Доктор Моррис

Пезешкиан позитивная психотерапия

Метод Позитивной Динамической Психотерапии — Positive Dynamic Psychotherapy разрабатывается с 2003 года петербургским психотерапевтом, доцентом В.Ю. Слабинским. Позитивная динамическая психотерапия (Positive Dynamic Psychotherapy) – это психодинамический метод с экзистенциально-гуманистическим видением природы человека, обогащенный транскультуральным подходом и поведенческими техниками. Метод Позитивной динамической психотерапии имеет три формы применения: 1) индивидуальную; 2) семейную; 3) групповую (позитивная психодрама). В методе Позитивной Динамической Психотерапии гармонично интегрированы научные идеи и подходы: Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасарского и психотерапий «позитивного куста»: краткосрочной позитивной психотерапии Т. Ахола, Б. Фурмана (Финляндия); позитивной психотерапии Н. Пезешкиана (Иран-Германия), психотерапии посредством фундаментальных ориентаций межличностных отношений В. Шутца и терапии реальностью В. Глассера (США) и др. Также в теории Позитивной Динамической Психотерапии используются базовые положения методов Дж. Морено (Австрия-США), К.Г. Юнга (Швейцария), И. Ялома и К. Роджерса (США), З. Фулкса (Германия-Великобритания), Ж. Лакана и Ж. Делеза (Франция) и др. В 2006 году учебная программа «Позитивная Динамическая Психотерапия» аккредитирована Ученым Советом Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им .И.И. Мечникова как официальная программа повышения квалификации специалистов в области психотерапии.

Автор метода Позитивной Динамической Психотерапии — .Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент Научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» Санкт-Петербургского Государственного Университета, директор Петербургской Школы Психотерапии и Психологии Отношений, руководитель Института Позитивной Динамической Психотерапии; председатель комиссии Экология человека и психология безопасности Русского Географического Общества; преподаватель Института практической психологии Иматон; преподаватель Учебного центра Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Автор 114 научных работ, в том числе 19 монографий и учебных пособий по психотерапии и психологии; читал лекции и проводил тренинги в Университетах и учебных центрах 41 городе 10 стран мира — России, Австрии, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Украины, Швеции, Чехии, Эстонии. Сопредседатель оргкомитета международной конференции «Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского», lдважды лауреат национального конкурса «Золотая Психея» (2013, 2015).

Слабинский В.Ю., Лютик З.В. Краткосрочная групповая психотерапия вдов и матерей военнослужащих, погибших в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике // Обозрение психиатрии и медицинской психологии / Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева (СПб.). — T.03 — 2005. — N 3 . — С. 20-22. — ISSN 0762-7475.

Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научн. статей / под редакцией В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. — Курский Государственный Университет, 2007 — с. 17-19 http://positum-world.livejournal.com/10562.html
С.А. Подсадный, В.Ю. Слабинский К вопросу роли этических моделей в формировании синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научн. статей / под редакцией В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. — Курский Государственный Университет, 2007 — с. 136-138
Слабинский В.Ю. Они не вернулись из боя или на игле войны… Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Основные этапы формирования горизонта проактивности по данным биографического анализа И.А. Ефремова / доклад на XIV Ефремовских чтениях, 23 апреля 2011 г., Вырица, Россия Слабинский В.Ю. Наследие А.Ф.Лазурского – пространство интеграции петербургской (ленинградской) и швейцарской школ психотерапии: от отношений к имажинер. / доклад на Третьих Чтениях, посвященных памяти А.Ф. Лазурского. – 14 апреля 2011, Санкт-Петербург Слабинский В.Ю. Очерк о русском женском характере (фрагмент новой книги), Санкт-Петербург, 2010 Слабинский В.Ю., Ивлева М.С. Плачь, любимая, плачь… // «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы (составители Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова), 2003. С. 185-206. http://positum-world.livejournal.com/48365.html Слабинский В.Ю. Москва: инициация vs слёзы, Санкт-Петербург, 2010 Слабинский В.Ю. Психологические коды сказки «Колобок» (фрагмент новой книги), Санкт-Петербург, 2010 Слабинский В.Ю. В ожидании Деда Мороза с добрыми папиными глазами… // Семейная позитивная динамическая психотерапия — СПБ: Наука и Техника, 2009. — С 247-251 Слабинский В.Ю. Актуальный жизненный стиль: развитие, дефиниции, практика / доклад на Вторых чтениях, посвященных памяти А.Ф.Лазурского. — 16 апреля 2010, Санкт-Петербург, Россия Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Характер героев рассказов И.А. Ефремова, как ключ к пониманию психологии человека Будущего – Эры Великого Кольца // доклад на XIII Ефремовских чтениях, 24.04.2010, Вырица, Россия Слабинский В.Ю. Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев // Текст доклада. Первый Всероссийский конгресс ведической культуры ариев-индославов, Санкт-Петербург, 22.11.2009 http://positum-world.livejournal.com/21329.html
Слабинский В.Ю. Важные вопросы российской психотерапии. Часть
Слабинский В.Ю. Важные вопросы российской психотерапии. Часть Слабинский В.Ю. Важные вопросы российской психотерапии. Часть Слабинский В.Ю. Важные вопросы российской психотерапии. Часть В.Ю. Слабинский, Е.Н. Киселева Моделирование психологических процессов в развитиии личности // Позитум № 3, 2002. — с. 59-62
Набор в новые учебные группы:
Санкт-Петербург — Базовый курс Позитивной Динамической Психотерапии (группа №42). Начало занятий 15-16 октября 2016
Москва — Базовый курс Позитивной Динамической Психотерапии (группа №41). Начало занятий 8-9 октября 2016
Записаться на базовый курс, позитивную психодраму и на июльский интенсив в Санкт-Петербурге можно по телефону 8 905 226 74 34 (Надежда) или по электронной почте pdpspb@yandex.ru По окончании курса выдается Сертификат международного стандарта от Международной Ассоциации Позитивных Динамических Психотерапевтов (всем слушателям, успешно закончившим базовый курс)
Руководитель программы: к.м.н., доцент кафедры психотерапии СЗГМУ им. Мечников Слабинский Владимир Юрьевич автор метода)
После прохождения базового курса возможно зачисление на Мастер-курс и далее на Тренерский курс.
Программа базового курса:
— История Позитивной Динамической Психотерапии. Определение и особенности ПДП.- Психотерапии позитивного куста — Теория личности в Позитивной Динамической Психотерапии: уровневая теория личности Лазурского; теория отношений Мясищева — Принципы Позитивной Динамической Психотерапии- Психотерапевтический диагноз: исследование БАК-конфликта (Базовый, Актуальный, Ключевой). Практические приемы психотерапии конфликтов. — Любовь и интерес (2 энергии в Позитивной Динамической Психотерапии) — Модель Гармонии в ПДП: Актуальный конфликт. Теория актуального конфликта и конфликтогенеза в Позитивной Динамической Психотерапии. Влияние макро- и микротравм, семейных установок на формирование типа личности и жизненного сценария. Теория стресса Селье, трансактная модель стресса Макейя, салютогенез Антоновского, хэппигенез — Факторы, влияющие на эффективность психотерапии. Правила сеттинга. Заключение психотерапевтического контракта и построение психотерапевтического альянса. Метанавыки психотерапевта. Фактор времени в психотерапии и консультировании: объективное и субъективное время. Практические приемы управления временем в ходе сессии — Стратегии структурации времени — Актуальный жизненный стиль — Ключевой конфликт. Баланс любви и интереса, столкновение характеров. Лазурский: эндо- и экзопсихика. Национальный характер как психотерапевтический фактор. Взаимоотношения терапевта и клиента, как проявление ключевого конфликта — Основы Психолингвистики. Личность как знаковая система: структурализм Ж.Лакана, пост-структурализм Ж.Делеза — Психологические защиты и совладающее поведение (копинги). Сопротивление клиента. Практические приемы работы с сопротивлением. — Использование приемов многоуровневой коммуникации (метафор, фольклора, юмора) в психотерапии. Транскультуральный подход в психотерапии. Деконструкция (Дерида). — Базовый конфликт. Модель идентификации. Теория развития личности Юнга-Ноймана. Теория личности Делеза-Гвартари. Практические приемы реконструкции личности пациента — Теория мотивации. Экзистенциальные страхи и мечты. — Стратегия психотерапии и психотерапевтическая тактика. Составление плана психотерапии с учетом личностных особенностей клиента, его культуральной ситуации, возможностей психотерапевта. Пути Герды и Снежной Королевы. Символизм модели гармонии. — Составление психотерапевтических программ. Сферы применения Позитивной Динамической Психотерапии — Арт-терапевтические техники в психотерапии. Использование рисуночных тестов в диагностике и рисуночных техник в психотерапии. Приобретение практического навыка работы с методиками В.Ю.Слабинского: «Герб Семьи» и «Проективный тест отношений» — Символическое измерение в психотерапии. Основы символического анализа. — Появление, развитие и функции символов. Архетипы К.Юнга. Нигредо, Альбедо, Рубедо. Работа с личным мифом. Концепция бессознательного Жильбера Дюрана. — Использование в психотерапии материала бессознательного: соматические симптомы, оговорки, фантазии, сновидения. Практические приемы и техники работы с материалом бессознательного клиента. Авторская методика анализа сновидений В.Ю.Слабинского

Методов достижения внутренней гармонии много, но позитивная психология считается наиболее понятным и действенным. Практические исследования выявили простую формулу счастья, которая лежит в основе метода. Каждый человек может достичь личного счастья, следуя несложным правилам. Они не решат финансовые проблемы, не добавят материальных благ, но помогут поменять мировоззрение. Начиная менять себя, человек достигает небывалых успехов во всём.

Содержание

Что мы знаем о позитивной психологии?

Методика под названием позитивная психология — это направление, разработанное Мартином Селигманом, американским психологом. Опираясь на труды предшественников (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), он смог сформировать новый взгляд с точки зрения личного счастья. Делал это с помощью экспериментов, наблюдений, а также анализируя многочисленные реальные случаи, встречавшиеся в практике.

Выученная беспомощность

Эксперимент Селигмана наглядно показывает суть направления. Он работал с собаками. Разделив их на три группы, создал для каждой определённые условия. Первая группа через некоторые промежутки времени получала раздражитель в виде слабого электрического разряда. Собаки второй группы тоже получали разряд тока, но могли контролировать ситуацию: нажав специальную кнопку, они отменяли импульс. Третья группа собак не получала токовые импульсы.

После того как у всех собак выработался рефлекс, Селигман посадил их в одну коробку и снова стал давать электрические импульсы. Собаки из второй и третьей группы сразу выпрыгивали, а первая группа продолжала терпеть. Психолог сделал вывод, что постоянное воздействие негативных факторов без возможности контролировать ситуацию приводит к прекращению попыток влиять на неприятные условия окружающей среды. Этот вывод он назвал «выученной беспомощностью».

Сознательный оптимизм

Наблюдения над людьми, имеющими разный опыт контроля одной и той же ситуации подтвердили правильность выводов Селигмана. Люди переставали верить в себя, пытаться что-то изменить, если ранее неблагоприятные условия не поддавались их контролю. Они привыкали терпеть.

Некоторые люди с детства воспитаны в позитивном ключе: не зацикливаются на проблемах, обращают больше внимания на счастливые моменты, с готовностью встречают трудности. Тем, кто не получил адекватное воспитание, всё это даётся намного сложнее или не даётся вовсе. Однако, те люди, кому удавалось изменить своё мышление, направить его в оптимистичное русло и научиться видеть положительное даже в самых сложных ситуациях, могли менять своё поведение и находить для себя новые решения трудных вопросов.

Парадигма современной психологии

Каким образом опыты и наблюдения Мартина Селигмана связаны с позитивной психологией? Классическая наука работает в основном с проблемами и их последствиями: болезни, патологии поведения, мировосприятия. Позитивная же психология направлена на изучение факторов, делающих человека счастливым. Эксперимент с собаками наглядно показал, что без изменения отношения к миру вокруг, взгляда на ситуации и события, проблемы будут появляться снова. Это приводит к бесконечным обращениям к специалистам, постоянной проработке каждой конкретной ситуации без обобщения.

Те, кто готов изменить свою концепцию восприятия мира, становятся в конечном итоге счастливее, спокойнее, богаче других. Позитивное мышление неизбежно приводит к улучшению здоровья, налаживанию связей с обществом, поиску нетривиальных решений.

Современная наука всё чаще обращает пристальное внимание не на проблемы, а на положительные стороны. Используются адаптивные и творческие методы познания, клиент из «жертвы» перевоплощается в «героя», сильную адекватную личность, живущую осознанно. За основу берутся его сильные стороны, положительные качества без рассмотрения слабостей и проработки только лишь проблем.

Позитивная психология — наука о том, что делает человека счастливым.

Методы позитивной психологии

Несмотря на новизну этого направления работы с личностью, уже сейчас позитивные психологи имеют в своём арсенале множество методик.

В основе — восстановление психического здоровья, чтобы клиент мог самостоятельно избежать повторения проблемы в будущем.

Арт-терапия

Позитивная психология устанавливает правило: талант сопровождает каждого человека. Раскрывая свой потенциал, личность чувствует себя увереннее, обретает счастье, спокойствие. Ранее скрытый талант вырывается наружу и может в корне изменить целую жизнь. Самое популярное направление — рисование. Сейчас существует огромное количество техник рисования: графика, акварельная и масляная живопись, экспериментальные направления (скетчинг, мастихин, рисование художественными маркерами), скульптура и так далее. Если клиент в какой-то момент отпускает ситуацию, уничтожает внутреннего цензора, то творить становится проще, всё получается. Не менее популярны занятия музыкой: если психолог выясняет, что клиент всю жизнь мечтал играть на гитаре, то вместе они приходят к выводу, что сейчас — самое время исполнить мечту. Результат арт-терапии — новые ощущения счастья от достижений.

Аффирмации и афформации

Аффирмации — это регулярное повторение определённых фраз, которые должны привести к желаемому результату: замене пессимистичных установок на оптимистичные. В позитивной психологии используется более глубокое отношение к данному методу. Афформации — подкрепление этих фразы объяснениями. Клиенту предлагается обдумать: почему именно эти утверждения наиболее точно описывают его. Так закрепляется новый подход к окружающей действительности и решению сложных задач. Человек выучивается анализировать, подтверждать положительные аффирмации.

Визуализация

Не все могут точно ответить на вопрос, чего им не хватает для ощущения счастья. Клиент позитивного психолога обучается визуализировать свои желания, обдумывать, понимать их. Для этого активно используется карта желаний: набор изображений того, что очень хочется получить. В итоге со временем многие желания оказываются исполненными, а человек счастлив от достижения целей. Выглядит это как магия, не имеющая ничего общего с наукой. Однако, в основе метода лежит планомерная замена негативных иррациональных установок на положительные. Клиент начинает чувствовать уверенность в своих силах: я смогу, я дойду, я вижу, как сделать лучше. Уверенность в своих силах помогает проще и оптимистичнее смотреть на жизнь, чётче понимать цели.

Метод браслетов

В основе утверждение, что человеку для выработки привычки нужен ровно 21 день. Для контроля предлагается надеть на руку браслет в тот момент, когда принято решение что-то изменить. Если человек срывается, он переодевает браслет на другую руку и снова идёт к достижению цели. В некоторых источниках уточняется, что браслет должен быть непременно красным или плетёным — всё это лишь создание антуража для усиления эффекта. А эффект прост: клиент со временем осознаёт, что всё в его руках. Он действительно в силах менять свою жизнь в лучшую сторону. «Я справлюсь», «я могу», «я хороший человек» — вот такие позитивные установки рождаются вместо деструктивного «я ленив, никогда не смогу это сделать!»

Сказкотерапия

Мягкий метод решения психологических проблем у детей и взрослых. Былины, легенды, сказки, притчи помогают лучше понять себя, взглянуть на проблему со стороны. Сказкотерапия выявляет сценарии, по которым человек строит свою жизнь, корректирует негативные представления, снижает тревожность, помогает предугадать конечную точку пути и отношение к ней.

Это наиболее известные методы позитивной психологии.

Психология позитива — прекрасный способ изменить жизнь к лучшему

Цель, которую преследует позитивная психология, — заменить существующие установки в сознании человека на новые, положительные, оптимистичные. В итоге мировоззрение строится по новому сценарию.

Ключевые мысли новой жизни:

  • всё в мире происходит по реальным причинам;
  • несправедливости нет. Мир справедлив и щедр к каждому;
  • всем хватит необходимых ресурсов, каждому найдётся место под солнцем;
  • у мира нет любимчиков, баловней и аутсайдеров: перед действительностью все равны;
  • жизнь — наивысшая ценность;
  • за всё, что происходит с человеком, ответственность несёт он сам;
  • всё меняется, всё можно изменить своими силами.

Выводы позитивной психологии:

  • человек сам ответственен за своё счастье. Никто не виноват в его проблемах;
  • развитие своих сильных сторон — путь к преодолению разочарований;
  • любимая деятельность — лучший способ почувствовать себя нужным миру;
  • осознанность в поведении, общении, привычках — ключ к высокой самооценке;
  • счастье складывается из привычек благодарить, дарить любовь, верить в лучшее.

Прививая себе такую позицию, человек обретает силы жить, интерес к миру, здоровое любопытство. Понимание своей роли в мире дарит счастье, спокойствие и лёгкие пробуждения по утрам.

Критика позитивной психологии

Внешняя лёгкость учения осознанного оптимизма имеет свою тёмную сторону. Не все могут без помощи специалистов перевернуть сознание. По мнению критика позитивной психологии профессора Барбары Хелд ,это учение ни что иное, как «тирания позитива». Большинство оказывается в ловушке: снаружи им приходится проявлять любовь и любопытство, а миллион нерешённых проблем внутри не находит выхода, разрушая личность психологически и физически. В итоге получается огромное количество улыбок и такое же количество самоубийств.

Мы имеем право думать о плохом, утверждает Хелд. Худший совет человеку, испытывающему страдания — «мысли позитивно!» Не всегда всё зависит только от взаимоотношения личности и окружающей обстановки.

Чтобы не размыть грань между объективной реальностью и своими негативными установками, обращайтесь за помощью к специалистам, если хотите стать оптимистом. Только под контролем психолога (например, Никиты Валерьевича Батурина, психолога-гипнолога с огромным опытом) получится не закопать проблемы глубоко внутрь, а действительно осознанно избавиться от них. Если нет возможности или желания встречаться с психологом, можно проработать проблему онлайн.

Удивительная формула счастья, если детальнее разобраться в этой теме, находится прямо перед нами. Все, что нужно делать, – это получать удовольствие от жизни, поддерживать других людей и помогать им, стараться жить полной жизнью, развиваться и как можно чаще проявлять свои лучшие качества. Все это относится к области позитивной психологии – направлению, не просто берущему за основу академические исследования и их результаты, но и использующему практические методы достижения благополучия и счастья. В этой статье мы поговорим именно о нем.

Позитивная психология: определение и краткая история

Позитивная психология – это особое психологическое направление, изучающее положительные аспекты человеческой психики. Если классическая психология фокусируется на проблемах и патологиях, то предмет исследований позитивной психологии – все, что помогает человеку достигать счастья.

Базой для появления этого направления психологической науки стала гуманистическая психология и идеи ее сторонников, таких как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт и другие. По одному из мнений, первым человеком, употребившим понятие «позитивная психология» стал именно Маслоу (работа «Мотивация и личность»). Но в середине 20 века уже достаточно много психологов говорили о том, что пора ученым сосредоточивать усилия не на патологиях и болезнях, а на стимулировании психического здоровья.

Основание же направления позитивной психологии принадлежит американскому психологу Мартину Селигману, ставшему впоследствии президентом Американской психологической ассоциации. Известность пришла к нему благодаря его исследованиям по излечению депрессии, а также необычной истории с экспериментами, которые он проводил, и в результате которых обнаружил феномен «выученной беспомощности». Эти эксперименты и послужили предпосылкой для появления нового направления.

Эксперименты Селигмана

Изучая беспомощность, ученый построил свои изыскания по типу метода академика Павлова, и решил использовать для работы собак. Он разделил их на три группы:

  • Собаки первой группы получали удар током, но имели возможность избежать этого, нажимая носом на кнопку. Имея способ воздействия на раздражитель, животные могли контролировать ситуацию.
  • Собаки второй группы получали удар током, но кнопки у них уже не было, а значит, и ситуацию контролировать они не могли.
  • Собаки третьей группы не получали удара током.

Спустя некоторое время, всех собак поместили в ящик, где была перегородка, через которую животные могли легко перескочить. Экспериментатор пускал ток к ящику: собаки первой и третьей групп перепрыгивали заграждение, избегая тем самым неприятного удара. А вот собаки из второй группы, не имея опыта контроля ситуации, оставались на месте, просто ложились и скулили, причем усиливающиеся удары не меняли их поведения. Таким образом, будучи не в силах изменить ситуацию, собаки привыкали к беспомощности.

Конечно же, выученной беспомощностью сегодня уже никого не удивишь, и это понятие часто присутствует в лексиконе множества людей. Однако если сказать кому-то о сознательном оптимизме, легко заметить, что с ним знакомы немногие. Что же он означает?

Поэкспериментировав с собаками, Селигман переключился на людей, используя более гуманные методы. Полученные результаты привели его к выводу, что человек вполне может воздействовать на свое мышление и, как следствие, на поведение. И уже это убедило его, что такой навык помогает преодолевать неприятности и проблемы даже при систематическом их появлении. Этот феномен и был назван «сознательным оптимизмом».

Мартин Селигман, как основоположник позитивной психологии, убежден в том, что человек является не жертвой обстоятельств, а творцом своей жизни. А сам подход полезен не только для лечения болезней, но и для развития сильных сторон человеческой психики.

Несмотря на то, что идеи позитивной психологии обсуждались еще в середине минувшего столетия и находили немало сторонников, не существовало никакой исследовательской базы и указаний на то, какие конкретно элементы психического здоровья должны рассматриваться в первую очередь.

Сегодня же, благодаря трудам Селигмана и его соратников, позитивная психология обзавелась четкой структурой и необходимым практическим инструментарием, а ее выводы подкреплены многочисленными научными экспериментами и клиническими исследованиями. А что касается современных последователей позитивной психологии, то среди них есть далеко небезызвестные люди, такие как Джон Хайдт, Дэниэл Гильберт, Альберт Бандура, Чарльз Снайдер, Михай Чиксентмихайи, Эд Эндер и многие другие. (Кстати, книги этих авторов стали бестселлерами и завоевали огромную популярность).

И теперь есть смысл более конкретно поговорить об основах позитивной психологии и ее влиянии на жизнь человека. Но прежде предлагаем немного отдохнуть от чтения и посмотреть выступление Мартина Селигмана на конференции TED.

Итак, Селигман указывает на то, что важнейшее значение психология должна придавать упорству в достижении целей, надежде и вере в лучшее, способности к творчеству и другим позитивным аспектам человеческой жизни. Исходя из этого, он указал три направления, на которые нужно ориентироваться:

  • Социальные институты, которые помогают развивать человека и способствуют его счастью. Здесь речь идет о здоровых локальных социальных сообществах, здоровой среде на рабочем месте, свободных СМИ, здоровой семье, демократии и т.д.
  • Позитивные черты характера человека. К ним относятся эмпатия, альтуризм, щедрость, юмор, прощение, поиск смысла, творчество, доброта, честность, любовь, духовность, мудрость и т.д.
  • Позитивные эмоции и индивидуальное ощущение счастья. Имеются в виду конструктивные мысли, наполненность жизненной энергией, уверенность в себе, оптимизм, удовлетворенность жизнью и т.д.

В современной классической психологии можно найти просто невероятное количество самых разных психических недугов, и она в обязательном порядке должна искать их причину и устранять. Но устранение причин – это далеко не все, ведь после этого «внутри» человека возникает пустота, которая не заполняется ничем другим.

Помимо этого, в большинстве случаев индивидуальный жизненный опыт, а также опыт прошлых поколений учит человека тому, как жить именно в состоянии постоянного несчастья и как принять причины этого состояния. Это и есть та самая формула выученной беспомощности, которую вывел Мартин Селигман.

Сотни лет людей никто, кроме отдельных выдающихся личностей, активно не учил, как становиться счастливыми. По этой причине пустота, которая появляется после стандартного лечения, скорее всего, снова заполнится деструктивными и мешающими нормально жить мыслями и ощущениями.

Однако можно направить людей по другому пути, показав им сильные стороны ума и научив пользоваться ими; показав, как можно самостоятельно формировать чувства счастья и радости. В результате люди избавятся от выученной беспомощности и обретут сознательный оптимизм, и от этого их жизнь начнет в корне меняться.

Позитивная психология – это уход от устаревающей концепции повышения самооценки человека. Приверженцы этого направления считают, что причина множества психических расстройств кроется далеко не в ней, как и высокая самооценка совершенно не гарантирует счастливой жизни. Самооценка является всего лишь показателем того, насколько человек удовлетворен своей жизнью. Так что и вкладывать все свои силы в работу над самооценкой не имеет какого-то особенного смысла.

Как профессиональные психологи, так и сами люди должны устремлять свои усилия в трех направлениях, о которых мы уже сказали выше (социальные институты, черты характера, эмоции). Исходя из этого, перед каждым человеком, независимо от обстоятельств, которые его окружают, появляется несколько выборов.

Первый выбор:

  • Продолжать мыслить негативно, винить себя и других в своих неудачах, фокусироваться на проблемах, опускать руки и переставать верить в свои силы, культивировать желание отомстить и т.д.
  • Начать мыслить позитивно, научиться делать выводы, основываясь на своем опыте, искать выход из сложных ситуаций, культивировать веру в свою способность что-либо изменить, и делать все возможное для реализации радостных и вызывающих положительные эмоции событий.

Второй выбор:

  • Смириться с обстоятельствами.
  • Стараться изменить обстоятельства и искать другие варианты действий.

Третий выбор:

  • Общаться с пессимистически настроенными людьми, быть участником конфликтов с окружающими, принять все плохое, как есть, заниматься бесполезными делами.
  • Сменить круг общения и окружить себя позитивными людьми, стараться понимать других людей и их взгляды, пытаться вызвать положительные перемены, найти для себя более полезное занятие – нечто развивающее и заставляющее расти.

Попробуйте сами вглядеться в эти выборы и задуматься о них – вероятнее всего вы заметите, что это именно то, о чем еще в древние времена нам пытались сказать великие мыслители и светлые умы. У человека есть выбор – он может сам решать, как лучше ему жить, а не продолжать существовать так, как это делали его предки, и не следовать кем-то предначертанной ему судьбе. И здесь можно указать на еще один мощнейший посыл: любой человек, взявший на себя ответственность за происходящее в своей жизни, становится тем, кто сам определяет свой дальнейший путь!

Звучит все это классно и здорово, но как же этого добиться? Какие есть реальные методы или упражнения, позволяющие достичь таких выдающихся результатов и наполнить свою жизнь счастьем и радостью?

Практическая позитивная психология предполагает индивидуальный подход к каждому отдельно взятому человеку. Разрабатываются специальные программы, использующие методы визуализации, метод вопросов и ответов, метод проговаривания ключевых идей, методы арт-терапии и т.д.

Но, естественно, далеко не каждый может вот так просто взять и обратиться к специалисту за помощью. И для людей, у которых этой возможности нет, Селигман и его коллеги разработали пособия, где содержатся самые подробные описания наиболее эффективных методик и упражнений для самостоятельного применения и выполнения. Обо всех мы, конечно же, не расскажем, но все же рассмотрим несколько популярных.

А для более глубокого изучения темы позитивной психологии и соответствующих практик советуем вам почитать книги Селигмана «Путь к процветанию», «В поисках счастья» и «Новая позитивная психология»

Вообще, в позитивной психологии выделяется два основополагающих подхода к работе с человеком:

  • Индивидуальное восприятие счастья (все, что может сделать счастливым конкретного человека, например, позитивное восприятие себя и своей жизни, уверенность в своих силах, энтузиазм и оптимизм, наслаждение, удовольствие и прочие положительные эмоции).
  • Высшие психологические и индивидуальные качества людей (все, что можно отнести ко всем людям, к примеру, поиск смысла жизни, творчество, духовность, любовь, чувство реальности и т.д.).

Позитивная психология предлагает человеку работать над формированием этих добродетелей и качеств (составляющих основу позитивного настроя и позитивного мышления) при помощи совершенно разных методов. Среди самых востребованных и распространенных можно назвать:

  • Метод аффирмаций
  • Метод афформаций
  • Метод браслетов

Давайте разберемся, в чем же состоит их суть.

Метод аффирмаций

Не будем подробно рассказывать, что такое аффирмации (если не знаете, почитайте нашу статью «Аффирмации»), а скажем вкратце: аффирмации – это короткие положительные утверждения, смысл которых – заменить негативные установки на позитивные, а также уверенные высказывания, ставящие акцент на желаемом (любви, здоровье, карьере, деньгах, счастье и других значимых для человека вещах).

Аффирмации предназначены для эффективного перепрограммирования сознания. Этот метод позитивной психологии настраивает человека на достижение и привлечение в свою жизнь того, чего ему, по его мнению, не хватает. Проще говоря – на исполнение желаний. Учитывая то, что зачастую то, во что верит человек и в чем он убежден, и его подсознательные установки расходятся с тем, чего он хочет. Аффирмации позволяют найти между этими противоположностями баланс. Это и приводит к желаемому результату.

Аффирмации могут выглядеть так:

  • «Моя жизнь наполнена счастьем и радостью»
  • «Каждый день я получаю от жизни только положительные эмоции»
  • «Я привлекаю к себе успех и богатство»
  • «Мое тело абсолютно здорово»
  • «Людям нравится общаться со мной»
  • «Я живу в гармонии с самим собой и окружающим миром»
  • «Все, что я делаю, я делаю с любовью и заботой»
  • «Я достоин только самого лучшего, и каждый день это приходит в мою жизнь»
  • «Мой мозг работает на сто процентов»
  • «Я добиваюсь успеха в любом деле, которым приходится заниматься»

Как правило, аффирмации человек составляет для себя самостоятельно, но есть и уже готовые (некоторые вы можете найти в статье «Мощные аффирмации на каждый день»). Самое главное – произносить такие выражения максимально осознанно, а не автоматически. Также не следует использовать частицу «НЕ», которая не воспринимается подсознанием, являясь отрицательной.

Эффективная аффирмация вызывает положительные эмоции и ощущения, тем самым заменяя негативные установки на позитивные. Чем сильнее работает воображения при декламации утверждений, тем быстрее они доходят до подсознания и начинают «работать». О том, почему иногда эффекта не достигается, читайте в нашей статье «Почему аффирмации не работают».

Метод афформаций

Афформации являются аналогом аффирмаций. Но если в аффирмациях человек формулирует утверждения в положительном ключе, то в афформациях он формулирует вопрос. Например, к утверждению «Людям нравится общаться со мной» можно задать вопрос: «Почему людям нравится общаться со мной?» и т.д.

Это упражнение активизирует мыслительные процессы, ведь мозг начинает усиленно искать ответы на задаваемые вопросы. Но самое интересное в том, что он сам же и найдет их, т.е. подтвердит аффирмацию. Как раз это и заставляет человека и реальность вокруг него меняться в лучшую сторону.

Эффект при использовании афформаций приходит быстрее, а правила их составления аналогичны правилам создания аффирмаций. На эту тему даже пишутся интереснейшие книги – почитайте работы Хэла Элрода, Александра Свияша и, конечно, Мартина Селигмана.

Метод браслетов эффективен для избавления от вредных привычек, и не только на уровне тела, но и на уровне мыслей. Заключается он в том, что человек надевает на руку браслет, и носит его до того момента, пока старая привычка не искоренится или не заменится на новую.

С помощью данного упражнения люди перестают негативно мыслить, жаловаться на жизнь, осуждать других, выражаться нецензурными словами и т.д. Можно иди и по иному пути – чаще говорить комплименты, ежедневно читать, звонить родным, делать каждый день хотя бы одно действие, приводящее к заветной цели, и т.п.

Как известно, привычку можно сформировать за 21 день, поэтому и браслет носится такое же количество дней (при желании этот срок можно увеличить). Если же какое-то правило, которое человек обязался соблюдать, им не соблюдается (например, обвинил кого-то в своем плохом настроении или не почитал книгу), браслет надевается на другую руку, а отсчет начинается заново.

Если же говорить о профессиональной позитивной психологии, то специалисты зачастую прибегают к разным эпосам, былинам и притчам, помогающим их клиентам переосмыслить свои проблемы и иначе взглянуть на себя, ситуацию и жизнь в целом.

Как бы то ни было, любые методы и упражнения позитивной психологии и психотерапии преследуют цель сформировать в сознании человека конкретное мировоззрение и закрепить его принципы:

  • Абсолютно все можно изменить
  • На все есть свои причины
  • Мы можем сами задавать направление своей жизни
  • Мир справедлив и щедр
  • В мире всего хватит на всех
  • За все происходящее ответственность несем только мы
  • Причины всех событий кроятся в наших мыслях
  • Жизнь любого человека – это самая великая ценность

Чтобы понять и принять эти идеи, необходимо всеми силами культивировать в себе позитивный настрой на жизнь. Это значит, что мы должны верить в то, что все, чего мы хотим, обязательно осуществится. Именно поэтому нужно как можно чаще говорить себе: «Я сумею», «Я смогу», «Я достоин» и другие подобные слова. Девиз позитивного настроенного и позитивно мыслящего человека – «Изменяясь сам, я меняю свою жизнь».

Если мы действительно хотим ощутимых положительных перемен в своей жизни, мы должны научиться сами выбирать свои реакции на то, что подбрасывает нам сегодняшний день, жить здесь и сейчас, понимать неповторимость каждого момента. Все больше научных исследований подтверждают тот факт, что эмоции воздействуют на восприятие, и благодаря позитивной психологии мы можем сделать так, чтобы начали преобладать именно положительные эмоции.

Находить новые решения, справляться со сложными задачами, трудностями и проблемами, адекватно воспринимать критику и действия других людей, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, иметь верных друзей и ни с кем не конфликтовать – все это возможно. Нужно лишь правильно настроиться и заботиться о том, чтобы этот настрой оставался с нами и внутри нас всегда. Именно этому и учит позитивная психология.

На этом мы подводим итог, а чтобы вы могли еще больше настроиться на позитивную волну, уделите пару минут на прочтение и повторение нескольких классных аффирмаций. И будьте счастливы уже сегодня!

Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов, получивших её, достаточно обширен. Так как прямая номинация для них отсутствует, они награждаются за открытия в медицине, литературе и даже экономике. В своё время лауреатами становились Павлов, Дейл и Лёви, Гесс, Камю, Сартр.

В 2009 году в секции медицины и физиологии был номинирован профессор Носсрат Пезешкиан — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт с иранскими корнями. Его детище — позитивная психотерапия — принесло ему всемирную известность и множество наград. А самое главное — эффективно помогает людям преодолеть те конфликтные ситуации, в которых они то и дело оказываются.

Что это такое

Позитивная психотерапия — это направление, центрированное на конфликте, который решается с помощью способностей (врождённых и приобретённых) самого человека. Оно широко применимо как в психологии, так и в психиатрии для лечения серьёзных расстройств личности и поведения. Уходит корнями в транскультурные психодинамические психотерапевтические методы. Первоначально Пезешкиан называл своё детище дифференциальным анализом. Основа — гуманистическая точка зрения.

Позитивная психотерапия Пезешкиана активно пропагандировалась в Германии, начиная ещё с 1968 года. Но признание она получила гораздо позже. В 1996 была объявлена эффективным и официальным направлением Европейской ассоциацией психотерапии. Вслед за ней в 2008 году то же самое провозгласили с высоких трибун Всемирного совета психотерапии.

Профессор Пезешкиан последние годы своей жизни (умер в 2010) постоянно ездил по миру с семинарами, симпозиумами, общественными лекциями. Проводил интервью с прессой, телевидением и радио. На сегодняшний день открыто более 40 центров позитивной психотерапии в разных странах. За активное претворение в жизнь своего метода доктор был удостоен множества наград:

  • главная медицинская премия Германии «Ричард-Мартин-Прайс» за гарантию качества;
  • премия Эрнста фон Бергманна;
  • Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
  • международная премия Авиценны за этику в науке;
  • номинация на Нобелевскую премию.

Многие его книги переведены на русский язык:

  1. «Позитивная психотерапия — теория и практика нового метода».
  2. «Позитивная семейная психотерапия».
  3. «Психосоматика и позитивная психотерапия».
  4. «Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов».
  5. «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

Пезешкиан создавал позитивную психотерапию на основе транскультуральных исследований более 20 мировых культур. Поэтому его направление многие называют новаторским и межнациональным.

В обиходе можно встретить разные названия: позитивная динамическая психотерапия, дифференциальный анализ, транскультурная психодинамика и другие.

Сложности этимологии. Несмотря на то, что в ПП присутствует момент, обеспечивающий пациенту исключительно позитивный настрой, название направления не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», что переводится как «положительный». Оно восходит к другому латинскому понятию — «positum», что означает «имеющий место, фактический, данный».

Суть

Вся суть позитивной психологии раскрывается в этимологии термина. Она работает с той проблемой, которая имеется на данный момент и которая требует скорейшего решения именно сейчас. Носсрат Пезешкиан считал, что, пока в остальных направлениях докапываются до истинных причин конфликта (психотравмы, расстройства), уходит драгоценное время. Потом оно ещё тратится на возможное устранение провоцирующих факторов. И только после этого начинается работа непосредственно с самой проблемой. А она за этот срок уже успевает разрастись, пустить корни и перейти в запущенную стадию.

Считая эти моменты явным минусом большинства психотерапевтических направлений, Носсрат Пезешкиан создавал позитивную психотерапию с совершенно иной целью — работать непосредственно с проблемной ситуацией. Не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы, он старался в короткие сроки избавить человека от тревожных мыслей, депрессии, нервозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они ещё не перешли в запущенную форму.

Это даёт отличные и быстрые результаты. Люди получают решение своей проблемы всего за несколько сеансов, при этом не углубляясь в прошлое и не вызывая в закоулках памяти неприятные воспоминания. Сохраняя душевное равновесие, они ещё и учатся самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций впоследствии.

Основные задачи позитивной психотерапии:

  • психотерапевтический аспект — лечение личностно-поведенческих расстройств;
  • педагогический аспект — воспитание и профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации детей и подростков;
  • транскультурально-социальный аспект — развитие и усовершенствование межкультурального сознания (изучение национальных традиций, влияющих на поведение и внутреннее состояние их носителей);
  • междисциплинарный аспект — взаимодействие и интеграция (насколько это возможно) других психотерапевтических направлений под общей эгидой.

Такое разнообразие аспектов, с которыми приходится работать специалистам, делают её ещё более привлекательной.

Преимущества

Принцип «здесь и сейчас» активно используется в нейролингвистическом программировании, психодраме, клиентцентрированной психотерапии, гештальт-терапии, недирективном гипнозе. И всё-таки работа в этих направлениях слишком затягивается, так как они практически не черпают внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне. Большинство из них ориентированы на устранение симптоматики, а не самого конфликта.

На фоне всего этого не удивительно, что позитивная психотерапия имеет такой успех. Её преимущества перед другими направлениями:

  • конфликто-, а не симптомоцентрированность;
  • краткосрочность: в среднем, 20 сеансов в рамках психологии и не более 50 — психотерапии (с учётом окончательного избавления от достаточно тяжёлых расстройств);
  • универсальность: специалистам не приходится подыскивать разные методы, техники и приёмы — здесь всё работает на практически мгновенное устранение конфликта;
  • интернациональность: это кросс-культурная психотерапия, интегрирующая философию и интуитивную мудрость Востока и рационализм и научность Запада;
  • активное вовлечение пациента в процесс работы над своими конфликтами;
  • работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами;
  • активное применение притчи и метафоры как психотерапевтического инструмента для работы с пациентами;
  • ориентированность на будущее, несмотря на принцип «здесь и сейчас»: позитивная психотерапия учит, как справляться с проблемными ситуациями в дальнейшем.

Помимо всех этих преимуществ, данное направление предлагает также методики работы с проблемами, возникающими у самих психотерапевтов. Для практикующих специалистов это существенный плюс. Один из наиболее привлекательных моментов для пациентов — краткосрочная позитивная психотерапия позволяет устранить конфликт за минимальное количество сеансов. Там, где гештальт-терапии потребуется полгода, ПП управляется за полтора месяца.

Основные принципы

Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.

Принцип баланса

Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.

Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.

Принцип надежды

Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним. Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра. Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.

Принцип само- и взаимопомощи

Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность. И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает. Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.

Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.

О способностях

Врождённые и приобретённые способности являются ключевыми понятиями. Причём речь идёт не столько о талантах, одарённости или гениальности, сколько об общечеловеческих ценностях. Например, с точки зрения ПП, в каждом с самого рождения заложены две ведущие способности (потребности) — познавать и любить.

Способность и потребность познавать

Это рациональная, интеллектуальная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие мозга. Во-первых, она более развита у математиков, физиков и людей других специальностей, связанных с точными науками. Во-вторых, учитывая интеграцию культур, с точки зрения позитивной психотерапии, данная способность находится в приоритете у жителей Северной Америки и Западной Европы.

Именно это становится во главу угла при разрешении конфликта, к примеру, у химика или немца. Психотерапевт предлагает им устранить его путём логических размышлений. Постоянные ссоры с женой? Из-за чего? Есть не готовит, одежду не стирает и не гладит, за детьми не смотрит, требует много денег? А есть какие-то положительные моменты в совместной жизни с ней? Чего больше: достоинств или недостатков? С помощью подобных наводящих вопросов и записи чётких ответов, сопоставительной таблицы в конце уже первого сеанса рационалист видит, что смысла быть с такой супругой больше нет и единственный выход из данной ситуации — развод (или наоборот).

Способность и потребность любить

Это эмоциональная, чувственная духовная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие. Она развита у представителей гуманитарных и творческих профессий, а также у жителей Востока и Южной Америки.

Если с семейной проблемой (ссоры с женой) к позитивному психотерапевту пришёл художник или японец, им бесполезно задавать те чёткие, рациональные вопросы, которые так эффективно сработали в предыдущем случае. Ответы на них будут даваться расплывчатые, длинные и неопределённые, что только ещё больше запутает клиента в том, чего он хочет, и затянет сеанс.

Здесь требуются иные приёмы и техники. Например, метафоризации или притчи. Увидя собственную семейную жизнь как испорченное полотно или высохшие краски, художник сможет сам принять решение, реанимировать их или заменить новыми. Услышав историю о глупой жене, японец поймёт, как всё исправить.

«Сверхлюди»

Труднее всего работать с людьми, у которых происходит смешение физиологических способностей и культурно-исторических предрасположенностей. Например, с китайцем-информатиком или музыкантом-англичанином. С одной стороны, ими движет наиболее развитое полушарие. С другой — этническая принадлежность. В таких случаях приходится выявлять доминирующий из этих факторов и работать с ориентацией на него. При этом необходимо устранить вечный внутренний конфликт между двумя этими сущностями.

Такой межкультуральный подход позволяет позитивной психотерапии работать с человеком любой национальности, учитывая его этнические и культурно-исторические предрасположенности. Это даёт отличные результаты.

Этапы и методы

Этапы

В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:

  1. Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
  2. Её детальная проработка.
  3. Ситуационное согласие.
  4. Вербализация.
  5. Расширение границ целей.

Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).

Методы

На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:

  • вопросно-ответная методика;
  • проговаривание;
  • визуализация;
  • выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.

Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:

  • формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами;
  • истории, сказки, притчи;
  • метафоры;
  • мультикультурный подход;
  • стратегия комплиментарного подхода;
  • подборка примеров подобных конфликтов.

Техники и упражнения

Позитивная психотерапия хороша ещё и тем, что многие её техники и упражнения можно использовать самостоятельно для устранения незначительных внутренних разногласий. Их можно применять в моменты непосильной усталости, возникновения межличностного конфликта, навязчивых идей, пробуждения внутренних комплексов. Судя по отзывам, при правильном выполнении они дают отличные результаты.

Саногенное мышление

Отличное упражнение для тех, кто любит каждую проблему раздувать до небес и видеть во всём лишь плохое. Как его выполнять: как только случается какой-либо конфликт, создаётся неприятная ситуация, в ней нужно рассмотреть что-то хорошее. Иногда это бывает невероятно трудно, но эффективность данного метода не заставит себя долго ждать.

Причём это распространяется и на физиологию. Например, у вас прихватило сердце. Казалось бы, какой в этом плюс? С точки зрения позитивной психотерапии любая боль (и физическая, и психологическая) — это сигнал к тому, чтобы предпринять своевременные меры для её лечения. Чем раньше это сделать, тем меньше негативных последствий для здоровья будет в дальнейшем. Чаще всего такое упражнение назначается ипохондрикам.

Идеальный день

Данное упражнение позитивные психотерапевты рекомендуют выполнять по возможности раз в 1-2 недели тем, кто недоволен своей жизнью, погряз в рутине, вынужден постоянно делать то, что надо, а не то, что он хочет. Оно также помогает справиться с депрессией и внутренними комплексами.

Задание заключается в следующем. Составить подробный план своего идеального дня — так, как хотели бы провести его вы, без оглядки на чьё-то мнение и руководствуясь исключительно своими внутренними желаниями. Но делать это нужно максимально подробно, как если бы вы составляли распорядок своего обычного завтрашнего дня. То есть нужно указать, что бы вы хотели съесть на завтрак, куда пойдёте, кому позвоните. Следующий шаг, наверное, уже понятен: проживите этот день так, как вы его расписали, насколько это возможно.

Притчи

Для каждой жизненной ситуации у жителей Востока есть своя мудрая притча, которая учит, как правильно действовать в том или ином конфликте, кто на самом деле виноват. Если бы каждая супружеская пара имела в своей библиотеке томик таких иносказательных историй, ссор было бы гораздо меньше.

Например, типичная ситуация для современной семьи: и жена, и муж считают, что оба на 100% выполняют возложенные на них обязанности. Первая варит борщ и воспитывает детей, второй приносит деньги. Однако никакой взаимопомощи друг другу они не оказывают. Здесь как нельзя кстати придётся притча «Распределение обязанностей», которая рассказывает о том, что подобное положение дел привело супругов к тому, что у них сгорел дом.

Как использовать данную технику самостоятельно? В век Интернета даже не придётся покупать сборник притч. Столкнулись с проблемной ситуацией — забиваете её в поисковую строку (изменил парень, распространение слухов, плохая мать, несправедливый начальник), а рядом — слово «притча». Вы удивитесь, сколько поучительных историй создал Восток на вашу тему. Читайте, извлекайте урок и исцеляйтесь.

Положительные имена и ярлыки

Судя по отзывам, упражнение невероятно эффективное, хоть и сложное. Задача заключается в том, чтобы убрать из своего окружения все речевые клише с отрицательной эмоциональной окраской. Это должно касаться и мелочей, и более значимых моментов.

Проработать придётся многие нюансы: смотря в зеркало, нельзя называть себя старой и толстой — только мудрой и аппетитной; начальник — не хам и самодур, а человек с весьма сложным, но зато оригинальным характером; и никакое у вас не слабое эго — просто сильное эго спит. Начать можно с произношения вслух, а затем уже прорабатывать и мысленные формулировки.

Распутывание клубка

Каждому человеку приходится сталкиваться сразу с целым клубком проблем. С начальником отношения не ладятся, нет времени съездить к родителям, не хватает внимания мужа, дети погрязли в двойках. И начинается хождение по мукам: не могу помочь маме, потому что на работе выходной не дают, супруг не занимается детьми — вот у них и учёба хромает и т. д. Человек склонен искать взаимосвязи и одну проблему оправдывать другой. Распишите все свои трудности на разных листочках, не путайте их в один клубок, а решайте по отдельности.

Регулярно выполняя такие упражнения, можно без привлечения специалиста помочь не только самому себе, но и людям из своего окружения. В этом и заключается уникальность данного направления, на практике реализующего гуманный подход.

О других видах психотерапии можно узнать из наших статей:

  • Поведенческая психотерапия
  • Телесно-ориентированная
  • Семейная психотерапия

Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.

Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.

Пезешкиан позитивная психотерапия

Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное. Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой. Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.

В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать. Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой. В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.

Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.

Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями. Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.

Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам. Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер. Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.

Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира. Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка. Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.

Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.

Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.

Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.

Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.

Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя. Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели. Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.

Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.

Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.

Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».

Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.
Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *