокритичность — рефлексивное отношение человека к себе, требовательность к себе, способность к самостоятельному поиску собственных ошибок и непримиримое к ним отношение; принятие всех возможных мер к их устранению.

Коммунистическая самокритика

Концепция самокритики играла заметную роль в работах основоположников марксизма, и особенно — в теории и практике некоторых из их последователей, прежде всего в марксизме-ленинизме и в маоизме. Апология самокритики отмечается как важная и неизменная черта советской идеологии. В 1927 году, на XV съезда ВКП(б) лозунг о самокритике был объявлен «одним из центральных лозунгов дня», в 1928 году была опубликована статья Сталина «Против опошления лозунга самокритики», объявившая самокритику «неотъемлемым и постоянно действующим оружием в арсенале большевизма, неразрывно связанным с самой природой большевизма, с его революционным духом». Статья вошла в канон наиболее цитируемых сталинских высказываний и стала доктринальной. С этого времени и до конца власти коммунистической партии рассуждения об обязательности самокритики и особенностях коммунистической самокритики были одной из постоянных тем партийных агитаторов. Наиболее активно пропагандируемая в 1940-х годах, идея «критики и самокритики» рассматривалась как новый вклад в теорию марксизма-ленинизма, «новый вид движения, новый тип развития, новая диалектическая закономерность», представлялась, как «особенная форма раскрытия и преодоления противоречий социалистического общества». Понятие самокритики в советском ее понимании расширялось с самокритики личности до самокритики организации; таким образом критика начальства низовыми исполнителями рассматривалась как «самокритика снизу», критика в обратном направлении — как «самокритика сверху», отсутствие заявлений о недостатках в работе организации могло расцениваться как «зажим самокритики». Может быть проведена параллель между советским пониманием самокритики и практикой христианского покаяния, с той разницей, что советская самокритика предполагала в качестве адресата партию и конкретных представляющих ее в данный момент людей. Получившие распространение еще во время внутрипартийной борьбы 20-х, покаянные выступления оформились впоследствии в своеобразный «ритуал самокритики». Проходившие в 40-х — 50-х годах под лозунгом «критики и самокритики» дискуссии в разных областях науки, с их ритуальностью, сравниваются некоторыми исследователями с судом над Галилеем.

> См. также

  • Покаяние
  • Исповедь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *