Доктор Моррис

Почему укачивает?

Для тех, кто собирается путешествовать в новогодние каникулы, отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, почему людей укачивает в транспорте, и дает советы, как этого избежать и как с этим бороться.

Сбой в программе

Есть несчастные люди, которых укачивает в дороге. Чаще всего поездку в автомобиле или на автобусе плохо переносят в юном возрасте: считается, что укачивает 58% детей от 2 до 12 лет. Но примерно 5–10% населения страдает от этого всю жизнь.

Укачивание в транспорте — то же самое, что морская болезнь, на медицинском языке она называется кинетоз или болезнь движения. Морской болезнью кинетоз назвали потому, что впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях.

Она может возникнуть в любых условиях, когда человек подвергается воздействию монотонных колебаний: во время круиза, в автомобиле, поезде, самолете, на качелях, каруселях.

Симптомы, возникающие у жертв морской болезни, всем известны: это головокружение, тошнота и рвота, потеря сна и аппетита. Страдальцы, которых она настигла во время круиза, могут только висеть на поручнях палубы и «травить» в воду или лежать пластом в каюте — никакого удовольствия от путешествия.

Все неприятности возникают из-за сбоя в работе вестибулярного аппарата. Этот орган отвечает за то, что мы твердо держимся на ногах, он реагирует на изменения положения головы и тела в пространстве, а также и на ускорение. А расположен вестибулярный аппарат в улитке внутреннего уха, в полукружных каналах, заполненных жидкостью — эндолимфой. Чувствительные волоски на стенках каналов реагируют на колебания этой жидкости и движение микроскопических кристалликов-отолитов. При изменении положения тела и при движении эти кристаллики раздражают волоски, и сигнал идет в мозг.

Так вот, когда тело человека движется и покачивается в автомобиле или на корабле, мозг получает противоречивую информацию из разных органов чувств.

Рецепторы вестибулярного аппарата говорят, что тело неподвижно, а глаза видят, что все вокруг движется и колеблется. Этот сбой и приводит к головокружению и тошноте.

У большинства людей вестибулярный аппарат достаточно тренированный, чтобы спокойно переносить эти сбои и не реагировать так бурно, например в наземном транспорте или на самолете. Люди, которых укачивает в транспорте, по-видимому, имеют какие-то генетические особенности, из-за которых вестибулярный аппарат со сбоями не справляется. Хотя могут быть и провоцирующие внешние факторы: жара, духота, запах табака, употребление алкоголя, переутомление, эмоциональное перенапряжение, беременность.

Другое дело — на корабле. Здесь страдающих гораздо больше, особенно во время долгого круиза. А когда судно уходит в рейс, порой даже моряки мучаются от качки.

Правила выживания

Для того чтобы облегчить себе жизнь, нужно следовать несложным рекомендациям.

— За два часа до выхода в море лучше не есть, не пить спиртного и газированных напитков.

— На борту транспорта нужно отвлекаться и развлекаться, хотя бы просто разговаривать с попутчиком.

— Если речь идет о путешествии на судне, то находиться лучше на корме и при этом смотреть не на волны, а на линию горизонта, которая неподвижна.

— Категорически не рекомендуется располагаться против движения — что на судне, что в автобусе.

— Стоит принять лекарственный препарат за час-полчаса перед морской прогулкой, благо сейчас в них нет недостатка (драмин, бонин, аминалон и др.).

— От тошноты помогает доза витамина С (аскорбиновой кислоты). Ее действие объясняется блокированием выделения гистаминов. Можно принять таблетку витамина С, съесть зеленое яблоко, дольку лимона или выпить мятный чай с лимоном.

— Помогает имбирь в любых видах — порошок, пастилки, леденцы, имбирное печенье.

— По некоторым данным, тошноту также облегчают соленые огурцы, если их жевать понемножку.

— Чтобы «обмануть» вестибулярный аппарат, можно перебирать ногами или переминаться с пятки на носок. Это уменьшит несоответствие сигналов от разных органов чувств в мозг: вестибулярный аппарат решит, что вы идете по земле.

— Если ничто не помогает и совсем плохо, то нужно лечь, закрыть глаза (в автобусе и автомобиле это вряд ли получится, скорее — на борту корабля) и попытаться заснуть.

Есть и довольно экзотические и непонятные на первый взгляд рекомендации, но моряки уверяют, что это помогает.

— Перед водной прогулкой перетянуть запястья эластичным бинтом. По теории китайской медицины именно там находится точка, воздействие на которую снимает тошноту.

— Зажать в зубах пару спичек или зубочисток и сосать их. Вероятно, это действует как отвлекающий маневр. Впрочем, можно попробовать сосать что-то другое, например те же мятные или имбирные леденцы.

А вообще «вестибулярку» можно целенаправленно тренировать, хотя бы на качелях-каруселях — организм к этому привыкает. Известно, что многие новички жестоко страдают от качки сразу после выхода в море, но потом приходят в норму.

Что касается автомобиля, то многие пассажиры, которых нестерпимо укачивает, приходят в норму, если садятся за руль.

Наш эксперт – терапевт, заместитель заведующего поликлиникой № 1 НМХЦ имени Н. И. Пирогова Татьяна Алихашкина.

Этот крайне неприятный «побочный» эффект путешествий по-научному называется кинетоз. Счастливчикам, которые не подвержены укачиванию, не понять тех нечеловеческих страданий, которые испытывают бедняги-укачивающиеся. Но первые всегда искренне сочувствуют несчастным и готовы всячески помочь им преодолеть непростой путь, усаживая их на переднее сиденье, открывая все окна в автомобиле.

Неприятная реакция нашего организма на перемещение в автомобиле, самолете или на морском транспорте связана с вестибулярным аппаратом – органом, отвечающим за равновесие нашего тела. С помощью специальных рецепторов мозг воспринимает положение головы в пространстве, а также наши движения. Так во время наклона или поворота головы рецепторы раздражаются, при этом возникают рефлекторные сокращения мышц, способствующие выпрямлению тела и сохранению позы. Подверженный кинетозу человек может страдать от укачивания в автомобиле, особенно в пробках, когда машина все время дергается – то трогается, то тормозит; в самолете, особенно при взлете и посадке, а также в моменты турбулентности; на корабле во время качки на волнах. Есть люди, которые не переносят все виды транспорта.

Резкое изменение скорости транспорта, необычные движения при качке в море, турбулентности или езде по горному серпантину негативно воздействуют на наш орган равновесия. Поскольку мы привыкли к движениям в горизонтальной плоскости, то при движениях вверх, вниз или в стороны наш организм начинает терять ориентацию, что в результате вызывает неприятные ощущения: головокружение, чувство тошноты. Именно поэтому люди с кинетозом совершенно не переносят всевозможные качели, карусели и аттракционы типа «американских горок».

В группе риска дети и беременные

По статистике, до 60% детей в возрасте до 10 лет страдают от укачивания. По мере взросления симптомы сглаживаются: вестибулярный аппарат тренируется и перестает остро реагировать на необычные нагрузки.

Но не все избавляются от кинетоза: болезни движения подвержены около 20% взрослых путешественников, то есть почти пятая часть. Женщины качку переносят значительно хуже, чем мужчины. Особенно дамы подвержены укачиванию в периоды менструации и беременности.

Риск пострадать от морской болезни тем выше, чем хуже общее физическое состояние человека: болезнь, слабость, переутомление, состояния голода или переедания ухудшают положение. Замечено, что людей с пониженным зрением укачивает чаще.

Тактика выживания

Полностью оградить себя от укачивания сложно. Но создать организму условия, при которых негативная реакция будет минимальной, можно.

1. Психологи рекомендуют заранее подготовиться к поездке физически и морально. Не стоит настраивать себя на то, что вас обязательно укачает.

2. Путешествие на голодный желудок еще никому не было на пользу. Но не стоит переедать и употреблять алкоголь. Поесть лучше за 1,5–2 часа до отправления, пища должна быть легкой и нежирной. В пути справиться с укачиванием помогают продукты с соленым, горьковатым или кислым вкусом – орешки, крекер, твердый сыр, горький шоколад, кисловатые овощи или фрукты. Некоторые жуют от укачивания белый хлеб.

3. Одно из самых действенных средств от укачивания – имбирь. Рекомендуется его разжевывать в пути каждые 20–30 минут.

4. Чтобы уменьшить неприятные ощущения в дороге, надо знать, где сесть в салоне авто или самолета. В автобусе лучше сидеть ближе к месту водителя, на корабле самые комфортные места в средней части, а в самолете – между крыльев. Учтите это при покупке билетов. Садитесь лицом по направлению движения. Держите голову прямо, в салоне устремите взгляд на какой-нибудь неподвижный, желательно удаленный предмет или просто на линию горизонта.

Если смотрите в окно, наблюдайте предметы, находящиеся вдали. Во время путешествия старайтесь обеспечить постоянный приток свежего воздуха: в поезде или машине откройте окно, в самолете включите индивидуальную вентиляцию.

5. Не стоит читать во время движения. Это создаст дополнительную нагрузку организму. Лучше просто поспать, послушать любимую музыку или подумать о чем-нибудь приятном.

Существуют и фармакологические средства для борьбы с укачиванием, принимать их надо не в пути, а заранее – накануне и в день поездки, таблетки не могут подействовать мгновенно. При выборе средств лучше обратить внимание на препараты, которые не имеют побочных эффектов, особенно если вы хотите дать их детям.

Вестибулярный аппарат можно и нужно тренировать, чтобы уменьшить укачивание. Набор упражнений прост: наклоны, вращательные движения головой и туловищем, раскачивания на турнике, качание на качелях, плавание, бег, прыжки на батуте.

Подготовка к длительной поездке — один из увлекательнейших моментов. Вы с удовольствием покупаете билеты, вприпрыжку собираете чемодан, рисуете в воображении приятные моменты из предстоящего путешествия. Но есть один момент, способный омрачить даже самого заядлого оптимиста: укачивание. Многих людей действительно укачивает в транспорте, и это не просто особенность организма. Это явление создает настоящее неудобство в пути, и с ним нужно что-то делать. Если вы из числа людей, которым грозит укачивание в транспорте, постарайтесь предпринять определенные меры еще до отправления в путь.

Все дело в нашем вестибулярном аппарате. Он представляет собой часть центральной нервной системы и позволяет человеку адекватно оценивать его положение в пространстве. Расположен вестибулярный аппарат в ухе. Если вам любопытно, почему нас укачивает в принципе, то вот вам ответ: когда вестибулярный аппарат чрезмерно активно стимулируется (мы не можем найти точку опоры — нас всю дорогу потрясывает, и в то же время перед глазами сильно быстро мелькают дома и машины за окном), в мозгу запускается целый ряд реакций, в том числе — и рвотный рефлекс. В итоге происходит полноценное укачивание в транспорте. Противостоять ему можно, например, путем тренировки организма. Если же поездка в автобусе на носу, а организм еще не тренированный, либо склонность к укачиванию заложена в вас на генетическом уровне, воспользуйтесь некоторыми методами, которые должны помочь избежать рвоты и даже тошноты.

Что предпринять до поездки, если вы точно знаете, что вас укачивает в автобусе

  • Место в салоне. Покупая билеты на автобус, берите места поближе к водителю. Обычно сильнее укачивает в хвосте транспортного средства, поэтому передняя часть автобуса — оптимальное место, когда тошнит в дороге. Если в автобусе есть не только нормально расположенные кресла, а и такие, в которых придется сидеть спиной к движению, выбирайте только привычно расположенные кресла. Ваш организм должен находиться в максимально знакомых для него условиях.

  • Еда. В дорогу не стоит отправляться ни голодными, ни когда изрядно переели. Постарайтесь поесть за 2-3 часа до выезда. Желательно не есть ни жирной, ни жареной, ни любой другой тяжелой для желудка пищи. Пускай это будет легкий перекус. Также воздержитесь от алкоголя накануне — вы не знаете, как себя поведет организм, которому придется справляться с похмельным синдромом и одновременно с этим — адаптироваться к непривычным для него условиям в транспорте.
  • Сон. Высыпаться полезно не только перед дальней поездкой, но и в принципе — чтобы быть в тонусе, чтобы была энергия, чтобы мозг функционировал правильно. Однако перед путешествием на автобусе выспаться критически важно, потому что недосып провоцирует тошноту, из-за него еще сильнее укачивает.
  • Кофе с молоком. В принципе, в пути и даже перед выездом не стоит пить кофе, а уж тем более — кофе с молоком. Во-первых, сам по себе кофе раздражает слизистую желудка, что провоцирует тошноту. Во-вторых, молоко и другие молочные продукты ведут себя непредсказуемо, даже на ровном месте провоцируя расстройство желудка и подташнивает. Хотите ли вы настолько рисковать?
  • Аптека. Перед выездом зайдите в аптеку и спросите: что делать, если укачивает в транспорте? Наверняка вам предложат купить лекарства (на травяной основе в том числе), которые должны помочь справиться с признаками укачивания. Возможно, вы уже сталкивались с побочным эффектом от длительных путешествий на автобусе и теперь знаете, какие именно таблетки вас спасут. А может, лучшие средства вам подскажут родители, друзья. Возьмите на заметку их рекомендации, но все же проконсультируйтесь в аптеке по поводу того, как справиться с укачиванием.

Лучшие методы по борьбе с укачиванием

Ситуация: вас уже тошнит в автобусе. Что делать? Если чувствуете, что «плывете”, откажитесь от любых раздражающих мозг занятий: чтение, игры на смартфоне и даже просмотр фильма на планшете. Максимум, который можете себе позволить — прослушивание музыки. Сильно от укачивания в транспорте это вас не спасет, но отказ от необходимости сосредотачивать взгляд на мелких, быстро движущихся предметах выровняет ситуацию.

Не зацикливайтесь на мыслях о том, почему так укачивает в автобусе, что делать, если вас сейчас стошнит. Думайте о чем-то приятном, отвлекитесь на разговор с попутчиками, поговорите со стюардессой, расспросив ее о достопримечательностях города, в который вы направляетесь. И смотрите вдаль, вперед, желательно — через окно водителя. Так вы избежите быстрого мелькания мелких предметов, и будете сосредоточены на статической точке впереди.

Обеспечьте себе доступ к чистому, свежему воздуху. Духота — лучший друг тошноты и рвоты, поэтому откройте окно или люк, который над проходом, включите кондиционер. Если совсем невмоготу, попросите водителя сделать вынужденную остановку. Один раз попросите, зато спасете свое положение, возможно, умоетесь холодной водой, подышите воздухом, и вам станет лучше.

Перебивайте подкатывающее ощущение рвоты вкусом мятной жвачки или конфеты. Другой вкус (например, сладкий) не подойдет, только мята способна ослабить выраженность тошноты. Да, это выглядит из разряда народных средств от тошноты и укачивания, зато они действенные. Сюда же можете подключить и дольку лимона (заблаговременно нарежьте лимон или апельсин дольками и возьмите их в дорогу) и даже — соленые огурцы. Вкус соленых огурцов перебивает рвотные рефлексы, вы можете так же уложить их в баночку или контейнер для еды и начинать есть, когда чувствуете, что подташнивает.

Что еще делать, когда тошнит в автобусе? ТОП-5 методов, в том числе — народные

1. Пейте чистую воду или чай. Можно даже пожевать заварку, потому что она относительно нейтральная по вкусу, а главное — не сладкая, что поможет противостоять накатывающей тошноте.

2. Если есть возможность, приложите ко лбу и затылку смоченное в холодной воде полотенце. Оно должно немного взбодрить вас и придать сил. Помогает и небольшой самомассаж ладоней, запястий, ушей.

3. Обмотайте эластичными бинтами запястья. Они создадут перепад давления, что в свою очередь снизит вероятность возникновения тошноты.

4. А вот еще одна рекомендация из категории «бабушкины советы”: перед выездом зажмите в зубах зубочистку или обычную спичку. Постоянное пожевывание отвлечет вас от дурных мыслей о том, что вас укачивает в автобусе. Мы не ручаемся за действенность данного народного метода, но вспомните, наверняка вы не раз видели в транспорте людей, жующих спичку.Скорее всего, что-то в этом определенно есть.

5. Как и в заклеивании пупка пластырем. Только не смейтесь. Такой метод тоже применяют (чего не сделаешь ради того, чтобы не стошнило в салоне, в том числе — поверишь в чудодейственность пластыря на пупке), когда встает вопрос — как избавиться от тошноты в автобусе. Главное наклеить пластырь на пупок крест-накрест и надеяться на чудо.

А чтобы не полагаться всецело на случай и провидение, постарайтесь запастись таблетками от тошноты, возьмите с собой что-то кисленькое, воду. проветривайте в салоне или включайте кондиционер над своим креслом и, конечно, наслаждайтесь поездкой. Другие статьи

Не переедать перед поездкой. Примерно за 1,5 часа до отъезда рекомендуется дать ребенку легкую и при этом калорийную пищу (каши, творог и т.п.). Следует помнить, что перегруженный желудок в большей степени подвержен сокращению – рвоте. Кроме того, чтобы не было приступов тошноты в машине, не следует отправляться в поездку голодным.

Занять правильную и удобную позу. Если укачивает в машине, делать лишних движений не следует. Лучше сесть лицом по направлению движения и смотреть вперед, а не по бокам. Известно, что ребенок, сидящий в автокресле, а не перемещающийся по салону машины, будет испытывать меньше неудобств с укачиванием, но при этом следует учитывать, что он должен находиться в удобной позе, лучше — полулежа. Излишние движения (активные игры) и дополнительная нагрузка на зрение (игры на планшете) в данном случае могут провоцировать рвоту и другие неприятные симптомы.

Обеспечить доступ свежего воздуха. Если тошнит в машине, проветривайте салон автомобиля как можно чаще. Регулярное открытие окон поможет устранить резкие запахи и предупредить приступ укачивания.

Принять Драмина®. Если ребенка в машине тошнит, попробуйте за 30 минут до поездки дать ему Драмина®. Препарат предотвращает появление симптомов укачивания, помогая сделать поездку в машину легкой и приятной. Узнать подробнее о препарате можно здесь.

М.В. Замерград, Отделение неврологии медицинского центра «Гута-Клиник», Москва

Транспортное укачивание (болезнь движения) – совокупность симптомов, возникающих у человека при перемещении на транспорте. Укачивание может возникать при поездках на автомобиле, самолете или поезде. Но чаще всего и сильнее всего укачивание выражено при плавании на корабле. Расстройства, напоминающие укачивание, могут возникать при качании на качелях, на различных аттракционах, каруселях, при подъеме и спуске в лифте.

Распространенность транспортного укачивания чрезвычайно высока. Исследования показали, что у детей младше 10-летнего возраста укачивание встречается более чем в 60 % случаев. В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных. В среднем от систематического транспортного укачивания страдают 5-10 % людей. Пожилые люди значительно реже жалуются на укачивание. Особую проблему представляет укачивание при космических полетах. По разным данным, болезнь движения испытывают от 30 до 70 % космонавтов и астронавтов. Укачивание в космическом полете называется синдромом космической адаптации; этиологическим фактором служит невесомость. Этот синдром нарушает работоспособность космонавта, но в течение нескольких дней человек адаптируется.

От укачивания страдают не только люди. Доказано, что болезнь движения в не меньшей степени свойственна многим животным: собакам, кошкам, коровам, лошадям и даже рыбам. В то же время кролики и морские свинки очень устойчивы к укачиванию или вовсе не чувствительны к нему.

Этиология и патогенез

Считается, что укачивание может быть обусловлено двумя причинами: чрезмерным раздражением вестибулярного аппарата при значительных, непривычных ускорениях или несоответствием между вестибулярными, зрительными и соматосенсорными стимулами. На сегодняшний день наибольшее предпочтение отдают последней теории, т. е. так называемой теории сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта. При этом очевидно, что укачивание наблюдается только при сохранности лабиринта, вестибулокохлеарного нерва и вестибуло-мозжечковых трактов. Значение зрительного анализатора с точки зрения развития укачивания не столь велико. Известно, например, что слепые также подвержены укачиванию, как и зрячие, хотя и страдают от этого расстройства несколько реже.

Выделяют две категории рассогласования информации о движении. В первом случае возникает несоответствие между информацией, поступающей через зрительный анализатор и получаемой от вестибулярных аппаратов. Так, у человека, находящегося в закрытой каюте корабля или на заднем сиденье движущегося автомобиля, вестибулярная афферентация создает ощущение ускорения, в то время как зрительная свидетельствует об относительной неподвижности окружающих предметов. Интенсивность тошноты и головокружения прямо пропорциональна степени сенсорного рассогласования. Во втором случае несоответствие возникает между сигналами от полукружных каналов и отолитовых органов, которые передают в центральную нервную систему противоречивую информацию.

В обычных условиях центральная нервная система может точно определять, какие сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Эта способность вырабатывается как в процессе эволюции, так и в ходе индивидуального развития человека. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе сравнивается поступающая информация с информацией ожидаемой. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то запускается ряд нейровегетативных реакций, которые и характеризуют синдром укачивания.

Хотя болезнь движения и может развиться у любого человека, индивидуальная чувствительность к укачиванию сильно варьирует. Дети младше двух лет почти не используют зрительную систему для пространственной ориентации, поэтому меньше подвержены укачиванию. Интересно, что больные с синдромом Туретта реже страдают болезнью движения, что, возможно, обусловлено изменением содержания различных медиаторов в головном мозге.

Клинические проявления укачивания

Симптомы укачивания, как правило, развиваются постепенно. Продромальными признаками служит зевота, гипервентиляция, слюнотечение, бледность, обильный холодный пот, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Больной чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться.

Продолжительная болезнь движения с сильной рвотой может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.

Иногда болезнь движения протекает с преобладанием определенных симптомов. Так, условно выделяют четыре основных формы болезни движения: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

При нервной форме основными симптомами бывают головокружение, тяжесть в голове, головная боль, слабость, сонливость. Иногда некоторые из этих симптомов появляются уже накануне поездки.

Желудочно-кишечная форма проявляется искажением вкусовых ощущений (например, во рту может появиться мыльный привкус), снижением аппетита, тошнотой и рвотой. Рвота приносит кратковременное облегчение. Характерна непереносимость запахов табачного дыма, выхлопных газов.

При сердечно-сосудистой форме наблюдается тахикардия, повышается артериальное давление, возникает аритмия. По мере нарастания симптомов укачивания пульс урежается, дыхание становится поверхностным, артериальное давление падает.

Смешанная форма болезни движения – самая частая. Она характеризуется сочетанием различных симптомов дисфункции сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и нервной систем.

Течение болезни движения зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной чувствительности человека к укачиванию. У некоторых людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания. У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Клиническая картина укачивания обычно развивается медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся тошнотой и рвотой. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов болезни движения может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней. Усугубляет болезнь движения плохо проветриваемое помещение (дым, в т. ч. табачный, угарный газ), высокая температура окружающего воздуха и некоторые эмоциональные факторы, такие как страх, тревога.

В зависимости от провоцирующего фактора выделяют морскую, воздушную, космическую болезнь, укачивание в автомобиле, поезде, на качелях.

Морское путешествие чаще всего вызывает укачивание, что объясняется более длительным и более выраженным воздействием провоцирующих болезнь движения факторов. Первое упоминание морской болезни встречается в работах Гиппократа. Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовой (боковой), поперечной, килевой, продольной или вертикальной. Даже спокойное море у многих людей вызывает укачивание.

Воздушная болезнь по частоте стоит на втором месте после морской болезни. Чем ниже летит самолет и чем меньше его размеры, тем выше вероятность развития воздушной болезни. Так, укачивание наблюдается у 12-13 % пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3 % пассажиров при полетах на самолетах с газотурбинными двигателями. Воздушная болезнь развивается, когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи болезни движения на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах.

Космическая болезнь представляет большую проблему в астронавтике, поскольку может лишить космонавта работоспособности на достаточно длительный срок. Этиологическим фактором космической болезни служит невесомость (нулевая гравитация). В обычных условиях, на земле, энергичные движения головой не вызывают укачивания, тогда как в условиях невесомости такие движения могут привести к укачиванию. Полагают, что космическая болезнь может развиваться из-за внутривестибулярного несоответствия, т. е. рассогласования информации, поступающей от отолитовых органов и полукружных каналов, или вследствие рассогласования информации, поступающей от вестибулярного и зрительного анализаторов.

Реже всего болезнь движения возникает при поездках на поезде – лишь у 0,13 % людей. Тем не менее, с распространением скоростных поездов частота болезни движения у пассажиров может существенно возрасти, что объясняется значительными ускорениями, возникающими при поворотах поездов, движущихся со скоростью более 200 км/ч.

Адаптация

Когда воздействие провоцирующего болезнь движения фактора продолжается длительное время, у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение проявлений укачивания. Скорость адаптации очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей человека. В большинстве случаев адаптация происходит через 2-3 суток. При этом к 4-м суткам все симптомы болезни движения обычно полностью проходят. Сущность адаптации заключается в установлении нового контроля двигательных актов в изменившихся условиях. После возвращения в нормальные условия центральная нервная система должна вновь перестраиваться, что может сопровождаться симптомами болезни движения, правда, выраженными в меньшей степени. Такая реадаптация наблюдается, например, у моряков, вернувшихся из длительного плавания.

Лечение

Укачивание легче предотвратить, чем лечить. Существует ряд общих рекомендаций, которые позволяют снизить риск развития болезни движения. Так, перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы лучше принять успокоительное или снотворное средство. В день поездки следует избегать спиртных напитков и ограничить курение. Как голод, так и переедание могут провоцировать болезнь движения. Необходимо избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым вкусом. Во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.

Во время поездки профилактика укачивания включает использование физических, зрительных и медикаментозных факторов.

Физические факторы

Лицам, подверженным укачиванию, во время поездок на транспорте рекомендуют находиться в месте наименьшей амплитуды движения, например в средней части корабля или в той части самолета, которая расположена между крыльями. Необходимо до минимума ограничить движения головой. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору. Советуют лежать на спине или находиться полулежа с валиком под головой.

Во время поездок на наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу движения. Не следует активно двигать головой и следить за мельканием предметов за окном. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Можно также закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.

Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения. Температура в салоне транспортного средства должна быть комфортной. Вероятность укачивания можно снизить, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться интересным делом, полностью сконцентрировавшись на нем. Благоприятно влияет прослушивание легкой мелодичной музыки.

Зрительные факторы

Во время поездок на транспорте не следует читать. Взгляд нужно фиксировать на уровне 45º над горизонтом: это снижает чувствительность к укачиванию. Не надо смотреть на волны или другие движущиеся объекты. В каюте корабля или в самолете, при первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта. В автомобиле целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не следует читать книги или газеты во время движения.

Медикаментозные факторы

С целью медикаментозной профилактики укачивания традиционно в основном применяют антигистаминные и антихолинергические средства. Кроме того, иногда используют нейролептики (производные фенотиазина) и психостимуляторы (амфетамины). Последние применяют в основном для профилактики укачивания у космонавтов.

Антигистаминные средства (H1-блокаторы). Укачивание уменьшают лишь те H1-блокаторы, которые обладают центральным антихолинергическим действием. К таким препаратам относятся дименгидринат, дифенгидрамин, прометазин, меклозин, циклизин. Возможно, антихолинергическое действие и объясняет эффект H1-блокаторов при укачивании. Людям, которые подвержены кинетозам, рекомендуют за один час до поездки принять дифенгидрамин или циклизин, 50 мг внутрь; меклозин или прометазин, 25 мг внутрь. Основной побочный эффект этих препаратов – седативное или снотворное действие. Он более выражен у дименгидрината и дифенгидрамина. Кроме того, H1-блокаторы могут вызывать сухость во рту и нарушение аккомодации.

Антихолинергические средства тормозят активность центральных вестибулярных структур. В настоящее время выпускаются пластыри со скополамином, высвобождающие в кровь 0,5 мг скополамина в течение 72 часов. Побочные эффекты скополамина обусловлены главным образом блокадой M-холинорецепторов и включают сухость во рту и сонливость. Кроме того, возможна амнезия и галлюцинации. С большой осторожностью скополамин назначают пожилым из-за опасности развития психоза или острой задержки мочи.

Фенотиазины. В основном для профилактики укачивания используют прометазин. Препарат обладает антигистаминной активностью и по действию на укачивание не уступает другим H1-блокаторам. Принимают его внутрь в дозе 25 мг. Прометазин часто вызывает сонливость, зато гораздо реже, чем другие фенотиазины, – экстрапирамидные нарушения.

Комбинированные препараты. Высокой эффективностью обладают комбинированные средства, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп. Выпускаются, например, препараты, содержащие скополамин (0,33 мг) и дифенгидрамин (25 мг) или скополамин (0,2 мг), дименгидринат (50 мг) и кофеин (20 мг).

Эффективность антигистаминных, антихолинергических средств и фенотиазинов достаточно высока. Однако в терапевтических дозах все они вызывают побочные эффекты, что существенно ограничивает их использование, прежде всего у детей и пожилых. Этих недостатков лишены гомеопатические средства, которые, сочетая высокую эффективность и отсутствие побочных эффектов, в ряде случаев становятся препаратами выбора для лечения и профилактики укачивания в транспорте.

Препарат Коккулин, выпускаемый во Франции с 1969 г., зарекомендовал себя в качестве высокоэффективного средства против болезни движения. Препарат содержит несколько гомеопатических компонентов: Cocculus Indicus, Nux Vomica, Tabacum Nicotiana и Petroleum. Будучи исключительно гомеопатическим средством, Коккулин не обладает седативной активностью: не вызывает дневной сонливости, не снижает активность и работоспособность. Коккулин не имеет противопоказаний, поэтому его могут принимать взрослые, дети, беременные женщины, пожилые люди. Препарат совместим с любыми другими лекарственными средствами. В частности, Коккулин не усиливает действие снотворных и седативных препаратов, а также алкоголя.

Эффективность Коккулина подтверждена клиническими испытаниями, в частности плацебо-контролируемым исследованием, проведенным во Франции с участием 150 служащих военно-морского флота Франции. Эффективность Коккулина сравнивали с эффективностью дименгидрината в дозе 25 мг. Результаты исследования показали, что Коккулин обладал сравнимой с дименгидринатом эффективностью в отношении тошноты, беспокойства и головокружения. Причем по воздействию на беспокойство и головокружение Коккулин был даже более эффективен, чем дименгидринат. При этом побочные эффекты у Коккулина отсутствовали, тогда как дименгидринат во многих случаях вызывал сонливость и нарушения зрения, а также снижал быстроту реакции и память.

Таким образом, эффективность гомеопатического препарата Коккулин не уступает эффективности дименгидрината. При этом его переносимость значительно выше ввиду отсутствия побочных эффектов. Коккулин принимают по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. Таблетки нужно рассасывать. Для купирования укачивания препарат принимают по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.

Нелекарственные методы профилактики укачивания

Помимо медикаментозной профилактики болезни движения в настоящее время большое значение уделяют нефармакологическим методам. К ним относят психотерапию и тренировку самоконтроля вегетативных реакций с использованием биологической обратной связи.

Разработаны программы тренировки вестибулярной системы, целью которых может быть приобретение защитной адаптации человека к провоцирующим укачивание движениям. Адаптация достигается путем постепенного наращивания интенсивности провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, занятия теннисом, волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте. К пассивным – вращение на вращательных креслах, укачивание на качелях. Индивидуальный выбор наиболее эффективного средства профилактики укачивания осуществляют на основе специальных вестибулярных исследований, проводимых в специализированных центрах.

Литература

  • Вейс Г. Головокружение // Неврология / под ред. М. Самуэльса. М., 1997. С. 94-120.
  • 2. Головокружение / под ред. М.Р. Дикса, Д.Д. Худа. М., 1989.

  • Зарицкий В.В., Мельников О.А. Еще раз о проблеме транспортного укачивания // Доктор.ру. 2004. № 1. С. 26-29.
  • Мацнев Э.И. Болезнь движения // Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 15-20.
  • Руководство по медицине п/р Р. Беркоу. М., 1997. Т. 2. С. 675-676.
  • Bacal K., Billica R., Bishop S. Neurovestibular symptoms following space flight // J Vestib Res. 2003. V. 13. № 2-3. P. 93-102.
  • Bles W., Bos J., Kruit H. Motion sickness // Current Opinion in Neurology. 2000. V. 13. № 1. P. 19-25.
  • Brandt T. Vertigo. Its Multicensory Syndromes. 2nd Ed. London, 2000. P. 482-496.
  • Dieterich M. Dizziness // Neurologist. 2004. V. 10. № 3. P. 154-164.
  • Golding JF, Gresty MA. Motion sickness // Curr Opin Neurol. 2005. V. 18. № 1. P. 29-34.
  • Hain TC, Oman CM. Why does reading in a moving car cause motion sickness? // Scientific American. 2003. № 7. P. 93.
  • Sakata E, Ohtsu K, Sakata H. Motion sickness: its pathophysiology and treatment // Int Tinnitus J. 2004. № 2. P. 132-136.
  • Sherman CR. Motion sickness: review of causes and preventive strategies // J Travel Med. 2002. V. 9. № 5. P. 251-256.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *