Доктор Моррис

Медитация

Методы релаксации и техника медитации

Можно ли считать медитацию оккультной практикой? Это действительно сложный вопрос. С одной стороны, здесь нет никаких ритуалов и эффектных заклинаний — всё действие происходит в сознании, и сторонний наблюдатель увидит только человека, застывшего подобно статуе Будды.

С другой стороны, именно медитативные практики приводят к душевному прорыву, озарению, и иногда даже развитию некоторых оккультных способностей. Недаром многие восточные мистики — учителя эзотерики, рекомендуют своим ученикам тренироваться в освоении техник медитации. В магические практики Кастанеды — известного мистика и оккультиста, также входили некоторые упражнения в медитации.

Для чего практикуют медитацию?

Методы релаксации

Техника медитации — упражнение первое

Энтузиазм новичков довольно быстро угасает, и многие бросают упражняться в медитации после двух — трёх недель занятий. Это происходит потому, что таков менталитет западного человека — получить всё и сразу. На востоке к техникам медитации подход совершенно иной — ученик настолько доверяет своему учителю, что выполняет все его предписания в течение многих лет даже в том случае, если сам он не видит реальных результатов. Медитация действует очень тонко, она преобразовывает сознание постепенно, незаметно для человека.

Авторы многих книг по медитации рекомендуют новичкам вести дневник занятий, в который следует заносить все свои наблюдения, ощущения и достижения. Я пробовал, но не увидел пользы в таком подходе — необходимость выполнять записи превращает медитацию в рутину, к тому же, нет никакого желания их читать. Посредством ведения дневника любая техника медитации превращается в бессмысленное занятие. Да и сохранению конфиденциальности это не способствует.

Прежде, чем приступать к занятию медитацией, необходимо определиться, зачем это нужно, хотя бы для того, чтобы не бросить всё через пару недель, потому что «не действует». Те, кто желает развить, таким образом, способности к ясновидению или телепатии, не должны рассчитывать на блестящие результаты по истечении месяца — другого. На такое развитие могут потребоваться годы занятий — всё зависит от упорства и природных склонностей конкретного человека. Но правильно подобранная техника медитации принесёт существенную пользу и за гораздо более короткий срок.

Для чего практикуют медитацию?

Для западного жителя техника медитации и методы релаксации, которую стали использовать в лечебных целях, до некоторой степени тождественны. Но релаксация это не сама медитация, а лишь первая её стадия — полное расслабление тела и сознания. Эффективность релаксации возрастает в том случае, если человеку удаётся изгнать из своего сознания любые мысли. Релаксация приводит к снижению концентрации кортизола — гормона, отвечающего за стресс. Именно этим и объясняется её благотворное воздействие на нервную систему человека. И всё же, методы релаксации не способны заменить собой полноценную медитацию, оказывающую положительное воздействие на биоэнергетику человека и его духовное развитие.

Восточный человек склонен к созерцанию, что потворствовало развитию медитативных практик. Упоминание о техниках медитации и методах релаксации можно встретить практически в любых религиозных книгах. Основное её назначение — это совершенствование характера человека, его мировоззрения. Это может показаться скучным тому, кто желает обрести сверхъестественные способности и мечтает о всевозможных чудесах, но такой человек сам не понимает, что он ищет. Ведь именно сознание формирует представление человека о мире, а изменив своё сознание, изменяешь и свой мир. Что же касаемо «магических» способностей, так они в процессе медитации развиваются сами собой — достаточно вспомнить практики индийских йогов.

Достижение состояния самадхи является конечной целью медитативной практики в раджа -йоге. Это состояние сознания, достигнув которого человек полностью раскрывает свой духовный потенциал. Того, кто испытал состояние самадхи, астральные полёты, таинственные магические ритуалы, достижение власти, богатства и прочие человеческие желания просто перестают интересовать. Но это вовсе не означает, что жизнь просветлённого человека (можно было бы сказать Будды) пуста и безынтересна. Напротив, согласно верованиям индийских йогов, просветлённый человек обладает безграничными возможностями самореализации, и то, что его ждёт, превосходит самые сокровенные человеческие мечты и представления о рае, нирване и т. д.

Методы релаксации

Для того чтобы практиковать медитацию, вовсе не обязательно претендовать на достижение состояние самадхи. Маги прибегают к медитации для того, чтобы сконцентрировать свои силы, подготовить себя к предстоящему ритуалу. Техника медитации благотворно сказывается и на состоянии здоровья, и на способностях к накоплению и дальнейшему использованию биоэнергии (в Индии её называют праной). Новичку необходимо начать с наиболее простых упражнений.

Традиционной позой для медитации принято считать лотос или полулотос, но для европейцев все эти позы со скрещенными ногами могут показаться трудными, поэтому для упражнения следует принимать такое положение, которое не вызывает дискомфорта. Можно сесть на стул или в кресло, при этом руки должны лежать на коленях ладонями вверх, а спину по — возможности следует держать прямой.

Закрывать глаза во время упражнения или оставить их открытыми — это личное дело каждого. Жители запада склонны закрывать глаза, а на востоке считают, что их следует прикрыть наполовину — это позволяет лучше сконцентрироваться, и не отвлекаться на мыслеобразы, создаваемые мозгом. Я имею склонность полностью закрывать глаза, а вам рекомендую попробовать оба варианта и выбрать для себя оптимальный. Медитация — это не математика, здесь нет необходимости строго придерживаться всех правил.

Если в процессе медитации голова непроизвольно склонилась на бок или руки упали с колен, то нужно оставить всё как есть. Для того чтобы принять изначальную позу, вам потребуется нарушить концентрацию, что приведёт к необходимости начинать всё сначала.

Концентрация не должна утомлять. Чтобы изгнать из сознания все мысли, не следует с ними бороться и прилагать волевое усилие. Более эффективный способ — отмечать все возникающие в сознании мысли, но не давать им увлечь вас. Мысли должны приходить и уходить, а концентрация сохраняться. Кстати, достичь концентрации довольно трудно, приготовьтесь к продолжительной борьбе со своим сознанием. В этом вам помогут методы релаксации.

Следует учесть, что по первому времени тело будет всячески сопротивляться вашим попыткам заняться медитацией. Выражаться это сопротивление может по-разному — в виде желания встать и выпить воды, почесать спину и т.д. От себя могу добавить, что стоит только почесать спину, как сразу обязательно начнёт чесаться нога… или что-нибудь ещё. Ощутив такое желание, следует его игнорировать, тогда на определённом этапе оно полностью исчезнет.

Техника медитации – упражнение первое

Выберите такое время, когда никто не сможет вам помешать, отключите телефон, прикройте шторы. Следует создать все условия для полной концентрации. Вначале это имеет особое значение, со временем вам не нужно будет так тщательно подготавливаться к занятиям.

Садитесь на стул, диван или в кресло таким образом, чтобы не испытывать даже малейшего дискомфорта. Постарайтесь максимально расслабиться и ни о чём не думать. Чтобы добиться нужного эффекта, можно слушать музыку для релаксации. Эта фаза упражнения обычно занимает не более пяти минут. Но не следует сверяться с часами, как только вы почувствуете себя комфортно можно приступать ко второй фазе.

Существуют различные методы релаксации, основанные на техниках визуализации. Можно представить себя на берегу океана, в буддийском храме или просто в том месте, где вам хорошо и комфортно. Затем следует попеременно обращать внимание на разные части тела и полностью расслаблять их.

Цель первого упражнения — сосредоточиться на своём дыхании, и постараться изгнать из сознания любые мысли. Это первый шаг, который позволить понять, что такое техника медитации. Считайте каждый свой вдох либо выдох, и более ни о чём не думайте. Если в ходе упражнения вы отвлеклись и сбились со счёта, то следует начать всё заново. Упражнение можно считать оконченным, когда вы досчитаете до ста.

Во время первых занятий могут проявляться довольно интересные эффекты — ощущение полного отсутствия тела либо, напротив, резкого увеличения его размеров. Этого не стоит бояться — просто сознание адаптируется к новой деятельности. Но не стоит специально ждать необычных ощущений, которые могут и не проявиться. Сами по себе они ничего не означают, и не являются признаком «успешной» медитации.

Завершив первое упражнение, следует пару минут спокойно посидеть. Не стоит огорчаться, если с первого раза не удастся всё выполнить — концентрация внимания это одна из наиболее сложных задач практической магии. Концентрация потребуется для совершения любых магических действий, поэтому стоит уделять должное внимание упражнениям по её развитию.

Что дальше?

Большинство медитативных практик довольно сложны для новичков — они требуют высокой степени концентрации или даже визуализации (мысленного представления различных объектов). Не следует форсировать события — только освоив азы, можно переходить к следующему этапу.

После того, как вы несколько раз выполнили вышеизложенное упражнение, можно приступать к созерцанию. Это довольно интересная техника медитации, которая требует совершенно особого подхода. Его смысл заключается в том, чтобы заставить себя увидеть выбранный предмет напрямую, без словесного описания. Когда человек смотрит на что-либо (стул, дерево, цветок, автомобиль и т.д.) его разум пытается описать предмет языком различных категорий. Разум говорит нам о том, что предмет красивый/безобразный, большой/маленький, красный, зелёный, синий и т.д., и т.п. Созерцание, напротив, позволяет увидеть предмет таким, какой он есть, без описаний, ярлыков и преувеличений.

Предметом для созерцания может стать всё что угодно — утренний рассвет, дерево во дворе или гора посуды в раковине. Главное, чтобы созерцаемый предмет не вызывал никаких эмоций, на начальном этапе следует выбирать что-нибудь нейтральное — камень, цветок и т.п. Не рекомендую использовать для этих целей телевизор — многие и так созерцают его с утра и до вечера.

Начать упражнение следует с релаксации. Используйте такие методы релаксации, которые позволяют достичь полного расслабления. Затем вам остаётся только лишь смотреть на выбранный предмет. Просто смотреть, и не поддаваться попыткам разума заговорить языком категорий. В идеале следует добиться полного отсутствия мыслей, позволить себе забыть, как называется тот предмет, который вы созерцаете. Несколько первых упражнений не должны быть слишком продолжительными — 15 минут будет вполне достаточно. Но не следите за временем, заканчивайте упражнение тогда, когда устанете.

LiveInternetLiveInternet

Способность расслабляться по своему желанию – это очень важное умение, которым должен обладать каждый. Жизнь в современном мире очень напряженная и стрессовая, как умственно, так и физически. Это касается работников в сфере высоких технологий и компьютеров, часами сидящих перед монитором, что приводит к многочасовому напряжению некоторых мышц и суставов.

Также это касается и других работников, например тех, кто много времени проводит за рулем, особенно при интенсивном движении транспорта, что сильно давит на психику. В наши дни, стресс – очень распространенное слово, так как люди винят стресс во многих своих проблемах. Людям сложно расслабиться. В этой статье собрано пять лучших способов для здорового расслабления.

Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться

Управление дыханием – это основной навык, необходимый для того, чтобы быстро успокоиться и расслабиться. Сознательно контролируя свое дыхание, вы на некоторое время отвлекаетесь от стрессовых мыслей. Некоторые дыхательные техники дают быстрый успокоительный эффект.

Я предлагаю следующее дыхательное упражнение:

  • Если возможно, прилягте или сядьте поудобнее.
  • Закройте глаза и сосредоточьте свое внимание на ноздрях, как в них проникает воздух.
  • Сделайте медленный и глубокий вдох через нос. Обратите внимание, что проникающий в нос воздух – холодный.
  • Задержите дыхание на несколько секунд, удерживая внимание в той же самой точке.
  • Медленно и спокойно выдохните через нос. Обратите внимание на то, что воздух, выходя из ноздрей, уже теплый.
  • Выполняйте несколько минут, пока не уйдут тревожащие вас мысли, и вы не почувствуете себя спокойным.

В этом упражнении используются несколько приемов, чтобы успокоить вас:

  • Закрытые глаза и удобное положение уже немного расслабляет.
  • При медленном дыхании с задержкой перед выдохом сокращается частота сердцебиений. Особенно это полезно, если вы по какой-либо причине взволнованы, и вам нужно быстро успокоиться. В стрессовых ситуациях можно выполнять это упражнение без подготовительного этапа, если для этого нет времени или места.
  • Концентрация на движении через ноздри холодного и теплого воздуха занимает мозг и отвлекает вас от других, негативных, мыслей.

Впрочем наладить дыхание и справиться со стрессом и негативными переживаниями можно ещё проще.
Нужно медленно набрать в легкие воздух, затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до четырех. Точно так же на четыре счета выдохнуть — и на четыре счета снова задержать дыхание, не вдыхая.

С помощью этой дыхательной практики можно сразу убить двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставить себя дышать медленно и избежать гипервентиляции легких. Во-вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет от одного до четырех.

Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация
(по Джекопсону)

Прогрессивная мышечная релаксация – самая простая техника, из которой возникло множество более сложных методик расслабления, Система прогрессивной релаксации названа по имени гарвардского физиолога Эдмунда Джекобсона. Она базируется на том, что после сильного напряжения мышца автоматически расслабляется.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, Вам необходимо занять максимально удобное для Вас положение в пространстве. Желательно, чтобы положение было сидячее, так как расслабление мышц шеи предполагает движения головой.

Впрочем, для расслабления по Джекобсону можно и лечь на спину на твердую ровную поверхность, закрыть глаза и выбрать объект: для начала небольшую группу мышц — например, икры, брюшной пресс, кисти рук. Эту группу необходимо сначала сильно напрячь (хотя для того, чтобы почувствовать их), после чего резко расслабить — и полностью ощутить это расслабление.

Количество мышц, участвующих в релаксации, надо постепенно увеличивать. Классическая схема прогрессивной релаксации: последовательное движение (напряжение-расслабление) от шейных мышц к мышцам кончиков ног.

Выполняя упражнение, не напрягайте мышцы слишком сильно, и не напрягайте мышцы, не относящиеся к определенной группе, упомянутой на данном этапе. После релаксации напряжения мышцы должны быть более расслабленные, чем до напряжения.

Сядьте в кресло поудобнее или лягте. Сделайте несколько медленных вдохов и выдохов. Затем начинайте в следующей последовательности.

1. Руки. Первое упражнение направлено на расслабление мышц руки. Это простое сжатие кисти в кулак. Упражнение необходимо повторить 5 раз. Не забывайте о том, что любая боль в том числе и полученная в результате выполнения упражнения не может иметь ничего общего с расслаблением. После того как задача выполнена переведите фокус Вашего внимания на ощущения в руке. С первого раза Вы можете ничего особенного не заметить. Это нормально, ведь Вы так давно не обращали внимания на то, что происходит в Вашем теле. За исключением разумеется болевых ощущений.

* Через 4 дня Вы добавляете следующее упражнение: пальцы на руке разведите до такой степени, чтобы почувствовать напряжение. Да это должно быть именно напряжение, НИКАКОЙ боли. В этом упражнении, если смотреть на нее сверху напоминает звездочку.

* Следующее упражнение: напрягаем кисть, заводя ладонь к телу. Таким образом, чтобы кисть и запястье образовывали прямой угол. Пальцы смотрят вверх.

*Упражнение подобно предыдущему, только в этом случае пальцы смотрят вниз.

2. Бицепсы и трицепсы. Далее сгибаем руку в локтевом суставе, напрягая мышцы предплечья. Бицепсы напряжены (напрягите мышцу, но встряхните кисти, чтобы убедиться, что они не сжаты в кулаки); расслаблены (опустите руки на кресло).

* Делаем упражнения наоборот: пытаемся максимально выпрямить руку, чтобы почувствовать напряжение в трицепсах.

3. Плечи. Пожмите плечами и сохраните их в максимально возможном и все еще комфортном для Вас напряжении. Отведите плечи назад (осторожно); расслабьте. Выдвиньте их вперед (толчком); расслабьте.

4. Шея (боковые мышцы). Работаем с мышцами шеи. Плечи ровные, расслабленные, голову медленно поворачивайте вправо насколько это возможно; расслабьте. Поворот влево; расслабьте.

*Шея (задние мышцы). Запрокидываем голову вперед, прижмая подбородок к груди Держим мышцы в напряжении. Расслабьте.

*Шея (передние мышцы)Плавно запрокидываем голову назад. Повторяем упражнение 5 раз. Концентрируемся на происходящих ощущениях в Ваших мышцах.

Если Вы добросовестно подошли к освоению техники и занимались ею не менее 15 минут в день, на данном этапе Вы уже приблизитесь к качественному расслаблению Вашего тела. Это происходит благодаря генерализующей функции нашего мозга. Хорошее расслабление мышц рук в течение 10 минут ведет к распространению релаксации по всему телу.

5. Дыхание. Вдохните как можно глубже – а потом еще немного; выдохните и дышите нормально в течение 15 секунд. Выпустите весь воздух из легких – а потом еще немного; вдохните и дышите нормально в течение 15 секунд.

6. Спина. Прижмите плечи к спинке кресла и вытолкните тело вперед так, чтобы спина выгнулась; расслабьтесь. Делайте это упражнение с осторожностью или не делайте вообще.

7. Ягодицы. Сильно напрягите ягодицы и приподнимите таз над сиденьем; расслабьтесь. Прижмите ягодицы к креслу; расслабьтесь.

8. Бедра. Вытяните ноги и поднимите их на 15 см от пола или подножки, но не напрягайте мышцы живота; расслабьтесь. Прижмите ступни (пятки) к полу или подножке; расслабьтесь.

9. Живот. Втяните живот как можно сильнее; полностью расслабьтесь. Надуйте живот или напрягите мышцы так, как будто вы готовитесь к удару; расслабьтесь.

10. Икры и ступни. Поднимите пальцы ног (не поднимая ноги); расслабьтесь. Поднимите вверх ступни как можно выше (остерегайтесь судорог – если они возникнут, или вы почувствуете их приближение, встряхните ступни); расслабьтесь.

11. Пальцы ног. Ноги расслабьте, прижмите пальцы ног к полу; расслабьтесь. Поднимите пальцы ног как можно выше; расслабьтесь.

12. Лицо. Расслабление мышц лица завершает комплекс упражнений.

*Рот. Рот открыт как можно шире; расслаблен. Губы сведены вместе и сжаты как можно крепче; расслаблен.

*Язык (высунутый и втянутый). Откройте рот и высуньте язык как можно дальше; расслабьте (пусть он свободно лежит на дне ротовой полости). Втяните его обратно в гортань как можно глубже; расслабьте.

*Язык (небо и дно). Прижмите язык к нёбу; расслабьте. Прижмите его к дну ротовой полости; расслабьте.

*Глаза. Откройте максимально широко глаза и почувствуйте напряжение в лобных мышцах, наморщите брови; расслабьте.

* Зажмурьте как только можете, не нарушая своего комфорта, глаза. Это позволит Вам сократить большое количество окологлазных мышц.; расслабьтесь. Убедитесь, что вы полностью расслабили мышцы глаз, лба и носа после каждого напряжения.

* Последнее упражнение тонизирует нижнюю часть лица. Представляем, что мы кого-то очень сильно хотим поцеловать – вытягиваем губы в трубочку.

Вы должны понимать, что освоение данного метода потребует от Вас в первую очередь регулярности. Очередность упражнений имеет значение, осваивать их следует в установленном порядке.

Промежуток знакомства с каждым последующим упражнением должен составлять не менее 4 дней. Это значит, что в первый тренировочный день Вы делаете лишь одно упражнение. Через 4 дня добавляете еще одно и так далее. Это делается с целью тренировки мышечной памяти, которая по мере освоения релаксации по Джекобсону будет со временем автоматически «включать расслабление» при выполнении хотя бы одного упражнения. Для получения такого результата Вам потребуется около 3 месяцев, при этом следует отметить, что при регулярном выполнении комплекса ощутимые результаты Вы получите уже через несколько недель.

Важно: Помните, что состояние расслабление не может возникнуть при наличии болевых ощущений. Поэтому Вам следует быть осторожными и не переусердствовать при выполнении упражнений.

Недостатки системы прогрессивной релаксации Джекобсона: занимает много времени и способна работать только в спокойной обстановке, где есть возможность лечь и практиковать расслабление вместе с глубоким дыханием. У человека в стандартных рабочих условиях таких возможностей мало, поэтому есть более адаптированные методики.

Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация

Визуализация – это мощный инструмент сознания. Исследования показали, что подсознание не может отличить реальные события от визуализированных. Поэтому визуализированные образы оказывают значительное влияние на сознание.

  • Сядьте поудобнее или лягте. Закройте глаза и сделайте несколько медленных вдохов. Выключите все средства коммуникации, чтобы не отвлекаться.
  • Представьте себя в тихом и спокойном месте на ваш выбор. Это может быть пустынный пляж, цветущий луг, лес, лодка или любое другое место, где вы чувствуете себя расслабленным.
  • Удерживайте этот образ и, испытывая блаженство момента, представьте все позитивные чувства, которые возникают в этом месте.
  • Чем реалистичнее будет изображение, тем больше позитивных эмоций вы получите.
  • Когда вы почувствуете себя комфортно и спокойно, медленно выйдите из воображаемого мира и вернитесь в реальный.

Техника релаксации 4: Стимуляция альфа- и тета-уровней с использованием аудиопрограмм

Человеческий мозг функционирует при разных состояниях сознания и внимания. Разные уровни различают по частоте мозговых волн, как это можно увидеть в ЭЭГ (электроэнцефалограмме) Эти уровни названы по буквам греческого алфавита.

Общая договоренность в отношении волновых моделей активности мозга выглядит следующим образом:

  • Бета – 14 Гц и выше. Состояние готовности, активное состояние мозга. Ассоциируется с мышлением и бодрствованием.
  • Альфа – от 8 до 14 Гц. Расслабленное состояние мозга. Ассоциируется с погружением в мечты, общей релаксацией.
  • Тета – от 4 до 8 Гц. Состояние более глубокого расслабления. Легкий сон. Гипноз. Медитация.
  • Дельта – ниже 4 Гц. Глубокий сон. Бессознательное состояние.

Альфа-состояние признается самым здоровым состоянием мозга, так как оно связано с ненапряженной активностью мозга. Это состояние также используется в качестве основы для передовых методов контроля сознания, таких как медитация, метод Хосе Сильва, и прочие.

Можно стимулировать альфа-волновую активность мозга, используя специальные аудиозаписи, эффект бинауральных ритмов,чтобы напрямую влиять на мозг и заставлять его работать на желаемой частоте. Чтобы снизить стресс, бинауральные ритмы накладываются поверх звуков идущего дождя, которые сами по себе имеют успокаивающий эффект.

Есть много доступных записей для релаксации в интернете, например, Исцеляющая музыка Рейки.

Техника релаксации 5: Входим в альфа-состояние сознания самостоятельно

Можно научиться входить в альфа-состояние сознания самостоятельно, без использования специальных аудиозаписей. Конечно, придется поучиться, но зато вы сможете лучше контролировать свой мозг. Хосе Сильва посвятил свою жизнь разработке техники, которая поможет лучше использовать человеческий потенциал. Его работа основана на умении войти и оставаться в альфа-состоянии сознания.

Есть несколько способов стимулировать альфа-состояние. Вот способ, который лучше всего работает у меня:

  1. Сядьте поудобнее или лягте, закрыв глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  2. Представьте число 3 и скажите себе «Три» три раза.
  3. Представьте число 2 и скажите себе «Два» три раза.
  4. Представьте число 1 и скажите себе «Один» три раза.
  5. Представьте число 10 и скажите «Я расслабляюсь».
  6. Представьте число 9 и скажите «Я успокаиваюсь».
  7. Представьте число 8 и скажите «Я расслабляюсь все больше и больше».
  8. Представьте число 7 и скажите «Я успокаиваюсь все больше и больше».
  9. Представьте число 6 и скажите «Мое сознание ясное и безмятежное».
  10. Представьте число 5 и скажите «Все мое тело расслаблено».
  11. Представьте число 4 и скажите «Я так расслаблен, что не чувствую веса собственного тела».
  12. Представьте число 3 и скажите «Я полностью спокоен».
  13. Представьте число 2 и скажите «Я полностью расслаблен».
  14. Представьте число 1 и скажите «Я полностью спокоен и полностью расслаблен. Я в альфа».

Упражнения для медитации

Удобно сядьте, закройте глаза и утвердитесь в решении пять минут наблюдать только процесс возникновения идей. Считайте их, и за эти пять минут выполнения упражнения учтите каждую при её появлении. Они могут возникать в форме картин или словесных формулировок, или того и другого вместе. Некоторые могут прийти также с привязкой к определённому чувству или кинестетическому ощущению.

Пусть ум ваш будет совершенно пуст, как чистый экран или как открытое пространство, бдительно караульте каждую, наподобие кошки у мышиной норы и ведите счёт этим мыслям. Отметив и учтя очередную, ждите следующую и больше ничего не давайте им увлечь вас.

Некоторые из них будут подобны как бы мягкому шёпоту произносимых слов, вроде «Да, здесь спокойно». Другие будут появляться из-за спины и говорить «Пока ещё мыслей было немного что ты на это скажешь?». В процессе выполнения упражнения считайте каждую. Они могут слегка прятаться от вас при первом наблюдении, но все же, они выплывут.

К концу пятиминутного упражнения большинство людей насчитывает от пяти до десяти мыслей, но многие другие могут насчитать и пять-шесть десятков. Вы увидите, какого типа мысли преобладают в вашем уме словесные, зрительные или иные. Но главное вы получите представление о том, как фактически можно, под прожектором бдительной осознанности, наблюдать свой мыслительный процесс, отмечая возникновение мыслей, но не погружаясь в их сюжеты.

Вы убедитесь, какое великое освобождение видеть свою независимость от своих мыслей, наблюдать их поток и, осознавая каждую, сохранять свою независимость от цепкой их власти.

Углубление уровня медитации

Если мы делаем ментальную отметку для каждого из уровней и переживаем, их со всей полнотой и подробностью, то найдём, что они продолжаются каждое до смены последующим, промежуток времени, вместивший в себя пять-десять отметок. Мысли становятся ещё более похожими на пузыри в воде.

Вначале в состоянии медитации моменты осознанности далеко отстоят друг от друга, и нам удаётся, замечать свои идеи только в середине их или в конце точно, глядя из окна своего вагона на идущий по соседнему пути поезд. Мы улавливаем вниманием лишь вторую половину каждого вагона, а вначале и вовсе пропускаем несколько вагонов без внимания, да и в середине состава сколько-то раз несколько вагонов проскакивают мимо нас как невидимки.

Однако, со временем наши моменты осознанности идут уже плотнее друг к другу и мы начинаем замечать вагон очередной идеи все ближе к началу его. И, наконец, на тех этапах развития медитации для начинающих, когда наше внимание становится очень интенсивным, осознанность наша уже такова, что мы можем заметить само возникновение идеи, а иногда уловить и осознать тончайший импульс, предшествующий выходу из её ниши.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Похудеть Укрепить мышцы Развить гибкость и растяжку Снять стресс и взбодриться

Ощущения при медитации

В физическом плане мы вначале, будем отмечать «боль в колене» или «звук автомобиля». Затем мы станем их переживать как определённые вибрации или текстуры в области колена или уха уже без словесных названий и без идеи чего-то сплошного, нерасчлененного. Подобным же образом в сердце и в уме чувства тоже могут приобрести форму вибраций.

Мы начнём отмечать движения энергий, ощущений находясь вне сферы влияния их сюжетов. Точно так же, как перестают существовать объёмные границы тела, растворяется и жёсткая структура ума, затем она возникает снова и опять растворяется, и так без конца.

Приступив к медитации, начинающие со временем замечают, что эффективность наблюдения нашего опыта постепенно нарастает. Вначале точно маленький человек сидел у нас на плече. «Теперь он думает. Сейчас его клонит в сон. Он сердится». Затем, по мере того как начинающий продвигается в медитации и возрастает осознанность и концентрация, начинающий научится раскрываться и работать, с психологическими узлами, которые связывают нас.

Но и на этой стадии практика, все же, идёт под знаком разделения на наблюдателя и наблюдаемое. Ментальный комментарий, может уже и не быть столь явственным, как раньше, и тем не менее присутствует ещё намёк на хватание, на какой-то опыт, с которым начинающий идентифицирует себя, от которого может чему-то научиться, или которым можем «владеть». Но с продвижением вперёд и становлением ума более спокойным и открытым новичок в глубинах своего бытия начинает видеть одну, простую истину, ничто не продолжается долго и ничто не может быть схвачено.

Восприятие действительности

Развитие новичка приводит его к четвёртому уровню практики — бытию. Начинающий начинает ясно видеть законы, которые управляют этим процессом тела и ума, может отметить моменты равновесия, а затем столкнуться с моментами, когда желания, даже самые лёгкие, приводят с собой печаль, фрустрацию и борьбу.

Вглядываясь в моменты неудовлетворённости и боли и в моменты радости и удовольствия, мы можем видеть, каким образом мы с каждым из них связаны и что действительно приносит нам счастье.

  • Если мы цепляемся за что-то, а это что-то изменяется, то может ли такая тактика, привести нас к счастью?
  • Или если мы хотим, чтобы та или иная вещь всегда пребывала в каком-то определённом состоянии, например, если мы хотим, чтобы наш ум был всегда спокоен, а тело всегда испытывало определённые ощущения, то можем ли мы этого достигнуть?
  • Кому-нибудь, вообще, удавалось ли все время удерживать в себе одно, не изменяющееся физическое или ментальное состояние?

И здесь мы начинаем понимать и чувствовать, как получается, что само наше желание быть спокойными, порыв к свободе, духовные желания, наш эфемерный страх перед, актуальным «здесь и теперь» что именно все это и держит нас в ситуации конфликта и цепях несвободы.

Поэтому задача состоит не в том, чтобы наконец-то достигнуть некоего духовного состояния или идеала, а в том, чтобы вернуться в центр нашего бытия (или нашего существа) здесь и теперь.

И совсем не потому, что мы кому-то решили подражать или от нас этого ожидают, но вполне естественно, ибо теперь нам дано самим увидеть «что к чему», и мы уже улавливаем природу вещей.

Начинающий вскрывает глубины великого ментального акта, который называется «отпускать». До тех пор, пока мы не преодолеем столь распространённую у людей установку «хватать» и цепляться за конкретности жизни, за свои телесные переживания и элементы ментального мира чувства, воспоминания, идеи, и пока не научимся не отталкивать от себя эти же элементы, но с отрицательным знаком, до тех пор мы будем лишь укреплять в себе сознание резкой отдельности своего «Я» и до тех пор будем страдать через эту привязанность.

В медитации мы учимся дарить заботу и предельное внимание каждому моменту. Но мы также учимся отпускать, отрешаться. Мы не выделяем из всех лишь те опыты, которые дают нам радость, а культивируем в себе чувство гармонии, постоянно раскрываясь истине внутри нас и соединяясь со всей жизнью. Это необходимое условие полного решимости и преданного идее движения тропою практики.

Преодоление препятствий

Выберите одно из наиболее частых и трудных состояний ума, возникающих в вашей медитации, таких, как раздражение, страх, скука, похоть, сомнение, беспокойство. В течение одной недели старайтесь в своих медитациях быть в особенно ясной осознанности при возникновении данного состояния.

  • Наблюдайте его пристально.
  • Отметьте, как оно начинается и что ему предшествует.
  • Заметьте, не появляется ли раньше его какая-нибудь особая мысль или образ, которые могли вызвать это состояние.
  • Заметьте, как долго оно продолжается и когда заканчивается.
  • Заметьте какое состояние за ним обычно следует.
  • Попытайтесь уловить, не возникает ли оно порой очень постепенно, исподволь?
  • Не воспринимаете ли вы его как некий шёпот в сознании?
  • Проследите, насколько он станет громким и сильным.
  • Ощутите, какие узоры энергии или напряжения отражают это состояние в теле.
  • Постарайтесь высветить сознанием любое замечаемое вами физическое или ментальное сопротивление вашей попытке раскрыться этому состоянию навстречу. Смягчитесь и примите само это сопротивление.
  • Наконец, продолжая медитацию, вернитесь к осознанности своего дыхания и, выслеживая и ожидая то состояние, разрешите ему явиться, а затем ласково наблюдайте за ним, как за старым другом.

Определение

Специализированные словари и энциклопедии дают много определений этого термина, которые позволяют рассматривать медитацию:

  • как особую разновидность углублённого размышления о каком-либо предмете, духовной истине, иной идее, сопровождаемое отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств», устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение)»);
  • как состояние внутреннего сосредоточения или как действие для его достижения;
  • как «изменённое состояние сознания», обусловленное как внешними, так и внутренними причинами или как «тип психотехники, продуцирующий изменённые состояния сознания» (вариант: как форму психической активности с целью погружения «в особые трансовые состояния»).

Приёмы медитации, извлеченные «из арсенала восточной религиозной культуры», в настоящее время могут использоваться для целей психотерапии и психотренинга. Медитацию, применяемую с подобными целями, можно описать как

психофизические упражнения в составе методов комплементарной и альтернативной медицины

Оригинальный текст (англ.) a mind-body practice in complementary and alternative medicine (CAM)

или же как

широкое многообразие практик, простирающееся от методов, предназначенных для достижения расслабления, до упражнений, выполняемых с более далеко идущими целями, такими как усиление ощущения благополучия.

Оригинальный текст (англ.) a broad variety of practices, ranging from techniques designed to promote relaxation to exercises performed with a more far-reaching goal such as a heightened sense of well-being.

В силу многообразия практик медитации, отмечают авторы последней цитаты,

важно конкретно указывать рассматриваемый в исследовании тип медитативной практики.

Оригинальный текст (англ.) essential to be specific about the type of meditation practice under investigation.

Возможно, что именно упомянутое многообразие практик медитации порождает и многообразие определений этого понятия, которые, как было указано выше, описывают медитацию то как разновидность углублённого размышления, то как состояние внутреннего сосредоточения, то как изменённое состояние сознания, то как действия, направленные на достижение указанных выше состояний. Многообразие определений, в свою очередь, не позволяет точно очертить границы рассматриваемого понятия и способно породить споры о том, является ли та или иная практика медитативной или нет.

Круг обозначаемых явлений

Помимо своего исторического использования, термин «медитация» был применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых на санскрите «дхьяна» — термин, распространённый в китайском буддизме как «чань», в японском «дзэн», в корейском «сон» и во вьетнамском «тхиен». Слово «дхьяна» происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять».

Существует мнение, согласно которому термин «медитация» может также применяться к широкому кругу практик, в том числе к практикам исламского суфизма и других традиций, таких как еврейская Каббала и христианский исихазм. К примеру, в редакцию книги о медитации, опубликованной в 2003 году, включены главы, написанные различными авторами, описывающие буддийскую, индуистскую, христианскую, исламскую и даосскую традиции медитации.

Существует, однако, и другой взгляд: исихастская практика «имеет некоторое поверхностное сходство» с практиками буддизма, индуизма и йоги, которое, однако «зачастую преувеличивается при популярном изложении» (см. ниже).

Общие сведения

Согласно «Современному философскому словарю», медитация

  • «опосредуется вспомогательными процедурами: созерцанием определенного объекта <…>, ритуальными действиями, использованием материальных средств медитационного сосредоточения»;
  • используется как способ познания «в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках, религиозной деятельности»;
  • весьма характерна для философских учений, так или иначе утверждающих «иллюзорность, несубстанциональность феноменального мира»;
  • особо важное значение «имеет в теории и практике восточных <…> типов философии»;
  • существенно отлична «от иных, традиционных для религиозной философии, методов познания, таких как откровение<…>, мистический экстаз <…>, духовидение и др.»

Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

Начиная с 1960-х годов, медитация всё больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований, неоднородных по строгости и качеству. В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме. Сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях. Часто используется также с целью релаксации и как дополнение к другим упражнениям по релаксации.

Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).

История

Караваны на Шёлковом пути способствовали распространению практик медитации за пределы Индии.

История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика. Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов. Некоторые авторы даже выдвинули гипотезу, что появление способности концентрировать внимание, являющейся элементом многих методов медитации, возможно, способствовало развитию последней фазы биологической эволюции человека. В Ведах содержится одно из наиболее ранних упоминаний o медитации. Позднее (примерно с VI по V вв. до н. э.) свои формы медитации были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии.

На западе, в 20 году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации, а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.

Палийский канон, письменная фиксация которого восходит к I веку до н. э., считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению. К этому времени буддизм распространился в Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний медитации, чётко указывая на дзэн. По Шёлковому пути передачи буддизма медитация распространилась и в другие восточные страны, а в 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии. Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн.

Ислам и медитация

Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 имён Бога, зародилась в VIII или IX веках. К XII веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов.

Медитация и восточное христианство

Существует точка зрения, согласно которой взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет. Между X и XIV веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции, эта практика включает повторение Иисусовой молитвы. Впрочем, носители восточно-христианской традиции, похоже, не склонны отождествлять исихазм с медитацией, а сходство между тем и другим нередко считают внешним:

Практика исихастской молитвы имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией восточных религий (например, буддизма и индуизма, и особенно с практикой йоги), хотя эта схожесть зачастую преувеличивается при популярном изложении.

Оригинальный текст (англ.) In practice, the Hesychastic prayer bears some superficial resemblance to mystical prayer or meditation in Eastern religions (e.g., Buddhism and Hinduism, especially Yoga), although this similarity is often overly emphasized in popular accounts.

По словам кандидата богословия, проректора Николо-Угрешской Духовной Семинарии священника Валерия Духанина, христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит своё несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, даёт переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного.

Медитация в западном мире

Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет своё начало в VI веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в XII веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать). Западная христианская медитация получила дальнейшее развитие у святых Католической церкви, живших в XVI веке, таких как Игнатий де Лойола и Тереза Авильская.

В середине XX века некоторые представители западного монашества, занимавшиеся межрелигиозным диалогом, обратили внимание на то, что в наследии раннехристианских пустынников содержатся рекомендации по молитвенному деланию, схожие с восточными методами медитации. Одним из тех, кто попытался соединить способ христианской медитации, основанный на рецитации священного слова, с дисциплиной повседневной молитвы, был английский бенедиктинец Джон Мейн. Подобный подход к созерцательной молитве, опирающийся на учение о «чистой молитве» (лат. oratio pura) св. Иоанна Кассиана, предлагали также и многие другие современные западные католические монахи, чаще всего имевшие опыт диалога с буддистскими и индуистскими монашескими общинами — среди них траппист Томас Мертон, иезуит Вильям Джонстон, иезуит Хуго Макиби Эномия-Лассаль, бенедиктинец Беда Гриффитс, траппист Томас Китинг, кармелит Эрнст Ларкин.

Начиная с середины XVII века практику медитации стали использовать квакеры. Их молчаливые богослужения могли длиться до двух и даже четырёх часов. Однако в настоящее время их продолжительность обычно не превышает одного часа.

В XVIII веке изучение буддизма на Западе стало занятием интеллектуалов. Обсуждал эту тему философ Шопенгауэр, а Вольтер призывал к терпимости по отношению к буддистам. Первый английский перевод Тибетской Книги мёртвых был опубликован в 1927 году.

Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в Соединённые Штаты и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании. Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года. К началу 70-х годов XX века на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации. Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным.

Формы и методы медитации

Согласно отчёту Национального института здоровья США, самыми распространёнными формами медитации являются медитации памятования и трансцендентальная медитация.

  • Медитация осознанности (англ. mindfulness meditation) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
  • Дзадзэн — практика медитации памятования, традиционная для Японии. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
  • Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».

Среди других известны:

  • Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словам Джидду Кришнамурти из книги «Медитации», при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждению Далай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением».
  • Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
  • Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
  • Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцании тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана в Махасатипаттхана сутре. В популярной «нью эйдж» литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана — это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
  • Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
  • Випассана — достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
  • Медитация на внутренний свет и звук — медитация со сосредоточением на внутреннем свете и звуке (Наам, Шабд, Слово).
  • Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.
  • Сексуальные медитации (в тантре и даосских сексуальных практиках). Например, ци-медитация: партнёры садятся на пол, напротив друг друга, опираясь на отведённые назад руки. При этом ступню правой ноги располагают под промежностью другого партнёра. Далее — активизация сексуальной энергии с помощью ЛК-мышцы, работа с энергиями партнёров. Энергия партнёров должна течь как цветок по воде, смешиваться.
  • Медитация траттака — концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика. практикуют в Китае. Эффект: с одной стороны сосредоточение на предмете приводит к его актуализации, то есть сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. С другой стороны длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу.

Для большинства техник медитации характерно глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.

Научные исследования медитации

Нейтральность поставлена под сомнение. На странице обсуждения есть подробности. (22 мая 2019)
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 мая 2019 года.

Одним из пионеров исследования воздействия медитации на здоровье человека был кардиолог Герберт Бенсон из Гарвардской медицинской школы. В результате данных исследований было обнаружено, что даже сильно упрощенная форма медитации оказывает устойчивое положительное влияние на физиологию, выражающееся в изменении ритма сердца, улучшении обмена веществ и частоты дыхания.

Выход в 1975 году в свет его книги «Реакция релаксации» («The Relaxation Response») стал первой апробацией медитативной практики учеными-медиками и способствовал росту клиник, занимающихся проблемами снижения стресса на рабочих местах, в больницах и других местах. Однако до недавнего времени, не было никакого надежного способа для сбора объективных данных о предполагаемых психических эффектах, таких как обостренное внимание, свобода ума от негативных суждений и увеличение сострадания.

Достижения в функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) придали динамику объективным методикам исследования человеческого мозга. фМРТ исследования деятельности головного мозга позволили предположить, что настроения, склонности и функциональность укоренены в конкретных его областях. Например, положительные состояния ума отмечены высокой активностью в левой лобной области, в то время как активность в правой лобной области совпадает с негативными состояниями.

В частности, в институте «Ум и жизнь» (англ.)русск. с 2003 года, под патронажем Далай-ламы, ведётся программа изучения влияния медитации на деятельность головного мозга «Исследование ума», в ходе которой испытуемые (предварительно отобранные мастера медитации и представители контрольной группы) выполняют ряд заданий, во время выполнения которых статус их мозговой деятельности фиксируется с помощью электроэнцефалографа и магнитно-резонансного томографа.

Один из самых известных участников данной программы — известный буддисткий мастер медитации, автор двух книг, ставших бестселлерами: «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» и «Радостная мудрость», основатель сообщества центров медитации Тергар Йонге Мингьюр Ринпоче. В своём предисловии известный психолог, научный журналист Гоулман Дэниел кратко описывает результат этих исследований:

«Во время медитации на сострадание нейронная активность в важнейшем центре мозга, отвечающим за переживание счастья, повышалась на 700−800 процентов! У обычных испытуемых участвовавших в исследовании добровольцев, которые лишь недавно начали медитировать, активность той же области мозга возрастала всего на 10−15 процентов»

— Цит. по: Ринпоче, Йонге Мингьюр. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. : Как изменить жизнь к лучшему, практическое руководство = Yongey Mingnyuar Rinpoche. The Budda, the Brain, and the Science of Happiness: A Practival Guide for Transforming Your Life. New Yourk: Harmony Books, 2007 : . — М. : Ориенталия, 2017. — С. 6. — 368 с. — (Самадхи). — 1000 экз.

Эти исследования проводились на базе Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и поведения мозга в Висконсинском университете; в ходе исследования испытуемый и представители контрольной группы выполняли ряд заданий, при этом они находились внутри магнитно-резонансного томографа, визуализирующего их мозговую деятельность. Руководитель лаборатории — Ричард Дэвидсон, несколько последних лет постигающий искусство медитации в Сообществе центров медитации Тергар.

На конференции института «Ум и жизнь» (англ.)русск., проходившей в 2003 году в Массачусетском технологическом институте, доктор Эрик С. Ландер (англ.)русск., сопредседатель «Совета при Президенте США по науке и технологиям» (англ.)русск. профессор молекулярной биологии, директор Института Уайтхеда (англ.)русск. и центра МТИ по исследованию генома (англ.)русск., подчеркнул, что в то время как буддийские практики делают акцент на обретении всё более высоких уровней осознания, современная наука довольствуется совершенствованием способов восстановления здоровья психически больных пациентов до нормального состояния:

«Зачем останавливаться на этом? Почему мы довольствуемся тем, что говорим: мы не психически больные? Почему вместо этого не сосредоточиться на том, чтобы становиться лучше и лучше?»

— Выст. д-ра Эрика С. Ландера на конф-ции «Ум и жизнь» в МТИ, цит. по: Ринпоче, Йонге Мингьюр. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. : Как изменить жизнь к лучшему, практическое руководство = Yongey Mingnyuar Rinpoche. The Budda, the Brain, and the Science of Happiness: A Practival Guide for Transforming Your Life. New Yourk: Harmony Books, 2007 : . — М. : Ориенталия, 2017. — С. 43. — 368 с. — (Самадхи). — 1000 экз.

Исследования, проведенные с применением фМРТ в Йельском университете США в 2011 г., показали, что медитация подавляет работу дефолтной нейронной сети, активизирующейся, когда человек бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружён в себя, отвечающей за самосознание и самоанализ. Это предохраняет сознание от опасного погружения в дебри собственного «я», характерного для различных психических расстройств, от аутизма до шизофрении.

Медитация способна улучшать память и способность концентрироваться. Эффект от занятий медитацией непредсказуем и зависит от множества факторов.

Медитация помогает при расстройствах психики, но не является панацеей, упражнения на сосредоточенность не смогут заменить собой терапию лекарствами. Её можно рассматривать как одну из возможных форм психотерапии и применять с учетом индивидуальных особенностей.

После нескольких недель медитации у больных генерализованным тревожным расстройством значительно снизился уровень адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в конечном итоге влияет на реакцию на стресс. У больных рекуррентной («возвращающейся») депрессией медитация осознанности значительно снижает вероятность повторения депрессивного эпизода.

Заявления о возможности вылечить онкологические заболевания медитацией, многократно подвергались критике ученых. Медитация может помочь онкологическим больным только в улучшении качества их жизни.

Литература

В Викисловаре есть статья «медитация»

  • Василенко Л. И. Медитация // Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996. — 256 с. Архивная копия от 28 сентября 2013 на Wayback Machine
  • Гутов Е. В. Медитация // Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064 с. — ISBN 3-932173-35-X.
  • Забияко А. П. Медитация // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / гл. ред. И. Т. Касавин. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. — 1248 с. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  • Зорин В. И. Медитация // Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создік-Словарь, 2002. — 407 с. (недоступная ссылка)
  • Кондаков И. М. Медитация // Психологический словарь. — 2000.
  • Корнев В. И. Медитация // Буддизм : словарь / . — М.: Республика, 1992. — 286 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Кривицкий Л. В. Медитация // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0. Архивная копия от 22 июня 2012 на Wayback Machine
  • Медитация // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с.
  • Медитация // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 357. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Benson H. The Relaxation Response / Herbert Benson (M.D.). — HarperCollins. — 1975. — ISBN 0-380-81595-8.
  • Ринпоче, Йонге Мингьюр. Будда, мозг и нейрофизиология счастья : Как изменить жизнь к лучшему, практическое руководство = Yongey Mingnyuar Rinpoche. The Budda, the Brain, and the Science of Happiness: A Practival Guide for Transforming Your Life. New Yourk: Harmony Books, 2007 : . — М. : Ориенталия, 2017. — 368 с. — (Самадхи). — 1000 экз.
  • Йонге Мингьюр Ринпоче. Радостная мудрость. Принятие перемен и обретение свободы..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *