Доктор Моррис

Метафорические ассоциативные карты она

Упражнения с картами Persona и Personita

Психологические упражнения и игры с метафорическими ассоциативными картами Persona и Personita

Игра «Изменения»

Эта игра рассчитана на двух игроков и проводится с картами «Persona». В начале игры каждый участник берет по две карты-портрета из колоды вслепую. Вытянутые карты нельзя показывать другим игрокам. Из колоды вынимается еще одна (третья) карта, которая выкладывается посередине стола. Это так называемая «центральная персона». В каждый свой ход игроки по очереди берут из колоды еще по одной карте. Их задача – найти в картах, которые у них на руках, портреты «центральной персоны» на различных этапах ее жизненного пути. Рекомендуется ограничить количество этих этапов четырьмя-пятью: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. При этом центральная карта может обозначать один из этих этапов. Таким образом, каждый участник подбирает из карт, которые у него есть на руках, те портреты, которые наиболее, на их взгляд, подходят для иллюстрации очередного возрастного этапа центральной персоны.

В конце игры каждый из участников по очереди выкладывает отобранные им 4-5 карт рядом с центральной картой и рассказывает свою версию истории жизни этого персонажа. Это игровое упражнение, с одной стороны, может использоваться для развития воображения, навыков «сторителлинга» (рассказывания историй) и поиска оригинальных идей для художественных произведений (что особенно актуально для писателей и режиссеров). С другой стороны, оно подходит и для работы психолога с целью выявления установок клиента, его мировоззрения и отношения к себе и окружающим.

Игра «Соло»

Для этой игры нам также потребуется колода с портретами из набора метафорических ассоциативных карт «Persona». Играть в эту игру можно и большой компанией, но все же оптимальное количество игроков, как и в предыдущем упражнении, – не более двух. Участникам предлагается по очереди вслепую вытаскивать из колоды по одной карте-портрету. В свой ход каждый игрок открывает имеющуюся у нег на руках карту, называя персону, которая на ней изображена и описывая некоторые аспекты ее жизни. В качестве плана рассказа можно использовать эти подсказки: возраст, семейное положение, род деятельности, увлечения, личные свойства и особенности характера, система ценностей, представление о самом себе, отношения с окружающими и т. д. В более усложненном варианте этого игрового упражнения участники могут описывать свои карты-персоны от первого лица, т. е.: «Это мой портрет. Меня зовут Антон. Мне 23 года. Я мечтаю занять руководящую должность в крупной компании» и т. д.

Если это упражнение проводится в группе, то карту описываемого персонажа может вытащить из колоды сам ведущий (психолог, психотерапевт, тренер), предложив участникам по очереди (по 1-2 предложения) описать изображенного на карте человека, отвечая на вопрос: «какой он?»

Игра «Дуэт»

Для этого игрового упражнения потребуется колода МАК «Persona». Каждый игрок берет вслепую из колоды с портретами по две карты, не показывая их при этом другим. После того, как карты будут розданы, участники по очереди раскрывают две свои карты и описывают отношения между людьми, которые на них изображены.

Это упражнение в модифицированном виде может также проводиться психологом при работе с парами и группами. В этом случае каждый участник также выбирает по две карты-персоны, но на этот раз он достает их в открытую, осознанно.

Обратите внимание: при выборе карт в этом и других случаях рекомендуется ориентироваться не столько на фактическое внешнее сходство, сколько на чувства, которые они у нас вызывают. Таким образом, при выборе карт мы не должны привязываться к возрасту, цвету кожи или полу персон, изображенных на картах.

Одна карта выбирается на роль самого участника, а вторая карта – на роль человека, с которым у него есть какие-либо отношения (тип отношений зависит от тематики запроса клиента – это могут быть как личные взаимоотношения, например, с супругом, ребенком и т. д., так и отношения в рабочем коллективе). Затем участник описывает эти отношения с позиции своей карты от первого лица. Например: «Я люблю этого человека (персону), но наши отношения начинают меня тяготить. Я вкладываю в него столько сил и времени, но не получаю отдачи. Эти отношения изнуряют меня…» и т. д.

Игра «Мой сосед»

Эту игру рекомендуется проводить с портретной колодой «Persona» (также можно использовать метафорические ассоциативные карты «1000 жизней») в конце продолжительного тренинга или групповой работы, когда участники будут более-менее знакомы друг с другом. Каждый игрок по очереди берет вслепую верхнюю карту из колоды, находит одного из присутствующих, к которому, на его взгляд, эта карта относится более всего (безусловно, внешнее сходство в данном случае не играет никакой роли), и описывают ее, отмечая положительные стороны персоны. Например: «Эта персона мне напоминает об Ольге. Она очень внимательная и чуткая, всегда готова прийти на помощь. На нее всегда можно положиться. Ее взгляд внушает спокойствие и уверенность» и т. д.

При этом каждому участнику должно «достаться» по одной карте. Если одного из них уже описали, последующие игроки уже не могут адресовать вытянутые ими карты ему. Таким образом, все присутствующие должны получить свою карту-персону и ее описание.

Игра «Четыре качества»

Каждый игрок берет из портретной колоды «Persona» по четыре карты. Участники по очереди открывают свои карты и описывают личность человека, общая характеристика которого включает в себя отдельные качества, представленные на каждой из доставшихся им четырех карт. Например, первая карта отражает его внешний вид, вторая – эмоциональное состояние, третья – интеллект и четвертая – социальные качества. Игрок также может придумать историю о том, как все эти качества взаимодействуют между собой, как они сочетаются в одном человеке.

Игра «Взаимодействие»

Каждый игрок вытаскивает из колоды карт-взаимодействий по одной карте и внимательно рассматривает ее. Затем участники вслепую выбирают такое количество карт-портретов, которое соответствует числу точек на их картах взаимодействия. Игроки по очереди открывают все свои карты, располагая их согласно схеме точек, нарисованной на карте взаимодействия. Участник описывает значение каждой карты и их отношения внутри этой схемы, основываясь на соответствующих линиях и стрелках. Связь, обозначаемая линиями и стрелками, может быть связана как с чувствами и мыслями, так и с внешними проявлениями и факторами – действиями и событиями.

Упражнение «Разговор по душам»

В этом упражнении, которое рекомендуется проводить самостоятельно, можно использовать сразу две колоды МАК Oh-серии – «Persona» и «Personita». Для упрощения задания или его разнообразия можно также использовать стимульные материалы «1000 жизней».

Сначала просмотрите портретные колоды карт «Persona» и «Personita». Спонтанно, руководствуясь своими чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, юношей (девушкой), взрослым, пожилым человеком. Организуйте их беседу друг с другом.

Первый вариант проведения упражнения. Выберите карты, которые будут обозначать людей, занимающих (сейчас или ранее) важное место в вашей жизни. Например, это могут быть родители, супруги, дети и т. д. Изображения в первую очередь должны соответствовать их внутренним качествам, а не внешним сходствам. Выберите одну карту представляющую вас. Для более глубокой проработки подберите к выбранным картам-портретам карты-типажи из колоды «1000 жизней». Что этим людям необходимо сказать вам и друг другу, а что вы бы хотели сказать им?

Второй вариант проведения упражнения. Выберите карты, которые будут представлять вас, ваших родителей, близких, друзей и других значимых для вас фигур. Есть ли карта-взаимодействие, которая может показать отношения с ними? Имеется ли карта-ситуация, которая отражает ваше положение в семье? Если нет, то попробуйте ее нарисовать или описать.

При проведении упражнения в первом варианте не забудьте записать ваш импровизированный «диалог» на диктофон для последующего его анализа. Во втором случае в качестве материала для разбора вы получите выбранные или нарисованные вами схемы взаимодействия, которые дадут ценную информацию об отношениях в вашей родительской и нынешней семьях, о ваших отношениях с друзьями и т. д.

Упражнение «Распределение ролей»

Представьте, что вы пишите пьесу, которая состоит из трех актов. Из колоды метафорических карт «Persona» выберите три карты взаимодействий, каждая из которых отображает развитие сюжета в одном акте пьесы. Положите их лицом вверх в любом порядке, который вам кажется наиболее подходящим в данном случае. Затем подберите портретные карты на соответствующие роли в этой пьесе.

С помощью этих карт вы можете воссоздать сцены из своей повседневной или внутренней жизни. Каждый из участников игры может изобретать свои собственные варианты, или изменять уже существующие, адаптируя их к конкретным ситуациям. Для усложнения или, возможно, напротив, упрощения задачи можно подбирать к картам-портретам из колоды «Persona» карты-типажи (характеристики) из колоды стимульных материалов «1000 жизней».

Техника работы с субличностями при помощи карт Персона.

После работы на картах ЭККО, состояние человека, с которым обращался первично, становится стабильным, эмоциональный ровный фон дает возможность начать пересматривать, анализировать то, что послужило запуском негативного состояния. Поэтому чаще всего на второй прием люди приходят с конкретными осознаниями, пониманием проблемы. Звучат запросы такого рода: я хочу понять, осмыслить, отпустить обиды, страхи адресованные прошлому. Мне хочется сохранить состояние равновесия, но всплывает в памяти из детсва боль, как ее отпустить? Я хочу ощущтить себя взрослым, свободным. Я хочу ощутить себя взрослой женщиной/ мужчиной. Эти и подобные запросы легко разрешаются в этом упражнении.

1.Выслушав человека, из его рассказа или запроса мы письменно или устно выделяем ключевые слова, которые будем использовать в технике. Печаль, страх, обида, злость, гнев, взрослое, детское, панцирь, защита, привязанность, ущербность, мужское, женское. Те, которые неоднократно повторяются в запросе, эмоционально окрашены. Формируем, уточняем запрос. Чаще всего запрос формулируется так — Я хочу прожить, принять или отпустить нечто и почувствовать или вырастить в себе нечто.

Из моей последней работы, второе посещение, интервал между 1 и 2 приемом 9 дней. На первом приеме, женщина 39 лет –» Мне плохо, меня обижают, я ничего им не делаю, а они почему то агрессирует, я держусь,не могу им ответить тем же, показываю, что меня это не трогает, я выше этого, умнее, но чувствую себя все хуже и хуже. Такое ощущение что весь мир против меня». Текст клиентки на втором приеме –» Я поняла, что ощущаю и на самом деле веду себя как беспомощная, маленькая девочка, притягиваю к себе агрессивных людей, обижаюсь и злюсь на них, еще сильнее чувствую свою слабость, не могу ответить им тем же. Хочу понять, почему я это делаю с собой? Хочу ощутить себя взрослой женщиной, способной выбирать, реагировать и управлять своей жизнью».

Ключевые слова – дитя, обида, злость, слабость, взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью. Записываем эти слова на листках 1.Я сейчас. 2 Дитя. 3 Обида.4 Злость. 5 Слабость. 6 Взрослая женщина.7 Мне помогло. 8 Я взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью женщина через пол года.

Клиент раскладывает все карты картинкой наверх, держа стопку листков, получает задание выбрать на каждый листок с надписью одну картинку, которая откликается, вызывает яркое чувство, не важно, положительное или ярко отрицательное. Не привязываясь к возрасту, гендерному, национальному. Выкладываем с 1 по 8 перед собой, картинка ближе к человеку, надпись над ней. Уточнение по 1 картинке, «Я сейчас» необходима как отправная точка к погружению.

2. «Я сейчас», просим рассказать человека о том, кто ему видится на картинке, придумать рассказ, историю этого персонажа, что с ним произошло, когда, по какой причине. Просто слушаем, собираем информацию, задаем уточняющие, наводящие вопросы. На этой картинке мы работаем с персоной человека, маской, которая чаще всего приросла и начала менять его сущность, настоящее, человек ее одел для определенной защиты или самоуспокоения, адаптирования в ситуации, а иногда и в жизни. Поэтому на 1 шагу возможно потрясение, боль, слезы от осознавания маски и страха ее снять.

По моему случаю – У женщины был сначала шок, от- того как она себя презентует, о том, что ее надменное, холодное лицо женщины на картинке, это не она, а всего лишь то, кем она хочет выглядеть. Именно такая ее презентация себя, вызывала со стороны близких агрессию, желание пробить маску, защиту. Здесь важно принимать, поддерживать, объяснять о том, что такое маска, для чего она, что ее наличие это норма, что маска служит нам, но не мы маске. Масок может быть много, носят их все, все играют множество ролей в жизни, главное чтобы одна маска навсегда не подчинила нас себе служить.

3. «Дитя», здесь важно писать именно ребенок или дитя, потому что часто выбирают лицо другого пола, размытые картинки. Когда я писала «Мое дитя» или «Я девочка, ребенок», клиентки привязывались к себе, тогда дольше и труднее шла работа, много сопротивления. По мимо этого важно сохранять диссоциированное состояние, поскольку тема, инсайты могут очень тяжелыми, эмоциональными, не всегда человек способен это прожить в ассоциации. Просим рассказать человека о том, кто ему видится на картинке, придумать рассказ, историю этого персонажа, что с ним произошло, когда, по какой причине. Просто слушаем, собираем информацию, задаем уточняющие, наводящие вопросы. Отвлекайте клиента от привязыванию к своей истории, пусть фантазирует, проговаривает то, что первым приходит в голову, чем больше свободы, тем быстрее начинает всплывать истинная история. Мой пример — У клиентки сначала шло описание подростка, одиночки, достаточно сдержанное, сухое, когда она стала рассказывать детство этого подростка, пошли четкие воспоминания, вытесненные очень далеко. Ребенок Маугли, в семье, в которой никому не нужен, насилие в 8 лет, страх, чувство вины и стыда, состояние жертвы, поиск тех, кто подтвердит ее «плохость» и «заслуженное наказание», (на первой консультации мне было понятно состояние жертвы, но так как клиентка отрицала травму насилия, а о детстве упоминала как об отработанном прошлом, я не стала не восполнив ресурсы человека углублять эту тему). Побег из дома в замужество в 17 лет, и так по кругу до данного времени. С супругом развелась, но «поиски агрессоров, жестоких и насильников» продолжились. Не буду описывать полностью весь текст нашей работы, здесь каждый терапевт использует свои приемы, техники по работе с травмой, понятно, что ее отдельно нужно будет доработать в последующем. Главное, что «Дитя» было услышано, принято, осознано, пришла возможность открыто отгоревать при поддержке терапевта, снять чувство вины и стыда. Это уже большой прогресс, разорвать петлю «жертва-насильники, вины и наказания). «Девочка» была метафорически отмыта, согрета, получила любовь и тепло от клиентки, и до конца сессии устроилась на коленках в объятиях взрослой женщины. Эта картинка занимает иногда половину времени сеанса, как в данном, тяжелом случае.

4. «Обида», ход вопросов и сопровождения, как с предыдущими картинками, после проживания самых глубоких чувств в 1 и 2 картинке, все идет легче быстрее. Опять здесь у каждого свои инструменты, в моем случае- обида была выбрана как возможность показать свою отвергнутую слабость,состояние ребенка, маленькой девочки. Так как в реальной жизни женщина «играла» роль сильной, холодной, надменной, обида была как доступ к чувствам, тогда можно было не соприкасаться с вытесненымм гневом, агрессией, болью. Нивелировали процесс, проработали доступ к чувствам, обналичили их, признали, и идем дальше.

5. «Злость», так же как и прошлом пункте, история, вопросы, перерабатываем злость, агрессию переводим в энергию созидания, движения, ресурс, обучаем проживать в дальнейшем. В нашей сессии, агрессия была направлена на активность, включенность в жизнь, силу и устойчивость. Пока не отработается тема витальности, это будет дополнительной опорой, как символ силы и устойчивости использовали фигуру пирамиды, (клиентка после сессии купила себе хрустальную пирамидку как якорь состояния).

6. «Слабость», вопросы и история как описано выше, (чаще всего уже после второй картинки клиенты сами бегут вперед, напоминать не нужно), в приведенном мной случае, слабость уже была принята как естественное для женщины состояние, внутренняя расслабленность, желание свою настоящую девочку, женщину принять такой, какая она есть, оберегать ее, холить и лееять, спокойное решение снять маску холодности. Женщина практически на глазах порозовела, обмякла мимика лица, губные складки-зажимы расгладились, глаза приобрели блеск.(Не перестаю удивляться таким метаморфозам !!!!!)

7. «Взрослая женщина»- клиент сам уже рассказывает свой портрет, ощущения, на этой картинке всплывают детали и тонкости поведения, общения, жизни, как эта женщина живет, создает отношения, появляются проблески игривости, флирта, при этом очень гармонично сливается и девочка и взрослая женщина. Здесь можно дополнить и усилить, закрепить это состояние цитатами, притчами, примером из жизни.

8. «Мне помогло», как и предыдушей технике с картами ЭККО, достаются, усиливаются ресурсы, мудрость, гибкость, вариативность, просматриваем на этой картинке запрос, отрабатываем ситуацию или уже то, что от нее осталось. Часто клиенты на этой картинке практически без помощи терапевта делают выводы о прошлом, меняют взгляд на будущее.

9. «Я взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью женщина через пол года». Здесь происходит закрепление, осознание и простраивание будущей жизни. Намечаются шаги, цели, переоценка с этого состояния своего прошлого, отношения к нему. В моем примере, передо мной сидела абсолютно другая женщина, лицо, жесты, речь, все было изменено. Принятие ответственности здесь и сейчас за свою жизнь, благодарность прошлому опыту, даже тем, кто принес в жизнь негатив, серьезный переход на другой уровень и мышления и состояния.

Добавлю, вы можете легко изменять надписи, использовать Эгосостояния,при помощи дополнительной колоды ходов расставлять связи между персонажами, главное соблюдать правила: не говорить за клиента, не оспаривать, доверять ему, оказывать поддержку, сопровождать, особенно на первых трех картинках обязательны. Удачи Вам!

Что такое метафорические карты?

Психологические карты представляют собой набор специфических картинок, на которых изображены определенные образы, персонажи, события. Рисунки могут быть абстрактными, красочными или черно-белыми.

История психологических карт начинается с 1975 года. Становление основных принципов и постулатов использования картинок в психологическом консультировании произошло через несколько лет после их создания. Основателями метафорических карт являются канадский профессор искусствоведения Эль Раман и психотерапевт Джо Шлихтер.

В начале 80-х годов ХХ века коллега Шлихтера, немецкий психотерапевтМорицЭгетмейер создал известные на весь мир абстрактные Карты Ох.Идея разработки подобных картинок пришла Раману по причине любви к азартным играм. Он был активным игроком в покер, питал особые чувства к этой игре и в эстетическом плане. Он хотел вынести карты за пределы игрального стола казино и показать, что они могут быть отдельным видом искусства. Со временем Шлихтер сообразил, что художественные образы карт могут дать возможность психологу увидеть скрытый подсознательный мир клиента. Так началась совместная работа двух великих людей.

Эгетмейер работал самостоятельно и также в ходе своих исследований обнаружил взаимосвязь между скрытыми сторонамивнутреннего мира человека и абстрактными образами, изображенными на картинках.

В психологии, такие методы диагностики для успешного построения дальнейшего процесса психотерапии,эффективно используются многими специалистами независимо от психологической школы и теории, которой они придерживаются.

С образами и ассоциациями также работали Зигмунд Фрейд, его ученик Карл Юнг, швейцарский психолог Герман Роршак. Метафорические карты часто применяются психиатрами в лечении невроза, депрессии, расстройств личности, пограничных психотических состояний.

Почему метафорические карты применяются в психологии?

Каждый психолог знает о том, что клиент полностью «раскроется» перед специалистом через некоторое время, а не на первом сеансе, в отдельных случаях для установления доверительных отношений и психотерапевтического контакта требуются недели и месяцы. Во время беседы пациент рассказывает о себе и своей проблеме лишь малую долю.Недостаток информации не позволяет специалисту определиться с выбором оптимальной стратегии консультирования и оказать всестороннюю помощь клиенту.

Для проведения глубоко анализа личности, скрытых фобий, индивидуальных характеристик и степени стрессоустойчивости, применяются метафорические карты. Эмоции клиента при визуальном контакте с картинками могут быть самыми разными, как правило, пациенты не догадываются, о чем свидетельствуют их ответы. Но для опытного специалиста ситуация становится понятной с первой минуты. Внедрение в психотерапевтическую практику психологических карт, а также методов ассоциаций позволяют психологу оценить истинное психологическое состояние клиента, проникнуть в его бессознательную сферу и найти настоящий «корень» проблемы.

Люди реагируют на одни и те же метафорические карты по-разному. Например, для человека, пребывающего в депрессивном состоянии, все увиденное будет казаться мрачным и лишенным смысла.Лица с биполярным расстройством в фазе мании воспринимают мир слишком ярким и красочным. Пациенты, которым диагностирована шизофрения и другие шизотипическиеотклонения, воспринимают рисунки неоднозначно, они могут смотреть на пейзажи и при этом утверждать, что на картинках изображен человек или животное.

Как использовать психологические карты?

Процесс психологического консультирования начинается с обсуждения проблемы клиента, его чувств и эмоций, переживаний, страхов. Специалист должен определить, какую выбрать технику работы в контексте использования психологических карт. Этапы консультации включают:

  • определение проблемы;
  • установление доверительных отношений;
  • подбор метафорических карт;
  • визуализация картинок клиентом;
  • самостоятельный анализ эмоций, которые вызывают изображения на картах;
  • анализпсихолога о чувствахклиента, которые возниклипосле просмотра психологических карт.

Метафизические карты в психологии широко использовались еще со времен зарождения школы психоанализа. Создатель школы—Зигмунд Фрейд, активно применял гипноз для лечения истерии, он в ходе консультаций заметил, что некоторые люди не достаточно глубоко погружаются в состоянии гипнотического сна, вследствие чегоневозможно достигнуть поставленную цель сеанса. Он обратил свое внимание на оговорки, которые произносили клиенты во время беседы, сравнения, которые они делали, когда рассказывали о своей проблеме. Это стало основой для развития психологического приема свободных ассоциаций, который по сегодняшний день с успехом применяется в психологии и психиатрии. С появлением психологических карт произошел синтез ассоциативного и визуального метода.

Основными направлениями психологической помощи, при которых применяют метафорические карты, являются:

  • решение эмоционального конфликта;
  • построение стратегии поведения в кризисных ситуациях;
  • управление чувствами и переживаниями;
  • снижение уровня психологического стресса в момент утраты близкого человека;
  • избавление от фобий и страхов;
  • избавление от психологических комплексов;
  • изменение модели поведения при девиантном поведении у подростков;
  • лечение депрессии, аутизма, дисморфомании, рекуррентных аффективных расстройств.

Применение метафорических карт в области психиатрии, позволяет доктору организовать процесс психотерапии более продуктивно, что в некоторых случаях дает возможность снизить количество потребляемых психотических препаратов, которые имеют массу побочных эффектов для пациента.

Тонкости и нюансы в выборе метафорических карт

В связи с широким применением ассоциативных карточек в психотерапии, их изготавливают в большом ассортименте, но они схожи между собойоднотипной визуальной конфигурацией.

Выделяют такие типовые наборы карточек:

  • социальные (изображение человеческих лиц с разными эмоциями);
  • социально-контактные (изображение взаимодействия между людьми или группой лиц);
  • абстракции (геометрические красочные фигуры и другие, красочные абстрактные рисунки);
  • эмоциональные (рисунки, показывающие отношения психологической привязанности к чему-либо);
  • проективные (картинки с незаконченным действием, с недорисованным предметом интерьера и т.д.);
  • аналитические (изображения действия, поступка, ситуации);
  • оценочные (рисунки, на которых изображена только женщина или только мужчина);
  • ситуативные (изображение предметов быта, зданий, строений);
  • анализ детства и прошлого (рисунки с изображением детей, игрушек, животных).

После определения проблемной ситуации клиента, основной причины ее возникновения, специалист должен внимательно отнестись к выбору метафорических карт, подобрать среди них нужный вид, для получения объемных ассоциаций во время психологической беседы.

Зачем нужны психологические карты?

Согласно законам психоанализа, человеческая психика состоит из сознания, которое контролирует действия, поступки, социальные взаимоотношения, и бессознательного, в глубинах которого спрятано огромное количество информации о самом человеке.

Когда возникает проблемная ситуация, клиент не всегда сможет самостоятельно найти оптимальный путь ее решения, не все люди обладают высокой степенью самосознания и самоанализа.Кроме того, зачастую подобные ситуации носят психотравмирующий характер и крайне негативно сказываются на общем психологическом эмоциональном фоне. В таких случаях необходима помощь дипломированного специалиста, психолога.

Применение в психологическом консультировании психологических карт, которые стимулируют появление определенной ассоциации, дает возможность психотерапевту проникнуть в бессознательный мир пациента, выработать с клиентом наиболее действенные методы решения возникшей проблемы.

Использование метафор визуального характера помогает:

  • избавится от проблем в личной жизни, наладить отношения с близкими людьми;
  • убрать источник невротических переживаний, который может существовать еще с детства;
  • решить внутренний конфликт, отпустить чувство обиды и избавиться от груза неприятных эмоций;
  • искоренить комплексы неполноценности, повысить самооценку, воспитать адекватное отношение к своему телу;
  • побороть болезни, возникающие на нервной почве;
  • раскрыть внутренний потенциал, начать развивать свои способности, таланты;
  • перестать постоянно испытывать чувства страха, тревоги, избавится от панических атак.

Работа с картами позволяет клиенту посмотреть на себя со стороны, оценить жизненную ситуации и перспективы своего будущего. Как показывает практика многих специалистов, использование карт особенно полезно в психотерапии лиц, пытавшихся совершить самоубийство.

Неужели метафорические карты настолько хороши?

К психологу обращаются клиенты с самыми разными проблемами, иногда жизненные трудности носят острый психотравмирующий характер, и пациент в подобном состоянии тяжело идет на контакт со специалистом. В таких случаях без использования метафорических карт не обойтись. Они помогают человеку отвлекаться от неприятных эмоций и в тоже время работать над своей проблемой.

Многие люди испытывают трудности в социальной коммуникации, у них разговор и общение с другим человеком вызывает не самые приятные эмоции, сопровождается тревогой и эмоциональной напряженностью. В подобных ситуациях именно применение ассоциативных карт позволить психологу найти «ключи» к личности клиента, установить с ним доверительные отношения, которые являются фундаментом любой психологической помощи.

Особенно положительно себя зарекомендовало использование психологических картинок в работе с детскими травмами, обидами прошлого, которые не дают человеку возможности жить счастливой жизнью. Если не прорабатывать психоэмоциональный конфликт пережитых событий, можно до самой старости «нести груз» нерешенных проблем, постоянно накапливать и пополнять их количество. Такие ситуации могут быть опасными для психики человека, они провоцируют развитие длительного скрытого невроза, который может закончиться аффективными состояниями, снять которые можно только с помощью применения медикаментозных препаратов.

В видео, которое расположено ниже, очень подробно излагается вся информация о картах и о различных техниках работы с ними.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень сознания. Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В подсознании, как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Татьяна Лемешко

Одним из важных этапов консультации с метафорическими картами является определение истинного запроса. Ведь правильно сформированный запрос — как маяк. Он на протяжении сессии помогает консультанту вести клиента бережно и прямо по курсу. Но следует заметить, что если для опытного специалиста процесс установления запроса происходит легко и естественно, то для начинающего — это далеко не так.

И сегодня речь пойдет именно о том, как с помощью метафорических карт облегчить процесс установления истинного запроса. Также рассмотрим этапы и важные моменты в процессе обсуждения цели. Конечно, не обойдем стороной информацию о важности данного этапа консультации.

Начнем, пожалуй, с важности установления истинного запроса. И первое, о чем нужно сказать, так это о том, что такое запрос.

Запрос — это, собственно, та проблема, которую клиент хочет решить с помощью консультанта. Это цель работы в данной консультационной сессии. Логично, если возникнет вопрос: «Если человек, приходит на консультацию, то значит он знает, с чем именно он хочет поработать. В чем, тогда, проблема определить истинный запрос?»

Я отвечу вам примером из практики.

Мужчина, 36 лет.
Пришел на консультацию с желанием разобраться, почему начались проблемы в бизнесе и как максимально эффективно он их может решить. В ходе обсуждения и определения цели на работу выяснилось, что клиента в данный момент жизни больше беспокоят отношения с женой.

После нескольких вопросов, сформировали запрос на сессию: «Хочу понять, что происходит в моих отношениях с женой и как я могу исправить ситуацию. Что необходимо сделать, что бы наши отношения улучшились.»

В процессе работы, выяснилось, что именно отношения в семье повлияли на то, что начались проблемы в бизнесе. И только осознание этого факта моментально вывело клиента на другой уровень понимания процессов происходящих в его бизнесе.

На этом примере ярко видно, как может изменить ход консультации истинное определение запроса.

Идем дальше. И теперь рассмотрим, почему важно ответственно и с энтузиазмом подходить к этому этапу консультации.

1. Высокая мотивация клиента в процессе работы над запросом.
2. Понимание консультанта, куда вести клиента и к чему должны прийти к концу сессии.
3. Отсутствие саботажа в поиске ответов на поставленные вопросы.
4. Клиент понимает, видит и принимает результаты проделанной работы.

Правильно и экологично сформированный запрос дает ясность для консультанта и клиента. А также, очень облегчает процесс проведения самой консультации.

Существует несколько этапов в формировании запроса. И сегодня мы их рассмотрим в разрезе работы с метафорическими картами.

1 этап. Зондирование
Сбор общей информации.

Вопрос: Чего ты хочешь?

Предложить клиенту выбрать в открытую картинку, которая бы ассоциировалась у него с его целью. Помогаем клиенту с помощью вопросов наиболее точно и с разных сторон рассказать о своем желании.

Используемая колода: сюжетная.

2 этап. Лазер
Конкретизируем желаемый результат.

Вопрос: Как конкретно должен выглядеть результат?

Предложить клиенту в открытую выбрать картинку, которая будет отвечать на поставленный вопрос.

Используемая колода: сюжетная.

Важно! Сузить поставленную цель до реально достижимой и понятной.
Пример: Хочу похудеть (1 этап).
Хочу похудеть на 5 кг к концу месяца (2 этап).

3 этап. Ловушки
Уже на этапе формирования запроса, находим скрытые выгоды поражения, а также возможный саботаж.

Вопрос: Почему выгодно не достигать этой цели? Что я могу потерять в процессе или в результате достижения цели?

Предложить клиенту выбрать в закрытую карту и помочь найти ответы.

Используемая колода: сюжетная.

4 этап. Поиск плюсов
Помогаем клиенту увидеть ценность достижения данной цели (запроса).

Вопрос: Что хорошего я получу в результате? В чем ценность достижения данной цели?

Предложить клиенту выбрать в закрытую карту.

Используемая колода: сюжетная ресурсная

5 этап. Бинго
Исходя из полученных раннее ответов, помогаем клиенту сформировать цель на работу и запрос на данную сессию.

Используемая колода: сюжетная.

Предлагаем выбрать картинку в открытую. Формируем цель.

Таким образом выводим клиента на осознанность уже на первых этапах работы.
В данном случае, при определении запроса, мы используем как вспомогательный инструмент метафорические карты. И это дает более глубокое понимание и четкость в формирование цели на работу.

Метафорические ассоциативные карты на сегодняшний день являются одними из самых популярных инструментов для специалистов помогающих профессий. И это действительно достойный и экологичный способ работы с самыми разнообразными сферами жизни.

И конечно же — это прекрасные помощники, благодаря которым мы уже в процессе формирования цели обращаемся напрямую к подсознанию и находим истинные ответы.

Успехов и процветания!

Почему метафорические карты эффективны в консультировании?

Проективная методика «Метафорические ассоциативные карты» (МАК) – что это?

«Мы что, гадать будем?» — на лице клиента возник немой вопрос, когда я взяла в руки колоды с метафорическими картами. Клиенты, особенно мужчины, не скрывают свое удивление. Поэтому я решила написать данную статью, чтобы предварительно познакомить с данной методикой.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно МАК) – один из видов проективной методики. Чаще изображения идут в форме прямоугольника и наборами, поэтому их стали назвать картами, а их наборы – колодами, по аналогии с игральными и гадальными картами. Однако, следует подчеркнуть, что это не гадание.

Таких колод разрабатывается достаточно большое количество. Вот примеры некоторых из них:


Почему и как они работают?

В психологии эти методики направлены на выявление и диагностику бессознательных желаний, личных установок. Также для выведения «наружу» того, о чем давно догадывались, но стесняялись себе признаться.

Наше сознание, вооружившись психологическими защитами, может немного привирать в ответах самим себе. Изображени помогают увидеть ситуацию в карсках.

Секрет в том, что наше бессознательное знает уже давно ответы на все вопросы, которые задет себе человек. Психологические защиты иногда препятствуют честному осознаванию ситуации, своих же желаний. А иногда мы «в чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечаем». Или просто не доверяем своему внутреннему голосу, придумываем рациональные объяснения.

Например, МАК эффективны в ситуации выбора (работы, отношений, отдыха).

Пример: расклад в работе с запросом клиентки: «Какого из двух партнеров выбрать?» В итоге клиента сделала для себя вывод, что нужно оставить обоих кандидатов и освободить пространсвто для новых отношений.

Иными словами, метафорические карты «идут в обход» тех заборов с колючей проволокой и бревен, которые худо-бедно помогают нам адаптироваться. Мы их выставляем, чтобы защитить свою психику от травмирующих событий и непростых истин, а иногда — от счастливых возможностей.

При этом, сколько человек — столько интерпретаций одной и той же картинки. Абсолютно идентичных описаний не бывает. Ответ зависит от вопроса, внутреннего состояния человека, его жизненного опыта.

Еще один плюс – метафора (изображение) – дает возможность описать ситуацию, яснее представить свои чувства, визуализировать их. Например, среднестатистический мужчина на вопрос, как у вас складываются отношения с партнершей, ответит что-то вроде «нормально», «не очень», «так себе». Изображения, как шпаргалки-словари, предоставляют более широкой выбор для описания ситуации. Как результат – человек начинает сам понимать, что же он вкладывает в понятие «не очень», и психологу не надо за язык тянуть и пытать клиента, чтобы выстроить работу более эффективно.

Заметно облегачается работа с сексуальныи запросами. Секс, интимная жизнь — темы, которые не принято обсуждать. Клиенты испытывают трудности с выражением своих мыслей, желаний, стыдятся некоторых слов. МАК помогает избавить клиента от подробных описаний, делает это за него. С помощью карт можно найти ответы на вопросы:

  • почему я выбираю таких партнеров?
  • чего я на самом деле хочу в сексе?
  • что для меня неприемлемо?
  • почему в сексе мне нравится то или иное поведение?
  • почему мне скучно с партнером в постели?
  • почему я не испытываю оргазм?

и многие другие.

Пример: молодой человек обратился с вопросом о гомосексуальности. Имеет опыт отношения с женщинами, также секс с мужчиной. В результате выяснилось, что его возбуждет не столько сексуальное партнерство с мужчиной, сколько пассивная, принимающая роль. Одинаково сильно он испытывает влечение к доминирующим женщинами, желания и приходти которых он может выполнять. Карта 1 вышла на вопрос: «Какой я с мужчиной?», Карта 2: «Какой я с женщиной?»

Тут использована колода карт ТАРО. Не стоит этого пугаться, искать в надписях какой-то смысл. В ТАРО зашифрованы архетипы, модели поведения, жизненные сценарии. Поэтому многие колоды можно использовать для работы в психологии.

Изображение на метафорических картах способно сыграть роль «триггера» и вколыхнуть какие-то эмоции и переживания, глубоко спрятанные или надежно забетонированные психологическими защитами. Человек неожиданно заплачет. И это хорошо. Мы с Вами знаем, что боль непереработанная, неосознанная, продолжает свое «темное дело» и оказывает влияние на жизнь в целом. Клиент может заплакать и от радости, когда увидит на изображении нечто желаемое, о чем не позволял себе мечтать, но очень хочет.

Пример: женщина испытывает ненависть и недоверие к мужчинам. В данном раскладе выявились истоки данного отношения. А также наметился один из путей преодоления данной травмы (карта с группой девушек на изображении)

Хорошо работает и «визуальная перезагрузка». Образы, которые тревожили, были триггерами, постепенно утрачивают свое ранящее воздействие, смягчаясь и превращаясь в опыт, тихую грусть. После работы с психологом они — больше не мучительные воспоминания, вызывающие чувства стыда, обиды, вины, ничтожности, покинутости и т.д.

Пример: работа с клиенткой, страдающей (или наслаждающейся?) аддикцией избегания. Она избегала близких отношений, и не понимала причину. Данный расклад полезен в работе с любой зависисмостью.

Еще одно положительное воздействие — «визуальная загрузка». Моделируя с помощью карт то, какой будет желаемая ситуация, желаемое состояние – человек «загружает» себе в мозг положительные эмоции, потенциал, «образы положительного будущего» и они начинают работать на благо клиента. В ситуации, когда клиент выводит свою проблему в виде метафоры, близкой именно ему, то все изменения, которые вносит человек при помощи психолога в эту метафору, имеют терапевтический (лечебный) эффект. Происходит трансформация бессознательного содержания психики. И что-то с этого момента начнет происходить по-другому, «прорастает» и становится частью его новой жизни. Эффективно, не правда ли?

Пример: работа с принятием клиенткой своей женственности. Первое изображение она вытянула на вопрос: «Как мне принять свою женственность?». Далее шли вопросы: «Что будет, если мне удасться ее принять?» и друг за другом она вытягивла изображения по одному. Каждое интерпретировала перед тем, как втянуть следующее. В итоге она получила приятную ей перспективу («визуальную загрузку»). Она сказала, что мурашки побежали по телу. Сфотографировала для большей мотивации. Далее мы работали уже отдельно над принятием ею «женской части».

В моем арсенале более 30 колод, которые я использую в зависимости от поставленного передо мной вопроса. Конечно, МАК – далеко не единственная техника, с которой работает психолог. Отмечу, что использование карт не превращает консультацию в банальное вытягивание и разглядывание изображений. Они помогают специалисту увидеть зерно проблемы, вывести проблему наружу для дальнейшей проработки. Далее применяется богатая палитра психотехник, которые есть в арсенале психолога.

Для клиента польза работы очевидна: сокращается время работы, легче рассказать о непростых вещах, получить полезное озарение (инсайт). Также я предлагаю фотографировать свои расклады и возвращаться к ним периодически. Иногда, это приносит новые открытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *