Доктор Моррис

Ментальность

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абрамова, Ольга Алексеевна, 2006 год

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1. М.: ГУПИЗ, 1958.479 с.

2. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М.: ГУПИЗ, 1963.363 с.ф 3. Аксаков К.С. О русском воззрении. Русская идея. М., 1992.-564 с.

3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. 436 с.

4. Андреев Н.П. Русский фольклор/Сост. Н.П.Андреев, М.- Л., 1938.-356 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.-265 с.

6. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996. — 331 с.

7. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.С. 109,108. 247 с.

8. Афанасьев А.Н. Народные праздники//Живая вода и вещее слово/сост. А.И.Баландин. М., 1998.-510 с.

9. Барулин B.C. Социальная философия. Общество как мир культуры.4.11, гл. Х111.М., 1999.-364 с.

10. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и

11. Возрождения. 2 изд., М.: Худ. лит., 1990. -514 с.

12. Бердяев Н.А. О познании человека. М.: Республика, 1993. -462 с.

13. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. Париж: ИМКА-Пресс, 1939. — 222 с.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.-254 с.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990,- 207 с.• 16. Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия // Советскаяэтнография. М., 1989. № 1. -С.91 -100.

16. Бернштейн Б.М. К спорам о специфике пространственных искусств // Советское искусство. 1988.- №23.

17. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971 -301 с.

18. Бояк Т.Н. Роль празднично-обрядовых народных традиций в социализации молодёжи // Социализация молодёжи: опыт, проблемы, перспективы. 4.2: Материалы докладов на Всероссийской научно-практической конференции. — Улан-Удэ, 2000.-162 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теория этноса. М.: Наука, 1983.- 412 с.

20. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. -М.: Наука, 1981.-274с.

21. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография, М., Наука, 1973. 280 с.

22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,современность. М.: Наука, 1987. — 332 с.

23. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.-174с.

24. Буслаев Ф.И. Древнерусская народная литература и искусство. С-Пб., 1861. — С.68-69.

25. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.-243 с.

26. Васеха Л.И. Новый статус этнологии в российской науке 90-х годов // Проблемы этнологии и этнопедагогики: Сб.матер. МНПК. М., 1994.-113 с.

27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Вст. ст. И.К. Горского (11-31 С.), коммент. В.В.Мочаловой. М: Выс. шк., 1989.- 404 с.

28. Виноградов Г.С. Народная педагогика. В кн.: Сибирская живая старина.

29. Иркутск, 1926, вып. 2.-163 с.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1989.- 168 с.

31. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.- М., 2001.- С.4. -367 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. Сост., авт. послеслов. М.Г. Ярошевский, коммент. В.В. Умрихина. Ростов на Д., 1998. 480 с.

33. Выготский Л.С., Лурия А.Г. Этюды по истории поведения.М.,1993.224 с.

34. Выжлецов Г.П.Аксиология культуры. -СПб., 1996.-150 с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия Космос кочевника,земледельца и горца. М., 1999. — 368 с.

36. Гегель Г. Лекции по философии истории. Пер. с нем. A.M. Водема. СПб: Наука, 2000. -479 с.

37. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества.-М.: Наука, 1977.— 703 с.

38. Герцен А.И. Собр. Соч.: в 30 т. Т.16. М., 1958. 579 с.

39. Гоголь Н.В. Собр. соч. Т.9.М., 1994.- 557 с.

40. Гоголь Н.В. Авторская исповедь // Собр. Соч.: в 7 т. Т.6. М., 1967.

41. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условияхдуховного обновления России. Барнаул, Изд. БГПИ, 1994. -376 с.

42. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: ЭКПРОСС, 1992.-336 с.

43. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1993. -782 с.

44. Гумилёв Л.Н. Субэтносы // Диалог. 1991.-№17.

45. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат,1993-503 с.

46. Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и истории природы. М., 1993544 с.

47. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретическиеочерки. СПб., 1993.-296 с.

48. Гусев В.Е. Фольклор: история термина и его современное значение // Сов. Этнография. 1966. №2. -С.3-21.

49. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., АН СССР, 1967. 319 с.

50. Даль В.И. Половицы русского народа: сб. В. Даля. В 3 Т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1 -640 С., Т. 2 -704 С., Т. 3 -736 с.

51. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.,• 1996.-480 с.

52. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому. Сост., послесл., коммент. С.А Вайгачева. М.: Книга, 1991. -573 с.• 53. Ден Д. Путь к преодолению разногласий. СПб., 1992.-264 с.

53. Дербан Г.В., Звягин А.С., Кагиров Б.Н., Лукин Ю.А., Тимошкин И.В., Ушакова Е.В. Социальный смысл управления и духовно нравственные ценности человека // Проблемы социогуманитарного образования. Барнаул: БГПУ, 2003. -С.46-57.

54. Достоевский Ф.М. Т.1., 1962. 724 с.

55. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала• 90-х годов. М., 1994.-127 с.

56. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М.-Л., 1996.

57. Дунаев М.М. Да будет все едино//Слово. 1992.Ж7. С.6

58. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, — 1985. — 336 с.

59. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. — 380 с.

60. Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф.Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934.С.195-214.С.

61. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934 гг. Сост. А.Л. Топоркова. Вст. ст, подг. текста и коммент. Т.Г.Ивановой. М.: Индрик, 1999.-352 с.

62. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. — 511 с.

63. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. —240 с.

64. Ильин И.А. Авторская исповедь//Собр. Соч.: в 7 т. Т.6.М., 1967.-452 с. ® 66. Ильин И.А. О России. М.: Русский архив, 1995.-324 с.

65. Ильин И.А. О русской идее. (19-38 С.) //Рубеж. Альманах социальных исследований. № 2. Сыктывкар, 1992. -240 с.

66. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл.1. О вере//Путь к очевидности.• М.: Республика, 1993.- 431 с.

67. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва 1996, №1, С. 170-191.

68. Иоанн, Митрополит Санкт-Петербурсгский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995.-35 с.

69. История философии в кратком изложении. Пер. с чешек. М.: Мысль, 1991.-519с.

70. Каган М.С. Морфология искусства М., 1972.- 197 с.

71. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование• внутреннего строения мира искусств. Ч. 1,2, 3. Л.: Искусство, 1972. -430 с.

72. Каган М.С. Социальные функции искусства и его видов. Л., 1980.-322 с.

73. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 205 с.

74. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор.М.,1929.Т.4-5

75. Кагиров Б.Н. Философия управления как форма теоретического и практического синтеза знаний / Философия, методология и история знаний. — Барнаул, 2004. -С.201-209.

76. Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М.:• Наука, 2000.- 178 с.

77. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. И.З. М.,1994. — 747 с.

78. Кант И.соч.в 6-ти томах. Т.6. М., 1966.- 534 с.

79. Кантор В.К. К.Д.Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989.-213 с.

80. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические чтения/Под ред.А.М.Арсеньева. -М.: Педагогика. 1982, 703 с.

81. Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новомпрочтении//Живая старина. -М., 1995.-№2.-С. 15-16.

82. Каргин А.С. Народная художественная культура. М.: Гос. респуб. Центр русского фольклора, М.: 1997. — 283 с.

83. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История,теория, практика. М.: Выс.шк., 1988. -271 с.

84. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М.: Гос. респуб. центр русского фольклора, 1993. — 164 с.

85. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М.: Институт нац. модели экономики, 1994. — 367 с.

86. Киреевский П.В. Песни, собранные писателями / Новые материалы из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство. Изд-во: Наука, М., 1985.574 с.

87. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти т.- М.: Мысль, Т.1.-465 с.

88. Книга для чтения по истории средних веков / Под ред. Проф.С.Д. Сказкина. 4.1. Раннее средневековье. Изд-е третье, Гос.учебно-педагог. Изд-во: Министерство просвещения РСФСР. М., 1951, -С.22.

89. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988. -270 с.

90. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.-341 с.

91. Концепция национальной безопасности РФ// Российская газета.-1997.-№1300.- 17 дек.

92. Копылов И.Я., Леонов В.Г. Народы России: XXI век. Новосибирск, 2002. — 190 с.

93. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1994. — 560 с.

94. Корнейчук Э.А. Менталитет: истоки и исторические формы. Автореферат на соиск. к.ф.н. Волгоград, 2001. 22 с.

95. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Изд. 2. М.: Выс.шк., 1989. -320с.

96. Кузина Г.Ф., Батурина Г.И. Духовно-нравственное развитие личности // Человек в мире духовной культуры: Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых учёных. М., МГУК, 1999. С. 127-131.

97. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад Восток. Введение в социоестественную историю. — М., 1996. С.267-287.

98. Кутырев В.А. Традиции и ничто//Философия и общество. 1998. № 6.• С.170-191.

99. Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций) Очерки и этюды. М., 1995.-216 с.

100. Леви Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994. — 384 с.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность, М., 1975.-475 с.

102. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Современный социоанализ. -М., 1996, С.5-23.

103. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.-473 с.

104. Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г.Белинского.

105. Литературный сборник, составленный из трудов русских литературов. М., 1999.С.343.

106. Лисовский В.Т. Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1974. — 184 с.

107. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы.-М., 1979.-352 с.

108. Лихачёв Д.С. Раздумия /Сост. и общая ред. Дубровской Г.А. М.,1991. -318с.

109. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы 10-17 вв. Поэтика русской литературы // Избр. раб. в 3 т. Т. 1. Л.: Худ.лит., 1987. -656 с.

110. Лихачев Д.С. Человек в культуре Древней Руси. Статьи о «Слове о полку Игоревом» и др. // Избр. раб. В 3 Т. Т. 3. Л.: Худ. лит., 1987. 520 с.

111. Лопуха А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа. М.: РУСАКИ, 2000. — 144 с. (Сер. «Социология и социальная антропология»; Вып.2).

112. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политизд., 1991.-525с.

113. Лосский И.О. Характер русского народа// Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

114. Лосский И.О. Ценность и бытие//Лосский О.Н. Бог и мировое зло.

115. М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 1999.-С. 250-314.

116. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. 2-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1998,-336 с.• 117. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. 446 с.

117. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, Наука, 1993.-167 с.

118. Макаренко А.С. Соч. в 7-ми томах. М., АПН РСФСР, 1957, Т.4.-362 с.

119. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 1999.-462 с.

120. Марков В.И. «Свое», «чужое» и отчуждение в культуре. Кемерово: КемТИПП 2002.-176 с.

121. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Изд.2-е. — Т.5.-635 с.

122. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политизд., 1977.-200 с.

123. Мид М. Культура и мир детства: Избр.произв./Пер. с англ. и комментарии Ю.А.Асеевой; Сост., авт. Послесл., С. 5-30, и отв. ред. И.С.Кон)-М.: Наука, 1988.-429 с.

124. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОСПЭН, 1998. — 573 с.

125. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов / вступ.ст. С.Ю. Ключникова. М.: Беловодье, 1995. — 320 с.

126. Михайлова Н.Г., Быкова Э.В. Социально-культурные проблемы развития любительского художественного творчества. -М.: МК РФ,РНИИК, 1991.-150с.

127. Михайлова Н.Г. Теоретико-методологические аспекты исследованиянародной культуры. М.: МК РФ, РНИИК, 2000.-155 с.

128. Миф и литература древности. М., 1978.-372 с.

129. Мифы древних славян. Саратов. 1993. 252 с.

130. Можейко З.Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. Минск. 1985. -С.66.

131. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997.-95 с.

132. Музыкальная фольклористика. Сб. ст. Вып. 3. Сост. А.А. Банин. М.: Сов.• комп., 1986.-325 с.

133. Некрасова М.А. Народное творчество как часть культуры: Теория и практика. Предисл. Д.С. Лихачева. М.: Изобр. иск., 1983. -343 с.

134. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: ТОО• «Транспорт», 1995.-301 с.

135. Новиков B.C. Фольклор как феномен эстетической культуры общества (аспекты генезиса и эволюции) диссертация на соискание уч.ст. к. филос. наук. Барнаул-2002. 176 с.

136. Новицкая М.Ю. Основа интеграции образования-традиционная культура народа.// Искусство и образование. (Проблема происхождения)/Под общ. ред. А.Я.Шера. Кемерово: Кемеровский государственный институт искусств и культуры, 1998. — 211 е.: ил., табл.

137. Овсянников А.А. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в• себе? // Мир России.2000. № 1. С.69-113.

138. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.- 403 с.

139. Пантин И.К. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопр.фил. 1994. № 1. С.25-53.

140. Парсонс Т., Пирогов Н.И. Система координат действия и общая теория системы действия: культура, личность // место в социальной системе // Американская социологическая мысль, М., 1994. С.45.

141. Платон. Диалоги. М., 1986. — 607 с.

142. Плахов В.Д. Утопия и традиция. М., 1982.-352 с.

143. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. — 479 с.

144. Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. Киев, 1978. 351 с.

145. Пропп В.Я.Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования)-Изд-во Ленингр. у-та, 1963.-143 с.

146. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. ст. М.: Вост. лит., 1976326 с.

147. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. / сост., научная редакция, комментарии, библиографический указатель В.Ф.Шевченко. М.: «Лабиринт», 2002. — 464 с. — (Собрание трудов).

148. Путилов Б.Н. Место фольклора в комплексе славянских и балканских исследований //Комплексные проблемы истории и культуры у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Сб. ст. М.: Наука, 1979. С. 151-157.

149. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги. Герои. Люди. СПб.: Азбука, 1999.-368 с.

150. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. 365 с.

151. Пушкин А.С. Письмо к Чаадаеву П.Я.Русская идея. М., 1992.-183 с.

152. Риккерт Г. Нации о природе науки о культуре//Культурология: XX век. М.: Юрист, 1995, С.69-103.• 154. Риккерт Г. О системе ценностей. «Логос». М., 1914.Т.1.Вып.1.-152 с.

153. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений// Философия науки. 1989. №6. С.89-93.

154. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.-292 с.

155. Россия на рубеже тысячелетий//Независимая газета. 1999.12 дек.

156. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -423 с.

157. Рыбаков Б.Н. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол.гв.,1984.-351 с.

158. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М.: Наука, 1972.-520 с.

159. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд. 2, доп. М.: Наука, 1994. -608 с.

160. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско -антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. № 6, С.3-15.

161. Самосознание европейской культуры XX в.: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М.: Политиздат, 1991. -366 с.• 164. Сартр Ж -.П. Тошнота: Избр. Произведения М.: Республика, 1994.-423 с.

162. Сартр Ж -.П. Экзистенциализм это гуманизм//Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989, С.319-344

163. Сахаров И.П .Сказание русского народа. М., 1985.-284 с.

164. Севастьянов В.И. Электронные СМИ, психоэкология и выживание // Техника кино и телевидения. 2001. — №4. — С. 9.

165. Семилет Т.А. Культурвитализм концепция жизненных сил культуры: Монография. — Барнаул: Из-во Алт. ун-та, 2004.- 144 с.

166. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: социологический• очерк СПб., 1996.-63 с.

167. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Вст. ст., подг. текста В.П. Аникина. М.: Худ. лит., 1990. -397 с.

168. Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995.-836 с.

169. Славянская мифология. Словарь-справочник. Линор. Совершенство. М., 1998.-362 с.

170. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1-11. М., 1832, 1857.

171. Современная русская идея и государство. М., 1995.-382 с.

172. Соколов Ю.М. Русский фольклор М., 1938. 560 с.

173. Соловьёв В .С. Национальный вопрос в России. Спб., 1988.-352 с.

174. Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тг.ТЛ.М., 1988. 894 с.

175. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — С.425-504.

176. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое / пер. с анг.; Сост. И отв. ред. Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 288 с. -(Новая педагогическая библиотека).

177. Степанов А.П. Енисейская губерния. Спб., 1835.- 4.2.173 с.

178. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. -464 с.

179. Столяров А.А. Стоя и стоцизм. М., 1995.-441 с.• 183. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. Очерков С.Соловейчик). Изд. 2-е. М., 1975.- 272 с.

180. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: 1989.-573 с.

181. Терещенко. А.В. Быт русского народа. М. — 1999. — 336 с.

182. Тишков В.А. Забыть о нации// Вопросы философии. 1998. — №9.

183. Тишков В.А. О феномене этничности//Этнографическое обозрение. 1997. №3.

184. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологических перспективах//Вопросы философии.- 1990, №2.• 189. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.-352 с.

185. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: В.Ш., 1978. -352 с.

186. Токарев С.А. Обычаи и мифы//Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1982.-719 с.

187. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.- 509 с.

188. Тоффлер О. Будущее труда//Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986, с.250-276.

189. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме (36-47 С.). Он же. О туранском элементе в русской культуре (59-76 С.) // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993. -256 с.

190. Уразова С.Л. Миссия или антимиссия // Техника кино и телевидения.-2001.-№4.-С. 3.

191. Ушаков П.В. Мистическое бытие человека. Дисс. на соиск. к.ф.н. -Барнаул. 2001.172 с.

192. Ушаков П.В., Ушакова Е.В., Дербан Г.В. природа восточного, западного и ® российского менталитета // Ползуновский альманах / Владимир Соловьёв: к150.летию со дня рождения.-Барнаул: Изд-во АлтГТУ.№1-2. 2003.-С.114-121.

193. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Монография. 4.1-2. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1998. — 470 с.

194. Ушинский К.Д. Родное слово//Собр. Соч., Т.2. 447 с.

195. Феноменологическая аксиология Макса Шелера/Проблема ценности в философии. M.-JI., 1966.-372 с.

196. Филиппов В.Н. Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию Барнаул, ГИПП «Алтай», 1999.- 438 с.

197. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра-М., 2002. — 576 с.

198. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. К., 1991.- 593 с.

199. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.- 511с. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.

200. Франк С. Сочинения. М., 1990.-723 с.

201. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Иследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политизд., 1983.-831 с.

202. Фрейд Э. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.-456 с.

203. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.,1978 605 с.

204. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. / Общ.ред. и поел.В.И. Добриков.-М.: Прогресс, 1990.-336 с.

205. Хайдеггер М.Слова Ницше «Бог мертв»//Вопросы философии. 1995. №5.С.89-106.

206. Холодный В.И. А.С.Хомяков дилетант и провидец постхристианского Ф «завета»//Вопросы философии. 2001 .№8.С. 145-156.

207. Хомяков А.С. Работа по богословию // Соч.: в 2 т. Т.2 -М.: Медиум: Московский философский фонд, 1994. -478 с.

208. Хомяков А.С. Работы по историософии // Хомяков А.С. Соч. в 2-х т.-М.,1994, Т.1.- 590 с.

209. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. (С. 126289) // Русская эстетика и критика 40-50 гг. XIX века. Сб. ст. М.: Искусство, 1982.-544 с.

210. Хренов Н.А. культура в эпоху социального хаоса. М.: УРСС, 2002.• 219. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984,208 с.

211. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси. 1984.-263 с.

212. Человек и духовно-культурные основы возрождения России/Под. ред. Г.П.Выжлецова и др.- Спб: Изд-во СПб ун-та, 1996. 288 с.

213. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М.: Искусство, 1974. -550 с.

214. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография, 1972.№З.С.73-85.

215. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986.-434 с.

216. Шамина Л.В. «Школа русского народного пения». Москва 1997.-250 с.

217. Шейн П.В. Материалы изучения быта и языка русского населения СевероЗападного края. Т.1. ч.1. СПб., 1887.-362 с.

218. Шелер М. Избр.произв.-М.: Гнозис, 1994.-413 с.

219. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. -496 с.

220. Шилз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход // Амер.социол.: Перспективы, проблемы, методы-М., 1972. С.448-359.

221. Шнейдер Б. Глобальная революция//Свободная мысль. 1993,№9.С.25-33.

222. Шохин В.К.Ценность//Нов.фил. энциклоп.: в 4-х т. Т.4. С.320-323.

223. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов на Д.: Феникс, 1998. 640 с.

224. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Пер.с фр. СПБ.: Алетейя, 1998249 с.

225. Этнология // Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова М.: Наука, 1994. — 383 с.

226. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991. -212 с.

227. Юнг К.Аналитическая психология. СПб.: МЦНКи Т. «Кентавр», 1994. -137 с.

228. Юнг К.Г. Письма об эстетическом воспитании человека // Психологические / Пер. с нем.; Под общ. Ред. В.В.Зеленского; Худ. обл. М.В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 1998.-556 с.

229. Юшков А.Ю. Формирование системы ценностей в современном российском обществе. Автореф. дис. к.ф.н. М., 2000.-25 с.

МЕНТАЛЬНОСТЬ

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет)

от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. «Зазор» между практически независимым от истории «коллективным бессознательным» с его «архетипами» (К. Юнг) и исторически изменчивыми «формами общественного сознания» (марксизм) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности. Гуманитарная наука 20 в. скорректировала идущее от Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания с знанием и сферой разума, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно-письменной формы культуры перед всеми остальными, выдвинув и развив лишенное однозначности представление о ментальности. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности, характеризуется отказом от европоцентризма и монолинейного прогрессистского видения истории. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в социальные группы и исторические общности, ментальность служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, особенно в той мере, в какой его предмету присуще динамическое историческое измерение. Поэтому представление о ментальности разрабатывалось гл. о. в исторических науках, особенно в исторической антропологии и в «новой исторической науке», основы которой были заложены в 1930-х гг. французскими учеными, группировавшимися вокруг журнала «Анналы». Конкретные социолого-исторические исследования были посвящены анализу детской, национальной, тоталитарной, европейской, африканской, бюрократической, средневековой и др. видов ментальности. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, «пятнами», связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и др.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, индивидуальное и общественное — все эти оппозиции «перекрываются» на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Термин «ментальность» встречается уже у Р. Эмерсона (1856), однако свое продуктивное и многоплановое развитие понятие ментальности получило гл. о. во франкоязычной гуманитарной науке. М. Пруст, отмечая новизну термина «ментальность», с симпатией к новшеству вводит его как достойный внимания неологизм в свой словарь, заодно проникая в дотоле неизвестные пространства душевно-духовной жизни человека. В 1922 Л. Леви-Брюль в исследовании «Первобытное мышление» («La mentalite primitive») различает два типа ментальности — дологический и логический, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен с характерным для него «законом партиципации» и основанного на логическом законе противоречия и представленного в европейской традиции рационального мышления. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы французского историка Ж. Лефевра, введшего в качестве объяснительного средства представление о «коллективной ментальности». Исследуя феномен массовой паники, охватившей летом 1789 множество французских деревень и спровоцированной убеждением в грозящей крестьянам опасности со стороны банд разбойников, грабящих и разоряющих все на своем пути, историк пришел к необходимости углубленного подхода к анализу психологии масс, поведение которых, особенно в кризисную эпоху, нельзя объяснить без учета структуры коллективной ментальности. Историк обнаружил, что коллективная эмоция (в данном случае «великий страх») легко направляется на новый объект, если первоначальный объект страха разоблачается в качестве иллюзорного. Исследуя поведение «революционных толп», Лефевр показал, что за привычной идеолого-политической «событийной» историей скрывается ее глубинный источник, в котором переплетаются психологические и социальные моменты — подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальность представляют для Лефевра своего рода биологически обусловленные константы. У другого историка, основателя (наряду с ментальностью Блока) школы «Анналов», Л. Февра понятие ментальности, напротив, лишено биологицистского истолкования. Отталкиваясь от работ А. Баллона и Ш. Блонделя, Февр разрабатывает контуры исторической или социоисторической психологии, развитой впоследствии И. Мейерсоном, 3. Барбу и др. В манифесте школы «Новых Анналов» (1946) Февр подчеркивает, что мыслительные привычки и установки, навыки восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания их, хотя он и называет «сознанием» весь этот блок, генерирующий импульсы, формирующие историю и самого человека. Ментальность мыслится Февром не как биологически укорененная константа поведения, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности и «жесты». В исторических реконструкциях ментальности обнаруживается прежде всего как причина «отставания» или «сопротивления» переменам в социополитической и идеологической сферах (инерционность ментальности). Т. о., ментальные структуры служат одновременно и продуцирующим основанием и препятствием для исторического движения, благодаря чему оно и приобретает свой неповторимый уникальный характер, на воссоздание которого и должна прежде всего ориентироваться история. Образцами раскрытия и воссоздания ментальности различных эпох и социальных слоев служат работы историков нового поколения школы «Анналов» (Ж. Ле Гоффа, Р. Мандру, Ж. Дюби и др.), а также исследования историков культуры, науки, искусства (И. Хейзинга, Ж.-П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофскиидр.). Концепция коллективной ментальности, сложившаяся в истории и социоисторической психологии, имеет свои аналоги в таких конструкциях, как, напр., понятие «социальный характер», предложенное Э. Фроммом в работе «Бегство от свободы» (1941). Как и в исторических исследованиях коллективной ментальности, в работе Фромма разрабатывается модель взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов, предполагающая наличие действующих между ними системы двойственных связей. Согласно такой модели, все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социопсихологической аурой, в которой они действуют. Рациональное начало какжизнеспособное образование структурировано на матрице социально значимой эмоциональной структуры, причем их локальное взаимопереплетение может расширяться по своего рода автокаталитическому механизму Создавая такую и подобную ей модели, концепции ментальности способствовали формированию новой методологической атмосферы в гуманитарном знании, противостоя редукционизму в его самых разных вариантах — как со стороны, напр., «экономизма» марксистской окраски, так и со стороны позивитизма, намечая тем самым продуктивные междисциплинарные синтезы психологии, лингвистики, этнологии, исторических дисциплин и других наук о человеке, включая и философию. Структурализм, отвергая концепцию Леви-Брюля «дологической» первобытной ментальности, способствовал дальнейшему развитию и углублению этих концепций и исследований, вводя семиотический подход и распространяя на всю культуру лингвистические модели. Однако в той мере, в какой структурализм переходит в постструктурализм, отношение к понятию ментальности меняется. Это ясно прослеживается, напр., у М. Фуко, выдвинувшего понятие «эпистема», которое можно истолковать как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи и ее культуры. Но уже в его «Археологии знания» (1969) еще встречающееся здесь и позитивно употребляемое понятие ментальность сменяется негативным к нему отношением. Высоко ценя Ф. Броделя и школу «Анналов» (эта оценка была взаимной), Фуко, однако, перенес акцент с «психологии» на «дискурс» как практику, истолковав последнюю в предельно десубъективизированной тональности. «Суверенность коллективного сознания», как объясняющий принцип, содержащийся в некоторых концепциях ментальности, отвергается Фуко на том основании, что он, как считает философ, априорно и догматически унифицирует само по себе дисперсное «поле» истории. Фуко призывает историка вынести за скобки все подобные синтезаторы, такие, как, напр., представления о «влиянии», «развитии», «предшественнике» и т. п. представления, вносящие презумцию автономного «антропологического субъекта» и «исторического сознания», на которые историком послушно нанизываются исторические «факты». Однако нельзя и преувеличивать подобный разрыв Фуко с традицией «новой истории», потому что и Февр, и Бродель, призывая к всеобъемлющему синтезу наук о человеке в рамках преображенной истории, развивая глобальный историзм, стремились как раз внести аналитически обнаруживаемое разнообразие и дискретность (столь дорогие Фуко) в тотализирующие и континуализирующие историю концепты «духа», «индивида», «сознания» и т. п.

В философии культуры М. Б. Туровского понятие «ментального пространства» выступает ресурсом и гарантом «очеловечивания» человека в ходе исторического самосозидания. Это понятие было введено Туровским потому, что он не увидел возможности вывести человечность человека, исходя из принципа предметной деятельности, сформулированного в рамках марксистской традиции. Человек формирует себя в качестве субъекта истории, опираясь на надиндивидуальное содержание, наполняющее ментальное пространство. В ментальном пространстве, по Туровскому, фиксируется «интегральность надиндивидуальных директив человечества, диктующих нормы человеческого отношения к миру» (Методологический семинар «Философские обоснования истории культурологии. 1992-1993 гг.». М., 1993, с. 133). Подобное применение понятия ментальности показывает, что оно может использоваться и для описания феномена свободы человека, в то время как в обычных «историях ментальностей» понятие ментальности предстает скорее как компонент описания зоны необходимости, поскольку человек как личность находит в коллективной ментальности то, что ограничивает и детерминирует его свободу и творчество.

Лит.: Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930; Он же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937; Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; АрьесФ. Человек перед лицом смерти. М., 1992; История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996; LefevreG. La Grande peur de 1789. Suive de «Les foules revolutionnaires». P., 1988; Europaische Mentalitatsgeschichte. Hauptthemen in Einzeldarstellungen, hrsg. von P. Dinzelbacher. Stuttg., 1933; Mentalitaten im Mittelalter: methodische und inhaltliche Probleme, hrsg. von F. Graus. Sigmaringen, 1987; DubyG. Histoire des mentalites. — В кн.: Histoire et ses methodes. Sous la dir. De Ch. Samaran. P., 1961; Aries Ph. Lhistoire des mentalites. — В кн.: La Nouvelle histoire. Sous la dir. De J. Le Goff, R. Chartier, J. Revel. P., 1978.

В. П. Визгин

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *