Самодисциплина как развить
Дисциплинированность как качество личности
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina — обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ, поведение в разл. сферах.
Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ, установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придаёт поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.
Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищённости человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определённых организаций (воинская) или для лиц определённых профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.
В сферу педагогики входит формирование общественной, шк. Д. и самодисциплины личности.
Шк. Д. — принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность.
По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит, активность личности.
Исходный пункт формирования Д. — убеждённость воспитанников в её необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищённости каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.
Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, — всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.
Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника. Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.
Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ, самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ, договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной».
Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ, орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.
Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от чёткости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.
В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.
В практике воспитания наиб, трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение — наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание — крайняя мера — не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создаёт условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.
Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлечённость общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.
Дисциплинированный человек
-
организованный;
-
выдержанный;
-
соблюдает правила;
-
не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня;
-
доводит начатое дело да конца;
-
пунктуальный;
-
аккуратный;
-
ответственный;
-
готов подчиняться собственным целям и т.д.
Дисциплинированность (лат. – учение) – нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни. Дисциплинированность обеспечивает организованность, повышает работоспособность, воспитывает ответственность – необходимые качества в коллективной жизнедеятельности. Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования по выполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность – обратное качество дисциплинированности. Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности.
Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006 г.
2. Дисциплина и послушание? Послушный и дисциплинированный ребенок.
Послушание — это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако, есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.
Антон Семенович Макаренко писал: “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако, слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
1. Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем, где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания.
2. При воспитании послушания, важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, т.е. с его интересами, запросами, желаниями. С уважением относитесь к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушайте его вопросы, серьезно и умело ответьте на них, верьте в возможности ребенка, доверяйте ему, проявляйте такт в общении с ним.
3. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены и у них хорошее настроение. Нельзя так же забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои игрушки и др.
4. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Потому, что если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына или дочь от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок ощущает постоянно единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требование к ребенку, но и попытаться разъяснить ему для чего они нужны, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.
5. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
6. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если в этом случает ребенок вас не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорические требование – исполни, то о чем я прошу. Это трудно, но надо себя тренировать, перестраивать себя и заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Если ребенок начнет искать поддержки у других членов семьи, то он должен встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто необязательное.
7. Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: “Ну, будь умником, ты же обещал слушаться!” Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: “Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!” Дети часто выражают много таких желаний, которые по разным причинам не выполним. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научится подчиниться слову “нельзя”.
8. Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Надо четко определить, что можно, что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Иногда следует отказаться от прямых запретов. Порой ребенку полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только, что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.
9. Послушание ребенка формируется в деятельности, процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны и деятельны. Очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и “быть паинькой”, становится капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возни. Покажите ребенку как из природного материала сделать поделки, и вы будете удивлены какой у вас послушный ребенок.
Дети очень любят, когда взрослые с ними играют. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима. У ребенка обязательно должны быть трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п. Ребенок делает это все с охотой и без принуждения. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляет веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку “молодец” или “хорошо”, нужно оценить конкретные действия, слова, отмечаю, что хорошо и что плохо. Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привит ребенку те качества, которыми они сами не обладают и отучить от тех которые сами постоянно демонстрируют.
Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, в детском саду ребёнок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.
Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины.
В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь — учителями и родителями, и в меньшей степени — спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию.
Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.
К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.
Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.
Исходя из состава понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор педагогических задач:
— осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;
— обучение умению составлять внутренний план действий;
— обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;
— воспитание воли и саморегуляции;
— воспитание культуры чувств;
— формирование навыков культуры общения.
Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.
Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно- воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологического климата, где хорошо организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются конфликты на почве дисциплины учащихся.
В общеобразовательных учреждениях распространены методы убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт известных людей, выражение общественного мнения.
Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за проступки, приказ, задание.
Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в будущем («чтобы больше так не делал»).
Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание ситуации выбора).
Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.