Предмет патопсихологии
Содержание
Глава I
56.14я73
С29
УДК 616.89(075.8)
Психопатология детского возраста/А. И. Селецкий.— К.: Ншцм шк. Головное изд-во, 1987.’— с.
В учебнике освещена история развития психопатологии, анализируются патофизиологические механизмы психопатологических расстройств, подробно изложены вопросы общей и частной психопатологии.
Особое внимание уделено характеристике олигофрении тяжелом степени, динамике дебилыюсти. Рассматриваются вопросы подготовки дефектологов к реабилитации умственно отсталых детей.
Для студентов педагогических институтов. Может быть полезным педагогам, психологам, психиатрам, школьным врачам.
Библиогр.: 40 назв.
Рецензенты:заведующая кафедрой детской психоневрологии
доктор медицинских наук, профессор Л. А. Булахова(Киевский государственный институт усовершенствования врачей); заведующий кафедрой анатомии и физиологии кандидат медицинских наук, доцентА. С. Хилько(Славянский государственный педагогический институт)
Редакция литературы по медицине и физической культуре Зав. редакцией Я. Е. Мироненко
4303000000—138
С 338—87
М 211(04)—87
© Издательское объединение «Вища школа», 1987
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психопатология детского возраста, являясь отраслью клинической психиатрии, имеет, вместе с тем, в приложении к дефектологии самостоятельные задачи. Если студент-медик изучает психопатологию, психические болезни с целью их профилактики и лечения больных, студент-юрист в процессе обучения рассматривает психопатологические явления с точки зрения правовых норм (дееспособность, вменяемость, невменяемость), то для студента-дефектолога главным является изучение закономерностей стойких остаточных дефектов психики, возникающих у детей и подростков после перенесенного заболевания, с целью их воспитания и специального обучения.
Психопатология наряду с патофизиологией и невропатологией является естественнонаучной основой дефектологии, поскольку применение наиболее благоприятных методов обучения и воспитания аномальных детей невозможно без знания закономерностей психической деятельности при различных дефектах психики.
В основе дефектологии лежат общепедагогические принципы, однако обучение и воспитание аномальных имеют свои особенности, поскольку речь идет о больных детях. Поэтому дефектология является медико-педагогической наукой.
Необходимость сотрудничества психопатологии и дефектологии в настоящее время не вызывает сомнения. Изучение психопатологии по учебникам, предназначенным для студентов медицинских институтов, не позволяет будущим дефектологам получить в максимальном объеме теоретические знания и практические навыки, необходимые для обучения и воспитания детей и подростков с аномалиями психики, так как патология психики в упомянутой учебной литературе освещается несколько в иной плоскости, чем это необходимо дефектологу. Поэтому для студентов дефектологических факультетов необходимы специальные учебники, освещающие все проблемы, связанные с обучением и воспитанием аномальных детей.
Данный учебник, в котором анализируются и обобщаются наиболее современные взгляды на сущность психических расстройств у детей и подростков, приводятся методы их лечебно-педагогической компенсации, освещаются вопросы реабилитации умственно отсталых детей, предназначен для будущих дефектологов и медицинских работников школ дефектологического профиля.
I |( II XI >|| II1ШМЧ ИИ Л’ЧГКПП) ПШрЛСП! НСИ1 Ы’МЛСМаИ член, общей мгм щ щ и ними ии ( Мишин и» м 41 н I и I < ип н11<1(1к п>1симптоматика уде-11/! НМГГ1ПИЩ I Ж’ННфпЧеСКПе ПГоГмЧШПГ I п. Конечно, основныеОншии И’ИМ КИ1′ И фп 1НП, 1|11| ИЧССКИС закономерности развития ребенка II |П|НН Л11|11едины П() нее же ребенок — это не взрослый в мини-шшре, риинпие его организма характеризуется своеобразными <|ш пиипи НЧ1Ч1Н1МИ1пК1пн>мерноетимп. Он быстрее и сильнее инва- лпдишруек н, чем оргаппам п:1роелого. Известны, например, тяжелые последствии перенесенных детьми н подростками черепно-мозговых травм, нейроиифекцнп, детских и общих инфекций, интоксикаций и других заболеваний н ннде задержки или извращения психического развития. Но в то же время вследствие биологических особенностей развивающийся организм ребенка отличается большей пластичностью и компенсаторными возможностями, чем организм взрослого.
В связи с тем что расстройства психики у детей выражены менее ярко, чем у взрослых, и требуют более пристального внимания при их выявлении, автор приводит в учебнике (в сравнительном плане) сведения о расстройствах психики у взрослых, выделяя особенности, характерные для психических дефектов у детей, подростков и юношей.
Болезненные процессы, приводящие к формированию стойких психических и физических дефектов, развиваются по определенным закономерностям. Поэтому педагогические мероприятия, направленные на коррекцию дефекта, наиболее эффективны в том случае, когда дефектолог вооружен знанием этих закономерностей и работает в содружестве с психоневрологом. Разумеется, изучение психопатологии имеет и большое общеобразовательное, научно- философское значение, поскольку касается наивысших, наиболее совершенных функций человеческого организма — мышления и поведения. Оно вооружает педагога знанием физиологических, психологических и патофизиологических основ психической деятельности.
ПРЕДМЕТ ПСИХОПАТОЛОГИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ
Психопатология-—это паука о психических болезнях. Она изучает причины возникновения, проявления и закономерности течения психических заболеваний, а также вопросы их профилактики, лечения и организации помощи психически больным и умственно отсталым. Несмотря на то что термин «психиатрия» несколько шире понятия «психопатология», в основном они однозначны, тождественны. Указанная терминология, как и многие другие не только медицинские термины (например, метафизика), принадлежит к анахронизмам, смысл которых можно уяснить, только зная историю их возникновения.
Психопатология как наука сформировалась в конце XVIII в., хотя психические болезни и различные варианты слабоумия известны очень давно. Понимание их на разных этапах развития общества и медицинской науки было различным. Так, в прошлом их считали страданиями души, независимой от тела и мозга человека. Отсюда дословное значение термина психопатология (от греч. psyhe— душа,pathos— страдание,logos— учение) —учение о страдании души. Однако наукой уже давно доказано, что никакой нетленной и непознаваемой души нет, а так называемые душевные, или психические, процессы, наши мысли, чувства, поступки являются результатом деятельности высших отделов головного мозга.
Таким образом, психопатология является наукой, изучающей расстройства функций мозга, нарушения психической деятельности, т. е. психической сферы. Правильнее было бы называть психопатологию наукой о патологии психической (высшей нервной) деятельности. Свое материалистическое обоснование психическая деятельность получила в трудах великого русского физиолога И. П. Павлова.
Психопатология представляет собой клиническую науку, основанную на данных анатомии, физиологии, патофизиологии, невропатологии, биохимии, симптоматике внутренних болезней и др. Являясь самостоятельной наукой, она вместе с тем неотделима от других областей медицинских знаний, ибо при всяком заболевании страдает весь организм, а следовательно, в той или иной мере и психика. Как психические расстройства всегда сопровождаются теми или иными соматическими изменениями, так и многие заболевания внутренних органов, не приводя к психическому заболеванию, характеризуются определенными психическими расстройствами.
Наблюдательным родителям, педагогам и педиатрам известно, что внезапные изменения настроения и поведения ребенка часто связаны с началом соматического заболевания. Всякие лечебные мероприятия, а также педагогическое вмешательство неразрывно связаны с влиянием на психику ребенка. Поэтому изучение отклонений со стороны психики и попытки коррекционного воздействия на нее возможны лишь при знании сущности психопатологии. При отсутствии понимания психического состояния больного медикопедагогическое воздействие на него будет неполным, недостаточно эффективным.
Таким образом, психопатология изучает не только психозы, слабоумие, неврозы и другие психические заболевания, но и изменения психики, возникающие при заболеваниях внутренних органов.
Как самостоятельная клиническая наука психопатология имеет и свои существенные специфические особенности. Они состоят в том, что задачей психопатологии являются изучение и коррекция расстройств высших функций психической деятельности человека — мышления и поведения. Чтобы понять поведение психически аномального, нужно хорошо знать психологию здорового человека в ее различных проявлениях. Поэтому психопатология тесно связана с социологией, философией, психологией, педагогикой, юриспруденцией, литературой и искусством. Именно социальные науки дают возможность понять закономерности психических процессов в норме как социального явления.
Психическая деятельность человека обусловлена не только физиологическими процессами, происходящими в коре большого мозга, но и взаимодействием человека с социальной средой, в которой он живет. Соотношение социального и биологического соответствует диалектическому принципу взаимосвязи низшего и высшего уровней развития человека. Социальное и биологическое — интегральное единство, не сумма двух слагаемых, а нечто неделимое и целостное. Рассматривая психическую деятельность как «высший продукт материи», как «функцию того особого сложного куска материи, который называется мозгом человека»1, мы должны учитывать, что формирование социальных и биологических параметров нормального развития личности, а стало быть, и адекватного поведения, возможно лишь в процессе общественной практики, под влиянием той или иной среды.
Психическая деятельность является предметом изучения не только физиологии и психопатологии, но и таких наук, как психология и философия, определяющих закономерности формирования и развития психики человека как функции мозга, заключающейся в отражении объективной реальности (т. е. биологической и социальной среды).
Один из основоположников отечественной психопатологии С. С. Корсаков еще в 1891 г. писал, что «психиатрия из всех меди- динских наук наиболее близко ставит нас к вопросам философии… диалектический метод есть могучий способ в исследовании научных истин»2. Важность совместного изучения психических процессов психологией и психопатологией подчеркивал И. П. Павлов.
Психопатологию разделяют на общую и частную.
Общая психопатологияизучает наиболее общие проявления психических расстройств, их основные причины, общие условия происхождения и закономерности развития, свойственные всем психическим заболеваниям (расстройства ощущений, восприятий, представлений, памяти, мышления, сознания, эмоционально-волевой сферы и др.).
Частная психопатологияизучает конкретные психические заболевания, например: острые и хронические психические расстройства при эпилепсии, инфекционные, травматические психозы и их последствия, шизофрению, психопатии, неврозы и др.
В результате прогресса науки вообще и психопатологии в частности сформировались и выделились ее отдельные ветви, отрасли, в том числе детская психопатология, изучающая психические расстройства у детей и подростков, методы их лечения, компенсации и коррекции психического дефекта.
Выделились также следующие отрасли общей психопатологии: судебная психопатология, разрабатывающая проблемы судебнопсихиатрической экспертизы, правового положения психически больных и умственно отсталых, критерии их дееспособности, вменяемости и невменяемости; психиатрическая трудовая экспертиза, занимающаяся вопросами трудоспособности при аномалиях психики, проблемами социально-трудовой реабилитации и трудоустройства лиц с психическим дефектом; психогигиена и организационная психиатрия, разрабатывающие методы профилактики психических заболеваний, обеспечивающие организацию психиатрической помощи населению, подготовку и распределение кадров, строительство специальных учреждений, статистику психической заболеваемости; военная психопатология и др.
В последние десятилетия большое внимание уделяется изучению и предупреждению тех форм психических заболеваний, при которых преобладают не грубые деструктивно-анатомические изменения мозга, а функционально-динамические расстройства. Поэтому кроме большой психопатологии, разрабатывающей методы профилактики и лечения тяжелых психических заболеваний, выделяют малую (пограничную) психопатологию, занимающуюся изучением и предупреждением более легких форм психических болезней. Для психоневрологической и специальной педагогической практики она имеет более важное значение, чем большая психопатология.
Сфера малой, или пограничной, психопатологии у детей и подростков значительно шире, чем у взрослых. Проблемы малой психопатологии в настоящее время являются особенно актуальными. В прошлом (40—50 лет тому назад) многие из детей, страдавших
гемолитической болезнью, паразитарными заболеваниями, перенесших детские и общие инфекции, внутриутробные, родовые или послеродовые травмы и различные другие заболевания, либо погибали, либо становились инвалидами. Ныне, в связи с децентрализацией лечебно-профилактических учреждений, более достоверной диагностикой и применением эффективных методов лечения, этого не происходит, но все же у части детей формируются более или менее легкие, но стойкие болезненные состояния, которые относятся к малой психопатологии, пограничным формам психических заболеваний. По словам отечественного психиатра П. Б. Ганнушкина, изучавшего пограничные состояния, «малая психиатрия, психиатрия пограничная, есть область несравненно тонкая, область сложная, требующая значительно большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия1большая, где речь идет о душевнобольных в узком смысле слова»*.
Количество больных с тяжелыми аномалиями психики среди школьников с каждым годом снижается, а с «легкими», в патогенезе которых преобладают функционально-динамические психические расстройства,— не имеет тенденции к снижению. Речь идет о психическом инфантилизме, задержке психического развития, астени- зации, нейродинамических и органических психопатиях, реактивнопсихогенных состояниях, неврозах, аномалиях личности, уродствах эмоционально-волевой сферы с последующими трудновоспитуемо- стыо и правонарушениями, о психопатоподобном поведении, расстройствах речи периферического и центрального происхождения, аутичном, ипохондрическом и истерическом развитии, легких и атипичных вариантах дебильности, вегетативно-соматических дистониях, быстрых срывах во взаимодействиях корковых процессов и др. Неуспеваемость в школе, дезорганизаторские тенденции, труд- новоспитуемость, наряду с педагогической запущенностью, во многих случаях обусловлены нервно-психическими расстройствами, которые относятся к малой психопатологии. Эти отклонения в нервно-психическом развитии детей в значительной мере доступны коррекции в школе-интернате, где имеются медицинская амбулатория и стационар, общественное питание, а также благодаря внеболь- ничной помощи в условиях психоневрологического диспансера и поликлиники.
Изменение структуры нервно-психической заболеваемости у детей и подростков в виде преобладания у них легких форм нервно- психических расстройств обусловливает необходимость пересмотра лечебно-профилактических и психолого-педагогических методов воздействия, деятельности психоневролога и дефектолога. При этом реабилитационные мероприятия, включающие биологические, пси- холого-педагогические, психотерапевтические и трудотерапевтические методы лечения, должны быть направлены на стимуляцию социальной активности психически аномального, на его ресоциализацию в условиях внебольничной помощи, способность жить, работать, общаться с людьми. Основная задача реабилитации — борьба за человека, а не борьба против дефекта.
Решение разнообразных задач, стоящих перед психопатологией, зависит от правильности организации психиатрической помощи. Известно, что состояние психиатрической помощи населению страны отражает степень ее прогресса, ее культурный уровень. В лечебных психоневрологических учреждениях и школах дефектологического профиля правильная организация психиатрической помощи приобретает не меньшее значение, чем четкая разработка принципов и методов лекарственной и психопедагогической терапии.
В течение длительного времени психические процессы (в норме и патологии) изучались не путем применения естественно-физиологических методов, а только с помощью их описания. Но описание явления, констатация признаков и фактов — это лишь предпосылка для выявления сущности психических расстройств. Как известно, медицина и педагогика широко используют эмпирические наблюдения, описание явления с выделением его признаков. Но лишь путем описания, без детерминированного анализа физиологических и патогенетических закономерностей, психология и психопатология не в состоянии объяснить сущность нормальных и патологических психических процессов.
Основываясь на материалистическом учении о психической деятельности, разработанном И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, перейдя от констатации фактов к их обобщению, психопатология решает стоящие перед ней задачи с позиций детерминизма, структурности, принципа анализа и синтеза, с учетом целостности организма и его взаимосвязи со средой. И. И. Павлов считал необходимым обоснование психологических и психопатологических явлений с физиологической и патофизиологической точек зрения. Важную роль в психопатологии играет разработанное философами и психологами учение о личности как устойчивой совокупности психических качеств человека, сложившихся под влиянием биологических и, в первую очередь, социальных условий его жизни и воспитания. Личностные особенности влияют на проявления и течение психического заболевания.
Задача психопатологии состоит в выяснении совместно с физиологами, патоморфологами, биохимиками, вирусологами, цитологами и другими специалистами причин и механизма развития психических и пограничных с ними заболеваний. Важное значение при этом имеет установление типичных причинно-следственных взаимосвязей психопатологических проявлений, их динамики, прогноза, а также разработка и усовершенствование методов профилактики, лечения, коррекции необратимого дефекта, выбор профессии и трудоустройство психически аномального. Особое внимание психопатология уделяет детям, страдающим пограничными формами психических заболеваний, в том числе трудновоспитуемым и несовершеннолетним правонарушителям.
Проблема трудновоспитуемых детей актуальна не только в психоневрологии, но и в общей и специальной педагогике, в работе учителя-воспитателя и школьного врача. Социально-трудовая коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляет собой многоэтапный процесс, в котором принимают участие представители просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, профтехобразования, правоохранительных органов и общественных организаций.
Поскольку в происхождении психических расстройств важную роль играют инфекции, интоксикации, травмы, различные заболевания внутренних органов, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, то большое внимание в психопатологии уделяется разработке проблем психогигиены и психопрофилактики детского возраста, в частности гигиены умственного труда, лечебной педагогики, пропаганде санитарно-гигиенических и психоневрологических знаний, организации специального медико-педагогического воздействия и др.
Педагогический и медицинский персонал школ дефектологического профиля работает с детьми и подростками, страдающими психическими и физическими дефектами, стойкими резидуальными (остаточными) состояниями, наступившими после перенесенного заболевания. Клинический опыт и педагогическая практика специального обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нервно-психи- ческими дефектами свидетельствуют о возможности значительного расширения их способностей к познанию. «Главнейшее, сильнейшее и постоянно оставляющее впечатление от изучения высшей нервной деятельности нашим методом,— пишет И. П. Павлов,—■ это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»1.
Исходя из концепции о пластичности психической деятельности одной из важнейших задач психопатологии, в том числе и дефектологии, является реабилитация психически аномальных. Как известно, психический дефект приводит к нарушению или полному прекращению социальных связей человека. Л ведь человек — существо социальное, он не только организм — объект, но и личность — субъект, продукт общественных отношений, развивающийся на основе биологических предпосылок.
Реабилитация психических больных это прежде всего их ресоциализация, поскольку при интеллектуальном дефекте страдают прежде всего личность, ее социальные связи, а не отдельные функции — моторные, опорные, речевые и др. Она представляет собой систему государственных, медицинских, психолого-педагогических,
профессиональных и других мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, а также социальных функций.
Психопатология как научная дисциплина. Предмет, Объект, цели и задачи психопатологии.
Поделись с друзьями
Психопатология — это раздел психиатрии, цель которого — изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.
Психиатрия (греч. πσψηε – душа, φατρεο – лечение) – наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе.
Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия.
Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).
Общая распространенность психических заболеваний составляет около 20%, следовательно, каждый пятый человек в течение своей жизни нуждается в помощи специалиста психиатрического профиля. По данным ВОЗ к 2020 году психические расстройства будут занимать одно из ведущих мест среди причин инвалидизации населения планеты, а такое заболевание как депрессия займет второе место после ишемической болезни сердца по инвалидизации. Кроме того, факт наличия страха, сомнений при обращении к психиатру, а так же наличие соматических «масок» психических заболеваний делает необходимым знание психиатрии для врачей различных профилей. Больные часто обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, при этом, период лечения у специалистов различных профилей может достигать нескольких лет. Все это делает необходимым знание врачами-интернистами основных вопросов психиатрии.
Психиатрия объединяет разнообразные знания о человеке, науках, которыми он занимается, о смысле его жизни, эмоциональной, интеллектуальной, творческой жизни человека. Наконец, психиатрия имеет своим предметом, в конечном итоге, душу человека со всеми ее особенностями.
одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов
Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.
Предмет-изучение расстройства видов ВНД человека
Объект-человек
Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств
Связана с невропатологией, педиатрией, психиатрией.
Принципы: Детерминизма(причин возникновения), анализа и синтеза, структурности.
Краткая история и современное состояние
Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.
Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.
В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.
Патопсихологическая диагностика
Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента».
Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.
> См. также
- Психическое расстройство
Литература
- Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
- Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
- Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Патопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.
Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.
Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.
Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.
Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.
Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.
К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.
К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.
В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.
Патопсихологическая диагностика
Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.
Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.
Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.
Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.
Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.
Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.
Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».
Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.
Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.
Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.
Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.
Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.
При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.
Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.
Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.
Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.
И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.
Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.
Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.
Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.
Шпаргалка к написанию экзаменов
Ребята, решил в качестве эксперимента попробовать публиковать ваши шпаргалки на этом сайте. Если данная инициатива попрёт, то отлично. Нет — ну, что ж, я попытался.
Просьба прочитать текст ниже. Связаться со мной можно нажав на кнопку «Написать письмо» ниже или через электронную почту: . Отправляя письмо, вы подтверждаете, что прочитали условия и согласны с ними.
Теперь немного об условиях и ограничениях:
- Текст должен быть соответствующим образом оформлен. Об этом ниже.
- Прошу учесть, что все материалы, которые здесь размещены, являются чьим-то трудом. Просьба уважать чужие авторские права.
- Я не даю никаких гарантий того, что присланные шпаргалки будут опубликованы. У меня банально может не хватать времени на то, чтобы увидеть ваше письмо, или меня сбила машина, я в отпуске, и так далее. Спасибо за понимание.
- Между отправкой письма и размещением шпаргалки может пройти некоторое время. Поэтому просьба не винить меня в том, что я не успел/не разместил вашу шпаргалку, и из-за этого вы не сдали экзамен или получили не ту оценку, на которую расчитывали. Я думаю, что это логично, но на всякий пожарный хотел озвучить 🙂
- Данный список может дополняться.
Оформление
Присылать шпаргалку лучше одним файлом. Это может быть либо архив с несколькими файлами Word или одним файлом Word. TXT, ODF, RTF и прочие распространённые форматы тоже пойдут.
Каждый вопрос/билет должен быть выделен каким-либо заголовком или даже отдельным файлом. Огромные портянки текста публиковаться на одной странице не будут. Суть в том, чтобы каждый отдельный вопрос/билет можно было открыть с мобильного устройства и спокойно прочитать без всяких тормозов даже на простейшем устройстве.
Отдельно хотел бы оговорить наличие изображений. Чем меньше изображений, мелких формул и так далее — тем лучше. Публикация шпаргалок с большим количеством изображений занимает огромную массу времени. На это я не готов пойти.
Указывайте, пожалуйста, по возможности ваши контактные данные (почта, фамилия и имя). Они могут быть размещены по вашему желанию рядом с опубликованными шпаргалками. Не лишним будет указание автора(-ов) размещаемых текстов.