Доктор Моррис

Лестничная шина

Данная шине уже не производится. Мы предлагаем аналог — Комплект шин транспортных лестничных КШТЛ-МП-01

Шина Дитерихса состоит из 2 деревянных костылей — наружного и внутреннего, планки для фиксации стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к шине шнурком. Каждый костыль состоит из 2 частей, благодаря которым можно менять длину шины в зависимости от роста пациента. Шина накладывается непосредственно на месте происшествия перед транспортировкой пациента в лечебное учреждение. Перемещение пациента без шины категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным созданием некоторого вытяжения конечности. Перед наложением шины Дитерихса пациенту делается анестезия. Шина накладывается при переломах в области бедра, повреждениях в тазобедренном и коленном суставах.

Рекомендации при наложении шины Дитерихса.

1. Успокоить пациента 2. Объяснить ход предстоящей манипуляции З. Тугую одежду нужно разрезать по шву, в иных случаях шина накладывается либо поверх брюк, либо непосредственно на кожу, предварительно обложенную ватой в местах контакта. 4. Произвести осмотр места травмы, чтобы убедиться в наличии перелома 5. Приложить внутреннюю и наружную части шины Дитерихса к здоровой конечности пациента для придания шине нужной формы в зависимости от роста пострадавшего. 6. Прибинтовать подошвенную часть шины к стопе травмированной ноге пациента (обувь на плоской подошве можно не снимать). Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошву на 8-10 см. 7. Совместить металлическое ушко подошвенной части шины и наружную часть шины Дитерихса. 8. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части. 9. В местах костных выступов (лодыжки, коленные и бедренные суставы, крыло подвздошной кости) создать прокладку из ваты для избежания сдавления и развития некроза.

Для предупреждения провисания голени в месте перелома и возможного смещения отломков назад дополнительно к шине Дитерихса рекомендуют применять шину Крамера, расположив ее по задней поверхности ноги. 10. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровом надплечье и на уровне бедра. 11. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку. 12. Закрутить ее, аккуратно создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекпадины шины не упрутся в паховую и подмышечную области. Не рекомендуется полностью вытягивать конечность до длины здоровой во избежание дополнительных травм. 13. Зафиксировать палочку-закрутку на выступе наружной шины. 14. Шина фиксируется на травмированной конечности спиральными ходами бинта от голеностопного сустава до тазобедренного сустава.

История катастрофы может начинаться с одного неверно сделанного шага или камня, спущенного с горы по неосторожности.

Подобных случаев множество и далеко не всегда они происходят по вине пострадавшего, да это уже бывает и не важно.

Важно то, насколько быстро удается оказать ему первую помощь и как максимально бережно доставить товарища до больницы.

В условиях полной оторванности от цивилизации травма одного участника похода или экспедиции становится серьезным испытанием для всей группы.

Наиболее благоприятное развитие ситуация получает, когда в команде есть профессиональный врач. А, если его нет?..

  • Как оценить степень опасности для пострадавшего?
  • Какие обезболивающие можно давать, исходя из существующих запретов на лекарства, и чтобы не навредить?
  • Можно ли вообще его трогать или нужно вызывать вертолет?
  • Как зафиксировать место перелома?
  • Из чего можно изготовить импровизированную шину?
  • Существуют ли легкие и компактные промышленные шины для походных условий?

Вопросов множество. Попробуем разобраться хотя бы со средствами иммобилизации при переломах.

Все мы помним, что переломы могут быть открытыми и закрытыми.

Открытый перелом очевиден — из раны торчит кость и течет кровь, кожные покровы нарушены.

Закрытый перелом определяется не так однозначно. Бывает, что отличить перелом от вывиха или растяжения в полевых условиях невозможно. Трещину в кости тоже может показать только рентген.

Переломы могут быть поперечные и косые, со смещением и без, скрученные, компрессионные, компрессионно-оскольчатые, оскольчатые, вколоченные — все зависит от ситуации.

Скрученные (винтообразные) переломы характерны, например, для горнолыжников, которые любят жестко затягивать крепления.

Компрессионный перелом позвоночника или отдельных позвонков можно получить при падении на ягодицы с большой высоты или нырянии на мелководье. Вколоченный перелом случается при падении с высоты на вытянутые ноги или если при падении на вытянутые руки на сноуборде. Чаще всего беда приходит неожиданно и нелепо. Один мой знакомый парапланерист сломал ногу, плохо зашнуровав ботинки коньков.

Наложение шины (подкладки из твердого материала) позволяет зафиксировать и обездвижить (иммобилизация) поврежденную конечность или область, что уменьшит боль, исключит вероятность повреждения внутренних органов и тканей и не дает сдвигаться осколкам при транспортировке пострадавшего.

В случае повреждения конечностей, шина накладывается таким образом, чтобы обездвижить два ближайших к ране сустава (при переломе бедра — три).

Однако для того, чтобы не навредить, нужно понимать, каким образом правильно наложить шину, чтобы зафиксировать пострадавшее место, не травмируя нервные окончания, мышцы и сосуды.

Главное правило, если вы не врач, ничего вправлять, выравнивать и изменять положение пострадавшей конечности не нужно!

Фиксируют шину в нескольких местах выше и ниже области повреждения, не перетягивая повязку до потери пульса.

Нужно помнить, что травмированная конечность будет быстро отекать, поэтому при переломе различных участков руки первым делом снимают часы и кольца.

В случае открытого перелома, перед наложением шины нужно остановить кровотечение и обработать рану антисептиком или питьевой водой с мылом и наложить на нее стерильную повязку.

Чаще всего, кровотечение при переломах венозное, и для остановки крови в этом случае бывает достаточно давящей повязки.

Если же кровотечение артериальное, и кровь не останавливается, тогда жгут. Его нужно снимать каждый час, потом постепенно ослаблять и, если кровотечение не прекращается, накладывать опять. Под жгут закладывается записка с временем его наложения. Это нужно для врачей.

Применение жгутов в походных условиях довольно опасно, поскольку редко удается быстро добраться до квалифицированной медицинской помощи, а омертвение тканей — вещь серьезная. Тем не менее, без жгута любая аптечка будет не полной.

В случае закрытого перелома или вывиха к травмированному месту нужно приложить холод. Вообще холод полезен при любой травме, за исключением открытого перелома, поскольку он притупляет боль и снижает отечность.

Все это приходится делать очень осторожно, чтобы не сместить кость еще больше и не сдвинуть осколки.

Перед наложением шины нужно дать пострадавшему обезболивающие (хорошо, когда оно под рукой), а после согреть и успокоить.

Как мы все понимаем, аптечка в нужный момент может оказаться в базовом лагере, поэтому лучше носить с собой индивидуальную аптечку всегда.

Аптечка Туристическая «Апполо»

Аптечка АИ-Н-2

Теперь о главном предмете нашего разговора.

Шины и их разновидности.

Современная медицина, в том числе тактическая, предлагает разнообразные варианты шин промышленного изготовления, но многие ли из нас берут их в походы?

Подручные средства.

Ниже я расскажу о промышленных средствах иммобилизации, в том числе и тех, которые не вызовут внутреннего протеста даже у легкоходов. Если же специализированных шин в аптечке не оказалось, импровизируйте!

В зависимости от вида перелома, характера похода и окружающей растительности, шину в походе можно изготовить из веток, досок, треккинговых палок, лыж, весла, коврика, латы рюкзака, стоек от палатки, в общем, из всего, что может обеспечить жесткость и неподвижность.

  • Под шину подкладывается ткань, вата, все, что может служить мягкой прокладкой.
  • Для фиксации можно использовать эластичный бинт, обычные бинты, веревку и даже скотч.

В качестве шины может выступать также и тело самого пострадавшего, например, сломанный палец прибинтовывается к здоровому, нога к здоровой ноге, рука к туловищу.

Однако при первой возможности лучше обеспечить поврежденному месту более жесткую иммобилизацию.

Шины, изготовленные промышленным способом.

Шина Дитерихса.

Начнем с шины Дитерихса, которую в условиях цивилизации применяют при переломах бедра. В поход мы их, скорее всего не возьмем, разве что в стационарные базовые лагеря экспедиций и коммерческих экстремальных туров.

Однако конструкция шины Дитерихса наиболее наглядно показывает, каким образом нужно накладывать шину при переломе бедра и к чему при этом стремиться.

Кроме фиксации поврежденной конечности данная шина исключает движение в области тазобедренного сустава, что важно при сложном переломе верхней части бедра, и выполняет функцию вытяжения.

Перелом бедра — это один из самых опасных переломов, не считая перелома позвоночника, конечно, поскольку в этом случае пострадавший теряет много крови.

Шина Дитерихса состоит из наружного и внутреннего деревянного костыля, подошвы из фанеры и закрутки со шнуром. Закрутка служит для вытягивания конечности.

Костыли состоят из двух раздвижных планок. Верхняя часть планок оканчивается упором для подмышечной впадины и промежности. Также в них есть прорези и отверстия для плотной и надежной фиксации шины с ногой и туловищем, которая осуществляется при помощи пояса, стропы или бинта.

ШинаКрамера.

Еще одной традиционной шиной является лестничная ШинаКрамера. 1 500.00p.

Эту шину в поход взять уже можно. Она достаточно легкая, хотя и не очень габаритная.

Шина Крамера — это универсальная шина, которая применяется при переломах, вывихах, повреждении связок или мышц ног или рук. Она представляет собой рамку из алюминиевой проволоки с поперечными перекладинами, которая легко гнется в любом направлении и адаптируется практически под любые травмы. При необходимости шину можно использовать для того, чтобы зафиксировать верхний отдел позвоночника. Поперечные перемычки изготовлены из стали, что обеспечивает жесткость конструкции. Основное показание к использованию шины- это транспортная иммобилизация.

  • Масса шин для ног и рук — приблизительно 0,3 кг, 0,2 кг
  • Размер — для ног — 120 на 1200 мм, для рук — 80 на 800 мм

Для фиксации шины используют ремни или стропы, можно эластичный бинт. В зависимости от характера травмы используются шины разного размера или сразу несколько шин.

Само собой под шину нужно подложить мягкую прокладку, причем, особенное внимание уделяется месту перелома и суставам.

В случае закрытого перелома, можно накладывать шину на одежду, предварительно удалив попадающие в область иммобилизации пуговицы и расправив все складки.

Складные пластиковые иммобилизационные шины КШТИв-01. 4 600.00p

Шины для конечностей представляет собой пластиковые пластины с перфорацией для регулировки размера. Шина для шеи имеет регулировку по объему и высоте шеи. Фиксируется воротник текстильной застежкой.

КШТИв-01 хорошо фиксируют место перелома, но дороже (почти в три раза), больше весят и объемнее, чем шина Крамера.

Зато при переломах конечностей такую шину можно наложить очень быстро и достаточно безболезненно.

Стандартная комплектация:

  • Шина для нижней конечности для взрослых ШТИвн-011 шт.
  • Шина для верхней конечности для взрослых ШТИвр-011 шт.
  • Бинт медицинский стерильный2 шт.
  • Повязка косыночная универсальная ПКу-01 (косынка)1 шт.
  • Сумка транспортировочная1 шт.
  • Руководство по эксплуатации1 шт.
  • Технические характеристики:
  • Масса комплекта, кг1

Шея

Повреждения шеи фиксируют воротником Шанса, который не дает двигаться голове. Это объемная плотная ватно-марлевая повязка. Ее можно носить несколько недель, снимая только на ночь.

Шина-воротник для взрослых (4-размерная). Цена: 1 544.00p — легкая и функциональная.

Стандартная комплектация:

  • Шина-воротник транспортная для взрослых ШТИвв — 011
  • Технические характеристики:
  • в развернутом виде — 630×200 мм
  • в сложенном виде — 380×200×10 мм
  • Кол-во размеров — 4
  • Масса, не более, — 0,1 кг

Картонные шины однократного применения.

Комплект транспортных иммобилизационных шин однократного применения для взрослых КШТИв-02. Цена: 638.42 ₽

В комплект обычно входят шины для иммобилизации верхних и нижних конечностей, а также шейного отдела позвоночника.

Шины представляют собой пластины из картона с перфорацией. Они легко моделируются под любую форму и закрепляются простыми или эластичными бинтами, стропой, пластырем или даже скотчем.

Картонные шины универсальны, рентгенопрозрачны, компактны и очень легкие,

Шина-воротник регулируется по высоте и объему шеи, фиксируется при помощи застежки. Воротник имеет окно для осмотра и проверки пульса.

Однако, они одноразовые и недолговечны. В сырую погоду их нужно очень хорошо защищать от воды, что не всегда возможно.

Комплект:

  • шина для ноги «ШТИвв-02»; размер в развернутом виде — 1200×290 мм.; 4 размера
  • шина для руки «ШТИвн-02», размер в развернутом виде — 850×235 мм.; 4 размера
  • шина-воротник «ШТИвр-02»; размер в развернутом виде — 630×175 мм.; неограниченное количество размеров.

Подбородочная шина

При переломах нижней челюсти для иммобилизации используют подбородочную шину — изогнутую в продольном и поперечном направлении пластмассовую пластину в виде желоба.

Располагающиеся в шине отверстия предназначены для оттока слюны и крови, а также для фиксации западающего языка. Конечные отверстия, расположенные с боков, имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки

Пневматические шины

Пневматические шины используются для иммобилизации переломов конечностей и поврежденных суставов.

Шина представляет собой герметичную камеру (двухслойный чехол), в которую помещается поврежденная конечность, после чего она раскачивается воздухом. Таким образом, мы получаем надежную и мягкую фиксацию, а вместе с тем и термоизоляцию, что очень хорошо зимой.

Шины изготавливаются из медицинской пленки ПВХ, они воздухонепроницаемы и рентгенопрозрачны. Максимальное давление воздуха в них 50 мм.рт.ст.

Легкие, компактные пневматические шины по заявлению производителя выдерживают не менее 1000 циклов наложения и пригодны для применения при темперетурах от -25 до +40 градусов.

Применение подобных шин не требует специальных навыков, что снижает риск травматизма при их наложении, они равномерно распределяют давление на ткани и сами моделируются по конечности. Благодаря всем этим качествам, шины используются в экстремальной и экстренной медицине.

Недостатки тоже имеются:

Перекаченная шина может передавливать ткани или усиливать кровотечение в случае открытых повреждений, кроме того шина обеспечивает недостаточная степень фиксации при переломе нижней трети бедра или плеча. Достаточно высока вероятность повреждения оболочки.

Пример:

Комплект шин иммобилизационных пневматических КШв-5. 6 Цена: 233.50 руб.

Иммобилизационная Шина.

Комплект состоит из:

  • СВк — сапога взрослого короткого — 1 шт
  • СВд — сапога взрослого длинного — 1 шт
  • РВк — рукава взрослого короткого — 1 шт
  • РВд- рукава взрослого длинного — 1 шт
  • насос — 1 шт.
  • Упаковка, она же надувная подушка — 1 шт.

Основные параметры:

  • Вес комплекта — не более 3 кг;
  • Температура при эксплуатации и хранении варьируется в диапазоне от -20°С до +50°С;
  • Срок средней службы в условиях частого применения- 1 год;
  • Среднее количество наложений, циклов — 1000;
  • Давление:
    • шины — 50 мм рт. ст,
    • подушки- 40 мм рт.ст.

Вакуумные шины.

Вакуумные шины — это вид транспортных шин, которые применяются при переломах и других травмах конечностей, повреждениях мягких тканей и открытых кровотечениях.

Шина представляет собой камеру, изготовленную из полимерных материалов, внутренняя часть которой на 2/3 заполнена мелкими гранулами из полистирола. Через специальный клапан, конструкция которого позволяет сохранять вакуум длительное время, насосом откачивается воздух до создания вакуума. Гранулы сцепляются между собой, и конструкция приобретает жесткость. Для защиты от механических или химических повреждений вакуумные камеры помещаются в чехол.

Шины легкие, компактные и рентгенопрозрачные, температура хранения и эксплуатации — от -20 до +50 градусов. Их масса составляет от 0.5 до 1.5кг, в зависимости от назначения.

Пример: Комплект шин иммобилизационных вакуумных взрослых ВШВ-2Цена: 9042.00 ₽

Технические характеристики:

  • Рабочее давление (max): 20 мм рт. ст.
  • Температуры эксплуатации: — 20 °С — +50 °С.
  • Масса шин: 450−1150 г
  • Рентгенопрозрачность: присутствует

Комплектность:

  • шины на руку;
  • шины на ногу;
  • насос вакуумный ручной;
  • паспорт;
  • сумка.

Носилки иммобилизационные вакуумные (НИВ).

При переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах для транспортировки пострадавшего и иммобилизации применяют транспортные вакуумные иммобилизационные носилки (НИВ).

Это герметичный двойной чехол, на который укладывают пострадавшего, зашнуровывают и выкачивают из чехла воздух.

За 8−10 минут носилки приобретают жесткость за счет сцепления наполняющих его гранул пенополистирола.

В том случае, когда нужно, чтобы тело пострадавшего занимало какое-то определенное положение, это положение задается в процессе откачки воздуха.

Шина из термополимеров.

Предназначенная для иммобилизации рук, голени и стопы шина представляет собой пластмассовую пластину, армированную алюминиевой проволокой, которая становится пластичной при погружении в горячую воду.

Шина закрепляется на поврежденной конечности шнуром, который продевается в отверстия, расположенные по кромке шины.

Размеры:

1 — для голени и предплечья (11,5×90см; 11,5×130см);

2 — для руки или ноги (10×90см; 10×130см);

Шина, легкая, не требует дополнительной подложки и закрепления.

Правда, в момент получения травмы воду можно вскипятить не всегда.

Шины SAM Splint, SurvSplint и сплитшины.

Лучшим вариантом для походов являются шины SAM Splint и отечественный их аналог и конкурент SurvSplint

Сурвсплинт — это универсальная шина, которую можно изгибать в нужную вам сторону, придавая ей необходимую форму.

Она представляет собой трехслойную конструкцию, где:

  • Внешний слой изготовлен из вспененного полимера с закрытыми порами, который не боится воды и грязи и защищает шину от внешних воздействий.
  • Средний — лист авиационного аллюминия, прочного, но позволяющего придать шине любую форму.
  • Внутренний слой — изготовлен из того же вспененного полимера, но имеет в два раза большую толщину, что увеличивает его мягкость и амортизационные свойства.

Как и рассматриваемые ранее варианты, подобные шины предназначены для транспортной иммобилизации конечностей при переломах, вывихах и смещениях.

В расправленном состоянии шина сгибается без усилий, а для придания ей необходимой твердости и прочности, можно согнуть ее таким образом, чтобы добавить углов или изгибов (ребер жесткости).

Так, например, в случае серьезных травм ее нужно изогнуть в форме буквы V и еще отогнуть края вниз.

В ситуациях, когда не требуется особой прочности, шину СурвСплинт можно согнуть в виде полукруглого желоба. Форма подбирается на здоровой конечности.

Внешняя и внутренняя стороны шины имеют разную фактуру — гладкую и покрытую насечкой, уменьшающей скольжение.

Шина очень компактна. Она скатывается в рулон или складывается гармошкой по вашему желанию.

Подобные шины отличают легкость, компактность, рентгенопрозрачность, возможность многоразового использования, простота применения. Все это делает их лучшим вариантом для экстремального спорта, туризма и других видов увлечений и профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к весу снаряжения и, в частности, аптечки.

На сайте производителя читаем:

Технические характеристики:

  • Вес: 170 грамм
  • Размеры в свернутом состоянии (сложенная гармошкой): 24×11×2 см (ДхШхВ)
  • Размеры в свернутом состоянии (скатанная в рулон): 7,5 см диаметром х 11 см в длину
  • Длина (в полностью вытянутом состоянии): 91 см
  • Ширина: 11 см

Складная шина SurvSplint также выпускается в других вариантах:

  • Для пальцев
  • Детская (укороченная)

Шина для иммобилизации пальцев. Цена:200р.

  • Вес: 9гр
  • Размер: 110×50×5мм
  • Предназначена для иммобилизации при переломах, вывихах и других травмах пальцев с целью обеспечения покоя и скорейшего заживления.

Для фиксации подобных шин используется обычный или эластичный бинт, пластырь или обычный скотч.

Сплитшины.

Сплитшины имеют схожую конструкцию с шинами SurvSplint, но это более дешевый вариант.

Представляют собой гибкую ленту из алюминиевого сплава, обернутую с двух сторон лентой из пенополиэтилена. На шине закреплены три фиксатора из синтетической ленты шириной 25 мм с застежкой «Велкро» («липучкой»).

Как и в случае с шинами SurvSplint, увеличение жесткости шины достигается путем создания дополнительных продольных складок (ребер жесткости) на ленте.

Примеры:

Сплитшина. Цена: 2 200р

Характеристики.

Размер комплекта из двух шин с фиксатором: 850×120×6мм, 560×90×6мм

Размер шины без фиксатора: 1100×110×5мм

Вес: 175гр, 90гр

Сплитшина облегчённая. Цена: 1 000р

Размеры в сложенном виде: 225×110×20мм

Размеры в рабочем состоянии: 900×110×7мм

Вес: 177гр

Иммобилизирующий полимерный бинт Примкаст с подложкой. Цена: 350р.

Полимерный бинт предназначен для иммобилизации конечностей.

Увлажненный бинт накладывается в виде повязки или лангеты на поврежденную конечность.

Повязка из такого бинта в 2, 5 раза легче, чем аналогичная гипсовая. Она рентгенопрозрачна, влаго и воздухонепроницаема.

С помощью 1−3 бинтов можно провести иммобилизацию конечности в любом отделе.

Вес и размеры бинта тоже не пугают:

Вес: 160гр

Размер свёрнутой упаковки: 112×70×70мм

Размер бинта: 3600×100мм

Однако, сдается мне, что определенными навыками наложения гипса все-таки обладать нужно.

Ну вот, в первом приближении и все. Я очень рекомендую всем любителям походов, путешествий и экстрима периодически проходить курсы первой помощи. Теория теорией, а все-таки лучше, когда есть практические наработки и «руки помнят», когда голове хочется удариться в панику.

Будьте внимательны и осторожны, но готовы к любым неожиданностям!

Обзор подготовила: Пушкова Юлия.

Перелом шейки бедренной кости

Перелом шейки бедренной кости типичен для пожилых пострадавших (чаще женщин) при падении на бок. Нередко выявляются вколоченные переломы.

Клиническая картина.

Вынужденное положение пострадавшего на спине с ротированной кнаружи ногой, невозможность поднять ногу, припухлость, кровоизлияние и болезненность в паховой области, вокруг большого вертела, совпадающие с болями при нагрузке по оси ноги и давлении на большой вертел. Диагностика при переломах со смещением обычно не трудна, но при вколоченных переломах возможны ошибки, так как пострадавшие могут даже ходить, что требует осторожности в постановке диагноза. Дифференцировать следует от ушиба и вывиха бедра (см. «Вывих травматический»).

Неотложная помощь.

Обезболивание введением наркотических и ненаркотических анальгетиков (если нет данных, свидетельствующих о повреждении внутренних органов) — 2— 4 мл 50% р-ра метамизола натрия (анальгина, баралгина-М),1 мл 3% р-ра кеторолака (кеторола), 2 мл 5% р-ра трамадола, 1—2 мл 1—2% р-ратримеперидина (промедола). При развитии шока необходимо проведение противошоковых мероприятий. Транспортная иммобилизация — как при переломе диафиза бедра с помощью шин Крамера или Дитерихса (см. ниже). Однако не следует применять вытяжение при подозрении на вколоченный перелом из-за опасности смещения («расколачивания») отломков. Госпитализация в экстренном порядке. Транспортировка в лежачем положении.

Перелом диафиза бедренной кости. Клиническая картина.

Вынужденное положение пациента на спине, невозможность активных и пассивных движений из-за резких болей в области бедра, нередко угловая деформация (по типу «галифе») и укорочение конечности, наружная ротация бедра ниже перелома. Нагрузка по оси конечности вызывает резкую локальную боль в области перелома. Травма сосудисто-нервного пучка проявляется отсутствием пульса на стопе и у медиальной лодыжки, расстройством чувствительности и движений стопы и пальцев. Диагностика не вызывает затруднений.

Неотложная помощь.

безболивание введением наркотических и ненаркотических анальгетиков (если нет данных, свидетельствующих о повреждении внутренних органов) — 2— 4 мл 50% р-ра метамизола натрия (анальгина, баралгина-М),1 мл 3% р-ра кеторолака (кеторола), 2 мл 5% р-ра трамадола, 1—2 мл 1—2% р-ра тримеперидина (промедола). При развитии шока необходимо проведение противошоковых мероприятий. Транспортная иммобилизация: метод выбора — иммобилизация одним из видов экстензионной шины (Дитерихса, Томаса, ЦИТО), пригодной для всех локализаций. Перед наложением шины Дитерихса следует подложить под нижнюю конечность две связанные (метровой длины) шины Крамера — от нижней трети голени (на 5-10 см выше пятки) до лопатки, что обеспечивает безболезненное и быстрое наложение шины Дитерихса на обездвиженную таким образом конечность. Целесообразно закончить иммобилизацию шиной Дитерихса, наложением вокруг таза ещё одной шины Крамера, с захватом наложенных шин Крамера и Дитерихса, что значительно повышает прочность фиксации и позволяет легко перекладывать пострадавшего.

Госпитализация в экстренном порядке. Транспортировка в лежачем положении.

Шина Дитрихса

Показания. Закрытые и открытые повреждения в тазобедренном суставе (переломы, вывихи), переломы бедренной кости и коленного сустава, обширные повреждения мягких тканей.

Техническое оснащение: шина Дитерихса.

Техника иммобилизации. Дистракционную шину Дитерихса накладывают в следующем порядке. Подготовка шины заключается в раздвигании браншей на такую длину, чтобы наружная половина, упираясь верхним костылем в подмышечную область, а внутренняя- в промежность пострадавшего, выступали за край стопы на 10-12 см. подогнав шину по длине конечности, фиксируют достигнутое положение браншей, вставив шпенек одной половины каждой бранши в соответствующее отверстие другой половины и связав их между собой на уровне шпенька бинтом.

Область голеностопного сустава покрывают толстым слоем ваты и прибинтовывают к стопе, обращая внимание на прочную фиксацию пятки.

Прикрепляют шину к туловищу специальными лямками или ремнями, матерчатой тесьмой или косынкой. Осторожным потягиванием за стопу производят вытяжение конечности до тех пор, пока ось поврежденной конечности не будет исправлена, а поперечные перекладины браншей не упрутся в пах и подмышечную впадину. В этом положении стопу фиксируют закруткой к нижней поперечной перекладине. Наиболее прочная фиксация требуется на уровне туловища, бедра и голени. При необходимости очень длительной эвакуации в этих местах накладывают гипсовые кольца.

При отсутствии шины Дитерихса можно использовать и лестничную шину.

Техника наложения лестничной шины Крамера

Показания. Открытые и закрытые повреждения конечностей, вывихи суставов конечностей, обширные повреждения мягких тканей, сосудов и нервов.

Техническое оснащение: лестничная шина Крамера.

Техника иммобилизации при повреждениях верхней конечности.

Стандартная лестничная шина длиной до 120 см. по протяженности она должна захватывать всю поврежденную конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны.

Шину предварительно подготавливают:

  • на шину накладывают вату и обертывают ее бинтом;

  • к одному концу привязывают две марлевые тесемки длиной до 75 см;

  • накладывающий иммобилизирующую шину моделирует ее на себе

Шину накладывают на поврежденную конечность пострадавшего и создают правильное, наиболее физиологическое положение: выводят плечо на 30° вперед, концы марлевых тесемок привязывают ко второму концу шины на предплечье. В подмышечную впадину вкладывают валик из ваты. Шину следует фиксировать бинтами к туловищу и конечности.

Надлобковая капиллярная пункция мочевого пузыря

Цель: лечебная, диагностическая

Задачи: отведение мочи из мочевого пузыря.

Показания: применяется для эвакуации мочи из мочевого пузыря при невозможности или наличии противопоказаний к катетеризации, при травме уретры, ожогах наружных половых органов, а так же для получения мочи с целью клинического и бактериологического исследования

Противопоказания: малая вместимость пузыря, острые цистит и парацистит, тампонада мочевого пузыря кровяными сгустками, наличие новообразований мочевого пузыря, большие рубцы и паховые грыжи, обезображивающие брюшную стенку с возможным смещением мочевого пузыря (во избежание повреждения брюшины и кишечника), выраженное ожирение.

Оснащение: игла длиной 15-20 см и диаметром просвета около 1 мм, стерильная мягкая трубка.

Необходимое условие: достаточное наполнение мочевого пузыря мочой, премедикация, подготовка операционного поля. Положении больного- на спине с приподнятым тазом

Техника выполнения: иглу вкалывают по средней линии вертикально на 2-3 см выше лобка. На павильон иглы надевают стерильную мягкую трубку для регулирования скорости эвакуации мочи.

После выведения мочи иглу извлекают, место вкола обрабатывают антисептическим раствором и накладывают клеоловую повязку. При показаниях надлобковую капиллярную пункцию можно повторять до 3-4 раз в сутки на протяжении 5-7 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *