Личность и самосознание
Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.
Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.
Стадии развития самосознания
О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.
Первая стадия. Открытие собственного «Я» (в возрасте одного года).
Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.
Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.
Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.
Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:
- Формирование самоуважения.
- Формирование целостного представления о самом себе.
- Осознание необратимости времени.
- Открытие своего внутреннего мира.
- Осознание любви.
Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.
Самосознание и самооценка
Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Последнее является представлением о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Такое сравнение может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. Если ребенок ориентирован на результаты, это может привести к формированию низкой самооценки, ведь он еще не достиг того, о чем мечтает. Если же помочь ребенку получать удовольствие и радость от самого процесса, тогда конфликта между «Я-реальное» и «Я-идеальное» не возникнет. В этом случае ребенок (или подросток) понимает, каков он есть. Такое положение дел его устраивает и при этом он стремится улучшать свое мастерство в деле, которым занимается. Однако к этому следует подходить с большой осторожностью, потому что есть большая вероятность навредить.
- Оценка результатов своей деятельности. Как уже было сказано, хвалить ребенка и подростка (а в некоторых случаях и взрослого человека) следует и за усилия. Если хвалить его лишь за результаты, это может привести к очень серьезным психологическим проблемам. А самое плохое, к желанию избегать ошибки и неудачи. Если человек относится к неудачам совершенно нормально, они не будут негативно влиять на его самооценку. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок понимал — его хвалят за усилия, за попытку, за сам процесс деятельности.
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников. От оценок окружающих никуда не деться, ребенок или подросток всегда будут находиться в подобной среде. Следует его приучить отделять оценку окружающих от собственной личности. Если он создал что-то и его раскритиковали, нужно объяснить, что это лишь частное мнение. К тому же это оценка деятельности, а никак не личности. Группа сверстников также дает свою оценку и здесь крайне тяжело что-либо посоветовать. Выделяться, не выделяться или самому быть тем, кто оценивает — здесь правильного ответа быть не может. Дети будут вступать в серьезные конфликты, причем иногда даже повод неважен.
Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.
С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.
Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности.
Желаем вам удачи!
Глава 32. Формирование группового сознания
Если группа имеет стабильную цель и существует некоторое время, то групповые порядки становятся привычными для каждого члена группы и превращаются в стереотипы, то есть делаются частью сознания индивида. Это наиболее важный момент становления человеческого сознания. Целый пласт отношений внешнего мира – возможно, и случайно полученный, – составляет часть мышления индивида. Можно сказать, что человек смотрит на мир сквозь групповые очки.
Если группа успешно действует какое-то время, возникают проблемы обучения новых членов и замены выбывающих. Желательно четко указать те действия, которые должен выполнять каждый член группы. Набор формальных действий называется групповой ролью.
Появление групповой роли – это существенный этап в жизни группы, так как с этого момента индивидуальность ее члена для поведения группы значения не имеет. Группа начинает управляться общественным интеллектом.
Общественный интеллект имеет ту же основу, что и интеллект индивидуальный, то есть знаковую систему. Группа вырабатывает специальные знаки, которые имеют смысл только в рамках этой группы и служат для самоуправления группы. Такими знаками могут быть форма, флаги, государственная символика.
Поведение человека в группе тем успешнее, чем лучше он воспринимает цели и задачи группы, а также собственную роль в ней. Футбольная команда может играть в атакующем стиле, но задачей вратаря все равно остается защита ворот.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек… осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии… Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного…
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде…
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.