Доктор Моррис

Почему болит голова у подростка?

Найдите причину

Головные боли у подростков могут вызывать несколько причин. Это может быть вторичное проявление другого заболевания — гриппа, различных интоксикаций, заболеваний внутренних органов — сердца, печени, желудочно-кишечного тракта. В организме накапливаются вредные продукты, они токсически воздействуют на нервные окончания и провоцируют головную боль. Очень часто головная боль возникает при различных паразитозах — гельминтах, лямблиях.

Непосредственной причиной головной боли могут быть нарушения центральной нервной системы и вегетативные расстройства. Кроме того, головная боль может быть связана с эмоциональными и физическими нагрузками, переживаниями, стрессами, которые испытывает подросток в течение дня в связи с высоким ритмом жизни. Поэтому первый шаг — нужно определить причину головной боли.

Сосуды в неустойчивом тонусе

Особенности детского организма в том, что окончательное формирование сердечно-сосудистой системы происходит к 12 годам. Часто у детей этого возраста возникают сосудистые спазмы или наоборот — снижения сосудистого тонуса, которые проявляются головной болью.

У подростков, когда в организме идет гормональная перестройка и продолжает формироваться сосудистая система, нередко появляются головные боли, которые вызваны неустойчивостью сосудистого тонуса, иначе говоря — вегетососудистой дистонией. При спазме сосудов может быть высокое давление, при расширении сосудов — низкое.

Дети с вегетососудистой дистонией метеозависимы, реагируют на магнитные бури, перемены атмосферного давления. Ухудшение состояния они испытывают весной и осенью. Эти дети также реагируют на душное помещение, на шум, на езду в транспорте и на самолете. Они менее стрессоустойчивы, не выдерживают длительные интенсивные физические нагрузки. Для ребенка с неустойчивым сосудистым тонусом достаточно небольшой нагрузки, которая приведет либо к резкому повышению давления, либо к его снижению вплоть до обморока.

Подростки с вегетососудистой дистонией должны стоять на диспансерном учете у невролога и получать плановое профилактическое лечение два раза в год, желательно весной и осенью.

Диагноз поставят в стационаре

При впервые возникшей головной боли необходимо стационарное обследование для установки диагноза и определения дальнейшей тактики лечения. Оно включает в себя суточный мониторинг артериального давления, ультразвуковую диагностику сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника. Специалисты посмотрят сосуды глазного дна. Проводится также исследование структур головного мозга, чтобы исключить новообразования и аномалии развития. Все исследования абсолютно безопасны, безболезненны, нетравматичны и несут в себе большой объем информации.

За головную боль подростки прячутся от проблем

По требованию родителей дети иногда, помимо большой умственной нагрузки в школе, занимаются в секциях и на факультативах, много времени проводят за компьютером в поисках информации, за изучением иностранных языков. Дети перегружены, это провоцирует повышенную тревожность, снижение настроения, чувство страха невыполненных заданий. Все это может вызвать головную боль. И ее нужно расценивать как реакцию организма на сложившуюся ситуацию, с которой психика ребенка не может справиться.

В этом случае необходима консультация психолога или психотерапевта, который подскажет подростку, как выходить из сложной ситуации без вреда собственному здоровью.

«Цитрамон пьем по две таблетки, а боль не уходит»

Иногда можно услышать такие жалобы. Но головные боли не обязательно снимать лекарствами. Существует множество нетрадиционных методов немедикаментозной терапии. Это физиолечение, массажи, отвлекающие процедуры — эфирные масла, светотерапия, ножные ванны с теплой или горячей водой, массажи по точкам. Сейчас это забыли. Вспомните фильмы 50-х годов — там можно было увидеть бабушек, у которых намотан шарф на голове. А это, между прочим, отвлекающая терапия, снимающая головную боль. Даже капустный лист можно приложить.

Таблетками увлекаться не стоит — бесконтрольный прием анальгетиков не устраняет причины головной боли и может быть неэффективным.

В детском областном психоневрологическом отделении ежегодно с диагнозом вегетососудистая дистония пролечивается примерно 110—150 человек, у 30 % из них заболевание выявляется впервые. Примерно 20 пациентам врачи ставят диагноз «мигрень».

Сыр и красное вино провоцируют мигрень

Мигрень — это заболевание, которое имеет наследственную предрасположенность. Если в семье у кого-то из родителей мигрень, то у ребенка в 50 % случаев тоже может быть мигрень. Это заболевание бывает в любом возрасте, оно может начаться в пять-шесть лет, причем встречается и у мальчиков, и у девочек.

При мигрени головная боль приступообразная, обычно локализуется в одной половине черепа, причем очередность половин может меняться. Ребенок, который перенес несколько эпизодов приступов головной боли, уже четко знает, что если заболело над левой бровью, то дальше боль будет нарастать, отдавать в шею или затылок, и пока не наступит рвота, легче не станет. После рвоты ребенок может уснуть и проснуться в хорошем самочувствии. Мигренозные атаки могут сопровождаться светобоязнью, раздражением от громких звуков.

Провоцировать мигрень могут, в частности, продукты — шоколад, цитрусовые, кофе, различные сыры. У нас была пациентка, которая очень любила сыр, могла съесть 200 граммов за один присест. Мама пыталась ограничить ее аппетит и вскоре стала обращать внимание, что как только дочка дорвется до сыра, у нее начинает болеть голова. У взрослых мигренозные припадки могут также провоцировать красное вино и пиво.

Существует масса лекарственных препаратов, которые при развившемся мигренозном приступе в течение 30 минут его снимают.

Совет родителям:

— Если у вашего подростка впервые заболела голова, придите с ним на прием к неврологу, определите, что именно болит, наблюдайтесь у невролога в своей поликлинике, контролируйте состояние ребенка, получайте плановое лечение. Когда организм полностью сформируется, все эти проблемы останутся позади.

Если у малыша до 3—4 лет болит голова — срочно к врачу

Если ребенок до 3—4 лет начинает жаловаться на головную боль, то это очень грозный симптом. Ребенка надо экстренно обследовать — причиной может быть и новообразование, и аномалия развития (киста), и воспалительное заболевание. Жалоба на головную боль для ребенка до 3—5 лет нехарактерна. В этом возрасте дети обычно жалуются на животик, на ножки, на ручки. Но головную боль они еще не понимают. Они просто испытывают дискомфорт и недомогание.

Если малыш чувствует себя комфортно, играет и не теряет аппетит, интерес к окружающему, но при этом упорно жалуется на головную боль — надо посмотреть, кто из взрослых в его окружении повторяет те же жалобы: бабушка, мама или соседка. Дети часто копируют взрослых.

ВОПРОС — ОТВЕТ

Гиперактивные пациенты

«Ребенку при рождении поставили подвывих шейного позвонка и предупредили, что в подростковом возрасте у него будут головные боли. С чем это связано?» — Ольга, Благовещенск.

— Дети, рожденные с нестабильным шейным отделом позвоночника, могут впоследствии испытывать головные боли. Такие дети, если они не получали никакого корректирующего лечения, могут иметь нарушения осанки, синдром гиперактивного ребенка с дефицитом внимания, эмоциональную возбудимость.

Смещенные позвонки затрудняют кровоток — либо отток крови из черепа, либо поступление крови в череп. И в результате отдел мозга, который отвечает за наше поведение, в какой-то степени страдает.

Эти нарушения могут привести к нарушениям речи в виде дислалии, когда малыш неправильно произносит слова, меняет в них слоги. Родители умиляются, что кроха придумывает свои слова, свой алфавит. Но вообще-то это диагноз.

Кроме того, такие дети часто являются пациентами окулиста, это тоже следствие нарушения кровотока. К 6—8-летнему возрасту такие ребятишки начинают жаловаться на головную боль. Она возникает за счет нарушения венозного оттока из черепа.

Если при нестабильности в шейном отделе позвоночника никаких жалоб нет, лечить ребенка не нужно. Его организм сам адаптируется. А вот если жалобы есть, ребенок поступает в стационар, его обследуют, устанавливают диагноз и назначают адекватное лечение.

Возрастная категория материалов: 18+

  • Юлия Климычева

  • Амурская правда
    от 18.12.2014

Анна Черноусова, доктор-остеопат клиники «Остеон»

Родители замечают, что в определенном возрасте их дети начинают жаловаться на недомогание чаще, чем раньше. Конечно, нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание и постоянный недосып делают свое дело. «Летидор» обратился к эксперту за разъяснениями.

Основные причины

Недостаточный сон Большинство подростков очень поздно ложатся спать, а вставать приходится очень рано. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ниже в статье мы расскажем о нормах сна.

Стресс Этому фактору необходимо уделить большое значение, ведь стресс у школьников бывает очень разным. Это страхи перед учителями, страх выйти к доске, страх перед одноклассниками — все эти фобии провоцируют нарушение осанки, отчего голова будто вжимается в плечи.

Неправильная осанка Дети сутулятся, пытаются не выделяться инстинктивно, чтобы быть незаметными. При письме ученики, как правило, наклоняются на один бок: либо поворачиваются к подставке с книжками, либо просто пишут косо все время, задирают плечо, обычно правши — правое, левши — левое. Большинство детей неправильно носят рюкзаки. Дети в начальной школе обычно носят их за плечами и под присмотром родителей, которые заботятся и об анатомической спинке, и о небольшом весе учебников. А вот старшие школьники считают рюкзаки немодными, носят сумку на одном плече и перекашиваются, особенно если ездят в школу издалека.

Гиподинамия или перегрузка Родители часто жалуются, что у школьников мало физической нагрузки. Не все дети занимаются спортом постоянно, а от уроков физкультуры в школе дети часто любят отлынивать. Они просто-напросто перестали много ходить пешком.

Бывает и наоборот — есть дети-спортсмены, у которых постоянный стресс от избыточных физических нагрузок. Часто они не соответствуют внутреннему потенциалу ребенка, то есть физически дети могут заниматься, но делают это через силу, потому что родители и тренер требуют. Естественно, подобные процессы калечат позвоночник, у детей развиваются грыжи при неадекватных сверхнагрузках.

Последствия родов или внутриутробного развития Бывает действительно нарушение структур основания черепа, которое произошло во время внутриутробной жизни: ребенок не очень физиологично лежал в животе у мамы. Или во время родов произошел какой-то сдвиг костей, который не скомпенсировался самостоятельно. Или ребенок родился в результате кесарева сечения и у него, например, функциональная кривошея в младенчестве, которая компенсируется массажами, физическими нагрузками, гимнастикой, ЛФК, но не долечивается до конца.

Дети, рожденные вследствие тяжелых затяжных родов, имеют проблемы с осанкой. Как правило, на первом году жизни это проявляется высоким или низким тонусом, косоглазием, легкими неврологическими отклонениями. В принципе, наша природа заточена на то, чтобы все компенсировать самостоятельно. Тем не менее, в условиях постоянного напряжения, сложной школьной программы, новых и не всегда гладких взаимоотношений со сверстниками и учителями, организм проявляет свои слабые места.

Типы головных болей у школьников

Я как остеопат различаю боли из-за:

  • напряжения мышц шеи Часто наблюдаются у школьников боли цервикогенного характера. Цервикс — шея, то есть эти боли возникают из-за напряжения шейных мышц, провоцируются стрессом, страхом, неудобным положением за партой, неправильным ношением сумок и рюкзаков.
  • психического, умственного и эмоционального напряжения
  • нарушения венозного оттока от головы У взрослых такие боли случаются преимущественно утром, а у детей они могут быть в течение дня, вне зависимости от степени усталости. Проблема в нарушении оттока по внутренней яремной вене, которая проходит через основание черепа и отводит венозную кровь из черепа.

Что знает остеопатия о головных болях

Мы отмечаем, что дети с утомляемостью и головными болями имеют обычно неправильный прикус, осанку, дефекты зрения, у них плоскостопие, вальгусная или варусная постановка ног. Но только остеопат видит организм в комплексе и знает, что дефект редко бывает один. При диагностике находится что-то еще, а при лечении мы воздействуем сразу на всю систему организма.

За помощью часто обращаются недолеченные в детстве люди с разными глазами, например, когда один глаз больше, другой меньше. Можно и во взрослом возрасте избавиться от последствий тяжелых родов, только остеопаты могут двигать кости черепа. Результаты могут быть как быстрыми, так и не очень.

Часто у детей бывают головные боли из-за спазма мышц шеи, сосудов, позвоночных артерий. Если мышцы шеи спазмированы, они нарушают биомеханику позвонков, а они, сдвигаясь, нарушают прямой ход артерии. При диагностике детских головных болей часто выявляется, что сосуды позвоночной артерии, ветви которой уходят в головной мозг, сужены с какой-то стороны.

Вот какие проблемы может решить остеопат: — Улучшить биомеханику позвоночника — Восстановить структуру не только шеи, но и всего позвоночника — Снять напряжение с мышц шеи — Улучшить кровоснабжение головного мозга

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков . Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) .
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) , которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II . На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН .
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. , которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений . Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе . По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. , которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы .
Согласно современным Европейским рекомендациям , в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли .
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния , препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. : отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *