Личная гигиена подростков
Подростковый период — реально существующий возраст в жизни любого мальчика, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый. У мальчиков подростковым возрастом принято считать период с 13 до 16 лет.
Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и системах, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием.
Какие же изменения на этапе своего взросления проходит подросток и как ему надо себя вести, чтобы вырасти здоровым и сильным юношей?
В подростковой период начинают активно перестраиваться эндокринная система, возрастает двигательная и нервно-психическая активность, что в свою очередь, ведет к напряжению обмена веществ. Именно в это время у мальчиков происходить интенсивный рост и половое созревание, вырабатываются половые гормоны, которые усиливают работу сальных желез, а также появляются вторичные половые признаки – рост волос на лобке и в подмышечных впадинах.
К 13-14 годам у мальчиков отмечается резкий рост туловища, увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос, появляется характерный мужской запах, может возникнуть угревая сыпь. Именно в этом возрасте юноши должны особенно тщательно следить за своей личной гигиеной.
Ежедневный прием душа или ванны с применением специальных средств (мыло, гель для душа) помогает избавиться от избытков кожного сала и пота, которые провоцируют не только неприятный запах, но и могут способствовать размножению болезнетворным микроорганизмам на коже. Температура воды не должна быть очень горячей, оптимально 36 – 38 °C. Можно принимать и контрастный душ – такой душ помогает снять усталость и придает бодрости.
Во время принятия душа или ванны подростку не следует забывать мыть головку полового члена и крайнюю плоть теплой водой. В противном случае между головкой полового члена и крайней плотью скапливается сальная смазка — смегма, что может привести к развитию острого гнойного заболевания под названием баланопостит. Симптомы баланопостита — зуд, жжение и боль в области головки полового члена.
Принимать ванну или душ с применением мочалки желательно 1 раз в неделю.
Умывать лицо необходимо дважды в день. Следует помнить, что появление угревой сыпи в подростковом периоде не является редкостью и далеко не всегда угревая сыпь является признаком недостаточной гигиены. Использовать противоугревые лосьоны и другие средства для борьбы с прыщами, а также выдавливать угри не следует. Правильно будет обратиться с этой проблемой к врачу.
Следует не забывать и о чистоте рук и ногтей. Необходимо тщательно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой, контакте с животными, деньгами.
Лучше использовать жидкое мыло, не обязательно оно должно быть антибактериальное, ведь принцип действия мыла в смывании микробов с кожи, а не в их уничтожении. Мойте руки не меньше 15-20 секунд.
Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Мыть голову необходимо теплой водой, так как горячая вода активизирует работу сальных желез.
Нельзя забывать и про уход за зубами. Подросток, имеющий плохие зубы, помимо эстетического дефекта и неприятного запаха изо рта, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми движениями в течение 2 — х минут.
Именно в подростковом периоде многие юноши начинают бриться. Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном.
Расчески, бритвенный станок, зубная щетка и другие предметы гигиены должны быть индивидуальными.
Изменения, происходящие в организме подростка в совокупности с дополнительными нагрузками в школе или спортивных секциях, приводят к повышенной утомляемости и снижению иммунитета.
В период полового созревания у мальчиков подростков происходят непроизвольные семяизвержения (поллюции), которые могут происходить днем, но чаще во время ночного сна. Поллюции являются признаком нормально развивающегося организма. Частота поллюций индивидуальна для каждого человека. В некоторых случаях поллюции могут происходить каждую ночь или даже несколько раз за ночь. Обычным считается их появление от 1—2 раз в неделю до 1 раза в 2—3 месяца.
Чтобы у подростка не было психоэмоционального перенапряжения или каких — либо соматических заболеваний, ему необходимо четкое планирование своего дня. Нельзя допускать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, прослушивания громкой музыки (особенно в наушниках). Сон должен составлять не менее 8 часов.
Менять обувь и носки нужно как можно чаще во избежание неприятного запаха, а также грибкового или бактериальное поражения кожи ног и ногтей. Влажную обувь необходимо хорошо просушивать. Носки и нательное белье следует менять ежедневно. Очень важно правильно выбирать подростку обувь. Она должна быть удобной и просторной, подходить по размеру и высоте подъема, соответствовать форме ноги.
Инфекции, передаваемые половым путем, все чаще стали диагностировать у подростков. Причина этого — недостаток полового воспитания. Даже если подросток не планирует вступать в интимную близость, он должен уметь пользоваться презервативом и знать о заболеваниях, передающихся половым путем.
Овладение навыками личной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры. О том, какие правила надо обязательно соблюдать и каких неприятностей можно избежать, если не пренебрегать элементарными правилами гигиены, рассказывает Наталия Борисовна Мирская, доктор медицинских наук, врач по гигиеническому воспитанию Центра гигиенического образования населения Росптребнадзора
Какое значение имеет гигиеническое воспитание детей?
Гигиеническое воспитание способствует развитию эстетических чувств, и нужно суметь доказать детям, что то что полезно, с точки зрения гигиены и соответственно здоровья, то и эстетично (чистые руки, волосы, носовой платок, расчёска, зубная щётка, одежда, обувь, здоровые белые зубы и т.д.).
Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих, а также опасен как распространитель многих инфекционных заболеваний. У дошкольников и младших школьников в процессе гигиенического обучения необходимо формировать навыки личной гигиены, сознательное отношение к сохранению своего здоровья и здоровья своих близких, товарищей и окружающих людей.
Для того чтобы дети лучше понимали и усваивали учебный материал, важным моментом обучения должны быть хорошо подобранные иллюстрации, рисунки, таблицы, кроме того, в гигиеническом воспитании детей всегда помогут сказки, пословицы, поговорки, загадки и литературные тексты.
С раннего детства необходимо приучать ребёнка пользоваться носовым платком. Ребёнку нужно объяснить, что при кашле и чихании, даже если человек здоров, из его носоглотки выделяется большое количество болезнетворных микробов и если не пользоваться носовым платком, то с брызгами происходит заражение окружающих.
Кроме того, отсутствие носового платка является основной причиной несформированного, особенно у дошкольников и младших школьников такого очень важного для здоровья навыка как правильно сморкаться. В этом случае ребёнок втягивает в себя и проглатывает отделяемое из носа, что очень вредно. В последнее время, к сожалению, это становится распространённым явлением.
Как правильно использовать носовой платок при сморкании?
Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Далее платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать его, но и не складывать.
Если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он был уже использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д. вызывая такие заболевания как конъюнктивит, ячмень, герпес, стоматит и др.
Отсутствие у ребёнка носового платка способствует развитию у него таких
вредных для здоровья привычек как:
— вытирать пальцами, ладонью, кулаком, рукавом одежды: нос, рот, слёзы из глаз, пот со лба и других частей лица, а также шеи;
— сморкаться «в два пальца» на улице, а мотом вытирать руки об одежду или окружающие предметы, распространяя инфекцию;
— тереть руками глаза;
— Вынимать пальцами попавшую в глаз ресницу, соринку и др.
Поэтому необходимо чтобы у каждого ребёнка был отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.
Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если ими не пользовались. Вытирать глаза, рот, лоб, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.
В последнее время стали отдавать предпочтение бумажным салфеткам или платкам. Насколько это правильно?
Что касается использования бумажных разовых носовых платков в повседневной жизни, то полная замена ими носовых платков из ткани не рекомендуется.
Бумажные разовые носовые платки можно сравнить с разовыми бумажными полотенцами, скатертями, посудой, которые следует использовать в общественных местах, в дороге лишь иногда.
В отличие от носовых платков из ткани разовые бумажные носовые платки имеют ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать их в качестве защиты от заболеваний:
— бумажный разовый носовой платок не позволяет сформировать навык правильного сморкания;
— высокая способность бумажного платка впитывать влагу и его маленький размер делают его быстро абсолютно мокрым (даже от одного сморкания), что не позволяет высморкаться в него несколько раз – столько сколько необходимо;
— даже мягкая бумага, из которой сделаны разовые платки, может оказать раздражающее действие на кожу, так использование для сморкания нескольких бумажных платков подряд (особенно при насморке) может вызвать сильное раздражение кожи под носом и вокруг него (покраснение, боль).
Разовый бумажный носовой платок не предохраняет от распространения инфекции:
в силу высокой впитывающей влагу способности бумажного платка и его маленького размера даже после одного сморкания на руки, особенно при насморке, попадает много болезнетворных микробов.
Другим фактором риска распространения инфекционных заболеваний нередко является отсутствие места безопасного временного хранения и утилизации использованных разовых носовых платков: у детей, как правило, отсутствует свой специальный, пакет для временного хранения использованных разовых носовых платков.
Во время учебных занятий в школе, даже при наличии у учащихся индивидуальных пакетов для временного хранения использованных носовых платков и мусорной корзины в классе, во время урока, как правило, нет возможности выбросить использованные разовые носовые платки, и школьники вынуждены класть их рядом с собой на рабочий стол. Довольно много таких платков накапливается за урок, но особенно много их бывает, если у детей насморк.
В связи с тем, что разовые платки сделаны из бумаги они не могут быть использованы: когда из глаз текут слёзы во время плача, сильного смеха, при резком изменении внешней температуры воздуха (тепло-холод, холод-тепло), при потреблении горячей пищи, при реакции на яркий свет, едкие вещества, при попадании в глаз инородного тела и т.д.; при повышенном выделении пота на лбу и других частях лица, а также шеи.
Таким образом, современный ребёнок, постоянно нуждается в наличии и активном использовании носовых платков, причём не только, непосредственно для носа. Платков должно быть несколько, а предпочтение следует отдавать платкам из ткани.
Известно, что при отсутствии навыков дети имеют риск получить различные заболевания. Какие наиболее типичные заболевания развиваются в ситуации пренебрежения гигиеническими правилами?
В результате проведённого анкетирования родителей и анализа результатов медицинских осмотров ряда общеобразовательных учреждений Москвы выявлена высокая распространённость нарушений и заболеваний органа зрения, которая составила 46,1% (43,9% среди мальчиков и 48,8% среди девочек). На первом месте оказались воспалительные заболевания придаточного аппарата глаза в виде конъюнктивита (22,2%) и ячменя (5,1%), что в сумме составило более 27% от всех выявленных нарушений и заболеваний органа зрения.
Какими симптомами характеризуется конъюнктивит?
Конъюнктивит — это воспаление слизистой оболочки век и глазного яблока (конъюнктивы). Является одним из наиболее распространённых заболеваний глаз, что связано с доступностью конъюнктивы воздействию различных факторов окружающей среды: болезнетворных бактерий и вирусов (инфекций), а также механических и термических раздражителей. Чаще конъюнктивит имеет инфекционную природу.
Различают острый и хронический конъюнктивит. Острый конъюнктивит начинается сразу, без предвестников, и почти всегда на обоих глазах одновременно. Возникают слёзотечение, чувство жжения и рези в глазах. Веки припухают. Конъюнктива отекает и резко краснеет. Появляются обильные слизистые, чаще гнойные выделения.
В некоторых случаях конъюнктивит может сопровождаться насморком и общими расстройствами: головной болью, бессонницей, повышением температуры тела.
При появлении первых признаков острого конъюнктивита прежде всего необходимо устранить причинный фактор и провести лечение способствующего конъюнктивиту заболевания.
Как бороться с этим состоянием?
При остром инфекционном конъюнктивите эффективны противобактериальные, противовирусные и другие (в зависимости от вида возбудителя инфекции) лекарственные средства. Использовать лекарства можно лишь по назначению врача и под его контролем. Заметное облегчение приносят различные вяжущие и обезболивающие средства в виде капель.
Нельзя накладывать на глаза повязку, так как это создаёт благоприятные условия для развития микробов, а также способствует вовлечению в процесс роговицы. По мере накопления гноя глаза необходимо обильно промывать с помощью кусочка ваты, смоченного свежекипячёной остуженной водой, в направлении от наружного угла глаза к внутреннему углу (к носу). Нельзя прекращать лечение без разрешения врача, даже если исчезли видимые признаки конъюнктивита. В таких случаях болезнь может принять затяжное, хроническое течение.
Как происходит заражение?
При остром инфекционном конъюнктивите возбудители инфекции обычно передаются через предметы обихода (постельные принадлежности, полотенца, носовые платки и др.). Нередко возбудитель заносят в здоровые глаза грязными руками. Поэтому в профилактике заболевания главную роль играет соблюдение правил личной гигиены.
Иногда симптомы конъюнктивита могут быть выражены слабо – имеются лишь небольшое покраснение конъюнктивы и скудное отделяемое, которое скапливается по утрам в виде гнойного комочка у внутреннего угла глаза.
Однако следует помнить, что конъюнктивит, вызываемый бактериями и вирусами, т.е. инфекционный, независимо от остроты проявления является очень заразным.
Какие ещё воспалительные заболевания глаз встречаются у детей?
Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы и сальной железы, находящейся у края века. В начале заболевания у края века образуется ограниченная болезненная красноватая припухлость, возникает отёк кожи и слизистой оболочки века. Через 2-3 дня на верхушке припухлости появляется гнойная головка, при вскрытии которой выделяется гной.
Чаще всего ячмень развивается вследствие нарушения гигиенических правил — вытирания глаз грязным полотенцем, платком или руками.
Возможно возникновение сразу нескольких ячменей, которые могут сливаться в один, что сопровождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела. Нередко процесс носит повторяющийся характер.
Какие методы лечения существуют и чего делать нельзя при этом заболевании?
В начале заболевания область болезненной точки на веке можно смачивать 3-5 раз в день 70% спиртом или 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени, что нередко позволяет приостановить дальнейшее развитие процесса. При развившемся ячмене врач назначает сульфаниламиды, антибиотики, чаще в виде капель или мазей, сухое тепло, УВЧ-терапию на область поражения.
Не следует применять компрессы и влажные примочки, так как они могут способствовать распространению инфекции. Весьма опасно выдавливать из ячменя гной, так как при этом инфекция может распространиться по кровеносным сосудам и привести к серьёзным осложнениям: менингиту, сепсису, флегмоне глазницы и др.
Каковы профилактические меры?
Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний является контроль за чистотой рук.
Профилактика ячменя заключается в тщательном соблюдении правил личной гигиены, своевременном лечении заболеваний, которые могут ослабить защитные силы организма.
На грязных руках содержится большое количество болезнетворных микробов, которые попадая на кожу и слизистую глаз, могут вызвать заболевание, поэтому руки должны быть всегда чистыми, а детей, имеющих вредную привычку постоянно тереть лицо и глаза руками, нужно от этой привычки срочно отучать.
Обычно процесс мытья рук проходит автоматически, и никто об этом не задумывается…. Есть ли правила для этой повседневной гигиенической процедуры?
Приучать ребёнка мыть руки нужно с раннего детства. Этот навык должен быть полностью сформирован к концу дошкольного возраста. Однако дети нерегулярно моют руки, придя с улицы, перед едой, после игр, посещения туалета, общения с животными. Родители и педагоги, к сожалению, часто ограничиваются лишь формальным контролем за тем, вымыл ли ребёнок руки или нет, не обращая внимания на то, как он это сделал.
Между тем детям необходимо знать, когда, как и зачем они должны мыть руки. Руки нужно мыть несколько раз в день: перед едой, придя с улицы, после посещения туалета, после общения с животными и т.д., т.е. после любого загрязнения.
Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребёнка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.
Как правильно мыть руки?
1. Бумажное полотенце целесообразнее использовать в общественных местах.
2. Мыть руки нужно с мылом под струёй воды из под крана, кувшина, ковшика, но не в тазу.
3. При наличии в трубах горячей воды её необходимо немного смешать с холодной, сделав сильно тёплой. Чем вода горячее, тем она лучше смывает грязь.
4. Использование мыла при мытье рук обязательно, особенно если нет горячей воды. Руки, вымытые холодной водой без мыла, чистыми считать нельзя.
5. Руки следует намыливать1-2 раза.
6. Мыло тщательно смыть водой.
7. После мытья рук их следует вытереть насухо чистым сухим полотенцем. Полотенце у каждого ребёнка должно быть своё.
8. Если полотенце после того, как ребёнок им вытер руки, осталось чистым, означает, что руки вымыты хорошо.
9. Для того чтобы определить насухо ли вытерты руки, надо приложить руки тыльной стороной ладони к лицу и тем самым определить их сухость.
Продолжительность всей процедуры занимает 40-60 секунд.
Научить ребенка выполнять простые гигиенические процедуры легче и намного быстрее в раннем возрасте. К трем годам жизни дети становятся весьма любознательными и стараются во всем копировать своих родителей. Поэтому важно не упустить момент и плавно привить основные навыки личной гигиены. А чтобы этот процесс был в радость и чаду, и родителям, следуйте нашим рекомендациям.
Содержание
Почему важно соблюдать правила личной гигиены?
Регулярный уход за зубами, волосами и телом является главной составляющей личной гигиены. Ребенок, который усвоил эти правила, легче справляться с трудностями в старшем возрасте, проще идет на контакт с другими людьми, поскольку уверен в своей чистоплотности и опрятном внешнем виде.
Объясните малышу, что правильный уход за своим телом:
- поможет ему стать сильнее и здоровее;
- придаст уверенности в общении со сверстниками или старшими;
- не позволит вредным микробам размножаться на коже и вызывать болезни.
Отличным решением будет показать ребенку правила личной гигиены в виде картинок, распечатав их и развесив в доме.
Важно не только объяснять, но и на собственном примере демонстрировать детям правила личной гигиены. Совместные водные процедуры быстрее помогут ребенку приучиться к ним.
Правило №1. Моем руки перед едой
Личная гигиена для детей начинается с малого – с мытья рук после улицы и перед едой. Покажите в игровой форме, как микробы паразитируют на ручках. Для этого насыпьте немного блесток на ладошки малыша. Блестки будут оставаться на всем, к чему он прикоснется.
А чтобы процесс мытья рук ребенку понравился и не вызвал неприятные ощущения и раздражения на его нежной коже, используйте жидкое мыло с натуральными компонентами в составе. Как показывают многочисленные исследования, жидкая форма мыла детям нравится больше, чем твердая. Такое средство есть в серии Amrita Kids «Детское жидкое мыло для ладошек», которое на 98% состоит из натуральных компонентов. Оно мягко очищает кожу от загрязнений, не пересушивает ее, оставляя легкий фруктовый аромат.
Правило №2. Чистим зубы два раза в день
Мало кто из детей любит чистить зубы. Но если этот процесс превратить в увлекательную игру – он может стать любимым занятием ребенка. Покажите, как чистит передние зубы мышка, а задние – лев. Конечно, помимо игры, следует приучить ребенка к ответственности и осторожности во время гигиенических процедур. Напомните, что смеяться во время чистки зубов небезопасно.
Зубные пасты обязательно должны соответствовать возрасту ребенка и содержать минимальное количество вредных и абразивных веществ, повреждающих зубную эмаль. А чтобы ребенок чистил зубки тщательно, установите песочные часы на умывальнике.
Правило №3. Меняем белье каждый день
Детям тоже нужно следить за чистотой своего белья. Напоминайте чаду, что следует регулярно менять трусики и майки. Пусть он приучается сам складывать свои ношенные вещи в корзину для грязного белья. Объясните, что неприятный запах отталкивает от себя окружающих. Напротив, чистые и свежие вещи имеют приятный аромат и опрятный вид, и в них малышу будет комфортнее.
Также можете постепенно привлекать его к совместной стирке – даже если это делает стиральная машинка. Покажите весь процесс от начала и до конца, детям нравится нажимать на разные кнопки и по очереди выполнять простые действия.
Правило №4. Регулярно принимаем душ и ванну
Все дети обожают плескаться в ванне, особенно фантазировать с пеной и пускать пузыри. Поэтому средства для купания должны быть максимально натуральными и безопасными, ведь дети в процессе игры могут наглотаться воды. Детская пенка для купания «Яблочные пузыри» от Amrita содержит специальный комплекс природных веществ, который разработан для нежной и чувствительной кожи малышей от 3-х лет. Она отлично пенится, при этом остается полностью безвредной для здоровья.
Также важно регулярно ухаживать за детскими волосами. Хотя дети не любят мыть голову, если делать это правильно, дискомфорта можно избежать. Намылите голову ребенка шампунем и соорудите из мыльной пенки различные прически (если длина волос позволяет): ирокез панка, кудри пуделя или парик королевы. А чтобы во время мытья головы глаза ребенка не щипли от случайного попадания шампуня, пользуйтесь средствами, которые не содержат вредных веществ: SLS, SLES, PAV, парабенов, сульфатов и пр. Детский шампунь без слез «От макушки до пяточек» от Amrita идеально очищает волосы от загрязнений, не вызывая аллергию и раздражение, ведь на 98% состоит из натуральных компонентов.
Правило №5. Подстригаем ногти раз в неделю
Дети любят совать пальцы в рот и грызть ногти, что не только не эстетично, но и вредно для здоровья. Поэтому после принятия ванны обязательно подстригайте малышу ногти. Делать это нужно не реже чем раз в неделю.
Если ваше чадо сопротивляется, дайте ему специальные детские ножницы с тупыми концами. Пусть он сам под вашим контролем попробует подстричь себе ногти и понять, что это безопасно и не больно. Если вы будете сохранять терпение и уравновешенность, ваш ребенок перестанет бояться этого процесса и вскоре захочет делать все самостоятельно.
Поэтому, чтобы воспитать в ребенке стойкие навыки личной гигиены, вовсе не нужно быть великими выдумщиками. Достаточно проявить немного творчества, терпения и здравого смысла – и вскоре ваша кроха сама захочет научить вас чему-то.
При организации трудового процесса детей и подростков следует учитывать то, что у них особая чувствительность к факторам внешней среды связана с:
-
интенсивным ростом и развитием
-
незрелостью ряда органов и систем
-
анатомическими особенностями
В процессе обучения и труда подростки могут контактировать с неблагоприятными физическими и химическими факторами, поэтому необходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум и вибрация, промышленная пыль, химические вещества, физические нагрузки.
У подростков, работающих в одних и тех же цехах с взрослыми рабочими, при выполнении даже меньшего объема физических нагрузок температура тела повышается или, наоборот, переохлаждается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинамики более выражены, а их восстановление происходит более медленно.
Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте также более чувствителен к шуму, чем в зрелом. При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в слуховом анализаторе уже через 1-2 года. Установлено, что уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков.
При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста.
У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сниженная выносливость при статическом напряжении.
Гигиеническими принципами нормирования условий и организации трудового обучения и труда детей и подростков являются:
— учет возраста, пола и состояния здоровья, повышенной чувствительности организма к действию факторов производственной среды;
— отсутствие неблагоприятного влияния на физическое, психическое и нравственное развитие и состояние здоровья;
— исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих.
Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет, с разрешения родителей или лиц их замещающих, на временных работах в свободное от учебы время при условии выполнения легких работ, не оказывающих негативного влияния на здоровье и не препятствующих обучению. Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, запрещаются профессии и виды работ с тяжелыми и вредными условиями, испытания при приеме на работу, заключение договоров о полной материальной ответственности. Подростки принимаются на работу только после обязательного медицинского осмотра и до 18 лет подлежат ежегодному медицинскому осмотру за счет средств работодателя. Для работающих подростков установлена сокращенная рабочая неделя и продолжительность рабочей смены, в зависимости от возраста. Для подростков разрешается двухсменная работа, но запрещается ночной труд. Подростки имеют право на отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня.
Гигиенические требования к условиям трудового обучения и труда детей и подростков изложены в следующих нормативных документах:
— СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков»;
— СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
— СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;
— Методические указания МУ 2.4.6.665-97 «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков»;
Существует целый перечень видов работ, где запрещается использовать подростковый труд.
Рабочие места для подростков должны выбираться так, чтобы станки, оборудование, инструменты, рычаги управления и рабочая мебель по своим параметрам соответствовали эргономическим требованиям с учетом антропометрических параметров подростков. Врачебно-профессиональная консультация так же является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения
Медицинский осмотр должен включать осмотр терапевта или педиатра, хирурга, невропатолога, психиатра или психоневролога, окулиста, отоларинголога, стоматолога и гинеколога для девушек. Для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обязателен осмотр врачом-специалистом по профилю патологии. Лабораторно-диагностические исследования включают общий анализ крови и мочи, флюорографию и туберкулиновые пробы. Лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, по показаниям проводятся дополнительные исследования.
Заключение о пригодности подростка к определенной работе выносится в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков и конкретными условиями труда на предприятии.