После падения с высоты
Содержание
#53: Лучшие материалы «Популярной механики» за 2019 год.
6:59:00 Высота 10000 метров
Ваш рейс можно назвать поздним ночным, а хотите — ранним утренним. После взлета вы было пристроились поспать, и вдруг просыпаетесь от обжигающего ледяного ветра. И этот звук — душераздирающий, оглушительный рев. «Где я? — думаете вы. — И куда делся самолет?»
Вы на десятикилометровой высоте над землей. В полном одиночестве. И падаете.
Ситуация плоха. Но сейчас лучше было бы сосредоточиться на положительных аспектах (не считая главного — что вы по крайней мере как-то ухитрились пережить свой самолет). Земное притяжение вам теперь лютый враг, но зато у вас есть другой союзник — время. Хотите верьте, хотите нет, но ваше нынешнее положение гораздо лучше, чем если бы вы свалились с балкона пятого этажа. Точнее говоря, ваше положение станет лучше. А пока проблемы с кислородом на такой высоте приведут к гипоксии и потере сознания, и пару километров вы будете падать как кирпич. Потом сознание вернется, и вот тогда постарайтесь вспомнить эту статью. Впрочем, в любом случае конечную остановку, то есть землю, вы никак не пропустите.
Нет смысла спорить, что шансов на выживание при падении с десятикилометровой высоты не так уж и много, но в данный момент вам все равно нечего делать и никто не мешает обдумать собственное положение. Падать с самолета можно двумя способами. Первый из них — свободное падение без каких-либо попыток замедлить свой полет. Второй — сыграть роль «наездника на обломках». Этот термин пустил в оборот Джим Хамильтон, массачусетский историк-любитель, создавший страничку «исследователей свободного падения». Это обширная база данных, в которую включены почти все случаи падения с большой высоты. «Наездником» в его терминологии называется тот, кто сумел ухватиться за какой-нибудь обломок. Так, в 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович обслуживала рейс самолета DC-9. Над Чехословакией самолет взорвался. Стюардесса пролетела 10 км, будучи зажата между своим сиденьем, тележкой из буфета и телом еще одного члена экипажа. Она приземлилась на покрытый снегом горный склон и до полной остановки долго по нему скользила. В результате она получила тяжелые травмы, но осталась жива.
Если вас окружает что-то вроде кокона из обломков, вероятность выжить при ударе о землю будет заметно выше. Таково мнение Гамильтона, основанное на убедительной статистике. С 1940-х годов зарегистрирован 31 такой случай. Тех, кто остался в живых после одиночного свободного полета, гораздо меньше — всего 13 зарегистрированных или вызывающих доверие случаев. Суперзвездой в этом клубе фантастических счастливчиков можно считать военного летчика из Нью-Джерси Алана Мэги. В 1943 году, когда он выполнял боевое задание в небе Франции, его выбросило из самолета В-17. Пролетев 6 км, он пробил крышу железнодорожного вокзала. Практически сразу же его взяли в плен немцы, которые были потрясены, увидев его живым.
Пока что забудем о том, падаете вы свободно или же смогли уцепиться за какой-нибудь обломок фюзеляжа. Первым делом вас должна интересовать «конечная скорость» (она же «установившаяся скорость падения»). Сила земного притяжения тянет вас вниз и стремится разогнать. С другой стороны, как и всякий другой движущийся объект, вы встречаете «лобовое сопротивление», которое растет при увеличении вашей скорости. В какой-то момент эти силы уравновешиваются, и ускорение прекращается, то есть вы выходите на «установившуюся скорость».
В зависимости от вашего веса, габаритов и плотности окружающего воздуха вы должны разогнаться не более чем до 200 км/ч, причем произойдет это всего метров за пятьсот свободного полета. То есть, упав с небоскреба или же с десятикилометровой высоты, вы ударитесь о землю с одинаковой силой. Но с крыши небоскреба до тротуара вы долетите за 12 секунд, а падая с «самолетной» высоты, успеете прочитать всю эту статью.
07:00:20 Высота 6500 метров
К этому моменту вы уже спустились в те слои атмосферы, где можно более-менее свободно дышать. К вам возвращается сознание. До удара о землю остается две минуты. Ваша следующая задача — решить, хотите ли вы жить дальше. Если да, то учтите, что, как шутят парашютисты, «умирают не от падения, а от приземления».
Не теряя присутствия духа, постарайтесь прицелиться.
Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник. Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода. Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.
Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя. С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.
Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.
Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.
С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы. Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.
Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.
07:02:19 Высота 300 метров
Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.
Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.
Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.
07:02:25 Высота 0 метров
Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.
Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.
На десятый день, двигаясь вдоль реки Шебонья, она увидела вытащенное на берег каноэ. Ей потребовалось несколько часов, чтобы вскарабкаться по береговому склону до хижины, где ее на следующий день обнаружила бригада лесорубов. В Перу этот случай восприняли как чудо. Действительно, по статистике службы ACRO, фиксирующей все авиакатастрофы, с 1940 по 2008 год в результате крушения 15 463 самолетов погибло 118 934 человека. Даже если добавить к этому числу парашютистов, у которых не раскрылись парашюты, всего 157 счастливчиков способны рассказать о произошедшем с ними чуде. Из них 42 — выжившие после падения с высоты более 3 км.
Правда, юная Копке не соглашалась с тем, что ее спасение — это результат чуда. Когда она кувыркалась в воздухе вместе со своим креслом, ситуация была не в ее власти, но когда она пришла в себя на земле, она уверенно взяла ответственность за свою жизнь в собственные руки. «Я сумела принять единственно правильное решение — покинуть место катастрофы». На родительской биостанции она получила необходимый для выживания опыт и потом рассказывала: «Мне не было страшно. Меня обучили ходить по лесам и правильно вести себя на реке. Мне пришлось много плыть среди таких опасных животных, как кайманы и пираньи».
А теперь поздравляем со счастливым приземлением! Вы уже проснулись, и колеса вашего самолета катятся по взлетно-посадочной полосе. Вы хорошо понимаете, что вряд ли вам когда-нибудь в жизни понадобятся сведения из этой статьи. А все-таки — не стоит ли оставить ее в кармашке на спинке кресла для следующего пассажира?
Publication in electronic media: 04.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/318
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2
Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ
Падение с высоты в судебно-медицинском отношении является достаточно сложным видом травмы. Трудности диагностики обусловлены большим разнообразием видов падений, механизмов и обстоятельств их происхождения, приводящих к образованию многочисленных и полиморфных повреждений.
На сегодняшний день смертельная травма от падения с высоты занимает значительную долю в структуре смертельных случаев от механических факторов воздействия. В 2009 году доля смертельных случаев от падения с высоты в г.Набережные Челны составила 17,7% от общего числа механической травмы (44 случая из 249 случаев механической травмы). За этот же период по РТ данный показатель равнялся 12,5% (241 случай из 1927 случаев механической травмы), а по г.Казань − 14,9% (105 случаев из 707 случаев механической травмы) .
Из приведенных данных видно, что на долю смертельных случаев от падения с высоты оказывает влияние многоэтажный характер застройки. Это же подтверждают и наблюдения ряда авторов. Так, данный вид травмы по г.Барнаул в период 2007-2008 г.г. составил 12,2% (104 случая) от общего числа смертельной механической травмы (852 случая) .
Материалом исследования явился случай из практики: травма от падения с большой высоты с полным разделением тела.
Летом 2010 г. эксперт прибыл на место происшествия. На площадке перед подъездом 16-ти этажного жилого дома обнаружена верхняя часть тела женщины, уровень отделения тела находился в области нижней трети живота. Нижняя часть тела, представленная областью таза и нижними конечностями, находилась на козырьке подъезда и была расположена вдоль его переднего края. Поверхность разделения неровная и представлена мягкими тканями и фрагментами костей таза, слабо пропитанными кровью. Верхняя часть тела расположена на площадке под краем козырька подъезда (на одном условном уровне с нижней частью), лежит лицом вниз, руки согнуты в локтевых суставах, расположены по бокам от тела, головой ориентирована в сторону подъезда, а поверхностью разделения в сторону дороги. На верхней части тела надета сорочка розового цвета. От места расположения верхней части тела по площадке радиально расходятся прерывистые полосовидные следы маслянистой влаги светлого красного цвета длиной до 1,7 м, шириной до 5 см (следы разбрызгивания). В части данных следов частицы мягких тканей и фрагменты костей. Отдельные части мягких тканей расположены на расстоянии до 3,2 м от тела, среди них фрагмент кожи и подкожной клетчатки неправильной четырёхугольной формы размерами 15х20 мм, толщиной до 4 см, края его несколько осаднены, относительно ровные. Область разделения верхней части тела представлена петлями толстого и тонкого кишечника, печенью с разрывами капсулы и тканей, мягкими тканями, слабо пропитанными кровью. При осмотре дома и козырька подъезда установлено, что на предполагаемой траектории падения тела располагается край козырька подъезда, на фасадной поверхности которого закреплены листы профнастила – металлического листа толщиной 0,6 мм. Верхний край профнастила находится на одном уровне с поверхностью борта козырька подъезда. Борт козырька из бетонной плиты, высота его 30 см, ширина 11 см. В месте удара тела поверхность борта покрыта светло-красной маслянистой влагой. Верхний край листа профнастила деформирован на участке шириной 32 см в виде смятия и отгибания, на поверхности листа следы буро-красной маслянистой влаги.
При проведении судебно-медицинского исследования трупа установлено, что тело полностью разделено на 2 части на уровне живота и таза. Линия разделения проходит в косо-горизонтальном направлении от реберной дуги слева до правого тазобедренного сустава. Края кожных покровов в области разделения неровные, осадненные, кровоподтечные. Плоскость разделения неровная, мягкие ткани в ее области представлены в виде нитей различной длины и толщины. В плоскости разделения видны поврежденные кости таза, поврежденные органы брюшной полости, забрюшинного пространства. Кроме того, при наружном исследовании были обнаружены кровоподтеки в области нижних конечностей.
При внутреннем исследовании в плоскости разделения тела были обнаружены такие повреждения, как: разрывы обеих общих подвздошных артерий, полное разрушение печени, разрывы селезенки, петель и брыжеек толстого и тонкого кишечника, мочевого пузыря, многооскольчатый перелом костей таза, правой бедренной кости. Кроме того, при внутреннем исследовании были обнаружены множественные переломы ребер с обеих сторон с повреждением пристеночной плевры, разрыв межпозвоночного диска между 3 и 4 грудными позвонками с разрывом спинного мозга и его оболочек, разрывы легких, дуги аорты, сердечной сорочки, правого желудочка сердца, диафрагмы. Также были обнаружены признаки сотрясения тела (разрывы и кровоизлияния в мягкие ткани в области корней обоих легких, ворот селезенки).
Характер и локализация обнаруженных телесных повреждений, массивность повреждений внутренних органов, наличие признаков сотрясения тела, данные осмотра места происшествия позволили сделать вывод, что повреждения могли возникнуть в результате воздействия твердых тупых предметов с неограниченной и ограниченной контактирующей поверхностью при ступенчатом падении с большой высоты, с первоначальным соударением о возвышающийся край периметра козырька, в результате чего происходит разделение тела на две части с образованием телесных повреждений, расположенных в плоскости разделения, и дальнейшем падении верхней его части на площадку подъезда.
Отвечать на вопрос следователя о возможности образования повреждений при падении с высоты можно лишь только после ознакомления с местом происшествия или протоколом его осмотра, а иногда после личного осмотра конструкционных особенностей здания . Используемая в работе нашего бюро цифровая фотография на местах происшествия позволяет экспертам оперативно и в достаточном объеме получить необходимую информацию до начала исследования трупа.
Поскольку свободное падение представляет собой равноускоренное движение без начальной скорости, то к нему применимы все формулы, выведенные для равноускоренного движения. При известной высоте падения мгновенная скорость вычисляется по формуле v² = 2gh, время падения по формуле t² = 2h/g. Проведённым математическим расчётом установлено, что высота свободного падения тела (от перил балкона на 16 этаже до козырька подъезда) составила 41,3 м, время преодоления данного участка 2,9 с, скорость в момент удара о край козырька подъезда 28,5 м/с или 102,4 км/ч. При относительно небольших скоростях падения влияние сопротивления воздуха невелико, в связи с чем данный расчет проведен без учёта сопротивления воздуха.
Таким образом, представленный нами случай показывает, на сколько велика может быть кинетическая энергия падающего тела и служит подтверждением полиморфизму травмы данного вида.
Список литературы
Особо опасными считаются падения с высоты, превышающей рост потерпевшего. Они могут вызвать раны, переломы (конечностей, позвоночника, таза — при падении на нижние конечности), серьезные травмы головы и внутренних органов (при резком торможении — как при ДТП →розд. 23.11), что в результате приводит к развитию дыхательной недостаточности, массивной кровопотере и шоку.
Действия на месте происшествия
1. Проверьте, нет ли угрозы падения с высоты для других людей. Попросите остановить работы на высоте.
3. Не позволяйте потерпевшему двигаться, особенно пробовать вставать, пока не будет проведено обследование. При обеспечении проходимости дыхательных путей избегайте сгибания в шейном отделе позвоночника, примените мануальную стабилизацию или, напр., держа голову потерпевшего между своими коленями, восстановите проходимость дыхательных путей, выдвигая нижнюю челюсть вперед или приподнимая челюсть вверх за подбородок или зубы →разд. 23.8. Установите воротник, стабилизирующий шейный отдел позвоночника →разд. 23.8, не применяйте запрокидывание головы во время интубации трахеи.
4. Проведите быстрое обследование на наличие травм →разд. 23.1. К каждому пациенту после падения с высоты, который жалуется на:
1) боль в области позвоночника или парестезии, или нарушения чувствительности, а также к каждому пациенту без сознания → относитесь как к потерпевшему с переломом позвоночника;
2) боль в области таза или с признаками нестабильности или появлением боли при обследовании таза → относитесь как к потерпевшему с переломом таза.
5. По возможности остановите прижатием в области раны внешние кровотечения →разд. 23.4. Помните о симптомах напряженного пневмоторакса →разд. 3.20 и тампонады сердца →разд. 2.18 — это состояния, требующие немедленного действия (действия при напряженном пневмотораксе →разд. 3.20, перикардиоцентез →разд. 24.10).
6. Установите катетер в периферическую вену →разд. 23.4 и, при необходимости, вводите в/в инфузионные растворы (обычно начинайте с 0,9 % NaCl), а также обезболивающие препараты (опиоиды).
7. Обработайте раны →разд. 23.4, иммобилизуйте сломанные конечности →разд. 23.6.
8. Укройте потерпевшего, чтобы предотвратить переохлаждение →разд. 23.16.
9. Соберите анамнез согласно схеме SAMPLE →разд. 23.1. Падение с высоты может быть следствием обморока или потери сознания →разд. 23.2.
10. С помощью ковшовых носилок переложите пациента на жесткий щит (жесткие носилки) и зафиксируйте с помощью ремней; помните о фиксации шейного отдела позвоночника и головы.
Действия в карете скорой помощи и в больнице
1. Контролируйте состояние жизненно важных органов, в случае необходимости проведите оксигенотерапию, искусственную вентиляцию легких, лечите гиповолемию. В случае ухудшения состояния, необходимо повторить оценку ABCD.
2. Направьте потерпевшего в травматологическое (нейрохирургическое) отделение.
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПАДЕНИИ С ВЫСОТЫ
Среди травм тупыми твердыми предметами важное место принадлежит повреждениям при падении с высоты. Это определяется двумя моментами: во-первых, частотой этих повреждений и, во-вторых, особенностями морфологии их и условиями возникновения.
По данным различных авторов (А. А. Матышев, 1974, Л, С. Велишева, 1975, А. А. Солохин, 1985, А. А. Матышев и А. Н. Лебедев, 1987 и др.) удельный вес смертельных телесных повреждений в результате падения с высоты достигает в крупных городах 20—40% от всех случаев смертельной механической травмы. В последние годы, в связи со строительством многоэтажных зданий, количество травм от падения с высоты возрастает.
По роду смерти падение с высоты чаще всего является несчастным случаем (в быту или на производстве), реже — самоубийством или убийством.
Впервые падение с высоты, как самостоятельный раздел судебно-медицинской травматологии, было выделено в учебнике по судебной медицине Н. В. Попова (1946), до этого повреждения при падении с высоты рассматривались среди повреждений тупыми твердыми предметами вообще. За сорок с лишним лет было произведено большое количество научных исследований по проблеме экспертизы повреждений при падении с высоты, что во многом расширило наши представления об этом своеобразном и сложном для судебно-медицинской экспертизы виде травмы тупыми твердыми предметами.
В настоящее время разделяют несколько разновидностей падения с высоты:
- Прямое падение, при котором тело человека по путч своего падения не встречает каких-либо препятствий и получает повреждения только в момент приземления.
- Ступенчатое (непрямое, последовательное) падение, при котором тело по пути своего полета ударяется о какие- либо предметы (деревья, столбы, провода и т. п.).
Кроме этого различают СВОБОДНОЕ падение, когда па дает только одно тело человека, и НЕСВОБОДНОЕ, когда тело падает с каким-либо предметом или внутри его (например, внутри автомобиля при падении его с моста, при падении вместе с частями строительных конструкций, внутри самолета при авиакатастрофе и т. п.). Кроме того, отдельно рассматривается падение на плоскости, или, как его иногда называют, падение с высоты собственного роста.
Тяжесть, локализация и морфологические проявления повреждений в результате падения с высоты, зависят от нескольких факторов:
- — высоты падения;
- — характера поверхности, о которую ударяется тело (жесткая или нет, гладкая или шереховатая и т. п.);
- — положения тела в момент удара о поверхность, на которую оно падает;
- — вида падения (прямое или ступенчатое, свободное или несвободное, с ускорением в момент начала падения или без него);
- — массы тела и возраста пострадавшего;
- — наличии или отсутствия одежды и, как указывает А.А. Матышев (1979), способности одежды к «парашютированию»;
- — наличия или отсутствия координации движения во время падения и «группировки» тела в момент соударения.
Основное значение для тяжести травмы имеют высота падения и жесткость поверхности соударения. Положение тела в момент удара при «приземлении» во многом определяет морфологию повреждений и их локализацию.
В экспертной практике чаще всего встречается свободное прямое падение. Оно может наблюдаться как в вертикальном (чаще), так и в горизонтальном или близком к нему положении тела в процессе полета. В процессе прямого свободного падения положение тела человека претерпевает, как указывает А. А. Солохин, 1983, определенные изменения: первоначально происходит поворот тела относительно точки опоры, затем отрыв тела относительно точки опоры, затем отрыв тела от опоры с вращением или без него.
И в том, и в другом случае возможны различные варианты «приземлений», которые могут быть сведены в таблицу 17.
Таблица 17
ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА В МОМЕНТ ПОЛЕТА ПРИ ПАДЕНИИ С ВЫСОТЫ И ПРИЗЕМЛЕНИЯ
Вертикальное положение
- Приземление на стопы
- Приземление на колени
- Приземление на ягодичную область
- Приземление на голову
Горизонтальное положение
- Приземление на переднюю поверхность тела
- Приземление на заднюю поверхность тела
- Приземление на боковую поверхность тела
- Приземление на переднюю или задне-боковую поверхность тела
От того, какой из вариантов имел место, будет зависеть характер и локализация повреждений.
Основным механизмом возникновения повреждений при падении с высоты является удар в момент приземления, сопровождающийся в значительном проценте случаев (особенно при падении с большой высоты) сотрясением тела и сдавливанием его частей.
Локализация повреждений при свободном падении тела с высоты весьма разнообразна, однако она может быть типизирована в зависимости от вариантов положения тела в процессе падения и «приземления»:
- Повреждения вследствие первичного удара о грунт — первичные прямые повреждения, возникающие в области соударения.
- Первичные непрямые повреждения, образующиеся также вследствие удара в момент приземления, но располагающиеся вдали от области соударения — первичные отдаленные повреждения.
- Вторичные местные (реже — отдаленные) повреждения, вследствие вторичного (вторичных) удара при перемещении тела после приземления.
Рассмотрим характер и локализацию повреждений при различных вариантах свободного падения с высоты.
ПАДЕНИЕ НА ВЫПРЯМЛЕННЫЕ НОГИ (НОГУ) ПЕРВИЧНЫЕ ПРЯМЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ:
ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны подошвенных поверхностей стоп, переломы пяточных, таранных и других костей стоп.
ПЕРВИЧНЫЕ НЕПРЯМЫЕ (отдаленные) повреждения: переломы костей голени (чаще в нижней трети); компрессионные оскольчатые переломы нижних третей бедренных костей; переломы костей таза; компрессионные- переломы тел поясничных и нижнегрудных позвонков; кольцевидные переломы основания черепа.
Первичные непрямые повреждения часто бывают результатом общего сотрясения тела во время соударения. При этом, чем больше высота падения, тем резче выражены морфологические проявления сотрясения. Они проявляются в надрывах и разрывах связочного аппарата легких, печени, почек, разрывах или надрывах легких, печени, брюшины, брыжейки, кровоизлияниях в паренхиму внутренних органов.
А.А. Матышевым и А.Н. Лебедевым (1987) отмечена своеобразная особенность: чем резче выражены первичные прямые повреждения, тем меньше распространенность и выраженность прямых отдаленных повреждений.
ВТОРИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ при падении на ноги являются результатом последующего после первичного удара падения тела (чаще назад) и удара его о грунт: возникают кровоизлияния и ушибы мягких тканей крестцово-ягодичной области, переломы свободной части крестца, ушибы и ушибленные раны локтевых областей; ссадины и ушибы кожи затылочной области головы, иногда — закрытые переломы костей основания черепа с ушибом головного мозга.
Как видно из сказанного, наиболее тяжелыми являются первичные отдаленные повреждения, которые в большинстве случаев и являются причиной смерти.
ПАДЕНИЕ НА ГОЛОВУ
В этом варианте свободного падения возникают обширные первичные прямые повреждения черепа и головного мозга: множественные оскольчатые переломы свода и основания черепа, ушибы и размозжения головного мозга. В месте соударения — ссадины, кровоподтеки, раны мягких покровов головы, переломы нижней челюсти. В некоторых случаях раны волосистой части головы возникают вследствие разрывов кожи изнутри отломками костей свода черепа.
Эти повреждения, являясь более тяжелыми, чем первичные непрямые и вторичные, обусловливают . наступление смерти в большинстве случаев на месте происшествия.
Из первичных непрямых повреждений следует отметить прежде всего компрессионные и оскольчатые переломы позвоночника, преимущественно в шейном его отделе, сопровождающиеся перерывом спинного мозга, переломы грудины и ребер у места прикрепления их к грудине.
К первичным непрямым повреждениям относятся также явления сотрясения тела, выражающиеся в массивных кровоизлияниях в связочный аппарат легких, в паренхиму легких и в сердце.
Вторичные повреждения при этом виде падения с высоты выражены слабо и могут проявляться в ссадинах и кровоподтеках, редко ранах на той стороне тела, которой оно ударяется о грунт после приземления.
ПАДЕНИЕ ПЛАШМЯ (НА ПЕРЕДНЮЮ, ЗАДНЮЮ ИЛИ БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА)
Падение при приземлении плашмя сопровождается образованием множественных обширных повреждений во многих областях тела, причем эти повреждения в большинстве случаев являются первичными прямыми.
При ПАДЕНИИ НА ЗАДНЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА возникают массивные кровоизлияния в мягких тканях, переломы затылочной кости, ушибы мозга как в затылочных долях, так и в областях противоудара — лобных и височных; переломы тел позвонков, дужек и остистых отростков, разрывы межпозвоночных дисков, сопровождающиеся часто повреждениями спинного мозга. Образуются также переломы лопаток и ребер по задним линиям, переломы крестца,
Из первичных непрямых повреждений можно отметить переломы ребер по подмышечным линиям, признаки сотрясения органов груди и живота.
При падении плашмя и соударении передней поверхностью тела повреждения носят как-бы зеркальный характер по сравнению с соударением задней поверхности тела, хотя такие случаи достаточно редки.
ПРИ ПАДЕНИИ НА БОКОВУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА возникают такие первичные прямые повреждения, как поперечные переломы костей черепа, ушибы головного мозга, пе реломы ребер и ключиц на стороне приземления, переломы на этой же стороне костей таза.
Возникают также и первичные непрямые повреждения в виде переломов ребер и таза на противоположной стороне, повреждения от общего сотрясения тела.
В некоторых случаях, при падении плашмя и обнаружении трупа на проезжей части дороги (что наблюдается, например, при падениях из окон многоэтажных домов, фасады которых располагаются в непосредственной близости от проезжей части дороги), возникает необходимость дифференциации повреждений при падении с высоты от возникающих в результате автомобильной травмы.
Правильному разрешению этого вопроса способствует знание особенностей повреждений, возникающих при автомобильной травме, а также данные осмотра трупа на месте его обнаружения и учет других обстоятельств дела.
ПАДЕНИЕ НА ЯГОДИЧНЫЕ ОБЛАСТИ приводит к образованию первичных прямых повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ран, обширных кровоизлияний в мягкие ткани, разрывов мышц. Наблюдаются рваные раны промежности, разрывы уретры, мочевого пузыря, переломы костей таза, часто симметричные, разрывы связок подвздошно-крестцовых сочленений.
Отдаленные повреждения напоминают таковые при приземлении на стопы.
Заканчивая раздел об особенностях повреждений при различных вариантах свободного падения с высоты, следует отметить еще одну важную для них: несоответствие малой выраженности наружных повреждений с обширными внутренними повреждениями.
При осмотре трупа на месте его обнаружения, при наличии подозрений на падение с высоты, следует, кроме выявления прочих данных, на которые обращается внимание при осмотре трупа при травме вообще, определить точное расстояние до фасада здания, угол, под которым тело находится к линии возможного падения. При осмотре предполагаемого места падения обращается внимание на подоконник, перила балконов и пр., на которых могут остаться следы подошв, волокна одежды, следы крови. Отмечаются выступающие части здания, а также предметы, располагающиеся по возможной траектории полета.
В процессе судебно-медицинского исследования трупа в морге необходимо искать повреждения, которые не связаны с падением с высоты (огнестрельные, острыми и тупыми предметами), поскольку встречаются случаи, когда человеку причиняются подобные повреждения, а затем труп или тяжело раненый человек выталкивается из окна (с балкона и т. п.).
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТУПЕНЧАТОМ ПАДЕНИИ могут вызывать достаточные трудности при их судебно-медицинской оценке. Это обусловливается тем, что на трупе могут иметься, во-первых, повреждения, полученные до падения с высоты, во-вторых, повреждения от каких-либо предметов, о которые ударялось тело в процессе падения и, в-третьих, повреждения, возникающие в момент соударения при приземлении. Повреждения от встречных по пути падения предметов выражаются, в основном, в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, кровоизлияний в мягкие ткани. Характерно, что такие повреждения располагаются на различных участках тела, нередко вдали от повреждений, возникающих при соударении в момент приземления. Для последних вообще характерно то, что они локализуются на какой-то одной поверхности тела.
Перед судебно-медицинским экспертом нередко ставится очень важный для следственных органов вопрос: имело ли место в данном конкретном случае падение с ускорением (т. е. когда телу в момент начала падения придавалось ускорение в виде, например, толчка) или такого ускорения не было? Некоторые авторы (А. А. Солохин, 1983) предлагают называть падение с ускорением «активным падением», а падение без предварительного ускорения — «пассивным». К сожалению, только на основании одних судебно-медицинских данных решить этот вопрос не представляется возможным. В ряде случаев его решению могут помочь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и физико-технических исследований вкупе с другими материалами следствия.
ПАДЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ
Кроме падения с большой высоты часто встречаются падения с высоты собственного роста или, как их чаще обозначают, падения на плоскости. По данным различных авторов они составляют 20% и более от всех несчастных случаев.
Чаще такие падения встречаются на улице в зимнее время (гололед), а также на лестницах и в подъездах домов, чаще страдают пожилые люди и пьяные.
При падении на плоскости возможны два варианта:
- Самопроизвольное падение.
- Падение с ускорением (в виде толчка, удара другим человеком).
При самопроизвольном падении навзничь (его также называют безынерционной травмой) на спину чаще всего возникают повреждения костей черепа и вещества головного мозга, имеющие наибольшее значение, поскольку нередко они приводят к смерти. На наружных покровах головы обнаруживаются ссадины, кровоподтеки, иногда ушибленные раны в затылочной области. При внутреннем исследовании обнаруживаются переломы затылочной кости, переходящие на основание черепа, внутричерепные кровоизлияния и ушиб головного мозга, преимущественно в затылочных долях. При этом выраженность переломов костей черепа будет зависеть от их толщины, наличия головного убора, длины тела и массы его, а также от характера поверхности, о которую ударяется голова.
Если падению на плоскости предшествовало ускорение (т. н. инерционная травма), повреждения приобретают определенные особенности. Точки соударения будут располагаться не только в области затылочного бугра, но и выше — в затылочно-теменной области, что отражается на характере переломов костей, линии переломов на основании черепа могут доходить до передней черепной ямки, а сами переломы нередко носят характер вдавленных, от краев которых отходят радиальные трещины. Иногда могут возникать непрямые переломы основания черепа. Резче выражены явления ушиба и размозжения головного мозга в области противоудара.
У пожилых людей при падении на плоскости возникают переломы шейки бедра. При падении вперед с выставленными руками могут возникать переломы костей предплечья в типичном месте. Поскольку они являются следствием несчастного случая, то судебно-медицинская экспертиза при них назначается редко.
В заключение перечислим вопросы, которые наиболее часто приходится решать судебно-медицинскому эксперту в случаях падения с высоты.
- Общие для всех видов механических повреждений вопросы: наличие и характер повреждений; причина смерти; причинная связь между повреждениями и смертью; давность наступления смерти; наличие или отсутствие заболеваний, алкоголя в трупе.
- Могли ли возникнуть обнаруженные повреждения при падении с высоты? Имеются ли на трупе повреждения, причиненные до падения с высоты?
- Имело ли место свободное прямое или ступенчатое падение? Какой частью тела произошло соударение?
- Могло ли возникнуть падение с высоты при тех конкретных условиях, указания на которые имеются в материалах дела?