Доктор Моррис

Межличностные общение

huseyin_rewidzade@mail.ru , ответ добавлен 25.03.2018 в 09:15

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы общения становится весьма актуальной.
Значимость общения с позиции возрастной психологии рассматривались, как в зарубежной, так и в советской психологии. Представитель гештальпсихологии К. Левин, рассматривал общение в подростковом возрасте с точки зрения социально- психологического явления. Левин считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, круг его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых он ориентируются. По мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте.
В данной работе я собираюсь изучить, насколько мне это удастся, особенности общения подростка с родителями и со сверстниками.
Для этого постараюсь выполнить такие, поставленные перед собой задачи, как:
1. Изучение современной литературы по данному вопросу (отечественной и зарубежной).
2. Изучение особенностей общения подростка со взрослыми.
3. Изучение особенностей общения подростка со сверстниками.
4. Проведение исследования показывающего особенности общения подростка со взрослыми и со сверстниками.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

>ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ И ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Транскрипт

1 76 — Константин Корнев — Константин Корнев аспирант факультета психологии Омского государственного университета ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ И ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В настоящее время лишь немногочисленные исследования посвящены проблемам психологии интернета, между тем интернет как новая форма массовой коммуникации становится все более популярным в жизни каждого современного человека и, наряду с телевидением и прессой, прочно вошел в нашу жизнь. Особенности влияния интернет-реальности на его пользователей практически не изучаются, это подчеркивают различные авторы (Войскунский, 2002), но уже можно выделить несколько аспектов, которые интересуют ученых в системе взаимодействия «человек интернет». К ним относятся проблемы, связанные с соотношением «реальной» и «виртуальной» личности, интернет-зависимости, особенности интернет-коммуникации и пр. Нам наиболее перспективной представляется проблема изучения особенностей общения в интернете. В. Е. Иванов (2000) отмечает, что основная функция интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. Н. Н. Богомолова (1988) выделяет ряд особенностей общения в контексте массовой коммуникации, к ним она относит: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи, наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории и пр. По мнению В. Е. Иванова, любой человек является

2 — Константин Корнев — потенциальным пользователем интернета, при этом он может оставаться абсолютно анонимным. Такая характеристика «анонимности» дает ощущение полной свободы и раскованности, позволяет раскрыться и поделиться своими сокровенными тайнами или желаниями, спросить совета, а также обеспечивает защищенность от внешнего контроля и общепринятых норм морали *. Л. Н. Мун указывает на то, что в интернете возникают «коммуникативные сбои» восприятия; отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа (Мун, 2002). Безусловно, существует как положительное, так и отрицательное влияние интернета на его пользователей. В. Е. Иванов выдвигает идею о том, что интернет стимулирует «новые социокультурные процессы». А. Е. Войскунский считает, что влияние интернета на человека имеет «амбивалентный характер», т. е. может как способствовать, так и препятствовать позитивному развитию. Прежде всего, отрицательному влиянию подвержены дети и подростки (феномен интернет-зависимости). Процесс формирования зависимости от интернета, по мнению К. Янг (2000), это процесс, состоящий из ряда этапов: 1) знакомство с интернетом, заинтересованность им и его новыми возможностями; 2) замещение интернетом значимых сфер жизни (работа, семья, учеба и пр.); 3) «бегство» в интернет-реальность. А. Жичкина (1999) выделяет следующие формы общения в интернете: телеконференции, чаты, MUDs и переписку по . Эти формы общения отличаются между собой по степени их интерактивности. Помимо этого существуют такие характеристики интернет-общения, как анонимность, отсутствие невербальных средств и физического контакта с собеседником и т. д. В октябре-ноябре 2005 г. нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей интернет-коммуникации среди молодежи, а также выделение типов интернет-пользователей. * Следует отметить, что судя по остальным работам в данном сборнике, далеко не все взгляды упомянутых здесь исследователей находят свое подтверждение в реальности. В. Л. Волохонский, научный редактор сборника. 77

3 78 — Константин Корнев — В связи с поставленной целью мы приняли решение исследовать: 1) частоту пользования интернетом; 2) долю времени, которую тратит человек на общение в Сети (по электронной почте, ICQ, интернет-чатах); 3) частоту пользования электронной почтой, ICQ, интернет-чатами; 4) основные достоинства и недостатки интернет-общения; 5) особенности интернет-зависимости. Выборку составили студенты высших учебных заведений города Омска, различных годов обучения и специальностей. Всего в исследовании приняло участие 324 человека, из них 159 юношей и 165 девушек. Средний возраст испытуемых составил: юноши 21,8 лет, девушки 20,2 года. Нами была разработана анкета, состоящая из 18 вопросов. Вопросы, касались частоты пользования интернетом, времени, которое тратится человеком на общение, наличие пользования ICQ, электронной почтой, чатами, а также вопросы, относительно достоинств и недостатков интернет-общения. Помимо этого был ряд вопросов на изучение интернет-зависимости. После обработки данных мы получили следующие результаты: На вопрос «Как часто вы пользуетесь услугами интернета?» 17% испытуемых ответили, что пользуются интернетом ежедневно, из них 11% юноши и 6% девушки; 35% испытуемых пользуются несколько интернетом раз в неделю, из них 16% юноши и 19% девушки; редко пользуются интернетом (несколько раз в месяц) 42% молодежи, из которых 17% составляют юноши и 25% девушки и, наконец, практически не пользуются интернетом («пользовался несколько раз или не пользуюсь совсем») 7% студенческой молодежи (6% юношей и 1% девушек). Интернет как источник получения различной информации (скачивания мелодий, картинок, подготовки к семинарским занятиям, просмотра новостей и пр.) рассматривают для себя и пользуются этим 94% испытуемых, из которых 44% юношей и 50% девушек. Интернет как источник общения рассматривают для себя 61% общей выборки, из которых 31% юношей и 30% девушек.

4 — Константин Корнев — Лишь 3% всей выборки выходят в интернет только ради общения; половину от всего времени пользования интернетом на общение тратят 36% опрошенных, из них 17% юношей и 19% девушек. Незначительное количество времени на общение (менее 20% от всего времени пользования интернетом) тратят 60% испытуемых, из которых 31% юношей и 30% девушек. Пользуются электронной почтой ( ) 73% испытуемых (36% юношей и 37% девушек). Пользуются ICQ («аськой») 19% студентов (10% юношей и 9% девушек). Общаются в различных интернет-чатах 25% опрошенных (15% юношей и 10% девушек) Признаки интернет-зависимости (положительные ответы на вопросы «Часто я испытываю тягу к пользованию интернетом, когда я нахожусь вне Сети», «Часто, когда я в интернете, я не могу заставить себя отключиться или выйти из него», «Я часто испытываю желание проверить свой электронный почтовый ящик» и «Мои близкие считают, что я провожу слишком много времени в интернете») обнаружены у 9% респондентов (4% юношей и 5% девушек) На вопрос «В чем достоинства общения в интернете в отличие от традиционного общения в реальной жизни?» испытуемые ответили следующим образом: 24% юношей и 22% девушек в качестве достоинства общения в интернете выделяют характеристику «анонимности». Испытуемые давали следующие ответы: «Ты можешь выглядеть, как хочешь», «Если у тебя неприглядная внешность, этого никто не увидит», «Никто тебя не видит и не знает», «Никто не узнает, что это был на самом деле ты», «Можно придумать о себе все, что угодно» и т. д. 41% юношей и 17% девушек указали среди достоинств интернеткоммуникации «отсутствие временных и пространственных ограничений». Возможность общаться с людьми из других городов, стран, других национальностей или с теми людьми, с которыми просто не можешь увидеться в настоящее время. Общение может происходить в любое время с любым человеком, находящимся где угодно. 79

5 80 — Константин Корнев — В качестве достоинств общения в интернете выделяли также следующие характеристики: «Отсутствие визуального контакта» (такую характеристику описали 20% юношей и 8% девушек). Например, встречались такие ответы: «отсутствие визуального контакта располагает к более неформальному общению», «можно не заботиться о том, как ты выглядишь, все равно», «ты не видишь собеседника, поэтому отношение непредвзятое» и т. д. «Возможность говорить все, что угодно, врать и обманывать» (данную характеристику описали 25% юношей и 10% девушек). «Разговоры на откровенные темы» на такую характеристику указали 15% юношей и 10% девушек. интернет позволяет разговаривать на любые темы, о которых не решаешься поговорить в реальной жизни. Например, встречались такие описания «возможность поговорить на любую тему с кем угодно», «можно излить душу незнакомому человеку», «больше доверия и искренности», «большая степень раскованности» и пр. «Простота общения» описали 15% юношей и 5% девушек. Общение в Сети интернет позволяет «говорить любым языком», «отсутствие правил и сложных грамматических конструкций», «понятность общения» и пр. «Возможность общаться с несколькими людьми одновременно» 10% юношей и 5% девушек. Помимо перечисленных характеристик среди девушек встречалось описание такого достоинства интернет-общения, как «полная свобода, отсутствие моральных норм и обязательств» (8%), т. е. данная характеристика имеет гендерную особенность и является типично женской. Кроме вышеперечисленных достоинств интернет-коммуникации встречались описания, которые отмечали 1 2% испытуемых или они имели единичные случаи. К таким достоинствам общения относятся: «общение, не выходя из дома», «просто занять время, от нечего делать», «возможность найти друзей или единомышленников», «возможность подурачиться», «возможность выплеснуть агрессию, написать гадости и маты» и т. д.

6 — Константин Корнев — В отношении недостатков интернет-общения среди испытуемых были наиболее общие описания. Можно предположить, что в отношении отрицательных сторон интернет-общения представления среди молодежи более четкие, чем в отношении достоинств интернет-коммуникации. На вопрос «В чем недостатки общения в интернет в отличие от традиционного общения в реальной жизни?» испытуемые ответили следующим образом: «Отсутствие визуального контакта» такой недостаток интернет-взаимодействия описали 46% юношей и 36% девушек. «Возможность врать и обманывать» 10% юношей и 19% девушек указали этот недостаток. Встречались такие ответы как: «собеседник может говорить неправду», «возможность обмана незнакомым человеком» и пр. Можно отметить, что данная характеристика описывается испытуемыми как в достоинствах интернет-общения, так и в его недостатках, однако в этом случае субъектом, главным действующим лицом коммуникации становится потенциальный «незнакомец», который доносит ложные сведения, в отличие от первого случая, когда есть возможность обмануть другого. «Общение с незнакомым человеком» указали 20% юношей и 15% девушек. Встречались такие ответы, как: «собеседник может оказаться кем угодно», «а вдруг это маньяк?», «может там человек с больной психикой?» и т. д. «Отсутствие невербальных средств общения» 20% юношей и 10% девушек. Отсутствие мимики, жестов, их динамики в процессе коммуникации во многом затрудняет процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения. «Нереальность общения» 15% юношей и 5% девушек. Искусственность общения, отрешенность от жизни, нереальность все это составляет существенный недостаток интернет-взаимодействия; встречались такие описания: «я как будто разговариваю с роботом» или «все это игра» и т. д. 81

7 82 — Константин Корнев — «Отсутствие эмоций» 5% юношей и 9% девушек. Упрощенная система «смайлов» не отражает все богатство проявления человеческих эмоций, следствием чего являются как минимум две проблемы трудно распознать эмоции собеседника и трудно выразить свое состояние в полной мере, как это возможно при традиционном общении в жизни. «Простота тем» 5% юношей и 5% девушек. Здесь испытуемые отмечали следующее: «разговор ни о чем», «темы, которые ничего не значат», «поверхностные темы» и пр. «Низкий интеллектуальный уровень собеседника» 15% юношей и 5% девушек указали, что интернет-общение это «примитивное общение», «большинство пользователей глупые и ограниченные», «низкий интеллект у тех, с кем общаешься». Помимо данных недостатков в единичных случаях указывались также «грубость и пошлость общения». Корреляционный анализ данных (коэффициент корреляции Пирсона) показал, что: чем чаще испытуемые пользуются интернетом, тем больше у них обнаруживаются признаки интернет-зависимости (уровень значимости р 0,01); чем больше испытуемые тратят время, проведенное в интернете, на общение, тем больше у них обнаруживаются признаки интернет-зависимости (уровень значимости р 0,01); обнаружены прямые корреляции между частотой посещаемости и процентом общения в интернете; чем чаще испытуемые пользуются интернетом, тем больше времени они тратят на процесс общения (уровень значимости р 0,01) На заключительном этапе исследования нами была построена типология интернет-пользователей. Процедура осуществлялась с помощью кластерного анализа методом «К-средних» с помощью статистической программы SPSS Характеристики, оказавшие наибольшее влияние на формирование кластеров следующие: процент общения, которое тратится от всего времени пользования интернетом, наличие электронной почты, общение в чатах и

8 — Константин Корнев — признаки интернет-зависимости. Всего нами было выделено четыре типа интернетпользователей: Тип 1 характеризуется следующими особенностями: пользуется интернетом несколько раз в неделю ради получения информации и общения, тратит на общение около 20% от всего времени пользования интернетом, пользуется услугами электронной почты, IСQ и чатами. Существуют такие признаки интернет-зависимости, как желание пользоваться интернетом, когда находятся вне Сети, и частое желание проверить свой почтовый ящик. Затрудняется в выделении каких-либо существенных достоинств общения в среде Интернета; среди недостатков, прежде всего, выделяет нереальность, искусственность общения, отрешенность общения от реальной жизни и т. д. В данный тип вошли 72 человека, из которых 45 юношей и 27 девушек. Таким образом, данный тип не имеет гендерной специфики, характерен для обеих гендерных групп. Тип 2 характеризуется следующими особенностями: пользуется интернетом от случая к случаю (разовые сеансы) в основном для поиска информации (97% от всего времени пользования интернетом). Не общается в IСQ или в чатах, редко пользуется электронной почтой или почтовый ящик отсутствует. Отсутствуют какие-либо признаки интернет-зависимости. Среди достоинств интернет выделяет, прежде всего, возможность говорить без ограничений, все что угодно, врать, обманывать и пр. Выделяет больше недостатков, чем достоинств интернет-коммуникации, к ним относит: отсутствие визуального контакта, отсутствие эмоций и сложность в выражении своих чувств и настроения собеседника, а также наличие потенциальной возможности того, что собеседник может говорить неправду. В данный тип вошли 192 человека, из которых 108 юношей и 84 девушки. Таким образом, данный тип не имеет гендерной специфики, характерен для обеих гендерных групп. Тип 3 характеризуется следующими особенностями: пользуется интернетом несколько раз в неделю,и полностью тратят его на общение (100% от всего времени пользования интернетом), между тем общаются только в чатах, не пользуются IСQ. Есть электронный ящик. Присутствуют такие признаки интернет-зависимости, как 83

9 84 — Константин Корнев — часто испытывают тягу к пользованию интернет, когда находятся вне Сети, а также часто не могут заставить себя выйти или отключиться от Сети. Среди достоинств интернет-коммуникации выделяют возможность общаться с другими людьми на расстоянии, отсутствие временных ограничений, возможность общаться с людьми из других стран, других городов, национальностей и пр. Не видят недостатков в общении в Сети. В данный тип вошли 16 человек, из которых 9 юношей и 7 девушек. Таким образом, данный тип не имеет гендерной специфики, характерен для обеих гендерных групп. Тип 4 характеризуется следующими особенностями: пользуется интернетом несколько раз в неделю, около половины времени тратит на общение (около 50% от всего времени, проведенного в Сети), остальное время тратит на получение различной информации. Пользуется электронной почтой и ICQ, не общается в чатах. Обнаружены признаки интернет-зависимости. Среди достоинств интернет-общения выделяет возможность общения с несколькими людьми одновременно, возможность знакомиться с новыми людьми, а среди недостатков общения в Сети выделяет отсутствие визуального контакта и низкий интеллектуальный уровень собеседников. В данный тип вошли 44 человека, из которых 12 юношей и 32 девушки. Таким образом, данный тип не имеет гендерной специфики, характерен для обеих гендерных групп. Можно сделать следующие выводы: 1. Среди основных достоинств интернет-коммуникации респонденты выделяют: анонимность, отсутствие временных и пространственных ограничений, отсутствие визуального контакта, возможность голворить все, что угодно и обманывать, возможность поговорить на самые откровенные темы, простота общения и пр. 2. Среди основных недостатков интернет-общения респонденты выделяют: отсутствие визуального контакта и невербальных средств общения, возможность врать и обманывать, общение с незнакомым человеком, отсутствие эмоций и затрудненный характер их выражения, простота тем, низкий интеллектуальный уровень собеседников и пр. 3. Обнаружены прямые корреляции между частотой

10 — Константин Корнев пользования интернетом, временем, потраченным на общение от всего времени пользования интернетом и признаками интернет-зависимости. 4. Выделены четыре типа интернет-пользователей среди молодежи. 5. Основными характеристиками, оказавшими влияние на разделение типов, оказались: процент общения, которое тратится от всего времени пользования интернетом, наличие электронной почты, общение в чатах и признаки интернетзависимости. Литература Богомолова Н. Н. (1988) Массовая коммуникация и общение. М.: Знание. Войскунский А. Е. (2002) интернет новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1. М.: Смысл: С Жичкина А. (1999) Социально-психологические аспекты общения в интернете // Иванов В.Е. (2000) интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии, 2. Мун Л. Н. (2002) Информационные технологии и гуманитарная культура // Мир психологии, 1. Янг К. (2000) Диагноз интернет-зависимость // Мир интернет, 2.

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12

1. Акустическая.

А) экстралингвистика — внеречевая система (паузы, кашель, смех, плачь, вздох)

Б) просодика (темп, тембр, высота голоса, громкость)

2. 0птическая

-) Кинесика (совокупность телодвижений)

А) выразительные движения (мимика, позы, жесты, походка, контакт глазами)

Б) Физиогномика – распознание природных задатков по физическим свойствам (строение лица и черепа, строение тела)

3.Тактильно-кинестезическая.

-) такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновениий (рукопожатие, похлопывание, поцелуй, поглаживание)

4.Ольфакторная

-) Запахи (Запах тела, запах косметики)

17. Феномен понимания в межличностном общении.
18. Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия).
28. Взаимопонимание в процессе общения: определение, факторы, исследования

Взаимопонимание – процесс коммуникации. Факторы повышающие взаимопонимание:

Установка на В (мотивация, обратная связь, выработка единой системы кодирования и декодирвоания информации, умене виделить существенный признак и адекватно отразить в речи, общий опыт (сходство ассоциаций), взаимная одстройка друг под друга, позитивные эмоци.

Факторы ухудшающие процесс: отсутствие помогающих факторов, ограниченность средств общения (отсутствие невербальной коммуникации), внешнее воздйстие, усталость и утомление, противоположный опыт (длительный опыт и стереотипы), монотонность и однообразие.

Алгоритм взаимпонимая:

Взаимопонимание с клиентом (сходство понимания целей совместной деятельности), качество отношений, доверие, искренность.

Сбор информации о том что для каждого является взаимопониманием. О том с кем он хочет наладить его.

Обучаем клиента (давать обратную связь, получать ее)

Основная функция взаимопонимания – формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации.

Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры обретают свой предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в совместный поиск, и эта совместная активность порождает новое содержание.

Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Два других механизма понимания – принятие и эмпатия – функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.

Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация.

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности – либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

  • Суждение – существенным дополнением к основной его функции является интеграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;
  • Рассуждение – для него важна протяженность, последовательность времени привлечения аргументов, оснований для оценки;
  • Диалог – как с самим собой, так и с воображаемым партнером;
  • Наррация (пересказ, рассказ, повествование) – характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оцениваемым явлением, следуют за ним.

Каузальная атрибуция – это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией.

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения часто выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе – профессиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследованиях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки

В изучении атрибуции сформировалось два направления. Первое направление – это интерпретация поведения отдельного индивида. Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что поведение определяется чертами личности прежде всего.

Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были воспроизвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личности, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности

Второе направление – это интерпретация поведения человека, основанная на знании его групповой принадлежности. Одна из первых концепций – «эгоцентрическое приписывание» – принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Если позитивные события приписываются своей группе, а негативные чужой, то это свидетельствует об этноцентристской позиции оценивающего человека.

Европейские психологи связали проблему каузальной атрибуции с теорией социальной идентичности. Были получены любопытные подтверждения на основе лингвистического материала.

Так, например, по материалам итальянских психологов позитивное поведение члена своей группы описывается как альтруистическое; представитель чужой группы описывается как помогающий другому человеку (в обыденном сознании эта категория как бы наделена меньшей нравственной значимостью) (по: Стефаненко, 1999 (1)).

Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки повышается интерес к исследованиям в области физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной медицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела.

Интересные исследования по физиогномике в последние годы появились в ряде стран. Многие ученые, работавшие над воссозданием физического облика человека по его останкам, черепу и лицевым костям, выявили связи между чертами лица и другими характеристиками человека. Так, обнаружена связь между размером подбородка и физической силой человека. В психологии XX века накоплен большой материал о связи особенностей физического облика человека и чертами его личности и поведения.

В 1921 г. появилась книга Э. Кречмера «Строение тела и характер», где была обоснована связь между строением тела, типом личности и психическими отклонениями. Кречмер выделил по строению тела пикников (средний рост, мягкие черты лица, плотная конституция, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой), атплетиков (квадратное лицо, широкие плечи, мускулистое тело) и астеников (уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, худое и тонкое тело, длинная шея, вытянутое треугольное лицо). В 1927 г. американец Шелдон выделил соматотипы (висцеротоники, церебротоники и соматотоники), которые соответствовали трем конституциональным типам Кречмера и, по мнению Шелдона, характеризовались определенным набором личностных черт

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание, но и могут быть сознательно смоделированы.

Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутренний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситуацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Проницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаимодействию с человеком или группой.

Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, прежде всего (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вербального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей часто на подсознательном либо полуосознанном уровне.

  1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житейский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результата и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.
  2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точным оценкам.
  3. Интеллект, Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда предубеждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.
  4. Понимание себя является необходимым условием понимания других. Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми.
  5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится больше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.
  6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше.

Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Национальный стереотип – инструмент политики. Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог.

Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».

Профессиональный стереотип – это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требу­ет специального обсуждения.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отож­дествление себя с другим, выражает установленный эмпиричес­кий факт, что одним из самых простых способов понимания дру­гого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодей­ствия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место..

Описательно эмпатия также определяется как особый спо­соб понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, ско­рее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого сло­ва, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого чело­века, партнера по общению, не столько «продумывается», сколь­ко «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чер­тах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присут­ствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внима­ние линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осозна­ние действующим индивидом того, как он воспринимается парт­нером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *