Доктор Моррис

Психологического консультирования

Глава 1. Предмет и задачи консультативной психологии

психологическое консультирование

Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.

Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare — совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» значит давать совет или советоваться по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, то есть, касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

Вне зависимости от того, как трактовать этот вид деятельности, очевидно, что психологическое консультирование и в том, и в другом контексте, по крайней мере, на настоящем этапе развития общества, является реальностью, требующей своего изучения.

Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии вплоть до начала XXI века.

На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли.

Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов интересовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:

a) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный человек) познает окружающий мир;

b) как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;

c) как он выстраивает образ своего действования в мире;

d) как он реально в этом мире действует.

Так появилась и начала развиваться общая психология.

Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных различий, благодаря чему появилась дифференциальная психология, стала интенсивно развиваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании Анастази А. , для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта (1832 — 1920) не было очевидным, что люди не одинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному предпочитают действовать в нем. Для утверждения этого потребовалась определенная научная дискуссия. Так Джеймс Маккин Кэттелл (1860 — 1944) в Лейпциге вопреки неприятию В. Вундтом такого типа исследований специально написал диссертацию об индивидуальных различиях во времени реакции.

Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и прочно вошло к концу двадцатого века в обиход психологов-практиков.

Далее это направление исследований также начинает себя исчерпывать. Фокус анализа все более смещается в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии, например, темперамента, характера оправданы. Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому факту соответствует появление и развитие гуманистической психологии.

Здесь же закладываются основы и консультативной психологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помощи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа все более начали становиться закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью. Фокус исследования различий сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, различия в формах организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению закономерностей функционирования уникальности данного конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой это совсем невозможным. Какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования является работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотерапевта», опубликованная на Западе в 1987 году, а в нашей стране в 2001 году.

Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому соответствовало возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.

Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практике, фокус анализа на протяжении XX века все более смещается в сторону социального контекста. Теперь мы видим, что, согласно многим направлениям современной практической психологии, фактор текущей социальной среды вообще признается решающим для объяснения поведения человека, вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого служит современная семейная терапия, где в рамках крупнейшего и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Минухин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) всецело доминирует над интрапсихическим контекстом (концентрация внимания на прошлом индивида) .

Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На первоначальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX — начале XX веков на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с крайними, тяжелыми формами душевных расстройств, представителям этого движения, которому на первоначальных этапах отказывали в научности, на протяжении XX века удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот материал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отношение к диалогу помогло открыть и описать многие феномены, которые имеют или могут иметь отношение к консультативному диалогу. Так начали закладываться основы консультативной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности .

Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематизация накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выводов различных авторов относительно исследуемого предмета как касательно выводов о природе человеческого поведения и его нарушениях, так и касательно конструктивных форм диалога, взаимоотношений между психологом и клиентом. Следует отметить, что решение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не всегда ясно и систематично изложены. Требуется много времени, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по первоисточникам. Но, даже по решении этой задачи, остается другая — реконструировать на основе имеющихся теорий целостное представление:

a) о душевных расстройствах;

b) о факторах, их обуславливающих;

c) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;

d) об условиях ее гармоничного формирования;

e) об условиях, которые должны существовать между клиентом и специалистом, оказывающим воздействие, для того чтобы способствовать исчезновению душевного расстройства.

На первый взгляд только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психологии. Но, похоже, что при решении остальных четырех исследователи, так или иначе, будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же открывающих горизонты к совершенству, эффективному функционированию. Тут потребуются данные консультативной психологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаимоотношений не обязательно в условиях психологической консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:

f) профессионала, который десять, а то и двадцать лет своей жизни занимается исследованием психологических феноменов;

g) крайне заинтересованного в неформальном общении клиента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже, судя по самому факту обращения, готов к переменам).

Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышления над процессом консультирования). Наличие заинтересованного клиента не позволяет процессу общения стать формальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сторон человеческого бытия в процессе общения.

Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пребывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы внести свой вклад в решение остальных четырех задач.

Ну и естественно сама практика психологического консультирования постоянно порождает запрос на те знания, которые может или могла бы предложить консультативная психология.

Психологическое консультирование возникло в середине XX века именно благодаря успехам психотерапии, когда накопленные знания позволили перейти к оказанию помощи психически здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической помощи.

На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и полезен. Но в последнее время все более отчетливо начал заявлять о себе другой ракурс анализа — что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента. Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то кроме объективного контекста, что помогало решать проблемы. После консультации, с фокуса проблем клиента они переключались на фокус анализа самого процесса диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.

Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Абрамова Галина Сергеевна определяет предмет практической психологии — изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее. Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова , может осуществляться в разных сферах: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.

Можно выделить несколько аспектов проблемы анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету:

1. Если существуют индивидуальные различия между людьми, то, возможно, существуют подобные различия и в консультативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консультативных ситуаций и исследовать различные факторы, обуславливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:

h) На первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия, как клиентов, так и консультантов. Задача исследования индивидуальных различий между психологами и клиентами и влияния этого фактора на процесс психологического консультирования очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с которой у клиента возникают проблемы, зависит, по сути, от индивидуальных различий между психологами и факторов, их определяющих.

i) Реальность, с которой обращается клиент в психологическую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запроса выделить и описать конкретные виды и формы психологического консультирования, так как нельзя решать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консультировании.

j) Не менее актуальна задача создания типологии ситуаций, не привязанной к конкретным сферам консультирования, но имеющей отношение к различным состояниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специфические виды и формы психологического консультирования.

k) Актуальна и мало изучена проблема влияния социального контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования.

l) Также актуальна и мало изучена обратная проблема — влияния психологического консультирования на социальный контекст, на среду, на социальное сообщество, проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.

2. По мере развития психологии знание о строении индивидуальной психики человека становилось все более детализированным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре характера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элементов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать консультативный процесс сам по себе? Насколько полны наши знания о том, что происходит и вообще может происходить в различных ситуациях консультативного диалога? Эти вопросы ставят перед нами задачу выявления и описания основных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого — создание новых возможностей для рефлексивного анализа консультативной беседы в плане повышения ее эффективности.

3. Психолог и клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их вместе как некую целостную единицу, не существуют, независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы позиция вненаходимости по отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.

4. Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.

5. Необходимо разрабатывать научные основы организации труда психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-консультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.

6. Необходимо разрабатывать новые исследовательские методы для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX столетий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

В данном курсе мы лишь отчасти рассмотрим эти вопросы.

Консультативная психология

Консультативная психология — отрасль психологии, предметом которой является процесс оказания психологической помощи (психологического консультирования). Как самостоятельное направление консультативная психология выделилась в начале 50-х гг. XX в. в США. Психологическое консультирование представляет собой специально организованный процесс общения, благодаря которому у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы его личностные ресурсы (психологические силы и способности), помогающие найти новые возможности и выйти из трудной жизненной ситуации.

Перечислим задачи консультативной психологии:

  • • исследование процесса психологической помощи, особых отношений, возникающих между человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию и обратившимся за помощью, и тем, кто эту помощь оказывает;
  • • изучение профессионально важных качеств, которыми должен обладать психолог-консультант, а также определение профессиональных компетенций психолога-консультанта;
  • • выявление внутренних ресурсов клиента, которые могут быть раскрыты в процессе психологического консультирования;
  • • разработка и экспертиза методов, приемов и психотехнологий для психологического консультирования.

Консультативная психология тесно связана с общей, социальной, клинической, возрастной психологией и психологией развития, личности, семейных отношений. Подготовка специалиста в области психологического консультирования предполагает освоение всех вышеперечисленных областей психологического знания. При оказании квалифицированной психологической помощи необходимо учитывать принципы возрастнопсихологического консультирования, соотносить психологические проблемы и возрастные периоды развития личности, знать специфику возрастных кризисов и т.п.

Основная цель психологического консультирования — помощь клиенту в нахождении личностных ресурсов, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации, а также помощь в саморазвитии.

В процессе психологического консультирования происходит выслушивание клиента; расширение представлений клиента о себе и своей жизненной ситуации; построение доверительных отношений между психологом и клиентом; прояснение психологической проблемы клиента; помощь клиенту в понимании своей роли в происходящей ситуации; оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, подбор упражнений и техник, необходимых для развития новых способностей клиента, а также для выработки новых моделей поведения; информирование клиента о жизненно необходимых психологических знаниях, умениях и навыках.

Психологическое консультирование как процесс имеет ряд схожих с психотерапией особенностей. Прежде всего, психологическое консультирование от классической психотерапии отличает отказ от концепции болезни (отметим, что и в современной психотерапии развивается подход, получивший название «психотерапия здоровых»). Как правило, психотерапия затрагивает глубинные аспекты личности. Психотерапевтический процесс ориентирован на реконструирование личности, устранение глубоких внутренних конфликтов и противоречий. Психологическое консультирование во многом ориентировано на разрешение конкретных жизненных ситуаций и личностных проблем.

Существует достаточно распространенная точка зрения, что в психологическом консультировании, прежде всего, происходит акцентирование личностных ресурсов, сильных сторон личности человека, обратившегося за помощью. Необходимо отметить, что тема ресурсов в психотерапии не менее актуальна. Особенно важно оценить психологические ресурсы клиента при работе с последствиями психологической травмы, а также в случае тяжелых психосоматических состояний.

Различия существуют и во временном аспекте психологического консультирования и психотерапии. Психологическое консультирование в большинстве случаев бывает краткосрочным (пять — шесть встреч), в то время как психотерапия может продолжаться в течение нескольких лет.

Процесс психологического консультирования не сводится к информированию и обучению клиента, прежде всего, психологическое консультирование отличает особые взаимоотношения, устанавливающиеся в диаде «психолог — клиент». В психотерапии эти особые отношения получили название «терапевтический альянс». Именно это специфическое взаимодействие способствует актуализации, расширению скрытых возможностей личности, необходимых для преодоления жизненных трудностей.

Многие специалисты в области психотерапии и психологического консультирования считают, что «между психологическим консультированием, психотерапией и обучением не существует жестких границ».

Тема сходства и различия психотерапии и психологического консультирования — одна из актуальных и дискуссионных тем в современной психологической практике. Более подробно с этим вопросом можно ознакомиться, обратившись к работам Ф. Е. Василюка и Б. Д. Карвасарского.

Цель психотерапии — сделать людей свободными.

Я считаю, что работа психотерапевта должна заключаться в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей.

Ролло Мэй

Выделяют индивидуальную и групповую форму психологического консультирования, при этом семейное консультирование рассматривают как разновидность группового.

Существуют разнообразные модели психологического консультирования. Как правило, консультативные модели связаны с общей теоретической направленностью, например, психоаналитической, личностно-центрированной или когнитивной.

В современном психологическом консультировании развиваются разнообразные модели консультативной помощи: краткосрочное позитивное консультирование; психотехнологии, в основе которых лежат идеи нейролингвистического программирования; тренинг коммуникативных навыков; тренинг профессионального саморазвития и др. Модели психологического консультирования варьируются в зависимости от проблем, на решение которых они направлены. Так, специфические консультативные модели применяются в процессе консультирования по проблемам зависимого поведения (алкоголизм, наркомания, компьютерная, пищевая зависимости), насилия в семье, консультирования в сфере профориентации.

В отечественном пространстве психотерапии и психологического консультирования широкое распространение получила понимающая психотерапия Ф. Е. Василюка.

Общепсихологические основания психотехнической системы «Понимающей психотерапии» (Ф. Е. Василюк)

Главный нерв психотехнической методологии, по мысли Л. С. Выготского, состоит в том, чтобы психологическая практика стала не только «полезной», но и теоретически плодотворной, практический метод должен приносить исследовательскую «прибыль».

Но не всякая практика может быть орудием научного познания, чтобы она обрела эту способность, в нее предварительно нужно сделать теоретические, общепсихологические инвестиции. Глубже: практический метод должен быть рожден из теории (или хотя бы усыновлен ею), чтобы в своем технологическом развитии и эмпирической реализации, он «не забывал родства» с наукой, в самом своем устройстве нес потребность и способность к познанию, но наследству полученные от материнской теории.

Применительно к задачам психотехнического построения «понимающей психотерапии» это означает, что в «культурно-деятельностной» психологии Выготского — Леонтьева нужно выделить и развить такой ряд теоретических идей, которые во взаимоотношениях с психотерапией как практикой могут выполнять две следующие функции.

Во-первых, идеи и частные теории должны быть заинтересованы в психотерапии как уникальном исследовательском методе разработки богатейших месторождений психологической фактологии, и сами стать достаточно емкими, гибкими и открытыми, чтобы можно было эти эмпирические богатства принять и теоретически ассимилировать.

Если бы теория переживания преследовала исключительно научно-исследовательские цели, совершенно нс помышляя о прикладных, то и в этом случае ей стоило бы обратиться к психотерапии как познавательному методу, потому что для конкретного эмпирического изучения работы переживания, работы совлада- ния человека с критическими ситуациями, лучше материала и методов, чем даст психотерапия трудно отыскать.

Во-вторых, эти инвестируемые в психотехническую систему теоретические идеи, концепты и схемы, должны служить общспсихологичсской базой для построения конкретной психотерапевтической теории, теории «инженерного» типа, которая, в свою очередь, является основой для конкретных технологических разработок психотерапевтических методов.

Современное прочтение культурно-исторической теории и ее понимание как фундамента методологии и практики психологического консультирования раскрывает в своих работах А. А. Пузырей («Проблема метода в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского» (1994); «Психология. Психотехника. Психагогика» (2005)).

К методам психологического консультирования относят наблюдение, беседу, интервью, активное слушание, эмпатическое слушание и др. Кроме базовых методов психологии в консультировании используются специфически методы и технологии, разработанные различными психологическими школами и направлениями.

Активное слушание — один из основных методов психологического консультирования, и овладение данным методом является непременным требованием, предъявляемым к психологу-консультанту. Цель метода — точное отражение информации клиента. Активное слушание способствует созданию доверительной атмосферы, обеспечивает эмоциональную поддержку и помогает клиенту в осознании проблемной ситуации.

Активное слушание осуществляется благодаря использованию следующих приемов:

  • • заинтересованное отношение к собеседнику (поза заинтересованного слушателя, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
  • • уточняющие вопросы («Правильно ли я понял, что..?», «Вы хотите сказать, что..?»);
  • • повторение фразы клиента и переформулирование («Можно сказать, что…»);
  • • поддерживающие и стимулирующие клиента реакции (угу-реакции, «да», заинтересованность психолога-консультанта);
  • • обобщение («Итак, вы хотели сказать, что..?).

Эмпатическое слушание — также одна из «обязательных» техник психотерапии и психологического консультирования. Как и активное слушание, помогает устанавливать атмосферу доверия и способствует эмоциональному раскрытию клиента.

Техника незаменима в тех случаях, когда клиент испытывает потребность в диалоге, ему важно выговориться, поделиться своими чувствами и переживаниями. Предполагается, что в ходе эмпатического слушания психолог избегает оценок и интерпретаций, демонстрируя при этом понимание и принятие чувств клиента.

  • Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб,пособие для студ. вузов / Г. В. Бурменская . М.: Академия, 2002.
  • Фролова С. В. Консультативная психология: теория и практика : учеб.-метод. пособие длястудентов, обучающихся по специальности «Психология». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.
  • См.: Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологическойпомощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27—37; Карвасарский Б. Д. Психотерапия.М.: Медицина, 1985.
  • Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехническойсистемы //Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005.

Дидактический план

Разработано А.В. Мощенко, докт. психол. наук и В.В. Деркач

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

КУРС: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Теоретические основы психологического консультирования. Сущность психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Причины обращения к психологу- консультанту.

Система профориентационной работы. Профессия, специальность и квалификация. Нормативный и реальный профессионализм. Ситуация выбора профессии. Социальные нормы и выбор профессии. Развитие человека как субъекта труда.

Особенности профессиональной консультации. Формы профессиональной консультации. Пути профессионального консультирования. Этапы консультирования по выбору профессии.

Методика психологического консультирования. Условия проведения психологической консультации. Профессиональная этика психолога-консультанта. Динамика психологического консультирования. Методы работы психолога в процессе консультирования.

Литература Базовая

1. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. СПб., 1993.

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М., 1994.

3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профес- сиональной консультации. М., 1983.

Дополнительная

4. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: методы теории и техники. Практическое руководство: Пер. с англ. М., 1999.

5. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1993.

6. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов / Изд-во Гос. ун-та управления, Нац. фонд, подгот. кадров. М., 1999.

7. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.

8. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. план и программа курса. М., 1998.

9. Раздуев В.А., Костин Г.В. Психологическое консультирование в ВВУЗе: Учебное пособие / Военный университет. М., 1996.

10. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Пер. с англ. М., 1997.

Примечание Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор

Современный Гуманитарный Университет

Тематический обзор1

  1. >Теоретические основы психологического консультирования
    1. Сущность психологического консультирования

Наряду с психодиагностикой, психологической коррекцией, социально-психологическим тренингом, психотерапией и другими способами активного воздействия на личность, психологическое консультирование является одной из форм оказания психологической помощи. Умение консультировать является показателем профессиональ- ного мастерства практического психолога, его способности активно проводить психодиагностику, обработку и интерпретацию данных, разрабатывать практические рекомендации по профессиональному самоопределению молодежи.

Психологическое консультирование — средство оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Психологи- ческое консультирование направлено на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации.

Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Возможно также консульти- рование в групповой форме.

Психологическое консультирование имеет свою стратегию, т.е. психолог сам определяет, что происходит во время консультации, намечает определенные подходы, этапы, шаги. То, что происходит во время консультации, оценивается обоими — консультантом и человеком с проблемами, но инициатива принадлежит психологу. Он идентифицирует проблемы, намечает цели, определяет необходимые совместные действия для их достижения, анализирует реакцию и обратную связь для того, чтобы скорректировать свои шаги и в конце определить соотношение цели и результата, т.е. определить, была ли консультация эффективной.

Психологическое консультирование, с точки зрения Ролло Мэя, состоит вовсе не в раздаче советов, даже если к этому активно подталкивает клиент. Развитие человека не бывает без кризисов, трудностей и ошибок, и лучшая помощь — это та, которая учитывает здоровое, естественное развитие, возможности личностного роста,

Знание этих понятий будет проверяться при тестировании умение человека быть самим собой. Поэтому советы, которые в основном опираются на личный опыт консультанта и не учитывают индивидуальность человека, обратившегося за помощью, становятся фрустрирующим обстоятельством, так как они увеличивают разрыв в представлении человека о себе «Я-реальном» и «Я-идеальном».

Обратившегося за консультацией человека мы будем рассматривать в качестве клиента, а не пациента (больного), в качестве человека, стоящего на равных позициях с психологом-консультантом. Это обусловлено тем, что в ситуации консультирования мы видим его как человека переживающего, нуждающегося в помощи. Профессиональное самоопределение, успешное или неуспешное, является проявлением его личностных черт, трудностей, отношения к миру и окружающим, т.е. всего, что возникло, с точки зрения Э. Берна, в его детском возрасте, когда наиболее актуальным и важным для него были отношения с родителями, а социальное окружение ограничивалось рамками семьи, близких и друзей.

Для того чтобы получить ответ на вопрос: «В чем состоит сущность психологического консультирования?», необходимо ответить на следующее:

каковы цели и задачи психологического консультирования и каковы мотивы обращения клиента за психологической консультацией;

в чем суть процесса консультирования, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в психологической помощи (клиентом) и человеком, ее оказывающим (консультантом);

каковы приемы и техника, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи;

какая динамика процесса психологического консультирования,

какой потенциал, положительный опыт, внутренние силы могут быть актуализированы в процессе консультирования;

в чем различие между психотерапией и консультированием;

каким должен быть хороший консультант?

В отечественной практической психологии существует несколько подходов к пониманию сущности психологического консультирования

Так, по мнению Н Н. Обозова, психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установки клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе

оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Сточки зрения А.Ф.Копьева, ключевым событием консультирования является момент «диалогического прорыва», представляющего собой кульминационную точку консультативного процесса, в котором происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия. Консультация, правильно построенная, прямо или исподволь подводит клиента к диалогу, с одной стороны, раскрывает болезненную ситуацию, а с другой — высвечивает здоровые силы, способные к изменению.

Психологическое консультирование понимается А.С.Кочаряном и Г.С.Кочаряном как аспект психотерапии. В соответствии с этим они выделяют модели консультирования, связанные с задачами: мобилизации, успокоения, личностной реконструкции и др. Они различаются уровнем сложности проведения как диагностического, так и терапевтического этапов.

Энергетическая модель консультирования — модель, в основе которой лежит идея энергетического гомеостаза. Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).

» Симптоматическая модель консультирования — модель, в рамках которой затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт типа тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п. Консультирование в этом случае сводится к психодиагностике и информированию человека о его личностных особенностях.

Семантическая модель консультирования — модель, в рамках которой структура личности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования. И конфликт человека с окружающими объясняется не личностными «дефектами», а наоборот, конфликт обеспечивает образование определенных личностных свойств. Консультирование в этом случае строится по принципу построения версий конфликтов у человека.

Наиболее разработанными являются в настоящее время следующие виды психологического консультирования:

* семейное психологическое консультирование (А.Н.Обозова, Н.Н.Обозов, 1981; Э.Г.Эйдемиллер, 1990; А.С.Спиваковская, 1986);

* возрастное психологическое консультирование (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, 1990,1991; В.В.Столин, 1981, 1983);

* консультирование в патопсихологии (Н.Л.Белопольская, 1987);

* консультирование в клинической практике (С.С.Либих, 1979; А.И.Захаров, 1982; В.М.Воловик, 1973);

* профессиональное психологическое консультирование (Е.А.Климов,

1983; Н.А.Федоришин, 1980);

£ — управленческое консультирование (В.И.Алешникова, 1999; Л.Тобиас, 1997) и т.д.

Основой для выделения таких видов консультирования является критерий объекта, на который направлены методы воздействия консультанта.

Психологическое консультирование в сфере профориентационной работы базируется на личностно-центрированном подходе психолога- консультанта к клиенту Карла Роджерса. Психолог в ходе консультации создает условия для изменений в консультируемом, и ключом к этим изменениям являются доверительные отношения между консультантом и человеком, обратившимся за помощью. Работа между двумя полюсами консультации (полюсом психолога и полюсом клиента) основывается на создании «помогающих отношений».

В ходе консультации работа психолога строится на следующих положениях гуманистической психологии:

работа с ситуативными переживаниями клиента, переживаниями сегодняшними, в данный момент по времени и месту;

проявление конгруэнтности психологом как способности поло- жительно воспринимать все, что переживает клиент в данный момент, и соответствующим образом сообщить о них другому человеку;

безусловное принятие клиента, эмпатическое понимание его, включающее не только проникновение в мысли, но и чувства человека, умение смотреть на его проблему с его позиции, умение встать на его место;

каждый человек, в том числе и клиент, свободен в принятии ответственности за свои поступки, он сам создает свою систему личностных конструктов;

многие чувства возникают у клиента в момент консультации, поэтому необходимо использовать момент «здесь и сейчас» в поисках своего настоящего «Я», обращение к потоку переживаний;

в начале консультации локус оценки находится в большей степени в психологе, в ходе консультации перемещается в клиента, клиент сам знает, что делать.

Консультирование имеет ограничение по времени. Как правило, консультации ограничиваются рамками одной-десяти встреч продолжительностью до одного часа. Количество встреч обычно связано со сложностью и количеством проблем. Второй момент в определении количества консультаций связан с целью, которую ставит перед собой консультант. Ориентация консультации на достижение личностных изменений, а не только актуальных состояний, требует, как правило, 5- 10 встреч.

Целесообразно соотнести психологическое консультирование с другими способами активного воздействия на личность. В сравнении с социально-психологическим тренингом консультирование является более

глубоким видом профессионального взаимодействия, обращено на отдельного человека и его личные проблемы. От обучения психологическое консультирование отличает придание значения не столько знаниям, сообщаемым психологом в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним.

В отличие от психологической коррекции консультирование не обязательно обращено на исправление отклонений в психических процессах, состояниях или свойствах. Однако при их обнаружении психолог-консультант может включить способы коррекции в проводимый им процесс консультирования. Психотерапия в отличие от консультирования является воздействием, направленным на сохранение и укрепление здоровья, и представляет собой набор технологий для достижения поставленных целей.

Психологическое консультирование является ближайшим родственником психотерапии. Зарубежные практикующие специалисты не разделяют эти понятия и используют их как синонимы.

В нашей стране сложилось следующее представление. Когда больной человек приходит к врачу, то врач может проводить с ним психотерапию. Когда здоровый человек без выраженной патологии приходит к психологу, то последний осуществляет консультирование. Консультирование в различных школах значительно различается, но наибольшее распространение получил эклектический подход, в котором интегрируются лучшие достижения различных школ.

Психологическое консультирование предназначено для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.

Психологическое консультирование отличается от курса психотерапии уровнем проблем, личностных трудностей. «То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий их решения. Клиенты психолога- консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, полюс жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», — утверждает Ю.Е.Алешина.

Следующим отличием консультирования от психотерапии является то, что психолог-консультант работает практически со здоровым человеком и оказывает ему помощь в личностном росте, в разрешении проблем, когда последнее слово принадлежит клиенту. Тогда как с точки зрения основных школ психотерапии основу психотерапии составляет лечение и более сложных патопсихологических состояний.

Следовательно, от классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, уделение большего внимания актуальной ситуации и потоку переживаний клиента.

Таким образом, в психологическом консультировании главное внимание уделяется психологическому состоянию клиента. Психологическое консультирование в сфере профориентационной работы рассматривается как форма психологической помощи клиентам, призванная вызвать прежде всего поведенческие изменения у них, связанные с основными сферами их профессионального самоопределения.

1.2. Цели и задачи психологического консультирования

К теоретическим основам, определяющим цели и задачи психологического консультирования, относятся:

  • представление о непрерывном процессе формирования и развития личности на протяжении жизненного пути;

  • концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности;

  • понятие об адаптации человека в новой социальной среде,

  • представление о важной роли референтных групп как фактора стабилизации психических состояний и преодоления трудных ситуаций;

  • понятие о многоуровневой структуре общения, включающей эмоциональное заражение, внушение, убеждение и информирование;

  • концепция вариаций психической нормы.

Основной целью психологического консультирования является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту. В процессе консультирования решаются следующие задачи:

  • оказание психологической помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

  • оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

  • нормализация психического состояния;

  • коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

  • мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

  • информирование клиента о его психологических особенностях с целью более эффективного их использования;

  • выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

  • повышение общей психологической грамотности.

В результате целенаправленного, систематического психологического консультирования накапливается информация, позволяющая обосновать рекомендации по совершенствованию профессионального самоопределения клиента.

Важно определить место и роль консультирования в практической психологии. Словосочетание «практическая психология» представляет собой особую сферу деятельности психологов. Однако в психологии пока отсутствует такая система организации науки, которая включала бы в себя все необходимые звенья. Можно согласиться с тем, что практическая психология — разновидность прикладной психологии, однако неправомерно отождествлять их.

Схематично иерархию психологической науки можно представить себе так: фундаментальные знания — прикладные исследования — практические разработки (технологии). Фундаментальные и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: и те и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза, как это очевидно, различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования являются рекомендации. Они различаются также по уровню: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, вытекающие из прикладных исследований, носят ситуативный характер, т.к. они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые «указания» или «советы». Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять.

Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование.

Исследователь больше нацелен на анализ и прогноз, а практик — на синтез и внедрение. Исследователь может позволить себе некоторую самоиронию и скептицизм по отношению к своим результатам, практик должен демонстрировать большую уверенность, по крайней мере, перед своим клиентом; исследователь больше думает о том, что «интересно», практик — о том, что «полезно», он в большей степени прагматик.

Далее начинают складываться различия в зависимости от ролей консультанта. Их обычно выделяют три: эксперт, прикладник, практик. Последовательность в перечислении ролей отражает степень вмешательства и вместе с тем иллюстрирует движение от позиции фундаментального и прикладного исследователя до подлинного практика.

Консультант-эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию, дать оценку и прогноз успешности тех или иных нововведений в организации. Существуют две модели распределения ответственности между консультантом-экспертом

и клиентом за плодотворность выбранного решения: или эксперт в большей степени ответствен на первых шагах решения проблемы, а клиент — на последующей фазе; или (в случае, более предпочитаемом клиентом) клиент стремится обеспечить равное включение и ответственность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Продуктом деятельности консультанта-эксперта является экспертное заключение.

Консультант-прикладник в отличие от консультанта-эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. Роль консультанта-прикладника варьирует в зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он человека, который в свою очередь должен работать с людьми (например, руководителя, врача, педагога), или он консультирует отдельных клиентов, которым нужна индивидуальная помощь в решении каких-то личных проблем. По сравнению с консультантом-экспертом консультант- прикладник, особенно во втором случае, осуществляет еще более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него не только специальных навыков, но и личностных особенностей. Продуктом деятельности консультанта-прикладника являются рекомендации конкретному лицу.

Консультант-практик, как правило, владеет конкретной технологией и техникой психокоррекции, психотерапии, активного обучения, социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально-психологическое воздействие — самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг — это обучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды. В качестве примера можно привести перцептивно-ориентированный тренинг, цель которого — развитие компетентности в общении, и тренинг делового общения, направленный на приобретение знаний, навыков и умений, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности. Продуктом деятельности консультанта-практика является оказание психологической помощи конкретному лицу.

Методы психологического консультирования

Методы психологического консультирования

Основной метод психологического консультирования — интервью, или беседа. Умение правильно строить и проводить интервью — необходимое условие эффективности психологического консультирования. Дополнительными методами могут быть игры, дискуссии; в зависимости от конкретных целей большее или меньшее место занимают методы психодиагностики.

Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нужно знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны — прием и переработку информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Правильно организованная беседа обеспечивает адекватное восприятие информации, полноценное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов.

Прежде всего, при проведении интервью важно помнить, что наше общение идет не только на вербальном (словесном), но и на невербальном уровне.

Существуют разнообразные средства общения на невербальном уровне. Основными являются следующие:

1. Оптико-кинестетическая система — жесты, мимика, пантомимика, общая моторика. Существуют так называемые «открытые» позы, привлекающие другого человека; «закрытые» позы, как бы говорящие: «не подходи» (например, скрещенные на груди руки); агрессивные позы (сжатые кулаки). По этим позам можно определить состояние клиента. С другой стороны, консультант должен следить и за тем, что он сам выражает с помощью мимики, жестов, поз — например, не вступают ли его уверенные и дружелюбные слова в противоречия с неуверенной или агрессивной позой, которую он принял. При затрагивании в беседе особо значимой для клиента темы может измениться его моторика — он как бы «застынет» или, наоборот, начнет беспокойно двигаться. Консультант не должен упускать из виду эти знаки.

2. Параи экстралингвистическая системы, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач. Это тоже важные средства передачи информации, позволяющие определить эмоциональное состояние собеседника, его отношение к тем или иным событиям или людям.

Основной метод психологического консультирования — интервью, или беседа. Умение правильно строить и проводить интервью — необходимое условие эффективности психологического консультирования. Дополнительными методами могут быть игры, дискуссии; в зависимости от конкретных целей большее или меньшее место занимают методы психодиагностики.

Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нужно знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны — прием и переработку информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Правильно организованная беседа обеспечивает адекватное восприятие информации, полноценное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов.

Прежде всего, при проведении интервью важно помнить, что наше общение идет не только на вербальном (словесном), но и на невербальном уровне.

Существуют разнообразные средства общения на невербальном уровне. Основными являются следующие:

1. Оптико-кинестетическая система — жесты, мимика, пантомимика, общая моторика. Существуют так называемые «открытые» позы, привлекающие другого человека; «закрытые» позы, как бы говорящие: «не подходи» (например, скрещенные на груди руки); агрессивные позы (сжатые кулаки). По этим позам можно определить состояние клиента. С другой стороны, консультант должен следить и за тем, что он сам выражает с помощью мимики, жестов, поз — например, не вступают ли его уверенные и дружелюбные слова в противоречия с неуверенной или агрессивной позой, которую он принял. При затрагивании в беседе особо значимой для клиента темы может измениться его моторика — он как бы «застынет» или, наоборот, начнет беспокойно двигаться. Консультант не должен упускать из виду эти знаки.

2. Параи экстралингвистическая системы, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач. Это тоже важные средства передачи информации, позволяющие определить эмоциональное состояние собеседника, его отношение к тем или иным событиям или людям.

3. Организация пространства и времени. Для построения доверительных, неавторитарных отношений важно правильно организовать пространство во время консультирования. Это означает, что собеседники должны находиться на одном уровне (если консультант в пространстве расположен выше клиента, он таким образом как бы подчеркивает свое доминирование). Оптимальным должно быть и расстояние между консультантом и клиентом: если консультант при индивидуальном консультировании располагается слишком близко, вторгаясь в так называемое пространство интимного общения (примерно до 50 см), это может быть воспринято как агрессивное поведение; если слишком далеко (дальше 120 см) — как отстраненность, нежелание входить в личностный контакт. При групповом (семейном) консультировании эти правила также следует по возможности соблюдать. Кроме того, при этом виде консультирования большое значение приобретает организация времени — каждый из консультируемых должен находиться в непосредственном общении с консультантом примерно одинаковое время. Это нужно для того, чтобы у остальных не возникло ощущения, что консультант оказывает кому-то предпочтение или кого-то дискриминирует, а следовательно, принимает чью-то сторону (что совершенно недопустимо).

При любом варианте консультирования клиента ставят в известность о продолжительности встречи («сессии») — обычно в среднем не более 2 ч, — и лишь в случае острого психологического кризиса это время может быть увеличено. Такое ограничение во времени вносит необходимую определенность, дисциплинирует клиента, повышает его уважение к консультанту (у него, следовательно, есть и другие клиенты!). С другой стороны, оно дает ему уверенность, что отведенное время полностью посвящено ему.

4. Зрительный контакт. В ходе интервью необходимо поддерживать зрительный контакт с клиентом, причем он должен быть дозированным, т.е. не слишком длительным (долгий, пристальный взгляд может восприниматься как агрессия) и не слишком коротким. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности клиента — для робкого, неуверенного, замкнутого человека он должен быть короче, чем для активного, напористого. В то же время активность клиента в установлении зрительного контакта помогает определить его психологические особенности.

Все эти невербальные средства общения дополняют и углубляют речевые высказывания, а иногда и вступают в противоречия с ними. В этом случае информация, переданная невербальным путем, считается более надежной. Вербальное общение также требует соблюдения определенных правил. Прежде всего эти правила касаются словесных формулировок. Вопросы должны быть хорошо продуманы и заданы в правильной форме. Они не должны быть слишком сложными для восприятия; речь консультанта всегда должна соответствовать образовательному и культурному уровню клиента. Сами вопросы должны быть нацелены на получение конкретного, определенного ответа, не допускающего многозначных толкований. Бесполезно задавать вопросы типа «Много ли…», «часто ли…», потому что эти слова клиент и консультант могут понимать по-разному (для консультанта «часто» — это каждый день, для клиента — раз в месяц). Практикующие психологи-консультанты иногда в шутку проводят параллель между их беседой с клиентом и допросом у следователя. И в этой шутке есть доля правды: консультант восстанавливает факты жизни клиента, обращая внимание на малейшие подробности, ибо они могут оказаться ключевыми в возникновении проблемы. В ходе беседы консультант обращает внимание на особенно важные слова клиента, маркирует их и просит разъяснений; таким образом, клиент сам начинает лучше понимать свою ситуацию (клиент: «Я встал и медленно пошел к двери»; консультант: «Медленно? Почему?»).

Консультант должен избегать слов «проблема», «жалобы», так как они косвенным образом подразумевают негативную оценку ситуации — «жизнь плоха». Суть же работы консультанта состоит в том, чтобы оценка «жизнь плоха» уступила место оценке «жизнь сложна» и поиску конструктивного разрешения этих сложностей.

В современном психологическом консультировании в ходе интервью, как правило, применяют так называемое «эмпатическое слушание». Дословно «эмпатия» означает «чувствование внутрь». На русский язык этот термин часто переводится как «сопереживание», но на самом деле его значение шире. Это не просто сопереживание и ни в коем случае не полное отождествление себя с клиентом; это скорее умение понимать мысли и чувства собеседника и доносить до него это понимание. Не растворяясь в клиенте, консультант тем не менее проникает в его внутренний мир, переживает и мыслит вместе с ним. При развитой эмпатии консультант проясняет и уточняет мысли и чувства клиента, а следовательно, его проблема становится более понятной. Это вовсе не означает, что консультант обязан во всем соглашаться, разделять убеждения и мнения собеседника; просто в ходе эмпати-ческого слушания он признает право клиента на те или иные чувства и мысли, не осуждая, а принимая их как данность. Внешне процесс эмпатического слушания выглядит как перефразирование, переформулирование, а иногда и интерпретация слов клиента. Например:

Клиент: «Всякий раз, как я начинаю говорить с матерью, я теряю нить того, что хочу сказать».

Консультант: «Когда надо начать с ней разговор, ваши мысли путаются».

При более глубоком «вживании» в клиента консультант может отражать и то, что не было сказано, но подразумевалось:

Клиент: «Всякий раз, как я начинаю говорить с матерью, я теряю нить того, что хочу сказать».

Консультант: «При разговоре с ней вы боитесь «выйти из себя» и ваши мысли путаются».

Такое эмпатическое слушание создает атмосферу психологической безопасности, дает клиенту уверенность, что все, чем бы он ни поделился, будет понятно и принято без осуждения, и возможность по-новому взглянуть на себя, безбоязненно увидеть в себе какие-то новые, иногда «темные», стороны, а следовательно, и новые пути решения проблемы.

Помимо интервью используют разнообразные упражнения, игры, дискуссии, цель которых — актуализировать понимание клиентом себя, окружающих, своей проблемной ситуации. Эти методы и техники, будучи взяты из психотерапии и психологической коррекции, сами по себе не являются специфичными именно для психологического консультирования, но несколько модифицируются соответственно его тематике (например, задаются специфические темы для дискуссий в семейном консультировании).

Иногда в психологическом консультировании применяются методы психодиагностики, чаще всего — тестирование, причем тесты используются относительно простые, быстрые и удобные в обработке; допустимо и компьютерное тестирование. Тесты используются в том случае, если для решения проблемы клиента важно учесть его индивидуальные особенности, не проявляющиеся в ходе интервью. Тестирование ни в коем случае не должно проводиться до непосредственного знакомства с клиентом (чтобы не создавать атмосферу безликой, унифицированной проверки, «экспертизы» — ведь он и так взволнован ситуацией) и не должно занимать слишком большую часть процесса консультирования. Различного рода опросники могут помочь выявить скрытые тенденции реагирования на ту или иную ситуацию, установки и ценности клиента (в детско-родительских, супружеских, производственных отношениях и пр.). Иногда рекомендуют использовать тестирование для диагностики познавательной сферы человека (Немое Р. С., 1999). Не следует, однако, переоценивать значение психодиагностики в обычной практике консультирования и тем более опираться только на результаты тестирования, подменять беседу и взаимодействие с клиентом психодиагностическими процедурами: ведь подразумевается, что клиент — психически и психологически здоровый человек.

По времени этот этап может продолжаться очень долго, иногда в течение нескольких сессий, а иногда (правда, очень редко) занимает всего несколько минут. Так, например, за консультацией обратилась молодая женщина, жалующаяся на то, что ее ребенок не хочет гулять на улице, т. е. был запрос — «что с ребенком, как на него повлиять». В ходе десятиминутного интервью консультант выяснил, что ребенок охотно гуляет с отцом и не хочет гулять только с матерью. Еще через пять минут выяснилось, что ребенок вообще прекрасно сотрудничает с детьми и взрослыми — кроме матери, которую избегает. Женщина поняла (и сама об этом сказала), что дело не в ребенке, а в ней самой, и проблема лежит в неправильных установках по отношению к ребенку, в чрезмерном давлении на него. Таким образом, определилось направление работы — «что со мной, как мне изменить стиль взаимодействия с ребенком».

Для консультанта очень важно выбрать правильную линию поведения. С одной стороны, нельзя проявлять в беседе излишнюю активность — засыпать клиента вопросами, не давать договорить (консультанту и так все ясно!); навязывать свои интерпретации, оценки, объяснения; резко, без объяснения причин, менять тему разговора. Все это пугает, дезорганизует собеседника. Поэтому часто психологи-практики сначала дают клиенту немного выговориться и помогают ему невербальными средствами (например, открытой позой или техникой «зеркал» — отражением позы клиента), используют приемы так называемого «пассивного слушания» («Да, да, я понимаю», «продолжайте, я слушаю» и т.п.); если клиент скован, говорит медленно и с трудом или вообще замолкает, может помочь повторение консультантом его последней фразы или ее части — после этого человек продолжает говорить. В дальнейшем интервью сбор информации может идти более активно.

С другой стороны, чрезмерная пассивность консультанта, т. е. отсутствие вообще какой-либо реакции на слова и чувства собеседника, вызывают у того значительное напряжение, ощущение опасности, чувство, что он говорит «не то». Это приведет к нарушению контакта, невозможности сотрудничества. Помимо выделения проблемы на этом этапе консультант собирает информацию о клиенте, его сильных сторонах, с опорой на которые возможна дальнейшая работа (развито логическое мышление; есть чувство справедливости; есть явная любовь к «объекту» жалобы и т.д. и т.п.). Как правило, в ходе беседы выявляется не одна, а несколько проблем. В этом случае целесообразно выделить основную, в наибольшей степени беспокоящую клиента, и сосредоточиться на ней, а остальные отложить «на потом».

3. Обсуждение желаемого результата, или формирование «образа желаемого будущего». Эта фаза органично вплетается в предыдущую. Чего конкретно хочет клиент? Это не такой простой вопрос. Часто клиент понимает это лишь в ходе специальной работы консультанта. Поэтому консультанту важно не фиксироваться самому и не фиксировать собеседника на его «страданиях», а побуждать к размышлениям о том, чего ему хочется. При этом «образ желаемого будущего» с помощью консультанта должен стать очень конкретным, живым, наполненным красками, осязаемым. Клиент должен понять, что консультант не может сделать его счастливым, а жизнь — беспроблемной, но может помочь достичь конкретной цели (например, не реагировать болезненно на какую-то ситуацию или по-новому построить свои отношения с ребенком). Конкретизация «образа желаемого будущего» позволяет клиенту отказаться от нереальных целей и, следовательно, уже несет коррекционный заряд.

4. Коррекционное воздействие, выработка альтернативных решений достижения желаемого будущего. Консультант и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. В зависимости от конкретных целей консультирования и от теоретической модели, которой придерживается консультант, на этой стадии даются более или менее развернутые рекомендации. Подчеркнем, что некоторые психологические школы — например, гуманистическая — категорически против прямых и конкретных житейских советов. Так, один из крупнейших специалистов в области личностного консультирования Р. Мэй (1994) указывает на крайне ограниченную эффективность советов, поскольку они носят поверхностный характер и в принципе их может дать любой «житейский психолог»; консультирование, по мнению Р. Мэя, не предполагает «раздачу советов», ибо это означает вторжение в автономию личности; цель консультирования — «придать мужества и решимости». Другие специалисты не столь категоричны и считают, что совет профессионального психолога может быть очень важным, а в определенные моменты и необходимым.

В любом случае на этом этапе идет работа по переструктурированию восприятия ситуации, акцентируются противоречия в рассказе клиента. При этом обратную связь нужно давать очень осторожно, говорить о поведении, поступках человека, а не о нем самом. Консультант помогает клиенту сдвинуться с мертвой точки, развить версионное мышление, избавиться от стереотипов житейской психологии. Таких стереотипов существует множество. В частности, затрудняет развитие версионного мышления, выработку альтернативных вариантов поведения так называемая «сти-мульная модель мира». При стимульной модели мира (по схеме психологов-бихевиористов «стимул—реакция», т. е. на тот или иной стимул следует соответствующая реакция) человек считает, что для каждой ситуации имеется единственно возможный тип поведения, а все другие типы оценивает как неправильные, невозможные, неприемлемые. При такой модели мира у человека резко сужен репертуар собственного поведения, а кроме того, он не понимает поведения других людей, если оно отличается от его собственного. Существуют и другие стереотипы, препятствующие полному восприятию ситуации. На этом этапе с клиентом могут произойти серьезные изменения: может резко измениться отношение к ситуации и к своей роли в ней. Это означает, что консультирование успешно. Консультант должен чутко улавливать эти изменения и акцентировать на них внимание клиента.

5. Завершающая стадия. На этой стадии определяется, какие конкретные практические шаги предпримет клиент, но нужно быть готовым к тому, что он ничего не предпримет. Во всяком случае, здесь подводится итог встречи, выделяются ключевые моменты процесса консультирования, резюмируется проделанная клиентом работа, определяются дальнейшие перспективы. В случае необходимости консультант настраивает клиента на то, что процесс еще не закончен и необходимы повторные встречи. Иногда клиенту даются домашние задания с последующим анализом их выполнения. Форма заданий может быть и серьезной (ведение дневника), и полушутливой (например, ругать своего ребенка не всегда, когда появляется причина или повод, а только в определенные часы, причем ребенок может об этом знать, — такие шутливые задания могут помочь существенно улучшить психологический климат в семье, отстраниться от мелочных придирок).

На практике обычно присутствуют все стадии, хотя их удельный вес может быть разным. При повторных встречах первые стадии занимают меньшее место. Слишком большое число встреч по какой-то одной узкой проблеме чаще всего означают, что консультант и клиент «топчутся на месте»; в таком случае ситуацию необходимо обсудить, понять причины происходящего и, возможно, временно прервать сессии, пока клиент не предпримет какие-то из намеченных шагов.

Цели и задачи психологического консультирования

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

Рассмотрим каждую из названных задач подробнее.

Прояснение проблемы состоит в том, что, внимательно выслушав клиента, некоторое время понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае психолог-консультант объясняет клиенту, почему он – консультант – пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.

Проблемное информирование клиента как раз в этом и заключается. Проводя такое информирование, психолог-консультант не только аргументирование объясняет клиенту, в чем состоит его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.

Следующий, логически необходимый и обычно параллельно выполняемый наряду с предыдущим шаг – это психологическое изучение личности клиента. Без такого изучения трудно, во-первых, рассчитывать на полное, глубокое понимание клиентом своей проблемы, во-вторых – на активное личное участие клиента в ее решении. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог получает возможность объяснить клиенту его проблему, максимально учитывая при этом индивидуальность клиента.

Далее психолог-консультант с учетом его собственного понимания сути проблемы и индивидуальности клиента формулирует рекомендации клиенту по оптимальному решению проблемы. Такие рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.

Далеко не всегда клиент сразу же и с расчетом на успех может приступить к реализации советов и рекомендаций, полученных от

психолога-консультанта. Нередко из-за собственной неопытности или неумения он совершает ошибки и нуждается в получении оперативной текущей помощи со стороны психолога-консультанта. Тот же, в свою очередь, не должен думать, что он полностью исполнил свой профессиональный долг, если выслушал клиента, прояснил для себя и для него суть проблемы и предложил рекомендации по ее правильному решению. Задача психолога-консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций. Не исключается, правда, и то, что клиент не пожелает выполнять полученные от психолога-консультанта рекомендации, и тогда психолог не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования (если, конечно, клиенту были даны правильные рекомендации).

Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникать повторно, и одноактное их решение не всегда является полной гарантией того, что они еще раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повторное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности, и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем.

Для того чтобы клиент был в состоянии самостоятельно решить психопрофилактическую задачу, а также для того, чтобы он был в состоянии оказать самому себе нужную помощь, консультант-психолог иногда добровольно берет на себя профессионально не обязательную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания.

Определение

Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.

Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.

Цель

Психологическое консультирование призвано помочь клиентам осмыслить окружающую их действительность. Индивид с помощью специалиста разбирается с внутренними проблемами, ставит жизненные ориентиры и цели для достижения. В процессе решаются проблемы эмоционального характера и во взаимоотношениях с окружающими. Психологическая консультация дает возможность для индивида в построении собственных выводов о происходящем в его жизни. Стимулируется желание действовать по собственному усмотрению. Консультант предлагает клиенту модели поведения, и тот сам выбирает приемлемую для себя. Практика личностных умозаключений способствует развитию, самосовершенствованию. Индивид погружается в атмосферу собственной ответственности за развитие, а консультант создает условия, чтобы клиент с готовностью взялся за работу над собой. При этом личное взаимодействие и полная поддержка клиента осуществляются на всех этапах терапии.

Цели консультирования и психологической помощи следующие:

  1. Устранение нестабильного эмоционального состояния личности.
  2. Расширение сознания, осмысление роли индивида в его собственной жизни.
  3. Обучение клиента умению самостоятельно разрешать собственные проблемы.
  4. Дать ему почувствовать, что он может помочь другим людям осознать собственные возможности на основе тех знаний, которые получил от психотерапевта.
  5. Развить способность сопротивляться жизненным неурядицам.
  6. Дать установки на случай последующих проявлений проблемы.

Задачи

Перед психологом-консультантом стоит множество важных задач, главная из которых – направить клиента к самостоятельному разрешению собственной проблемы.

  • Первая задача специалиста – привить клиенту мысль о собственной ответственности за результат его жизненного пути. Возможности в жизни для развития и полноценного существования имеются у разных людей. А вот то, как распорядится ими человек в зависимости от собственного опыта и подсознания – это индивидуальное решение.
  • Донести до клиента важность осознанного подхода к собственной жизни, дать ему стимул для достижения целей.
  • Помочь раскрыть негативный опыт на консультации и отпустить обиды и жизненное разочарование. Они мешают развитию.
  • Найти вместе с клиентом способ решения его проблем. Наиболее благоприятный и приемлемый для него лично.
  • Развить гибкость с помощью ситуационного подхода, показать альтернативы в возможном поведении.

Основная задача психолога-консультанта – научить клиента самостоятельно справляться со сложными проблемами, что перекликается с определением цели психологического консультирования.

Где применяется психологическое консультирование?

Широкое применение этого метода подразумевает множество способов использования. При работе с детьми психологическое консультирование используется наиболее часто. Эффективность его в работе с подростками доказана неоднократно. Замечено, что при работе с детьми цели и задачи возрастно-психологического консультирования раскрываются наиболее полно и целесообразно. Работа проводится не только с ребенком, но и, в обязательном порядке, с его родителями. Используется метод и при работе со студенческими группами. Лица, проходящие психологическое консультирование в этой возрастной группе, стимулируются к развитию, проходят адаптацию в группах. Изучение поведения и мотивации студентов положительно сказывается на составлении учебных программ. С экономической точки зрения, результат внедрения психологического консультирования в этой группе помогает решать проблемы, связанные с незаинтересованностью, отстраненностью учеников.

Для людей старшего возраста созданы службы психологической помощи. Часто занятия проводятся в группах или с семейными парами. Социальные службы предлагают нуждающимся помощь в виде бесплатной психологической консультации. В большинстве случаев эта помощь оказывается людям, пострадавшим от собственных проблем с адаптацией к окружающему миру. Применяется этот метод психотерапии и в производстве. Сейчас руководство крупных компаний предпочитает иметь в штате собственного психолога. Беседы с ним призваны поменять у сотрудников фирмы психологические установки, мешающие применять свои знания наиболее благоприятным образом. Исследования показали, что не организация производства, а социальная жизнь в коллективе для индивида имеет главенствующую роль.

Цели и задачи психологического консультирования на производстве сводятся к тому, чтобы наладить моральное состояние сотрудников и гармонию внутри коллектива. У военных этот метод использовался очень мало, учитывая некоторый консерватизм этой сферы. Индивидуальный подход в военной деятельности, как правило, не используется. Хотя, очевидно, что психологическое консультирование помогло бы наладить адаптацию новобранцев и разрешить проблемы в установлении морального климата внутри военной группы. Часто индивиды, проходящие службу в войсках, входящих в категорию особой опасности (летчики, парашютисты и пр.), испытывают сильнейший стресс, панические атаки. Это состояние способствует выпаданию из учебного процесса. То же касается и демобилизующихся, которым приходится заново привыкать к обычной гражданской жизни, возвращаться к близким людям и строить общественные связи.

Эффективные методы

В современной психотерапии эти методы используются в совокупности и позволяют справиться с проблемой клиента наиболее быстрым и благоприятным образом:

  • Катарсис. Или исповедь. Открытый разговор с консультантом дает индивиду возможность открыть проблемы. От психолога требуется в этот момент участие и понимания. Катарсис открывает для специалиста скрытые проблемы клиента. В процессе применения этого метода используются ролевые игры, рисование.
  • Убеждение и рекомендации. Этот метод взваливает на консультанта огромную ответственность. Ведь определить, какой совет поможет индивиду справиться с его проблемой, за одну консультацию невозможно. Кажущееся очевидным разрешение кризисной ситуации впоследствии может оказаться неверным, так как консультант не до конца выслушал клиента и не разобрал его внутренние мотивы. Минусом этого метода является предвзятость некоторых специалистов.
  • Интегрированная интерпретация. Этот метод позволяет проникнуть в суть проблемы клиента. Консультант с позиции клиента проводит анализ сложившейся в его жизни ситуации. Например, клиент рассказал о своей проблеме, в ответ консультант начинает фразу со слов: «И вы почувствовали себя… «. То есть вживается в роль клиента и объясняет его эмоции с позиции психоанализа.

Современный подход в психологическом консультировании

Цель и задачи современного метода в том, чтобы человек с помощью психолога морально вырос до такого состояния, когда он сможет самостоятельно справляться с проблемами, как с имеющейся, так и с последующими. Терапия заключается в следующем:

  1. Психолог работает не для клиента и не производит манипуляции с его сознанием. Он работает вместе с клиентом. Задача специалиста — освободить его от личностных проблем, чтобы он мог самостоятельно развиваться и успешно проходить свой жизненный путь.
  2. Эмоциям в новом подходе уделяется больше внимания. Знания о проблеме не дают результата в ее решении. Важны эмоции, которые испытывает индивид в момент кризиса, именно они обуславливают его поведение.
  3. Работа ведется с настоящим, а не с прошлым индивида. Прошлое важно с точки зрения построения цепочки, которая привела к развитию проблемы. Интересный факт, что если в терапии не рассматривается прошлое клиента, то развитие личности проходит быстрее и эффективнее.
  4. Процесс психологической консультации уже несет в себе опыт для клиента. Опыт ответственности за собственные действия и результат их в его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *