Доктор Моррис

О психоанализе фрейд

Содержание

4. Психоанализ как одно из направлений в психологии

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытесненияисопротивления.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлерсоздает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксонна большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие»психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов, которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство»коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.

Термин психоанализ имеет три значения:

  • теория личности и психопатологии;
  • метод терапии личностных расстройств;
  • метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Теория Фрейда о структуре психики

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:

  • сознание;
  • предсознание;
  • бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики — бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.

Оно — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого — величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, — главная цель в жизни человека.

Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) — сознания — находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.

Рис. 5.1. Связь структурной модели с уровнями сознания

Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.

Становление психики ребенка, особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.

Сверх-Я, или Супер-Эго, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Но этот принцип не согласован с реальностью. Супер-Эго пытается полностью подавить «неприличные желания», связанные с Оно, и направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

Сверх-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда их энергия сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают психические заболевания, неврозы, истерические состояния, тоска.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые могут дестабилизировать личность, если Я окажется неспособным восстановить равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном Я, которое не только определяет требования Оно, но и преодолевает давление со стороны Сверх-Я. Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрации Оно, т. е. к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями: раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым относятся выявленные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.

Для спасения от конфликта между Я и Оно применяются разные средства. Защитное поведение позволяет человеку обезопасить себя от тех проблем, которые он пока не способен решить, снять тревогу, связанную с угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, утраченная любовь других людей к себе и т. п.), а также помогает «уйти от угрожающей реальности», иногда и преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм просто необходим, потому что человек не может сразу разрешить проблему. Но если время идет, а она так и не решается, то защитный механизм становится препятствием для личностного роста, поведение человека оказывается непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Он уходит от реальности и от тех задач, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую человек прячет, подменяя ее псевдопроблемами.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  1. Вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного, Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется демонстративное безразличие к реальности. Выделяют полное подавление, когда болезненные переживания настолько заглушены, что человек их забывает и не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Также говорят и о вытеснении. Это — частичное подавление, когда человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.
  2. Отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»: «Этого не может быть». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.
  3. Рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться.
  4. Инверсия, или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребенок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание — досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.
  5. Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, он утверждает: «Некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это означает другое: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому свои негативные личностные свойства.
  6. Замещение. Проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку. Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или самоосуждение.
  7. Изоляция. Это — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоению личности, к неполному Я.
  8. Регрессия. Возвращение на более ранний, примитивный, способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В трудных случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, «спускаясь» на более ранний и безопасный период — например, в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних жизненных этапах. «Мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство. Они проявляются в том, что человек, надувшись, не разговаривает с другими, противодействует авторитетам, становится по-детски упрямым или ездит на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди используют защитные механизмы. Однако нежелательно чрезмерно полагаться на них, потому что они искажают картину потребностей, страхов, стремлений личности. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать ситуацию менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  1. Реалистичная: эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение.
  2. Невротическая: эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно станут осознанными. Боязнь, что Эго окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания и можно сделать что-то ужасное, влекущее за собой тяжкие негативные последствия.
  3. Моральная: Эго испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, когда Оно стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения.
  4. Социальная. Она возникает в связи с угрозой исключения из группы людей из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из Сверх-Я, перерастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, средством предупреждения человека о надвигающейся опасности. Она возникает, когда есть угроза организму. При подлинной опасности тревога исходит от конкретного внешнего источника, при невротической — от неизвестного.

В младенческом и детском возрасте она возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов, позднее появляется в ожидании опасности, а не как реакция на нее. Тревожный сигнал мобилизует защиту — механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов.

Инстинктивные влечения, которые в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому оказались изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство ее механизмов приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрении), которым свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое «оговорки по Фрейду»? И как вообще устроен психоанализ?

Bourgeron Collection / RDA / Hulton Archive / Getty Images

6 мая — день рождения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд настолько известен, что даже те, кто не читал ни одной его статьи, знают про «оговорки по Фрейду» и любят его вспомнить, если видят банан или другой предмет подобной формы. «Медуза» попросила ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН и автора книги о психиатрии в российской культуре Ирину Сироткину ответить на базовые вопросы о Фрейде и его методе.

В чем заключались главные идеи Фрейда? Что в них было революционного?

И до Фрейда люди понимали: человек не осознает всего, что происходит в его внутреннем мире. Не новой была и мысль о том, что неврозы и другие психические расстройства произрастают из сферы сексуальности — об этом говорили французские психологи и психиатры, начиная с Жана-Мартена Шарко.

То, что принес Фрейд, касалось, во-первых, важности и могущества бессознательного: сознание — не более чем островок в океане иррациональных сил и влечений, которые могут полностью захватить человека. Чтобы проникнуть в этот океан и понять свою иррациональную часть, человеку не обойтись без помощи другого — психоаналитика.

Во-вторых, Фрейд настаивал: природа этих сил насквозь сексуальна (он назвал ее «либидо»).

В третьих, он считал, что либидо активно с самого начала человеческой жизни, с младенческого возраста. Знаток и любитель античности, Фрейд назвал главное драматическое событие, в котором проявляется либидо ребенка, «Эдиповым комплексом». Мальчика тянет к матери, он бессознательно хочет занять около нее место отца. Разрешается Эдипов комплекс, когда ребенок перестает страстно желать мать и идентифицируется с отцом — так якобы формируется мужской характер.

А что такое психоанализ?

Образно говоря, главным инструментом в психоанализе служила кушетка. Все началось с устланного коврами турецкого дивана, куда Фрейд укладывал своих пациентов (и который до сих пор можно увидеть в его доме-музее в Лондоне). Он просил пациента закрыть глаза, садился у изголовья и в течение часа выслушивал — иногда задавая вопросы, иногда безмолвно. Сначала Фрейд в основном расспрашивал о сновидениях, считая сны «царской дорогой к бессознательному». По его мнению, заветные желания — часто сексуальные, о которых нельзя было говорить днем, — обнаруживали себя во сне, в виде символов и сюжетов сновидений. Он также просил пациента говорить без раздумий первое, что приходит в голову, и это стало известно как метод свободных ассоциаций. А одна из первых пациенток Фрейда назвала психоанализ «лечением беседой», «talking cure».

Постепенно Фрейд пришел к тому, что главный метод психоаналитического лечения — не сновидения, а так называемый трансфер, или перенос на терапевта тех чувств, которые пациент испытывал в раннем детстве по отношению к отцу или матери. На время сеанса психоаналитик становится для пациента отцом или матерью (пол или гендер терапевта здесь значения не имеет), что помогает пациенту вытащить из-под цензуры сознания и полностью пережить свои обиды, ненависть, агрессию, запретные любовные влечения. Для того, чтобы трансфер совершился, сессии с психоаналитиком должны быть частыми и их должно быть много: иногда — по часу, шесть раз в неделю, годами. При успешном психоанализе пациент в итоге освобождается от комплексов, навязчивых идей и других невротических симптомов и может жить «нормальной» жизнью. Сам Фрейд в работе «Недовольство культурой» выразился в том смысле, что психоанализ не обеспечивает человеку счастья — лишь помогает чувствовать себя менее несчастным.

Музей Фрейда в Лондоне Dukas Presseagentur GmbH / Alamy / Vida Press

Психоанализ полностью изменил современную Фрейду психологию, которая была преимущественно экспериментальной и редукционистской, то есть сводила внутренний мир к фиксируемым в эксперименте «психическим процессам», а личностью, чувствами и мотивами человека почти не занималась. Психоанализ показал, как можно относительно объективно изучать субъективный внутренний мир человека. Кроме того, развернув ученых и медиков лицом к сексуальной сфере, психоанализ приблизил сексуальную революцию середины ХХ века.

Правда ли, что в современном психоанализе идеи Фрейда считаются устаревшими?

Любая теория — не окаменелость, она развивается. Фрейд и сам много способствовал развитию теории психоанализа, поощряя учеников вносить в нее свой вклад (долгое время он присуждал ежегодный приз за лучшую работу). К примеру, берлинский психоаналитик Карл Абрахам развил идею Фрейда о психосексуальной эволюции, согласно которой ребенок проходит несколько стадий — оральную, анальную, генитальную, проследив, какие особенности характера могут сформироваться на каждой из них. Так, находящийся на оральной стадии развития ребенок, которого принуждают к подчинению, тайно желает отомстить за свой ущемленный нарциссизм и становится завистливым, надменным, жадным, желающим обладать и получать, а не отдавать. Абрахам одним из первых показал, что психоанализ может использоваться не только для терапии, но и для анализа характера и личности.

Однако и случаев кардинального пересмотра психоанализа достаточно. Больше всего противники Фрейда и даже некоторые ученики критиковали две его идеи: либидозной природы бессознательного и детской сексуальности. Карл Густав Юнг отказался от примата либидо и видел основу бессознательного в коллективной памяти человечества, Мелани Кляйн и Жак Лакан создали каждый свой собственный вид психоанализа. В целом из-за прихода нацизма психоанализ в прежнем, фрейдовском, виде прекратил существование и возродился в Америке и Европе уже в новых формах, часто экзотических и далеких от первоисточника. Реальный Фрейд превратился в легенду, которая хоть как-то цементирует разрозненное сообщество психоаналитиков.

В первом ряду: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл Стэнли Холл, Карл Юнг. Сзади: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Университет Кларка, 1909. Wikimedia Commons

Считается, что видеть в банане мужской половой орган — это «по Фрейду». О чем это вообще?

Если посмотреть вокруг без ханжества, считал Фрейд, то можно увидеть, что в повседневной жизни полно ассоциаций с сексом. Банан — не единственная из них (кстати, банан — это не просто пенис, а пенис эрегированный, то есть фаллос, символ власти). Об отце психоанализа, правда, говорили, что он видел все через очки сексуальности, потому что сам был «сексуально озабочен». Так или иначе, свой анализ сновидений, бессознательного и произведений искусства, — например, романов Достоевского, — он насыщал сексуальными символами.

Сексуальную жизнь современников Фрейда трудно назвать счастливой: в то время отношения между полами регламентировались гораздо жестче, чем сейчас, и на отношения мужчин и женщин налагалось множество запретов. Еще более репрессивными были законы в отношении гомосексуальности и других так называемых «половых извращений». Фрейд и его сторонники, надо отдать им должное, много сделали, чтобы это изменить. Пользуясь своим врачебным статусом, они открыто аргументировали свою либеральную позицию перед лицом моралистов и ханжей и достигли успеха.

Фрейд и правда считал, что оговорки могут что-то сказать о человеке?

Фрейд считал, что так человек проговаривается о своих скрытых желаниях. Например, открывая конференцию, которая ему почему-то неприятна, председатель неожиданно для себя и окружающих говорит: «Позвольте считать конференцию закрытой». Оговорки, описки и случаи «забывания», когда человек силится и не может что-то вспомнить, все имеют свою причину — это подавленные, вытесненные в сферу бессознательного желания и страхи. Пример, который приводит сам Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни»: его собеседник никак не мог вспомнить вполне нейтральное латинское слово «aliquis», поскольку в его уме оно оказалось ассоциировано с жидкостью, кровью и календарем, — а его в тот момент беспокоила задержка месячных у его любовницы.

Почему Фрейд стал так популярен в массовой культуре? Почему о нем знают даже те, кто никогда не читал его книг?

Психоанализ дал язык, на котором можно говорить о том, что людей остро интересует. Это не только секс, но и агрессивность, ненависть, ревность и другие чувства. Фрейдовская интерпретация сексуальности (в частности, утверждение о том, что сексуальные желания есть и у маленького ребенка) — альтернативна христианским представлениям, что ребенок до 12 лет чист как ангел и что плотская любовь греховна, поскольку она — результат падения Адама и Евы, первородного греха. Психоанализ дал возможность обсуждать многие проблемы (связанные не только с сексом, но и с психической травмой и деструктивными чувствами), которые, если их оставить как есть, могут привести человека к серьезной психической дисфункции. Кроме того, в психоанализе подчеркивалась сложность, амбивалентность, неоднозначность человеческой психики: так, сыновья не только ненавидят, но и любят своего отца. В целом, Фрейд смог выразить на научном языке, что человек устроен намного сложнее и, вероятно, намного трагичнее, чем было принято думать.

Насколько идеи Фрейда отвечают современным западным представлениям о равенстве полов? Сейчас Фрейда сочли бы сексистом?

Сексистом его можно назвать в том смысле, что базовой моделью для него является мальчик, которому Фрейд приписывает бессознательное желание избавиться от отца и заняться любовью с матерью. Поэтому, хотя к «комлексу Эдипа» Фрейд и добавил позднее «комплекс Электры», психоанализ все-таки был скроен по мужской мерке.

За то, что Фрейд диагностировал у женщин «зависть к пенису», его много критиковали не только феминисты, но и его собственные ученики, включая Карен Хорни. Одна из первых женщин-теоретиков психоанализа дала альтернативное объяснение тому, что Фрейд назвал «завистью к пенису». Когда девочка — утверждала Хорни — понимает, что она не главная любовь ее отца, то пугается собственной сексуальности и, в качестве психологической защиты, хочет идентифицироваться с отцом и стать мальчиком. Хорни открыто заявила, что здание психоанализа держится на игнорировании женской психологии. В целом же, привлекая внимание к психосексуальной сфере, психоанализ скорее способствовал эмансипации.

Ирина Сироткина

  • Напишите нам

Этот мыслитель помог нам приблизиться к пониманию того, почему наша жизнь и отношения настолько запутаны и болезненны, почему жизнь трудна и как с этим справиться.

Сигизмунд Шломо Фрейд родился в семье евреев мещан в 1856. Его профессиональная жизнь задалась не сразу. Обучаясь медицине он препарировал сотни угрей тщетно пытаясь найти их репродуктивные органы. Он продвигал кокаин, как лекарство однако позже оказалось, что тот вызывает опасное привыкание, но спустя годы он основал дисциплину, которая принесла ему славу — новый вид психотерапии под названием психоанализ.

Революцию совершила его книга 1900-го года Толкование сновидений, за ней последовали и другие. Несмотря на успех он был очень несчастен. Во время одного особенно трудного исследования он написал «Мой главный и самый трудный пациент — я сам.»

Фрейд был убежден, что умрет в 61 или 62 и жутко боялся этих чисел. Впрочем, умер он куда позже. В 83. Возможно именно благодаря своему отчаянию Фрейд смог глубоко постичь причины человеческого несчастья. Он предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия. Он толкает нас к простым физическим и эмоциональным наградам и отвращает от неприятных вещей вроде скуки и дисциплины. В младенчестве мы практически полностью ведомы принципом удовольствия, утверждает Фрейд, но если следовать ему без ограничений он ведет к опасным и безответственным поступкам. Например к полному безделью или перееданию или (нашумевшая деталь) к сексу с родственниками.

Мы должны учитывать то, что Фрейд назвал принципом реальности. Мы все ему подвластны однако Фрейд считал, что есть гармоничные и дисгармоничные способы с ним жить. Дисгармоничные способы он назвал неврозами. Неврозы — результат неумелой торговли с принципом удовольствия или, словами Фрейда, вытеснение этого принципа.

Фрейд описал конфликт между тремя сторонами нашей природы: Оно (Id), движимое принципом удовольствия, Сверх-Я (Super Ego), которое хочет следовать правилам и быть хорошим в глазах общества и Я (Ego), которое вынуждено подстраиваться под обоих соседей.

Чтобы понять их взаимоотношения Фрейд предлагает найти истоки наших неврозов в детстве.

Фазы психосексуального развития по Фрейду

В начале жизни мы проходим через то, что Фрейд называл оральной фазой психосексуального развития. На этом этапе главным генератором удовольствия является рот. Мы осваиваем чувства связанные с глотанием и едой. Здесь может развиться множество неврозов, например отказ от еды, как удовольствия или наоборот еда, как утешение или страх зависеть от того кто нас кормит.

Затем идет анальная фаза тесно связанная с тем, что мы называем «приучить к горшку». В этот период человек впервые получает возможность хоть что-то контролировать в своем организме, а именно процессы дефекации и мочеиспускания. В этой фазе мы учимся пробовать на прочность власть других. Если здесь что-то не так, если разочаровались в фигуре власти, мы можем терпеть просто ей назло. Такая фиксация формирует анально-удерживающий тип личности. Такой человек неспособен отдавать или примиряться.

Далее наступает фаллическая фаза. Она длится примерно до 6 лет. Фрейд шокировал современников, утверждая, что у детей есть сексуальные чувства. Мало того, в фаллической стадии дети направляют сексуальные импульсы на своих родителей — самых доступных и близких людей в их жизни. Именно Фрейд описал знаменитый Эдипов комплекс — бессознательную навязчивую влюбленность в одного родителя и ненависть к другому.

Проблема в том, что как бы родители нас не любили, они не могут перенести это в область секса. Они всегда будут строить полноценные отношения прежде всего друг с другом. От этого мы чувствуем опасные ревность и гнев. А также стыд и вину за то что злимся. Этот комплекс вызывает невероятную внутреннюю тревогу у малыша. В итоге большинство из нас переживает смешанные чувства к родителям, которые позже формируют наш образ любви. Например, если мать была к нам холодна, мы все равно тоскуем по ее нежность, но при этом можем продолжать ассоциировать любовь с некоторой отстраненностью. Часто любовь, какой мы ее усвоили от родителей запрещает смешивать любовь и секс, ведь люди которые научили нас любви также были недоступны для секса. Поэтому иногда, чем больше мы любим человека, тем сложнее с ним заниматься любовью.

Метод Фрейда

Простого выхода здесь нет. Фрейд говорит, что мы не можем быть абсолютно рациональны, да и общество просто так не поменять. В книге 1930 года «Недовольство культурой» Фрейд писал, что общество дало нам множество благ, но при этом наложило тяжкий диктат. Например, разрешило заниматься сексом только с одним человеком, наложило табу на инцест, заставило сдерживать все наши импульсивные желания, велело слушаться власть и работать за деньги. Само общество по природе своей невротично. Только так и может существовать в том виде, в котором мы его знаем. Отсюда постоянные войны и политические распри.

Фрейд попытался найти лекарство от наших неврозов и он назвал его психоанализ. По мнению Фрейда осознание человеком своих бессознательных установок дает возможность человеку освободиться от их навязчивого диктата. В ходе сеансов он анализировал несколько вещей. Он обращался к снам, которые считал выражением несбывшихся желаний, также он изучал парапраксис, то что мы знаем как «оговорочки по Фрейду».

К теории Фрейда можно относиться по разному. Некоторые считают его идеи ключом к пониманию глубинной природы человека, а некоторые полностью отвергают их, но как сказал сам Фрейд, тот кто презирает ключ, никогда не сможет открыть дверь. И кто знает, возможно теория Фрейда этот тот самый ключ, именно для вас. Кто знает…

На заметку «

А пока вы будете думать о методе Фрейда, посмотрите хороший боевик по этой ссылке http://telepuz.net/729-2014-dzhon-uik.html. Разгрузите мозг.

Учение о сознании и бессознательном Фрейда. Психоанализ

Большое влияние на разработку проблемы сознания и бессознательного оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и мощный пласт — «Оно» — находится за пределами сознания. По своёму объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различны биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального» характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-я» — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования» и моральная цензура.

З.Фрейд подчёркивал, что бессознательное с большим трудом переходит в область сознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытеснения и сопротивления. Неприемлемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоняются за пределы сознания, не допускаются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или символической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнообразные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмирующих переживаний. Они создают в сфере бессознательного сильно заряженный очаг, постоянно оказывающий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями.

Фрейд считал, что в оговорках, ошибочных действиях проявляются истинные, скрытые намерения и чувства человека. Сны в символической, непрямой форме отражают конфликты и переживания человеческой души. Например, женщине, потерявшей веру в свои силы, снилось, что она ловко управляет автомобилем, причём всё получается как бы само собой. Во сне же пришла мысль о странности происходящего — раньше она никогда не садилась за руль, даже не представляла, как это делается. Бессознательное указало ей на возможность овладеть новым и неизвестным, на необходимость справиться с неуверенностью и установкой на провал. Смысл сновидения бывает и менее очевидным.

По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между, образно говоря, Сциллой и Харибдой — неосознанными влечениями и побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». В итоге оказывается, что собственное «Я» — сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэтому сам человек — прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования, по Фрейду, «усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. Таким образом, фрейдовский человек получился сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и социально обусловленными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Причудливое смешение множества явлений и процессов психики, которые человек не в состоянии осознать и проанализировать с равной степенью отчётливости, может породить в его душе смятение, неуверенность, непонимание самого себя. Важно помнить, что критерий психического здоровья — не степень контроля всех уровней организации душевной жизни, а состояние душевной согласованности, принятие и уважение всех сторон собственного внутреннего мира Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953—1954). — М: Гнозис/Логос, 1998.

Психоанализ как учение о бессознательном

Изучение бессознательных процессов психики (неосознаваемых процессов) возможно через анализ сновидений, исследование интуиции или поведения ребенка. Человеком управляет то, что он в себе не осознает.

Ø метод свободных ассоциаций

Ø метод анализа ошибок, описок и т.п.

Психология – наука о сознательных и бессознательных уровнях психики.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрасно знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *