Доктор Моррис

Психосинтез принципы и техники

Психосинтез: используемые техники

Психосинтез как метод психотерапии в своих техниках активно работает с субличностями.

Техника 1. «Работа с субличностями»

Упражнение 1: «Круг субличностей»

Упражнение 2. «По следам субличности»

Упражнение 3. «Знакомство с субличностью»

Упражнение 4. «Диалог субличностей»

Упражнение 5. «Конфликт субличностей»

Упражнение 6. «Определите своего Критика»

Упражнение 7. «Встреча с Саботажником»

Напоследок хотим напомнить, что субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.

Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»

Упражнение 9. «Отождествление/разотождествление»

Упражнение 10. «Знакомство с нашими внутренними актерами»

Упражнение 11. «Храм тишины»

Упражнение 12. «Диалог с субличностями»

Упражнение 13. «Распознавание искаженных качеств»

Упражнение 14. «Углубление работы с субличностями»: 1

Упражнение 15. «Углубление работы с субличностями»: 2

Техника 2. «Постижение своего истинного Я»

Упражнение 1. «Что есть я?»

Упражнение 2. «Психосинтетическая автобиография»

Упражнение 3. «Разотождествление»

Упражнение 4. «Самоотождествление»

Упражнение 5. «Внутренний диалог»

Техника 3. «Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)»

Упражнение 1. «Пробуждение и развитие желаемых качеств»

Упражнение 2. «Формирование идеальной модели»

Упражнение 3. «Рабочая тетрадь»

Упражнение 4. «Синтез»

Психосинтез: 10 принципов практиктикования метода

  1. Заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Сидя дома на диване или в кресле, принимая ванну или лёжа в кровати, в транспорте, прогуляваясь по улице… Эти и подобные внешние условия способствуют вашей внутренней работе, когда вы можете на чём угодно сосредоточиться: на своих мыслях или воспоминаниях, на окружающих вещах, на собственном дыхании, ощущениях тела… Сосредотачивая своё внимание на чём угодно, вы получаете возможность войти в состояние, по-научному называемое трансом. Это природное состояние пассивной сосредоточености (не надо напрягаться на объекте внимания). Транс сопровождается телесным расслаблением, приятной усталостью, грёзами, спонтанностью движений. Это позволяет снизить сознательную работу и усилить работу бессознательной части вашей личности. Именно в этих последних предложениях кроется секрет любого гипноза. Это доказал знаменитый «мистер гипноз», американский гипнотерапевт Милтон Эриксон. Итак, заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Почти ничего.
  2. Психосинтез можно использовать и без трансового состояния. Многие техники психосинтеза направлены на работу с бессознательным в состоянии сознательного и волевого действия: в процессе преодоления любых трудностей, при решении логических и творческих задач, в процессе неинтересной, требующей усилий работе и т.д. Итак, трансовое состояние — необязательное условие практикования психосинтеза. Вы просто научитесь включать состояние транса, когда захотите, и выключать — когда захотите. В любом случае, это будет практика психосинтеза. Ваш новый навык.
  3. Всё что вы можете делать со своим опытом — это наблюдать за ним (отслеживать его), принимать и трансформировать его. Остальное делают за вас другие части вашей личности: они его проявляют и используют! Внешне это похоже на «ничегонеделание»: человек сидит и задумчиво анализирует или обобщает своё прошлое, мечтает о будущем, возвращается в настоящее и тому подобное. На самом деле, во время практикования психосинтеза вы как бы «промываете» свой опыт, делая его прозрачным, ясным, полезным для дальнейшего использования. Это не всегда приятно, но крайне необходимо для лучшего познания своих прошлых травм. Если вы отвергаете свой опыт или предпочитаете думать, что его у вас нет — это работа той части вашей личности, которая мало осознается. Она как бы самоуправляемая, автономная и независимая от вашего «Я». В психосинтезе такие части называют субличностями. Именно они используют ваш прошлый опыт нежелательным для вас образом: в ваших действиях, поведении и эмоциях. Итак, психосинтез — это работа с опытом, со своей личностью, с её сознательной и бессознательной частями.
  4. Психосинтез направлен на усиление сознательного «Я» — центра вашей личности, который может собрать ваше тело, мысли и эмоции в гармоничного человека благодаря сознательной регуляции бессознательных процессов. Основная функция вашего «Я» — это воля. Развивая волю, вы получаете навык синтезировать новую личность, объединяя то, что у вас уже есть, в целостность. Эта целостность использует все ваши ресурсы (в том числе и бессознательные), в центре которых — ваше «Я» и его воля. Вначале необходимо себя детально изучить, различая в себе все личностные элементы. Потом происходит работа с каждым элементом отдельно. Она направлена на его автотрансформацию, то есть на поиск и использование его позитивных возможностей. Затем все элементы собираются вашим «Я» в единую целостность, соотношение между которыми качественно изменяет личность в целом. Разобравшись в себе, не забудьте собраться!
  5. Сознательное «Я» — это отражение высшего «Я». Основатель психосинтеза, мудрый доктор и философ Роберто Ассаджиоли интересовался, куда же пропадает наше «Я», когда мы засыпаем и спим, напиваемся, получаем обморок или уходим в глубокий транс. Почему, когда мы просыпаемся или приходим в себя, сознательное «Я» тут же откуда-то появляется? Его ответ был таков: в сфере бессознательного существует наша сущность — настоящее, истинное, высшее «Я», которое всегда было, есть и будет. Я полагаю, что высшее «Я» — это наша душа в том смысле, который вы лично вкладываете в слово «душа». Это именно то, что вы понимаете под понятиями высшего, духовного, находящегося сверх вашего «Я», за его пределами. Высшее «Я» имеет своё призвание, жизненный смысл и влияет на реальную жизнь с помощью своего отражения — сознательного «Я». Таким образом нет двух «Я». Есть одно (истинное) «Я», которое отражается в нашей повседневности, когда мы бодрствуем, делая свои дела и совершая поступки. То есть сознательное «Я» — это отражение высшего «Я».
  6. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем. Это не супер-пупер технология лёгкого достижения счастья и успеха. В психологии есть множество методов оказания срочной психологической помощи. Следствия психосинтеза происходят с течением времени (это доказал Пьеро Феруччи, исследуя психосинтетические техники в разных культурах). Вначале это могут быть небольшие качественные изменения (например, умение быстро снять стресс), на основании которых происходят более важные перемены в жизни (например, отказ от вредных привычек). Именно таким образом психосинтез объединяет краткосрочную и долгосрочную помощь. В современном обществе существует множество псевдопсихологических услуг, которые обещают нам золотые горы, акцентируя внимания на золотых формулах успеха и счастья. Хотите верьте, хотите — нет. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем.
  7. Это — практика оказания себе психологической помощи и метод саморазвития. В психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. В процессе психосинтеза человек может приобрести (а может и нет) опыт переживания различных состояний, в котором взаимоотношения сознательного и бессознательного имеют необычное сочетание. Это тоже транс. Транс без всякой мистики: новые переживания мы, как правило, необычно объясняем, ориентируясь на собственные установки. Верующий человек может наполнить этот опыт религиозным содержанием, эзотерик — древними учениями, и только психолог-учёный знает: необычные переживания — это нормальное свойство нашей психики. Для психосинтеза как метода психотерапии трансперсональные (внеличностные) переживания могут быть эффективными для тех, кто занимается реализацией своих духовных запросов. Но помните, в психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. Есть только вы и ваш опыт. В том числе и духовный опыт.
  8. Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. На это обратил своё внимание великий украинский учёный Владимир Роменец. Как только ваше сознательное «Я» начинает использовать воображение, именно тогда вы получаете навыки изучения, принятия, трансформации и даже использования своего опыта! Это совсем не значит, что практика психосинтеза создаёт для человека мир иллюзий и грёз. Сознание способно не только включить мечтание, но и переключить вас в реальную жизнь, в которой оно сможет по-новому действовать, изменяя её к лучшему. Как только сознание перестаёт использовать воображение, оно начинает управлять другими психологическими процессами — эмоциями, поведением, действиями, речью, телом, мыслями, памятью. В психосинтезе сознание человека принято называть сознательным «Я». Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. Начинается и продолжается!
  9. Развитие личности предусматривает переживание кризисов, которые являются признаком этого развития. Это нормально. Без них не происходят перемены, ведущие к целостности. Мировой опыт использования психосинтеза свидетельствует о том, что каждый человек переживает четыре кризиса личностного и духовного развития, к которым он может быть готов, если узнает о них подробней. По мнению Р. Ассаджиоли, первый кризис происходит перед качественным скачком в саморазвитии. Второй кризис связан непосредственно с этим скачком. Третий кризис — это реакции человека и окружающих на явное развитие. Четвёртый кризис связан с качественной перестройкой личности вследствие обретения целостности, то есть реализации психосинтеза.
  10. Практика психосинтеза не заканчивается конкретными результатами в конкретное время: навыки саморазвития имеют свойство развиваться самостоятельно с течением жизни. Это происходит в вашем бессознательном. Психосинтез похож на многолетнее растение, которое вы посадили весной, оно расцвело летом, пока вы его поливали, а следующей весной оно снова дало ростки, но уже гораздо больше и без вашей помощи. Растение — это приобретённый или развитый вами навык, земля — это бессознательное, а вы — это вы.

Литература:

  1. Пеллерен М. Психосинтез / М. Пеллерен, М. Брес; пер. с фр. Ю.В. Крижевской. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 160 с.
  2. Руффлер М. Игры внутри нас / М. Руффлер. — . — М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. — 208 c.
  3. Ассаджоли Р. Психосинтез: принципы и техники / Роберто Ассаджоли. — — М.: Психотерапия, 2008. — 384 с.
  4. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика / Ассаджоли Роберто. — М.: «REFL-book», 1994. — 314 с.
  5. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2004. — 352 с.
  6. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / Сост. и ред. Дж. Томас. — . — СПб.; МНПО «Жизнь», «Ферро-Логос», 1992. — 32 с.
  7. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / Сост. и ред. Дж. Томас. — . — СПб.; МНПО «Жизнь», «Ферро-Логос», 1992. — 32 с.
  8. Кучеренко Є. В. Інтегративні методи психосинтезу особистості: / Єгор Валерійович Кучеренко. — Ужгород, 2013. — 120 с.

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения. Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела). И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом). Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством. Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Теория личности по Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда (вы сейчас заметите схожесть терминологии), однако оригинальность отдельных теоретических взглядов и методологических подходов в лечении позволила Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтическое направление.

​​​​​​​

Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из:

Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности.

В него входят:

  • простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела;
  • основные влечения и примитивные побуждения;
  • многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд;
  • образцы кошмарных сновидений и фантазий;
  • неконтролируемые парапсихические процессы.

Среднее бессознательное (предсознательное) — область, где пребывают все психические навыки и состояния.

Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает.

Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

Сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.

Техника психосинтеза

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • достижение на основании этого внутренней гармонии,
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

В психосинтезе применяют два основных метода:

1) метод разотождествления,

2) работу над субличностями.

Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили».

Разотождествление

Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание, в свою очередь , сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями.

  • Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекенщица),
  • другие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»),
  • третьи — с чувствами (влюбленный юноша).

Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п.

Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер.

Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия.

Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями

По образному выражению П. Ферруччи, субличности — это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостна и уникальна, с другой — многослойна и разнолика.

В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу.

Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я.

Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен. Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии.

Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о вашей внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны.

Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией.

Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс. Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я.

Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

В этом контексте интересна мысль П. Ферруччи:

«В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство».

Для знакомства с методами психосинтеза вы можете сделать следующее упражнение.

«Кто я?»

Это упражнение способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами. Можно выполнить его дома.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующего порядка.

1. Выберите тихое место, возьмите свою рабочую тетрадь, поставьте дату и напишите вопрос: «Кто я»? Ниже напишите ответ на этот вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот вопрос несколько раз и несколько раз ответить на него.

2. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задайте себе вопрос «Кто я?» и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа. Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его.

3. Через минуту снова закройте глаза и снова задайте себе тот же вопрос. Теперь позвольтет ответу выразиться в движениях, в танце или пении. Доверьтесь мудрости своего тела. Возможно, вы выразите в движениях какой-то конкретный образ.

4. После поделитесь своим опытом с кем-то, кому доверяете, или опишите свои ощущения в тетради.

В зависимости от области и цели применения психосинтез может быть:

  • методом самопознания и саморазвития личности;
  • методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний);
  • методом воспитания.

В заключении хотелось бы разобрать одну интересную мысль, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего межперсонального синтеза. Человек не живет в вакууме. Каждый индивидуум тесно связан с другими индивидуумами, поэтому человека следует рассматривать как элемент человеческой группы.

Малые группы (семья) являются элементами больших групп (общественный класс, нация). Большие группы могут быть объединены в государства, а государства являются элементами человечества в целом.

Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму. Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез. От анализа конфликтов, дисгармонии — к синтезу гармонии вокруг истинного и независимого «центра».

Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза.

Он выделял этап формирования полноценной личности (личностный психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (духовный психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.

В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа:

  • личностный,
  • трансперсональный,
  • духовный.

Этап формирования личности соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг «личного Я». Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью.

Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

Трансперсональная работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с «воспоминаниями о своем рождении». Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг назвал «тенью» или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может бы «переживание прошлых жизней», проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.

Таким образом, трансперсональное — это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего «личного Я».

Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле «Духовного Я». Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей «Духовного Я», т.е. фактического растворения в Высшей воле.

В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то «Духовное Я» — есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно и присутствует знание без осмысления.

Работа с «Духовным Я» имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что «Духовное Я» есть условие существования психики, а психика — условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее «призмы» психики и личности, тем больше света от «Духовного Я» будет достигать внешнего мира.

Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы «призм». Духовное Я» становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

Именно «Духовное Я» заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его. Человек, которому удается достичь полной «настройки» живет в Абсолютном Мире, где понятия «внутренний Мир» и «внешний Мир» идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.опубликовано econet.ru

О программе

Программа повышения квалификации «Психосинтез: классическая и восточная версия» представляет собой практическое изучение этого важнейшего направления практической психологии и психотерапии. Восточная версия психосинтеза (EVP) — отечественная авторская модификация классического психосинтеза, разработанного итальянским психотерапевтом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли в первой половине XX столетия, адаптированная к российскому менталитету. Как и классический психосинтез, это направление работает в таких областях, как лечение психосоматических и психических расстройств, педагогика, воспитание и самовоспитание, арт-терапия, психология творчества. Однако сфера его применения несколько шире, — это область психологии достижений, обучение новым навыкам, спорт, менеджмент, бизнес. EVP учитывает новейшие разработки и достижения современной психологии и опирается на когнитивные исследования, на изучение тайн мозга и на нейронауки.

Посредством психосинтеза в обеих версиях можно работать не только на лекциях, семинарах, мастер-классах и информационных обучающих программах, но также и на тренингах, как личностных, так и проходящих в бизнес-формате, а также на сессиях коучинга. Всего же EVP использует несколько сотен оригинальных психологических упражнений и психотехник. Помимо этого восточная версия психосинтеза предполагает диагностику достигаемых результатов, включающую в себя психодинамические графики, специальные опросники, дневники самоконтроля, анализ изменений реальной жизненной ситуации клиента.

Восточная версия психосинтеза работает в общем поле психотерапии и психологии саморазвития вместе с такими психотерапевтическими и психологическими направлениями как трансперсональная психология, гештальт-терапия, гуманистическая психология, позитивная психология, арт-терапия, ресурсная психология, которые направлены на гармонизацию и укрепление внутреннего мира человека, снятие душевных конфликтов и противоречий, обретение целостности, освобождение от негативных привычек и зависимостей, пробуждение скрытых ресурсов психики.

Основой всех этих методов является врожденная потребность в самосовершенствовании, сформулированная еще А. Адлером и концептуально разработанная Р. Ассаджиоли, в гармонии и обретении целостности, заявленной и разработанной гештальтом, в личностном росте и позитивных достижениях (гуманистическая и позитивная психотерапия), в духовной трансформации (трансперсональная психология). Восточная версия психосинтеза обобщает эти и другие подходы, предлагая иную, в чем-то более полную концепцию самого механизма психосинтеза и соответственно дополняя практические методы.

Психосинтез в восточной версии – это не просто метод психотерапии, а универсальный механизм психологической жизни человека, который в процессе своей жизни накапливает впечатления, эмоции, опыт, жизненное мастерство. Психосинтез может быть как осознанным, обучение которому проходит под руководством опытного психотерапевта или самостоятельно (если личность, пытающаяся синтезировать свои полярности и множественность является зрелой личностью) и неосознанным, стихийным, проходящим вслепую, как это делает большинство людей, собирающих внешние впечатления и внутренние переживания в копилку опыта. Эти впечатления могут быть, как позитивными, так и негативными, травматическими. В этом случае, чтобы освободиться от них, требуется сознательная работа, самостоятельная или руководимая специалистом.

Путь, предлагаемый человеку восточной версией психосинтеза – это путь синтеза опыта, положительных внешних и внутренних впечатлений и трансформации негативных, что позволяет человеку двигаться в направлении эволюции сознания. Путь психосинтеза – это путь совершенствования, элевации (возвышения) потребностей, интеграции полярностей и множественности, приближения к высшему Я, возвращения себя и осуществление эволюционного сценария жизни. Совершенствование достигается благодаря возрастающему мастерству в саморегуляции, обретению целостности, понимаемой как синтез эффективности (умение достигать поставленных жизненно важных для человека целей), счастья (умения получать подлинную радость от достигнутого) и духовности (максимального приближения к совершенству и служения людям).

Пройдя обучение на данной программе, вы:

  • Получите достаточно полное представление о базовых понятиях, методах и психотехниках как классической, так и восточной версии психосинтеза
  • Научитесь практическим методам работы с информацией, получаемой из сферы бессознательного и более глубоко, чем раньше, познавать себя, собственные психологические процессы, части собственной психики (субличности), грани личности и черты характера
  • Научитесь работать с полярностями (конфликтующими противоположными частями психики), примирять и гармонизировать их
  • Сможете синтезировать психические ресурсы, глубинные энергии, чувства, мысли, убеждения, стратегии как друг с другом, так и с высшим Я, добиваясь состояния целостности и внутренней полноты
  • Научитесь выстраивать эволюционные сценарии собственной жизни и становиться устойчивыми победителями, способными преодолеть инволюционные и дезинтегрирующие негативные тенденции
  • Научитесь применять практические и очень эффективные методы психосинтеза в собственной жизни при обучении новым знаниям, умениям и навыкам, использовать их для достижения высоких результатов в своей профессии, бизнесе, творчестве, личностном и духовном росте
  • Сможете привносить принципы, подходы и практические методы психосинтеза в работе с клиентами на консультациях и сессиях коучинга, с участниками семинаров и тренингов

Обзор метода психосинтеза.

Начало концепции психосинтеза было положено в тезисах Р. Ассаджиоли. Автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

Термин «психосинтез» и такое выражение, как «ментальный синтез», использовались многими психологами и психиатрами. П. Жане говорил о «synthese mentale», К. Юнг упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер использовал слова «синтез», «психосинтез», «синтез бытия», в более глубоком и широком смысле – как развитие цельной и гармоничной личности.

Подход Р. Ассаджиоли нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека. Человеку уже дано все, что нужно; его задача – собрать это воедино и использовать по назначению. Воспринимая отдельные фрагменты психики, часто люди не видят в них никакого смысла. Но как только фрагменты соединяются в одно целое, появляется новая сущность, природа которой так и осталась бы скрытой для человека, если бы он ограничился рассмотрением отдельных фрагментов.

С помощью психосинтеза любой человек может почувствовать и осознать, что способен управлять своими психическими процессами. Разработанные техники, упражнения, применяемые в психосинтезе, позволяют в обход рационального ума извлечь бессознательный материал, обнаружить конфликтующие части психики человека, посмотреть на них со стороны, выявить истинные желания и привести к мирному сосуществованию путем преобразования деструктивных качеств этих частей в конструктивные.

Собственно понятие психосинтеза означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

К преимуществам использования метода психосинтеза относится широта охвата, безопасность, гибкость, широкое поле для творчества психолога. Важным моментом в работе является то, что исключается насильственное извлечение подавленного, вытесненного психического материала. Бессознательное «делится своими секретами», открывает тайны по мере готовности человека соприкоснуться с ними, принять и отработать их.

Психосинтез – это метод управления и самоуправления состоянием сознания и психической активностью человека в процессе особого психоактивного диалога. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у человека механизмов сознательного контроля, психосинтез способствует развитию функции самоконтроля и открытию в личности новых возможностей. Диалогичность отличает психосинтез от гипноза, самогипноза, медитации и т.д., поскольку не требует «гипнотического торможения». Психосинтез может быть использован всеми желающими повысить свою психологическую устойчивость.

Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности.

Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы успешно применяются и в других областях. Одна из сфер применения психосинтеза – межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Приемы и техники психосинтеза могут использоваться для саморазвития, ускорения внутреннего личностного роста, развития креативности и скрытых способностей личности.

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации, которая является эффективным средством управления различными элементами личности. Она основана на фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все то, с чем наше «Я» идентифицировало себя. Нами управляет все то, с чем мы себя отождествляем».

Неудовлетворенность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в своих мыслях, силах, настроениях и действиях, как правило, результат незнания и непонимания себя. Человек не всегда понимает, как лучше управлять своей жизнью, поэтому вынужден вращаться в кругу своих ошибок.

Психосинтез – динамическая концепция психической жизни, представляющая собой отражение непрерывного взаимодействия и борьбы множества разных, в том числе и противодействующих сил (мотивов, целей, ценностей, внутренних «субличностей», «эмоционально заряженных смысловых сгустков жизненного опыта», представлений о себе и окружающем). Взаимодействие или борьба каждой из этих сил, как между собой, так и с объединяющим их всех центром (с идеальным представлением о себе, с собственным, главным «Я»), происходит постоянно и не всегда осознается. Человек буквально соткан из противоречий, согласованных и рассогласованных друг с другом. Психосинтез способствует созданию у личности эффективного и дееспособного центрального, объединяющего «Я» и высокопроизводительной «Сети» фрагментарных «я», способной к саморазвитию, самовосстанавлению и самоподдержке.

Техники и приемы психосинтеза помогают быстро и качественно развивать креативные способности людей, их творческий потенциал и чувство юмора, открывать новые психологические ресурсы и скрытые возможности человека. Психосинтез может использоваться для саморазвития, ускорения внутреннего личностного роста, развития креативности и скрытых способностей.

Оказывается, что «органическое единство» – это цель человека, а не наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. В особо благоприятных случаях обретение внутреннего единства является плодом стихийного роста и созревания, в остальных же случаях – заслуженной наградой, получаемой благодаря работе над собой, воспитанию или коррекцию с применением специальных методик, которые облегчают и ускоряют процесс самореализации.

Амбивалентность, двойственность отношения – один из наиболее распространенных внутренних конфликтов, которым объясняются многие странные и противоречивые поступки человека. Другой основной конфликт возникает между инертностью, ленью, охранительной тенденцией, стремлением к безопасности, с одной стороны, и стремлением к росту, самоутверждению, риску – с другой. Еще одним источником конфликта служит пробуждение новых влечений или потребностей, которые входят в противоречие со старыми.

В методе психосинтеза интерактивное взаимодействие между фрагментами «я» осуществляется и осознается в пространстве «мультисубъектной сети» личности.

Можно рассмотреть и работать с различными субличностями, рассматривая также различные свои взгляды на жизнь, свое поведение в различных ситуациях и различные стили самопроявления. Используя метод психосинтеза, будучи в состоянии выявлять свои субличности, можно быстро получать относительно ясную картину своей внутренней жизни. В свою очередь, эта ясность позволяет свободнее себя чувствовать со всеми этими малознакомыми обитателями нашего внутреннего мира.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. В психосинтезе это называется «растождествлением». Поскольку все мы склонны отождествлять себя – становиться «тем же» – с той или иной субличностью, мы начинаем полагать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Растождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе.

Нет плохих или хороших субличностей. Все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашей личности, хотя поначалу эти составляющие могут представляться и отрицательными. Субличности становятся «вредными» только тогда, когда контролируют нас. Поэтому одна из целей работы психолога состоит в том, чтобы не позволить им подчинять себе и, следовательно, ограничивать, – чтобы клиент смог обрести способность отождествляться и растождествляться с ними по своему желанию.

Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает каких-либо иных. Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственно для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается единственно для меня возможной, она становится вынужденной. Если какая-то точка зрения становится единственно для меня возможной, она становится шорами.

Важным является распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом получается, что человек «усыновляет», признает и принимает все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.

Отождествление можно приравнять к иллюзии. Человек может отождествить себя со своими чувствами, желаниями, мнениями, ролями, телом. Проблема состоит в том, что если он, например, отождествился с какой-то идеей, в истинность которой верит и которая вдруг оказалась неправильной, то он чувствую неправым самого себя. Если его тело служит для него источником успеха и власти над людьми, если он воспринимает себя прежде всего как тело, то когда тело его слабеет, болеет, он чувствует себя слабым и больным. Если он отождествляет себя со своей ролью («я – бизнесмен», «я – учитель», «я – жена» и т.д.), а затем этой роли приходит конец, то он чувствует, что его жизнь утратила всякий смысл. Если он отождествляется со своим желанием, и желание это не удовлетворяется, он чувствует себя неудовлетворенным.

Поскольку все содержания осознания меняются и в какой-то момент неизбежно исчезают, то отождествление с любым из них неизбежно ведет к, своего рода, краху иллюзии. С другой стороны, отождествление с самим собою, с «Я» дает ощущение постоянства своего бытия, этого ничем не обусловленного ядра личности, которое остается неизменным во всех жизненных ситуациях.

От чего мы хотим избавиться, так это от постоянного и непроизвольного отождествления с какими-то случайными процессами в нашей личности. Это всегда приводит к своеобразному застыванию того, с чем мы отождествляемся. Так, тело становится напряженным, чувство становится экзальтацией, желание становится одержимостью, мнение становится предубеждением, роль становится маской. Напротив, когда мы растождествляемся с ними и приходим в себя, экзальтация становится чувством, предубеждение – мнением и т.д.

Разотождествление происходит путем наблюдения. Вместо того, чтобы растворяться в ощущении, чувстве, желании или мысли, надо наблюдать за ними со стороны без какой-либо оценки, без намерения изменить их, без какого бы то ни было взаимодействия с ними вообще. Надо смотреть на них как на нечто внешнее, будто рассматривать некий пейзаж.

Первым результатом такого наблюдения является освобождение от наблюдаемого. Если «мне страшно», я наблюдаю свой страх, я ясно вижу его очертания, я вижу, что страх – это не я, что он представляет собой нечто внешнее; я вижу, что сам я свободен от этого страха.

В процессе психосинтеза клиент учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил, которые бросают его из стороны в сторону. Он повышает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей, позволяя им усиливать друг друга.

Наши мысли определяют то, чем мы живем. Мысли не просто окрашивают наш ум, а оказывают глубокое воздействие. Практика показывает, что думая о какой-то идее, мы можем усиливать ее, наделять новой силой. Она привлекает наши чувства и пропитывает нас, становится частью нашего отношения к жизни и повседневного поведения. Так, думая о силе, любви и радости, мы творим их в себе. Методы психосинтеза позволяют проделать процедуру целенаправленного обращения к какому-то психологическому качеству с последующим размышлением о нем.

Известно, что символы могут оказывать глубокое преобразующее воздействие на нашу психику. Они могут выполнять также и когнитивную функцию, расширяя наше познание. Как говорил Юнг

символы «указывают на то, о чем известно очень мало или вообще ничего».

Они связывают нас с теми частями нашего существа, которые совершенно недосягаемы для аналитического ума. Тем самым они учат нас пониманию как непосредственному усмотрению сути, минуя промежуточную стадию дискурсивного, «пошагового» мышления, которое иногда не столько способствует, сколько препятствует пониманию. Это более глубокое понимание пробуждает такую позабытую человеческую способность, как интуиция.

Разумеется, упомянутые каналы связи с глубинными сферами психики открываются не всегда и не у всех. Для некоторых людей бриллиант, например, служит символом «Я», гармонии и единства. Но для других он означает лишь социальный статус и престиж. Для третьих бриллиант вообще не символ, для них он бриллиант и только. Но как бы там ни было, каждый человек, наверное, находит такой символ, который может стать для него истинным источником откровений.

В психосинтезе есть ряд упражнений с символическими образами. Каждый из них выражает определенную реалию внутреннего мира. Тем самым каждый из них открывает двери восприятия какому-то определенному состоянию сознания и может вызвать определенные психологические изменения. Методика работы состоит в том, чтобы устойчиво сосредоточиться на избранном образе, представляя его как можно более живо и подробно.

Ответы в ходе внутреннего диалога могут приходить в неявной, расплывчатой и даже запутанной форме. Отклик сверхсознательного нацелен на то, чтобы пробудить в человеке определенные качества, которые требуются для изменения взгляда на происходящее и самого задаваемого вопроса.

Гармоничное единство противоположностей – это состояние, к которому в той или иной степени может приблизиться любой человек. Но для этого сначала нужно выявить свои наиболее ярко выраженные противоположности и изучить различные возможные пути работы с ними. Проделав такой анализ, можно затем приступать к синтезу.

К числу общераспространенных противоположностей внутреннего мира человека можно отнести любовь и волю, практичность и идеализм, чувства и разум, деловитость и игривость, интуицию и логику и др.

Процесс психосинтеза включает в себя 4 последовательные стадии:

  1. На первой стадии клиент узнает о различных частях своей личности – субличностях и принимает их на сознательном уровне.
  2. На второй стадии происходит освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать – это то, что Р. Ассаджиоли назвал «растождествлением «.
  3. Третья стадия подразумевает раскрытие или создание объединяющего центра – «Я».
  4. Четвертая стадия – практический психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг нового центра, в зависимости от поставленной цели.

Близкие технологии работы воображения используют американские психологи в рамках когнитивной психотерапии (Бек А., Дауд Т., Эллис А.). В результате массированных положительных эмоций не только улучшается физическое состояние клиентов, но и меняется их самооценка, видение собственного будущего и жизненных перспектив.

Психосинтез заключается в поэтапном формировании у клиента целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на ощущениях, переживаниях и представлениях, возникающих при их решении.

В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля, диалог в процессе психосинтеза служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности приемов и техник психосинтеза, способствует развитию функции самоконтроля. В ходе диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта, необходимую для оценки качества решения текущих заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Важнейший действующий фактор использования техник и приемов психосинтеза – отношение, с которым они выполняются. Мы можем выполнять их внимательно и терпеливо, относясь к ним как к инструменту изменения своей жизни. Мы можем выполнять их и механически или как модные салонные игры, что будет пустой тратой времени. Мы можем получить от них то, что хотим; сами же они нам ничего не дадут.

Осознание своих собственных сопротивлений изменениям позволяет адаптироваться к многочисленным переменам, рекламируемым деловым миром: это – освобождение собственного творческого начала.

Обретение умения давать себе время на то, чтобы управлять временем, работа с персонажами, составляющими нас самих, с принимаемыми на себя ролями, ролями, с которыми так легко и так тяжело идентифицироваться, найти свое настоящее место в иерархии и принять его: вот безграничная программа, предлагаемая практиками психосинтеза. Они адаптируются к специфике условий и проблем каждого случая и всегда имеют своим результатом усиление ответственности каждого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *