Доктор Моррис

Почему подростки агрессивны

Содержание

Поколение «А»

В распоряжении редакции оказался доклад, подготовленный Институтом социологии РАН. Тема — одна из самых злободневных. В канун Дня защиты детей ученые говорят про тех ребят, от которых общество само вынуждено защищаться: речь в их докладе идет об агрессивных и фанатичных подростках.

Дети, кто бы спорил, цветы жизни. Вопрос — какие именно. Чертополох тоже цветет. И многие современные подростки очень напоминают этот колючий и упрямый сорняк. Поколение «А» от слова «агрессия» — так часто именуют героев леденящих душу рассказов о детях-преступниках, об участниках массовых драк, о подростках, которые издеваются над сверстниками и выкладывают видеосъемки в Интернет…

Сколько ни возмущайся, сколько ни хватайся за сердце, решить проблему вряд ли удастся, если не докопаться до корней «чертополоха». Это попытались сделать ученые из Института социологии РАН. Четко, последовательно, на трехстах страницах подробного объемистого доклада. Совсем без эмоций — не удалось, слишком кричащие цифры и факты выявились в ходе опросов.

Детки, как из клетки

Поведение, которое отклоняется от общепринятых норм, называют научным термином «девиантное» (в советские времена говорили — «антиобщественное»).

Это может быть алкоголизм, наркомания, склонность к разного рода преступлениям, к хулиганству, к насилию или, наоборот, к самоубийству и т.д. Вариантов, увы, хватает.

Начиная с 2005 г. сотрудники Института социологии РАН проводили во многих больших и малых городах России опросы «трудных» и обычных подростков-старшеклассников, их родителей и учителей, а также воспитанников Белореченской мужской колонии для несовершеннолетних. Исследования вели как традиционным способом личного интервью, так и в режиме онлайн в сети Интернет.

Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития» — дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят — это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека». По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля.

Самые частые преступления, которые совершают подростки, — это кражи, уличные грабежи, хулиганство. Особенно тревожит то, что в последнее время несовершеннолетние успешно «осваивают» вполне взрослый криминал: торговлю оружием и наркотиками, рэкет, сутенерство, разбойные нападения. Они не останавливаются перед тем, чтобы пытать своих жертв, калечить и убивать их. Юные бандиты проявляют сейчас гораздо большую изобретательность и жесткость, чем в прежние времена. Причем их отличительная черта — то, что они обычно собираются в «стаи», и примерно в 2,5 раза чаще, чем взрослые, совершают именно групповые преступления. Так, при опросе осужденных в Белореченской колонии для несовершеннолетних 58% подростков сказали, что в момент совершения преступления действовали в компании со сверстниками, еще 15% указали, что в этот момент в их «группе» были взрослые.

Аморальный кодекс

Почему они такими становятся? Чего нашему «чертополоху» не хватает? Прежде всего — разума, знаний и здоровья. Это, как правило, неблагополучные и нездоровые дети. Например, среди респондентов из колонии почти треть (30%) учились в коррекционной школе. Причем дело не только в «генетике»: большинство болезней этих детей (разнообразные неврозы, задержка в развитии, алкоголизм, наркомания и т.п.) — не врожденные, а приобретенные в результате «домашнего воспитания» или, вернее, его отсутствия. Как отмечают ученые, для таких детей духовный вакуум просто губителен: тормозов у них нет, они с легкостью идут на поводу у своих инстинктов и влечений: «хочу и буду!»

Социологи, опрашивавшие таких подростков, говорят, что у них с самого раннего возраста деформирована вся система жизненных ценностей. Им хочется самоутвердиться, что-то совершить, найти у окружающих признание, приобрести друзей, но это плохо получается. Стремления к творчеству или желания что-то создать нет: сплошной «комплекс Герострата», бессмысленное и беспощадное разрушение. И пустота. Собираются «на раёне», пьют пиво или водку, пробуют наркотики, а потом всей толпой идут, например, бить стекла в вагонах проходящих электричек. Им хочется «красивой жизни», богатой, обеспеченной и независимой, но прилагать к этому долгие усилия неинтересно, да и нелегко. Значит, остается самый простой путь: отнять мобильник у прохожего, угнать машину, пройтись по улице компанией, от которой шарахаются прохожие, — «чтоб уважали четких пацанов!»

Социологи, изучавшие таких ребят, составили нечто вроде «Аморального кодекса» трудных подростков. Для нормального человека он дикий, а для «девиантного» — вполне комфортный.

Отношение к собственности у тех, кто этому неписаному кодексу следует, «облегченное»: то есть мое — это мое и его не тронь, а чужое добро не грех и позаимствовать. Подростки с легкостью идут на кражи и разбойные грабежи: подумаешь, «отжал мобильник», да еще и владельцу дал по голове, что такого-то!

При этом подросток зачастую еще и подводит под свои действия теоретическую основу — а, мол, «чего они сами!» Он искренне уверен в том, что ничего плохого не делал, что жертвы «сами виноваты» и вообще это «плохие люди» (в основном потому что «слишком богатые»). Для них это мелочь, купят еще, а у меня денег мало. К тому же, говорит подросток, «у нас в стране все законы несправедливые», а я «этих законов даже не читал», «у меня жизнь очень трудная, меня жалеть надо». По данным исследования, более 70% осужденных подростков не имели ясного представления о том, что их поступки уголовно наказуемы. Хулиганство они считали невинным «озорством», угон машины — восстановлением справедливости, как у Робин Гуда, драку — «мужским» выяснением отношений и т.д. Подросток подменяет понятия: себя он видит мстителем, а жертву «злодеем», которого надо «наказать».

От нечего делать

Чего у неблагополучных подростков явно больше, чем у обычных ребят, — это свободного времени. На что его употребить? По данным социологов, сейчас среди всех форм досуга молодежи преобладает «развлечение». Практически потеряли популярность такие занятия, как конструирование, занятия в каких-либо кружках и клубах, походы и т.д. У большинства молодых людей все эстетические интересы — это просмотр остросюжетных и эротических кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, «ничегонеделание» как основной вид досуга.

95% тех, кто относит себя к той или иной неформальной группе сказали, что с приятелями они в основном «гуляют по улице, в парке, во дворе». 63% — играют в компьютер, 52% — в футбол или другие спортивные игры, 43% ходят на дискотеку, в клуб или в бар, 42% — пьют пиво и другие слабоалкогольные напитки, 38% — курят. Каждый третий член неформальной группы (32%) сказал, что вместе с друзьями он «прикалывается, пугает людей и досаждает им», 27% — «крушат и ломают все вокруг ради удовольствия» (в одиночку подобными вещами занимаются лишь 6% опрошенных). 24% курят в своей компании кальян, каждый пятый употребляет крепкий алкоголь. Каждый десятый в компании таких же молодых людей курит марихуану, а 8% — употребляет более сильные наркотики. 6% признались, что вместе с приятелями совершали кражи из магазинов (самостоятельно это сделать рискнул лишь один из ста).

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные — это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%). Остальные респонденты отметили свою приверженность к таким группам, как хипстеры, готы и эмо, рокеры, рэперы, панки, гопники, альтернативщики, скейтеры и паркуристы, ролевики и толкиенисты, национал-патриоты, фашисты или скинхеды. Достаточно новым явлением в молодежной неформальной субкультуре считают компьютерных геймеров и хакеров (8%). В ходе интернет-опроса более половины (57%) подростков указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам.

Такие группы ученые называют молодежными субкультурами и отмечают, что обычно они замкнуты и подчеркнуто изолируются от массовой культуры. Некоторые движения, которые проявляют по отношению к «традициям» агрессию и иногда — экстремизм, считаются уже контркультурой. Самая старая — это контркультура преступного мира, у которой свои законы, свой язык, свои опознавательные знаки (одежда, татуировки и пр.). Многие подростки к «блатной» романтике явно тяготеют.

Но, конечно, больше всего молодежных групп связано с разными стилями музыки: от панков и эмо до любителей тяжелого рока. Правда, исследователи отмечают, что подростки очень часто не понимают, «под чем подписались». Например, некоторые «настоящие металлисты» свято уверены, что главная их задача — устраивать драки и беспорядки, хамить взрослым, одеваться в кожу и заклепки. А попроси их назвать имена и лучшие альбомы знаменитых музыкантов в стиле хеви-метал — тут же «зависнут». Кстати, тоже касается и скинхедов: изначально это были последователи стиля регги и ска. Но впоследствии часть скинхедов примкнула к политическим радикалам, неонацистам, антикоммунистам и пр. — и какая уж тут музыка, когда в руке кастет, а на устах сплошное «хайль». Именно такие группы и представляют особую опасность для общества, заключают ученые вместе с педагогами и родителями.

Социологи отмечают: у современных подростков из неформальных групп ярко выражено стремление к риску, к «событийности». Если это не удается, ребята страдают от «скуки», «тоски», «никчемности». Действовать же они предпочитают не поодиночке, а толпой — и это тоже известная психологическая закономерность: в толпе ты «анонимен» и можешь ответственности не бояться.

Отдельные претензии не только у ученых, но и у педагогов и родителей к СМИ. В своем исследовании социологи отмечают: дети могут практически бесконтрольно «скачать из сети» любую информацию, в том числе и криминального характера. Юные преступники обмениваются опытом в популярных социальных сетях и интернет-сообществах, там же действует множество мошенников и радикально настроенных персон. Найти в свободном доступе ультранационалистские призывы или инструкции по приготовлению наркотиков, сборке взрывных устройств — вопрос нескольких «кликов» по ссылкам.

Бей первым?

Откуда в наших детях столько агрессии? Социологи обратились к данным психологов, которые агрессию подразделяют на физическую (то есть прямое нападение, применение физической силы), косвенную (сплетни, злобные шутки, адресованные «всем сразу» приступы ярости, крик, хлопанье дверьми и т.д.), вербальную (угрозы, ругань) и потенциальную (раздражительность и готовность при малейшем поводе перейти от настроения к действию). Психологи выделяют жестокость как вид агрессии, но знак равенства между ними не ставят. Жестокость, считают они, вовсе не обязательно сопутствует агрессии. Агрессия может быть заложена «от природы», у нее биологические корни. А вот жестокость — это результат воспитания и условий жизни. Очень часто люди (и подростки в том числе) жестоки не «сами по себе», а потому, что «так положено» в их группе, и если ее законам не следуешь, сам же в первую очередь и поплатишься. Для многих подростков агрессия и жестокость — это способ самоутвердиться в кругу сверстников, «дать отпор». Многое зависит и от семьи. Как ни странно это кажется со стороны, но склонность к насилию психологи часто отмечают не только у детей, которых дома «бьют смертным боем», а у вполне благополучных «маменькиных сынков», чьи родители контролируют буквально каждый шаг своего чада и оставляют ему только такой способ «проверить себя».

Так или иначе, когда социологи опрашивали школьников 7-9-х классов и несовершеннолетних заключенных, выяснилось, что стоит только запустить механизм агрессии — и она идет вширь. «Нужно применить силу, чтобы тебя уважали», «Если вещи, которые я делаю, расстраивают других людей, то это их проблема, а не моя», «когда я зол, лучше держаться от меня подальше», «я в любом случае постараюсь получить то, что хочу, даже если это создаст проблемы другим людям», «без насилия все было бы намного скучнее», «нет ничего плохого в том, чтобы ударить слабого», «насилие — это удовольствие» — с такими утверждениями согласны в среднем 13% «законопослушных подростков». По мере приобретения опыта драк и прочих «антиобщественных» действий подобные тезисы берет на вооружение каждый пятый подросток. Уже 40% школьников, чье поведение социологи деликатно называют «отклоняющимся» от принятого в обществе, могут написать подобные слова как девиз на щите, отнюдь не рыцарском. А среди малолетних осужденных более половины (иногда до 67-68%) подобное враждебное отношение к людям считают для себя нормой.

Правда, во многих случаях свою агрессию школьники выплескивают не физически, а словесно и лишь против тех, кто заведомо слабее. Но при этом социологи отметили, что в последнее время даже вербальная агрессия стала проявляться в более раннем возрасте, чем в 80-90-е годы. А по данным МВД, также приведенным в докладе ученых, более 30% преступлений несовершеннолетние совершают без какого-либо четкого мотива, 70% малолетних убийц даже не могут ответить, зачем они это сделали.

Психологи находят причины обострения жестокости подростков, кроме прочего, в «агрессивном влиянии» извне: в жестоких фильмах, в постоянном насилии и крови на киноэкране и на мониторе, где разворачиваются компьютерные игры. А еще — в Интернете, куда по новой «моде» подростки выкладывают видеозаписи, например, своих издевательств над сверстниками и находят массу откликов. В ходе онлайн-исследования 15-летние респонденты без малейшего стеснения хвастались своими «режиссерскими успехами» на этом поприще — например, обсуждали ролик «школы боев без правил для девочек». Ученых поразило то, что подростки занимали позицию нейтрального и аморального наблюдателя и жертве ни капли не сопереживали.

В науке есть понятие «подростковый моббинг» — от английского слова «толпа», означающее организованную коллективную травлю подростка сверстниками. Происходил он во все времена (достаточно вспомнить, например, знаменитый фильм «Чучело»). Но в последнее время его отмечают все чаще. Нередко именно травля становится причиной самоубийств подростков. Раньше дело ограничивалось бойкотом в классе и сплетнями во дворе, сейчас жертва обнаруживает оскорбительные записи в доступных «всему миру» социальных сетях, видео — в общем доступе. То, что порой происходит в виртуальном пространстве, социологи без обиняков назвали «публичными пытками». И призвали к тому, чтобы все-таки создать над подобными вещами общественный контроль.

А чего они?!

Социологи проанализировали причины, по которым старшеклассники ввязываются в драки, совершают акты вандализма, издеваются над сверстниками. В основном это личные мотивы, защита собственного «Я» — ответил на оскорбление, вступился за друга, «наших били» и пр. С возрастом подростки реже дерутся просто «под настроение» и учатся более приемлемым способам урегулирования конфликта. В числе же глубинных причин — то, что в обществе подросток практически не имеет возможности самоутвердиться и испытать себя в реальном деле. Лишь у 39% есть близкий человек, с которым можно посоветоваться. Зато в непосредственном окружении полным-полно тех, кто решает свои проблемы именно силой и с легкостью нарушает закон и нормы морали.

Многое зависит и от места, где подросток живет. В крупных городах гораздо легче собираются агрессивные молодежные «стаи», а человек чувствует себя бесконтрольным и безнаказанным. В деревне или поселке городского типа жить гораздо безопаснее, чем в мегаполисе. По данным социологов, в московских и казанских школах дерутся гораздо чаще, чем в малых городах вроде Можги, Бузулука или Вятских Полян: 44,6% против 28,1%. На селе подростки реже носят с собой оружие (нож, баллончик и пр.). В малых городах гораздо меньше, чем в «миллионниках», агрессивно настроенных девочек (тоже одна из горьких примет нашего времени).

То же касается и вандализма, когда подростки разрисовывают стены домов, портят лифты, крушат таксофоны, вагоны поездов, а то и памятники на кладбищах. По статистике, большинство таких актов совершают именно люди в возрасте до 25 лет. Неожиданным для ученых стало то, что по мере взросления молодые люди становятся более склонны к вандализму: среди школьников 7-9-х классов это лишь каждый десятый, среди старшеклассников уже 43%. Правда, 40% при этом сказали, что надписи на стенах и взрезанные сиденья в транспорте их самих «раздражают», каждому пятому «хочется все исправить». Но, видимо, тут тоже сказывается эффект группы: 75-80% подростков-вандалов действовали вместе с сообщниками. Кстати, социологи со свойственной им скрупулезностью посвятили особые разделы своего доклада вандализму, граффити, кражам в магазинах (подростки активно делились способами обмана контролеров и продавцов, снятия магнитной защиты с товаров и прочими «секретами мастерства»). Очень познавательное было бы чтение для владельцев магазинов, милиции и педагогов — если бы им не было столь очевидно все равно.

Самый грустный вывод из этого исследования — то, что социологи и психологи, занимающиеся подростковыми проблемами, напоминают сейчас «вопиющих в пустыне». И сами признают, что их исследования не слишком востребованы теми, кто занимается работой с молодежью, ее образованием и воспитанием. Даже правоохранители, видимо, удовлетворяются лишь собственной криминальной статистикой. А раз так, то эти сводки обречены пополняться и дальше.

дословно

Почему случились те драки, в которых ты участвовал? Ответы подростков:

Меня оскорбили, и я решил сам отомстить — 43%.

На меня напали, я защищался — 39%.

Защищал подругу (друга) — 34%.

Это война между группировками — 19%.

Хотелось кое-кого проучить — 16%.

Просто захотелось, под настроение — 5%.

Представился случай проверить себя и свою силу — 4%.

Как ты поступаешь, когда у тебя возникают трудности?

Сам ищу выход, обдумываю ситуацию — 42%.

Советуюсь с кем-нибудь, вместе ищем решение — 39%.

Отвлекаюсь, ухожу в Интернет, в игру, смотрю кино, ТВ — 33%.

Ухожу в себя, рисую, слушаю музыку, стараюсь не общаться — 30%.

Предпочитаю отключиться с помощью алкоголя и т.п. — 10%.

С натуры

В ходе исследования социологи проводили так называемые глубинные интервью с подростками. Вот типичный «герой» — восьмиклассник из небольшого города. Щуплый, слабый на вид, он ходит по улицам и ищет, с кем бы подраться. Считает это почти подвигом и своим главным достоинством. В школе учится плохо. Живет с замотанной матерью и отчимом. Друзей практически нет, зато есть большая собака, которую он бьет за малейшее непослушание, «чтоб не убегала». Пытается играть «для себя» в музыкальной группе. Любимая музыка — «Король и Шут», сам себя считает панком, а сестру — «эмо». Ревнует мать к маленькому брату и с возмущением отталкивает его от себя: «Как я могу его любить, он же мальчик!!!» Драка для него — единственный способ доказать всем, что он силен, что он хоть что-то в этом мире значит, что он вообще — есть. «Непонятно, что ему надо», — пожимают плечами окружающие. «Тюрьма по тебе плачет!» — твердят учителя.

Узнаёте соседа?

ОПРОС «РГ

Коррекция агрессивного поведения подростков

Упражнение «ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т.д.

Ведущий. Психологами разработаны критерии определения агрессивности.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Критерии агрессивности подростка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

Затем ведущий предлагает провести игру.

«ЭТЮДЫ»

Одному из участников предлагается выполнять любые НЕ агрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает).

Другой участник должен прокомментировать действия первого участника с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т.д.).

Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

После проведения игры идет обсуждение:

— Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

— Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

— Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту? Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОЗУНГ ПРОТИВ АГРЕССИВНОСТИ»

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются.

Далее участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА»

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п.

В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение.

Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения:

— Я терпеть не могу, когда…
— Я агрессивный в школе, когда…
— Когда я злюсь…
— Успокоиться мне помогает…

УПРАЖНЕНИЕ «ДОВОЛЬНЫЙ-СЕРДИТЫЙ»

Цель: дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий дает инструкцию:

— Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит.

Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?

— Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?

— Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств — то, которое ты испытываешь чаще.

— Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству.

— А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству.

Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.

Снова остановись и замри в тишине.

Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг.

Анализ упражнения:

• Какое чувство тебе было выразить сложнее?
• Как происходила смена одного чувства другим?
• Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?
• Тебе удалось изменить свои чувства?опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Расскажите об этой статье в социальных сетях

  • Агрессия – действия, направленные на объект, с целью нанесения вреда, физического или морального ущерба, уничтожение. Дословный перевод – «нападение», «нападать» — отображает смысл понятия.

    Важно! Объектами агрессии становятся не только люди, но и представители фауны, живой природы, предметы.

    Агрессивное поведение подростков и взрослых – реакция на стимул в виде:

    • стресса;
    • фрустрации;
    • дискомфорта, вызванного физическими, психологическими факторами.

    Мальчик подросток сжал кулак и замахнулся рукой на другого мальчика

    Формы агрессивного поведения подростков

    Одним из первых сделал попытку классифицировать формы агрессивного поведения подростков и взрослых А.Басс. Основаниями для деления на типы стали три шкалы:

    • вид воздействия: вербальное или физическое;
    • по направленности на объект: прямая и непрямая;
    • по активности: пассивная и активная.

    Популярно деление на виды от экспертов в области криминологии – И.Кудрявцевой, Н.Ратиновой, О.Савиной – в основе лежат мотивы, деятельность и саморегуляция поведения:

    1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
    2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
    3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

    Подросток агрессивно смотрит с битой в руках

    Основные формы агрессивного поведения:

    1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная: словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
    2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
    3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
    4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

    Инструментальная форма может существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и избегание этого.

    По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

    Важно! Один из наиболее известных исследователей инструментальной агрессии Фешбах отмечал, что она является обязательной в современном мире, необходимой для достижения цели в условиях конкуренции, является важным элементом адаптации человека, позволяет защитить свои права и личные границы.

    Исследования подростковой агрессии: история и особенности

    Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением, ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.

    Две девочки кричат друг на друга

    Основные направления исследований зарубежных специалистов:

    • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
    • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
    • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
    • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

    В основе две идеи:

    1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
    2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

    Отечественная психология работает в таких направлениях:

    • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
    • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
    • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
    • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
    • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

    Важно! Основное направление в работе зарубежных и отечественных психологов – найти пути эффективной профилактики и борьбы с агрессивным поведением подростков.

    Психологические особенности агрессивности подростков

    Подростковый возраст имеет разные рамки в разных странах, отечественные психологи остановились на периоде от 11 до 17/18 лет – это отвечает средней и старшей школе.

    Время это сложное, поскольку происходит перестройка сразу нескольких сфер:

    • физиологической (гормональные перестройки);
    • социальной (личность занимает трудную и противоречивую позицию «не ребенок, но еще не взрослый»);
    • психологической (активно формируется самосознание).

    Ряд исследований помог установить несколько особенностей возрастного и гендерного проявления агрессивного поведения:

    1. Наблюдаются пиковые проявления агрессии, но они отличаются в среде мальчиков и девочек: у первых пик – в 14-16 лет, у девочек раньше – до 13 лет.
    2. Формы проявления: девочкам свойственны непрямые и прямые вербальные воздействия, для мальчиков – преимущественно, физическая агрессия, прямая, открытая.
    3. Еще одна закономерность касается эволюция форм проявления с возрастом: чем старше становится подросток, тем реже он проявляет физическую агрессию, на первое место выходит вербалика.
    4. Согласно исследованиям при помощи опросника Басса-Дарки, установлено, что наиболее распространенное проявление – негативизм, и для девочек, и для мальчиков.

    Обратите внимание! Существует теория про закономерность между самооценкой и уровнем агрессии: чем выше первый показатель, тем выше и второй. Это касается как враждебной, так и инструментальной форм.

    Крайности в самооценке свойственны подросткам с высокой агрессивностью, причем по всем показателями. Средние показатели самооценки наблюдаются у подростков с низкой и средней агрессией.

    Психологи выделили несколько черт, свойственных большинству агрессивных подростков.

    Основные черты агрессивных подростков:

    • экстремальная самооценка;
    • отсутствие занятий и интересов;
    • примитивность мышления;
    • духовная бедность;
    • отсутствие стойких ценностей и интересов;
    • низкий уровень интеллекта;
    • склонность к подражательству;
    • внушаемость, что и приводит в мир криминала;
    • грубость, озлобленность по отношению ко всем – родителям, одноклассникам, учителями, незнакомцам.

    Важно! Не стоит забывать про инструментальную агрессию, свойственную подросткам с высоким уровнем интеллекта, социальной адаптации, отличными коммуникативными навыками. Они используют ее для достижения целей, демонстрации силы и уверенности, собственной важности, самостоятельности.

    Чтобы оценить факт агрессии, необходимо осознать мотив подростка. Например, в качестве защитного механизма для сохранения личностной целостности.

    Исследования подростковой агрессивности: применение методов и статистика

    Агрессивность – сложная цель исследований, поскольку связана со многими факторами развития личности. Для определения уровня агрессии, применения профилактики агрессивного поведения подростков, средств борьбы с ним, необходимо использование нескольких методик.

    Эффективность показали неэкспериментальные методы:

    1. Анкетирование.
    2. Личностные шкалы.
    3. Проективные методики.
    4. Оценочные способы.
    5. Наблюдение.
    6. Беседа.
    7. Опросы.

    Важно! Согласно многолетним исследованиям подросткового возраста, установлены базовые особенности, которые необходимо учитывать в процессе анализа агрессивности: подросток стремиться реализовать свою индивидуальность, стремится к одобрению референтной группой, стремится к одобрению данной группой лиц. Ближайшее окружение – важный фактор формирования не только агрессивности, но и других качеств на этапе подросткового возраста.

    Основными методиками исследований называют:

    • «карты наблюдений» Д.Скотта;
    • опросник Басса-Дарки;
    • опросник-интервью А.Бандуры;
    • проективные методики (рисунок семьи и другие).

    Важно! Диагностика по методике Баса-Дарки – базовая, используемая всеми психологами для работы с подростками и взрослыми, есть адаптированные варианты для представителей разных возрастов.

    Стимульный материал позволяет получить данные о таких видах реакций:

    1. Физическая агрессивность: способность применить силу против другого лица в результате действия определенного фактора, внутреннего или внешнего.
    2. Раздражительность: диагностируется уровень вспыльчивости, грубости, готовности агрессивно реагировать при возбуждении любой силы.
    3. Косвенная: агрессия без явного вектора.
    4. Уровень обиды: агрессивное отношение к действиям других, зависть по отношению к чужим достижениям, реакция на оскорбление, негативные эмоции, связанные с отношениями к другим людям или людей к субъекту. Обида окрашена гневом, раздражением, жалостью к себе.
    5. Вербальная агрессия: проявление воздействия без физического контакта с объектом. Формы проявления: крик, угрозы, оскорбления, визг, проклятия.
    6. Негативизм: лицо принимает на себя роль оппозиционера, протестуя против правил, традиций, законов, форма – пассивная.
    7. Подозрительное отношение: проявляется в широком диапазоне форм – от обычной осторожности до недоверия, граничащего с паранойей, уверенность в том, что все направлено против него, с целью его уничтожения, унижения.

    Группы утверждений в стимульном материале опросника Басса-Дарки

    Физическая агрессия «да» = 1, «нет»-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7
    Непрямая агрессия «да» — 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» — 0: 26, 49
    Раздражение «да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0:35,69
    Негативизм «да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» — 1, «да» = 0: 36
    Уровень обиды «да»= 1,»нет» — 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
    Подозрительность «да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75
    Виновность «да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
    Вербальная агрессия «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1, «да» = 0: 33,66,74,75

    Почему подростки агрессивны?

    Детерминанты агрессивного поведения подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и Д.Ричардсона:

    1. Биологические.
    2. Социальные.
    3. Персональные/индивидуальные.
    4. Внешние.

    Важно! Известно, что «социальный вакуум» не может породить агрессию, другими словами – мы не можем быть агрессивны без определенного окружения.

    Наиболее распространенные факторы развития агрессии:

    • проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
    • провокации вербального характера;
    • фрустрация.

    Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:

    • стабильное воздействие шума;
    • жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
    • средства массовой информации.

    Обратите внимание! Бэрон и Ричардсон отмечают, что для подросткового возраста в формировании агрессивности особо важны индивидуальные качества личности. Но их нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Значение имеет только комплексный подход, анализ целостной структуры личности. Попытки отдельно анализировать эмпатию, эмоциональные проявления, ценности не дали результата в попытке связать их с агрессивностью.

    В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.

    Всего выделили четыре основных фактора:

    1. Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
    2. Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
    3. Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
    4. Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.

    Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.

    Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:

    • ощущение себя непринятым социальной группой;
    • психическая депривация;
    • отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
    • нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
    • переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
    • постоянное ощущение опасности;
    • индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.

    Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:

    • раздражительность и вспыльчивость;
    • отсутствие интересов;
    • явный негативизм;
    • яркие, аффективные реакции на стимулы;
    • подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.

    Важно! Бесцельное времяпрепровождение – и причина, и следствие агрессивности. Отсутствие смысла в жизнедеятельности ребенка позволяет заполнить пустоту чем угодно. Это редко бывает что-то светлое и позитивное. Чаще пустота заполняется насилием, злобой, которую подросток видит в сети Интернет, по телевизору.

    Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.

    «Куда смотрят родители?»

    Популярный вопрос, которым задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего, ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем окружении – образец для него.

    Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

    Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других. Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

    Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

    Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку. Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет. В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

    Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

    Обратите внимание! Статистика говорит следующее: в 40% семей подростков-правонарушителей наблюдались регулярные семейные конфликты, физическое насилие, драки (в 25% случаев), постоянная враждебность (12% случаев). Более половины трудных подростков указали семейные проблемы, как главную причину своих переживаний и стрессов (55% мальчиков, 78% девочек).

    «Учат в школе…»

    Школа на протяжении около 10 лет является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый период.

    Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше.

    Девочка рисует карандашом и улыбается

    Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

    Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

    Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

    «Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

    Важно! Самая страшная причина активного роста агрессивности подростков – равнодушие и попытка свалить ответственность на «более умного и компетентного». Речь идет о конфликте «школа – родители» — кто же должен бороться с этой серьезной проблемой? Секрет успеха – внимательное отношение обеих сторон, участие, внимание и взаимная поддержка в треугольнике «семья – педагоги – психолог».

    Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

    Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

    • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
    • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

    Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

    1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
    2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
    3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
    4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

    Обратите внимание! Если в результате диагностики выявлено, что основная проблема лежит в семье, в этом направлении и нужно направлять усилия. Педагогическая коррекция помогает гармонично взаимодействовать с подростками в отношениях «педагог – ученик».

    Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

    Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг. Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании.

    Важно! Психологическая программа тренинга позволяет одновременно работать с несколькими семьями, в которых наблюдается идентичная проблема. В рамках тренинга психолог предлагает решать задачи, делать упражнения, обсуждать некоторые вопросы, вырабатывать новые для родителей педагогические приемы, специалист также тренирует навыки коммуникации.

    Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа, в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность. Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

    Важно! Л.Семенюк отмечает, что лидер на разных этапах деятельности должен меняться – не стоит формировать «актив» лидеров, важно менять роли, позволять каждому показать себя. Отличное средство нивелирования агрессии – удовлетворение от деятельности.

    Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

    Важно! Профилактика агрессивного поведения подростков – важный момент в работе школьного психолога.

    В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

    • рационализация педагогического процесса;
    • методы психологии и психотерапии.

    Важно! Нельзя использовать исключительно один метод, при помощи которого выполняется психологическая коррекция, необходимо рассматривать комплекс приемов, индивидуальные особенности каждого подростка.

    Основные направления работы с подростками:

    • социально-педагогическая коррекция поведения;
    • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
    • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
    • гармонизация отношений в коллективе школьников;
    • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
    • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

    Обратите внимание! Для работы с подростками, родителями используют широкий спектр методов: тренинги, занятия по психодраме, профилактика, беседы.

    Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований.
    http://bibliotekar.kz/

    Возросшая сила и самостоятельность

    Кризис взросления характеризуется тем, что у человека появляются новые возможности и силы, которые ранее отсутствовали, находились в процессе развития либо были подавлены. Человек, переходящий на более высокую ступень развития, чувствует, что у него уже гораздо больше силы, самостоятельности и воли, чтобы самому решать те проблемы, которые еще недавно за него решали взрослые. Например, трехлетний ребенок еще вчера крепко держал маму за руку, поднимаясь по лестнице. А сегодня он ощутил, что может это сделать сам: его окрепшие ножки, его желание нового и его возросшая сила говорят ему, что надо пробовать. И он вырывает свою руку из маминой и делает шаг в неизвестность, которая оборачивается новым умением.

    Так и подросток. К определенному возрасту он ощущает, что может сам поехать по нужному ему делу и уладить его. Что может выбрать, как проводить свое время и с кем. И т. д., т. п. Другими словами, возросшая социальная компетентность (которую дает жизненный опыт в разных ситуациях), физические данные и сила (которые у подростка начинают приближаться ко взрослым) дают ощущение «всемогущества и вседозволенности». Вспомним, что подросток стремится к тому, чтобы уравняться со взрослым в своих правах (обязанности он почему-то пропускает), т. к. ему искренне кажется, что он ничем не отличается от взрослого. И внешне, действительно, подросток выглядит гораздо старше, чем есть на самом деле: парню еще четырнадцать, а нога уже 44-го размера, голос мужской, рост и взгляд совсем не детские. Как мы понимаем, психологическое и социальное развитие сильно опаздывает по сравнению с физическим.

    Но подросток начинает бунтовать, пытаясь добиться новых привилегий для себя. И надо признать, выдерживать агрессию и претензии подрастающего ребенка очень непросто. Потому что подросток не сильно щадит родительские чувства и может задеть больно, он не умеет еще удерживать свои импульсы, чувства несут его, как конь растерявшегося всадника. Если к этому прибавить физиологические изменения в коре головного мозга в период пубертата, а именно, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (т. е. если разойдется, то остановиться сразу же почти невозможно), то мы понимаем, что агрессия подростка – это как море без берегов: такая же импульсивная, неудержимая.

    Подросток в острый период взросления часто живет по принципу «вспомнить все». И тогда уже родителям достается по полной программе: и когда недоглядели, и что неправильно сказали и сделали десять лет назад, и как его нынешние проблемы связаны с ошибками родителей – ребенок сводит счеты.

    Есть некоторая закономерность в том, насколько бурно выливаются из подростка агрессия и недовольство в тот период, когда он уже не хочет сдерживаться и понимает, что восстать против старших не так страшно, как казалось раньше, в детстве. Чем больше накоплено и не выведено ребенком обид и гнева в период детства, тем «фееричней» протекает подростковый период. Чем больше ребенок чувствовал себя понятым и защищенным родителями до 12-13 лет, тем меньше у него неконтролируемых вспышек. Заметьте, что мы не пишем, что в последнем случае (в ситуации взаимопонимания с родителями) не будет вспышек. Подростковый возраст в норме очень редко проходит без возросшей агрессии. Но в случае взаимопонимания между ребенком и родителями агрессия чаще выливается на себя, на окружающих; в случае раннего конфликта с родителями на предыдущих этапах агрессия будет, как огненная лава, извергаться в первую очередь на них.

    Проявления подростковой агрессии зависят, как мы видим, от стиля взаимоотношений между ребенком и родителями на предыдущем возрастном этапе развития ребенка. Детство от рождения и до 12-13 лет (возраст условный) является этапом наработки отношений. А уж то, что наработали, ярко высвечивается именно в критический период, т. е. он является своеобразным маркером, детектором отношений. Недаром говорят, что человек, да и отношения людей, проверяются в критическую минуту. Вот этой «минутой» и становится подростковый возраст.

    Подчеркнем, что много подростковой агрессии появляется в семьях, где доминировал авторитарный, тиранический стиль отношений. Родитель сказал и точка, а мнение ребенка в принципе не существует. До определенных пор ребенок терпит, но если по натуре он тоже не из слабых людей, то по мере возрастания своей силы ребенок начинает отчаянно бунтовать и протестовать. Часто при этом стиле воспитания, где дети бесправны и неуважаемы изначально, происходят самые эпатажные и серьезные бунтарские выходки. Ребенок может вредить себе назло, только чтобы досадить родителям. Уходы из дома, пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам, девиантное поведение, ранняя половая жизнь – это еще не полный список того, как сделать себе плохо, чтобы им стало хуже.

    В семьях, где преобладает попустительский стиль (ребенку часто приходится самому удовлетворять свои нужды; делай что хочешь, иди куда хочешь), подростковый возраст тоже может принести агрессию. Ребенок стремится полностью жить самостоятельной жизнью, никого уже не спрашивая. И если родитель вдруг попробует указать, как и что делать, то получит в ответ ушат обвинений типа «а где ты был раньше, поздно меня жизни учить»!

    В семье с нормальным, авторитетным укладом тоже не обходится без агрессии. Подросток и бунт – нераздельные понятия. Ребенку надо оторваться от родительской семьи и расправить подросшие крылья, чтобы в один прекрасный момент вылететь из гнезда. Причем вылететь в идеале надо каждому ребенку. Поэтому и от хороших родителей тоже надо отрываться, что дается всем участникам с болью.

    Проявления агрессии зависят, конечно, и от личности подростка. Если в жесткой, авторитарной семье ребенка задавили, то он может и не проявлять агрессию – силы надломлены. Гнев и обида могут подавляться у более слабого ребенка и выражаться в разного рода невротизмах (в пубертате это анорексия/булимия, навязчивые идеи, акцентуации характера, самоповреждения, фобии и пр.). Если ребенок не надломлен как личность, его агрессия может искрить во все стороны.

    Агрессия как следствие аутоагрессии

    Аутоагрессия – это агрессия, направленная на себя. В подростковом возрасте ребенок «теряет себя привычного». Множественные изменения, происходящие внутри него, непонятные и незаметные для окружающих и для него самого, выбивают подростка из колеи. Тело перестает быть знакомым. Идет развитие мощнейшей сферы – половой. Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Ни тому, ни другому миру он не принадлежит полностью. Он оказывается как бы выброшенным за борт привычной жизни и не вписавшимся пока в новую. Состояние, согласитесь, непростое, выматывающее, дестабилизирующее.

    Вспомним, что человек, в принципе, начинает осознавать себя через тело. Новорожденный ребенок еще не знает, где его рука или нога, мама знакомит его с самим собой. Вот и теперь, при резко меняющемся облике подросток глядится в зеркало и не узнает себя. Он ли это? Эти непропорционально длинные руки и ноги, эта испортившаяся кожа, этот ломающийся голос, этот появившийся откуда-то запах тела… Возникает страх, что можно остаться таким навсегда, – известный всем подростковый страх уродства. Одновременно появляется агрессия, направленная на себя, недовольство – я не такой, как надо, я некрасивый. Если мы прибавим к этому раздрай внутренний, душевный, то получим на выходе общую неудовлетворенность собой и жизнью. Что выражается в постоянной критике себя, подгонке под общие стереотипы красоты, в попытках усовершенствовать себя путем различных (часто эпатажных) экспериментов: перекрасить или сбрить волосы, проколоть все доступные части тела, одеждой замаскировать недостатки и пр.

    Подросток 13-15 лет имеет сниженную самооценку и такую же оценку себя приписывает другим людям. Чаще подросток ждет от других критики и подвоха. Таким образом, аутоагрессия переходит в агрессию, направленную на окружающих. Я плохой – вы видите меня плохим – вы плохие – я вас вижу плохими. Т. е. подросток идет, ожидая от мира агрессии, потому что она скопилась в нем самом, находит эту агрессию (чего ищешь, всегда найдешь) и подтверждает свое мнение о том, что мир лежит во зле, все люди враждебные, жизнь несправедлива.

    Что делать, когда подросток проявляет агрессию?

    Отвечать подростку агрессией на агрессию – самый разрушительный для нервов и отношений путь. Подросток живет в состоянии борьбы, ему даже это не столь затратно, как родителю. А вот родитель может дорого заплатить за неудачный метод: нервами, общим здоровьем, настроением. В первую очередь это ощутит родитель авторитарного склада: ребенка уже не перекричишь. Он сам это уже умеет делать. Поэтому подростковый период – шанс и время для родителей обдумать тот факт, что ребенок уже переходит в другую возрастную категорию и надо искать новые формы общения с ним, надо признать, что нельзя вести себя как раньше, не считаясь с ним. Если авторитарный родитель этого не признает, неприятные последствия не заставят себя ждать.

    На сегодняшний день социальные психологи предлагают самые работающие способы совладания с подростковой агрессией:

    • Принять агрессию как неизбежное проявление подросткового возраста и относиться к ребенку снисходительно; перетерпеть, не скатываясь в полное подстраивание (делай что хочешь, только не кричи, не круши). Рассматривать ребенка и его вспышки на этом этапе как проявление сложного периода и относиться с сочувствием – он часто сам не ведает, что говорит и творит. Не принимать близко к сердцу все резкие слова и не строить на их основании пессимистические выводы о дальнейших отношениях и жизни подростка в целом. Понимать, что подросток разбалансирован и через десять минут будет жалеть о своей несдержанности, но внешне это не покажет. Одним словом, относиться к несдержанности и агрессии как к слабости, демонстрируемой ребенком в период болезни.
    • Пробовать направлять агрессию, как энергию, в разные сложные виды деятельности, начиная со спорта и иностранных языков, и заканчивая ремеслами. Этот метод является и профилактическим, и терапевтическим одновременно. И надо сказать, что при общей рассеянности и незаинтересованности подростка учебой, то, что ее не касается и проводится не в школе, может вызывать интерес и вовлеченность. Метод хорошо работает в семьях, где родителям или одному родителю удалось сохранить контакт с ребенком.
    • Хорошим и эффективным способом снижения агрессии и поиска взаимопонимания с подростком является договорной метод. Прописанный на бумаге и даже когда-то заверенный третьим лицом (психологом, к примеру), где четко оговаривается предмет договора, обязанности сторон, их ответственность за нарушение. Этот способ дает подростку понимание того, что он стоит почти на одной доске с родителем, с ним считаются и спрашивают с родителей наравне с ним.

    На консультативном приеме девочка Н. четырнадцати лет, папа и мама. Обратились родители по поводу того, что Н. не общается с ними, отказывается делать уроки, ведет себя крайне враждебно, грубит, хамит, не выполняет дома своих прежних обязанностей. Усугубилась ситуация после того, как папа забрал у дочки телефон, т. к. она не расставалась с ним никогда, даже ночью, на уроках, на улице, за столом; не реагировала на обращение, жила, что называется, в телефоне. Родители видели, что развивается зависимость, и поначалу пытались уговорами и давлением на сознательность ограничить использование. Не получилось. Папа пошел на крайние меры и полностью забрал телефон, после чего у девочки было острое состояние «ломки», соматические симптомы (болела голова, живот, тряслись руки, истерики). В довершение чего она объявила войну родителям. После исследования ситуации была предложена договорная система, которая разрабатывалась совместно, с учетом пожеланий родителей и дочки, предусматривающая пользование плеером вместо телефона в определенные часы с ответственностью за нарушение договора у обеих сторон. Через месяц родители и дочка пришли на очередную консультацию с хорошими новостями: общение вернулось в желаемые берега, война закончилась, договор соблюдали.

    Этот случай приведен для того, чтобы мы как родители учились ко всему прочему и понимать послание ребенка при его агрессии. Т. е. его внутреннее состояние, его посыл, его мотив. Часто агрессия подростка, направленная на чужих людей и ровесников, имеет скрытую цель напугать, устрашить, создать имидж уверенного и сильного человека (коим на самом деле подросток не является). А вот в общении с родителями агрессия часто вырастает из обиды ребенка. На непонимание. Отсутствие снисходительности. Неуважение. Будем это помнить и стараться увидеть за внешним отталкивающим видом агрессивного ребенка его хрупкую и, возможно, раненую душу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *