Доктор Моррис

Предмет патопсихологии

Глава I

56.14я73

С29

УДК 616.89(075.8)

Психопатология детского возраста/А. И. Селецкий.— К.: Ншцм шк. Головное изд-во, 1987.’— с.

В учебнике освещена история развития психопатологии, анализи­руются патофизиологические механизмы психопатологических рас­стройств, подробно изложены вопросы общей и частной психопато­логии.

Особое внимание уделено характеристике олигофрении тяжелом степени, динамике дебилыюсти. Рассматриваются вопросы подготов­ки дефектологов к реабилитации умственно отсталых детей.

Для студентов педагогических институтов. Может быть полез­ным педагогам, психологам, психиатрам, школьным врачам.

Библиогр.: 40 назв.

Рецензенты:заведующая кафедрой детской психоневрологии

доктор медицинских наук, профессор Л. А. Булахова(Киевский го­сударственный институт усовершенствования врачей); заведующий кафедрой анатомии и физиологии кандидат медицинских наук, до­центА. С. Хилько(Славянский государственный педагогический ин­ститут)

Редакция литературы по медицине и физической культуре Зав. редакцией Я. Е. Мироненко

4303000000—138

С 338—87

М 211(04)—87

© Издательское объединение «Вища школа», 1987

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психопатология детского возраста, являясь отраслью клиниче­ской психиатрии, имеет, вместе с тем, в приложении к дефектоло­гии самостоятельные задачи. Если студент-медик изучает психопа­тологию, психические болезни с целью их профилактики и лечения больных, студент-юрист в процессе обучения рассматривает психо­патологические явления с точки зрения правовых норм (дееспособ­ность, вменяемость, невменяемость), то для студента-дефектолога главным является изучение закономерностей стойких остаточных дефектов психики, возникающих у детей и подростков после пере­несенного заболевания, с целью их воспитания и специального обу­чения.

Психопатология наряду с патофизиологией и невропатологией является естественнонаучной основой дефектологии, поскольку при­менение наиболее благоприятных методов обучения и воспитания аномальных детей невозможно без знания закономерностей психи­ческой деятельности при различных дефектах психики.

В основе дефектологии лежат общепедагогические принципы, однако обучение и воспитание аномальных имеют свои особеннос­ти, поскольку речь идет о больных детях. Поэтому дефектология является медико-педагогической наукой.

Необходимость сотрудничества психопатологии и дефектологии в настоящее время не вызывает сомнения. Изучение психопатоло­гии по учебникам, предназначенным для студентов медицинских институтов, не позволяет будущим дефектологам получить в мак­симальном объеме теоретические знания и практические навыки, необходимые для обучения и воспитания детей и подростков с ано­малиями психики, так как патология психики в упомянутой учебной литературе освещается несколько в иной плоскости, чем это необ­ходимо дефектологу. Поэтому для студентов дефектологических факультетов необходимы специальные учебники, освещающие все проблемы, связанные с обучением и воспитанием аномальных детей.

Данный учебник, в котором анализируются и обобщаются наи­более современные взгляды на сущность психических расстройств у детей и подростков, приводятся методы их лечебно-педагогической компенсации, освещаются вопросы реабилитации умственно отста­лых детей, предназначен для будущих дефектологов и медицин­ских работников школ дефектологического профиля.

I |( II XI >|| II1ШМЧ ИИ Л’ЧГКПП) ПШрЛСП! НСИ1 Ы’МЛСМаИ член, общей мгм щ щ и ними ии ( Мишин и» м 41 н I и I < ип н11<1(1к п>1симптоматика уде-11/! НМГГ1ПИЩ I Ж’ННфпЧеСКПе ПГоГмЧШПГ I п. Конечно, основныеОншии И’ИМ КИ1′ И фп 1НП, 1|11| ИЧССКИС закономерности развития ребенка II |П|НН Л11|11едины П() нее же ребенок — это не взрослый в мини-шшре, риинпие его организма характеризуется своеобразными <|ш пиипи НЧ1Ч1Н1МИ1пК1пн>мерноетимп. Он быстрее и сильнее инва- лпдишруек н, чем оргаппам п:1роелого. Известны, например, тяже­лые последствии перенесенных детьми н подростками черепно-моз­говых травм, нейроиифекцнп, детских и общих инфекций, интокси­каций и других заболеваний н ннде задержки или извращения психического развития. Но в то же время вследствие биологиче­ских особенностей развивающийся организм ребенка отличается большей пластичностью и компенсаторными возможностями, чем организм взрослого.

В связи с тем что расстройства психики у детей выражены ме­нее ярко, чем у взрослых, и требуют более пристального внимания при их выявлении, автор приводит в учебнике (в сравнительном плане) сведения о расстройствах психики у взрослых, выделяя особенности, характерные для психических дефектов у детей, под­ростков и юношей.

Болезненные процессы, приводящие к формированию стойких психических и физических дефектов, развиваются по определенным закономерностям. Поэтому педагогические мероприятия, направ­ленные на коррекцию дефекта, наиболее эффективны в том случае, когда дефектолог вооружен знанием этих закономерностей и ра­ботает в содружестве с психоневрологом. Разумеется, изучение психопатологии имеет и большое общеобразовательное, научно- философское значение, поскольку касается наивысших, наиболее совершенных функций человеческого организма — мышления и по­ведения. Оно вооружает педагога знанием физиологических, пси­хологических и патофизиологических основ психической деятель­ности.

ПРЕДМЕТ ПСИХОПАТОЛОГИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ЗАДАЧИ

Психопатология-—это паука о психических болезнях. Она изу­чает причины возникновения, проявления и закономерности течения психических заболеваний, а также вопросы их профилактики, ле­чения и организации помощи психически больным и умственно отсталым. Несмотря на то что термин «психиатрия» несколько шире понятия «психопатология», в основном они однозначны, тождественны. Указанная терминология, как и многие другие не только медицинские термины (например, метафизика), принадле­жит к анахронизмам, смысл которых можно уяснить, только зная историю их возникновения.

Психопатология как наука сформировалась в конце XVIII в., хо­тя психические болезни и различные варианты слабоумия известны очень давно. Понимание их на разных этапах развития общества и медицинской науки было различным. Так, в прошлом их считали страданиями души, независимой от тела и мозга человека. Отсюда дословное значение термина психопатология (от греч. psyhe— ду­ша,pathos— страдание,logos— учение) —учение о страдании ду­ши. Однако наукой уже давно доказано, что никакой нетленной и непознаваемой души нет, а так называемые душевные, или психи­ческие, процессы, наши мысли, чувства, поступки являются резуль­татом деятельности высших отделов головного мозга.

Таким образом, психопатология является наукой, изучающей расстройства функций мозга, нарушения психической деятельности, т. е. психической сферы. Правильнее было бы называть психопато­логию наукой о патологии психической (высшей нервной) деятель­ности. Свое материалистическое обоснование психическая деятель­ность получила в трудах великого русского физиолога И. П. Пав­лова.

Психопатология представляет собой клиническую науку, осно­ванную на данных анатомии, физиологии, патофизиологии, невро­патологии, биохимии, симптоматике внутренних болезней и др. Яв­ляясь самостоятельной наукой, она вместе с тем неотделима от дру­гих областей медицинских знаний, ибо при всяком заболевании страдает весь организм, а следовательно, в той или иной мере и психика. Как психические расстройства всегда сопровождаются те­ми или иными соматическими изменениями, так и многие заболе­вания внутренних органов, не приводя к психическому заболеванию, характеризуются определенными психическими расстройствами.

Наблюдательным родителям, педагогам и педиатрам известно, что внезапные изменения настроения и поведения ребенка часто связаны с началом соматического заболевания. Всякие лечебные мероприятия, а также педагогическое вмешательство неразрывно связаны с влиянием на психику ребенка. Поэтому изучение откло­нений со стороны психики и попытки коррекционного воздействия на нее возможны лишь при знании сущности психопатологии. При отсутствии понимания психического состояния больного медико­педагогическое воздействие на него будет неполным, недостаточно эффективным.

Таким образом, психопатология изучает не только психозы, сла­боумие, неврозы и другие психические заболевания, но и изменения психики, возникающие при заболеваниях внутренних органов.

Как самостоятельная клиническая наука психопатология имеет и свои существенные специфические особенности. Они состоят в том, что задачей психопатологии являются изучение и коррекция расстройств высших функций психической деятельности человека — мышления и поведения. Чтобы понять поведение психически ано­мального, нужно хорошо знать психологию здорового человека в ее различных проявлениях. Поэтому психопатология тесно связана с социологией, философией, психологией, педагогикой, юриспруден­цией, литературой и искусством. Именно социальные науки дают возможность понять закономерности психических процессов в нор­ме как социального явления.

Психическая деятельность человека обусловлена не только фи­зиологическими процессами, происходящими в коре большого мозга, но и взаимодействием человека с социальной средой, в которой он живет. Соотношение социального и биологического соответствует диалектическому принципу взаимосвязи низшего и высшего уровней развития человека. Социальное и биологическое — интегральное единство, не сумма двух слагаемых, а нечто неделимое и целостное. Рассматривая психическую деятельность как «высший продукт ма­терии», как «функцию того особого сложного куска материи, кото­рый называется мозгом человека»1, мы должны учитывать, что формирование социальных и биологических параметров нормально­го развития личности, а стало быть, и адекватного поведения, воз­можно лишь в процессе общественной практики, под влиянием той или иной среды.

Психическая деятельность является предметом изучения не толь­ко физиологии и психопатологии, но и таких наук, как психология и философия, определяющих закономерности формирования и разви­тия психики человека как функции мозга, заключающейся в отра­жении объективной реальности (т. е. биологической и социальной среды).

Один из основоположников отечественной психопатологии С. С. Корсаков еще в 1891 г. писал, что «психиатрия из всех меди- динских наук наиболее близко ставит нас к вопросам философии… диалектический метод есть могучий способ в исследовании науч­ных истин»2. Важность совместного изучения психических процес­сов психологией и психопатологией подчеркивал И. П. Павлов.

Психопатологию разделяют на общую и частную.

Общая психопатологияизучает наиболее общие проявления пси­хических расстройств, их основные причины, общие условия прои­схождения и закономерности развития, свойственные всем психи­ческим заболеваниям (расстройства ощущений, восприятий, пред­ставлений, памяти, мышления, сознания, эмоционально-волевой сферы и др.).

Частная психопатологияизучает конкретные психические забо­левания, например: острые и хронические психические расстройст­ва при эпилепсии, инфекционные, травматические психозы и их последствия, шизофрению, психопатии, неврозы и др.

В результате прогресса науки вообще и психопатологии в част­ности сформировались и выделились ее отдельные ветви, отрасли, в том числе детская психопатология, изучающая психические рас­стройства у детей и подростков, методы их лечения, компенсации и коррекции психического дефекта.

Выделились также следующие отрасли общей психопатологии: судебная психопатология, разрабатывающая проблемы судебно­психиатрической экспертизы, правового положения психически больных и умственно отсталых, критерии их дееспособности, вменя­емости и невменяемости; психиатрическая трудовая экспертиза, за­нимающаяся вопросами трудоспособности при аномалиях психики, проблемами социально-трудовой реабилитации и трудоустройства лиц с психическим дефектом; психогигиена и организационная пси­хиатрия, разрабатывающие методы профилактики психических за­болеваний, обеспечивающие организацию психиатрической помощи населению, подготовку и распределение кадров, строительство специальных учреждений, статистику психической заболеваемости; военная психопатология и др.

В последние десятилетия большое внимание уделяется изучению и предупреждению тех форм психических заболеваний, при которых преобладают не грубые деструктивно-анатомические изменения мозга, а функционально-динамические расстройства. Поэтому кро­ме большой психопатологии, разрабатывающей методы профилак­тики и лечения тяжелых психических заболеваний, выделяют малую (пограничную) психопатологию, занимающуюся изучением и преду­преждением более легких форм психических болезней. Для психо­неврологической и специальной педагогической практики она имеет более важное значение, чем большая психопатология.

Сфера малой, или пограничной, психопатологии у детей и под­ростков значительно шире, чем у взрослых. Проблемы малой психо­патологии в настоящее время являются особенно актуальными. В прошлом (40—50 лет тому назад) многие из детей, страдавших

гемолитической болезнью, паразитарными заболеваниями, перенес­ших детские и общие инфекции, внутриутробные, родовые или по­слеродовые травмы и различные другие заболевания, либо погиба­ли, либо становились инвалидами. Ныне, в связи с децентрализа­цией лечебно-профилактических учреждений, более достоверной диагностикой и применением эффективных методов лечения, этого не происходит, но все же у части детей формируются более или ме­нее легкие, но стойкие болезненные состояния, которые относятся к малой психопатологии, пограничным формам психических забо­леваний. По словам отечественного психиатра П. Б. Ганнушкина, изучавшего пограничные состояния, «малая психиатрия, психиат­рия пограничная, есть область несравненно тонкая, область слож­ная, требующая значительно большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия1большая, где речь идет о душевнобольных в узком смысле слова»*.

Количество больных с тяжелыми аномалиями психики среди школьников с каждым годом снижается, а с «легкими», в патогене­зе которых преобладают функционально-динамические психические расстройства,— не имеет тенденции к снижению. Речь идет о пси­хическом инфантилизме, задержке психического развития, астени- зации, нейродинамических и органических психопатиях, реактивно­психогенных состояниях, неврозах, аномалиях личности, уродствах эмоционально-волевой сферы с последующими трудновоспитуемо- стыо и правонарушениями, о психопатоподобном поведении, рас­стройствах речи периферического и центрального происхождения, аутичном, ипохондрическом и истерическом развитии, легких и ати­пичных вариантах дебильности, вегетативно-соматических дисто­ниях, быстрых срывах во взаимодействиях корковых процессов и др. Неуспеваемость в школе, дезорганизаторские тенденции, труд- новоспитуемость, наряду с педагогической запущенностью, во мно­гих случаях обусловлены нервно-психическими расстройствами, которые относятся к малой психопатологии. Эти отклонения в нерв­но-психическом развитии детей в значительной мере доступны кор­рекции в школе-интернате, где имеются медицинская амбулатория и стационар, общественное питание, а также благодаря внеболь- ничной помощи в условиях психоневрологического диспансера и поликлиники.

Изменение структуры нервно-психической заболеваемости у де­тей и подростков в виде преобладания у них легких форм нервно- психических расстройств обусловливает необходимость пересмотра лечебно-профилактических и психолого-педагогических методов воз­действия, деятельности психоневролога и дефектолога. При этом реабилитационные мероприятия, включающие биологические, пси- холого-педагогические, психотерапевтические и трудотерапевтичес­кие методы лечения, должны быть направлены на стимуляцию со­циальной активности психически аномального, на его ресоциализа­цию в условиях внебольничной помощи, способность жить, рабо­тать, общаться с людьми. Основная задача реабилитации — борьба за человека, а не борьба против дефекта.

Решение разнообразных задач, стоящих перед психопатологией, зависит от правильности организации психиатрической помощи. Известно, что состояние психиатрической помощи населению стра­ны отражает степень ее прогресса, ее культурный уровень. В лечеб­ных психоневрологических учреждениях и школах дефектологичес­кого профиля правильная организация психиатрической помо­щи приобретает не меньшее значение, чем четкая разработка принципов и методов лекарственной и психопедагогической те­рапии.

В течение длительного времени психические процессы (в норме и патологии) изучались не путем применения естественно-физиоло­гических методов, а только с помощью их описания. Но описание явления, констатация признаков и фактов — это лишь предпосылка для выявления сущности психических расстройств. Как известно, медицина и педагогика широко используют эмпирические наблюде­ния, описание явления с выделением его признаков. Но лишь путем описания, без детерминированного анализа физиологических и па­тогенетических закономерностей, психология и психопатология не в состоянии объяснить сущность нормальных и патологических пси­хических процессов.

Основываясь на материалистическом учении о психической дея­тельности, разработанном И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, пе­рейдя от констатации фактов к их обобщению, психопатология решает стоящие перед ней задачи с позиций детерминизма, струк­турности, принципа анализа и синтеза, с учетом целостности орга­низма и его взаимосвязи со средой. И. И. Павлов считал необходи­мым обоснование психологических и психопатологических явлений с физиологической и патофизиологической точек зрения. Важную роль в психопатологии играет разработанное философами и психо­логами учение о личности как устойчивой совокупности психичес­ких качеств человека, сложившихся под влиянием биологических и, в первую очередь, социальных условий его жизни и воспитания. Личностные особенности влияют на проявления и течение психи­ческого заболевания.

Задача психопатологии состоит в выяснении совместно с физио­логами, патоморфологами, биохимиками, вирусологами, цитолога­ми и другими специалистами причин и механизма развития психи­ческих и пограничных с ними заболеваний. Важное значение при этом имеет установление типичных причинно-следственных взаимо­связей психопатологических проявлений, их динамики, прогноза, а также разработка и усовершенствование методов профилактики, лечения, коррекции необратимого дефекта, выбор профессии и тру­доустройство психически аномального. Особое внимание психопа­тология уделяет детям, страдающим пограничными формами пси­хических заболеваний, в том числе трудновоспитуемым и несовер­шеннолетним правонарушителям.

Проблема трудновоспитуемых детей актуальна не только в пси­хоневрологии, но и в общей и специальной педагогике, в работе учи­теля-воспитателя и школьного врача. Социально-трудовая коррек­ция отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляет собой многоэтапный процесс, в котором принимают участие пред­ставители просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, профтехобразования, правоохранительных органов и общественных организаций.

Поскольку в происхождении психических расстройств важную роль играют инфекции, интоксикации, травмы, различные заболе­вания внутренних органов, неблагоприятные санитарно-гигиеничес­кие условия, то большое внимание в психопатологии уделяется раз­работке проблем психогигиены и психопрофилактики детского воз­раста, в частности гигиены умственного труда, лечебной педагогики, пропаганде санитарно-гигиенических и психоневрологических зна­ний, организации специального медико-педагогического воздейст­вия и др.

Педагогический и медицинский персонал школ дефектологиче­ского профиля работает с детьми и подростками, страдающими психическими и физическими дефектами, стойкими резидуальными (остаточными) состояниями, наступившими после перенесенного за­болевания. Клинический опыт и педагогическая практика специаль­ного обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нервно-психи- ческими дефектами свидетельствуют о возможности значительного расширения их способностей к познанию. «Главнейшее, сильнейшее и постоянно оставляющее впечатление от изучения высшей нервной деятельности нашим методом,— пишет И. П. Павлов,—■ это чрез­вычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возмож­ности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осу­ществлены соответствующие условия»1.

Исходя из концепции о пластичности психической деятельности одной из важнейших задач психопатологии, в том числе и дефекто­логии, является реабилитация психически аномальных. Как из­вестно, психический дефект приводит к нарушению или полному прекращению социальных связей человека. Л ведь человек — суще­ство социальное, он не только организм — объект, но и личность — субъект, продукт общественных отношений, развивающийся на ос­нове биологических предпосылок.

Реабилитация психических больных это прежде всего их ресо­циализация, поскольку при интеллектуальном дефекте страдают прежде всего личность, ее социальные связи, а не отдельные функ­ции — моторные, опорные, речевые и др. Она представляет собой систему государственных, медицинских, психолого-педагогических,

профессиональных и других мероприятий, направленных на восста­новление или компенсацию нарушенных функций организма, а так­же социальных функций.

Психопатология как научная дисциплина. Предмет, Объект, цели и задачи психопатологии.

Поделись с друзьями

Психопатология — это раздел психиатрии, цель которого — изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.

Психиатрия (греч. πσψηε – душа, φατρεο – лечение) – наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе.

Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия.

Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Общая распространенность психических заболеваний составляет около 20%, следовательно, каждый пятый человек в течение своей жизни нуждается в помощи специалиста психиатрического профиля. По данным ВОЗ к 2020 году психические расстройства будут занимать одно из ведущих мест среди причин инвалидизации населения планеты, а такое заболевание как депрессия займет второе место после ишемической болезни сердца по инвалидизации. Кроме того, факт наличия страха, сомнений при обращении к психиатру, а так же наличие соматических «масок» психических заболеваний делает необходимым знание психиатрии для врачей различных профилей. Больные часто обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, при этом, период лечения у специалистов различных профилей может достигать нескольких лет. Все это делает необходимым знание врачами-интернистами основных вопросов психиатрии.

Психиатрия объединяет разнообразные знания о человеке, науках, которыми он занимается, о смысле его жизни, эмоциональной, интеллектуальной, творческой жизни человека. Наконец, психиатрия имеет своим предметом, в конечном итоге, душу человека со всеми ее особенностями.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Предмет-изучение расстройства видов ВНД человека

Объект-человек

Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств

Связана с невропатологией, педиатрией, психиатрией.

Принципы: Детерминизма(причин возникновения), анализа и синтеза, структурности.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента».

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.

> См. также

  • Психическое расстройство

Литература

  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Патопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

Шпаргалка к написанию экзаменов

Ребята, решил в качестве эксперимента попробовать публиковать ваши шпаргалки на этом сайте. Если данная инициатива попрёт, то отлично. Нет — ну, что ж, я попытался.

Просьба прочитать текст ниже. Связаться со мной можно нажав на кнопку «Написать письмо» ниже или через электронную почту: . Отправляя письмо, вы подтверждаете, что прочитали условия и согласны с ними.

Теперь немного об условиях и ограничениях:

  • Текст должен быть соответствующим образом оформлен. Об этом ниже.
  • Прошу учесть, что все материалы, которые здесь размещены, являются чьим-то трудом. Просьба уважать чужие авторские права.
  • Я не даю никаких гарантий того, что присланные шпаргалки будут опубликованы. У меня банально может не хватать времени на то, чтобы увидеть ваше письмо, или меня сбила машина, я в отпуске, и так далее. Спасибо за понимание.
  • Между отправкой письма и размещением шпаргалки может пройти некоторое время. Поэтому просьба не винить меня в том, что я не успел/не разместил вашу шпаргалку, и из-за этого вы не сдали экзамен или получили не ту оценку, на которую расчитывали. Я думаю, что это логично, но на всякий пожарный хотел озвучить 🙂
  • Данный список может дополняться.

Оформление

Присылать шпаргалку лучше одним файлом. Это может быть либо архив с несколькими файлами Word или одним файлом Word. TXT, ODF, RTF и прочие распространённые форматы тоже пойдут.

Каждый вопрос/билет должен быть выделен каким-либо заголовком или даже отдельным файлом. Огромные портянки текста публиковаться на одной странице не будут. Суть в том, чтобы каждый отдельный вопрос/билет можно было открыть с мобильного устройства и спокойно прочитать без всяких тормозов даже на простейшем устройстве.

Отдельно хотел бы оговорить наличие изображений. Чем меньше изображений, мелких формул и так далее — тем лучше. Публикация шпаргалок с большим количеством изображений занимает огромную массу времени. На это я не готов пойти.

Указывайте, пожалуйста, по возможности ваши контактные данные (почта, фамилия и имя). Они могут быть размещены по вашему желанию рядом с опубликованными шпаргалками. Не лишним будет указание автора(-ов) размещаемых текстов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *