О конфликте интересов
Содержание
Конфликтограмма
№ |
Проблемные вопросы |
Мои |
Оппонента |
Проблема |
|||
Цели, интересы |
|||
Препятствия |
|||
Опасения |
|||
Сильные стороны |
|||
Возможность поддержки |
|||
Недостающая информация |
|||
Какую личную потребность удовллетворяю |
|||
Эмоции |
|||
Личностные ресурсы |
|||
Ресурсы, которые можно обменять |
Заложенная в таблице №1 схема позволяет провести развернутый и, в то же время, компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, на и партнера, ресурсы, которые имеют оппоненты и за которые борются. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия, установить возможность обмена ресурсов и цену каждого ресурса для оппонентов.
Таблица 2
Балансный лист ресурсов участников конфикта
Мои интересы |
Ресурсы |
Интересы партнера |
Ресурсы |
Времени |
Свободы |
||
Уважения |
Моральный |
||
Материальный |
Здоровья |
||
Статусный |
Информационный |
||
Любви |
Материальный |
Балансный лист (см. таблицу №2) позволяет четко представить интересы и ресурсы сторон, определить наиболее значимые и наименее значимые, ресурсы, сориентироваться в том, в чем вы можете уступить, в чем может уступить ваш оппонент.
На втором этапе мы анализируем отношение каждого субъекта к своим ресурсам и ресурсам оппонента. Это позволяет спрогнозировать возможные сложности в разрешении проблемы. Кстати этот подход применим и к анализу личностного конфликта. В этом случае балансная таблица личностных ресурсов будет выглядеть следующим образом (см. таблицу 3).
Таблица 3
Балансный лист личностных ресурсов при внутреннем конфликте
Имею |
Хочу иметь |
Актуально сегодня |
Реально борюсь за…(формирую) |
семью, знания, любовь, |
финансы, время, дружбу |
статус, здоровье, деньги |
свободу, здоровье, справедливость |
Готов обменять |
Меняю |
Жертвую |
|
знания на деньги; знание на признание |
время на знания |
здоровьем. |
Здесь важно определить, какие ресурсы мы неоправданно теряем, какие из них нам необходимы. Выявить причины потери ресурсов. Разработать индивидуальную стратегию конструктивного распределения, расходования личностных ресурсов и их преумножения. Вычленить главные из них, необходимые для решения проблем и личностного роста.
Межличностные отношения в конфликте, связанные с распределением ресурсов могут быть схематично представлены моделями социального поведения оппонента в межличностном конфликте (Рис. 2). Занесение в сетку таблицы численных показателей поступков субъекта за определенный период времени могут дать целостную картину его поведенческой ориентации.
Все хорошо +1 |
|||||||
Действий |
+1 получаю (беру) |
||||||
-1 даю |
Действий |
||||||
Качество |
|||||||
Диагональ эгоизма |
все делаю плохо |
Диагональ альтруизма |
Рисунок 2. Модели социального поведения, ориентированные на конструктивное или деструктивное взаимодействие с социумом.
В четверти +1; +1 (II) получаю все хорошее или беру все хорошее (присваиваю ресурс) – эгоистическая форма поведения, направленная на приобретение всего лучшего без обмена ресурсами.
В четверти -1; +1 (I) – отдаю все хорошее (отдаю ресурс безвозмездно, не осуществляя обмен) — альтруистическая форма поведения, направленная на оказание помощи другим.
В четверти -1; -1 (IV) – отдаю все плохое (с помощью манипуляции отнимаю чужой ресурс, перекладывая свои проблемы и ответственность на другого человека) — эгоистическая форма поведения, направленная на избавление от всего плохого.
В четверти +1; +1 (II) получаю все плохое (принимаю на себя чужие проблемы, теряя свои ресурсы) — альтруистическая форма поведения, направленная на оказание помощи через избавление от трудностей других. В квадрате V в соизмеримом отношении встречаются все формы поведения.
Данный этап целесообразен лишь для затяжных сложных конфликтов. Если конфликт разворачивается в настоящее время, перерастая в инцидент, то целесообразно матрицу моделей социального поведения заменить на структурную сетку поведенческих реакций оппонентов в борьбе за ресурс (см. Рис. 3).
Поощрения (задабривание, обмен ресурсами) |
|||||
Несогласие с эквивалентом обмена ресурсами или с его потерей |
Согласие с эквивалентом обмена ресурсами или смирение с потерей |
||||
Основная форма поведения субъектов |
|||||
Наказание (попытка отобрать ресурс без компенсации) |
Рис. 3. Структурная сетка поведенческих реакций оппонентов в борьбе за ресурс.
Представление отношений в системе «действие-результат» позволяет оценить предпочтительность форм поведения, которые избираются каждой из сторон в отношении «что дал» – «то и получил» (пропорция «вклад/благо»).
В приведенном варианте такой оценки рассматриваются как положительные, так и отрицательные воздействия в форме поощрения и наказания, а также соответствующие реакции ответной стороны в виде согласия и несогласия. Справедливая позиция сторон в обмене ресурсами соответствует центральной зоне (V) в поле системообразующих отношений. Зоны I-IV заключают в себе формы поведения с наличием справедливости в отношениях и развитии латентного конфликта. По мере приближения к границам поля системообразующих отношений латентный конфликт перерастает в открытый.
Завершающим этапом ресурсного анализа является оценка сторонами того, что они отдали и что приобрели и взаимное согласие с полученными результатами, глубокая рефлексия и выражение эмпатии друг к другу.
Для анализа стилей поведения личности в конфликте психологи пользуются сеткой К.Томаса и Р. Килмена (см. Рис. 4). Она дает возможность спрогнозировать исходы конфликта, остроту его протекания, возможные ресурсные потери.
Эта таблица отражает стили поведения субъектов в конфликте. В стратегическом плане эти стили могут быть или конструктивными (сотрудничество, компромисс) или деструктивными (соперничество, избегание). Однако если стиль является ситуативным, то есть представляет собой тактические действия субъекта, то нельзя его оценивать однозначно знаком «+» или «-«. Каждая тактика может оказаться как положительной, так и отрицательной. Поэтому мы считаем рациональным заполнение комплексных матриц анализа стилей поведения оппонентов.
Таблица № 4 позволяет проанализировать ряд возможных тактик поведения в конфликтном взаимодействии, которые могут привести к потере, обмену или обретению необходимого ресурса (или ресурсов), а также определить их целесообразность для выбора наиболее оптимальной стратегии с учетом конкретной ситуации. Осуществив такой анализ, арбитр предлагает каждой стороне заполнить таблицу проектов предложений (см. таблицу 5).
Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить свои собственные интересы |
Активное действие |
|||||||
Соперничество выигрывает А, проигрывает Б |
Сотрудничество выигрывают А и Б |
|||||||
Компромисс |
||||||||
А и Б делят выигрыш и потери |
Пассивное действие |
|||||||
Игнорирование (избегание) Проигрывают А и Б |
Приспособление проигрывает А, выигрывает Б |
|||||||
Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны
Рисунок 4. Сетка К. Томаса – Р. Килмена
Таблица 4
Понятие конфликта
Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.
В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:
- Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
- Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
- Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.
Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.
Понятие личной заинтересованности
Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе. Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.
Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.
Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами
В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.
Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.
Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков
Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.
В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.
Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов
В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:
- Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
- Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.
Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.
Конфликты интересов на государственной службе – это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.