Доктор Моррис

Романтик

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».

>Романтизм. Романтическая личность

Школа немецкого романтизма

В конце XVIII столетия в немецком университетском городе Йена собрался

кружок молодых интеллектуалов: сказочники Новалис и Тик, философы Шеллинг и Шлегель. Они обсуждали события в Европе. Связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в литературу. Именно там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.

От какого слова происходит слово «романтизм»?

Романтизм – художественное направление в культуре конца XVIII – начала XIX в.

Роман – крупная эпическая форма. Романы писались на современных языках, не на латыни (см. рис. 1).

Рис. 1. Происхождение слова «романтизм»

Романтизм как литературное направление связан с современным состоянием культуры.

Как революция взорвала социальные, политические отношения, так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. Направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.

В другом немецком университетском городе Гейдельберге в начале XIX века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.

Романтики-гейдельбергцы, в отличие от йенцев, понимали, что как революция несла кровопролитие, так и романтизм создаст не только светлое начало, но и поставит перед человеком неразрешимые задачи.

Человек до романтической эпохи думал, что жизнь размеренна, предопределена традицией.

В романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека (см. рис. 2).

Рис. 2. Уильям Блейк. «Ньютон»

Романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. Мир раздваивается на обыденность и мечту. Человек живет двойной жизнью.

Романтическое двоемирие – ощущение глубокого разрыва между идеалом, мечтой и действительностью, между миром идеальным и миром материальным.

Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. Романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.

В истории культуры бывает, что люди, живущие в разных точках мира,

приходят к одинаковым выводам, реагируя на внешние вызовы. Отправной точкой была революция, перевернувшая представление об истории и

современности. Ответом стало новое направление в культуре, которое обернулось целой эпохой.

Особенности гейдельбергского романтизма:

  • ирония, связывающая мечту и обыденность;
  • двойничество как участь духовно развитого человека;
  • двойственность как единственно возможное состояние мира;
  • опора на опыт фольклора.

Трудно представить, что когда-то образованные европейцы фольклор не ценили. Во времена классицизма отвергалось все народное, неуравновешенное. Романтизм заново открывает фольклор.

Немецкие романтики, сказочники братья Гримм (см. рис. 3) собирают и публикуют немецкое народное творчество.

Рис. 3. Братья Гримм

Фольклор становится источником сюжетов, сказок.

Романтизм в области сказок создал непререкаемые образцы.

Один из величайших европейских писателей Эрнст Теодор Гофман (см. рис. 4) написал сказки, которые перечитываются неоднократно: «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и другие.

Рис. 4. Эрнст Теодор Гофман

Школа английского романтизма. Романтическая личность

В это же время в Англии возникает «озерная школа». Несколько английских поэтов, которые не знают о существовании гейдельбергских и йенских романтиков, приходят к тем же выводам. Классические образцы в искусстве больше не действуют, поэт должен ориентироваться на свою интуицию, свое впечатление, должен сосредоточиться на тонких переживаниях своей души. Поменяться должен и поэтический язык.

Язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.

Язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.

Романтизм захватывает живопись, театр и музыку.

Величайший европейский композитор Бетховен создает образцовую романтическую музыку.

Романтическая личность:

  • бросает вывоз окружающей действительности;
  • находится в конфликте с обществом;
  • ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;
  • устремляется в будущее.

Романтический тип личности станет предметом художественного исследования в литературе. Об этом будем говорить в следующий раз, на примере мировоззренческой просветительской комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», в центре которой – романтическая личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *