Доктор Моррис

Мой социальный статус

Текст книги «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»

Тема 3. Социальный статус

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.

Социальный статус

• Статусы, определяемые положением индивида в группе:

– социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

– личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

– основной статус определяет главное в жизни человека;

– неосновной статус влияет на детали поведения человека.

• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

– предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

– смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

– достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая – имеет место между статусными группами; внутригрупповая – имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

– когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;

– когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, – это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.

Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений;

выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 21121.

Тема 4. Социальная роль

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение.

Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью. Выделяют следующие социальные роли:

– психосоматические (гр. sõma – тело) – поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;

– психодраматические – поведение личности зависит от требований социального окружения;

– социальные – личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

В социологии существует понятие ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли – семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные – роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

– биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

– личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

– характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

– структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

– внутриролевые – конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

– межролевые – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

– личностно-ролевые – конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АААБ.

Тема 5. Неравенство и социальная стратификация

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Социальная дифференциация (от лат. differentia – различие) – это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.

В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.

В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Под стратой (от лат. stratum – слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация»6
Данное понятие ввел в научный оборот российско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин (1889–1968).
.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, настил и facere – делать) – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий:

1. Марксизм – главный тип стратификации – классовая (от лат. classis – группа, разряд) стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.

2. Функционализм – социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение – необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди.

3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, – в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры – экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, – класс, статус, партия.

На протяжении всей истории человечества определяются четыре типа стратификации.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.

В реальности данные стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы.

В современной социологии наиболее распространенными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Основное различие стратификационного и классового подходов состоит в том, что в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учета не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жесткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

Стратификационный и классовый подходы к анализу социальной структуры общества

Социальная стратификация выполняет две функции – является методом выявления социальных слоев данного общества и дает представление социального портрета данного общества.

Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 146.

Тема 6. Социальная мобильность

Социальная мобильность (лат. mobilis – подвижный) – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности.

Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно сравнить одно общество с другим и выяснить, в каком из них показатели мобильности выше. Такой индекс рассчитывается для экономической, профессиональной или политической областей деятельности.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от фр. marginal – побочный, на полях) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Существуют следующие типы маргиналов:

– этномаргиналы – возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

– социомаргиналы – появляются в связи с незавершенностью социального перемещения;

– экономические маргиналы – порождены потерей работы и материального благополучия;

– политические маргиналы – возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

– религиозные маргиналы – лица, стоящие вне традиционных конфессий;

– биомаргиналы – люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (лат. clausula – заключение). Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.

Социальная мобильность – важная характеристика общества, показатель степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой.

Образец задания

C7. Проанализируйте ситуацию.

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности.

Иерархия статусов

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • · когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • · когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • · уровнем эмоциональности — одни роли эмоционально сдержанны, другие раскованны;
  • · способом получения — предписанные или достигнутые;
  • · масштабом проявления — строго ограниченные или размытые;
  • · степенью формализации — строго установленные или произвольные;
  • · мотивацией — на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • · «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • · «разделениеролей» — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • · «регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Человек, так или иначе, ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права — это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

Социальный статус врача

В системе оказания медицинской помощи врач является централь­ной фигурой, его позиция, поведенческие установки и практики в ко­нечном счете определяют качество медицинских услуг. Положение са­мого врача в системе здравоохранения оценивается по приписываемым или достигаемым критериям и фактически определяет его социаль­ный статус. Эта оценка может быть как личностной (личная привле­кательность, индивидуальное ощущение престижа), так и объектив­ной, так как самооценка тесно связана с внешней оценкой (социальная значимость), которой индивид наделяется в соответствии с его местом в общественной иерархии.

М. Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. Согласно М. Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контро­ля над средствами производства, но и экономическими, не связанными с собственностью различиями (мастерством и квалификацией), влияю­щими на возможности человека выполнять работу. Люди, принадлежа­щие к категориям профессионалов и управленцев, работают по найму, как и рабочие, но зарабатывают больше, и условия их труда лучше.

Статус врача в системе здравоохранения определяется в первую очередь официальной социальной позицией этой профессии, формируемой госу­дарственной политикой (образование, официальная тарифная сетка, офи­циальный престиж профессии и т. д.). Данные характеристики выражаются в отдельных статистических показателях (кадровое обеспечение, стаж ра­боты, квалификационная категория, заработная плата), демографических (пол, возраст, семейное положение и др.) стандартах результативности (ко­личество пролеченных больных, нагрузка на одного врача, численность на­селения на участке и др.), конечных результатах (количество расхождений диагнозов — врачебных ошибок, обоснованных жалоб и т. д.).

Однако, оценивая статус врача исключительно статистическими мето­дами, невозможно оценить доброту, милосердие, сочувствие медицинс­кого персонала, семейное благополучие, обстановку в коллективе и т. д.

Социальный статус врача — соотносительное положение (позиция) врача, определяемое по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознагражде­ния, устойчивых норм поведения, обусловленных особенностями функ­ционирования системы здравоохранения.

Принято выделить критерии статуса врача:

Экономический: экономический контекст врачебной деятельности; эффективность экономического стимулирования; структура текущих до­ходов; уровень и принципы оплаты труда; дополнительные работы и за­рплата (официальная и теневая); стратегия повышения уровня зарплаты как показатель успешности деятельности врача.

Профессиднально-должностной: профессиональная карьера; притяза­ния; успех; трудовая мобильность; удовлетворенность своим квалифика­ционно-должностным положением.

Престижность: уровень оплаты труда; возможность переподготовки и повышения квалификации; место работы; опыт врачебной деятельнос­ти; мнение коллег-профессионалов; уровень образования; квалификация; коммуникации в системе здравоохранения и вне ее; доступность имущес­твенных благ и привилегий; материальное вознаграждение; возможность решения бытовых проблем; возможности поддержания собственного здо­ровья и своевременная диагностика и лечение заболеваний.

Социально-психологический: адаптация в коллективе медицинско­го учреждения; профессиональный рост; объем получаемых доходов; оснащенность рабочего места; авторитет в глазах коллег и пациентов; отношения с пациентами, коллегами, с администрацией; опыт и стаж работы; количество наград и поощрений; дополнительное образование; дополнительная нагрузка; коммуникационные каналы.

В социологической теории Статус определяется не только размером и структурой доходов, но и индивидуальными и семейными стратегия­ми достижения соответствующего материального положения. Индивиду­альные стратегии заключаются в усилиях самого врача, например, смена места работы, поиск дополнительных заработков, овладение современ­ными методами диагностики и лечения и т. п. Данные стратегий назы­вают активными в отличие от пассивных индивидуальных стратегий — обращений за материальной помощью в органы социальной защиты, благотворительные фонды или профсоюзные организации. Семейные стратегии сосредоточены на помощи родственников или использовании семейных ресурсов, например, сдача в аренду квартиры, продажа доро­гостоящих вещей, работа на приусадебном участке.

В рыночных условиях экономическое стимулирование любого вида деятельности, в том числе врачебной — ключевой регулятор спроса и предложения.

При замене «бесплатного» медицинского обслуживания советского времени на страховую и частную практику лечения важной составляющей социально-экономического статуса врача становится материальное поло­жение: текущие доходы и уровень благосостояния (обеспеченность пред­метами длительного пользования). Обе составляющие оцениваются объ­ективными статистическими показателями и субъективными оценками удовлетворенности.

Параметры должностного и профессионального статуса врача задаются жесткими рамками трудового поведения. Признаваемая сообществом и со­ответствующая социальным нормам и интересам профессиональная карь­ера — сознательно выбранный путь профессионального или должностного продвижения, результатом которого является достижение определенного «желаемого» статуса. В трудовой биографии каждого врача карьера реали­зуется по-разному в соответствии с личностными представлениями об ус­пехе, наличием необходимых ресурсов (материальных, культурных, сете­вых и др.) ипредставлениями о приемлемых способах ее достижения.

В целом профессиональную карьеру можно рассматривать как один из видов социальной мобильности личности. При этом движение вверх по должностной лестнице оценивается как вертикальная карьера, а со­держательное освоение профессии, профессиональный рост – как го­ризонтальная карьера.

Для врача наиболее важна горизонтальная карьера: работа в частных клиниках, в страховых медицинских компаниях, за рубежом и т. д. Кри­терии профессионального уровня врача включают в себя ученую степень, наличие публикаций, преподавание в вузе, которые, в свою очередь, поз­воляют врачу претендовать на более высокие статусные позиции.

В достижении желаемого профессионального статуса существенны представления врача об успехе. В структуре представления об успехе мож­но выделить 3 ключевых момента:

• успех оценивается (следовательно, существует некая система мер);

• успех отмечается (следовательно, существует набор знаков и симво­лов, определяющих это понятие);

• успех признается (следовательно, существует «жюри», которое и дает оценку).

Все эти критерии оценки входят в структуру мотивации человека, на­правляют его активность и ложатся в основу стратегии карьерного роста.

Успех может быть определен по отношению к значимым для чело­века критериям. Для самого человека восходящая иди нисходящая мо­бильность выражается в реализации его модели жизненного успеха. Мо­дель успеха всегда существует в голове человека, и он пытается воплотить ее в жизнь. На разных этапах жизненного цикла критерии успеха могут

меняться, кроме того, в сознании могут сосуществовать различные мо­дели успеха. В основе лежит усвоенная человеком шкала престижа про­фессий и соответствующие ей образцы социальных достижений (ценнос­тей на шкале социального престижа), а также уровни профессиональных притязаний. Образцы социальных достижений выступают целью поведе­ния человека (идеальный аналог социального статуса, которого предпо­лагается достичь в будущем). Кроме того, они являются своеобразным эталоном для сравнения и корректировки собственного поведения.

В профессиональном престиже врача, помимо материальной состав­ляющей — оплаты труда, важен и социально-психологический фактор — удовлетворенность работой, возможность наиболее полно реализоваться в профессиональной сфере.

Согласно теории Уорнера, который разрабатывал эту тему с 20-х годов прошлого столетия, престиж — это социально-психологическая категория: индивид или социальная группа могут пользоваться им до тех пор, пока их ожидания (требования) признаются другими, желающими выра­зить свое почтение. Следовательно, статусные различия в этой типологии зависят от осознания ранжирования по престижу. Это американский под­ход, индивидуальный престиж несколько отличен от европейской тради­ции, в которой статус характеризует объективную позицию, объем прав и привилегий, а не только самоощущение.

Престиж можно считать и социально-психологической категорией, если ожиданиям престижа соответствует общественное признание: Пре­стиж имеет как личностное, так и объективное измерение.

Престиж с экономической (рыночной) стороны связан с наличи­ем или отсутствием спроса на конкретные врачебные специальности и специализации. Если медицинская услуга (как результат работы врача) пользуется спросом, то предложение такой работы будет ограниченным. В этом случае удовлетворение от получения престижною места связано с его исключительностью.

Понятие престижа целиком и полностью закрепилось за рыночной медициной, став ее синонимом. Для престижа профессии врача важны

образование, квалификация и специализация, которые определяют кон­кретные предложения на рынке медицинских услуг.

Престижной может быть как специальность, так и место работы. Врачи имеют возможность больше заработать в таких областях, как стоматология, урология, гинекология, дерматовенерология, эндохирургия, там, где услуги могут оказываться на платной основе. Современная иерархия престижа яв­ляется дополнительным фактором утечки лучших врачебных кадров из госу­дарственной медицины. Если есть предложение, существует и спрос, но он ограничен для определенных категорий врачей. Среди этих ограничений — возрастные рамки: предпенсионный возраст; квалификационные и профес­сиональные требования: наличие особого образования, достаточный стаж ра­боты, высокая квалификация, дефицитная специализация; Дополнительно оцениваются и индивидуальные качества претендента, умение качественно выполнять работу, быть занятым полный рабочий день, мобильность.

Статус врача внутри ЛПУ во многом определяется его взаимоотноше­ниями с пациентами. С введением системы медицинского страхования, с одной стороны, пациенты стали более требовательны к качеству лече­ния, а с другой — мало что изменилось в материально-техническом по­ложении ЛПУ. Часто это противоречие становится основной причиной конфликтов между недовольным пациентом и не виноватым в данном положении врачом. Способность избежать такого конфликта или сгла­дить его повышает статус врача в коллективе.

В условиях рыночной экономики материальный фактор заметно ус­ложнил взаимоотношения врача с пациентом. Основной этический принцип, равенство всех перед болезнью требует полной профессио­нальной включенности врача вне зависимости от личности, статуса и фи­нансовой состоятельности больного. Новые рыночные практики требуют разного отношения к «тем, кто платит» (ДМС, платные услуги, частные практики), и к «тем, кто платит мало» (ОМС, «бюджетники»). В связи с формированием рыночных отношений, к сожалению, сформировал­ся даже новый элемент «врачебной этики»: быть более внимательными, предупредительными к больным платежеспособной категории, причем подчас на глазах остальных пациентов.

3. Социальное взаимодействие врача и пациента

Правила медицинской этики в отношениях врача и пациента вытекают из многовекового профессионального опыта и общечеловеческих качеств. Поддержание здоровья представляется как партнерство врача с пациентом.

Врач воспринимает пациента как личность со своим миром духовных ценностей, своими привычками, особенностями. Врач умеет успокоить больного, понять его стыдливость, не выпытывать в присутствии других подробности интимных сторон его жизни и заболевания. Врач не должен обидеть больного скепсисом, пренебрежением, невнимательностью или гру­бостью. Не всякий человек достоин уважения, но всякий достоин состра­дания. К сожалению, часто врач спешит, не умеет выслушать пациента, не может скрыть личные симпатии или антипатии, не умеет выбирать слова в разговоре с больным.

В основе большинства конфликтных ситуаций между пациентом и врачом лежит неумение последнего наладить контакт. Пренебрежение личностными психическими реакциями в исследовании болезненно­го процесса, в установлении контакта с больным и в проведении лечеб­ных мероприятий может привести к ряду неблагоприятных последствий. Иногда психическая реакция определяет состояние больного больше, чем его болезнь. Терапевтический процесс подразумевает активную работу пациента, отсутствие такой активности снижает эффективность лечеб­ных процедур.

Выполнение пациентами предписаний врача зависит от многих фак­торов. Во-первых, пациент может просто не понимать, что ему говорит врач. Однако даже если пациент понимает врачебное назначение, он нуж­дается в дополнительной подготовке, обучении, чтобы его выполнить. Во-вторых, пациент может руководствоваться не тем, что ему сказал врач, а своими собственными соображениями (снизить дозу лекарства, сделать перерыв в лечении, прервать поддерживающее лечение для того, чтобы «освободиться от лекарства»). В-третьих, при длительной терапии па­циент оказывается неспособным регулярно принимать лекарства.

Почти половина пациентов декларируют свое право знать правду о бо­лезни и претендуют на то, чтобы врач учитывал их мнение. Вместе с тем лишь треть заявляет, что хочет все знать и иметь возможность выбора действий. Однако лишь 10—20% больных по крайней мере 1 раз пытались по­лучить информацию из более или менее надежных источников, независимых от лечащего врача. К более серьезным источникам информации (медицинские книги или журналы) пациенты прибегают еще реже. Половина пациентов получали информацию только от лечащего врача и медсестер и каждый тре­тий — от других пациентов.

Пациенты хорошо чувствуют, что врач не имеет времени и желания вдаваться в подробности, и потому не хотят быть ему неприятными. Это естественные человеческие желания, которые усугубляются слабостью, ранимостью, подавленностью больного, его реальной или воображаемой зависимостью от врача.

В отдельных случаях конфликтные ситуации связаны с элементарны­ми коммуникативными ошибками, совершаемыми врачом. Если, назначая лечение, врач говорит: «Попробуйте вот это лекарство» или «Попробуем еще одно лекарство», то пациент может оценить эту ситуацию как эле­ментарное профессиональное невежество врача. Больной активно лечится только у того врача, которому доверяет. За утратой доверия следует ра­зочарование, эффект лечения резко снижается.

Больной, обращаясь за медицинской помощью надеется на участие, внимательное отношение и сострадание со стороны врача, и врач не мо­жет (не должен) обмануть надежды больного. При правильном поведе­нии врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться уже после первой беседы, а авторитет — в течение не­скольких недель.

Часто резкое изменение своего поведения непосильно для пациента. При работе с пациентом необходима индивидуальная гибкая програм­ма с учетом конкретных потребностей человека, его образовательного и социального статуса. Индивидуальный подход врача и обратная связь с пациентом позволяют значительно больше изменить поведение и по­высить информированность обратившегося за медицинской помощью. Пациенту предоставляются в доступном виде сведения о состоянии его здоровья, и при выборе тактики помощи врач обязательно вовлекает па­циента в принятие решения. По окончании лечения пациента обучают самосохранительному поведению, связанному с перенесенным заболе­ванием, учат распознавать и справляться с незначительными нарушени­ями, инструктируют, в каких случаях следует обращаться за медицинс­кой помощью.

Пациент; зная заключение врача, может сам выбрать приоритеты поведения. Однако только врач определяет способы лечения с учетом личности пациента. Конкретные цели по улучшению здоровья должны быть оговорены с пациентом и зарегистрированы в амбулаторной кар­ге или истории болезни. Необходимо обсуждать те моменты поведения, которые должны быть изменены, уделяя внимание культурным навыкам больного и тем его психологическим характеристикам, которые могут помешать или способствовать успеху.

После разработки стратегии изменения поведения предлагается про­грамма последующих визитов или телефонных контактов для анализа положительных изменений. Обратная связь повышает шансы на успех. Пациенты, которые преуспели в одной своей попытке, захотят продол­жить этот путь.

Например, отказ от курения позволяет человеку более активно зани­маться спортом, что, в свою очередь, может заставить его изменить ре­жим питания.

Врач обязан заботиться о своем авторитете, беречь и развивать его как элемент лечебного воздействия. Стремление к авторитету — не только личное дело врача, это его обязанность и предмет заботы всего общества.

Совершенствование профессиональных знаний, повышение квали­фикации — одно из главных положений медицинской деонтологии. Ши­роко образованный врач может более доходчиво и убедительно объяснить сущность того или иного явления, связанного с физиологией и патоло­гией человека, как и чем можно помочь больному, что для него полезно или вредно и т. п. Врач низкой квалификации, решая сложные вопросы, может допустить ошибки из-за профессионального невежества, которые повлекут тяжелые последствия.

Взаимодействия врача и пациента зависят от:

• эффективности подходов к изменению поведения пациента;

• конструирования потенциальной эффективности медицинской услу­ги (возможность выполнить обследование, скрининговые тесты, ис­пользование лекарственных средств и медицинских ресурсов амбула­торной помощи);

• помощи в выборе тех факторов, которые уменьшают страдания пациента

• контроля за состоянием пациента путем последующих контактов;

• включения в работу с пациентом среднего медицинского персонала, семьи;

• привлечения специалистов для оценки эффективности медицинской помощи;

• разработки превентивных мер по профилактике патологических состояний;

Врач добровольно возлагает на себя моральную ответственность за не­благоприятные исходы лечения. Эта ответственность требует максималь­ной отдачи духовных сил. В свою очередь, общество в целом и государс­тво как один из главных социальных институтов обязаны гарантировать врачам достойное существование и жизненные перспективы;

Главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и повышение ее качества путем оказания неотложной, плановой и превентивной медицинской помощи. Несмотря на совер­шенствование законодательства, регулирующего деятельность медицин­ских работников и повышение профессионального уровня врачей, все же встречаются врачебные ошибки, конфликтные ситуации, которые могут резко снижать общественную полезность врачебной деятельности.

4. Социологические аспекты медицинских профессий

Медицина наряду с юриспруденцией стала одной из первых областей, которые теперь принято называть профессиями.

По Т. Парсонсу, профессия определяет свой собственный уровень образо­вания и подготовки. Обучающийся профессии студент проходит обширный курс подготовки и социализации. Профессиональная деятельность призна­ется законной при наличии лицензии. Выдача лицензий и допуска к деятель­ности осуществляется представителями этой профессии. Большая часть законов, относящихся к профессии, формируется самой профессией. Про­фессия добивается выгоды в доходах, власти и положении и может требо­вать наиболее высокого уровня подготовки студентов. Профессионал от­носительно свободен от оценки своего труда непрофессионалами. Нормы деятельности, налагаемые профессией, часто более требовательны, чем официальный контроль. Члены профессионального сообщества имеют разви­тое чувство единства со своей группой в трудовой деятельности. Профессия в большинстве случаев остается делом всей жизни.

В социологии профессий, связанных с медициной, важны иссле­дования взаимоотношений между группами специалистов, различной занятости и профессий в рамках одной социальной системы — системы здравоохранения.

В западной социологии медицины основное внимание уделяется ис­следованиям деятельности медсестер, врачей, администраторов и управ­ленцев (формирующих политику здравоохранения). В основном анали­зируются процессы адаптации работников к собственно медицинским нуждам. Все более пристальное внимание уделяется исследованиям со­циальных различий между разными специальностями и их связи с соци­окультурной ситуацией.

Остается актуальной проблема саморегуляции (каким образом вра­чи осуществляют влияние друг на друга и на работу всего медицинского персонала) в поликлинике, стационаре, лечебно-диагностическом цен­тре и т. д. Качество работы и профессионализм медицинских работников во многом зависят от условий их жизни, возможностей профессиональ­ного роста и развития.

Медицинские профессии постоянно претерпевают определенные из­менения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, измене­ниями в отношении к здоровью и болезни.

Важны социологические исследования результатов внедрения науч­ных достижений в медицинскую практику; престижа деятельности всей системы здравоохранения (начиная от участкового врача до научно-ис­следовательского института); последствий перехода системы здравоох­ранения к работе в условиях рыночной экономики.

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина — прирожденный статус, описывающий пол. Русский — прирожденный статус, показывающий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалосьбы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавший-
100
ся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол — мужской или женский — следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.
В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители — лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте. Переселившись навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты — тем более их дети — нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.
Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых — заботу о детях и стариках.
После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король — приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целлям набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными статусами. К ним относятся статусы:»сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники. Их еще называют «родственниками-в-законс». Женившись, мужчина получает в родственники всю кровную родню жены. У него появляется «мать-в-за-
101
коне» (теща), «отец-в-законе» (тесть) и т.д. Стать «родственником-в-законе» можно только через брак. Приобрести статус кровного родственника можно также и через закон, например, через усыновление. Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Иначе говоря, если усыновление происходило без согласия ребенка.
Подведем итоги. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус. В строгом смысле приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним словом — приписываемый статус ?
Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.
Задание
Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: «император», «глава католической церкви», «сенатор», «президент», «свекр», «муж», «украинец’, «принц’, «герцог», «боярин», «опричник», «вельможа’.
Достигаемый статус
Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.
Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.
102
С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.
Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.
Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.
Задание
Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *