Доктор Моррис

Мизантроп это человек кто

Как называют человека, который не любит людей?

Как называют человека, который не любит людей?

  • Мизантроп. Человек, который не любит людей – мизантроп.

  • Да встречаются в жизни такие люди, которые не очень любят общаться с себе подобными, причины такого их поведения могут быть совершенно разными. И обычно таких людей называют таким словом как: человеконенавистник.

  • Человек, который не любит людей – это человеконенавистник, нелюдим – человек страдающий мизантропией, то есть – мизантроп. Слово мизантроп состоит из двух греческих слов, которые означают – ненавидеть и человек. Мизантроп – это человек, который избегает общество людей и который испытывает отвращение, неприязнь, ненависть, презрение к человечеству, от которого он может страдать или наоборот наслаждаться…

  • Знаете, в своей жизни встречала иногда таких людей. И когда они были в общей компании, их могли называть человеконенавистниками. Иногда называют таких людей – мизантропами.

    А также есть такое слово как – анахореты.

  • Можно назвать эгоистом. Можно так же назвать не общительным человеком или замкнутым, который живт своим внутренним миром и туда никого не пускает. Как правило такие люди отшельники. Для них благоприятные условия для жизни в дали от общества, где то в тайге или на необитаемом острове. Несчастными таких людей не назовшь, так как для них счастье это жить в одиночестве, в гармонии с природой.

  • В русском языке есть такое замечательное слово, которое точно определяет это некрасивое явление в обществе – человеконенавистник. Однако чаще нам приходится слышать греческий перевод этого же самого термина – Мизантроп. Слово Мизантроп как раз образовано от двух слов древнегреческого языка: ненависть и человек. То есть мизантроп и есть человеконенавистник. Причины этого явления вероятно кроются больше в психологии, но возможно иногда стать мизантропами толкает людей их негативный жизненный опыт, когда человек начинает испытывать презрение к роду людскому и даже ненависть. Черты мизантропа можно разглядеть например в характере Евгения Базарова у Тургенева.

  • Ну я такой человек, и называют меня по разному. В основном нецензурными словами, хотя достаточно слова мизантроп. Я даже ник себе такой хотел взять, а теперь уже все равно.

    Кстати, тут даже есть вопрос Быть мизантропом – стыдно?

    P.S. Если человек что-то не любит, возможно, он просто не умеет это готовить.

Формы

Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, правда количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Мизантропия нередко проявляется в форме упорного стремления причинять людям страдание и боль, мстить им всевозможными способами, вымещать на них злобу. В повседневной жизни мизантропия может проявляться в форме неуважительного, циничного и унизительного отношения к окружающим людям, без учёта того, каковыми они являются на самом деле.

Часто мизантропия проявляется стремлением сочинять художественные, философские или психологические тексты, которые нацелены на дискредитацию образа человека и опорочивание самой его сущности. При этом человечество описывается как роковая ошибка природы.

Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности.

В некоторых случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении мужчин (мизандрия), женщин (мизогиния) или детей (мизопедия).

Мизантропия в философии и религии

В сатанизме (в том числе в сатанизме Ла-Вея) ядром идеологии является мизантропия.

В диалоге Платона «Федон» Сократ описывает, как может порождаться мизантропия:

Рассуждение-ненавидение и человеко-ненавидение происходят одним и тем же образом, а именно: последнее рождается в душе от сильного к кому-нибудь доверия, не основывающегося на искусной рассудительности, когда, то есть, мы почитали человека совершенно справедливым, искренним и верным, а потом, немного спустя, нашли его лукавым, неверным, и тому подобное. И кто испытывал это часто, особенно же от тех, которых считал самыми близкими и короткими друзьями, тот, многократно обманутый, наконец ненавидит всех и уверяется, что ни в ком нет искренности.

— «Федон». Из сборника «Сочинения Платона». Перевод В. Н. Карпова (1863)

Немецкий философ Артур Шопенгауэр имел репутацию мизантропа в том числе из-за его негативного отношения к воспроизведению потомства — антинатализма. Он считал человеческое существование «ошибкой», признавал горечь бытия и негативно оценивал опыт появления на свет.

В работах философа Фридриха Ницше присутствует множество мизантропических высказываний.

> Мизантропия в музыке

Мизантропия часто воспевается в текстах такого экстремального направления музыки, как блэк-метал. В нём часты призывы к убийствам, к уничтожению человечества.

Примечания

  1. Мизантропия // Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
  3. Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 109—111. — ISSN 2410-6070.
  4. Панфилов Е.Мизантропия Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
  5. 1 2 3 4 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 536. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Жмуров В. А. Мизантропия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  7. Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. — С. 474. — 832 с. — ISBN 5-9704-0197-8.
  8. James R. Lewis. Violence and New Religious Movements. — Oxford University Press, 2011. — P. 368. — ISBN 978-0-19-983021-3.
  9. Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. — Berg, 2007. — P. 40. — ISBN 978-1-84520-399-3.
  10. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным».
  11. Э. Ватсон. Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность. — ЛитРес. — P. 88. — ISBN 978-5-4250-8322-7.
  12. Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
  13. The piano-music of Charles-Valentin Alkan
  14. Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2009. Архивировано 6 октября 2009 года.
  15. Труд: Александр Гордон: «На семейном фронте у меня переменная облачность»
  16. Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
  17. Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
  18. Главный рок-крунер Британии споет в Москве
  19. Chris A. Masters Boyd Rice Interview from MISANTHROPE (англ.)
  20. Бойд Райс: «Я не фашист, я просто людей ненавижу»

Литература

На русском

  • Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
  • Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция //Инновационная наука. — 2016. — №. 4-5 (16).

На немецком

Словари и энциклопедии

Мизантроп – это личность, не любящая и презирающая человечество как вид, обычно противопоставляющая себя обществу, либо окружающая себя людьми, контрастирующими с социальным большинством. Ненависть к человечеству проявляется не к каждому индивиду, сколько к общей массе, которая необдуманно следует стадным инстинктам выполнения глупых и навязанных правил, догматов и прочих установленных гласных или негласных законов определяющих эмоции и поведение. Раздражает глупость, необразованность, способность допускать ошибки, отказы думать и принимать индивидуальную ответственность вместо подчинения и ухода за моральные нормы. Численность друзей мизантропа обычно невелика, но отношения теплые и человечные, любящие.

Слово мизантроп антоним слову человеколюбящий, при этом не является синонимом социофоба. Мизантропия является особенностью, тогда как социопатия – диагноз психиатрического спектра, предполагающий болезненный страх перед обществом, неумение контролировать данное чувство.

Мизантроп же может общаться со всеми и хочет этого с избранными людьми, его нелюдимость оправдана скорее брезгливостью, чем страхом.

Кто такой мизантроп?

Мизантроп это человек, который держится подальше от людей, проявляет индивидуализм, развитый в достаточно критической форме, выражает человеконенавистнические мысли (может, как наслаждаться этим, восторгаясь своим величием и отличием от низкопробности окружающих, а может страдать от недоразвитости общества и невозможности взаимодействовать). Проявляться мизантропия может периодически, а может выступать основной жизненной философией человека. Толчком для ее развития служит определенная структура личности, свойственная людям с акцентуациями характера по индивидуалистическому и параноидальному типу, психопатическим личностям.

Мизантропия может быть сопутствующей особенностью развития психиатрических заболеваний и оказывать определенное влияние на их течение (так при параноидальной шизофрении бредовая конструкция будет приобретать воплощение в виде бреда преследования, где общество будет виновато в нанесении мнимых обид). При этом всем сама по себе мизантропия отдельно не является причиной возникновения психиатрических нарушений и сама не является отклонением от нормы.

Существует мнение, что мизантроп это человек, который не способен ни на какие проявления чувств, кроме ненависти, он холодный и бесчувственный субъект. Но мизантропы способны выстраивать абсолютно нормальные отношения и испытывать чувства. Единственное отличие в том, что людей, представляющих близкий круг, мизантроп тщательно фильтрует, каждый раз, серьезно выбирая с кем дружить. В ситуации, когда человек страдает от допущенной ошибки мизантроп и филантроп заметят эту ситуацию с одинаковой скоростью и силой реакции, только отреагируют с разными векторами – филантроп кинется на помощь нуждающемуся, а мизантроп отойдет подальше, поморщившись от допущенной человеком ошибки.

Избирательность мизантропичного реагирования может иметь различную специфику проявления в зависимости от степени проявления (переносимость выхода в общество или полное затворничество), от степени реагирования (молчаливое восприятие происходящего или бурное негодование), от направленности на определенную группу лиц (пол, возраст, национальность), от реагирования на какой-то конкретный проступок или абсолютно любые недочеты. Сочетание данных факторов складывает уникальный рисунок мизантропичного реагирования каждого человека.

Характерными признаками мизантропа могут быть: нежелание контактов в публичных местах (может сидеть в одиночестве на площади, в сквере, ходить на выставки, при этом бояться того, что кто-то начнет разговор), нежелание заполнять разговорные паузы пустыми темами (молчание не напрягает), нежелание отвечать на телефонные звонки (в приоритете сообщения в различных сервисах общения), покупки через интернет-сайты предпочтительнее выхода в магазин.

Мизантроп и филантроп являются принципиальными противоположностями. Тогда как первые с настороженностью относятся к людям, и даже сквозь позитивные качества продолжают искать негатив, то вторые безоговорочно верят в человечество в целом и стараются быть добрым и помогающим в отношении каждого, знакомого или нет, виноватого или пострадавшего. Ирония состоит в том, что человека качает между этими двумя противоположными полюсами. И филантроп, наткнувшийся в очередной раз на неблагодарность, подлость, особенно в моментах, когда его добротой пользуются, а потом предают, становится мизантропом, ненависть к людям у которого подтверждена фактами и душевными ранами разочарований. Но бывает и обратный процесс, когда благодаря кому-то из окружающих людей, закоренелый мизантроп вдруг дает миру шанс, начинает сомневаться в ущербности человечества и этот процесс так его затягивает, что он оказывается на другом полюсе – филантропии.

Мизантроп – значение слова

В буквальном переводе с греческого мизантропия обозначается, как человеконенавистничество, но понятие значительно больше и рассматривается более широко в контексте нюансов. Распространилось и вошло в обиход понятие после комедии Мольера «Мизантроп», где главный герой изображен в негативном свете, при гротескно заостренных чертах мизантропии, что послужило заведомо негативному отношению и использованию данного понятия для характеристики порочных черт.

Мизантроп антоним филантропу, но синонимов имеет значительно больше, что раскрывает многогранную суть понятия. В контексте мизантропии можно говорить не только о ненависти к человечеству и социальному порядку, но также о затворничестве, отшельничестве, дикарстве, об уникальности, высоких требованиях. Играть на контрастах антонимов и синонимов для уяснения сути понятия не является актуальным и целесообразным, т.к. мизантроп может проявлять филантропские черты, занимаясь благотворительностью (за этим может стоять стремление поднять свою самооценку, желание наживы, создание имиджа – ни один вариант не смотивирован желанием помочь или любовью к человечеству).

Мизантропия выражается не в отсечении всех контактов, а в их ограничении, избегании слишком тесных контактов, с не входящими в близкий круг человека. Ненависть может приобретать форму отсутствия беспричинной симпатии, пренебрежения, повышенной критики.

В домашней обстановке мизантроп может быть добрым, чутким и дружелюбным. Но он не будет участвовать в поддержании традиций и правил, которые придуманы большинством. Человек будет надевать праздничный наряд, когда праздничное настроение, а не когда указывает календарь (т.е. игнорировать новогодние традиции и улечься спать – вполне в духе мизантропа). В рабочей атмосфере мизантропия обычно не заметна, люди адекватны и способны не высказывать вслух свое отношение к происходящей нелепице.

Мизантропия не имеет целевой направленности на кого-то одного, подобное раздраженное и критичное отношение касается всего человечества, при этом сам человек пытается дистанцироваться и противопоставить себя общей массе толпы, которая сливается в единый неразумный организм. При кажущейся холодности, мизантропы сверхчувствительны, именно такая чувствительность сильно ранит их при случаях несправедливости, порождая травму и рождая механизм избегающей защиты, выливающийся в мизантропичную философию и способ жизни.

Нелюбовь к социуму связана с чувством презрения к низкому уровню развития и интеллектуальным способностям, к человеческим слабостям и отсутствия характера, склонности повторять ошибки. По мнению мизантропа человек должен представлять собой более совершенную форму и не скатываться до животного уровня, что довольно часто происходит повсеместно и заставляет дистанцироваться от человечества. Но такие требования проявляются и в отношении себя, упор делается на постоянное саморазвитие и соответствие внутренним нормам морали, способности оценить критически и выбрать необходимое, а не следовать за всеми.

Из всего вышесказанного выходит, что мизантропичные черты невозможно отнести исключительно к положительному или отрицательному спектру. Кто-то остерегается таких людей, а кто-то хочет стать на них похожим, ища способы развития мизантропии.

Известные мизантропы

Если человек научился жить, наладив взаимодействие своего внутреннего мира и окружающей действительности, то не имеет значения каковы особенности его личности.

Мизантропы способны устанавливать хорошие отношения, строить семьи и добиваться успеха во внешнем мире, несмотря на отсутствие ярого желания взаимодействовать с людьми. Среди известных мизантропов много философов и мыслителей, и именно такая особенность делает их рассуждения интересными и лишенными приукрашивания действительности.

Шопенгауэр ненавидел этот мир, но его труды востребованы сквозь столетия, Жан Жак Руссо отличался скверным характером и принес миру множество своих творений, Ницше презирал основополагающие понятия культуры и морали, критиковал религию и читаем во всем мире. Благодаря нелюдимости и предпочтению меньше контактировать с людьми Пржевальский занялся изучением животных, а Чайковский написал множество произведений. Даже столь публичная профессия, как актер, не изменила мизантропичность Била Мюррея, ведь интровертированность не влияет на талант.

Но есть в истории и примеры несущие и деструктивную сторону понятия мизантроп. Адольф Гитлер ненавидел в людях определенные качества, данные от рождения, и стремился к очищению человечества, созданию лучшей расы – все это мизантропичные идеи в своем пике проявления. Методы Сталина также противоположны принципам филантропии.

Мизантропичность не оставляет равнодушным, такими людьми можно восхищаться (чаще всего они очень эрудированны, обладают тонким чувством юмора, завидным интеллектом) или ненавидеть (за критику, нежелание подчиняться общественным выдуманным нормам, за выбор не общаться с теми, с кем не хотят). Качество настолько неоднозначное и магнетичное, что повлияло на вымышленных персонажей – Шерлок Холмс, доктор Хаус.

Особенность эта корректируется, вектор направления ее использования различен, так что если вы или знакомые имеют мизантропичные признаки, не торопитесь с суждениями и выводами – там внутри еще много интересного.

Alisa Zagryadska 31 год назад философ культуры, журналист

Мизантропией называется нелюбовь к людям и человеческому обществу. Соотвественно, мизантроп — это человек, который это качество проявляет. Является ли мизантропия патологическим явлением, или же может быть своеобразной жизненной философией — отдельный вопрос.
Близкий родственник мизантропии среди невротических состояний — антропофобия, боязнь людей и стремление от них защититься. Такой человек может быть дисфункционален (не может вступить в общение, которое под влиянием навязчивого состояния кажется ему непереносимым и пугающим), тогда как мизантроп способен взять себя в руки. Хотя и с глубокой неприязнью к людям.

Среди известных мыслителей мизантропом называют, например, Гераклита, который, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Также мизантропической можно назвать философию Шопенгауэра. Впрочем, философский пессимизм не обязательно сводим к мизантропии, а вот заподозрить в мизантропии можно многих философов.
Мизантроп может поддерживать дружеские отношения с отдельными (как правило, немногочисленными) людьми, но испытывать неприязнь к человечеству в целом. Причины для такой неприязни могут быть разными, начиная от личных травматических опытов, полученных, как правило, в детстве, до идейной позиции, которая состоит в убеждении, что человечество недостойно существования.
Есть, например, движение борцов за добровольное исчезновение человечества как биологического вида, VHEMT. Представители этого движения полагают, что людям следовало бы вымереть, как это сделали многие исчезнувшие виды. Причины такого убеждения имеют экологический характер (человечество, являясь агрессивным захватчиком, угрожает Земле и другим видам).

Как оказалось, согласно моей невероятно полезной выпускной работе, больше всего людям в аниме не нравятся резкая динамика и “взрослые” темы – насилие с кровью и всякие эччи-гаремники с голыми девицами.

По первому – действительно, в аниме всё резко и стремительно, и постоянные вспышки и крики утомляют тех зрителей, которые привыкли к размеренной картинке, в которой цвета более натуральны, а движения выполнены плавнее. По второму – тут играют роль культурные особенности. Например, если всю жизнь вам говорили, что в коротких юбках ходят одни только нехорошие проститутки, то каким бы классным не был Kill la Kill, вы не сможете избавиться от первичной мысли о том, что на экране какие-то профурсетки скачут без штанов.

Ну и плюс, конечно же, в нашем социуме любые мультфильмы, включая аниме, автоматически воспринимаются как продукты для детей – тогда как в Японии это фактически доминирующая секция кинематографа, у которой существует множество жанров, как детских, так и взрослых. Поэтому слишком взрослые россияне не смотрят эти ваши тупые китайские мультики для детей, но при этом не дают их смотреть детям, так как там один разврат и кровища.

Алексей Голубятников9

Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия?

Углубляясь в корни, слово мизантропия происходит от греческих «мизос» — ненависть и «антропос» — человек, т.е. буквальный перевод – «человеконенавистничество», нелюбовь к человечеству в целом и отдельно к людям.
Исходя из этого, мизантроп – это человек, который не любит людей, ненавидит и презирает общество, часто противопоставляя себя ему. Ученые, психологи утверждают, что на практике, данное определение является не достаточно верным. Встретить человека, который глобально ненавидит людей и человечество в целом, практически нереально. Если такой случай и встречается, то он объясняется серьезным психологическим заболеванием. Мизантропия, в свою очередь, не является психическим отклонением.
В частых случаях, у мизантропа есть один или несколько человек, которых он любит, и которым он доверяет. Попадают в этот узкий круг только после тщательного отбора. К остальному обществу он испытывает устойчивое негативное чувство.
Таким образом, мизантропия не есть человеконенавистничество в его прямом понимании. Это критичное отношение к людям, которое имеет свои границы и не является тотальным.
Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах
Мизантроп крайне редко находится в большой компании. Может проявлять индивидуализм в резкой, критичной форме.
Основными признаками мизантропии могут быть:

  • поиск подвоха и провокации в каждом действии окружения;
  • недоверие к людям;
  • нежелание проводить встречи в публичных местах (предпочтительней выставка или сквер в парке);
  • охотнее будет писать сообщения, нежели отвечать на телефонные звонки;
  • нежелание первым начинать разговор (молчание не вызывает неловкости).

О мизантропии можно говорить не только в контексте ненависти к миру, но и в смысле отшельничества, нелюдимости, а также высоких требованиях к окружающим.
Классическое понимание этого термина, пришло в обиход культуры после появления на свет пьесы Мольера «Мизантроп». Именно в этом произведении, автор наиболее объективно трактует понятия мизантропии, показывает переживание главного героя, его отношение к миру и к людям.
Очень часто, когда говорят об отрицательном отношении к обществу, мизантропов путают с социофобами или антропофобами. Социофоб – человек, который боится общества, а Антропофоб – челочек, который боится людей. И первый и второй случаи являются психическими отклонениями, которые решаются с помощью специалистов.
Мизантропия, как указывалось ранее, не болезнь, а качество характера, иногда, личный выбор человека. Однако, это качество, может быть сопутствующей особенностью при возникновении психиатрических заболеваний и оказывать влияние на их течение.

Сложность в характере мизантропа не помешает ему построить счастливую семью или добиться успеха. Это будет возможно только в том случае, если он сумеет найти гармонию собой и внешним миром. Среди мизантропов множество известных личностей, которые оставили весомый след в истории и культуре. Так, Ницше, при всем его презрении к морали, религии, является, до сих пор, читаемым во всем мире.
Артур Шопенгауэр высказывался о ненависти к миру, но при этом он один из самых известных мыслителей в истории. Есть и негативные примеры мизантропов. Создание лучшего человечества путем очищения репрессиями – идеи Адольфа Гитлера, которые являются ярким примером мизантропии.

Причины мизантропии

Причины мизантропии могут быть разные. Но можно выделить два основных фактора, которые влияют на формирования этой особенности.

Первый фактор – тяжелое детство

С самых ранних лет человек не видел ничего доброго, хорошего, не чувствовал любви. Обычно, это дети из неблагополучных семей. В силу обстоятельств формируется стойкое негативное отношение к миру. Эти люди уверены, что везде подвох и, по-другому, быть не может.

Второй фактор – особенная чувствительность характера и обостренное чувство справедливости

Тонкая душевная организация таких личностей будет стремиться к идеалу и, разочаровываться, не найдя его. Также, чувствительные люди редко отличаются стрессоустойчивостью. Постоянный переизбыток общения с разными людьми может негативно отразится на личности.
Ярким примером может послужить всем известная фраза поэта из Германии Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери.». Так же, причиной предрасположенности к мизантропии, могут быть внутренние комплексы, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Итог

Мизантроп и особенности его характера не оставляют равнодушным никого. Этих людей можно ненавидеть, но и можно ими восхищаться. Магнетизм и неоднозначность характера такого человека приковывает внимание.
Эту черту используют авторы в своих произведениях, беря за основу главного героя — мизантропа. Вспомните Печорина из «Герой нашего времени», Шерлока Холмса или современного доктора Быкова из сериала «Интерны». Согласитесь, этих персонажей нельзя назвать абсолютными положительными героями, но они захватывают наше внимание своей уникальностью, которая, порой, граничит с безумностью.
Мудрость человека проявляется в его борьбе с собственной мизантропией.
Автор неизвестен
В рамках этой статьи мы выяснили, что мизантроп — это человек, который не любит людей. Но так ли это на самом деле?
Оглянитесь вокруг, возможно, за маской человека, который вам несимпатичен скрывается личность, которая искренне любит этот мир, но в силу обостренного чувства правды, просто не может смириться с его несправедливостью? Как вы считаете? Поделитесь с нами своим мнением.

Данькина Надежда · 09 май, 2019

Мизантропия – новая норма жизни?

.

В числе наиболее известных мизантропов — Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Джонатан Свифт, Франц Кафка, а так же любимцы миллионов телезрителей — Грегори Хаус (House Md) и Шелдон Купер (The Вig Bang Theory). Неужели у всех этих настолько разных людей и персонажей есть общая черта? Или же неприязнь к людям у каждого из них своя, особенная? Мы решили разобраться в этом вопросе, и вот что получается…
Кто такой мизантроп?
Мизантропия (от греческих слов «ненависть» и «человек») – отсутствие интереса к людям, либо презрение, либо ненависть к человечеству, его слабостям, моральным ценностям или их отсутствию. Одновременно все эти компоненты смешаны быть не могут, так как взаимоисключают друг друга: безразличный не обращает на других внимания и наслаждается одиночеством, презирающий любуется собой на фоне массы посредственностей, ненавидящий на самом деле боится и сам же страдает от своей нелюдимости.
Независимо от вышесказанного мизантропов можно разделить на две категории. Первые проявляют общую неприязнь к человечеству в целом – то есть homo sapiens как к несовершенному, полному противоречий и пороков виду – и, в принципе, замечают многие типичные недостатки в себе самих. Вторые, напротив, любят человечество в целом и себя как его часть – им не безразлично будущее, они могут бороться за сохранение природы, реформы образования и т. д. При этом они испытывают сдержанную неприязнь и недоверие к отдельно взятым людям — ничего требуют от других, но и не ожидают от них. Такие люди не смогли бы уехать на необитаемый остров и жить так как в раю – им нужно хотя бы ощущать присутствие себе подобных.
В любом случае неверно истолковывать мизантропию как полную изоляцию от людей. Как правило, мизантропы поддерживают нормальные, тёплые отношения с небольшим кругом избранных людей, которые проявили себя достойными уважения, честны перед собой и окружающими, умеют контролировать своё эго и, как следствие, способны к истинной дружбе, привязанности, преданности и любви.
Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой — максимальная блокада социально-коммуникативных связей.
Причины мизантропии
Мизантропами часто становятся люди с интеллектом выше среднего, которые в силу своей генетической предрасположенности, образованности (а может и количеству прожитых жизней) возвышаются над «средними» людьми. Мизантроп не обязательно относится к остальным с высокомерием и считает их «быдлом» — он может и осознавать, что каждый разумен в силу своих возможностей (никто ведь не презирает приматов, за то что они не настолько умны, как люди). Однако проводить время в подобном обществе интеллектуал не хочет и даже не может – им невыносимо скучно слушать «общение» обычных людей, погружённых в мелкую, ничего не значащую суету, сплетни, склоки, желание произвести на кого-то впечатление…
Отдельный случай вынужденной мизантропии у одаренных людей – это ответная реакция на отношение к ним окружающих. Выдающихся личностей часто не понимают, не принимают, ненавидят и часто подвергают издевательствам, насмешкам и гонениям. Ничего удивительного, что одарённый человек отвечает взаимностью толпе уязвлённых посредственностей.
Ещё одна возможная причина мизантропии – это идеализм. Некоторые люди, сталкиваясь с несовершенством реального мира и его несоответствием утопическому порядку и гармонии, не выдерживают этого противоречия. Нетерпимость к недостаткам, которые встречаешь на каждом шагу, выливаются в ненависть. Сложность в том, что такого рода мизантропами часто становятся люди с тонкой душевной организацией, которые очень остро чувствуют все то гадкое, что есть в людях, и искренне переживают по этому поводу. Пытаясь исправить, «вылечить» человечество, они сталкиваются с тщетностью своих усилий, и начинают ненавидеть людей еще больше.
Мизантропия как философия существования и модель (анти)развития общества — это болезнь нашего века в принципе. Многие люди были воспитаны в духе «выживает сильнейший» и «после меня хоть потоп», и по сей день руководствуются этими принципами. Они не спрашивают себя, куда эти лозунги ведут, не задумываются о том, кто их создал и с какой целью пропагандирует. Они – мизантропы от недостатка интеллекта, а не от его избытка.
Встречаются и такие мизантропы, для которых ненависть ко всем и ко всему – просто способ почувствовать себя уникальным, не имея на то никаких действительных причин. Эти люди (чаще всего подростки) являются психологически незрелыми, не любят себя по-настоящему и проецируют эту нелюбовь на всех окружающих. При этом он, конечно, не понимает истинной причины своей «выдающейся нестандартности», которая кроется в отсутствии близких и доверительных отношений в «родительском гнезде».
Не путать с социопатией
Социопатия, — модный нынче диагноз, которым бросаются в адрес мизантропов, простых интровертов и людей, пребывающих в затяжной депрессии. Однако диссоциальное расстройство личности проявляется совсем иначе: оно характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, склонностью к агрессивному поведению и насилию, безответственностью и отсутствием чувства вины, неспособностью извлекать пользу из жизненного опыта и наказания, крайне ограниченной способностью формировать привязанности, бессердечностью и равнодушием к чувствам других людей. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Истинные социопаты так же обладают выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которое грубо не соответствует господствующим социальным нормам и приводит его к конфликту с окружением.
Опубликовал

Среди психических нарушений или болезней выделяется масса тех, которые считаются малоизученными, труднообъяснимыми, сложными для постановки диагноза, а, следовательно, являются непростыми в ходе их коррекции и лечения. К ним по праву можно отнести мизантропию.

Что это такое?

Называя мизантропию социальной болезнью, специалисты характеризуют ее как личностное свойство человека, проявляющееся на уровне психофизиологии в форме отчуждения от людей, неприязни и даже ненависти к ним.

Мизантроп – это человек, который обладает весьма специфическим складом ума и характера.

Ему свойственен особый «стиль» поведения (проявления себя):

  • избегание общества других людей, тяготение им;
  • зацикленность на себе и своей «философии» неприязни к человечеству (ко всем вместе и каждому человеку в отдельности);
  • индивидуализм, проявляющийся в самой крайней форме;
  • переживание удовольствия либо страдания от собственных человеконенавистнических склонностей;
  • циничная, неуважительная, унижающая позиция в обыденной жизни по отношению ко многим людям (вне зависимости от того, заслуживают они на такое отношение или нет).

Что значит быть мизантропом с точки зрения построения отношений с обществом? При этом индивид не может сформировать адекватные социальные связи (из-за внутренней противоречивости они поддерживаются лишь с очень немногими людьми). Конфликты с обществом могут возникать на «ровном месте» – из-за различия во взглядах на роль человека и человечества.

Для большего понимания мизантропии ее противопоставляют филантропии. Сродни белому и черному в цветовой гамме, филантроп и мизантроп в социальной жизни «возлагают на себя» противоположные роли:

  • если первого отличает желание сгладить неравенство (социальную несправедливость) в обществе – он занимается организацией и финансированием множества социальных проектов, им жертвуются средства на строительство храмов и помощь обездоленным,
  • то мизантроп, по своей сути, воспринимает людей в качестве низших существ – без личности и индивидуальности, движимых в жизни лишь природными инстинктами, а не разумом, не заслуживающих ничего, кроме презрения.

Видео:

Причины

Объяснением природы мизантропии занимались многие творческие люди. К примеру, художник Питер Брейгель создал полотно с одноименным названием – «Мизантроп» (1568 год), где показал сюжет с карликом (он словно олицетворяет в себе коварство социума), подрезающим (ворующим) туго набитый кошелек у мрачного старика-монаха в черном.

Картина сопровождается надписью «я облачен в траурное одеяние из-за коварства мира». И здесь не разобрать, что первично – презрение к человечеству старика в трауре или злонамеренный поступок (направленный непосредственно на него) со стороны социального окружения.

Психологи и психиатры связывают причины возникновения и формирования мизантропии с:

  • отрицательным социальным опытом (детские впечатления, особенности воспитания, специфика построения социальных отношений в процессе формирования человека как личности);
  • природной предрасположенностью к формированию определенных черт характера – надменность, высокомерие, тщеславие и т.п.;
  • психическими нарушениями (мизантропия сопровождает личностные расстройства, диссоциальные расстройства, отдельные формы паранойи и шизофрении);
  • депрессивным состоянием (внутренний негативный фон переносится на окружающих);
  • усталостью от общения (в случае его переизбытка, излишнего пустословия в ходе общения и т.п.);
  • наличием внутриличностного конфликта (человек не приемлет себя «как есть», чрезмерно эмоционально чувствителен, стремится компенсировать собственные недостатки возвышением себя над другими).

Как распознать у себя мизантропию?

Жизненный пример характера мизантропа живо описал в одноименной пьесе («Мизантроп») Мольер.

Его герой, Альцест – ярый обличитель лицемерия, пороков и навязываемых обществом (по его мнению) двуличных шаблонов. Противоречивость и безапелляционность его позиции приводит к непониманию (оно является обоюдным) со стороны социального окружения, отчуждению и вынужденному бегству от привычного образа жизни (Альцест уезжает в поисках более «честного» и менее лицемерного «места под солнцем»).

Создать тест на мизантропию весьма проблематично. Чаще она занимает пограничное положение между личностной позицией и нарушениями психологического или психофизиологического свойства, что затрудняет психодиагностику человеконенавистничества.
Более продуктивно распознавать у себя мизантропию по некоторым личностным проявлениям:

  • «избегание общества» пассивного (замыкание в себе) или агрессивного (причинение морального или физического вреда окружающим) характера;
  • неприязнь (ненависть) к людям как следствие недоверия к ним и защитная реакция (из-за социально-негативного опыта);
  • презрение по отношению к людям («как они могут быть так глупы, слабы, двуличны, недалеки?!» и т.п.);
  • возвышение себя над другими и построение философии (аргументированной точки зрения) уничижения человечества;
  • тщательный выбор круга для общения (особенно близкого), который может замыкаться на 2-3 людях;
  • антипатия к человеческим ошибкам, порокам и слабостям (в т.ч., своим собственным).

Мизантропию не следует путать с социофобией (боязнью людей и общества) и социопатией (асоциальными шаблонами поведения человека). Ненависть, презрение и неприязнь у мизантропа скорее проявляется как реакция на раздражающие в людях факторы (кто-то матерится при детях, громко чихает или разговаривает по телефону в общественном транспорте и т.п.).

Некоторые психологи даже зачисляют мизантропов в стан идеалистов и борцов за справедливость, которые стремятся всеми силами доказать, что все в обществе не так радужно и безоблачно.

Мизантропия имеет проявления через сферу взаимодействия личности и общества. Именно гармонизация этой связи, путем построения корректного и адекватного понимания себя, общества (отдельного человека) и специфики социально-личностных взаимоотношений, приведет к преодолению неприязни ко всему социальному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *