Доктор Моррис

С активной жизненной позицией

Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»

  • •Урок 1 введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
  • •Ход урока
  • •I. Лекция учителя (краткое содержание).
  • •1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
  • •2. Просвещение и культура
  • •3. Расцвет искусства
  • •4. Развитие литературы
  • •II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
  • •Уроки 2–3 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
  • •Ход уроков
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Лекция учителя (краткое содержание).
  • •1. Особенности русского классицизма
  • •2. Своеобразие русского сентиментализма
  • •Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
  • •Ход уроков
  • •II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
  • •III. Выразительное чтение оды «Фелица».
  • •IV. Беседа по вопросам:
  • •V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).
  • •VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
  • •Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
  • •II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
  • •1. Формирование личности в. А. Жуковского
  • •2. Творчество в. А. Жуковского
  • •3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
  • •4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
  • •Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
  • •II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
  • •1. Формирование личности в. А. Жуковского
  • •2. Творчество в. А. Жуковского
  • •3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
  • •4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
  • •Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
  • •III. Беседа по вопросам:
  • •IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
  • •Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
  • •Ход уроков
  • •Примерный план разбора лирического произведения
  • •Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
  • •I. Примерные вопросы к зачету:
  • •II. Заключительное слово учителя.
  • •Уроки 11–12 «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
  • •1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
  • •2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
  • •9. Дуэль и смерть Пушкина
  • •Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
  • •Ход урока
  • •I. Беседа по вопросам домашнего задания:
  • •II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
  • •II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
  • •III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
  • •IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
  • •V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
  • •Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
  • •III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
  • •Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
  • •III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
  • •V. Выразительное чтение стихотворений.
  • •Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
  • •Ход уроков
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
  • •III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
  • •IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
  • •Уроки 20–21 «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике)
  • •Ход уроков
  • •II. Вступительное слово учителя.
  • •III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
  • •Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
  • •III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
  • •V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
  • •Урок 23 «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение а. С. Пушкина» (в. Г. Белинский) (Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра. Онегинская строфа»)
  • •Ход урока
  • •I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
  • •Часть 1. Предисловие
  • •Часть 2
  • •Часть 3
  • •II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
  • •III. Чтение главы 1, комментирование.
  • •IV. Знакомство с «онегинской строфой».
  • •Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)
  • •Глава 4.
  • •Глава 5.
  • •Глава 6.
  • •Глава 7.
  • •Глава 8.
  • •Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Реализация домашнего задания.
  • •2. Светская жизнь Онегина.
  • •3. Пребывание Онегина в деревне.
  • •4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
  • •Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
  • •II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
  • •1. Детство и юность героини.
  • •2. Встреча с Онегиным.
  • •6. Татьяна Ларина в финале романа.
  • •Урок 28 Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (в. Г. Белинский) (Широта изображения русской действительности в романе)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
  • •2. Столичное и провинциальное дворянство.
  • •5. Образ автора.
  • •Уроки 29–30 Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский о романе а. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • •Ход уроков
  • •I. Беседа по вопросам домашнего задания:
  • •II. Композиция романа.
  • •III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
  • •IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
  • •Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
  • •2. Царь Борис и Самозванец.
  • •3. Народ и его роль в трагедии.
  • •Урок 32 «Маленькие трагедии»
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
  • •III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
  • •IV. Беседа по вопросам:
  • •Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Беседа с учащимися.
  • •1. Пушкин и русская литература.
  • •2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
  • •III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
  • •Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
  • •Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Сообщения учащихся.
  • •1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
  • •2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
  • •3. Переезд в Петербург. Военная служба.
  • •4. На Кавказе.
  • •5. Дуэль с Барантом.
  • •6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
  • •Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
  • •Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
  • •Ход уроков
  • •II. Слово учителя.
  • •III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».
  • •IV. Любовная лирика.
  • •V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
  • •Урок 42 «Он поэт русский в душе» (в. Г. Белинский) (Лирика м. Ю. Лермонтова в оценке в. Г. Белинского) Подготовка к письменной работе по лирике м. Ю. Лермонтова
  • •Ход урока
  • •I. Беседа по вопросам домашнего задания:
  • •II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
  • •Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
  • •III. Особенности композиции романа.
  • •IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
  • •Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
  • •Ход урока
  • •I. Опрос по домашнему заданию.
  • •Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
  • •Ход урока
  • •I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
  • •IV. Беседа о главном герое.
  • •V. Мастерство Лермонтова.
  • •Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
  • •Ход урока
  • •I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
  • •II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
  • •III. Работа с иллюстрациями.
  • •II. Повесть «Фаталист».
  • •III. Композиция повести «Фаталист».
  • •Урок 49 «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (Образ Печорина)
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
  • •II. Выводы.
  • •III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
  • •Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
  • •Уроки 52–53 н. В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (в. Г. Белинский) (Очерк жизни и творчества н. В. Гоголя)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
  • •II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
  • •III. Выступления учащихся.
  • •1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
  • •2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
  • •5. Н. В. Гоголь – драматург.
  • •6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
  • •Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •III. Рассказ о замысле «Шинели».
  • •IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
  • •Урок 56 «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (н. В. Гоголь) (Творческая история «Мертвых душ»)
  • •Ход урока
  • •I. Беседа по вопросам домашнего задания:
  • •II. Сообщение подготовленного ученика или рассказ учителя о замысле «Мертвых душ» и его осуществлении.
  • •III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
  • •IV. Итоговые вопросы.
  • •Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
  • •Ход урока
  • •I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
  • •II. Композиция «Мертвых душ».
  • •III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
  • •III. Разговор о сущности сатирического типа.
  • •Урок 60 Чичиков и губернское общество
  • •Ход урока
  • •I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
  • •II. Губернское общество.
  • •Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
  • •Ход урока
  • •I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
  • •III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
  • •IV. Лирические отступления в поэме.
  • •Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • •Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
  • •II. Объяснение нового материала.
  • •1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
  • •2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
  • •Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
  • •II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
  • •III. Объяснение нового материала.
  • •Основной конфликт и система художественных образов
  • •IV. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •Урок 65 город калинов и его обитатели
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
  • •III. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
  • •II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
  • •III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)
  • •Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
  • •III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
  • •Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
  • •Урок 70 очерк жизни и творчества и. А. Гончарова. Три романа – «обыкновенная история», «обломов», «обрыв»
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
  • •II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
  • •III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
  • •II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
  • •Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
  • •Ход урока
  • •Обломов и Штольц
  • •Урок 73 «необыкновенное мастерство гончарова рисовать женские характеры» (в. Г. Белинский) (женские образы в романе и. А. Гончарова «обломов»)
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
  • •III. Реализация индивидуального задания.
  • •Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
  • •II. Проверка домашнего задания.
  • •III. Реализация индивидуальных заданий.
  • •1. Роман «Рудин» (1856)
  • •2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
  • •3. Роман «Накануне» (1859)
  • •IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
  • •Последние годы жизни и. С. Тургенева
  • •Уроки 76–77 роман и. С. Тургенева «отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов XIX Века
  • •Ход уроков
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Реализация индивидуального задания.
  • •История написания романа
  • •III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
  • •Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
  • •Ход уроков
  • •I. Опрос учащихся.
  • •III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
  • •IV. Содержание и анализ X главы романа.
  • •Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
  • •II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
  • •Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
  • •Ход урока
  • •I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
  • •III. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
  • •Ход урока
  • •I. Повторение изученного.
  • •II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
  • •III. Реализация домашнего индивидуального задания.
  • •Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
  • •II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
  • •О женщинах ф. И. Тютчева
  • •Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Объяснение нового материала.
  • •Основные темы и мотивы лирики Тютчева
  • •Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
  • •II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
  • •1. Начало жизненного пути а. А. Фета
  • •2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
  • •3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
  • •Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
  • •Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
  • •II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.
  • •6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
  • •7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
  • •Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
  • •Ход уроков
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Объяснение нового материала.
  • •Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
  • •Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Объяснение нового материала.
  • •Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
  • •Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова
  • •III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
  • •Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
  • •II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
  • •1. Детство и юность (1828–1846)
  • •2. В Петербургском университете
  • •3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
  • •4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
  • •5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
  • •6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
  • •Проблематика романа
  • •IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
  • •Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
  • •III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
  • •Уроки 97–98 «я писатель, в этом мое призвание» (м. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни и творчества м. Е. Салтыкова-Щедрина)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
  • •1. Детство и юность будущего писателя
  • •2. Начало литературной деятельности
  • •3. «Губернские очерки» (1856–1857)
  • •4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
  • •5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
  • •6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»
  • •7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
  • •Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
  • •Ход урока
  • •I. Беседа по домашнему заданию.
  • •II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
  • •Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
  • •II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
  • •Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
  • •Ход уроков
  • •I. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •II. Работа над образом Иудушки Головлева.
  • •Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
  • •II. Определение основных тем сказок.
  • •III. Работа над литературными терминами.
  • •IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
  • •1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
  • •2. «Вяленая вобла»
  • •3. «Медведь на воеводстве» (1884)
  • •V. Объяснение нового материала.
  • •Художественное своеобразие сказок
  • •Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
  • •II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
  • •III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
  • •6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
  • •Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении ф. М. Достоевского
  • •Ход урока
  • •История создания романа «Преступление и наказание»
  • •Часть I – подготовка и совершение преступления.
  • •Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
  • •II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
  • •Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
  • •Ход уроков
  • •I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
  • •II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
  • •Часть IV, главы 1–2
  • •Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
  • •Ход урока
  • •I. Беседа с учащимися.
  • •II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
  • •Часть III, глава 5,
  • •II. Работа над содержанием романа.
  • •Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
  • •Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
  • •II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
  • •1. Детство, отрочество и юность писателя
  • •2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
  • •3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
  • •4. Литературная деятельность л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя
  • •5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
  • •Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
  • •1. «Севастополь в декабре»
  • •2. «Севастополь в мае»
  • •3. «Севастополь в августе 1855 года»
  • •Урок 116 «я старался писать историю народа» (л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)
  • •Ход урока
  • •История создания романа-эпопеи «Война и мир»
  • •II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
  • •1. О заглавии романа
  • •2. О жанре
  • •3. О композиции и сюжете
  • •4. Система образов в романе-эпопее
  • •Урок 117 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)
  • •Ход урока
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
  • •III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
  • •Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)
  • •III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
  • •Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
  • •Ход уроков
  • •I. Вступительное слово учителя. Война в романе
  • •Урок 121 «надо жить, надо любить, надо верить» (л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир»)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).
  • •III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
  • •IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)
  • •V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
  • •VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).
  • •Ход уроков
  • •I. Проверка домашнего задания.
  • •II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
  • •IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).
  • •Урок 124 «дубина народной войны поднялась со всею своею грознОю… Силой» (л. Н. Толстой) (партизанская война. Платон каратаев и тихон щербатый)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
  • •Урок 125 «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (л. Н. Толстой) (образы кутузова и наполеона)
  • •Ход урока
  • •I. Опрос по домашнему заданию.
  • •II. Слово учителя.
  • •III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
  • •Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
  • •Ход уроков
  • •I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
  • •II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
  • •Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
  • •Ход урока
  • •I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
  • •II. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
  • •Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
  • •Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
  • •II. Беседа с учащимися по вопросам:
  • •III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
  • •Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
  • •»Человек в футляре»
  • •»Крыжовник»
  • •»О любви»
  • •Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
  • •Урок 133 «пусть на сцене все будет… Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
  • •Ход урока
  • •I. Вступительное слово учителя.
  • •II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
  • •III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
  • •IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
  • •II. Объяснение нового материала.
  • •1. Своеобразие конфликта
  • •2. Принципы группировки действующих лиц
  • •III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)

>шаблоны joomla 1.8

Активная жизненная позиция – секрет успеха

Часто ли вам приходится слышать или самим говорить фразы «Мне все равно», «Не знаю», «Без разницы»? То, что мы говорим – это не просто слова. Наши слова, действия, жесты в большинстве своем – это отражение нашего внутреннего мира. Излишне частое употребление фраз безразличности может говорить о неумении желать и добиваться исполнения своих желаний. Мы говорим: «Все равно…» и за нас решают те, для кого эта разница существует.

Относиться к жизни, к собственному будущему можно по-разному: работать с энтузиазмом или вполсилы, заботиться о пользе дела или только о себе, идти навстречу трудностям или прятаться в кусты, занимать позицию активную или просто удобную. Один из секретов самореализации и успеха – это активная жизненная позиция, смелость инициативы и готовность действовать.

Динамика современных общественных отношений требует от выпускника школы наличия определенного набора качеств. Если изучить требования работодателей по объявлениям в рубрике «Вакансии», то можно составить примерный психологический портрет принимаемого на работу. Помимо деловых и профессиональных качеств, работодатели хотят видеть такие, как активность и коммуникабельность, умение преодолевать трудности и инициативность, стремление к творчеству и мобильность, дисциплинированность и ответственность. Следовательно, активная жизненная позиция нужна выпускнику, в том числе и для того, чтобы он был конкурентоспособен на рынке труда.

Что же мы подразумеваем под термином «активная жизненная позиция»?

Активная жизненная позиция означает действия во имя достижения цели, подбор способов преодоления проблем, путем поиска конструктивных решений. В основе активной жизненной позиции лежит мотив достижения успеха.

В школьные годы активная жизненная позиция проявляется в умении реализовать себя в различных видах деятельности: и в общественной работе, и в спортивных мероприятиях, и в школьном или классном самоуправлении и т.п. Жизнь школьника становится намного ярче и интереснее, если он реализует себя не только в учении, но и во внеклассной или внешкольной работе.

Для активных людей очень важно хорошо учиться, эффективно работать, достигать высокого качества в любом виде деятельности. Они стремятся улучшить уже имеющийся результат или получить принципиально новый; способны получать удовольствие от своей трудовой или учебной деятельности; радоваться успеху в мелочах; заинтересованы в том, чтобы довести начатое дело до конца, т.к. четко знают, для чего им это необходимо. Они более настойчивы в преодолении препятствий. Как правило, такие люди успешны уже на стадии выбора профессии, т.к. заинтересованы в дальнейших перспективах и способны заранее спланировать свой профессиональный рост.

Наличие активной жизненной позиции дает человеку возможность быстрого продвижения по службе, ведь руководство замечает такие кадры еще в начале их профессионального пути. Иногда уже на стадии прохождения учебной практики таким студентам могут поступать заманчивые предложения о приеме на работу. Помимо карьерного роста и материальной стабильности, активная позиция дает признание среди коллег, престиж и определенную долю независимости, связанную со способностью самостоятельно принимать решения. В свою очередь, такой специалист получает моральное удовлетворение от работы, возможность собственного развития в процессе деятельности.

Как развить в себе активную жизненную

позицию? С чего начать?

1. Научитесь ставить цели

С чего следует начинать любую деятельность в первую очередь? – С формулировки цели. Размытость ожидаемых результатов, нежелание разбираться в себе провоцируют сложности в постановке адекватных целей.

Обратите внимание на правила формулировки цели. Цель должна быть

конкретной;

измеримой;

мотивирующей;

реалистичной;

ограниченной по сроку достижения.

2. Избавьтесь от вредных привычек

Под вредными привычками здесь подразумевается не только злоупотребление алкоголем и курение, речь идет о том, что способно отнять у вас много времени без какой-либо пользы. Например, бесцельное времяпровождение в социальных сетях, многочасовое «зависание» в on-line играх. Это вовсе не значит, что вам следует полностью перестать появляться в социальных сетях или любимой игре, просто знайте меру, ведь сэкономленное время можно потратить еще на что-то.

3. Читайте

Расширяйте свой кругозор. Читайте книги, научно-популярные журналы, интернет-блоги успешных людей и т.д. Получайте полезную информацию в различных сферах: экономике, политике, социологии, психологии и др.

4. Проводите с толком каждые выходные

Основная цель выходных не в том, чтобы выспаться и «ничего не делать». Отдыхайте активно: посещайте музеи, выставки, театры, общайтесь с интересными людьми, заводите новые знакомства. Чем больше вы получите впечатлений, тем лучше начнете разбираться во многих вещах.

5. Овладейте тайм-менеджментом

Тайм-менеджмент – это технология организации времени и повышения эффективности его использования. В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире. Научитесь планировать свое время, это будет очень полезно на разных этапах профессионального роста.

6. Привнесите новизну в свою жизнь

Рискните изменить имидж, сделайте в своей комнате перестановку. Проявите интерес к тем видам искусства, о которых пока мало знаете. Поиск чего-то нового позволит вам развить в себе творческий потенциал.

7. Инвестируйте в себя

В настоящее время получить только одно образование недостаточно. В современном мире требуются знания во многих областях. Конечно, если вы обучаетесь только в одном колледже или вузе, то получить все необходимые знания для дальнейшей работы будет для вас проблематично. Поэтому следует подумать о получении дополнительного образования. Вы можете посещать всевозможные тренинги, семинары. И помните о том, что обучаться по дополнительным образовательным программам можно еще будучи студентом.

8. Не бойтесь

Постарайтесь преодолеть страх того, что из ваших идей может ничего не получиться. Успешные люди всегда рискуют. Невозможно узнать, удачная ли была идея, не попробовав.

9. Окружайте себя успешными людьми

Учитесь на примерах успешных людей. Просите у них совета. Общайтесь с ними, насколько это возможно. Приобретайте знания, которые в дальнейшем могут очень пригодиться.

10. Оставьте негативные переживания в прошлом

Живите в настоящем и задумывайтесь о будущем. Из прошлого возьмите только ценный опыт, а все негативные переживания следует отпустить. Иначе вместо того, чтобы идти вперед, вы будете постоянно оглядываться назад.

Насколько активна ваша жизненная позиция?

Если вам хочется узнать, насколько активна ваша жизненная позиция, предлагаем оценить ряд утверждений. Если вы согласны с соответствующим утверждением, то поставьте знак «+» рядом с его номером.

· Хорошо знаю свои цели и желания.

· Изучил себя, знаю, на что способен.

· Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.

· Верю в себя, в возможность достижения успеха и намеченных дел.

· Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации – не только меня выбирают, но и я выбираю.

· Умею обращаться за помощью к другим людям, делать их союзниками при реализации своих планов.

· Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своем опыте и на опыте других людей.

· Сталкиваясь с препятствием, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.

· Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.

· Выстраивая способы достижения основного варианта, обязательно продумываю запасной.

· Стремлюсь к получению опыта, пробуя себя в разных областях.

· Непрерывно анализирую и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.

· Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своей позиции.

· Владею навыками поведения в деловых ситуациях: умею договариваться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.

Подсчитайте количество плюсов, которое получилось в итоге:

· 12 – 14. – Ваша позиция очень активна, вы хорошо знаете свои цели и желания и с уверенностью идете им навстречу. Вы энергичны и деятельны, превосходите окружающих активностью и быстротой принятия решений, умеете брать на себя ответственность. В своем окружении вы желаемы и любимы, прежде всего за свою динамичность и необычайную активность.

· 8 – 11. – Ваша позиция достаточно активна, но вам не всегда хватает решительности добиваться исполнения своих желаний. Ваша способность к действиям довольно часто зависит от вашего желания, настроения.

· менее 8 плюсов. – К сожалению, ваша энергия не является наиболее сильным вашим качеством. Вы быстро устаете, неохотно берете на себя ответственность. Свое мнение держите при себе и предпочитаете оставаться в стороне. Слишком много в вас равнодушия и осторожности в отношениях с окружающими. Вы с большим трудом принимаете решения. Ваша энергия, а также способность к действиям зависят от вашего воображения и не всегда обоснованного страха. Имеет смысл серьезно задуматься и, возможно, обратиться на консультацию к психологу-профконсультанту.

Показатели сформированности активной жизненной позиции:

· положительное отношение к делам и начинаниям, готовность их выполнять;

· наличие опыта участия в общественной жизни, что связано с выполнением конкретных обязанностей, поручений;

· наличие определенного уровня организаторских умений;

· переживание ответственности за свою работу;

· благоприятное положение в межличностном общении.

Активная позиция предполагает самостоятельное, творческое, гибкое поведение. А активность позиции и успех зависит только от вас! Следуйте приведенным выше рекомендациям, проявляйте больше инициативы в разных сферах деятельности и помните, что «под лежачий камень вода не течет».

Главный секрет успеха — активная жизненная позиция

В прошлый раз мы начали разговор о том, почему не получается изменить жизнь и выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции. Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.

Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

Пассивная и активная жизненная позиция — в чем разница?

Реактивная (пассивная) жизненная позиция характеризуется, как ясно из названия, тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные, но суть в том, что они — лишь реакции на что-то, не зависящее от нас.

Иногда обстоятельства нас устраивает — и мы радуемся и благодарим небеса. Но чаще они нас не устраивают — и тогда мы начинаем ныть и жаловаться или возмущаться и ругаться, то есть реагируем негативно. Так и живем: ждем милости небес, расстраиваемся по причине ее отсутствия и бесконечно оправдываем свои неудачи стечением непреодолимых и неблагоприятных обстоятельств.

Что, как правило, представляют собой наши «планы»? «Я хочу …!», «Если …, то…» ,»Когда …, то …» Мы — заложники этих если и когда, которые зависят не от нас. Если «повезет», конечно, мы достигнем того, чего хотим, но чаще «не везет»… А что мы сами сделали для того, чтобы достичь желаемого? «Хотеть» и «поставить цель и идти к ней» — это очень разные вещи. И разница в том, что тот, кто идет к цели, действует, а не просто хочет, и ныть, что у него что-то «не получается», ему просто некогда. Если не получается — он ищет свои ошибки, исправляет их и идет дальше.

Конечно, и от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание, учитывает их, прокладывая свой маршрут. Источник его цели и начало пути к ней — в нем самом, а в обстоятельствах он видит возможности для реализации своих целей, вырабатывая эффективный план своих действий. Если он попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал (свои ошибки) и думает, как ему из нее выйти.

Многие наши обстоятельства случились с нами не по воле злой судьбы, а потому что они нам зачем-то нужны. Мы их бессознательно выбрали, и они нам даже нравятся. Даже если нам кажется, что нам это не так. Нравится может не само то, что происходит, а неявный бонус, который мы получаем попутно.

Например, мы встряли в деструктивные отношения. Плохо, но зато можно жалеть себя, ныть, истерить, срываться на близких, есть сладкое, пить… — кто во что горазд, а главное, можно ничего не решать и не делать! Ибо что мы можем сделать в таких ужасных обстоятельствах? Вот этот-то комфорт бездействия и безответственности нас часто и привлекает, причем настолько, что мы порой готовы платить за него очень высокую цену…

А как быть с теми несчастьями, которые уж точно никак не связаны с нашим выбором? Да, обстоятельства бывают очень жесткие, и не всегда мы их выбираем. Окружающая реальность по большей части вообще от нас не зависит. Но есть еще и мы сами и наши отношения с реальностью. Проактивный человек ее видит трезво, а цели ставит реально достижимые в имеющихся обстоятельствах. И относится он к этим обстоятельствам совсем по другому — как к возможностям и задачам, а не как к «наказанию» или «злому року». Помните поговорку: «Кто хочет сделать — ищет способа, а кто не хочет — повода»?

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше. Разумеется, только то, что реально зависело от нас: наши выборы, решения, чувства, мысли, действия, реакции. За погоду, пробки, поведение и состояние других людей мы ответственности нести не можем.
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее — опять-таки в том, что мы сами строим из своей жизни.

Принятие ответственности — первый шаг к проактивной жизненной позиции. Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается, и еще хуже — человек постоянно путает свою ответственность с чужой, «чувствуя» ответственность за то, что от него никак не зависит и одновременно не отвечая за себя. Предлагаю следующий план для смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный: найти свою ответственность за свою жизнь. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж / жена, квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? — Например, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты-то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор, который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Признать свою ответственность за то, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид жалости к себе, и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно. Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — очень хорошо прочищает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» или «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. Слезами горю не поможешь. С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. А под них уже можно продумать задачи. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и даже тренинги успеха. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции, приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достичь, или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *