Доктор Моррис

Массаж 6 месяцев ребенку

Учимся ползать (5–6 месяцев)

ВОПРОС: Здравствуйте! Доче 3,5 месяца. Уже пытается сидеть. Нужно ли ей препятствовать в этом? Заранее спасибо.

Ребенок должен самостоятельно сидеть в 5–6 месяцев. Раньше усаживать малыша не нужно – у него еще не готовы мышцы. В этот период необходимо активно готовиться к ползанию на четвереньках. Это важная веха развития новорожденного. Многие мамочки очень гордятся тем, что их малыш, не ползая, сразу пошел. Этого нам не нужно. Мы никуда не торопимся: развитие должно проходить постепенно, без исключения важных составляющих.

ВОПРОС: Здравствуйте! Когда моему малышу исполнилось 6 месяцев, мы хорошо сели (причем я его до этого не сажала) и переворачивались. Сейчас нам 8 месяцев и 1 неделя, но мы до сих пор не ползаем. Играем в ладушки, говорим «мама», «бум», «гол». Вы не подскажете, может, есть какие-нибудь упражнения для обучения ползти вперед? Он хорошо раскачивается на четвереньках, но не более. Спасибо большое.

Если к семимесячному возрасту ребенок не ползает, это может свидетельствовать о наличии у него мышечной дистонии. Впоследствии это может привести к более серьезным нарушениям. Чтобы они не возникли, учимся ползать. Для этого вам будет необходимо одеяло, которое нужно постелить на полу, где и будем теперь заниматься с ребенком, а также надувной мяч диаметром 50 см. Не забываем повторять упражнения из предыдущих комплексов!

Выкидывание ручки. Положите младенца на живот. Возьмите его за ручку и совершайте вращательные движения в плечевом суставе, имитирующие плавание кролем. В верхнем положении слегка потрясите ручку, что позволит расслабить мышцы. Сделайте это по очереди каждой ручкой (кроль), потом обеими вместе (баттерфляй). Повторите 6–8 раз. Данное упражнение необходимо для того, чтобы ребенок научился выкидывать ручки вперед во время ползания.

Доставание игрушки. Подложите руки под бедра малыша, приподнимая его над полом так, чтобы он упирался только на руки, и побуждайте достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2–3 раза.

«Хождение» на руках. Захватите своими руками ноги ребенка за колени и поднимите его туловище над поверхностью пола. Он выпрямляет ручки и опирается ими о пол. Побуждайте его к хождению на руках. Это упражнение укрепит мышцы рук и подготовит их к ползанию. Повторить 1–2 раза.

Отведение плеч назад. Возьмите кроху за предплечья, приподнимайте верхнюю часть туловища над столом, отводя плечи назад до сближения лопаток. Повторить 4–6 раз.

Упражнение на большом мяче. Возьмите большой надувной мяч. Сверху шара положите ребенка сначала на живот, затем – на спину. Покатайте его на мяче. Во время выполнения этого упражнения одновременно происходит массаж, укрепляются мышцы малыша, повышается его настроение.

Ползание за игрушкой. Положите младенца животом на одеяло. Поставьте перед ним игрушку, побуждая его подползти и достать ее. Можно создать своей ладонью упор для стоп, стимулируя этим ползание. Повторить 4–6 раз.

Учимся ходить на четвереньках. Сядьте вместе с ребенком на пол. Положите его на живот. Обхватите одной рукой за талию и поставьте его на четвереньки. Ноги при этом должны быть согнуты в коленном суставе, голени – на полу. Побуждайте малыша ползти: выкидывайте по очереди его ручки вперед, параллельно переставляйте ножки, имитируя ползание. Сделайте несколько таких кругов по полу, помогая «ползунку» переставлять ноги и руки. У него сработает мышечная память и вскоре он поползет сам!

Переступание. Положите ребенка на спину, согните ему ноги в коленном суставе, поставив их подошвами на стол. Зафиксируйте стопы ребенка. Переступайте ими по очереди, делая мелкие «шажки». Потопайте 10–12 раз.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Рожденный ползать — уйди со взлетной полосы!

Рожденный ползать — уйди со взлетной полосы! По отношению к заказчику у исполнителей крайне нередка фраза «Я ему кучу писем послал, столько его ждал, а теперь пусть он меня подождет». Такому исполнителю можно только повторить фразу, которой назван этот раздел. Потому что

Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев)

Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) Цель . Активизация лепета, расширение лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым).Задачи . Развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аутоэхолалического

Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев)

Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) Цель . Активизация лепетных и осмысленных слов (к году в словаре ребенка насчитывается приблизительно 5—10 слов и до 30 звукоподражаний).Задачи . Создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных

4.15 Образные коды названий месяцев

4.15 Образные коды названий месяцев Образные коды названий месяцев подбираются произвольно приемами символизации или привязки к хорошо знакомой информации.Эти образные коды применяются для запоминания названий месяцев в точных датах, а также в некоторых других

Интерлюдия четвертая Рожденный ползать или летать?

Интерлюдия четвертая Рожденный ползать или летать? Рожденный ползать летать не может. Что бы вы предпочли: ползать или летать? Честно говоря, я вообще летать боюсь – не доверяю я авиации. Я больше люблю плавать. Но теоретически все-таки я предпочел бы летать, как и многие

О тех, кто любит ползать и читать

О тех, кто любит ползать и читать Насколько важна та или иная фаза развития, иногда выясняется довольно поздно в связи с возникающими впоследствии проблемами. Сегодня, например, с достаточной степенью уверенности можно сказать, что ползание играет важную роль для

Двенадцать месяцев

Двенадцать месяцев Март – ма-рот — рот матери. Что является ртом матери? Вагина. Приходит весна, рот матери открывается, готовясь принять в себя семя и родить новую жизнь.Можете увидеть Природу как огромную вагину, которая зимой дремлет, а весной начинает оживать?Язычники

9 месяцев надежды, 9 месяцев любви

9 месяцев надежды, 9 месяцев любви Несколько десятков историй внутриутробного развития – возможно, это не такая уж и большая статистика. Но этот багаж знаний позволил нам убедиться в том, что все рассказы и исследования о том, что разум человека помнит и осознает себя еще

Девять месяцев страданий

Девять месяцев страданий Девять месяцев ребенок развивается в материнской утробе. Первые месяцы его пребывания в мире учат его воспринимать окружающих «с позиции матери». Все материнские эмоции, обиды и радости становятся эмоциями ребенка. Первая встреча с миром

Готовимся к прямохождению (7–9 месяцев)

Готовимся к прямохождению (7–9 месяцев) В период от 7 до 9 месяцев активно закрепляем полученные ранее навыки: продолжаем переворачиваться со спины на живот, самостоятельно сидеть, ползать на четвереньках. Также необходимо приобретать новые умения. Тем более что впереди

Учимся ходить (9–12 месяцев)

Учимся ходить (9–12 месяцев) ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, когда ребенок должен вставать на полную ступню?ВОПРОС: В каком возрасте должен малыш вставать на ноги? Нам пять месяцев. А мы то стоим, то не стоим.Ребенок начинает ходить в 10–12 месяцев. Эти сроки очень индивидуальны.

Гимнастика для малышей – подробно об особенностях проведения.

Есть ли польза в проведении лечебной и профилактической гимнастики? Противопоказания для новорожденных и грудничков. Популярные упражнения для занятий.

22.05.2019 17:13

Счастливое и долгожданное материнство – что может быть лучше времени, когда малыш родился и спит рядом? Иногда это счастье омрачается незначительными нарушениями в физическом развитии ребенка. И помочь могут только две составляющие – родительская любовь и лечебная гимнастика для новорожденных. Индивидуальный подход к малышу и корректный курс физических упражнений могут сотворить настоящие чудеса даже с, казалось бы, безнадежными детками.

Польза гимнастики: решение детских проблем

С первых дней жизни малышу важно чувствовать заботу и любовь родителей. А при их отсутствии возникают проблемы. Нехватка любви и контакта с родителями – это одна из главных причин заболеваний у новорожденных. Другая важная причина – это врожденные или приобретенные в процессе родов патологии. Правильная лечебная гимнастика (например, комплекс Юлии Анкудимовой «Прима») помогает корректировать эти состояния, делая кроху здоровым и крепким.

Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.

  • Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу. Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
  • Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
  • Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
  • В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
  • Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов. Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 — 6 лет.

Противопоказания к проведению физических занятий

Динамическая гимнастика противопоказана малышам в следующих случаях:

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Обычная физическая активность при этих состояниях опасна. Но это не значит, что в период заболевания новорожденный не будет двигаться. Малышам с этими диагнозами требуется особая гимнастика, подходящая под их потребности. Занятия с такими детками родители согласовывают с квалифицированными педиатрами и узкопрофильными специалистами.

Важно!

Родителям ни в коем случае не разрешается экспериментировать с гимнастическими упражнениями. Все занятия с малышом должны быть согласованы с участковым педиатром. Если мама решит самостоятельно заниматься со своим крохой, то это замечательно. Но лучше всего, если первые занятия проведет специалист. Он научит все делать правильно и покажет необходимый порядок действий.

Рекомендации по проведению гимнастики

Гимнастика для малышей должна проводиться в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и квалифицированных врачей и массажистов. Они разработаны таким образом, чтобы не травмировать ребенка и принести максимальную пользу его здоровью.

1. Зарядку проводят в теплом, предварительно проветренном помещении.

2. Новорожденному открывают только те части тела, на которых будет проводиться массаж. Если малышу уже исполнилось 2 месяца, то на время занятий его раздевают догола.

3. Руки перед занятиями необходимо вымыть с мылом и согреть.

4. Снимаются все украшения (кольца и браслеты), чтобы не повредить нежную кожу грудничка.

5. Недопустимы ссадины, раны и другие механические повреждения на руках у того, кто будет проводить занятия с младенцем.

6. Для зарядки желательно брать детскую присыпку, а не крем или масло. Педиатры не рекомендуют применение жирных основ, так как они могут забить поры на коже у младенца, что приведет к затрудненному воздухообмену.

7. Проводится весь сеанс на столе, застеленном индивидуальной клеенкой и пеленкой.

8. Гимнастика и массаж не проводятся сразу после еды. Необходимо подождать 40-60 минут.

9. Все упражнения вводятся постепенно, в течение одной-двух недель.

  1. Не стоит усердствовать во время гимнастики, чтобы не вызвать у новорожденного отрицательных эмоций. Грубые и болезненные упражнения могут вызывать плач и крики.

Не стоит молчать, если специалист по лечебной физкультуре не соблюдает эти рекомендации. Можно деликатно намекнуть, как правильно подготовиться к гимнастике. Ответственный и грамотный человек будет реагировать адекватно. Если же в ответ прозвучит недовольство или оскорбление, лучше избегать помощи такого специалиста в дальнейшем.

Как настроить малица на гимнастику?

Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия. Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой.

Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?

1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.

2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.

3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.

4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.

При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.

Упражнения для детской гимнастики

Упражнения для физической активности грудничков различаются в зависимости от возраста. При составлении индивидуального плана занятий с ребенком определенного возраста специалист учитывает уровень развития малыша и особенности строения его организма на данном этапе. Поэтому детская гимнастика различается в разные месяцы жизни.

Возраст От 1 до 2 месяцев От 3 до 4 месяцев От 5 до 6 месяцев Упражнения, которые можно проводить. · Выкладывание на живот. · Разгибание позвоночника (тренировка рефлекса Галанта – изменения положения тела в ответ на щекотку в области поясницы) и обучение ползанию (рефлекс ползания Бауэра). · Приведение малыша в полусидячее положение на несколько секунд. · Разведение бедер. · Разведение рук и ног. · «Велосипед». · Обучение ползанию. · Гимнастика на фитболе. · Обучение ползанию. · Обучение сидению. · Гимнастика на фитболе. · Упражнения, направленные на укрепление ног грудничка и подготовку к ходьбе. На что направленна гимнастика? · На снижение гипертонуса. · На укрепление рефлексов. · На повышение координации. · На укрепление мышечного каркаса. · На повышение координации. · На снижение длительного гипертонуса мышц. · На укрепление мышц спины. · На стимуляцию сидения и переворотов в обе стороны. · На укрепление вестибулярного аппарата. Чего не стоит делать во время занятий? · Тормошить новорожденного. · Резко и грубо его хватать. · Воздействовать руками непосредственно на шею и позвоночник (разминать, тереть, давить). · Сажать кроху во время занятий. · Продолжать зарядку, если младенец плачет и кричит. · Грубо обращаться с ребенком. · Насильно усаживать, ставить или заставлять ползать. · Оставлять малыша одного на столе (может перевернуться, упасть на пол). Рекомендации массажистов Занимайтесь с грудничком дома минимальным комплексом упражнений. Это значительно укрепит его мышцы. Сочетайте простую гимнастику с упражнениями на фитболе. Это позволит малышу быстрее познать возможности тела. Зарядка в этом возрасте активно подготавливает грудничка к вставанию у опоры и дальнейшему хождению.

Важно!

Все врачи указывают на необходимость совмещения гимнастики и массажа. Они в комплексе укрепляют мышечную, сердечную, дыхательную и другие системы младенца, стимулируют развитие новорожденного в гармоничном русле. Начиная и заканчивая физические упражнения массажем, можно добиться гораздо лучших результатов, чем при проведении одной гимнастики.

Гимнастика от колик

Особое внимание стоит уделить упражнениям, направленным на облегчение состояния грудничка при коликах. В сочетании с теплом и материнской заботой такие упражнения избавляют кроху от боли.

Для того чтобы помочь ребенку, достаточно знать несколько упражнений.

1. «Самолет». Малыш лежит животом на руке родителя, вторая рука держит его за спину. Необходимо катать кроху по комнате до облегчения состояния.

2. Покачивание на фитболе. Положить малыша животиком на фитбол, рукой придерживать его за спину. Медленно и ритмично покачивать кроху вперед-назад.

3. Аккуратно и плавно прижимать ножки крохи к животику по очереди (левая – правая).

Такие упражнения простимулируют работу кишечника и облегчат состояние ребенка.

Родителям важно помнить, что гимнастика – это способ решения многих детских проблем. При этом необязательно нанимать частного массажиста или записываться в поликлинику на очередь. Достаточно маме выучить самые популярные упражнения – некоторые из них можно делать даже до того, как малышу исполнится 1 месяц. Здоровья и успехов вашему малышу!

01 Дек Как в домашних условиях сделать профилактический детский массаж.

Posted at 09:44h in Статьи по педиатрии by admin

Чтобы ребенок рос здоровым, кроме массажа, с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями.

Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отдельные виды физических упражнений. По мере роста и развития ребенка

массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями. Необходимо помнить, что для каждого малыша следует выбрать индивидуальный комплекс упражнений, который бы соответствовал его состоянию здоровья. Чтобы правильно подобрать ребенку комплекс упражнений, нужно проконсультироваться у врача. Но существует несколько правил, которыми должна руководствоваться каждая мать.

1. Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеразвивающим упражнениям. 2. Комплекс упражнений необходимо формировать по принципу от простого к сложному. 3. Постепенно нужно увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий он должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней ему можно предложить сделать их 4-5 раз. 4. О времени, затраченном на гимнастические упражнения следует договориться с врачом. Постепенно его можно увеличивать. 5. В процессе занятия физзарядкой ребенок не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость.

Гигиенические требования для проведения массажа ребенка

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок. Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки. Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек. Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут. При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует. Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях. Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Техника проведения массажа и гимнастики детей от 1,5 до 3 месяцев

Массаж ног

И. п. — лежа на спине. Ноги должны быть направлены к массажисту. Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Ее нужно повторить по 7 раз на левой и на правой ногах.

Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание. Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами — заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение (рис. 1). Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.

Массаж стоп

И. п. — лежа на спине.

Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку (рис. 2).

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп

Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажимать на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу (рис. 3).

Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении. Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться. После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног. Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.

Рефлекторное упражнение «ходьба”

И. п. — стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую (рис. 4). Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу. Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать его грудную клетку, так как кости ребенка еще очень мягкие и их очень легко можно сломать.

Массаж рук

И. п. — лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту. Движение рук должно проводиться от кисти к плечу. Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные — на внешней (рис. 5).

Встряхивание рук

И. п. — лежа на спине. Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка. Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть (рис. 6). Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Массаж спины

И. п. — лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью. Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка. Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти (рис. 7), а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.

Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги (рис. 8). Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.

Разгибание позвоночника

И. п. — лежа на боку. Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день. Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

Выкладывание на живот

И. п. — лежа на животе. Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе. Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки — опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

И. п. — лежа на спине. Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме. Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.

После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки — в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз (рис. 9).

По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка (рис. 10). Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.

Упражнение, укрепляющее мышцы живота

При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота. Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить (рис. 11).

Рефлекторное ползание

И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята. Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму. Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились (рис. 12).

Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам (рис. 13). Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.

Массаж груди

И. п. — лежа на спине. Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.

Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая — по часовой (рис. 14). Движение каждой руки повторить 5 раз. Следующий этап процедуры — вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной

клетки, а остальные четыре — в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.
Покачивание тела ребенка в позе «эмбриона” И. п. — на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди (рис. 15).

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день. При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *