Доктор Моррис

Пацифизм

Что такое пацифизм

Пацифизм — это идеология осуждения любой войны, а также пропаганда ненасилия и решения конфликтов путем переговоров, мирных митингов, разъяснения и диалога. Пацифизм не подразумевает смирения или полного подчинения. Восходящий к латинскому «pax»-«мир» термин говорит об осуждении аморальности, жестокости, физической расправы, а также невозможности называть войну священной, правомерной, оправданной, освободительной.

Пацифизм основан на утверждениях о том, что убийство человека человеком, как и другие виды насилия или конфликтов в отношениях есть зло, недопустимое для цивилизованных народов. Чтобы осознать это понятие, стоит прочувствовать его противоположность – милитаризм. Термин происходит от латинского «militaris»-«военный» и означает постановку экономики и идеологии на военные рельсы. Когда деньги, ресурсы, силы страны тратятся на то, чтобы получить военное превосходство перед противником. Но когда милитаристы убеждают, что отстаивают гарантии мира, пацифисты осознают, что «мир после войны» перекраивается исключительно по желанию милитаристов.

Кто такой пацифист

Пацифист — это тот, кто поддерживает идеологию пацифизма. В быту пацифистом называют каждого, кто открыто выступает против войны. Если трактовать это понятие настолько ограниченно, получается, что все остальные оправдывают насилие. Это не так. Пацифист – это человек-миротворец, который не просто выступает за мирное решение конфликтов, но доказывает это на своем примере: не высказывает агрессии к кому-либо, не вступает в конфронтации или группировки, не принимает участия в военно-политических конфликтах, не наносит телесных повреждений.

История пацифизма

Термины «пацифизм» и «пацифист» впервые были озвучены на Всеобщем конгрессе мира в 1910 году. Они были специально придуманы для обозначения участников конгресса, которые считали своей миссией минимизацию военных конфликтов. Со временем слова приобрели более широкое понятие, суть которого «человек против войны».

Но сама идея ненасилия имеет долгую социальную историю. Еще в I веке до нашей эры в Древнем Риме звучат идеи человечности и гуманности, а Юлий цезарь воздвигает храм Милосердия. Римляне создали свою систему заключения мирных договоров, которые включали социальные и правовые гарантии безопасности. Пацифисты встречались среди первых христиан. Они отказывались от военной службы по религиозным убеждениям, хотя военное служение не осуждалось в Новом Завете. Но вместе с теорией «справедливой войны» и «крестовых походов» пацифистские идеи были забыты.

Миротворческая традиция возродилась в XV веке с приходом ренессанса, а после Наполеоновских войн пацифизм стал общественным движением. К концу XIX столетия его идеи расширились на все континенты и обсуждались в рамках Лиги Наций, на международных конгрессах и конференциях по разоружению. Известными пацифистами в свое время были Лев Толстой, Виктор Гюго, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон.

Если обратиться к современному этапу, то пацифистское движение – результат Первой и Второй Мировых войн. После миллионов смертей люди массово вступали в антивоенные организации, создавали миротворческие движения, участвовали в акциях ненасильственного сопротивления. Идеологию пацифизма закрепили в уставе ООН, Декларации о праве народов на мир и других международных документах.

Буддизм и пацифизм

У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса». Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.

По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.

Как пережить моральное насилие и его последствия

Традиционные демонстрации пацифистов с транспарантами и антивоенными лозунгами в прошлом. Более того, сама идея пацифизма уже считается устаревшей. Но это не значит, что насилия стало меньше.

Травля может развиться в любом обществе, затронуть детей или взрослых. Любая травля ухудшает качество жизни, подрывает физическое здоровье, иногда приводит к психическим расстройствам или суициду.

Какие бывают виды травли:

  • Буллинг. Психологический террор, унижение, преследование. В отдельных случаях – побои, физическое унижение.
  • Моббинг. Целенаправленное интеллектуальное насилие или психологически опасные действия. Это сплетни, непристойные шутки или высказывания, неоправданная критика.
  • Харассмент. Общее название для сексуальных домогательств. Это грубые высказывания, действия, жесты или шутки, пошлые намеки, которые унижают человека, создают напряженную обстановку.
  • Кибертравля. Угрожающие сообщения, которые отправляются по электронной почте или открыто публикуются в соцсетях.
  • Аутинг. Публичное распространение информации, которая компрометирует человека и вынуждает его оправдываться или объяснять ситуацию.

По словам психологов, травле может подвергнуться любой человек. В группе риска – новенькие в коллективе и те, кто отличается от большинства. Травля протекает по примерно похожим схемам и борьба с ней задействует одинаковые механизмы.

Что делать жертве эмоционального давления:

  • Признать, что происходящее – не плод воображения, а реальность.
  • Постараться сохранять нейтралитет, поскольку агрессор обычно ждет реакции своей жертвы.
  • Не принимать поспешных решений, а проанализировать ситуацию и информацию.
  • Если есть возможность, записать разговоры с угрозами.
  • Обратиться за помощью к близким, учителям, вышестоящему руководителю.
  • В критичных случаях сменить школу, работу, место жительства.

Мартин Лютер Кинг считал пацифизм «уделом смелых». Все потому, что он не подразумевает пассивное смирение насилию. Поэтому если агрессор игнорирует предупреждения, не стоит пренебрегать официальными способами защиты – обратиться к юристу, в полицию.

Выводы:

  • Пацифизм как качество личности – безотговорочное осуждение насилия.
  • Буддизм считается символом ненасилия, но при необходимости оправдывает активное сопротивление насилию.
  • Эмоциональное давление – проблема не одного человека, а всего сообщества.

>Кто такой пацифист – значение слова

Что означает слово пацифист, идеология и движение пацифизма

Термин и само понятие “пацифизм” имеет латинское происхождение. Значение слова трактуется как “миротворец”. Это люди несущие мир. Пик развития движения пацифизма приходится на период после 1945 года. Огромные потери человеческих жизней вызвали развитие движений за мир и ненасилие.

Сегодняшние представители пацифистов, это многомиллионные массы, которые сплотились под единым лозунгом, имеющие свое идеологию, офисы и международные представительства.

Актуальность пацифизма

Об актуальности пацифизма можно судить по цифрам статистики людей погибших за время многочисленных войн. 17-й век — из-за войн человечество потеряло более трех миллионов человек. За годы 18-го и 19 веков цифра возросла до десяти с половиной миллионов.

В течение первой и второй мировых войн погибло более 80 миллионов населения. За пять тысяч лет существования человеческой цивилизации пламя войны унесло более четырех миллиардов человеческих жизней.

Помимо огромных человеческих потерь, военные проблемы связаны с наращиванием военной мощи для самозащиты. Это непосильные экономические расходы, которые ложатся на плечи населения и наносят существенный урон госбюджету. Воспитание милитаристского сознания в обществе. Идеологическая обработка населения в духе нетерпимости к населению другой страны.

Суть идеологии и исторический период ее развития

Идеология пацифистов не приемлет насильственные методы урегулирования проблем. Они не принимают военные действия ни в одном из существующих аспектов, включая “освободительную” и “священную” войну. В ее основе лежит принцип мирного урегулирования всех спорных вопросов путем переговоров, митингов и демонстраций.

Возникновение идеологии и формирование ее базовых идей прослеживается со времен буддизма. Ее основатель Сиддхартха Гаутама проповедовал развитие духовности и просветления на основе интеллектуального развития и обогащения.

Следующий этап миротворческой идеологии связан с христианством. Изначально любой христианин являлся пацифистом. В период правления Константина Великого 306-337 годы по юлианскому календарю пацифизм практически исчезает из практики христианской церкви.

Период реформации характеризуется кровопролитными религиозными войнами, которые положили начало протестующей стороне анабаптистов. Из выдающихся личностей этого периода можно назвать барона Монтескье, Джорджа Фокса, Эразма Роттердамского.

Их течение считало неприемлемым участие христиан не только в зоне военных действий, но и в политике. В начале 18 века пацифизм стал составной частью лютеранского движения — пиетизма.

Формирование идеологии мирных преобразований в России, заслуга известного пацифиста Л.Н.Толстого. Среди выдающихся сторонников ненасильственных методов преобразования общества на основе духовного самосовершенствования Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Движение пацифизма на современном этапе

Возникновение пацифистских организаций относится к концу 1880-х. Проведение конгрессов международного уровня проходит с предложениями полной демилитаризации общества. Лидеры выходят с предложениями заменить урегулирование споров военным путем на рассмотрение в независимых арбитражных судах.

Окончание второй мировой войны завершает историю доядерного пацифизма. Ядерная эпоха представляет манифест крупнейших представителей пацифизма тридцатых годов Б.Рассела — А.Эйнштейна, под которым стоят подписи одиннадцати всемирно известных ученых того времени.

Это антивоенное воззвание легло в основу пагуошского движения ученых за предотвращение возможности ядерной войны, разоружение и безопасность

Идеи миротворчества и ненасилия прослеживаются в молодежных течениях, начиная с 60 годов. С протестом против бюрократизма и тоталитаризмам выходят представители молодежного течения — хиппи.

Среди известных личностей поддерживающих идеологию пацифизма популярная группа “Битлз”, американский певец и общественный деятель Стиви Уандер, популярный певец и танцор, король поп-музыки Майкл Джексон, голливудский актер и продюсер Джим Керри и многие другие.

В годы Советского Союза пацифизм рассматривался как антисоветское проявление. Лица, которые выражали явный протест против воинской службы, подвергались преследованиям. В их число входит А.Д.Сахаров, и представители “хиппи”.

Положительные и отрицательные стороны пацифизма

Любая философская система содержит элемент несовершенства. Убийство, несомненно, является трагедией и не должно поощряться обществом и законом. Но, в ситуации, связанной с нападением на родину или семью не существует однозначного решения.

Христианство и пацифизм

Фрагмент картины Иеронима Босха «Несение креста»

Нередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч от меча и погибнет», «подставь правую щеку» и другие. А некоторые христиане порой впадают в противоположную крайность и заявляют, что насилие, если оно «во имя правды», вполне может быть делом богоугодным. Как же на самом деле смотрит Церковь на применение силы? Каким образом на протяжении истории формировалось отношение христиан к мерам общественного принуждения и к военному делу? Попробуем разобраться.

Вопрос 1

Действительно ли ветхозаветная заповедь «не убий» запрещает любое лишение жизни, в любых обстоятельствах?

Первое, на что ссылаются пацифисты, полемизируя с христианами, — на ветхозаветную заповедь «не убий», которую дал Господь Моисею на Сионской горе (Исх 20:13). Причем толкуется она расширительно — как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах.

Такое понимание не совпадает с показаниями как филологического, так и исторического характера. В пользующемся авторитетом у специалистов комментарии на книгу Исход* утверждается, что глагол רצח (рацах), употребленный в заповеди «не убий», встречается в тексте Ветхого Завета чуть более 40 раз — гораздо реже, чем глаголы הרג (hараг), означающий «убивать, уничтожать, разрушать» (встречается более 160 раз), и מות (мават) «стать причиной смерти, убить» (встречается более 200 раз). По контекстному анализу мест, где употребляется רצח (рацах), видно, что он может означать беззаконное убийство, убийство с особой жестокостью, убийство по причине кровной вражды и иногда, очень редко — убийство по неосторожности. Никогда этот глагол не применяется в случае убийства на войне, в случае убийства животного, а по отношению к смертной казни употреблен всего один раз (если кто убьет человека, то убийцу должно убить; Чис 35:30) — во всех остальных случаях, где речь идет о смертной казни, используются другие глаголы.

Есть и другие, вполне очевидные, соображения: у иудеев ветхозаветного времени не было никакого, как сейчас принято говорить, «когнитивного диссонанса» между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий».

Вопрос 2

Как первые христиане относились к войне и воинской службе?

По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора.

Однако служить солдатом или быть военачальником в Римской империи означало приносить обязательную присягу и участвовать в смотрах и празднованиях. Элементы воинского ритуала тесно переплетались с языческим культом. Армия участвовала также в преследованиях христиан. В любой момент воин-христианин подвергался угрозе стать палачом братьев по вере. Неудивительно, что церковные писатели первых веков высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. В «Диалоге с Трифоном» Иустин Мученик говорит: «Мы, которые исполнены войной, взаимным кровопролитием и всяким злом, изменили свое воинское оружие, наши мечи на орала, а наши копья на орудия по обработке почвы». Тертуллиан подробнейшим образом аргументирует недопустимость для христианина возлагать на голову лавровый венок — символ победителей. А у Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235) в 16-м каноне читаем: «Солдата, находящегося на государственной службе, следует учить не убивать людей и отказываться делать это, если ему это будет приказано».

В целом учителя раннего христианства не рекомендовали христианам поступать на военную службу вновь. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови — то есть, по существу, пребывать на вспомогательных должностях и в охране. «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны браниться (участвовать в боевых действиях. — Ред.)», — гласит 13-й канон Ипполита Римского. В случае если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (канон 14).

Павел Рыженко. Невская битва

Вопрос 3

Что говорят святые отцы византийского времени об ответственности христиан за поддержание порядка и мира?

В византийский период воинская служба и поддержание общественного порядка рассматриваются как одни из важнейших служений. Христиан призывают к взаимовыручке, мужеству, жертвенности, гражданской солидарности и ответственности, к защите слабых. Основание для высокой оценки ратного труда усматривают в словах Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).

Святитель Афанасий Великий: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно».

Святитель Иоанн Златоуст: «Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь: я — воин и не могу быть набожным. Но разве сотник не был воином? <…> Военная служба нисколько не послужила для него препятствием».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих».

Избежание чрезмерного насилия, милосердие к побежденному противнику и мирному населению вменялись христианам в обязанность. Пролитие крови, даже при крайней необходимости, расценивалось как отступление от нравственного закона. Совершивший убийство обязан был принести покаяние и пройти очищение.

13-е правило святителя Василия Великого: «Убиение на поле брани отцы наши не считали убийством, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть, стоило бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения только Святых Таин».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями».

Вопрос 4

Чем вызвана перемена взгляда Церкви на войну и участие в поддержании государственного порядка в послеконстантиновский период?

В первые века последователи Иисуса искусственно вытеснялись из общественной жизни. После того как император Константин прекратил гонения и начертал крест на знаменах империи, христиане не могли далее надеяться, что защитой от внешней агрессии, усмирением разбоя и бунтов займется за них кто-то другой.

Бог не есть Бог неустройства, но мира, — говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (14:33). Обращение императора и приближенных в веру Христову, удаление идолов из публичных мест не могли не радовать христиан. Христианизация империи — важная веха на пути христианства.

Учение отцов Церкви в послеконстантиновский период меняется по сравнению с учением раннего периода существования христианства. Осмыслению подверглись вопросы и темы, ранее не поднимавшиеся. В первые века в палитре евангельских добродетелей особо подчеркивались одни качества: отделение от мира и стойкость во времени преследований; в эпоху после императора Константина Церковь развивает положительную христианскую доктрину, то есть представление о том, каким должно быть христианское государство.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Вопрос 5

Различались ли взгляды христиан Востока и Запада на войну и употребление силы?

Западная богословская мысль испытывала значительное влияние римской юриспруденции. Опираясь на учение блаженного Августина о справедливой войне, главное внимание она уделяла правовым основаниям применения силы. По мнению учителей и авторитетов западного христианства, не погрешая, употреблял оружие тот, чьи действия соответствовали правилам законного или справедливого его использования. Бернар Клервосский в трактате «Новое воинство Христово» рассуждает о рыцарской чести, для которой убивать — безгрешно и славой христианина является смерть язычника.

В эпоху Крестовых походов учреждались особые военно-монашеские ордена. Воинам, шедшим освобождать земли от неверных, обещалось полное прощение грехов. Первоначальные августиновы тезисы легли в основание теории «креста и меча» — средневековой доктрины католичества, оправдывавшей сосредоточение власти и силы в руках Папы. Учителя Реформации были зачастую настроены не менее сурово.

В сравнении с этим восточному христианству была чужда романтизация оружия. В Х веке, из-за нарастания военных угроз император Никифор Фока вознамерился издать закон о причислении погибших в сражении воинов к лику святых и принуждал иерархов принять это в качестве догмата. Но в Церкви оказали противодействие и удержали императора от его намерения.

3-е правило святых апостолов и 7-е правило IV Вселенского Собора воспрещают монашествующим, лицам, носящим священный сан, поступать на военную службу. Безусловному осуждению подвергается убийство вне военных условий. У святителя Василия: «Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к причастию, если же состоят в причте, да будут низложены со степени».

Отношение к убийству по сей день остается весьма строгим. Даже нечаянное лишение жизни или пролитие крови, причиненное лицом в священном сане, влечет разбирательство церковного суда и, вполне вероятно, запрещение в служении.

Вопрос 6

Кто такие «святые воины» и за что таковых почитают в православной традиции?

Наименование «святых воинов» в православной традиции означает профессиональную принадлежность. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, впоследствии же явил нравственное совершенство в монашеском делании, в мученичестве за Христа и прочих, не имеющих связи с войной, чинах святости. Изображения на иконах оружия, щита и доспехов не должны вводить в заблуждение. Основанием для канонизации святых в Православной Церкви являются подвиги и добродетели мирного свойства.

Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно принять за выразителей образа сильной руки. Однако же титулование их благоверными отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли выдающуюся роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются равноапостольными, другие же, благоверные правители, на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора.

Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других мы чтим за это, в то время как иные, по мнению некоторых, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не удостоены почес­тей прославления.

Вопрос 7

Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?

Нет, нельзя. Пацифист соблюдает отдельно взятый принцип о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек мирских попечений, призван принимать участие. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться.

Волей или неволей человек оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты».

Вопрос 8

Оплеуха от святителя Николая лжеучителю Арию, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве — как понимать примеры, в которых святые всё-таки применяли силу?

Пощечина святителя Николая еретику Арию, равно как и участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби — это церковные предания, по поводу историчности которых у специалистов есть разные мнения. При этом данные предания рассказывают нам именно об исключительных случаях, они показывают, что иногда, в особых обстоятельствах, применение силы допускается. Но описанные в них способы действия не должны восприниматься как образцы повседневного поведения.

Дело в том, что иногда злу удается искусно извратить понятия, поменять черное и белое местами. Это приводит к общему замешательству. Обличить зло как зло, разорвать наваждение должен человек, наделенный высокими нравственными достоинствами.

Святителя Николая мы почитаем как образ кротости, и резкое его выступление против Ария показало чрезвычайность происходящего. На I Вселенском Соборе, согласно преданию, Арию удалось запутать собравшихся. Многие участники Собора не были приготовлены к спорам о философских понятиях. Пощечина лжеучителю возвратила всех к осознанию вещественности битвы истины и лжи, спасения и погибели — отнюдь не отвлеченных словесных формул.

На Куликовом поле перед началом битвы русские испытывали страх. Опыт выступлений против монголо-татар был горьким. Еще немного — и войско князя Димитрия готово было спасаться бегством. В этот критический момент ответить на вызов Челубея решился Пересвет. Его поступок был лишен мстительности, азарта самоутверждения. Таково было духовное предвидение возможности русским не уступать в мужестве противнику, необходимости ценою своей жизни выполнить долг, который никто другой не брался выполнить.

Примеры святителя Николая и Пересвета с Ослябей нередко приводятся в оправдание немиролюбивых желаний и поступков. Но следует всегда помнить, что упомянутые случаи — абсолютные исключения из правила, каковых за два тысячелетия христианства насчитываются единицы. Громадная масса исторических примеров наглядно показывает, что Церковь предпочитала путь отказа от насилия. Христиане не были бы христианами, если бы принялись раздавать пощечины, отстаивать правоту в поединках.

Павел Рыженко. Победа Пересвета

Вопрос 9

Каким образом в церковной традиции отображается евангельский идеал кротости и незлобия сердца?

Чем ближе человек подходит к Богу, тем строже его нравственные требования к себе и тем меньше желания проявлять воинственность и принуждать. Сопротивление силой, участие в войнах — прискорбная участь тех, чья вера слаба. Писание говорит, что верой святые совершали невозможное: побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр 11:33–34).

Типичным следует считать сюжет, в котором православный подвижник остается безропотен перед лицом преследователей, своим кротким нравом умягчает сердца, отвечает добром на причиненное зло, по завету Христа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:44).

Вопрос 10

Как относиться к пацифизму в современных условиях? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?

Пацифизм желает доброго, однако переоценивает свою способность влиять на нравы. Это род самообмана и преднамеренного введения в заблуждение других. Остров ненасилия не может существовать в море человеческой страстности. Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной.

Неудачи одна за другой настигают последователей учений о непротивлении злу силой. Так вышло с движением толстовства, развязавшим огульную критику общественного устройства и правопорядка царской России. Кротость и благостность «непротивленцев» оказались мнимыми. Учение графа Толстого посеяло горькие плевелы несогласия и революционных исканий. Недаром предводитель большевиков В. Ульянов-Ленин именовал Толстого «зеркалом русской революции».

Другой пример: известный индийский пацифист и борец за свободу своей страны Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), признанный эталон миролюбия, ставший для многих своего рода культовой фигурой, оказался причастен к всплеску жесточайшего насилия внутри Индии. Многие решения, принятые им на посту руководителя партии Индийский национальный конгресс, привели к нарастанию общественных противоречий, к возникновению экстремистских течений и затяжной кровопролитной вражде индуистов и мусульман. При жизни Ганди обвиняли в утопизме и потворстве насилию, число жертв столкновений в первые годы после освобождения от британского господства достигло 700 000 человек.

Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь. Вместо того чтобы рядиться в белые тоги праведности, заявлять о якобы полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней — как делает Церковь — искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в период войн.

Вопрос 11

Что говорят официальные документы Русской Православной Церкви о войне и применении силы?

В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — документ, в котором выражается отношение нашей Церкви к самым разным острым вопросам современности. В нем констатируется, что в последнее время отношение к войне определить особенно трудно: «В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии». В связи с этим, свидетельствуют «Основы социальной концепции», «вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. <…> Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих» (VIII, 3).

пацифизм

(от лат. pacificus — миротворческий, умиротворяющий) — анти­военное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов. Од­ним из первых мыслителей, заявивших, что мир является одной из глав­ных ценностей, был Ш. Монтескье. Практически движение пацифизма офор­милось в прошлом веке.

Идеологической основой пацифизма выступают либеральные и гума­нистические ценности. Носителями идей пацифизма являются различные слои населения: интеллигенция, религиозно настроенные миротворцы, мо­лодежь, неформальные организации, включающие энтузиастов, и т. д. В основе пацифизма лежит идея о всеобщем братстве людей, необходимости преодолеть военные формы разрешения политических проблем. Пацифизм традиционно опирался на идею мирного разрешения политических конфлик­тов. Он имеет множество форм, но основной формой борьбы за мир предс­тавители этого движения считают убеждение и личный пример.

Для пацифистов характерна пропагандистская деятельность. Они те­оретически и идеологически доказывают, что политические и военные конфликты необходимо решать за столом переговоров. В практической сфе­ре они действуют на основе личного примера: отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, организуют различные массовые акции, направленные на мирное урегулирование конф­ликтов, непосредственно занимаются миротворческой деятельностью и т.д. Пацифизм зарождался как идейное направление. Его сторонники исходили не столько из реальной политической практики, сколько из своего пони­мания общества, человека и мира политики, т. е. из мировоззрения.

В то же время ограничить или исключить практику разрешения поли­тических споров военным способом является очень сложной задачей. Поэ­тому пацифизм до сих пор несет на себе отпечаток утопизма. Многие по­литики к этому движению относятся довольно иронически. Практическая сторона этого движения до сих пор не развита — пацифистам не удалось достичь серьезных результатов, несмотря на то, что война к концу XX в. себя просто изжила. Подобная ситуация связана с национально-государс­твенной формой организации политического пространства и преобладанием идеологии патриотизма над космополитизмом. Например, в России паци­физм традиционно считается антипатриотическим настроением. При социа­лизме пацифизм был поставлен вне закона — защита Отечества являлась гражданской обязанностью мужской части населения и военнообязанных женщин. В постсоветской России отношение к пацифизму меняется очень медленно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *