Доктор Моррис

Реминисценция в психологии

Мнемические действия человека

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9

В.Д.Шадриков и его ученики выделили следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного за­поминания или организованного заучивания:

• группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и так далее);

• выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо крат­кого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и так далее);

• план — совокупность опорных пунктов;

• классификация — распределение каких-либо предметов, яв­лений, понятий по классам, группам на основе общих при­знаков;

• структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

• схематизация — изображение или описание чего-либо в ос­новных чертах;

• аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

• мнемотехнические приемы — совокупность готовых, извест­ных способов запоминания;

• перекодирование — ‘вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

• достраивание запоминаемого материала и привнесения но­вого в запоминаемое — использование вербальных посред­ников, объединение и привнесение чего-либо по ситуатив­ным признакам, распределение по местам;

• серийная организация материала — установление или по­строение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

• ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;

• повторение — сознательно контролируемые и неконтроли­руемые процессы воспроизведения материала.

Тема 12 Мышление

Мышление — познавательный психический процесс, с помощью ко­торого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности.


Общее понятие о мышлении.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно свя­занный с речью психический процесс поиска и открытия существен­но нового. Мышление возникает на основе практической,деятельно­сти человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пре­делы.

Отечественная психология рассматривает мышление как про­цесс:

• формирующийся в общественных условиях жизни;

• проявляющийся сначала как развернутая предметная деятель­ность, переходящая в свернутые формы;

• приобретающий характер внутренних умственных действий.

Сущность мышления заключается в отражении:

1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окру­жающей действительности в том числе и таких, которые непо­средственно не воспринимаются.

2. Существенных отношений и закономерных связей между предме­тами и явлениями.

К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда:

• непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализато­ров;

• исключено непосредственное познание, хотя и возможно;

• непосредственное познание нерационально.

Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек от­ражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной.

Физиологические основы мышления.

В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигналъные и второсигнальные.

Первосигнальные раздражители непосредственно связаны с ощущениями, восприятием окружающего мира.

Мышление, главным образом, опирается на второсигнальные временные нервные связи, образующиеся с помощью слова и отра­жающие существенные отношения между предметами или явления­ми.

СЛОВО- «сигнал сигналов» (И.П.Павлов) является обобщен­ным раздражителем. Со словом вводится новый принцип нервной деятельности — анализирование и синтезирование этих новых обоб­щенных сигналов.

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мышле­ние происходит в речевой форме.

Виды мышления.

Основание для выделения вида мышления Виды мышления
Генезис мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое
Тип познания Теоретическое Эмпирическое
Функции мышления Творческое Критическое
Степень рефлекции Интуитивное Аналитическое (логическое)
Средства действия Вербальное невербальное

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преоб­разование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления характеризую­щийся опорой на представления и образы.

В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление — это такой вид мышления, с помо­щью которого происходит познание законов и правил. Решение за­дачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

• образное мышлениематериалом которого являются пред­ставления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

• понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Эмпирическое мышление — это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: поста­новку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, ра­бота эмпирического мышления в основном направлено на разреше­ние частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономер­ностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление под­разделяется на два вида:

• наглядно-действенное мышление — вид мышления, позво­ляющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойст­венно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

• наглядно-образное мышление — вид мышления, непосредст­венно связанный с восприятием человека окружающей дей­ствительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям «операторных» профессий, руководителям разного ранга.

Творческое мышление — это мышление, которое позволяет че­ловеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от вся­кой критики, внешних и внутренних запретов.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

• получением результатов, которые раньше никто не получал;

• возможностью действовать различными путями, не зная, ка­кой из них может привести к желаемому результату;

• априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

• отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

• необходимостью действовать самостоятельно и без подсказ­ки.

Критическое мышление — это вид мышления по своему функ­циональному назначению противоположное творческому. Критиче­ское мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

В основе различия между интуитивным и аналитическим (логи­ческим) мышлением лежат три признака: временной (время протека­ния процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанно­сти (осознанный или неосознанный).

В этой связи:

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выра­женных этапов, является минимально осознанным.

Невербальное мышление (наглядное) — мышление, которое осно­вывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи.

Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово.

Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в зна­ковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко да­ются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Мыслительные операции

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

• анализ- расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез- мысленный переход от частей к целому;

• сравнение- установление сходства или различия между объ­ектами;

• обобщение- мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование- отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений;

• конкретизация- переход от общего к единичному, соответ­ствующему этому общему.

Логические формы мышления

Существуют три основные логические формы мышления.

Понятие.

Понятие — это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении ок­ружающей действительности.

Понятие можно рассматривать как знание существенного, об­щего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристал­лизуются знания о предметах и явлениях действительности в обоб­щенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существен­но отличается от представления.

Представление — это образ конкретного предмета. Пред­ставление конкретно, образно, наглядно.

Понятие — это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером.

Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представ­ление.

Суждение.

Суждение — это логическая форма мышления, в которой от­ражаются связи между предметами или явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками

Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой.

Суждения образуются двумя основными способами:

• непосредственно — когда в суждении выражается то, что восприни­мается;

• опосредованно — путем рассуждений, являющихся формой опосре­дованного познания действительности.

12.5.3 Умозаключение.

Умозаключение — логическая форма мышления, с помощью ко­торой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, при­ходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям.

В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений:

индукцию — способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию — способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство мате­матической теоремы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Закон Зейрганик

Блюма Вульфовна Зейгарник (9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I степени (1978). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выгодского.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

К.Левин объяснил данный факт формированием у человека, взявшегося за решение какой-либо задачи, так называемой квазипотребности, то есть потребности решить, довести до конца соответствующую задачу. До тех пор пока эта потребность не будет удовлетворена, она будет удерживать в памяти испытуемого информацию, связанную с ней.

Реминисценция

Один из эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительное объяснение, носит название реминисценция.

Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминать; выдумывать) — мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести.

В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Реминисценция наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Реминисценция проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом. Реминисценция чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала, а также — у детей, чем у учащихся старших классов и взрослых.

Таким образом, память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Обладает способностью длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в состав указанных групп.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения являются основными процессами памяти. Процессы памяти также тесным образом связаны с особенностями возраста человека, с особенностями личности, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями.

Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Что такое реминисценция?

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Реминисценция в психологии

Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.

Механизм возникновения внезапного воспоминания обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала. Эмоциональное торможение влияет на характер воспроизводимого материала. При воспроизведении заученной информации, рассказ начинают с той части, которая произвела наиболее яркое впечатление, при этом утрачивается логическая связь между воспроизводимой информацией. В случае отсроченного воспроизведения, информация не утрачивает логической последовательности.

С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.

Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.

Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. Аллюзия является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.

Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.

Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с ПТСР. Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.

Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.

Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.

Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма навязчивых состояний, как проявление неврозов, как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при панических состояниях, страхах и фобиях.

Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, тревожность, панические реакции, страхи).

Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей старческой деменции.

Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *