Доктор Моррис

Маргиналы

Типология маргинальности

Поиск Лекций

Статус маргинала в современном обществе

Учебная дисциплина: социология

Наименование специальности: экономика

Номер группы: Э702

Номер зачетной книжки: 170761

Ф.И.О студента: Найверт Иван Владимирович

Дата регистрации работы на кафедре ____________

Проверил: Щемелева Инна Игоревна

Оценочное заключение:

Новосибирск

Введение 3

1. Понятие маргинала 5

2. История понятия 6

3. Примеры из истории 7

4. Особенности маргиналов 8

5. Типология маргинальности 9

6. Значение маргинальности 11

Заключение 14

Список использованных источников 15

ВВЕДЕНИЕ

Пожалуй, каждый человек периодически слышит такие выражения, как «маргинал», «маргинальная личность», «маргинальный элемент». Чаще всего данный термин используется с сугубо негативным окрасом. При этом представляется лицо без определенного места жительства или злоупотребляющее алкоголем, при этом ничего не значащее в социальном плане.

На самом деле, подобное представление не всегда верно: существуют и иные разновидностей маргиналов, и некоторые из них имеют значение в обществе, жизненные принципы и особое мировоззрение, которое отличается от общепринятого.

Объект данного исследования: маргиналы и маргинальность.

Предмет исследования: социальный статус маргинала.

Цель написания реферата – выявить социальный статус различных типов маргиналов в современном обществе. Иными словами, необходимо понять, как ощущает себя маргинал в обществе, как воспринимает окружающую действительность, как относится к окружающим-немаргиналам и какое отношение испытывает к себе с их стороны.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

¾ Дать определение понятию «маргинал»

¾ Определить существующие типы маргиналов

¾ Изучить историю развития этого термина и явления

¾ Изучить характерные особенности каждого типа и различия в их социальных статусах

¾ Сделать вывод о социальном статусе маргинала в современном обществе

Понятие маргинала

Термин «маргинал» имеет большое количество определений, формулируемых различным образом. Например, согласно Большому современному толковому словарю русского языка,маргинал(от латинского «margo» – край) —

1.Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой.

2.Тот, кто находится на грани общества

Кроме того, в различных источниках можно найти следующие определения:

¾ Маргинал – лицо, по тем или иным причинам утратившее социальные функции — отрицающее законы культуры, религии, морали своей нации, страны или общности, но при этом не примыкающее к другим социальным группам, находящееся вне классов и объединений людей.

¾ Маргинал — человек, потерявший связь с обществом, в котором живет

¾ Маргинал — тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.

¾ Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества.

Исходя из указанных определений, можно сделать вывод, к маргиналам социологи относят следующие категории людей:

¾ Лица без определённого места жительства

¾ Мигранты, не получившие социального статуса в новом обществе

¾ Беженцы, вынужденные срочно покинуть привычные места

¾ Лица с ограниченными физическими возможностями

¾ Страдающие от психических расстройств и заболеваний

¾ Выходцы из национальных меньшинств

¾ Лица с алкогольной, наркотической, игровой или иными видами зависимости

¾ Представители малых нетрадиционных религиозных течений, члены сект

¾ Участники радикальных политических или террористических организаций

¾ Добровольные отшельники, игнорирующие принятые в обществе ценности и нормы поведения; дауншифтеры

¾ Лица, оказавшиеся в сложном материальном положении, не имеющие возможности или не желающие обрести достаточный уровень доходов

¾ Криминальные элементы, освободившиеся из мест лишения свободы после длительного срока заключения

История понятия

Термин «маргинал» происходит от латинского слова «margo», что в переводе означает «край». Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк, занимаясь трудами по теории социальной дезорганизации, ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.

Считается, что первыми маргиналами были рабы, которые впоследствии получили свободу. Они не были приспособлены жить как свободные люди и испытывали страдания от новых условий жизни.

В 30-х годах ХХ века маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться в другой стране, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой.

В современном русском языке слово «маргинал» имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал. Стоит отметить, что зачастую вышеуказанный термин ошибочно приравнивается к понятию «люмпен» (деклассированные слои населения — бродяги, нищие, уголовные элементы).

В последние десятилетия в обиход вошло модное понятие «маргинальная личность». В его значение, как правило, вкладывается идея свободы и независимости, несогласия с существующей социальной структурой.

Примеры из истории

Существует легенда, согласно которой, когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным философом-«маргиналом» Диогеном Синопским. Александр нашёл его, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

Писатель ХХ века Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали маргиналом: «В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава Богу. Не дай Бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут».

Особенности маргиналов

Как уже было сказано, маргиналы представляют собой неординарных личностей со своими отличительными чертами, такими как, например:

¾ разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни

¾ Отсутствие определенного социального статуса

¾ Выработка собственных ценностей, чаще всего противоречащих общепринятым

¾ Желание и попытки создать протест против действующих в обществе систем, политических режимов и т.п.

¾ Высокая мобильность, вызванная отсутствием привязанности к чему-либо

¾ Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо социальных гарантий.

¾ Негативное отношение к окружающим и к обществу в целом

¾ Отказ от социальных контактов и желание уединения

¾ Эгоцентризм

¾ Неудовлетворенные амбиции

¾ Тревожные состояния и фобии

Типология маргинальности

Ранее в пункте «Понятие маргинала» были указаны основные категории людей, относящиеся к маргиналам. В данном пункте акцент будет сделан на более общую классификацию такого явления, как маргинальность.

Следует отметить, что современными социологами выделяются следующие типы маргиналов: политические, этнические, религиозные, социальные, экономические, биологические. Каждый из данных типов обладает фундаментальными особенностями и значительно отличается от других, что определяет статус и особенности нахождения его представителей в сложившемся социуме.

Каждый из типов маргинальности можно охарактеризовать следующим образом:

¾ Этническая. Основной способ возникновения данного типа маргинальности – смена места жизни человека, переезд на территорию, занимаемую другими этническими группами. Самая распространенная причина – вынужденная миграция (беженство), что ярко проявилось в последние годы на территории России и Европейского союза: люди с Украины и стран Ближнего Востока соответственно были вынуждены стать беженцами, спасаясь от угроз для жизни. В случае представителей арабских стран, этническая маргинальность проявляется особенно ярко, так как эти люди практически не имеют возможности влиться в уклад европейской жизни по причине кардинальных этнических различий (язык, религия, мировоззрение).

Другой пример возникновения этнической маргинальности — рождение ребенка в результате межнационального брака, когда взрослеющий ребенок не соотносит себя с национальностями родителей. В данном случае он чувствует себя изгоем, ощущает неприятие общества и негативное отношение со стороны его представителей.

¾ Экономическая. Подразумевает под собой две крайности: нищету и сверхбогатство. К появлению маргиналов данного вида
приводят негативные изменения в экономическом положении государства и, как следствие, резкий рост инфляции, вынужденные реформы в экономике и финансовом секторе, сокращение производства и потребления. В сложившейся ситуации часть населения теряет работу и не может найти новую, лишаясь основного источника средств к существованию, зачастую начиная при этом тунеядствовать, существуя за счет государства и окружающих (пособия, попрошайничество), а иногда и переступая черту закона (мошенничество, грабежи и т.п.). В то же время небольшой прослойке населения удается за счет личных качеств (причем не всегда законным путем) значительно улучшить свое материальное положение и обрести более высокий статус в обществе, практически теряя связь с основной массой населения.

Наиболее ярко экономическая маргинализация наблюдалась в 90-е годы XX века в России, когда в процессе перехода от плановой экономики к рыночной часть промышленности ликвидировалась, а другая приватизировалась. При этом огромное количество специалистов лишилось рабочих мест, а небольшая часть населения приватизировала заводы, обретя источники обогащения.

¾ Политическая. Возникает в периоды особой политической напряженности, вызванной революцией, сменой политического режима, глобальным изменением законодательства. Связана с потерей доверия части населения к руководству страны, недовольством режимом, опасениями за собственную безопасность. Примером этого типа маргинальности может служить массовый отъезд русского язычного населения из стран Прибалтики после распада СССР.

¾ Социальная. Главной причиной возникновения принято считать сбои в процессе социальной мобильности (чаще всего вертикальной). Нередки случаи, когда человек, пытаясь занять место в более «высокой» социальной группе терпит неудачу, оказывается «подвешенным» в промежуточном положении, не имея возможности вернуться в исходную социальную группу.

Другой пример – потеря группами людей прежнего социального статуса в результате социальных или политических преобразований без возможности занять прежнее положение в новых условиях, как произошло в результате российских революций 1917 года.

¾ Религиозная. Возникает за счет людей, верящих в существование некой высшей силы (не атеистов), но не относящих себя к представителям какой-либо общепризнанной религии. Примерами могут служить создатели и участники различных сект и малых религиозных течений; добровольных религиозных отшельников.

¾ Биологическая. Подразумевает наличие людей, испытывающих сложности в социальной адаптации из-за проблем со здоровьем или почтенного возраста. Так, относительно незащищенными в социальном плане часто оказываются инвалиды, психически больные, старики, лица с визуально определяемыми заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна), а также ВИЧ-инфицированные.

Значение маргинальности

Несомненно, такое явление, как маргинальность, довольно широко распространено в современном обществе, а значит оно оказывает значительное влияние на социальную обстановку в масштабах отдельно взятой страны.

Современные социологи и психологи призывают нас к безоценочному отношению к понятию «маргинал». Они утверждают, что позитивные и негативные моменты этого явления проявляются не сейчас, а в будущем. То, что сейчас общепризнано и нерушимо, впоследствии может выйти из тренда и подвергнуться забвению. И наоборот, сейчас внесистемное со временем может обрести всеобщее господство. Маргинал может быть «пророком», его ценности и убеждения могут быть не приняты современниками, но стать базой для культуры нового времени.

Несмотря на вышеуказанное, многие социологи довольно четко выделяют позитивные и негативные аспекты существования такого явления, как маргинальность. Так, к позитивным обычно относят следующие моменты:

¾ Маргинальность подразумевает повышенную социальную мобильность: теоретически маргинал может сменить место жительство, род занятий, так как он ни к чему не привязан.

¾ Маргиналы обладают повышенной восприимчивостью к разнообразным преобразованиям, веяниям современности. Они свободны от предрассудков общества и могут с легкостью перенимать все новое, адаптироваться к резко меняющимся условиям.

¾ По причине своей индивидуальности, маргиналы способны внести в социум новые идеи и течения.

В свою очередь, говоря о негативной стороне маргинальности, обычно приводят следующие доводы:

¾ Как правило, явление маргинализации набирает обороты в периоды глобальных преобразований в государстве и обществе. Подобная коренная ломка практически всегда негативно сказывается на населении: многие люди оказываются за чертой бедности и переходят в разряд люмпенов.

¾ Маргинальность зачастую связана с серьезными психологическими проблемами индивида, вызванными его оторванностью от общества, непониманием со стороны окружающих, что может привести к противоправному поведению маргинала, попыткам суицида и иным негативным последствиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный реферат был посвящен проблеме маргинальности. Это явление, несмотря на кажущуюся незначимость для общества в целом, оказывает на него значительное влияние. Тот факт, что маргиналы фактически исключены из социальных групп, позволяет им, возможно, даже в большей мере, чем обычные люди, двигать общество вперед, снабжать его новыми идеями и менять к лучшему.

В ходе написания реферата была проделана следующая работа: изучены определения понятия «маргинал»; приведены основные категории людей, относимых социологами к маргиналам; изучена история вышеуказанного термина и явления, приведены примеры маргиналов из истории; на основе классификации маргиналов приведены фундаментальные различия в их социальных статусах. Наконец, в заключительной части работы был сделан вывод, что маргиналы способны привнести новации в общество, изменить его к лучшему. Таким образом, цель написания реферата можно считать выполненной.

Кто такой маргинал? Плохо ли быть маргиналами?

Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп. У маргинала нет четкой социальной идентичности — он не относит себя к конкретной культуре, слою или кругу.

Говоря простыми словами, маргинал — это некий «отщепенец», которого трудно приписать к той или иной группе. На маргиналов воздействуют противоречащие друг другу идеи, нормы и ценности, и это осложняет их жизнь в обществе.

Маргинальными могут быть и отдельные люди, и группы — например, когда меняется общество, целые слои оказываются выброшены из социальной структуры (например, дворяне в России после революции 1917 года).

В современной России слово «маргинал» нередко используют в отрицательном смысле, как синоним слова «люмпен». В действительности люмпены — это деклассированные элементы, дно общества (нищие, бомжи, алкоголики, наркоманы, уголовники). А маргиналы далеко не всегда находятся в низу общественной иерархии.

Читайте подробнее: Люмпен-пролетариат и люмпены. Кто такой люмпен и в чем его отличие от маргинала?

Также маргинальными в обиходе называют людей или явления, не имеющие большого значения, нечто второстепенное, исключение из правила.

Музыкант Егор Летов, чьих поклонников министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «маргинальной аудиторией»

Не стоит путать маргиналов с маргиналиями. Маргиналии — это заметки на полях книги или рукописи. Маргинал и маргиналия — слова-паронимы.

Какими бывают маргиналы? Примеры социальной маргинальности

Термин «маргиналы» введен в оборот американским социологом Робертом Парком в 1920-е годы. Парк изучал маргинальность на примере эмигрантов. Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение, объяснял социолог.

Иммигранты прибывают в Америку. Рисунок около 1900 года.

Маргиналами становятся в результате социальных потрясений — реформ, революций, кризисов. Например, урбанизация — массовое переселение сельских жителей в города — превращает вчерашних крестьян в городских маргиналов.

Экономический спад может сделать даже обеспеченных людей безработными. А развитие технологий — превратить представителей «устаревшей» профессии в невостребованных маргиналов.

Политическими маргиналами могут стать те, кто выражает политические взгляды, отличные от общепринятых — не обязательно экстремистские.

Религиозными маргиналами оказываются люди, стоящие вне традиционных конфессий.

Человек может стать маргиналом и абсолютно добровольно. Например, представители контркультуры и ряда молодежных субкультур намеренно противопоставляют себя обществу.

Московские панки. 1995 год. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Кто такой маргинал? Объясните простым языком и с примером.

Александра Головина 2848 3 года назад Начинающий психолог (частично клинический по образованию), пишу о всяком Телеграм-канал @siroivt Твиттер @Siroi09598895

В своём первоначальном виде это понятие из социологии, которое означает человека, который уже оторван от своей социальной группы со всеми её правилами жизни и способами контроля над поведением, но ещё не вписан в новую социальную группу и, соответственно, не контролируется ей и не получает эмоциональную подпитку от неё. Такие люди имеют ряд социологических и поведенческих особенностей, которые оправдывают их выделение в особую группу.

Само понятие появилось в США в 1920-х применительно к неадаптированным иммигрантам. Собственно, плохо адаптированный иммигрант, который оторван от своей культурной среды, является ярким примером маргинала. Также много маргиналов появилось примерно в то же время и раньше вследствие урбанизации — молодые крестьяне ехали в города, начинали работать на заводах, и отрывались от сельской среды, которая была совсем не идеальной, но хотя бы понятной.

Сейчас это слово иногда употребляется как полуругательное в адрес человека с низким уровнем культуры и без амбиций.

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации. Его поведение, привычки оказались неприемлемыми для городской социальной среды. Сегодня маргиналами называют не только людей, не вписывающихся в городскую среду.

Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами. Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Значение слова «Маргинал»

Маргинал (от латинского «marginalis» – крайний или «margo» – край) – человек, живущий в социальной среде, но не принимающий навязанные ею мировоззрение, принципы, нормы, ценности, нравственные идеалы, образ жизни. Можно сказать, что он находится на краю системы, за пределами навязанных социальной структурой законов и порядков. В современном русском языке существует множество синонимов слова «маргинал»: изгой, белая ворона, неформал, индивидуал, асоциал, нигилист. Пример: бомж, хиппи, гот, монах-отшельник, аскет.

Также, людей из низших слоев общества, еще Карл Маркс обозначил термном «Люмпен». В современности, два понятия маргинал и люмпен переплелись друг с другом.

Признаки маргинальности:

  • нарушение важных для человека связей (биосоциальных, культурных, духовных, экономических), которые существовали в прежней жизни;
  • постоянное перемещение из-за отсутствия привязанности к чему-либо;
  • внутренний психологический конфликт из-за невозможности найти себя и возникновение на этой основе психических проблем;
  • по причине несоблюдения закона и порядка легкость становления противоправным членом общества (правонарушителем);
  • представители самых низких слоев общества (бомжи, алкоголики, наркоманы и т.д.);
  • формирование собственных ценностей и норм, очень часто противоречащих и враждебных ценностям той социальной группы, к которой принадлежит маргинал.

На первый взгляд, слово «маргинал» окрашено только негативными красками. На самом деле это не так. Как и любое явление, маргинальность имеет кроме отрицательных сторон, и положительные, к которым относится следующее:

  • иное мышление, мировоззрение является источником прогрессивной, новаторской деятельности;
  • по причине высокой мобильности у маргинала больше шансов начать жизнь с нового листа, получить другое образование, найти лучшую работу, переехать в более благополучный район города или сменить страну проживания на более экономически развитую;
  • благодаря своей уникальности, несхожести с другими, у маргиналов есть возможность найти неосвоенную нишу на рынке товаров и услуг и заняться бизнесом, приносящим прибыль (открыть свое дело, связанное с продажей этнических товаров, сувениров из прежнего места проживания). Маргиналы по этой причине очень часто становятся миллиардерами.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность:

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными. Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает толерантность.

Типы маргиналов

В зависимости от причин развития маргинального способа жизни и особенностей своего проявления маргиналы делятся на следующие типы:

  1. Этнические – люди, которые вынуждены были в силу разных причин и обстоятельств сменить свое место жительства и оказались среди представителей другой национальности, народности, этноса, культуры. Этот тип является наиболее труднопреодолимым, поскольку человек долго приспосабливается к чужой культуре, традициям, языку, религии и не в состоянии изменить свою внешность, расовую и национальную принадлежность (потомки от смешанных браков, эмигранты).
  2. Социальные – связан со сменой одной экономической системы на другую (рабство сменилось феодализмом, социализм – капитализмом). Целые группы людей не могут сразу найти свое место и адаптироваться к новой общественной системе.
  3. Биологические – идеальным является общество, которое заботится о слабых и больных его членах. В действительности же нездоровые люди и люди с ограниченными физическими возможностями или умственными способностями не имеет никакой ценности для общества, оказываются за бортом жизни (инвалиды, старики, хронически больные, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность).
  4. Экономические – люди, которые по каким-либо причинам потеряли работу и возможность иметь стабильный доход, утратили собственность, жилье, и сверхбогатые люди, которые по причине своего материального достатка, становятся оторванными от всех остальных членов общества (нищие, бомжи, иждивенцы, миллиардеры, олигархи).
  5. Религиозные – люди, которые не относят себя ни к представителям какой-либо существующей конфессии, ни к неверующим. Это те индивиды, которые верят в свои идеалы, своих богов и создают свои собственные церкви и секты (пророки, сектанты).
  6. Политические – появляются во время переломных моментов в истории, в период политического кризиса, когда люди теряют веру в современных политиков и их провозглашаемые ценности, ведут борьбу с существующим политическим строем, не доверяют власти и занимают враждебную гражданскую позицию.
  7. Криминальные – когда отказ жить по существующим в обществе по законам и моральным нормам приводит к совершению правонарушения (преступники).
  8. Возрастные – когда у более старого поколения утрачивается связь с молодежью, возникает так называемый конфликт детей и отцов.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.

Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов, художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества. В современном мире существует еще одна группа маргиналов – люди, которые проводят большую часть своего времени за компьютером, что приводит к изменению их сознания, преобладанию виртуальной жизни над реальной.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский — древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов;
  • Емельян Пугачев — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов;
  • Устим Кармелюк — украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813—1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти — А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;
  • Остап Бендер — Ильф и Петров «Двенадцать стульев»;
  • Родион Раскольников — Ф. Достоевский «Преступление и наказание»;
  • Лев Мышкин — Ф. Достоевский «Идиот»;
  • Полиграф Шариков — М. Булгаков «Собачье сердце».

Важно! Маргиналы существовали во все времена. Это неизбежное явление. Задача каждого из нас как полноправного члена общества – создать такие условия для маргиналов, которые будут способствовать их возвращению к нормальной полноценной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *