Доктор Моррис

Позитивное мышление

В процесс стресса мозг и мышление деградируют

Что такое стресс? Не будем обращаться к определениям из научных источников. В бытовом понимании — это очень дискомфортное состояние, в котором человек не может действовать, или действует деструктивно, и чувствует себя обессиленным.

Уже набила оскомину фраза, что «стресс — болезнь века». Но от банальности данное утверждение не теряет своей реальности.

Причина постоянного фонового стресса — неготовность нашей системы жить в том мире, который мы сами же и создали.

Представьте себе несколько тысяч лет эволюции, когда создавались механизмы реагирования на ситуации внешней среды и всего 50 (или меньше, по разным источникам) лет информационной революции. Можно ещё сказать о 200 годах с начала промышленной революции, но и эти годы в сравнении с тысячелетиями малы. Биологический механизм инертен. Мы живём совсем в другой физической и социальной среде. Выживать физически нам приходится редко. А организм реагирует на мнимые опасности так же, как в те времена, когда предполагалось физическое действие. В результате частых адреналиновых всплесков происходит разбалансировка всей системы реагирования и как следствие — хроническая усталость, потеря остроты восприятия, синдром дефицита внимания.

С точки зрения нейрофизиологии мы тоже не готовы к современному шквалу информации. В сортировании информации для принятия решения участвуют лобные доли, которые очень слабы и всегда отдают право решения в критических ситуациях нашей лимбической системе, которая связана с эмоциями.

  • Теперь вообразите, мы постоянно насыщаем себя информацией, которая вызывает эмоциональные всплески и вызывает готовность всей системы к какому-либо действию, а действия не происходит. Раз действия не происходит, напряжение, создавшееся в теле, не разряжается.
  • Дальше, лобные доли в анализе информации не участвуют — они просто не успевают включиться, потому как анализ-то и не требовался. Известный нейрофизиолог Гольдберг в своей книге «Управляющий мозг. Лобные доли и цивилизация» очень наглядно показывает наличие проблем у тех людей, у которых нарушены связи лобных долей с другими отделами мозга: и рассеянность, и невозможность сконцентрироваться на задаче, и болезнь Паркинсона. Лобные доли реализуют высшие и сложнейшие функции головного мозга, так называемые управляющие функции: интенциональность, целенаправленность, принятие сложных решений. Во время стресса, когда гормоны прут, лобные доли не могут реализовать свои функции.

В результате стресса мозг и способность к мышлению деградируют.

Задумайтесь, такое мощное эволюционное достижение, как образование коры больших полушарий, как появление префронтальных долей, в современном мире у большинства людей просто не используется. Что делать с этим??? Жить «как получится»? Переобучать свою систему?

Если выбираете ответ — «переобучать систему», то интенсив на Алтае «Огонь изнутри» направлен на то, чтобы заложить новые нейронные пути в мозге, проработать застаревшие напряжения во всей системе и обучить участников методам настройки мозга.

Мы будем помогать эволюции сознательно, направляя собственные усилия на то, чтобы создать внутреннюю среду для активной и осмысленной жизни.

Гурджиевские танцы — это всегда обмен информацией между собой всех участков мозга. Система управления движениями представляет собой распределённую систему, организованную по иерархическому принципу.

Система состоит из трёх уровней управления:

  • Кора головного мозга;
  • Ствол мозга;
  • Спинной мозг. Это на уровне вертикальном.

На горизонтальном — происходит постоянный обмен между правым и левым полушарием.

Информацию даю несколько упрощённо, чтобы была возможность всё-таки прочитать её и неподготовленному читателю.

А зачем конкретному человеку развивать мозг, нарабатывать такие абстрактные нейронные связи?

Мы нарабатываем новые нейронные связи, новые проводящие пути. И такое нейрологическое действо даёт нам большую свободу реакций. Эмоции, воля, мысль имеют как идеальную составляющую, так и материальную. У них есть психофизиологический механизм. Не буду скатываться в грубый материализм и писать о том, что достаточно всего лишь правильно помахать руками, чтобы выработать любые качества характера. Но и полный отрыв всех психических функций от материального носителя — неверен. «Сегодня мало кто из образованных людей, независимо от того, насколько они незнакомы с нейробиологией, сомневается в том, что язык, движение, восприятие, память, — все они как-то локализованы в мозге. Однако амбиции, влечения, предвидения, озарения — свойства, которые определяют личность и сущность человека, до сегодняшнего дня рассматриваются многими как, скажем, «внечерепные», как если бы они были атрибутами нашей одежды, а не нашей биологии. Эти ускользающие человеческие качества также контролируются мозгом, и, в частности, лобными долями. Префронтальная кора головного мозга находится сегодня в фокусе нейронаучного исследования; однако неспециалистам это большей частью неизвестно». (Голдберг «Управляющий мозг»).

Иметь дело с внутренней неопределённостью — одна из главных функций лобных долей. В некотором смысле, решительный ли вы человек или тряпка, зависит от того, насколько хорошо работают ваши лобные доли. Исследования показали, что пациенты с повреждением лобных долей подходят к внутренне неопределённым ситуациям не так, как здоровые люди. Утрата способности принимать решения — один из наиболее типичных признаков ранней деменции. Повреждение других частей мозга обычно не затрагивает эти процессы.

Вот и ответьте теперь на вопрос: нужно ли вам развитие мозга как инструмента??

Если вы не можете дочитать текст до конца, не пропуская слова и целые абзацы, значит пора! Переобучать и тренировать систему к подножию Белухи, на Алтай, на интенсив «Огонь изнутри».

Позитивное мышление

Цена величия — это ответственность за каждую свою мысль.
У. Черчилль

Несомненно, что позитивное мышление влияет на выбор копинг-стратегий, а склонность мыслить позитивно является важным ресурсом стрессоустойчивости. Один из самых известных специалистов в области изучения оптимизма и пессимизма доктор М. Зелигман отмечает:

  • то, как мы думаем, особенно о здоровье, может изменить наше здоровье;
  • оптимисты гораздо реже подхватывают инфекционные болезни, чем пессимисты;
  • у оптимистов обычно более здоровые привычки, чем у пессимистов;
  • наша иммунная система лучше функционирует, если мы настроены оптимистично;
  • есть свидетельства, что оптимисты живут дольше пессимистов.

Впервые интерес к влиянию мышления на здоровье проявили представители рациональной психотерапии в начале XX века. Швейцарский невропатолог Эмиль Дюбуа считал, что неврозы развиваются на основе ошибочных умозаключений и должны лечиться посредством логических доказательств и коррекции неправильного мышления пациентов. Подобное мышление, как правило, характеризуется непоследовательностью, противоречивостью и бездоказательностью.

Создатель рационально-эмотивной терапии Альберт Эллис н основе многолетних исследований составил подробный список иррациональных убеждений . Иррациональные установки — это мысли, представляющие собой неадекватное отражение действительности и в силу этого мешающие успешно»‘ адаптации личности. Позднее он обнаружил, что основных иррациональных убеждений четыре. Каждая установка имеет свои особы слова-маркеры: «должен/не должен», «любой ценой», «ужасно», «кошмар», «необходимо», «кровь из носу» и т. д.

  • Установка долженствования обращена к себе, другим людям, окружающему миру: «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других», «Вы должны хорошо ко мне относиться» и т. д.
  • Установки катастрофизации, которые преувеличивают негативные последствия стрессовых ситуаций: «Это событие погубит мою карьеру», «Этот кризис невозможно пережить!» и т. д.
  • Установка обязательной реализации своих желаний: «Условия, в которых я живу — окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, — должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо».
  • Оценочная установка проявляется в праве судить других людей по их поступкам («Женщины с яркой косметикой не могут быть хорошими работниками, они думают только о своей внешности») и видеть мир в черно-белых красках.

Осознание и изменение таких иррациональных суждений способствует лучшей адаптации человека и повышает его стрессоустойчивость.

Позитивное мышление и стресс

Если представители западной культуры обратили внимание на важность формирования позитивного мышления только в XX веке, то в восточной духовной практике издавна отмечается роль мышления в гармоничном развитии личности. Робин Шарма в своих книгах рассказал о восточных традициях работы с мыслями . Мудрецы Сиваны, обнаружив в своем сознании негативную мысль, карали себя тем, что отправлялись в долгое путешествие к сильному водопаду и стояли под ледяными струями столько, сколько могли вынести. Как только человек ловил себя на негативной мысли, он снимал со своего ожерелья одну четку и опускал ее в чашу. В среднем за день в уме среднего человека мелькает около 60 000 мыслей. Беспокойная мысль подобна эмбриону. Она начинается с малого, но постепенно растет и развивается. Вскоре она начинает жить своей жизнью.

Представители психонейроиммунологии считают, что отрицательные мысли приводят к отрицательным эмоциям, подавленности, депрессии и могут провоцировать развитие иммуносупрессии (состоянию подавленного иммунитета).

Наше мышление во многом зависит от стиля объяснения удач и неудач. М. Зелигман выделяет три критерия, используя которые мы анализируем события нашей жизни: постоянство, широта и персонализация . Депрессивным стиль объяснения неудачи является, если неудача приписывается устойчивым причинам («Так будет всегда»), глобальным («Раз эта девушка сегодня меня отвергла, то как мужчина я не состоялся, я и отчет на работе всегда сдаю позже всех, и работник я никудышный») и внутренним, то есть не учитывающим особенности ситуации и других людей, включенных в нее («Это я сам во всем виноват»). Многочисленные исследования американского ученого показали, что люди, склонные к депрессии, реагируют на плохие события, сосредоточиваясь на себе и обвиняя себя.

Для повышения стрессоустойчивости важно иметь эффективную стратегию оценивания собственных успехов и неудач.

Таблица 3
Стратегии оценки причин удачных и неудачных событий
у оптимистов и пессимистов

Оптимисты Пессимисты
Объяснение причин неудачи Объяснение причин неудачи
Причины — временные, конкретные (не влияющие на другие сферы жизни), связаны во многом с внешними обстоятельствами Причины — постоянные, глобальные (проявляются негативно и в других сферах жизни), связаны только с личностью самого пессимиста
Объяснение причин удачи Объяснение удачи
Причины — постоянные, универсальные, связаны с особенностями личности оптимиста Причины — временные («Иногда мне везет»), конкретные (не затрагивают другие сферы жизни), связаны в основном с везением или благоприятной ситуацией

М. Зелигман полагает, что обесценивание религии и семьи, а также рост индивидуалистической установки «Ты можешь сделать это», характерной для западной культуры, порождают безнадежность и самообвинение в ситуациях неудач и потерь. В восточной культуре, где люди имеют более тесные взаимоотношения и склонны к сотрудничеству, тяжелая форма депрессии не столь распространена и менее связана с обвинением себя в неудаче.

Позитивное мышление — первый шаг к счастью и успеху.

Светлые мысли порождают веселое настроение. На уровне мозга этот процесс поддерживается выработкой особых химических веществ — эндорфинов. Эндорфины вырабатываются автоматически, если мы чему-то радуемся, находимся в радостном ожидании, переживаем приятное волнение. И хотя эти вещества не могут продуцироваться непрерывно, мы можем повлиять на этот процесс, посмотрев на ситуацию с улыбкой.

>Позитивное мышление.
Ранее опубликовано:
Ресурсы преодоления стресса.
Тренинг Стрессоустойчивости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *