Доктор Моррис

Не жадный человек

Основные отличия между понятиями

Когда о человеке говорят, что он скупой, корыстолюбивый или жадный в основном имеют в виду одно и то же. Сразу возникает образ личности, которая старается получить под контроль как можно больший объем благ и остаться их единоличным распорядителем.

В чем разница между жадностью и скупостью:

  • Скряга и корыстолюбец стремятся к накоплению средств. Но, если для первого накопление и удержание являются самоцелью, то второй желает владеть наличностью для подпитки собственного эгоизма.
  • Скупая личность часто отказывает себе в чем-либо: изнашивает вещи до дыр, даже если деньги на обновление гардероба есть. Жадный человек не любит себе ни в чем отказывать, поэтому способен потратить большую материальную сумму, но только на личные нужды.
  • И жмот, и жадина не любят отдавать вещи, но, если скупой просто стремится сохранить собственные сбережения, то в случае с агрессивной жадностью, человек еще и захочет забрать чужое.

Жадный человек — это корыстолюбец, который не желает отдавать свое, но хочет забирать чужое. А скупой — это скряга, накапливающий собственное состояние, но на блага других в основном не претендует. Оба рассмотренных качества характера являются негативными и в случае обнаружения их в структуре личности, необходимо долго и старательно работать над собой.

Жадность

Как люди относятся к ценностям, — на что готовы, чтобы приобрести их и как с ними расстаются. Норма и патология. Гипертрофированная жадность: вирус, порождающий порочную систему.

Определение:

Википедия трактует жадность, как неумеренное желание владения или потребления. Обязательно обусловленное соперничеством, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Жадный человек не может испытывать это чувство без конкуренции.
Жадность — это стремление взять себе, получить, иметь у себя как можно больше чего-либо, больше, чем это необходимо.

Синонимы слова жадность:

(Далее будем иметь в виду, что слова алчность и жадность – синонимы).

Жадность, как свойство, проявляется по отношению к разным вещам. Можно с печалью в голосе констатировать, что это неприглядное качество, в какой-то мере и в какой-то форме, присуще очень многим из нас.

К примеру, человек хочет обладать большим объемом знаний в какой-то области науки или техники, — это жадность к знаниям, качество знакомое всем нам. И, вроде бы, очень хорошая черта для человека.

НО!

Если добавить сюда два атрибута жадности:

  • получение вожделенного объекта любой ценой
  • нежелание, ни при каких условиях, делиться тем, что имеется даже в избытке

тогда жадность к знаниям превращается в их бессмысленное накопительство, не приносящие пользы не самому обладателю этих знаний, не окружающим.

В католичестве алчность считают одним из 7 смертных грехов, поскольку приводит она к умножению забот, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.

Кто-то считает жадность (алчность) качеством, присущим исключительно людям богатым; кто-то напротив — считает что жадность — атрибут малоимущих. И те, и другие приводят массу аргументов в защиту своего мнения, — довольно спорных, впрочем.

Я склонен полагать, что жадность (алчность), — это качество, которое возникает в процессе формирования личности.

Причина возникновения жадности — это, прежде всего, чувство социальной несправедливости, которое возникает у человека, когда он видит, что другие владеют тем, чего у него нет. Человек начинает ощущать себя неполноценным. Включается еще один смертный грех — зависть. И, как следствие, возникает гипертрофированное желание иметь то, что есть у других, но нет у него.

В результате, как только появляется шанс заиметь вожделенное, человек начинает вести себя, как шакал у трупа.

Еще одна причина возникновения жадности — считают детские психологи — замена родительского внимания игрушками и сладостями. Такая замена приводит к осознанию ребёнком того, что игрушек, конфет, еды и одежды вдруг может стать мало, как когда то, родительской любви. Появляется желание заиметь всего как можно больше, впрок.

Есть одна интересная концепция жадности – что она у нас в генах. Приверженцы этого взгляда на жадность считают, что она досталась нам от первобытных людей, — в условиях нехватки и ограничений, чтобы выжить, нужно было захватывать как можно больше пищи. Отсюда, кстати, следует, что жадность присуща абсолютно всем людям.

Когда появились деньги, жадность стала не только врожденной, но и благоприобретенной.

Примеров проявления жадности — великое множество. Среди них есть и смешные, и вызывающие жалость, и отвратительные. Есть примеры поражающие своей жестокостью и бесчеловечностью.

Жадность, как качество, можно классифицировать по источникам её возникновения на жадность агрессивную и жадность, вызванную страхом.

Первую еще можно назвать честолюбием или тщеславием, — качества проявляется в стремлении быть первым во всём.

Те, кто обладает этим качеством, — азартны и агрессивны. Они не могут остановиться, они неспособны насытиться. Моральные критерии не является для них преградой.

Помню случай из далекой студенческой юности. Преподаватель по теоретической физике задал группе очень сложную задачу, и сказал, что тот, кто ее решит, получит автоматом отлично за экзамен. Задачу смогла решить только одна, очень умная, девушка.

Накануне пары по физике парень — сокурсник попросил её объяснить, как она решила задачу. Девушка, разумеется, объяснила.

На следующий день, на занятии, письменное решение задачи было только у парня, девушка куда-то затеряла свою тетрадь (позже она нашла её валяющейся за батареей). Возникла ситуация, когда всем всё было понятно, но никто ничего не мог доказать. Это был как раз тот случай, когда желание быть первым затуманило рассудок и стерло границы морали.

Жадность, вызванная страхом – это страх потерять что-либо, что уже есть. Хотя и желание заиметь ещё больше тоже присутствует, но если человек не уверен в себе, если он не агрессивен, то на первом месте, всё же, желание сохранить то, что уже есть. По сути, это гипертрофированная скупость.

Если жадный человек не обладает социальной властью, то он наносит вред только себе и своим близким. Страсть экономить на всём наносит ущерб прежде всего его здоровью и здоровью его семьи. Нежелание делиться и помогать приводит к тому, что человек со временем остаётся в одиночестве.

Жадный человек, обладающий властью — это беда. Он неизбежно начинает воровать. Причём, в силу своей ущербности он не видит границ и не ведает меры. Желание заиметь ещё и ещё больше становится гипертрофированным.

Как понять логику полковника, у которого в квартире нашли 9 миллиардов? И сколько бы ему потребовалось воровать, чтобы насытиться?

Однако если человек осознает, что его жадность является для него проблемой, мешает его жизни и карьере, он способен сделать над собой усилие, чтобы укротить это неприятное качество, или, хотя бы, сделать так, чтобы она не бросалась в глаза окружающим.

Давайте попробуем систематизировать всё вышесказанное.

Сразу оговорюсь, что всё, что будет сказано ниже, абсолютно не претендует на какую либо научность, оригинальность или новизну.

Приведу 4 типа людей, отличающихся друг от друга отношением к деньгам. Каждый из этих четырех типов можно градировать по степени проявления присущих ему качеств.

1. Человек с дырявым карманом, бессребреник.

Щедр. Бескорыстен. К деньгам равнодушен. Окружающие, как правило, относятся к таким людям с теплотой.

Когда я думаю о людях, которые придают мало значения деньгам, точнее их количеству, я всегда вспоминаю Антуана де Сент-Экзюпери, французского писателя и пилота. Он и деньги были несовместимы. У него был период в жизни, когда он работал на коммерческой авиалинии и получал довольно много. Эти деньги они с женой Консуэло меняли на монеты, не помню, какого достоинства, складывали в большую супницу и черпали их оттуда по мере надобности. Обычно в середине месяца деньги иссякали.

Кратко характеризуя Антуана де Сент-Экзюпери, можно сказать так: очень хороший писатель, мужественный и смелый пилот и человек, верный друг и муж. И причём тут его отношение к деньгам?

2. Человек расчётливый и экономный.

Человек, который относится к деньгам расчетливо и экономично, как правило, рационален и достоин уважения. Он знает истинный смысл и стоимость денег.

Этот человек никогда не купит дешевую обувь или часы; если он строит дом, он не станет экономить на стройматериалах.

Именно ему принадлежит выражение: я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи.

3. Человек скупой.

Скупого человека можно охарактеризовать двумя выразительными изречениями:

“Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое”. И

“Скупец после смерти тратит за один день больше, чем проживал за год”.

Расскажу подлинный случай, который произошел с одним скупым человеком. Он, лет 30 подряд, самозабвенно копил деньги, вкладывая их на сберкнижку. Дело было в далёкую уже эпоху социализма. Он сам и его семья жили в режиме строжайшей экономии, практически во всём отказывая себе. Они очень скромно питались и одевались. Посторонние траты исключены были полностью. В итоге, сумма накопилась, по тем временам, немалая. В девяностых годах, в период перестройки, наш Сбербанк, — банк со старыми добрыми традициями, — заморозил вклады населения. Я даже не стану ничего комментировать.

4. Человек жадный.

Разница между скупостью и жадностью примерно такая же, как между неврозом и психозом: невротик — это человек, у которого есть психологическая проблема; психотик — сам является проблемой.

Человек скупой прячет в кубышку свои кровные и трясётся над ними. Жадный, — как правило, — агрессивен. Если представится возможность, он обязательно «хапнет». И что самое отвратительное, – “хапая”, он не знает меры. Прибавьте к этому выжигающую нутро зависть к тем, у кого денег и власти больше, чем у него.

Жадные люди, как правило, плохо кончают. Одна из причин этого — синдром Бога, выражающийся в потере чувства реальности. Пользуясь какими-то своими соображениями и аргументами, они способны совершать необоснованные поступки, приводящие их к падению в пропасть.

Это не карма, и не «рок», это логическое завершение течения жизни людей с порочной натурой.

Религия о жадности.

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!»

Священное писание.

Как уже упоминалось, религия причислила жадность (алчность) к смертным грехам. Я — атеист, не знаток теологии, но усвоил, что религиозный догмат относится к этому пороку крайне отрицательно. Более того, считается, что жадность является источником остальных смертных грехов. Если вдуматься, вероятно, так оно и есть.

В религии фундаментом жадности принято считать сребролюбие, то есть любовь к деньгам, которое порождает все остальные человеческие пороки. Второй основной составляющей жадности является любостяжание, или стремление к обогащению. Составляющими алчности являются также лихоимство, то есть вымогание подарков, взяток, взимание процентов со ссуды, мздоимство – взяточничество и корыстолюбие — стремление к личной выгоде и наживе.

К сожалению, корыстолюбие, взяточничество и лихоимство являются основными концепциями деятельности современных российских чиновников. Видимо, ребята – атеисты. Хотя, многие из них, даже из высшего эшелона, — захаживают в церковь, и с удовольствием делают селфи на первый канал. Мне кажется, ходить в церковь и не соблюдать Заповеди – это “высший пилотаж” лицемерия, и если Бог действительно есть, — он за это накажет.

И тогда произойдет наконец “момент истины”.

Говорят, что человек, когда он жил с Богом, был добрым, но после изгнания из рая жадность стала чертой его характера.

Десятая Заповедь напрямую запрещает нам желать чужого добра, но люди алчные, томимые недовольством жизнью, пытаются заглушить её богатством.

Алчность же, не имеет меры и, зачастую, регулируется лишь завистью и гордыней. И человек, или то, что в нем от него осталось, идёт “в разнос”. И тогда к нему подтягиваются гнев и уныние, чревоугодие и похоть.

Религия считает, что основной причиной жадности является духовная пустота, которая образовалась в душе человека в результате духовной смерти, и смерть эта стала последствием его грехопадения. И что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту.

Религия говорит:
“Духовную нищету не восполнить материальными благами, так же как духовную жажду не утолить водой”.

И советует обратиться к Господу, если ты веруешь в него и следуешь его Заповедям.

Поговорим, Господь Бог.

Есть великолепное изречение: «Всё яд, и всё лекарство. Тем и другим делает лишь доза». Давайте попробуем разобраться, приносит ли нам жадность какую-то пользу, если она не имеет крайнего проявления. Большинство источников трактует жадность, как неудержимое стремление удовлетворить какое-то желание.

Если отградуировать «неудержимое стремление удовлетворить» в этом определении, получим и более мягкие проявления жадности:

  • алчность;
  • скупость;
  • расчетливость;
  • бережливость;

Замечу, что полное отсутствие жадности, тоже есть нехорошо. Мне приходилось неоднократно работать с людьми, которые не могли ни в чём отказать, когда к ним обращались с какой-либо просьбой. Как правило, находится много желающих беззастенчиво эксплуатировать таких людей.

Приходилось поднимать у них самооценку, учить любить себя, учить говорить «нет».

Я полагаю, что такие качества как расчетливость и бережливость человеку необходимы. Я бы даже сказал, что это — норма.

Далее, польза жадности в её нормальном проявлении ещё и в том, что человек, движимый ею, никогда не останавливается на достигнутом. Ему всегда требуется более высокий результат.

Кроме того, (скупой, расчетливый, бережливый) человек более приспособлен к выживанию в условиях социальных потрясений, что, в наших условиях, тоже является немаловажным фактором.

Жадность в ее крайнем проявлении, как мы уже говорили выше, характерна отсутствием чувства меры. Человек, подверженный ей, становится неспособным принимать адекватные решения, что зачастую приводит его к пропасти.

Можно ли избавиться от жадности.

Нужно сказать, что жадность это порок это не только Ротенбергов, Абрамовичей, вороватых чиновников и депутатов. Порок этот присущ и людям среднего достатка, я и даже бедным. Причём, у последних он, зачастую, я имеет еще более отвратительные проявления: родитель, не желающий купить ребёнку вожделенную игрушку; бабушка, не накормившая приехавшего навестить её внука; мать, у которой почти взрослая дочь ходит в школу в обносках не потому, что денег нет совершенно, а потому, что ей их жалко тратить; мужчина, пригласивший даму в ресторан, и заказавший ну очень скромное угощение, и так далее и так далее. Всё это, — порой смешно, порой печально, или даже мерзко.

Можно ли выдавить из себя жадность? На мой взгляд – да, но только в том случае, если человек осознает свою проблему. Если он сможет, или кто-то поможет ему, адекватно оценить себя. Если, наконец, ему станет ясно, что его значимость не есть производная от количества накопленных им ценностей. Мы говорили ранее, что причина возникновения жадности вызвана чувством социальной несправедливости, возникающим у человека, видящего, что кто — то владеет тем, чего нет у него. И если включается зависть, человек начинает ощущать себя неполноценным, возникает гипертрофированное желание иметь то, что есть у других, но нет у него.

Так вот главное, на мой взгляд, — перестать завидовать и понять, наконец, что в этой жизни, помимо материальных, есть другие, более важные ценности — семья, любовь близких, уважение окружающих, дело, которому посвятил жизнь, и это важнее, чем банковский счёт. И, наконец, необходимо различать бережливостью и жадность.

Так можно ли выдавить из себя жадность? Разумеется — да, но для этого необходимо понять, что жадность — это порок, разглядеть его смешные и отвратительные проявления и задаться целью поднять свою самооценку и значимость.

Гипертрофированная жадность.

Мы уже говорили, что, по большому счёту, жадность, в какой – то мере, присуща всем нам. В какой-то мере она есть движитель нашей жизни. Она направляет нас на удовлетворение желаний, на приобретение каких-то благ. Она изменяет нашу действительность и полезна до тех пор, покуда не становится гипертрофированной, — когда человек уже теряет ориентиры, тормоза и границы, когда он уже не способен насытиться. Когда наступает своеобразная булимия к ценностям, материальным и нематериальным.

И тогда появляются на свет её атрибуты: запонки стоимостью в автомобиль, золотые унитазы, дверные ручки инкрустированные алмазами, самолёты для собачек и т.д. И, конечно же, немотивированная амбициозность и неуёмная жажда власти.

Гипертрофированная жадность – это болезнь. Человек, поражённый гипертрофированной жадностью всю свою жизнь, всего себя, посвящает тому, чтобы нахапать как можно больше благ.

Его действия, чаще всего противоречащие закону и морали, как правило, направлены на максимальную оптимизацию процесса удовлетворения симптомов своей жадности.

Если, не дай Бог (а он даёт), этот человек обладает властью, то он создает такую систему, которая позволила бы ему воровать эффективно и безопасно:

  • Больной гипертрофированной жадностью человек окружает себя своими клонами – воровайкам без морали и совести, которым позволяет безнаказанно тащить всё подряд, за «откаты» себе любимому.
  • Он подгоняет под свою деятельность законы, и ставит на ключевые посты органов подобных себе, преданных лично ему, людей.
  • Усиленно «кормит» силовиков.
  • Узурпирует СМИ.

Всё — система, поражённая вирусом гипертрофированной жадности — готова и начинает свою разрушительную работу. Среда, заражённая этим патогенным вирусом, обречена.

Клоны на ключевых постах в верхних эшелонах власти организовывают синекуры родственникам, друзьям, нужным людям, как следствие со страшной скоростью растёт количество чиновников, каждый из которых тоже подтаскивает к корыту родню и, чтобы доказать свою полезность, придумывает какую-нибудь “хрень”, обязательную для исполнения в низах, отчего бардак только усиливается. И, кроме того, они все ещё воруют и «откатывают», чтобы не вылететь из обоймы.

Сытая правоохранительная система молчит. СМИ говорят и освещают то, что нужно говорить и освещать. Накормленные и силовые структуры готовы «порвать» всех, кто против. Всё, приехали! Дальше – пропасть, и ребята это прекрасно понимают, поэтому все они имеют запасные аэродромы, куда перетащили уже все для себя ценное. Расплатиться, однако, придётся, — на этом свете, или на том.

Интересно, что эта система не прекратит своего существования, даже если уйдёт на покой человек, породившие её. Она уже автономна. Она будет существовать до тех пор, пока не “сожрёт” сама себя.

В заключение позвольте предложить вам посмотреть смешной и поучительный мультфильм про жадность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *