Доктор Моррис

Кто такой скромный

Цитаты

  • Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. (Жюль Ренар)
  • В погоне за похвалой лучшая приманка — скромность. (Филипп Честерфилд)
  • Будь скромным, и тебе простят, что ты существуешь. (Стас Янковский)
  • Во всём надо соблюдать меру, даже в скромности (Анатоль Франс)
  • Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи. (Карл Маркс)
  • Женщины превозносят мужскую скромность, но не любят скромных мужчин. (Томас Фуллер)
  • Ложная скромность — самая утонченная уловка тщеславия. (Жан де Лабрюйер)
  • Мистер Эттли очень скромный человек. И у него есть все для этого основания. (Уинстон Черчилль)
  • Не будь так скромен — ты ещё не настолько велик. (Голда Меир)
  • Недостаток скромности есть недостаток ума. (Александр Поуп)
  • По чистой скромности, — я не боюсь никого. Очень точная мысль. (Эрик Сати)
  • Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям. (Жан Поль Рихтер)
  • Скромник для меня более невыносим, чем хвастун. Хвастун признает за каждым его достоинство, излишне же скромный человек, по-видимому, презирает того, перед кем скромничает. (Георг Лихтенберг)
  • Скромность — это способ услышать от других все то хорошее, что мы думаем о себе. (Питер Лоренс)
  • Скромность украшает гордость, как вода гасит пламя. Она подобна кольцу, которое вдевают в нос медведю. (Теодор Гиппель)
  • Скромность — это не только орнамент, но и страж добродетели. (Джозеф Аддисон)
  • Скромные люди, будучи только свидетелями неприличного поступка, испытывают ощущения, похожие на ощущения стыда. (Готфрид Лейбниц)
  • Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает лишь собственными. (Фрэнсис Бэкон)
  • У меня хватает скромности признавать, что нескромность — один из моих недостатков. (Гектор Берлиоз)
  • Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру. (Лев Николаевич Толстой)
  • Чем кто умнее, тем он скромнее. (Цицерон)
  • Я имею репутацию скромного. Моя скромность есть не что иное, как скрытое, но большое, очень большое самолюбие. (Пётр Ильич Чайковский)
  • Трудно быть скромным, когда ты — лучший.
  • Скромность — это твое большое достоинство, и самый большой недостаток. (Валерий Мальчевский)
  1. Эрик Сати, Юрий Ханон Воспоминания задним числом. — «Записные бумажки, записные книжки». — СПб.: Центр Средней Музыки & издательство Лики России, 2010. — С. 472. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8

Черты характера

Алчность · Альтруизм · Агрессия · Амбициозность · Аскетизм · Асоциальность · Благородство · Болтливость · Вежливость · Великодушие · Верность · Вероломство · Внимание · Высокомерие · Гедонизм · Гордость · Горячность · Гуманность · Дисциплина · Доброта · Достоинство · Женственность · Жестокость · Жизнерадостность · Идеализм · Индивидуализм · Интроверсия · Инфантилизм · Искренность · Коварство · Коммуникабельность · Конформизм · Лень · Лицемерие · Льстивость · Максимализм · Малодушие · Меркантильность · Мизантропия · Милосердие · Мудрость · Наглость · Нарциссизм · Настойчивость · Невежество · Неосторожность · Нетерпимость · Нравственность · Оптимизм · Остроумие · Осторожность · Пессимизм · Подлость · Покорность · Пунктуальность · Разврат · Раздражительность · Самостоятельность · Самолюбие · Самонадеянность · Самопожертвование · Самоуверенность · Сдержанность · Сентиментальность · Сибаритство · Скромность · Смелость (Героизм, Доблесть, Мужество, Отвага, Храбрость) · Снобизм · Совесть · Спокойствие · Стеснительность · Терпение · Терпимость · Трудоголизм · Трусость · Тщеславие · Упрямство · Фанатизм · Фатализм · Ханжество · Хитрость · Целомудрие · Честность · Цинизм · Щедрость · Эгоизм · Экстравагантность · Экстраверсия · Эмпатия · Эскапизм

Скромность величия

Большую часть главы Торы «Аазину» занимает песнь Моше. Ее называют также «Песней Аазину». По окончании ее сказано: «И пришел Моше, и произнес все слова песни этой народу, он и Ошеа, сын Нуна».

Раши поясняет, что в тот день оба они, и Моше, и Йеошуа говорили к народу и были облечены властью. Затем Раши задается вопросом: «Почему же здесь назван он (своим старым именем) Ошеа (а не Йеошуа)? Сделано это, чтобы сказать нам, что он не возгордился, и хотя был удостоен величия, остался скромен, как и был».

Это уточнение Раши призвано не только пояснить нам, почему в данном стихе о Йеошуа говорится как о Ошеа, хотя сам Моше нарек любимого ученика новым именем. Задавая риторический вопрос: «Почему же здесь назван он Ошеа?» Раши подчеркивает, что новое имя ученика Моше к тому времени было «у всех на слуху».

При этом еще делается такой акцент: мы читаем о моменте возвышения Йеошуа, когда тот наделяется властью духовного лидера своего народа. И несмотря на это, здесь названо его прежнее имя, которое, как пишет Раши в комментарии к книге Бемидбар (13:6), вовсе не отвечающее столь высокому новому статусу. Причиной тому была присущая Йеошуа скромность, которую он сохранил даже в такой ситуации.

Человеку свойственно изменяться, когда он достигает вершин власти и ответственности. Что удивительного в том, что, став во главе целого народа, человек испытывает своеобразную экзальтацию? Не обязательно, что его захлестывает эгоизм, но у него возникает чувство, что роль вождя требует держать некую дистанцию по отношению к другим.

И Тора говорит нам: вопреки своему вознесению на вершины власти Йеошуа остался «так же скромен, как и был». До возвышения он был «сподвижником Моше», однако даже и после того, как жезл власти перешел в его руки, Йеошуа остался чужд всякого самодовольства.

В этом – важный нравственный урок. Благодаря своим качествам мы можем возвыситься, достигнуть богатства и т. д. Но ни богатство, ни возвышение еще не являются сами по себе мерой наших заслуг и качеств. Ибо достигнутое нами – вовсе не безусловное свидетельство наших достоинств. Если мы думаем иначе – мы скатываемся к самодовольству. Тогда как поведение Йеошуа учит нас совсем иному: именно когда наши заслуги признаны и вознаграждены, мы должны «быть скромны, как прежде».

Тем более, когда восхождение к вершинам приводит к тому, чтобы встать во главе целого народа. Если человек, оказавшийся на вершине власти, заражен самодовольством, тогда эта черта его личности не только ослабит степень его влияния на окружающих, но может оказаться, что все его действия и усилия будут иметь обратный эффект. Это важно осознавать светскими лидерами, но еще более опасна склонность к самодовольству для лидера духовного. Потому что в этом случае те, кто смотрит на него «снизу вверх», преисполняются презрением к его самодовольству. А тогда они отвернутся не только от такого человека, недостойного быть духовным лидером, но и от самой Торы. Если же человек, оказавшийся на вершине власти, исполнен смирения, как Йеошуа, видевший себя слугой народа, а не господином, то это может положительно повлиять на всех, кто соприкасается с таким духовным лидером. И в этом – залог того, что его влияние будет расти.

И урок этот уместен в те дни, когда мы читаем главу Аазину, – почти сразу после новогоднего праздника Рош-Ашана. В Рош-Ашана евреи венчают Б­га на царство, провозглашая Его царем всего мироздания. Заметим – сам факт, что этот сущностный для всего мироздания акт совершают именно евреи, указывает, сколь значима их роль в судьбах нашего мира. Ведь именно нам назначено венчать Б­га Царем царей! И в этом таится своего рода опасность: евреи могут возгордиться той ролью, которая дана им от Б­га.

И то, что Йеошуа, столь возвысившись, остался «так же скромен, как был», должно о многом напоминать нам. Да, нам дано венчать на царство Б­га, но следствием этого должна быть наша величайшая скромность. Ибо сказано в Тании (ч. IV, послание II), что чем ближе человек к Б­гу, тем больше он осознает дистанцию, отделяющую его от Б­га.

Эта скромность является сосудом для принятия Его благословения. Именно есть залог нашего благополучия — как духовного, так и материального — в грядущем году.

> Хотите получать рассылку прямо на электронную почту? Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Скромность или застенчивость?

«Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости» Жан-Жак Руссо

Многие качества, присущие ему, человек приобретает в младенческом возрасте и даже до рождения. Последние исследования говорят о том, что в утробе матери ребёнок слышит не только разговоры будущих родителей, но даже улавливает мысли самого близкого ему человека. Если он чувствует свою желанность, то впоследствии вырастет уверенным в себе. Если же мама во время беременности не полюбит малыша, то он может стать неуверенным, с чувством вины, застенчивым.

Скромность и застенчивость – не одно и то же.

Застенчивость как раз и есть проявление неуверенности в себе, подсознательный страх не понравиться. Она мешает сначала ребёнку, потом, если ему не помочь, взрослому человеку ставить и добиваться целей. О том, как преодолеть в себе неуверенность, можно прочитать .

Скромность же – это как раз проявление воспитанности уверенного в себе человека. Он прекрасно осведомлён о своих достоинствах, но не кичится ими и не выставляет напоказ. Именно поэтому мы говорим, что скромность украшает, как женщину или девушку, так и мужчину.

Скромность украшает или тяготит?

«Когда есть, чем гордиться, можно позволить себе быть скромным. Когда нечем, быть скромным предпочтительно» Эдуард Александрович Севрус (Ворохов)

Уникальность каждого человека не стоит доказывать, это очевидно. Из этого следует, что и черты характера, и взгляды на жизнь, и весь набор привычек и качеств любого из нас ни в коем образе не встречаются у другого. Да, мы во многом похожи, и всё же различаемся как снежинки или рисунок отпечатка пальца. Что для одного благо, для другого «смерть».

Исходя из этой позиции трудно дать однозначный ответ – каким лучше быть, скромным или не очень. И всё же, давайте разберёмся.

Наверно каждый из вас вспомнит случай из своей жизни (и не один), когда наглость другого унижала ваше достоинство, или наносила обиду, а то и вызывала взрыв возмущения в ответ. Одним словом, вызывала в вас негативные эмоции. То же вы могли испытывать, глядя на развязное поведение подростков и не только.

А теперь вспомните скромность девушки, опускающей в смущении глаза, встретившись с вашим взглядом. Или мужчину, уступающего вам дорогу, подающего руку. Это из другой «оперы», можете сказать вы. Да нет, скромность, воспитанность, уважение – синонимы.

«За скромностью предполагают силу» Роберт Вальзер

Можно быть скромным, но упорно идти к своей цели. И именно такие люди добиваются своего. А на вершине успеха не изменяют своим принципам. Слава и богатство «портит» лишь тех, у кого и в помине не было этих качеств.

Что подразумевают под скромностью

Скромность — это понятие собирательное, включающее несколько интерпретаций, в зависимости от ситуации. Справочники определяют ее как умение сдерживать себя, свои потребности в определенных рамках, всегда оставаясь спокойным. Под скромностью подразумевают умеренность во всех сферах деятельности человека.

В собирательной интерпретации скромность включает:

  • умеренность;
  • отсутствие тяги к излишеству;
  • полный отказ от стремлений показать себя, управлять кем-либо, выставлять напоказ свои умения, способности;
  • полное соответствие рамкам приличия, которые предписаны определенными моральными устоями;
  • спокойствие, порядочность в общении с другими людьми;
  • смирение, послушание;
  • стыдливость.

Нередко к робости относят застенчивость, но это не совсем верно. Первое — результат воспитания, навязывания стойких установок, четких правил, а второе — проявляется непреднамеренно, как врожденная особенность структуры личности.

Скромность — это приобретенная привычка, а точнее совокупность рефлексов, определяющих поведенческую линию в той или иной ситуации. Эта черта является составляющей адаптационной модели поведения, позволяющей интегрироваться в любое общество без привлечения лишнего внимания.

Во многих сводах правил этикета выставлять себя напоказ любыми действиями считается дурным тоном. Но сегодня это качество вряд ли будет слишком полезным, если использовать его в полной мере. Скромный человек может не хвастать своими достоинствами не только потому, что благороден или не считает свои достижения чем-то уникальным, а потому, что ждет, пока его правильно презентуют другие.

Стеснительность не всегда бывает полезной

Скромность не является ни чертой характера, ни частью темперамента. Это преднамеренное занижение своих способностей, скрытие их от всеобщего внимания достоинств, послушание в угоду определенным людям. Цели такой поведенческой реакции могут быть самыми разными.

Как проявляет себя робкая личность

Скромный человек и его «положительность» — стереотип, навязываемый веками теми, кто состоял в высших чинах, церкви и иных инстанциях. Стоит обратить внимание, с какой целью робость пропагандировали и продолжают это делать. Вышестоящим необходимо держать массы людей в страхе и послушании. Это такой психологический ход, на протяжении долгих лет устанавливающий рамки в подсознании, которые сложно потом перешагнуть.

Если взять пример из времен крепостного права, то слуги должны были быть вышколенными, проявлять послушание, но вот хозяева отнюдь не были скромными людьми. Ни один поэт, писатель, музыкант, певец, артист, политический деятель не смог бы добиться положения в обществе и признания своего таланта, будучи робкой персоной.

Скромный человек по сути лицемер. Он не способен сказать того, что думает, т. к. приучен говорить только нужные вещи, произносить заученные фразы, интересоваться персоной собеседника больше, чем своей. Многие скромники и вовсе следуют правилам, прекрасно осознавая, что их примут в определенном обществе и преподнесут в нужном свете.

Робость ведет к деградации личности. Индивид не способен нормально развиваться в плане духовном, сексуальном, обучаться. Скромный индивид не сможет занимать главенствующую должность, т. к. по всем правилам приличия должен быть не подвержен таким греховным помыслам. Получать образование скромному человеку тоже незачем — выставлять таланты на показ нельзя.

В плане общения с противоположным полом скромный человек также придерживается определенных установок. Если на первых порах это будоражит ум второй половинки, то со временем ничего не меняется, супруг(а) так и остается холодной статуей. Но у каждого есть свои потребности в любви и ласке.

В работе также никаких продвижений не предвидится. Пока скромняга помогает ближнему, более хваткий сотрудник уже движется вверх по карьерной лестнице. Отказывая себе в простых житейских мелочах, следуя навязанным установкам, не развиваясь, робкий человек обрекает на это своих детей. Он строит зомбированное общество, которое не пытается выделиться, а слепо идет за правителем в яму, безропотно покоряясь его воле, потому что так правильно.

Стеснительным людям тяжелее продвинуться по карьерной лестнице

Где искать истоки скромности

Скромность, забитость, стеснительность, страх берут свое начало из детства. Дети — как чистый лист бумаги. Они не знают, как правильно проявлять свои эмоции, не умеют ими управлять. Поведенческие реакции на раздражители из окружающего мира формируют родители. Заставляя ребенка соответствовать канонам общества, мы часто забываем о том, что он индивидуальность. Вспомнить хотя бы, как в больницах мамам говорят, что в год должно быть 10 зубов, ребенок должен знать определенное количество слов и не меньше и т.д. И самое главное — везде это слово «должен».

Помните, что малыш никому и ничего не должен. Это окружающие должны показать пример правильного поведения. Каждый малыш — индивидуальность яркая, положительная, которая мыслит не стереотипами. Излишней грубостью, потаканием капризам, яростным принуждением к выполнению того, что не получается, мы убиваем в детях личность, подстраивая их под общие рамки, из которых ложноскромным личностям не выбраться никогда.

Скромный человек удобен для других. От него нет проблем, он не задает лишних вопросов, деликатен и учтив, всегда преподносит свою помощь на блюдечке с каемочкой. Но робкие люди несчастны, у них нет возможности двигаться, совершенствоваться и расти духовно. Не будучи с собой в гармонии, человек постепенно разрушается, как личность.

Скромность может привести к негативному эмоциональному состоянию

Как устранить скромность

Качество характера скромность нужно искоренять. Вы не можете жить в угоду другим людям. Для человека естественное состояние быть в адекватной мере эгоистом и делать все ради себя, улучшения своего будущего. Общаясь с людьми, адекватный человек прекрасно понимает, что, оказывая, например, свою финансовую помощь, он потом получит что-то взамен (не путать с бескорыстной помощью в экстренных ситуациях). Это может касаться материальных и нематериальных ценностей. Скромник же отказывается от любых проявлений себя. Он только отдает, но ничего не получает взамен.

  1. Первое, что нужно сделать скромнику, задуматься над своими желаниями, стремлениями. Научитесь выражать свою точку зрения и отказывать людям. Всегда и всем помогая, вы часто остаетесь в проигрыше, оправдывая это своей скромностью.
  2. Занимайтесь тем, что вам интересно. Ваше самочувствие никогда не станет стабильным, если вы не начнете реализовывать себя. Человек стремится всем естеством к осмысленной жизни, поэтому ищет себя, а скромнику это незачем — он в любом месте пригодится, ему же все равно. Запишитесь на курсы актерского мастерства для начинающих или в клуб любителей стихов.
  3. Выразите себя в творческих идеях. Поделитесь своими достижениями в соцсетях. Обменивайтесь опытом с другими пользователями. Постепенно выходите на новый уровень, пытаясь продвинуть работы на выставки начинающих мастеров. Это придаст вам уверенности в себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *