Доктор Моррис

Психологическая защита личности

Психология и Педагогика / ДОП / Механизмы психологической защиты

Обзор механизмов психологической защиты

(составитель Косенкова И.Г.; каф. психологии и педагогики ИППК ДВГТУ)

Введение

В идеале для успешного управления своим поведением, человек должен обладать адекватной информацией о среде, о состоянии и свойствах своей личности. Главная задача психологической защиты – защита своего Я (Эго). Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», любым способом, даже искажая информацию. В зависимости от работы защитных механизмов один и тот же субъект может давать как адекватные, так и неадекватные поведенческие реакции, а самооценка может быть как истинной, так и ложной.

Системой психологической защиты обладает каждый человек. Уже в первой половине XX века были установлены основные психологические защитные механизмы, разработана типология. Важным аспектом данной проблемы является положение, что психически здоровый человек использует гибко и широко весь диапазон защитных механизмов, что всегда обусловлено ситуативными условиями или субъективной оценкой ситуации. Любой человек способен к вытеснению неприятных воспоминаний и психотравмирующих событий, на агрессивные реакции при определенных условиях: в случае угрозы, оскорбления, обиды и т.д. Кроме того, на выбор защиты оказывает влияние возрастные факторы, состояние здоровья, настроение и т.д. Так, повышенная тревожность и агрессивность характерна для детей в возрасте 2-3-х лет и в подростковом возрасте, что объясняется психологическими особенностями этих возрастов.

В психологии считается, что в норме одни и те же защитные реакции не используются постоянно, то есть они не являются устойчивой чертой характера или постоянным поведенческим паттерном. Стереотипное реагирование ограниченным числом защитных моделей (например, агрессией, вытеснением, рационализацией и проч.) в разных ситуациях, в разных возрастах и различных эмоциональных состояниях субъекта – показатель социально — психологической дезадаптации и деформации личности. На закрепление определенных защитных механизмов как устойчивых качеств личности и черт характера влияют многие причины – индивидуальные обстоятельства жизни, особенности профессии, психотравмирующие ситуации, возрастные изменения (например, старение) и др. Но надо иметь в виду, что на поддержание ограниченного набора защитных моделей тратится много нервных сил и психической энергии, что разрушающе действует на психику и причиняет психологический дискомфорт как самой личности, так и окружающим людям. Диапазон проявления и выраженности любого защитного механизма очень широк и включает норму и легкие, средние и сильные отклонения от нормы.

Учение о механизмах психологической защиты

В психологической концепции механизм защиты представлен как последовательное искажение когнитивного (сознательного, мысленного) и аффективного (чувственного) образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду, в основном, структуре его личности, называемой системой Я (Я-концепция, Я-образ). Образ Я — динамическая система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и нравственных качеств, а также самооценку и совокупность установок, направленных на себя и других компонентов, связанных с самосознанием. Для любого человека свойственно стремление сохранять целостное представление о себе и защищать свою Я-концепцию от внешних угроз.

В рамках психоаналитической концепции Я-образ (Эго) – это посредник между неосознанными влечениями и внешней средой, который осуществляет контроль и функцию синтеза этих влечений и требований внешней среды. Главными функциями самосознания являются регулятивно-организующая и Эго-защитная, т.е. защита структуры Я и ориентированы в основном на поддержание самоуважения и стабильности Я-образа, даже ценой искажения реальности. Защищаются такие фундаментальные структуры Я, как полноценность, независимость, идентичность, безопасность. Психологическая защита выстраивается от угроз, идущих от бессознательных влечений (ОНО), от нравственного сознания, идеалов, запретов, требований, цензуры (Сверх-Я) и от внешнего мира.

В обоих подходах считается, что психологическая защита, как правило, функционирует автоматически, не согласуясь с сознанием. Даже когда человек обладает высоким уровнем рефлексии, он все равно переживает функционирование защит как безличностный процесс, который можно осознавать, но невозможно контролировать. Поэтому переживание в виде психологической защиты не рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью. Психологические механизмы защиты направлены на «избегание страданий», «устранение неприятного состояния», отрицание «болезненных переживаний», достижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуации. Механизмы защиты служат интеграции Я, избавляют индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, устраняют тревогу и напряженность, спасают от потрясений, подготавливают к более эффективным способам переживаний, способствуют совладанию с жизненными проблемами.

Но существуют отрицательные стороны защитных механизмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, патологической активности. Они оказываются ригидными, вынужденными, непроизвольными, действующими нереалистически, без учета долговременной перспективы. Можно сказать, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой регрессии, самообмана, нервного истощения, невроза. Существует связь между ненормативным функционированием механизмов защиты и девиантным поведением. Отклоняющееся поведение можно рассматривать как попытку неэффективной адаптации индивида в социуме с помощью фиксированной структуры защиты. Концепция психологической защиты остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации.

Впервые 8 защитных механизмов описал З.Фрейд. Позже его дочь Анна Фрейд (психиатр, представительница классического психоанализа) описала 15 механизмов защиты, однако среди последующих авторов нет единства мнений об их количестве. Не вдаваясь в анализ различных точек зрения, опишем наиболее известные и в определенной мере доступные психодиагностическому измерению психологические защитные механизмы.

Отрицание – онтогенетически наиболее ранний и наиболее примитивный механизм психологической защиты. Означает непризнание, отказ, опровержение, отречение. Это особая форма сопротивления индивида, когда вытесненное из сознания содержание (желания, мысли, чувства, эмоции и т. п.) становится вновь осознанным и требовательным. Защищаясь от аффекта, индивид отрицает, не признает это содержания своим собственным. Механизм отрицания считается столь же древним, как и чувство боли, и равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. Отрицание и реальность несовместимы, поэтому при явной выраженности этого механизма защиты у взрослого, имеют место подозрения о дезадаптации, внутриличностном конфликте, личностном расстройстве или психических отклонениях (истерия, невроз).

Проявления защитного поведения можно увидеть в таких особенностях личности как эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, аффективная манера поведения, пафос, нечувствительность к критике, отсутствие самокритичности, лживость, склонность к симуляции, недоразвитие этического комплекта. Возможны психосоматические расстройства (нарушение функции анализаторов, эндокринные нарушения).

Вытеснение – процесс, посредством которого неприемлемое содержание (импульс, чувство, идея) становится бессознательным. Вытеснение полностью препятствует осознанию неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, которые могут стать неприятными, травмирующими или угрожающими представлению индивида о самом себе, т. е. структуре Я. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Сущность вытеснения – отстранение и удержание неприемлемого психического содержания вне сознания. Вытесненное содержание ускользает от субъекта и в качестве отдельной категории психических явлений подчиняется собственным законам. Вытеснение является основой формирования многих других механизмов психологической защиты.

Проекция – защитный механизм, сущность которого заключается в том, что индивид свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Те отрицательные эмоции, которые направлялись против себя (напр., чувство вины), теперь направляются на других и таким путем индивиду удается сохранить высокий уровень самоуважения. Проекция выступает как защита, приписывание другому качеств, чувств, желаний, которые субъект не замечает в самом себе. Проекция является средством защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться и защититься от них.

Особенности этой защиты проявляются в личности как самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, поиск недостатков, чувствительность к критике. Возможны специфические нарушения поведения, связанные с идеями-фикс (ревности, несправедливости, преследования, изобретательности и т. п.) или ипохондрическим симптомокомплексом (недоверие к медицине и врачам, страх тяжелого заболевания).

Регрессия представляет собой психический процесс, посредством которого происходит возврат к предыдущим формам мышления, отношений, действий, т.е. переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее дифференцированным формам поведения. Регрессия часто проявляется в детстве для преодоления неуверенности в себе и страха неудачи. Это возврат субъекта к уже пройденным этапам развития. Механизм регрессии обычно воспринимается как последний рубеж защиты, когда более сложная психологическая защита оказывается неэффективной. Особенности защитного поведения в норме проявляются в слабохарактерности, отсутствии глубоких интересов, податливости, внушаемости, нерешительности, неумении доводить до конца начатое дело, поверхностностным отношениям, склонности к мистике и суевериям, страхе одиночества, потребности в контроле, подбадривании, утешении. В реальной жизни отклонения в поведении проявляются в форме инфантилизма, безделья, конформизма в асоциальных группах, употреблении алкоголя и наркотических веществ.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. Во избежание ответной агрессии или отвержения индивид снимает напряжение, обращая гнев или агрессию на более слабый одушевленный/неодушевленный объект, или на самого себя. Замещение, таким образом, может проявляться как в активной, так и в пассивной форме. В норме защитное поведение проявляется в импульсивных действиях, раздражительности, грубости, вспыльчивости, реакции протеста, увлечениях силовыми видами спорта и фильмами со сценами насилия, склонности к деятельности, связанной с риском и опасностью. Возможны девиантные формы поведения: насильственные действия, агрессивность, жестокость, аморальность, хронический алкоголизм, самоповреждение, суициды, поиски «козла отпущения».

Перенос – смещение аффекта с одного представления на другое, т. е. психический механизм, посредством которого эмоциональное значение, придаваемое одной идее или личности, переносится на другую идею или личность. Поэтому часто эмоциональное отношение к тому или иному объекту является неадекватным и связанным с совершенно другим объектом. Перенос раздражительности и агрессивности, возникших в процессе неудовлетворительных условий деятельности, на своих близких; придирки матери к ребенку как следствие переноса негативных эмоций, возникших в результате ссоры с мужем, – вот некоторые примеры переноса. Это понятие, очень близкое к психическому механизму – замещению.

Подавление – психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т. п. Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, вызывающих страх, стыд, чувство вины. Подавление выступает как механизм работы сознания, когда речь идет об исключении некоего психического содержания из области сознания. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях, отрезки жизненного пути, заполненные тяжелыми психическими переживаниями. Подавление действует избирательно и направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности, и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее. Психоаналитики полагают: все что остается в бессознательном от подавленного аффекта, можно сравнить с неразвившимся зародышем.

Особенности защитного поведения могут проявляться в тщательном избегании ситуаций, способствующих возникновению фрустрации, страха, острой эмоциональной реакции (полеты в самолетах, нахождение в толпе, публичное выступление и т. п.), в соглашательстве, покорности, робости, боязни знакомств, неспособности отстоять свою позицию в споре. Возможные девиации поведения проявляются в ипохондрии, иррациональном конформизме, крайнем консерватизме.

Интеллектуализация – психический процесс, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В этом процессе абстрактное умствование («мудрствование») и резонерство преобладают над переживанием. Одна из главных целей интеллектуализации – отстранение от переживаний и аффективных состояний и их нейтрализация. Вместо реальных действий по устранению переживаний тревоги и страха индивид начинает строить абстрактные суждения и представления, стремясь к избавлению от фрустрации. В норме защитное поведение проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Интеллектуализация является полезным защитным механизмом, когда выражена в психической активности личности умеренно. Если же она выражена в значительной степени, то индивид лишается полноценной эмоциональной жизни, происходит патологизация личности с признаками психической дезадаптации. Индивиды с фиксированным механизмом интеллектуализированной защиты оставляют впечатление холодных, машиноподобных, лишенных эмоционального компонента общения, склонных к сохранению психической отчужденности и дистанцированию от других людей. Они не способны принять решение, подменяют действия «размышлениями», склонны к самообману и самооправданию; у них легко возникают различные фобии, ритуальные и навязчивые действия.

Конверсия – психологический механизм, который защищает личность от тревоги, переводя вытесненные желания в физические симптомы. Иногда импульс, вызывающий эмоциональный конфликт, конверсируется (превращается) в ошибочное представление об окружающей обстановке («боязнь грязи», «заражения», «болезни»). Но гораздо чаще конверсия проявляется в виде физических признаков. При механизме конверсии, возникшей в результате эмоционального переживания, Эго переводит запретные импульсы из глубоких слоев бессознательного в определенные физические симптомы и импульс конверсируется в физическую реакцию. В медицине это определяет сущность использования термина «конверсионный симптом» — истерический паралич руки, потеря чувствительности кожи, потеря голоса и т.п. Конверсионный симптом – это реалистически болезненные ощущения: усиленное сердцебиение, боли в желудке, спине, суставах и т. д., хотя все они не имеют органической основы. Начало физических недомоганий обусловливают внутриличностные конфликты пациента. Физические проявления, являющиеся составной частью эмоциональных реакций, бесследно прекращаются с исчезновением первичного возбудителя этой реакции.

Реактивное образование – защитный механизм, при помощи которого неприемлемое содержание (импульс, чувство, эмоция и т. п.) преодолевается путем усиления, гипертрофированного развития противоположной тенденции, т. е. возникновении извращенной реакции. В результате формируются осознаваемые установки и поведение, которые являются полярными по отношению к неприемлемым бессознательным влечениям и чувствам. Например, формирование пуританских установок или чрезмерное стремление к чистоте, формирование другого сверхсильно выраженного установочного поведения. Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой, а механизмом чрезмерного перерегулирования, вплоть до нетерпимости и фанатизма. Подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, индивид может стать любезным, угодливым и чрезмерно заботливым. Обрушиваясь с критикой на нарушения моральных признаков и норм, субъект подавляет собственные подсознательные импульсы к их нарушению. В определенных пределах, если реактивное образование умеренно выражено, оно может играть положительную роль в борьбе против собственных нежелательных влечений и действий, а также подобных действий других. В этих пределах можно говорить об адаптивных свойствах механизма защиты. Однако, если реактивная установка чрезмерно сильна и активна, она может привести к искажению реальности и неадаптивным действиям девиантного характера.

В норме реактивное образование проявляется как стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, озабоченность приличным внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, приподнятое настроение, воздержанность, морализаторство, желание быть примером для других, осуждение флирта и эротики. При выраженном функционировании реактивного образования, связанного, например, с сексуальным влечением, возможны такие поведенческие девиации, как резко отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, кинофильмам эротического характера; сильные переживания по поводу нарушения «личностного пространства» в транспорте, случайных соприкосновений с другими людьми, избегания общественных раздевалок, бань, туалетов, крайний пуританизм, ханжество, лицемерие.

Часто встречаются люди, как правило, женщины, для которых единственная цель жизни заключается в постоянной охоте за «грязью». Тщательность и энергия, с которой они эту «грязь» преследуют, является симптомом функционирования выраженного механизма реактивного образования, защищающего субъект от противоположного влечения. Реактивное образование является очевидным выражением внутреннего конфликта, основанного на амбивалентности «чувств». Бессознательные влечения могут проявиться, когда Я теряет контроль над ситуацией (например, в бреду), в психотическом состоянии или при опьянении. В таких случаях люди, обычно до крайности вежливые, вдруг становятся грубыми и крикливыми, а чрезмерно чистоплотные и пунктуальные – неряшливыми и небрежными.

Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно; функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Проявление компенсации можно видеть повсюду, где физические или психические действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы как-то их восполнить. Человек невысокого роста стремится преодолеть свою мнимую неполноценность в спортивных достижениях или социальной карьере. Неисправимые спорщики пытаются произвести впечатление очень значимых и умных людей, страдая от своей ординарности. Отсутствие выраженных способностей компенсируется стремлением заканчивать несколько высших учебных заведений или постоянно учиться («вечный студент»). Низкий уровень достижений в одной профессии способствует достижению мастерства в другой, в результате чего преодолевается неуверенность в себе и чувство неполноценности. Подобное защитное поведение способствует исправлению недостатков, проявлению задатков и способностей, творческому подходу к своей жизни, достижению успехов в профессиональной деятельности. Однако возможны и поведенческие девиации, проявляющиеся в высокомерии, дерзости, агрессивности, сексуальных отклонениях, злоупотреблении алкоголем, наркомании. Очень часто возникают психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, бессонница, невротические головные боли.

Рационализация – психический процесс, посредством которого индивид стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение иррациональной установке, поступку, чувству, идее и т. п., подлинные мотивы которых остаются в тени. В некоторых случаях бывает несложно доказать искусственность приводимых объяснений; в других – рациональные мотивировки оказываются прочно обоснованными ссылками на факты.

Сублимация – психический процесс, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные сексуальным влечением. В качестве основных форм сублимации выделяются творчество и интеллектуальная деятельность. Другими словами, сублимация – это влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты (Sublimt — возвышенное).

Существует и более широкое понимание сублимации, согласно которому она рассматривается как защитно-адаптивный процесс, в основе имеющий любое инстинктивное или социальное влечение (потребность, мотив), удовлетворение которого задержано и блокировано в данных условиях. Предполагается, что одаренные люди в состоянии фрустрации значительно легче используют механизм сублимации. Вероятность появления агрессивности или симптомов невротических расстройств у них значительно ниже, чем у менее способных людей, которые в результате фрустрации переходят к более примитивным формам самовыражения (поиск чувственных наслаждений, агрессивное поведение, наркомания, алкоголизм и т. п.). Выбор сублимации в качестве основной адаптивной стратегии может свидетельствовать о психической силе личности и ее одаренности.

Кроме приведенных механизмов, существуют и другие психологические защиты, которые описаны различными авторами, но являются, в большей части, производными от базовых механизмов защиты. Далее приведено их краткое описание.

Двигательная активность – снижение уровня тревоги и беспокойства, вызванное запретным влечением, путем физических нагрузок.

Изоляция – механизм защиты, характерный при неврозе навязчивости, т. е. изоляция определенных мыслей или поступка, разрыва их связей с другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции – остановки в процессе мышления, использование ритуалов и т. п. При воспроизведении в сознании травмирующих впечатлений, мыслей, образов происходит изоляция эмоциональных компонентов путем подавления. В этом случае идея, мысль, впечатление, представление осознаются относительно нейтральными от переживаний и не представляют опасности для личности. Изолируются не только когнитивные и эмоциональные компоненты, но и цепь предшествующих и последующих событий, т. е. происходит разрушение ассоциативных связей. Ярким примером данной защиты является уход от реальной действительной жизни в изолированные социальные группы (напр., общины, религиозные секты).

Интроекция является одним из механизмов формирования личной морали и самосознания человека (термин был введен по контрасту с термином «проекция»). Ш. Ференци писал: «Если параноик выносит свои неприятные переживания за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен и эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое (напр., отказ принять смерть близкого человека). Интроецироваться могут личностные особенности других людей, их мнения, установки, взгляды, поступки и т. п., причем эти особенности других встраиваются в структуру личности субъекта без психической переработки, т. е. в неизменном виде.

Механизм интроекции действует подсознательно и часто используется для преодоления фрустрации. При этом создается видимость связанности психических процессов индивида с утерянным объектом, и личность защищается от серьезных психических нарушений.

«Наркотизация» или отвлечение, является активной фрагментацией сознания рассеиванием энергии и отвлечением от чего-то неприемлемого. Неприемлемое желание, чувство, идея становятся действительно беспокоящими лишь тогда, когда они захватывают достаточно большую часть сознания индивида. Если внимание переключается с одного объекта на другой, его трудно увлечь чем-либо. Отвлечение ослабляет внимание к угрожающим аспектам реальности через распределение между большим количеством различных объектов ситуаций и действий таким образом, что это как бы «наркотизирует сознание», не позволяя ему остро переживать неприятные события. Когда наркотизация оказывается доминирующим стилем личности, то, несмотря на ее деятельный образ жизни и чрезмерную активность, действительно важные аспекты остаются вне сферы внимания, поскольку всему уделяется одинаковая доля энергии и внимания индивида. Такого рода наркотизация препятствует его психологическому росту и процессу самореализации, способствуя формированию фальшивой личности.

Аннулирование действий – психический механизм, используемый для ослабления какой-либо неприемлемой мысли или чувства с целью избежать угрожающих последствий предстоящих действий или поступков. Это попытки «вычеркнуть» (уничтожить) посредствам символического акта болезненные переживания; обычно повторяющиеся и ритуалистические действия, связанные с остатками магического мышления и верой в сверхъестественное. Примером могут служить различные суеверия и приметы. При неврозах навязчивости механизм аннулирования принимает крайне преувеличенные формы, становится системой тщательно разработанных ритуалов, отнимающих у личности много времени и энергии и препятствующих нормальной жизни.

Заключение

Многие исследователи (Плутчик Р., Романова Е.С., Гребенников Л.Р.) рассматривают механизмы психологической защиты, как базис всех защитных стратегий личности, которые развиваются для совладания с основными аффективными процессами и влечениями. В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

Защитные приемы

  • Защитные приемы

    Защитные приемы — это приемы, которые участники спора применяют для ответа на некорректные приемы противника. Например, вам нужно в споре доказать какую-то важную мысль. Однако противник чувствует, если вы обоснуете ее, то сможете доказать и саму точку зрения. В связи с этим он начинает все отрицать….
    (ЛОГИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ)

  • Защитное заземление

    Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением вследствие замыкания на корпус (рис. 11.6). Принцип действия защитного заземления – снижение до безопасных значений напряжения прикосновения и шага, обусловленных…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Защитное отключение

    Защитное отключение – это быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения электрическим током (рис. 11.8). Рис. 11.8. Схема защитного отключения, срабатывающая при появлении напряжения на корпусе электрооборудования Опасность…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Методы и приемы снижения рисков инновационных проектов

    Деятельность по осуществлению инновационных проектов всегда связана с рисками. Рыночный риск — это вероятность потери конкурентоспособности. Рисков множество, в том числе и трудноустранимых (их называют рыночными, т.е. обусловленными непредсказуемыми изменениями на рынке). Большинство же рисков поддается…
    (Инновационный менеджмент)

  • (Инновационный менеджмент)
  • Защитная функция

    Это предназначение упаковки означает, с одной стороны, охрану пакуемого продукта от вредного влияния окружающей среды, а с другой — охрану людей и окружающей среды от агрессивных и опасных продуктов посредством их особой упаковки. Продукт не должен иметь физических повреждений или выглядеть поврежденным….
    (Маркетинг)

  • Процесс приема персонала на работу

    Подбирая кадры для работы в организации, работодатель должен точно выполнять нормы ТК РФ по оформлению на работу. Согласно ТК РФ к персоналу предъявляются следующие требования: — к возрасту поступающего на работу; — к документам, которые необходимо представить; — соблюдение запретов, связанных с состоянием…
    (Управление человеческими ресурсами)

  • Основные приемы проведения презентации

    К различным приемам, используемым во время презентации, относятся такие действия, которые позволяют продавцам наиболее успешно продавать преимущества своего товара и добиваться результативных продаж. К ним относятся: вовлечение, рекомендация, тест, сравнение, воображение, терминология. Применение таких…
    (Управление продажами)

  • Приемы обоснования цены

    Прием отсрочки. Воздерживайтесь слишком рано говорить о цене. Любая цена, которая названа до того, как клиент узнал и одобрил преимущества вашего предложения, будет казаться ему слишком высокой. Прием сэндвича. Когда вы называете цену, не забывайте, что до и после нее необходимо разместить какие-то плюсы…
    (Управление продажами)

Простые и эффективные приемы самообороны на улице

Реалии современного мира таковы, что мы рискуем столкнуться с опасностью, просто выйдя на улицу. Иногда не получается избежать темных закоулков и пустынных участков, поэтому нужно знать приемы самообороны, которые помогут нам защитить себя в случае возникновения опасности. И если возникнет конфликт и предполагаемый обидчик преступит определенную грань, то с вашей стороны самым правильным будет перейти к активной атаке, чтобы лишить его возможности продолжать свои действия.

Конечно, стоит помнить, что рукоприкладство не является единственным способом решения конфликта — в некоторых случаях лучше обратиться в бегство, забыв про гордость, даже если вы знаете приемы самообороны. Но случаются и такие ситуации, когда единственным способом защитить свою жизнь становится именно самооборона. В основном драку на улицы затевает человек физически сильный, порой нападающих может быть даже несколько. В таких случаях самыми эффективными станут запрещенные приемы самообороны. Техника эта довольно проста, но при этом ее приемы очень травмоопасны.

Как освободиться от удушения и захвата?

Эффективные приемы самообороны — это не только использование ударов для лишения нападающего дееспособности. С их помощью можно избавиться, например, от фронтального захвата за горло. Для этого нужно нанести противнику удар в лицо любым из вышеуказанных способов, это даст вам возможность ослабить хватку. А для того чтобы вывернуться из захвата нужно навалится на руку агрессора плечом или предплечьем сверху вниз за счет веса своего тела.

Если вам нужно освободиться от захвата руки, то это можно сделать путем выворачивания своей руки в сторону большого пальца противника. Далее нужно переместить тяжесть тела через переднюю ногу на захваченную руку и повиснуть на ней. Разгруженной ногой в это время можно нанести удар по бедру нападающего. Можно также эффективно использовать энергию разворота и свободной рукой наотмашь нанести удар в лицо противника.

Это самые простые приемы самообороны, но при этом не стоит забывать, что поврежденный противник еще более опасен. И даже если вам удалось его обезвредить и обездвижить, не теряйте бдительность и не поворачивайтесь к нему спиной.

Эффективное применение приемов самообороны

Боевые приемы самообороны – это техника, при которой нужно нарушить личное пространство противника, чтобы нанести ему удар. Простые удары руками и ногами не принесут нужного эффекта, так как они только разозлят нападающего, а вам нужно обезвредить его. Кроме того, при нанесении таких ударов вы теряете равновесие, и ваш противник будет пользоваться этим.

Неплохим приемами для защиты от нападения являются броски, но в уличной драке они малоэффективны, так как многие броски имеют некоторые ограничения по применению. К примеру, броски из вольной борьбы требуют хорошей физической формы и серьезной подготовки. Самооборона, как правило, подразумевает физическое воздействие на болевые места, зоны или точки нападающего. Главное, что вы должны помнить — самооборона на улице не терпит церемоний. Ваши удары должны быть направлены на эффективное и быстрое выведение из равновесия вашего противника, а после нужно обезвредить его на земле. Выводить нападающего из равновесия нужно с использованием веса собственного тела и ошибок в его тактике. Конечно, не во всех случаях есть смысл применять технику самообороны и есть ситуации, в которых самым верным решением будет бегство. Однако, изучив хотя бы самые элементарные приемы, вы научитесь правильно ориентироваться в нестандартных ситуациях и сможете защитить себя при нападении на улице.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Котенева А.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет» В статье проведено исследование феномена деструктивной психологической защиты личности, ее природы и последствий для человека. Изучение современных работ в этой области и анализ практического опыта святоотеческой традиции, показал, что основной причиной ее возникновения является «нравственный промах» – грех и слабое духовное «я» человека. Первый путь преодоления деструктивной защиты сформировался в психоанализе, когнитивной и гуманистической психологии и других направлениях зарубежной психотерапии. Его особенностью является раскрытие психологических резервов личности, необходимых для адаптации к окружающему миру. Главный недостаток состоит в том, что применяемые в этих подходах методики не направлены на укрепление духовности человека в ее религиозном понимании. Второй путь основан на духовно-нравственном росте человека. В христианстве существуют методы и способы, позволяющие пробудить духовное «я» и устранить негативные последствия психологической защиты. 1377 KB духовное «я» духовно-нравственный рост защитные механизмы личностный рост психологическая защита слабое «я» сильное «я» 1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии – М.: Русский хронограф, 2001. – 512 с. 2. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999. – 487 с. 3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 67–91. 4. Иерофей (Влахос). Митрополит. Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – 368 с. 5. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2005. – 176 с. 6. Котенева А.В. Духовность личности как фактор преодоления деструктивной психологической защиты. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. – 376 с. 7. Котенева А.В. Психологическая защита с позиций христианской антропологии. Дисс. … д. психол. н. – М., 2010. – 455 с. 8. Котенева А.В. Психологическая защита личности. – М.: МГГУ, 2013. – 562 с. 9. Челышев П.В., Челышева П.В., Котенева А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. – М.: МГГУ, 2012. – 352 с. 10. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый богослов о духовном преображении человека. Акафист. – М.: Храм св. великомученика Димитрия Солунского, 2004. – 256 с.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни может сталкиваться с многочисленными трудными и даже экстремальными ситуациями, несущими реальную и потенциальную угрозу для его существования как индивида, так и угрозу для целостности личности. Утрата целостности «я», и даже его чувства, вызывает не просто тяжелое психологическое состояние у индивида, но означает для него трагедию, невозможность существования в этом мире. В экзистенциальном смысле проблема психологической защиты личности относится к вечным проблемам. Применяемые человеком способы и механизмы защиты как в «зеркале» отражают его проблемы, жизненные приоритеты и ценности, особенности характера и здоровья.

В современной психологии и психотерапии исследованы психические механизмы защиты, адаптивные стратегии и способы интрапсихической регуляции и адаптации человека в условиях конфликта и стресса, становления его личности и духовного преображения . Феноменология защитных механизмов наблюдается во всех сферах бытия человека – его экзистенциального самоопределения, профессиональной деятельности, семейной жизни, приспособления к физическому и социальному миру. В качестве основной причины актуализации подсознательной психологической защиты психологи и психотерапевты, как правило, называют слабое «я» человека. Отличительной особенностью этой системы защиты является стабилизация внутреннего состояния, поддержание позитивной я-концепции и адаптация к окружающему миру посредством ограждения человека от осознания им или искажения негативной информации. С одной стороны, это указывает на несовершенную природу человеческого естества, а, с другой стороны, – на недостаточные духовные, душевные и психофизические ресурсы человека, необходимые для осознания, принятия и совладания со стрессовыми жизненными ситуациями и психологическими состояниями. С другой стороны, в условиях угрозы нарушения целостности «я» применение защитных механизмов дает время индивиду для анализа своих действий, мыслей, состояний, эмоций и чувств, для поиска средств решения проблемы, а также для дальнейшего укрепления своего духовного «я» .

Однако зарубежные и отечественные психологи единодушны в том, что механизмы защиты лишь краткосрочно уменьшают тревогу, чувство вины, гнев, сохраняют ощущение целостности «я-концепции», поддерживают самоуважение человека. Их постоянное применение вызывает целый ряд негативных последствий. В частности, они препятствуют познанию своего духовного «я», осознанию недолжного в себе, нарушают функционирование эмоционально-когнитивной сферы человека и его здоровье . Более того, подсознательная психологическая защита может приобрести деструктивный характер (лат. destruction – разрушение нормальной структуры). Из системы самосохранения она может превратиться в систему саморазрушения личности.

Целью данной работы является исследование природы деструктивной психологической защиты личности и путей ее преодоления в современной психологии и святоотеческой традиции. Сегодня в ситуации антропологического кризиса изучение этих вопросов приобретает особую социальную и практическую значимость.

В основе возникновения деструктивной психологической защиты лежат духовно-нравственные причины. Согласно святоотеческой традиции грех (по-гречески ?μαρτ?α) обозначает промах, непопадание, минование цели и является фактором, нарушающим изначальную духовно-душевно-телесную целостность человека. Нравственный «промах» вызывает стрессовое состояние у человека, способствует формированию у него отрицательных черт характера, а также активизирует защитные механизмы личности . Когда человек нарушает божественные заповеди, нормальной реакцией является пробуждение совести и чувства вины, которые становятся мотивом для покаяния и изменения своего поведения. Однако в ряде случаев осознание своих неправедных мыслей, чувств, поступков настолько сильно задевает самооценку и самоуважение индивида, что он не может выдержать этого состояния. Защитные механизмы в целях сохранения позитивной я-концепции, уменьшения тревоги и адаптации к окружающему миру начинают поддерживать болезненные моральные состояния личности – осуждение, прелесть, себялюбие, эгоизм, гневливость, безнравственные поступки. То есть их функцией становится ограждение человека от осознания тех мыслей, чувств и поступков, которые связаны с нарушением абсолютных духовных заповедей и норм поведения.

При отсутствии духовно-нравственной доминанты в ценностно-смысловой сфере у человека искажается адекватное восприятие трудных жизненных ситуаций, формируются аномальные представления о себе и о мире. Как следствие формируется защитный симптомокомплекс, включающий хронические эмоциональные состояния, конкретные страсти, качества, которые являются фактором риска возникновения многочисленных психосоматических расстройств и заболеваний, дезинтеграции поведения, нарушения функционирования и развития индивида на самых разных уровнях его существования – от духовного до телесного . Анализ современных направлений психологии и психотерапии и практического опыта святоотеческой традиции позволяет выделить несколько путей решения этой проблемы.

Первый путь сформировался в русле психоанализа, эго-психологии, гуманистической, когнитивной психологии и психотерапии. Его условное название «Личностно-психологический рост». Представители данного направления усматривают причины подсознательной психологической защиты в слабом «я» человека. Поэтому преодоление её негативных последствий становится возможным на основе усиления «я» и формирования тех качеств, которые помогают человеку выдерживать чрезмерные душевные нагрузки в стрессовых ситуациях. В каждом направлении психотерапии представления о психологической защите всегда связаны с пониманием сущности человека. В соответствие с моделью личности разработаны конкретные технологии воздействия на тело и душу, способы преодоления негативной защиты, разрешения внутренних и внешних конфликтов, сохранения целостности «я» и поддержания душевного комфорта. Несмотря на существующие различия в понимании идеала «здоровой и сильной» личности психотерапевты выделяют сходные этапы по преодолению психологической защиты. Они состоят из последовательных действий по оказанию человеку помощи:

в осознании вытесненных мыслей, чувств, переживаний, конфликтов, травматических ситуаций, которые приводят к расщеплению или дезинтеграции психики и к возникновению психосоматических заболеваний;

в повторном переживании детских эмоционально насыщенных ситуаций, либо тех ситуаций, которые носят угрожающий характер для «я»;

в опознании автоматических, неосознаваемых защит, которые мешают осознанию проблем и ограничивают личностный рост;

в поиске скрытых личностных резервов, в развитии качеств, необходимых для укрепления «я» . По своей сути данный алгоритм вполне оправдан. Вместе с этим, есть несколько «уязвимых» моментов первого пути преодоления негативной психологической защиты. Сформировавшиеся в психоанализе, эго-психологии, гуманистической, когнитивной психологии модели «нормальной», «психологически здоровой» личности существенным образом отличаются от идеала человека в святоотеческой традиции. И такой негативный фактор как грех не рассматриваются в качестве причины нарушения целостности «я», психики, здоровья и возникновения деструктивной психологической защиты. Но именно идеал здоровья подчиняет весь процесс взаимоотношений психолога и человека и в известном смысле становится целью процесса психотерапии.

В русле этих направлений качества «сильного я» включают широкий перечень, но, в основном, они связаны со способностями человека реалистично воспринимать себя, формировать умения и навыки для адаптации к окружающему миру, преодоления внутренних преград, мешающих личностному росту. Сами по себе эти качества являются важными для человеческого существования в этом мире, но их явно недостаточно, чтобы преодолеть деструктивную психологическую защиту. Ведь слабость «я» проявляется не только в неумении управлять своим внутренним состоянием, преодолевать конфликты, совладать со стрессами, но и в нежелании осознавать греховные мысли, чувства, переживания, поступки и работать над этими недостатками. То есть развиваемые качества лишь косвенным образом могут помочь человеку анализировать негативные морально-психологические состояния, переживания, мысли, поступки, лежащие в основе возникновения деструктивной психологической защиты.

Более того, многие методы укрепления силы «я» основаны на уменьшении остроты нравственного конфликта, приведшего в свое время к вытеснению психотравмирующих переживаний, на раскрепощении личности, расширении представлений о диапазоне своих возможностей за счет понижения нравственного критерия в оценке поведения. В русле первого пути фактически не прорабатываются нравственные причины возникновения деструктивной психологической защиты . Это объясняется тем, что задачей современной психотерапии является оказание помощи человеку в решении его конкретной проблемы, в улучшении настроения, устранении болезненных симптомов, преодолении внутренних преград, препятствующих удовлетворению желаний, даже если они являются греховными по своей природе и приводят к нарушению божественных заповедей. Но, очевидно, что нужны духовные средства «лечения» подобных симптомов, мыслей, чувств и поступков, которые поддерживаются защитными механизмами.

Второй путь преодоления деструктивной психологической защиты – «Духовно-нравственный» – коренится в русле гуманитарной, нравственной психологии, христианской антропологии и святоотеческой психологии . В святоотеческой традиции накоплен огромный практический опыт духовной работы над собой, своими страстями, мыслями, поступками в сложных жизненных ситуациях. Исследование психологической защиты в контексте духовной жизни, осуществления своего предназначения, а не только в контексте адаптации человека к окружающему физическому и социальному миру, кардинальным образом меняет понимание путей преодоления деструктивной психологической защиты. В основе этого пути лежат представления о христианском идеале человека, его жизненном призвании, идеи соработничества с Богом в деле спасения души и духовного преображения личности, а также религиозные ценности – вера, надежда, любовь . Сознание верующего человека отличается от сознания неверующего человека тем, что он исходит из признания своей греховности и понимания того, что нравственное «непопадание» в цель не только отделяет человека от Бога, но и является причиной нарушений психики, поведения и здоровья. Преодоление последствий деструктивной психологической защиты требует от человека деятельной позиции по отношению к самому себе, к своей жизни, своим мыслям, переживаниям, поступкам. Этот путь связан с осознанием и последующим изживанием в себе негативных причин, порождающих деструктивную психологическую защиту, и препятствующих духовному становлению, осуществлению своего жизненного призвания и богопознания.

Как показывает анализ практического опыта данной религиозной традиции, в начале этого пути человек вступает в борьбу со своими греховными мыслями, чувствами, страстями и поступками, осознание которых вызывает страдание, задевает самооценку и самоуважение, желание оградить себя от мук совести. Признаками «невидимой брани» выступает душевный разлад, осознание того, что больше так жить невозможно. Покаяние («метанойя» – означает перемену ума, переворот сознания) пробуждает у человека душевные силы, необходимые для освобождения от страстей и их преображения. В аскетической практике борьбы со страстями подвижники фактически использовали психологические приемы самонаблюдения, или интроспекции. Они глубоко анализировали свой внутренний мир, особенности каждой страсти и этапы ее развития. Эти методы не защищают самость человека, его самооценку и самоуважение, а, наоборот, вызывают боль и страдание. Они не загоняют внутрь человека причины тревоги, угрызений совести, чувства вины как в случае действия подсознательных защитных механизмов, а вскрывают их. Их цель состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свой грех и пережить его в свете высшего Я и через участие в церковных Таинствах. Среди специфических методов религиозной «работы» на первом месте стоит молитва. Наряду с ней использовались также и такие стратегии поведения, как смиренномудрие, отсечение своей воли через послушание духовному отцу, «трезвение», «внимание», «сведение ума в сердце» . В духовной практике работы над собой посредством соблюдения божественных заповедей, пробуждения совести, формирования религиозных ценностей, совершения «дел» любви, веры и милосердия фактически происходит укрепление духовного «я» человека.

Методы и способы, выявленные в христианской практике духовного становления человека, не действуют автоматически, непроизвольно, без участия человека. При отсутствии у него соответствующей мотивации, направленности внимания, волевых и рефлексивных усилий на понимание своих проблем, методы могут оказаться неэффективными. Их применение предполагает осознание себя как образа Божьего, наличие веры, ответственного отношения к себе и своей жизни. Более того, нельзя забывать о том, что индивид выступает соработником Творца в деле своего спасения, очеловечивания и духовного преображения. Поэтому духовно-психологическая работа человека совместно со специалистом, или самостоятельная работа, не является заключительным этапом. Освобождение от причин и последствий деструктивной психологической защиты невозможно без Церкви и участия в Её Таинствах.

Таким образом, психологическая защита становится деструктивной, когда оберегает человека от осознания его греховных мыслей, чувств, действий. Не будучи укоренной в духовном основании, она превращается из системы стабилизации личности в систему саморазрушения. Основным путём преодоления последствий деструктивной психологической защиты является духовно-нравственный рост. Он основан на поиске и обретение предельных смыслов бытия, связанных с ними религиозных ценностей, установок, качеств личности, а также пробуждении духовного «я» человека. Осознание и изживание недолжного в себе вызывает покаяние, стремление защитить свою истинную личность – глубинное духовное «я», а не самооценку и самоуважение. Осуществление христианского идеала в жизни предполагает использование адаптивных стратегий и других методов, помогающих человеку справляться с внутренними и внешними стрессовыми ситуациями. Однако применять многие психологические методики необходимо с осторожностью, чтобы не навредить своей душе. По мере духовного роста человека возрастает роль духовно-нравственных техник и приемов защиты своей личности, а подсознательные защитные механизмы и способы совладания или преображаются, или реже используются.

Библиографическая ссылка

Котенева А.В. ДЕСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-5. – С. 1002-1005;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9121 (дата обращения: 07.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *