Доктор Моррис

Психологическая готовность

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Подходы к пониманию

Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.

1. Педагогический

  • Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе

Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физические и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.

2. Психологический

  • Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы

К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы. В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника». Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.

  • Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности

К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т. д.)

Структура

Психологическая готовность к школе включает в себя готовности: личностную, умственную и волевую.

Личностная готовность

Её составляющие:

  • Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
  • Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
  • Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Умственная готовность

Её составляющие:

  • Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
  • Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
  • Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность

Её составляющие:

  • Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
  • Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Литература

  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.:Питер., 2008
  • Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  • Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковская. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
  • Выготский, Л. С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М: Просвещение, 1984. — Т. 4. ~ 486 с.
  • Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. — М.–Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — С. 116—134
  • Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001.— 96 с
  • Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополи. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с
  • Салмина Н.Г. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе // в сборнике Физиология развития человека. Тезисы Межд. конф., посвященной 65-летию Института возрастной физиологии РАО, июнь 2009, место издания М, 2009 тезисы
  • Салмина Н.Г. Показатели готовности детей к школе и ее диагностика // в сборнике Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы», место издания М, 1987
  • Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.

Наверное, каждый ребенок ожидает, что школа это сплошной праздник. Ему хочется, что бы его жизнь, которая не очень устраивает будущего первоклассника, изменилась (не нужно спать днем, будут давать что-то вкусное, появятся новые друзья и т.п.). Однако вскоре ребенок начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое.

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

— не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

— не умеет работать по правилу;

— не умеет работать по образцу;

— нарушает дисциплину.

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Подразумевается владение ребенком простыми операциями обобщения.Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

4) Хорошее развитие фонематического слуха.Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Также не забывайте, что ведущей деятельностью первоклассника все равно остается игровая деятельность.

Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы…”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.
Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Однако прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах:

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.

Вариант 1 «Особые задания»

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Вариант 2 «Наблюдение и игра»

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Итак, приступим к наблюдению. При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развития речи. Это, во-первых, словарный запас. Поговорите с ребенком. Какие части речи он использует? Часто ли присутствуют глаголы, прилагательные, деепричастия. Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Для этого вам нужно просто найти изображение любого сюжета и задать вопросы ребенку. Желательно, чтобы сюжет был незнаком. Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации. Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Замечательно, если ответы не будут односложными, речь выразительна, грамотна.
Интересно понаблюдать, как дошкольник справится с таким заданием. Перед ним рисунок. На нем изображены два мальчика, идущих по улице. Один из них держит мяч. Оба выглядят расстроенными. Предложите малышу составить рассказ по этой картинке. Помогите ему, если он затрудняется. Ведь сложнее всего начать! Задайте ему вопросы, на которые он должен ответить:

— что произошло с мальчиками?

— почему у одного из них мяч?

— почему они такие расстроенные?

— что происходит сейчас?

— о чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?

— что будет дальше?

Это несложное задание. Более того, интересное. Ребенок начнет фантазировать, сочинять, а вы послушаете его.

Во-вторых, чтение. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы. Если Ваш малыш проявляет желание научиться этому, вы можете сами научить его буквам или же доверить обучение профессионалу. Сейчас это не так сложно: существуют репетиторы, нередко воспитатели в детском саду занимаются этим в частном порядке. Очень повезет, если в Вашем детском учреждении заведены регулярные занятия с детьми. И тем не менее, когда вы придете в школу, у ребенка обязательно поинтересуются, умеет ли он читать. Помните, что проверяют не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность. Понимает ли ребенок, что он только что прочитал, в состоянии ли ответить на вопросы. Следовательно, если чтение доступно дошкольнику, попросите его почитать вам, а потом задайте несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение.

Дальше у нас по плану проверка математических способностей ребенка. Начнем, конечно же, со счета. Попросите ребенка:

— посчитать от 1 до 10;

— от 3 до 8;

— назвать число, которое стоит перед 5;

— назвать число, которое стоит после 4;

— назвать число, которое стоит между 5 и 7.

Могут быть полезны такие вопросы: из каких чисел состоит число 5; какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3? Схема понятна, мы просто играем с числами. Предложите решить простейшую задачку: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?
Это элементарные задачи, Вы можете их усложнять. Интересны будут и такие задания:

— сколько медведей встретила в лесу Маша?

— сколько гномов встретила Белоснежка?

— сколько животных жило в рукавице?

Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом «сколько». А так же не забудьте, что малыша можно и подловить задачками шутками:

На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?

У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?

Предложите дошкольнику самому составить задачу. Сначала ему будет трудно. Может быть, вы сделаете это вместе. А потом можно просто задать число. Задачей ребенка будет придумать к нему сюжет с вопросом. Если ему не понятно слово «задачка», то используйте термин «математический рассказ».

Проверьте логическое мышление ребенка. Примерные задания могут быть такого плана, как назвать одним словом:

— белку, ежа, медведя;

— январь, июль, июнь.

А теперь попробуйте ответить на такие вопросы:

— Внимательно ли ребенок слушает инструкцию?

— Понимает ли условия задачи?

— Сосредоточен ли он в своей работе?

— Может ли работать по образцу?

— Волнуется ли?

— Встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое?

Ответы на эти вопросы и будут говорить о психологической готовности к школе.

Вариант 3 «Типовые тесты»

Существуют также типовые тесты на определение уровня готовности.

1. Попросите нарисовать человечка: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя». В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

2. Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай». Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же». Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

3. Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Ваш малыш собирается в школу. Если вы видите, что ему многое дается с трудом, и тем более у него нет желания, не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов. Мы с вами это и хотели выяснить.
Литература:

Критерии психологической готовности ребёнка к школе

Критерии психологической готовности ребёнка к школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психологии — мотивация к обучению.

У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно чтобы ребенок был здоров, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Мы живем в интересное время, когда есть возможность выбора: школы, программы, учителя. Вся наша современная жизнь — семья, радио, телевидение, обилие игрушек — способствует раннему развитию детей. Многие дети на пороге школы могут не только читать и писать, складывать и вычитать, но даже делить и умножать. Но является ли это показателем готовности к школе? Исследования показывают, что трудности в начальных классах чаще испытывают не те дети, которые имеют большой объем знаний, а те, у которых не сформирована привычка думать, дети инертные и пассивные, с узким кругозором, недостаточным опытом общения со сверстниками.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает состояния сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психологических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. И так критериями психологической готовности ребенка к школе является:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

Учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет интерес к получению новых знаний);

Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, неагрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок владеет карандашом, ножницами);

Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, больше — меньше, вперед — назад, слева — справа);

3 Развитие логического мышления (способность находить сходство и различие разных предметов при сравнении, объединить предметы в группы по общим существенным признакам).

4. Развитие произвольного внимания.

Зная, что успех во многом зависит от желания ребенка учиться, познавать, я первой задачей ставлю привитие интереса к знаниям, опираясь на занимательный, и в тоже время содержательный игровой материал. В занятиях подобраны специальные обучающие игры, в ходе которых незаметно для себя дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями: активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдёт в радость учения, когда учиться интересно, легко — и хочется учиться.

Вторая задача — развивать мышление ребенка, то есть те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, воображение, конструктивное

мышление.

Основными методами работы, решение этой задачи являются дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, вопросы, которые ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия. Чем больше самостоятельности и активности проявляет ребенок при изучении нового материала, тем эффективнее его развитие. Самостоятельные работы творческого характера развивают

навыки самоконтроля, самооценки.

Успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития, третьей главной задачей я ставлю развитие речи, умение связано высказываться, обосновывать свои суждения.

Исходя из этого подготовку детей к школе я делю на 3 этапа:

1. Знаете ли вы нас? Хотите ли нам помочь?

II. Развитие речи. Подготовка руки к письму.

ПI. Развитие элементарных математических представлений.

Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний и представлений об окружающем, сформированности элементарных понятий. Для того, чтобы своевременно помочь детям, у которых по тем или иным причинам не сформированы указанные качества, необходим постоянный контроль за их психологическим развитием. Мы часто слышим жалобы учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых качеств, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, их поведение носит импульсивный характер. Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему «Надо!»? Но в таком случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научиться получать удовольствие от него. В результате обучение в школе будет мукой и для него, и для родителей. Но как же быть? Ответ на этот вопрос требует индивидуального и творческого подхода, а главное умение уловить момент, когда можно переходить от сформированного игрового момента к учебному

2)Компоненты умственного развития.

Для этого еще задолго до поступления ребенка в школу я посещаю занятия в подготовительной группе. Совместно со школьным психологом провожу диагностику детей поступающих в первый класс. Диагностика представляет дифференцированный, объективный, стандартизированный подход к оценке уровня умственного развития ребенка в трех областях: способность к обучению (обучаемость), уровень развития :

мышления, уровень развития речи. Диагностика предполагает, что интеллектуальная

готовность играет одну из самых важных ролей и включает следующие компоненты умственного развития:

1. Обучаемость (как способность к обучению).

2. Уровень развития понятий.

3. Уровень развития речи.

4. Знания об окружающем (осведомленность).

5. Овладение отношениями множеств.

6. Знание форм и различий.

7 Способность к дифференциации и расчленениям в основных сенсорных модальностях

8.Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *