Доктор Моррис

Психологическая травма

Содержание

Эмоциональная и психологическая травма. Симптомы, лечение и восстановление

Если Вы прошли через травматический опыт, то возможно вас одолевают негативные эмоции, неприятные воспоминания или ощущение постоянной опасности. Или вы переживаете себя брошенным, не чувствуете поддержки и доверия к людям. После пережитой травмы нужно время, чтобы прожить боль и вернуть себе ощущение безопасности. И с помощью психологической помощи, системы самоподдержки, поддержки окружающих, вы можете ускорить процесс восстановления. Неважно когда случилось травматичное событие, вы можете восстановиться и жить дальше.

Что такое эмоциональная и психологическая травма?

Эмоциональная и психологическая травма — это результат стрессового воздействия, сила которого оказалась для психики чрезмерной. В результате этого человек теряет ощущение безопасности, переживает бессилие и беспомощность.

Травматический опыт не всегда сопровождается физическим воздействием. Это любая ситуация, в которой Вы испытываете сверхнапряжение и беспомощность. И это не какое-то конкретное понятие, а ваш личная эмоциональная реакция в ответ на событие. Чем больше ужаса и беспомощности вы переживаете, тем больше вероятность травмы.

Причины эмоциональной и психологической травмы

Наиболее вероятно событие приведёт к травме если:

  • Оно случилось неожиданно.
  • Вы были не готовы к нему.
  • Вы чувствовали бессилие предотвратить его.
  • Событие произошло очень быстро.
  • Кто-то намеренно жестоко обошёлся с вами.
  • Это произошло в детстве.

Эмоциональная и психологическая травма может быть вызвана разовым событием, например — несчастный случай, естественное заболевание или эпизод насилия. А может — длительным стрессовым воздействием: жизнь в семейном насилии, по соседству с криминальными элементами, страдание от рака.

Наиболее часто встречающиеся примеры травматичных событий:

  • Спортивные и бытовые травмы.
  • Хирургия (особенно в первые 3 года жизни).
  • Внезапная смерть близкого человека.
  • Автокатастрофа.
  • Разрыв значимых отношений.
  • Унизительный и глубоко разочаровывающий опыт.
  • Потеря функциональности и хроническое тяжёлое заболевание.
  • Факторы риска, повышающие Вашу уязвимость к травматичным событиям.

Не все потенциально травматические события приводят к эмоциональной и психологической травме. Одни быстро восстанавливаются после серьёзного травмирующего опыта, другие же ранятся о то, что на первый взгляд гораздо менее шокирующее.

Повышенной уязвимостью обладают люди, которые уже находятся по действием стрессовых факторов, а также те, кто перенёс что-то похожее в детстве. Для них случившееся становится напоминанием, провоцирующим повторную травматизацию.

Детская травма повышает риск травматизации в будущем.

Переживание травмы в детстве имеет длящийся эффект: такие дети видят мир как пугающее и опасное место. И если травма не вылечена, то они переносят ощущения страха и беспомощности во взрослую жизнь, становясь повышенно уязвимыми к травмам в будущем.

Детская травма возникает при любом событии, нарушающем ощущение безопасности ребёнка:

  • Нестабильная и опасная среда;
  • Отделение от родителей;
  • Серьёзная болезнь;
  • Травматичные медицинские процедуры;
  • Сексуальное, физическое и словесное насилие;
  • Домашнее насилие;
  • Отвержение;
  • Травля;
  • Симптомы эмоциональной и психологической травмы.

В ответ на травматическое событие и повторную травму, люди реагируют разными способами, которые проявляются широким спектром физически и эмоциональных реакций. Нет «правильного» и «неправильного» способа реагировать на травматическое событие: чувствовать, думать и действовать. Поэтому не стоит винить себя и других за те или иные действия. Ваше поведение — это нормальная реакция на ненормальное событие.

Эмоциональные симптомы травмы:

  • Шок, отвержение, потеря веры;
  • Ярость, раздражение, скачки настроение;
  • Вина, стыд, самообвинение;
  • Чувства тоски и безысходности;
  • Растерянность, нарушение концентрации;
  • Тревога и страх;
  • Замкнутость;
  • Ощущение брошенности.

Физические симптомы травмы:

  • Бессонница и ночные кошмары;
  • Пугливость;
  • Сердцебиение;
  • Острые и хронические боли;
  • Повышенная утомляемость;
  • Нарушение внимания;
  • Суетливость;
  • Мышечное напряжение.

Эти симптомы и чувства типично длятся от нескольких дней до нескольких месяцев и исчезают по мере проживания Вами травмы. Но даже когда Вам стало лучше, все равно могут всплывать болезненные воспоминания и чувства — особенно в такие моменты, как годовщина события или напомнивший образ, звук и ситуация.

Горевание — нормальный процесс после травмы

Независимо от того, влючалась ли смерть в травматическое событие или нет, переживший его сталкивается с необходимость переживать горе от утраты, как минимум, чувства безопасности. А естественная реакция на утрату — это горе. Также как и те, кто потерял близких, пережившие травму проходят через процесс горевания. Это болезненный процесс, в котором ему требуется поддержка других людей, остро стоит необходимость говорить о своих чувствах, вырабатывать стратегию самоподдержки.

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту?

Восстановление после травмы требует времени, и каждый это делает в своём ритме и своим способом. Но если прошли месяцы, а ваши симптомы не проходят, то нужно обратиться к специалисту.

Ищите помощи специалиста, если:

  • У вас рушатся дела дома и на работе;
  • Вы страдаете от тревоги и страха;
  • Не можете быть в близких отношениях, боитесь близости;
  • Страдаете от нарушения сна, ночных кошмаров и вспышек травматичных воспоминаний;
  • Все больше избегаете вещей, напоминающих от травме;
  • Эмоционально отдалились от других и чувствуете себя брошенным;
  • Используйте алкоголь и наркотики чтобы почувствовать себя лучше.

Как определить подходящего специалиста?

Работа с травмой может быть пугающей, болезненной и провоцирующей ретравматизацию. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом.

Не бросайтесь к первому попавшемуся, потратьте немного времени на поиск. Важно, чтобы специалист имел опыт работы с травматичным опытом. Но самое важное — это качество ваших с ним отношений. Выбирайте того, с которым Вам будет комфортно и безопасно. Доверьтесь вашим инстинктам. Если Вы не чувствуете себя в безопасности, понятым, не чувствуете уважения, то найдите другого специалиста. Хорошо, когда в ваших отношениях есть теплота и доверие.

После встречи со специалистом спросите себя:

  • Чувствовали вы себя комфортно, обсуждая свои проблемы со специалистом?
  • Было ли у вас чувство, что терапевт понимает о чем вы говорите?
  • Какие из ваших проблем были восприняты серьёзно, а каким уделено минимально времени?
  • Относился ли он к Вам с уважением и состраданием?
  • Верите ли Вы, что сможете восстановить доверие в отношениях с этим терапевтом?

Лечение психологической и эмоциональной травмы

В процессе исцеления психологической и эмоциональой травмы Вы должны столкнуться с невыносимыми чувствами и воспоминаниями, которых Вы избегали. В противном случае, они буду возвращаться снова и снова.

В процессе терапии травмы происходит:

  • проработка травматичных воспоминаний и чувств;
  • разрядка системы ответа на стресс «бег или сражайся»;
  • обучение регуляции сильных эмоций;
  • построение или восстановление способности доверять людям;
  • Ключевые моменты восстановление после эмоциональной и психологической травмы.

Восстановление требует времени. Не нужно торопить себя скорее прожить и избавиться от всех симптомов и последствий. Процесс исцеления невозможно подхлестнуть усилием воли. Позвольте себе переживать разные чувства без вины и осуждения. Вот несколько заметок про то, как помочь себе и близким.

Стратегия самопомощи №1: Не впадайте в изоляцию

Из травмы вы можете впасть в изоляцию от людей, но от этого станет только хуже. Общение с другими людьми поможет процессу исцеления, поэтому сделайте усилие, чтобы поддержать Ваши отношения и не проводить слишком много времени в одиночестве.

Попросите о поддержке. Важно говорить о ваших чувствах и просить о поддерже, в которой вы нуждаетесь. Обратитесь к тому, кому вы доверяете: член семьи, коллега, психолог.

Участвуйте в социальной активности, даже если вам это не нравится. Делайте «нормальные» вещи с другими людьми, то что не имеет ничего общего с травматически опытом. Восстановите отношения, которые Вы прервали вследствие травмы.

Найдите группу поддержки для переживших травматический опыт. Контакт с людьми, которые, также как и Вы, пережили похожее состояние, поможет снизить Вам ощущение изоляции и понять, как другие справляются со своим состоянием.

Стратегия самопомощи №2: Оставайтесь заземлённым

Быть заземлённым означает быть в контакте с реальностью, оставаясь в контакте с собой.

Продолжайте делать обычные дела — регулярные прогулки, сон, еда, работа и спорт. Обязательно должно быть время для релаксации и общения.

Разбивайте рабочие задачи на маленькие кусочки. Хвалите себя даже за самые маленькие достижения.

Найдите то, что помогает вам чувствовать себя лучше и займите свой ум (чтение, готовка, игра с друзьями и животными), это поможет Вам удержаться от погружения в воспоминания и травматический опыт.

Позволяйте себе переживать те чувства, которые всплывают. Замечайте Ваши чувства, которые всплывают в связи с травмой, принимайте и поддерживайте их появление. Воспринимайте их как часть процесса горевания, необходимого для исцеления.

Телесное заземление: принципы само-помощи. Если вы почуствовали нарушение ориентации, растерянность, внезапно возникшие сильные чувства, сделайте следующее:

  • Сядьте на стул. Почуствуйте ступнями пол, как вы опирайтесь на него. Надавите ягодицами на стул, ощутите опору в этой точке. Почувствуйте как спина опирается на стул. Верните себе телесное ощущение устойчивости.
  • Посмотрите вокруг и выбирите 6 объектов разных цветов, рассмотрите их — вынесите внимание изнутри наружу.
  • Обратите внимание на дыхание: сделайте несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов.

Стратегия самопомощи №3: Позаботьтесь о своём здоровье

В здоровом теле процессы психического выздоровления протекают активнее.

Следите за сном. Травматический опыт может нарушить ваш привычный сон. А последствия нарушения сна — усугублять протекание травматических симптомов. Поэтому ложитесь спать ежедневно в одно и то же время, желательно до 12 часов ночи, чтобы сон длился 7–9 часов.

Избегайте алкоголя и наркотиков, потому что они всегда ухудшают протекание травматических симптомов, провоцируя депрессию, тревогу и изоляцию.

Займитесь спортом. Регулярные упражнения поднимают уровень серотонина, эндорфинов и других веществ, повышающих настроение. Они также поднимают самооценку и способствуют регуляции сна. Для нужного эффекта достаточно 30–60 минут в день.

Сбалансированно питайтесь. Ешьте маленькими порциями часто в течении дня. Это поможет вам поддерживать нужный уровень энергии и снизить скачки настроения. Меньше простых углеводов (сладкого и мучного), потому что они быстро меняют состав крови, что влияет на настроение. Больше овощей, рыбы, зерновых.

Снизьте влияние стрессовых факторов. Уделяйте внимание отдыху и релаксации. Освойте системы релаксации: медитация, йога, тайцзи, дыхательные практики. Уделяйте время занятиям, которые приносят вам удовольствие — любимое хобби или активный отдых с друзьями.

Помощь переживающим эмоциональную и психологическую травму

Конечно это тяжело, когда ваш близкий человек страдает от травматического опыта, но ваша поддержка может стать ключевым фактором в его восстановлении.

Проявите терпение и понимание. Восстановление после эмоциональной и психической травмы требует времени. Будьте терпиливыми с процессом восстановления, потому что у каждого своя скорость. Не осуждайте за реакции, которые возникают у Вашего близкого человека: он может быть временно вспыльчив или наоборот замкнут, но проявите понимание.

Предложите практическую помощь чтобы Ваш близкий человек вернулся к нормальным повседневным делам: походам в магазин, хлопотам по дому, или просто будьте в доступе для разговора.

Не давите предложениеми поговорить, а просто будьте в доступе. Некоторым людям трудно говорить о том, что случилось, и не надо настаивать, чтобы они делились, если они не хотят. Просто обозначайте свою готовность поговорить и выслушить, когда они сами будут готовы.

Помогите расслабиться и вернуться к социализации. Предложите вместе заниматься спортом или релаксационными практиками, искать вместе друзей по интересам и хобби, заниматься тем, что может доставить им удовольствие.

Не принимайте реакции на свой счёт. Ваш близкий человек можеть переживать ярость, опустошённость, брошенность, эмоционально отдалиться. Помните, что это результат травмы и может не иметь ничего общего с вашими отношениями.

Помощь ребёнку, переживающему травму

Очень важно открыто общаться с ребёнком, перенёсшим травму. При том, что всегда есть страх и желание не обсуждать болезненную тему. Но тогда вы оставляйте ребёнка в изоляции в его переживаниях. Скажите ему, что это нормально переживать из-за травматичного события. Что его реакции нормальные.

Как дети реагируют на эмоциональную и психическую травму? Несколько типичных реакций и способов с ними справиться:

  • Регрессия. Многие дети пытаются вернуться в ранний возраст, где им было безопаснее и они ощущали заботу. Дети поменьше начинают мочиться в постель и просить бутылочку. Постарше — боятся оставаться одни. Важно быть бережным и уважительным к таким симптомам.
  • Берут вину за событие на себя. Дети моложе 7–8 лет думают, что они виноваты в том, что произошло. И это может быть совершенно иррационально, но просто наберитесь терпения и повторяйте им, что они не виноваты.
  • Нарушения сна. Некоторые дети с трудом засыпают, а другие часто просыпаются и видят страшные сны. По возможности, дайте ребёнку мягкую игрушку, укройте его, оставьте гореть ночник. Проводите с ним больше времени перед сном, общаясь или читая. Проявите терпение. Нужно время, чтобы сон вошёл в норму.
  • Ощущение беспомощности. Здесь поможет обсуждение и планирование мер, которые могут предотвратить похожий опыт в будущем, вовлечение в целе-ориентированную активность помогает восстановить ощущение контроля.

Увидев человека на костылях, мы с сочувствием сопровождаем его взглядом. Заметив человека с перебинтованной рукой или головой, мы думаем: «Наверняка упал, ударился». Физические травмы, полученные при занятиях спортом или в бытовых условиях, вызывают сострадание. Но мало кто знает, что психологические травмы наносят здоровью человека ничуть не меньший вред. Иногда психологически «травмированного» видно сразу: у него потухший взгляд, злость и обида или апатия на лице и т.д. А иногда, встретив человека, мы даже не подозреваем, что у него «перебинтована душа».

Причины и признаки психологических травм

Психологическая травма — это реакция на тяжелое событие в жизни. Человек что-то увидел, услышал, что перевернуло его внутренний мир — и уже с ним что-то не так.

Диагноз «психологическая травма» врачи обычно не ставят. Но психологические «раны» от этого никуда не исчезают. Есть стойкие признаки того, что у человека «кровоточит душа»:

  • апатия, вялость, снижение работоспособности;
  • агрессия, нелюдимость;
  • неумение установить контакт, родственные, дружеские или интимные отношения с другими людьми;
  • недовольство собой и т. д.

Травмы могут быть одномоментными. Например, Анна сама сшила платье. Ей было важно, чтобы ее приняли в этом платье и оценили ее красоту. Особенно ей хотелось, чтобы кто-то ее похвалил за мастерство. Однако первой это платье заметила женщина-соседка. Она сказала ей: «Что ты нацепила на себя такую дурацкую обновку?» После этого Анна от других людей оскорблений такого рода не слышала. Однако она навсегда запомнила происшедшее и стала более замкнутой.

Но травмы могут быть и длящимися долго. Например, Алла с детства слышала от матери слово «дуреха». Если она ошибалась, то мать всячески подначивала ее и показывала слабые стороны. В основном, это касалось уроков. Так продолжалось всю школьную жизнь, изо дня в день. Когда Алла выросла, она также тяжело стала переживать любые сказанные в ее адрес слова.

Травмы могут быть полученными в детском возрасте («меня не любят папа с мамой», «я самый плохой» и т.д.) или во взрослом (смерть близких, свидетель или участник ДТП, стихийного бедствия). В детском возрасте травмы чаще происходят, потому что у детей мало психологических защит, и малыши более открыты миру.

Есть заблуждение, что травмы чаще наносят чужие люди. На самом деле травму можно получить и от близкого человека. Почему близкие люди травмируют друг друга? Потому что они испытывают друг к другу очень сильные эмоции и потому что они друг перед другом более беззащитны. Они наносят боль, потому что им больно самим, и они надеются: «Ну, он же близкий человек — он должен догадаться, что я чувствую, и понять меня, простить». Однако такие травмы от близких переживаются тяжелее всего: «Ну, как же он мог так поступить со мной, близким человеком!»

Надо иметь в виду, что одна и та же ситуация для одного человека может быть травмирующей, а для другого — нет. То, станет ли ситуация травмирующей или будет перенесена нормально, без последствий, зависит от многих факторов:

  • от наличия психологических защит (если человек умеет психологически защищаться, то его сложнее обидеть);
  • от степени зависимости от чужого мнения (чем выше зависимость, тем сильнее травма);
  • от самооценки (чем она ниже, тем сильнее травма).

Есть типично женские психологические травмы: они связаны с красотой, хозяйственностью, вниманием мужчин и т. д. Женщина, не получившая подтверждения значимых для нее женских качеств, сильно обижается и потом годами может это переживать.

Есть и типично мужские травмы: они связаны с неудачами в карьере, интимной жизни, физической силе. Соответственно, если мужчина испытал унижение в какой-либо из значимых для него сфер, то он переживает это как унижение и чувствует свою неполноценность.

Одни из самых болезненных — сексуальные психотравмы. Они не всегда связаны с насилием или злым умыслом. В детстве ребенок может получить травму от того, например, что увидел половые органы взрослого человека противоположного пола. Травма может оказаться настолько сильной, что в будущем человек не сможет вести нормальную интимную жизнь.

Примеры психологических травм

Ниже мы приведем примеры различных психотравм, взятых из реальной психологической практики. Может, в каких-то из них вы узнаете отголоски вашей собственной судьбы:

Травма «У меня не получится»

Николая уволили без предупреждения с его самой первой работы. Это совпало с кризисом 98-го года. Несколько месяцев он не мог найти работу. Поддержки от родственников у него не было. Он попал в очень тяжелое положение. Нечем стало платить за съемную квартиру. Какое-то время он жил у друзей, но долго не мог их стеснять, ушел от них и оказался практически на улице. Находил временные небольшие подработки, но постоянной работы не было. Через год такой жизни он нашел все-таки работу по специальности, но каждый месяц в день зарплаты его прошибает холодный пот. Он ждет внезапного увольнения и целый день находится в большом напряжении. Николай не женат. Он считает, что «в такой нестабильной экономической ситуации» нельзя создавать семью, рожать детей.

Травма «Есть вещи, которые говорят о моей неполноценности»

Светлана не переносит наручных часов. В детстве ей подарили наручные часы, и она с гордостью их носила. Но однажды она ехала с бабушкой в троллейбусе, и бабушка попросила женщину «уступить место ребенку». Женщина возмутилась: «Балуют детей, места им уступают, часы покупают, — сказала она, глядя на часы Светланы, — а потом из них вырастает неизвестно что!» Светлана почувствовала себя виноватой, дома сняла часы и больше их не надевала. Никогда в жизни она больше не купила себе часов, и отказывалась, когда ей их дарили.

Травма «Однажды мне было тяжело, и больше я такого не переживу»

Ирина никогда не посещает врачей, и, что бы у нее ни заболело, в поликлинику не обращается. В детстве она пережила тяжелую операцию, после которой ее с трудом выходили. А потом оказалось, что диагноз был ошибочный, и операция была не нужна.

Травма «Я не хочу быть ответственным»

Александр не водит автомобиль с тех пор, как попал в аварию, в которой очень пострадала и чуть не погибла его мать, которую он в тот день вез в своем автомобиле. Как ни странно, но в качестве пассажира он себя чувствует совершенно спокойно и полностью доверяет своей жене, которая теперь водит автомобиль. Он страшится не столько аварии, сколько своей ответственности за чужую жизнь.

Травма «Я не повторю прошлых ошибок»

Виктор никогда не знакомится с брюнетками. У него была девушка брюнетка, и друзья ее бывшего парня сильно избили его.

Травма «Я боюсь потерять то, что досталось мне с таким трудом»

У Натальи, прежде чем она смогла родить ребенка, было три недоношенных беременности. Однако спустя много лет после рождения ребенка Наталья находится в постоянном страхе за жизнь своего взрослого сына. Она звонит 20-летнему юноше несколько раз в день, очень обеспокоена его здоровьем, ей все время кажется, что у него нездоровый цвет лица, что он похудел. При этом ее сын — абсолютно здоровый молодой человек.

Лечение психологических травм

Любую физическую травму, полученную спортсменом или обычным человеком, можно вылечить или хотя бы минимизировать ее последствия. Это же касается и психологических травм. Если есть возможность — лучше обратиться к психологу, который подскажет, как это сделать вернее. Если такой возможности нет, избавиться от психологической травмы можно самостоятельно:

  1. Признайте, что то, что с вами произошло, действительно на вас как-то повлияло, и теперь вы хотите от этого последствия избавиться. Не надо делать вид, что у вас все хорошо.
  2. Посмотрите вокруг: может, вы знаете примеры людей, которые прошли через это же, что и вы, и смогли эту травму преодолеть? Каким образом? Учтите, что ваш случай не эксклюзивный.
  3. Случившееся сделало вас сильнее. Каким именно образом? Чему это вас научило?
  4. Научитесь мыслить позитивно. Даже если что-то произошло, вы можете наметить план действий, как это преодолеть.
  5. Если вам не хочется ничего делать, значит, у вас слишком слабая мотивация. Подумайте, как вам заинтересовать себя. Может, травма для вас приносит и какие-то выгоды? Пока эти выгоды есть и травмы приносят вторичное наслаждение — от них будет непросто избавиться.

Ответы на часто возникающие вопросы

Почему люди наносят друг другу психологические травмы?

Некоторые делают это осознанно, например, чтобы компенсировать ощущение собственной неполноценности, отомстить. Другие делают это неосознанно, потому что не умеют себя вести.

Можно ли научиться не обижать других людей?

Чем более вы счастливы и гармоничны, тем меньше несчастья вы будете приносить другим людям.

Что делать, если травмирующая ситуация повторяется изо дня в день?

Возможно, вы стали зависимы от того человека, который вас травмирует. Кроме того, травмирующая ситуация приносит вам, наряду с болью, выгоды. От этого нужно избавляться.

Есть ли психологические травмы, от которых нельзя избавиться и которые будут мучить всю жизнь?

Самые сильные травмы, несомненно, оставляют какой-то след в жизни человека. Однако при грамотной проработке с психологом человек обучается жить с травмой и снижает ее негативные последствия.

Родион Чепалов (практикующий психолог)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь

Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь
Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми и даже заболевания, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве. «Афиша Daily» с помощью психотерапевтов составила список типичных психотравм, которые влияют на отношения человека с миром уже во взрослом возрасте.
Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие. К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное.
Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи. «Нет ни одной семьи с идеальными родителями. Всегда недостает каких-то ресурсов, в которых нуждается ребенок, поэтому психотравмирующие события случаются в жизни каждого», — считает Берман.
Ниже мы приводим список типичных психотравм, которые чаще всего переживаются в детстве. Специалисты настаивают: если вы узнали себя в этих ситуациях и почувствовали, что травмирующие события до сих пор на вас влияют, обратитесь за профессиональной помощью.
6 типичных детских психотравм
«От тебя одни неприятности»
Оскорбления, обесценивания
Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.
Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.
К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.
Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.
«Давай потом»
Пренебрежение
Как выглядит: Вместо того чтобы общаться с ребенком, родители все свое время работают над тем, чтобы его обеспечить. Анфиса Белова называет это «подменой понятий», когда под любовью к ребенку подразумевается лишь содержание его в комфортных условиях. «Внешне такая семья может выглядеть вполне благополучно: ребенок сыт и одет, у него хорошие игрушки, он ходит на различные развивающие занятия, но при этом счастья они ему не приносят», — добавляет она.
Александра Меньшикова говорит, что в такой ситуации, если ребенок пытается поговорить о своих проблемах, ему отвечают: «Ты не видишь? Мы устали! Отстань!» Ребенка никто не слушает, он чувствует себя отвергнутым.
К чему приводит: «Возникает ощущение одиночества, брошенности и недоверия, — говорит психотерапевт Екатерина Василевская. — Эти ощущения остаются с человеком в дальнейшей жизни. Он может вступать в отношения, но детское чувство брошенности никуда не уйдет». Меньшикова добавляет, что такой человек не будет находиться в контакте со своими эмоциональными потребностями, не сможет осознавать своих границ — это значит, что ему будет легче соглашаться на неудобные для себя условия. В будущем он может выбирать себе партнеров, которые также будут отвергать и игнорировать его чувства.
Психоаналитик Белова предупреждает, что нехватка внимания и общения дома может приводить к тому, что ребенок начнет искать его в другом месте, где он почувствует, что в нем нуждаются и его ценят. Часто дети, не получающие тепло в семье, рано вступают в романтические и сексуальные отношения. Чтобы справиться с одиночеством, некоторые прибегают к помощи алкоголя или наркотических средств. Они могут использовать вызывающее или асоциальное поведение, для того чтобы завоевать любовь и внимание родителей.
Как справиться: Василевская и Белова говорят, что ощущение безопасности и заботы, которое не было получено в детстве, должно компенсироваться в будущем. Построение собственных гармоничных взаимоотношений может помочь справиться с этой травмой. Также компенсировать нехватку родительской любви могут и другие родственники (бабушки, дедушки). Если таких взаимоотношений нет, безопасную среду, в которой человек сможет получить недостающую заботу, может создать психотерапевт.
«Вместе ради ребенка»
Неблагополучная семейная обстановка
Как выглядит: «Это происходит в семьях, где люди несчастны друг с другом, но продолжают жить вместе ради ребенка, когда между родителями нет коммуникации и есть откровенная ненависть, — говорит психотерапевт Меньшикова. — Ребенок замечает эти страдания и получает сигнал, что источник зла — он сам». Анфиса Белова говорит, что в таких семьях родители приносят свою жизнь в жертву ради мнимого благополучия ребенка. Но даже если они стараются не проявлять свое отношение друг к другу открыто, напряжение все равно витает в воздухе, выражаясь в мелочах. И ребенок, конечно, все это чувствует. Еще хуже, если родители постоянно ругаются при ребенке или заставляют его вставать на чью-то сторону.
К чему приводит: «Ребенок учится чему-то на примере родителей, и если он не видит любви и коммуникации между мамой и папой, то и сам не научается любить и выражать свои чувства, — говорит Екатерина Василевская. — Такой человек будет эмоционально закрытым и холодным, будет жить с ощущением, что он — проблема для других людей. Такая установка способствует появлению суицидальных мыслей и наклонностей».
Анфиса Белова считает, что в результате такого опыта человека часто преследует сильное чувство вины. Он может винить себя за то, что разрушил жизнь родителей, считать, что без него их жизнь была бы лучше. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений, нежеланию и страху заводить собственную семью.
Как справиться: «Понять, что жизнь вместе — это выбор родителей и ребенок за него ответственности не несет», — советует Белова. Психотерапевт Василевская утверждает, что с проблемой можно справиться, если удастся построить теплые доверительные отношения с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья, учителя, наставники, любимый человек и все те люди, с которыми человек получает опыт принятия, поддержки и заботы. В роли такого человека может выступить психолог или психотерапевт.
«Мамино золотко»
Гиперопека
Как выглядит: «Со стороны гиперопека может выглядеть как сильная любовь родителей к ребенку и забота о его безопасности и благополучии, — говорит Белова. — Но за этой заботой скрывается нежелание отпускать ребенка от себя и видеть в нем личность, стремление реализовать собственные амбиции через ребенка, страхи и даже агрессия». Белова и Берман утверждают, что гиперопека — результат повышенной тревожности родителей.
Екатерина Василевская говорит, что в ситуации гиперопеки ребенок не участвует в принятии семейных решений, за него решают все: на какие кружки ходить, в какой университет поступать. От ребенка скрывают важные семейные события — например, похороны и развод. «Для ребенка гораздо более травмирующим опытом станет правда, которую он узнает спустя время, — говорит психоаналитик Наталия Феоктистова. — Если детей не берут на похороны близкого человека, у них не будет возможности пережить совершенно естественный процесс потери. Совсем недавно я наблюдала на детской площадке конфликт девочек пяти лет и девочек постарше. Одна из бабушек побежала спасать свою внучку от лап страшных взрослых девочек, тем самым формируя у нее позицию жертвы. Нужно дать возможность ребенку самому справиться с этой ситуацией или подсказать, как быть, но не решать конфликт за него».
К чему приводит: Василевская и Белова говорят, что в гиперопекающей семье ребенок часто не учится слышать себя, свои чувства и желания, потому что за него все решают родители. Он не знает, чего он хочет, и не может отделить свои желания от родительских установок. Ему кажется, что он не может на себя положиться.
Феоктистова считает, что из-за гиперопеки человек вырастает несамостоятельным. Он всегда будет ориентироваться на мнение других людей. «Подросший ребенок либо начнет бунтовать, чтобы отстоять свое право быть отдельной личностью, либо капитулирует и поплывет по течению, — говорит Анфиса Белова. — Во втором случае это может привести к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям».
Как справиться: Екатерина Василевская советует учиться понимать свои желания, определять, что важно, а что второстепенно, ставить цели и принимать решения. Психоаналитик Анфиса Белова говорит, что в этом случае надо физически и эмоционально отделиться от родителей: иногда достаточно начать жить отдельно и начать обеспечивать себя.
«Для профилактики»
Физическое насилие
Как выглядит: Меньшикова и Белова говорят, что в нашей культуре насилие — это размытая категория. Многие считают, что бить детей нормально — мол, так они лучше усвоят урок. В российском обществе под физическим насилием до сих пор понимается лишь избиение ребенка до травм и синяков, хотя на самом деле любое посягательство на его личные границы (подзатыльник, шлепок по попе или битье ремнем) тоже является насилием. Единственное, чему учится ребенок в такой ситуации, — это бояться и ненавидеть наказующего.
Меньшикова и Феоктистова говорят, что если единственный контакт родителей с ребенком возникает, только когда они его бьют, у него возникает связь, что битье лучше безразличия. «Часто родители жалуются, что их дети нарочно делают что-то плохое. Возможно, это и есть та ситуация, когда ребенок вызывает вас на контакт, потому что это единственный способ получить внимание», — добавляет Меньшикова.
Феоктистова считает, что больший вред психологическому состоянию ребенка наносит не систематическое битье, а непредсказуемая реакция родителей. Когда за один и тот же проступок ребенка бьют, а через некоторое время этой же ситуации не придают никакого значения. В таком случае ребенок не знает, чего ожидать, он не может адаптироваться и понять, как ему поступать. «В так называемой благополучной семье ребенка могут наказывать ремнем за плохие оценки, считая это всего лишь методом воспитания, а в семье, где родители, например, страдают алкогольной зависимостью, ребенок может подвергаться насилию только за то, что он есть», — заключает Белова.
К чему приводит: Меньшикова и Белова говорят, что у ребенка может нарушиться контакт с телом: будет сложно расслабиться из-за высокого уровня тревоги и постоянного внутреннего напряжения.
Чаще всего, если физическое насилие есть дома, этот опыт продолжается и в школе: бьют его или он. Физическое насилие в семье может задавить личность ребенка, поставив его навсегда в положение жертвы. Есть много детей, которые не могут постоять за себя, потому что дома у них подчиненная позиция. Не имея возможности дать отпор родителю, ребенок может начать отыгрываться на тех, кто младше и слабее (в том числе на животных), а впоследствии, когда он станет взрослым, будет вести себя так же по отношению к своим детям.
Как справиться: Психоаналитик Белова и психотерапевт Василевская говорят, что в некоторых случаях с последствиями физического насилия в семье человек может справиться самостоятельно: через осознание причин такого поведения родителей и работы над собой. Но, как и при других детских травмах, здесь чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет переосмыслить этот непростой опыт.
«Это будет нашим секретом»
Сексуальное насилие
Как выглядит: Психотерапевт Меньшикова говорит, что дети и подростки плохо осознают границы своего тела, ведь часто им никто не объясняет, что такое насилие, а что такое нормальная коммуникация. Из-за этого они могут подвергаться сексуальному насилию и оказаться в ловушке. По статистике каждая четвертая девочка и один из шести мальчиков сталкиваются с этим до 18 лет. Сексуальным насилием считается не только пенетрация, но и любое нарушение границ тела, например поглаживание.
«Взрослым человеком это может преподноситься как «игра», как нечто безобидное, ребенок же в силу своего возраста не всегда полностью осознает происходящее, не знает, как на это реагировать, боится сказать нет», — говорит Белова. Меньшикова и Белова уверяют, что чаще всего дети сталкиваются с сексуальным насилием от близких людей. «Все происходит за закрытыми дверями, когда все члены семьи знают и молчат, — рассказывает Александра Меньшикова. — Популярная история, когда дочь — расплата за счастье матери: мама делает вид, что дочку не насилуют, потому что боится, что от нее уйдет мужчина. Больше всего от сексуального насилия страдают девочки. Что касается мальчиков, то многие из них не воспринимают ранний сексуальный опыт как насилие, им кажется, что иметь секс до 14 лет со взрослой тетенькой якобы круто».
К чему приводит: Эксперты Белова и Меньшикова говорят, что люди, пережившие сексуальное насилие, достаточно негативно относятся к себе и своему телу. Их преследует чувство стыда, они считают себя грязными и недостойными любви. Тем, кто пережил сексуальное насилие в детстве, бывает сложно построить здоровые и гармоничные отношения во взрослом возрасте.
Последствиями сексуального насилия также могут быть невротические расстройства, страхи, фобии, депрессии. По некоторым данным, самым распространенным последствием сексуального насилия становится посттравматический стресс. Вызывающее поведение, низкая самооценка, гиперсексуальность и злоупотребление психоактивными веществами также часто встречаются среди жертв сексуального злоупотребления.
Как справиться: «С последствиями сексуального насилия справиться самостоятельно очень сложно. Для проработки этой травмы необходима индивидуальная или групповая работа с психологом или психотерапевтом», — говорит психоаналитик Белова. Психотерапевт Василевская также считает, что пережить опыт сексуального насилия необходимо с поддержкой специалиста, который поможет сформировать здоровое отношение к себе и своему телу.
В беседе участвовали:
Александра Меньшикова
Клинический психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, член Американской психологической ассоциации
Анфиса Белова
Психолог, психоаналитик
Дороти Берман
Врач-психиатр, психотерапевт клиники «Преображение»
Екатерина Василевская
Психотерапевт
Наталия Феоктистова
Психоаналитик, кандидат психологических наук
Светлана Дурбой

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Психология общения

Что такое психологическая травма?

Психологическая травма – это некая реакция на событие, негативно повлиявшее на психику и превзошедшее психологические возможности человека, то есть оказавшееся ему не по силам. Иными словами, произошедшее не было адекватно воспринято, полностью понято и полноценно пережито и забыто.

Но почему одни легко переживают даже сильные потрясения, а других любые переживания могут выбить из колеи? Степень тяжести психологической травмы сугубо индивидуальна и зависит от следующих факторов:

  • Возраст. Чем младше человек, тем тяжелее он переносит психологические или эмоциональные потрясения, ведь в юном возрасте психика недостаточно сформирована и, как правило, несостоятельна.
  • Степень участия и вовлечённости в произошедшее событие. Если пострадавший принимал в нём непосредственное участие, то пережить его и забыть будет гораздо сложнее, нежели ситуацию, которая наблюдалась со стороны.
  • Особенности психики. Если она слабая, то, соответственно, пострадает сильнее. Если психика устойчивая, то человек сможет пережить и забыть потрясения.
  • Количество и сила травмирующих событий. Чем их больше и чем они более серьёзные, тем сложнее адекватно их переработать.

Возможные причины травмы

Причины психологических травм могут быть самыми разнообразными, и порой то, что одному человеку кажется не столь значительным, для другого является настоящим потрясением. К возможным причинам можно отнести смерть близкого человека, разрыв отношений с любимым или ссора с лучшим другом, пережитая катастрофа, испытанный сильный страх, предательство, конфликты, насилие, уход с постоянного и любимого места работы, потеря чего-то важного, серьёзное заболевание или любое другое событие, способное выбить из колеи и причинить страдания.

Наиболее распространёнными и серьёзными являются психологические травмы детства, так как в детском возрасте любые события переживаются особенно остро и тяжело, что связано с неустойчивой и не до конца сформированной психикой, а также с привлечением воображения и фантазии. То есть ребёнок может неадекватно воспринять действительность, неправильно интерпретировать те или иные события или несознательно изменить реакцию на них, усилив её своими домыслами, фантазиями и детскими страхами.

Как проявляется?

Симптомы психологических травм могут быть разнообразными, ведь они зависят от степени потрясения и воздействия на психику, а также от особенностей характера и обычного поведения.

Возможные проявления психологической травмы:

  • Апатия, снижение активности и работоспособности, слабость, усталость.
  • Повышенная нервная возбудимость, необоснованный гнев, приступы агрессии, раздражительность.
  • Чувство собственной вины, несостоятельности или беспомощности.
  • Грусть, тоска, подавленность, плач без причины.
  • Пострадавший может стать замкнутым и скрытным, перестать общаться даже с близкими людьми.
  • Необдуманные поступки.
  • Мысли о самоубийстве.
  • Дискомфорт, причём как эмоциональный и психологический, так и физический.
  • Ухудшение концентрации внимания, рассеянность, проблемы с памятью.
  • Ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды.
  • Нарушения сна: бессонница, поверхностный сон или, наоборот, сонливость, нежелание просыпаться.
  • Изменение частоты сердечных сокращений, как правило, учащённое сердцебиение.
  • Нередко психологические травмы приводят к возникновению панических атак, которые проявляются в виде беспричинного, сильнейшего и внезапного страха, ощущения нехватки воздуха, спутанности сознания, учащённого сердцебиения.
  • Но характерным и самым основным симптомом психологической травмы, спровоцированной конкретным событием, являются воспоминания о нём. Причём они всплывают в памяти спонтанно, часто обрывками. Такие воспоминания являются размытыми и вызывают страх или неприятные эмоции, а иногда пострадавшему кажется, будто всё случившееся происходило не с ним.

Как справиться с этой проблемой?

Как пережить психологическую травму? Стоит запастись терпением и быть готовым к неудачам, особенно если психика пострадала серьёзно. Лучший вариант – это обратиться за профессиональной помощью. Опытный врач-психиатр или психолог выяснит причины травмы, поможет адекватно её воспринять и устранить последствия. Если возможности обратиться к специалисту нет, то можно попробовать действовать самостоятельно, хотя всё же посторонняя помощь может потребоваться.

Итак, как пережить психологическую травму?

  1. Ни в коем случае не замыкайтесь в себе, наоборот, старайтесь активно участвовать в общественной жизни и принимать помощь от близких людей и знакомых, она может быть полезной.
  2. Попробуйте найти интересное занятие, которое увлечёт вас и будет приносить только приятные эмоции. Хорошее настроение и получаемое во время занятий удовольствие помогут восстановить пострадавшую психику и забыть о пережитых событиях.
  3. Не сдерживайте эмоции, им необходим выход. Так что если вам хочется плакать, кричать и проявлять гнев, то делайте это. Чтобы выплеснуть всё самое негативное, можно приобрести и бить грушу, записаться на борьбу или в тренажёрный зал.
  4. Опытные психологи активно используют упражнения, и в данном случае самым эффективным будет воспроизведение в памяти событий, спровоцировавших травму. Казалось бы, это, напротив, может причинить ещё большие страдания, но на самом деле порой неадекватная реакция психики связана как раз с блокировкой сознания или определённых чувств, возникших в тяжёлой ситуации. Так что постарайтесь вспомнить всё произошедшее в деталях. Начните с самого начала и постепенно подходите к конкретному событию, которое причиняет вам боль. Сначала это может быть непросто, и если вы не можете справиться с эмоциями, то действуйте постепенно, каждый раз продвигаясь на один или несколько шагов вперёд. Когда вы сможете воспроизвести произошедшее полностью и подробно, акцентируйте внимание на собственных ощущениях, особенно на тех, которые заставляют испытывать дискомфорт. Таким образом, заново всё пережив, вы разблокируете сознание и сможете воспринять всё адекватно и, наконец, принять это.
  5. Также можно проговаривать произошедшее или описывать на бумаге.
  6. Попробуйте сменить обстановку, особенно если она напоминает вам о неприятных событиях, оставивших след в памяти. Так, можно переехать в новую квартиру или даже сменить город. В новом месте всё будет иначе, и пострадавший может воспринять себя совершенно другим человеком, а прошлое в этом случае будет забыто.
  7. Старайтесь не терять связь с реальностью, оставайтесь в курсе происходящего вокруг вас, иначе вы просто выпадете из жизни, и вернуться к ней будет непросто.
  8. Порой нужно просто выговориться, причём необязательно близкому человеку, можно поговорить с малознакомым или написать сообщение на тематическом форуме.
  9. Проведите чёткую грань между прошлым и настоящим, поймите, что вы уже пережили события, причинившие вам боль.
  10. Попробуйте заняться творчеством или спортом.

Данные выше советы помогут вам справиться с последствиями психологической травмы и забыть всё произошедшее.

психогенные потери

Смотреть что такое «психогенные потери» в других словарях:

  • Психологические потери — временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Военная психология — Военная психология раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми… … Википедия

  • ПСИХОГЕНИИ — – психические расстройства, причиной которых явились психотравмирующие переживания. Если легкие реактивные состояния могут пройти и после психотерапевтической беседы, то тяжелые – психогенный шок, реактивные психозы – обычно требуют неотложной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД — ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД. Содержание: Т. Физиология……………….53 3 II. Послеродовые кровотечения ……….541 III. Патология П. п……………..555 IV. Послеродовые психозы …………580 Послеродовой перио д время с момента отхождения… … Большая медицинская энциклопедия

  • Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой — К этой группе психогенных расстройств относятся различные варианты психогенных депрессий и психогенные бредовые состояния. Реактивные депрессии. Впервые (в 1910 г.) реактивные депрессии как самостоятельное психогенное заболевание были выделены… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Амнезия — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

  • Ятрогении — (греч. ятрос врач, генус происхождение) любые болезни и травмы, к рые возникают у пациентов и мед. работников в результате оказания мед. помощи. Проявления и причины Я. многообразны. В зависимости от причинного фактора их разделяют на психогенные … Словарь микробиологии

  • ажитация — Выраженное беспокойство и двигательное возбуждение, сопровождаемые тревогой. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. ажитация … Большая психологическая энциклопедия

  • Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кишечник — I Кишечник (intestina) часть пищеварительного канала, начинающаяся от привратника желудка и заканчивающаяся заднепроходным отверстием. В кишечнике происходит переваривание и всасывание пищи, удаление образующихся шлаков, синтезируются некоторые… … Медицинская энциклопедия

Методы расчета психогенных потерь полка

Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься психологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и соединений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь.

Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений.

Вместе с тем они возможны потому, что:

опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенденции, относительно устойчивую динамику потерь во времени;

все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они активно используются при планировании боевых операций;

3) за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания.

Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура.

Под величиной понимают размеры потерь в абсолютных цифрах (в количестве людей).

Структура психогенных потерь — это процентное отношение различных их видов к общему числу психогенных потерь.

Ниже приведены данные для расчета ППт в условиях обычной войны.

Расчеты С. В. Чермянина показывают, что те или иные проявления психической дезадаптации в виде острых психологических стрессовых реакций выявятся уже в течение первых суток боя не менее чем у 5-7% военнослужащих, причем у 80% из них они будут скоротечными (минуты—десятки минут) и редуцироваться при изменениях боевой обстановки. В ППП и Р, а тем более, на этапы медицинской реабилитации эти лица, как правило, не попадают.

У 20% пострадавших (контингент пораженных с БПТ) длительность расстройств превысит 1-2 часа, и они могут поступать в отдельную медицинскую роту (ОМЕДР) бригады, МПП или ОМЕБ, в ППП и Р полка. Из них 65% как кратковременно вышедшие из строя (КВС) в течение суток вернутся в часть. Критерием возвращения в строй считается не полное отсутствие у них патопсихологической симптоматики, а способность к выполнению своих обязанностей.

7-10% останутся в ОМЕДР (МПП, ППП и Р), 25-28% будут направлены на следующий этап медицинской эвакуации. Последние две категории пострадавших составят санитарные психологические потери.

Всего в общей структуре санитарных потерь психологические санитарные потери могут равняться 10-14%, или 0,3-0,5% от численности личного состава, принимающего активное участие в боевых действиях.

При невозможности медицинской сортировки с участием специалистов, не менее 50% лиц с ПСР будут эвакуированы на следующий этап медицинской эвакуации, что может привести у них к фиксации болезненной симптоматики и ухудшению прогноза возвращения в строй. В связи со сказанным удельный вес санитарных психологических потерь в общей структуре СП может возрасти до 24% и достичь 1% от личного состава войск, принимающих участие в боевых действиях .

Собственно, перечисленная выше тенденция уже сама по себе может использоваться в качестве методик расчета психогенных потерь на день боя. Однако для удобства пользования мы предлагаем оформить ее в более технологичном виде — в виде методики «Линейка» (рис. 2.5).

Методика предполагает выполнение четырех процедур:

определение интенсивности боевых действий;

определение количества личного состава, принимающего непосредственное участие в боевых действиях;

вычисление психогенных потерь и их классификация;

определение объемов необходимой психологической помощи.

Рассмотрим содержание этих процедур.

1. Чтобы развести уровни психотравматизации в боевых действиях различной интенсивности, мы чисто формально предложили считать общий уровень всех расстройств для боевых действий низкой интенсивности (бой в обычных условиях с применением обычных средств военного противоборства) — 5%; для боевых действий средней интенсивности (бой с применением обычных средств, но ведущийся в условиях окружения, отрыва от главных сил, на сложной местности, с формированием водной преграды, ночью) — 6%; для боевых действий высокой интенсивности (бой с применением авиации, крылатых ракет, крупнокалиберной артиллерии, высокоточного оружия, дистанционного минирования) — 7%.

Психотравматизации будут подвергаться преимущественно те военнослужащие, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. В боевых действиях высокой и средней интенсивности в число непосредственных участников включаются все (100%) военнослужащие части, подразделения. В боевых действиях низкой интенсивности — военнослужащие мотострелковых, танковых, артиллерийских, минометных, противотанковых, разведывательных подразделений.

Расчет потерь производится по вышеописанной схеме. Это удобно делать с рисунком «Линейки». Приведем пример: мотострелковый полк ведет боевые действия низкой интенсивности. Рассчитайте возможные объемы психогенных потерь за день боя.

Решение. По «Линейке» определяем, что для боя средней интенсивности психогенные потери могут составить порядка 5% от числа непосредственных участников. Подсчитываем количество личного состава в боевых подразделениях. Примерно скажем, что это число равно 1000 человек. Тогда 5% от этого числа составит 50 военнослужащих. То есть у 50 военнослужащих, участвующих в бою, могут наблюдаться психические расстройства различной тяжести. У 80% из них (40 человек) они будут скоротечны и могут остаться незамеченными для командиров, психологов и медицинских работников. У 20% (10 человек) психические расстройства продлятся более 1-2 часов. Эти военнослужащие могут попасть в МПП или ППП и Р полка. 65% из них (6-7 человек) пробудут здесь менее суток, и после психологического вспомоществования отправятся в свои подразделения. Оставшиеся на срок более суток психотравмированные военнослужащие (3-4 человека) составят санитарные психогенные потери. 1-2 из них получат психологическую помощь здесь же, а 2-3 — будут направлены в медсанбат или ЦПП и Р дивизии.

4. Определение объемов необходимой психологической помощи вытекает из предшествующих процедур. МПП и ППП и Р необходимо быть готовыми в течение суток осуществить диагностику и сортировку порядка 50 человек с психическими расстройствами. Для оказания психологической помощи следует подготовить до 10 мест в МПП и ППП и Р полка.

Глубина психических изменений у военнослужащих будет находиться (при условии, что они физически не пострадали) в прямом соотношении с наблюдаемыми признаками негативных психологических изменений.

Психогенные потери будут иметь место преимущественно в зонах психологического поражения.

Зона психологического поражения — площадь между двумя радиусами от эпицентра ядерного взрыва: внутренним и внешним, в которой наблюдаются его последствия. Радиус окружности, на границе которой вероятность комбинированных поражений средней тяжести от ядерного взрыва составляет не менее 60%. Подразделения, попавшие в эту зону, уже не смогут выполнять поставленные боевые задачи, и расчет психогенных потерь не имеет здесь смысла. Оставшихся в живых целесообразно использовать для оказания помощи физически пострадавшим.

Внешний радиус (Р2) расположен за пределами визуального контакта личного состава с последствиями ядерного взрыва.

При мощности ядерного взрыва более 50 КТ наблюдаемый фронт разрушений столь велик, что у военнослужащих может создаваться иллюзия всеобщего разрушения. При мощности более 100 КТ для определения Р2 необходимо радиусы зон поражения увеличивать на 1/3.

В зоне психологического поражения психогенные потери будут носить ярко выраженный характер и развиваться в соответствии со специфической динамикой. Их определение можно осуществлять с помощью двух методик.

Методика № 1 — «Статика». Сразу после ядерного взрыва в зоне психологического поражения 15-20% личного состава сможет выполнять боевую задачу, 15-20% надолго утратят способность к деятельности, 60-70% частично сохранят боеспособность, большая часть из них попадет в число психогенных потерь.

Методика № 2 — «Динамика». В первые 10 минут после ЯВ психическая устойчивость сохранится у 15-20% военнослужащих. Через 30-60 минут этот процент может подняться до 75-80%, а затем начнет падать на протяжении не менее 2 часов до 20-30%. Через несколько дней до 10% военнослужащих, попавших в зону психологических потерь, еще не придет в себя.

Динамика изменения психологических потерь во времени совпадает с динамикой адаптации человека к стрессору. После воздействия мощного стрессора этап дезорганизации, испуга, длится 1-10 минут, чаще — 3-6 минут, этап гипермобилизации организма длится чаще до 1 часа. А вот, что касается последующего спада психической активности человека — этапа истощения психических и физиологических резервов организма — то его оценка весьма приблизительна, как и подвижна дееспособность людей на этом этапе в различных условиях. Бесспорно, одно, что боеспособность личного состава сразу после гипермобилизации падает не менее чем на 2 часа, а нередко и до момента полного отдыха со сном. На этом этапе средствами психологического воздействия можно активно влиять на людей, временно повышая боеспособность.

По-видимому, для ликвидации последствий применения ЯО и организации отдыха личного состава потребуется около суток, весьма важно при этом обеспечить полноценный сон. Для этого потребуется вывод войск во второй эшелон или тыл.

Минимальный же срок, после которого следует рассчитывать на повышение морально-психологического состояния войск, по-видимому, будет не менее 20 часов.

Третий и четвертый этапы адаптации к сильному стрессору наиболее труден для точной количественной оценки динамики морально-психологического состояния войск, т. к. здесь могут резко активизироваться те или иные факторы объективного и субъективного порядка, в том числе убеждения людей; их психическая активность. Следует иметь в виду, что этап психологического и физиологического истощения может быть и будет различным в зависимости от степени предварительной усталости войск.

С учетом вышесказанного, график изменения морально-психологического состояния личного состава после ядерного взрыва или другого гиперстрессора, будет выглядеть следующим образом (рис. 2.6)

Таким образом, психологические потери — реальный факт войны и мощный фактор, влияющий на боеспособность личного состава. Они представляют собой разные по происхождению, по уровню патологичности, динамике проявления, по наступающим последствиям психические расстройства, заболевания и трансформации, обусловливающие дезорганизацию боевой активности воинов.

Умение грамотно прогнозировать и оценивать ППт позволяет своевременно и обоснованно принимать боевые решения, осуществлять мероприятия по психологической помощи и восстановлению боеспособности личного состава. Существующие методики расчета ППт позволяют с определенной степенью вероятности прогнозировать общие объемы и динамику снижения боевых возможностей частей и соединений в боевой обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *