Доктор Моррис

Коучинг

Содержание

Кто такой коуч

Коуч — это человек, который посредством непрерывного сотрудничества помогает клиенту найти ответы внутри себя самого. Его основная роль — выработать у клиента понимание, каким образом он может реализовать поставленные задачи. Коуч помогает в достижении профессиональных, либо личных целей. В классическом понимании представитель этой профессии не должен влиять на принятие решений клиентом. Его задача организовать процесс таким образом, чтобы человек сам добился желаемой цели.

В отличие от наставника, коуч занимается не общим развитием человека, а формированием у него оговоренных умений. Например, налаживанием отношений с противоположным полом, продвижением по карьерной лестнице или управлением персоналом. Наставник же передает подопечному весь багаж своего жизненного опыта и знаний, по западной традиции, называясь ментором.

Это не значит, что коуч не может в некоторые моменты перенимать на себя роль ментора, когда ставится такая задача, например, во время обучения новых коучей.

Чем отличается коуч от тренера?

Еще одним близкородственным понятием к слову «коуч» можно назвать тренера. Во многом размытие границ между этими двумя профессиями обусловлено появлением коучей-самоучек, которые переквалифицировались из тренеров в новое для себя направление, не пройдя профильного обучения и применяя привычные для них методы.

Чем отличается коуч от тренера? Степенью и методами воздействия на аудиторию. Коуч должен выработать определенные психологические установки своих воспитанников, которые позволят им принимать верные решения практически интуитивно. При этом он не учит, не наставляет, не дает ответы. Тренер же выполняет больше техническую роль.

Например, он может повысить навыки сотрудников относительно бухгалтерской программы, научить рациональному применению своего времени, подсказать более эффективные приемы продаж и т.д. Он должен «разжевать и положить в рот», а коуч только стимулирует «жевательный» процесс.

Коуч не дает ответы, его основная задача – развить у человека умение самому добиваться поставленных целей, искать необходимые пути и решения.

Многие профессиональные сферы требуют определенных задатков личности, например лидерских качеств. Тогда, грани между этими специальностями стираются и работу выполняет коуч-тренер в одном лице. Он помогает лучше овладеть профессией и выработать у клиента понимание правильной стратегии поведения. Встречается и коуч-консультант, который на консалтинговой основе способствует налаживанию бизнеса или решению других вопросов.

Какими знаниями и навыками должен обладать коуч?

В отличие от тренера, коуч должен быть силен в психологии, поскольку сферой его работы является разум и подсознание. Что такое коуч? Это психолог, мудрец, профессионал в выбранном направлении. Человек, в котором сочетается жизненный опыт с фундаментальными знаниями.

Поэтому, многие люди работают тренерами и консультантами, а вот стать коучем решаются единицы. Слишком велика ответственность и цена ошибок. Поэтому велик риск попасться в руки шарлатану. Подыскивая для себя или своей компании коуча, желательно уделить внимания этому не меньше, чем при выборе стоматолога или адвоката.

Как стать коучем?

Поскольку специальность коуча не урегулирована академической наукой и бюрократическим аппаратом, то найти специальный вуз по этому профилю невозможно. Все академии и прочие школы лицензируются такими же академиями и школами. Вот почему риск шарлатанства возникает еще на стадии обучения. Как же выбрать себе учителя или учебный центр? По конкретным делам, по отзывам учеников и клиентов, по их количеству, статусу. Также важно всегда слушать свой внутренний голос. Ведь интуиция подводит реже показных дипломов или наград.

Один из самых известных учебных центров – Международная Федерация Коучинга (ICF), объединяющая более 24 000 профессиональных коучей из 50 стран мира. Это самая большая некоммерческая ассоциация специалистов данного профиля.

Согласно идеологии ICF, коучи должны выполнять следующую роль:

  • Стимулировать самостоятельное развитие клиента;
  • Считать его надежным и ответственным;
  • Определять те цели, которые клиент хочет реализовать;
  • Помогать ему в самостоятельной разработке необходимой стратегии.

Согласно этим принципам строится и процесс подготовки будущих коучей. Отвергать роль коуча для коучей также не верно. Никто ведь не пойдет лечиться к врачу-самоучке и не отдаст своего ребенка к учителю-аматору. Соответственно в этой специальности также нужен учитель. Во всяком случае, на него всегда можно будет переложить ответственность за неудачный подход к своему клиенту.

Согласно международной сертификации, существуют такие профессиональные уровни коучинга:

  • АСС (Ассоциированный Сертифицированный Коуч) – выдается после 60 часов обучения и не менее 100 часов практики;
  • PCC (Профессиональный Сертифицированный Коуч) – требует от 125 часов учебы и более 500 часов практики;
  • MCC (Сертифицированный мастер коуч) – степень посвящения, которую можно получить после 200 учебных часов и 2500 часов практической деятельности.

Но многие коучи-аматоры поступают по-другому. Они начинают с самообразования и практики, а лишь потом, в определенный момент, ищут себе наставника либо просто переключаются на какую-нибудь другую работу. Не обладая достаточными знаниями и умениями в коучинге, они допускают целый ряд ошибок, в лучшем случае, просто не принося пользу. Навязывают клиентам свое мнение, пытаются решить вместо них возникшие проблемы. В общем, ведут себя не профессионально и некорректно, тем самым подрывая авторитет коучинга.

Перспективы работы коучем

Лучшей мотивацией к началу учебы и практики служат перспективы этого направления. Во-первых, рынок коуч-услуг еще только развивается, потому конкуренция пока невелика. Во-вторых, эта профессия позволяет постоянно развиваться самому. В-третьих, труд коучей достаточно высоко ценится их клиентами (в материальном плане). В-четвертых, эта специальность позволяет работать по гибкому графику. В-пятых, коучи могут найти себя в любом уголке мира, постоянно путешествуя. В-шестых, это одна из модных профессий, наряду с бизнесменами и актерами. В-седьмых, доход коуча не ограничен ничем другим, кроме как его личной самооценкой. Работая коучем, можно самому устанавливать правила диалога с клиентом. Главное, только оправдать его ожидания, иначе можно подпортить свою репутацию и сразу же потерять пару нулей в прейскуранте.

Коуч – модная и популярная специальность, которая остается делом единиц. Пробуют свои силы многие, но добиваются успеха далеко не все. Даже ответив на вопрос, кто такой коуч, все равно нет гарантий, что удастся найти настоящего профи. Главное, опираться на подсказки своего внутреннего голоса и придерживаться его советов. Порой лучшим коучем может стать наша интуиция, желательно только научиться ее слышать. Если же внутренний голос безмолвствует, то лучше обратиться к специалисту.

История

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей, Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения.

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии: важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, повлиявшую на многих ведущих коучей Великобритании и его ученика Джона Уитмора. Книгу Голви «The Inner Game of Tennis» часто называют первой крупной публикацией, в которой произошёл разворот от спортивного коучинга к лайф-коучингу, развитому в отдельную дисциплину Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором и Томасом Леонардом (кодифицировавшим область). Также помимо спортивной влияние оказывала и клиническая психология, публикации психотерапевтов Инсу Ким Берг, Стива де Шейзера и доктора юридических наук Питера Сабо.

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах:28,82; он был первым успешным популяризатором коучинга.

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов.

Практическое применение

Мастер-коуч ICU в составе сборной России на Олимпийских играх 2014 в Сочи

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. Вышеописанные техники применимы почти в любой разновидности коучинга. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. Ввиду этого виды коучинга могут частично перекрываться.

Лайф-коучинг

Лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (в частности, психологии, нейробиологии и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения.

Коучинг людей с дефицитом внимания

Концепция особого типа лайф-коучинга для людей, страдающих СДВГ, впервые была озвучена в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рейти в книге «Driven to Distraction». Коучинг для людей с СДВГ сфокусирован на том, чтобы уменьшить влияние дисфункции целенаправленной деятельности, типичного для СДВГ.

Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, завершать начатые проекты. Кроме того, коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для СДВГ проблемами и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала.

В отличие от психологов или психотерапевтов коучи этого типа не лечат клиентов, их внимание направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах синдрома. Конечной целью коучинга для людей с СДВГ является появление «внутреннего коуча», набора правил саморегуляции и навыков планирования.

В исследовании 2010 года, проведённом Университетом Уэйна, был оценён эффект специфического коучинга 110 студентов с СДВГ. Исследовательская группа пришла к заключению, что коучинг показал высокую эффективность в улучшении целенаправленной деятельности и сопутствующих навыков, измеренную с помощью LASSI. Тем не менее, не всем страдающим СДВГ нужен коуч, и не всем коуч может помочь.

Бизнес-коучинг

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Бизнес-коучинг по-английски также именуется «коучингом руководителей» (executive coaching), корпоративным и лидерским коучингом.

Коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда, усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда. Бизнес-коучинг эффективен в улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем, улучшении отношения к труду и достижении целей.

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда.

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей, Международная федерация коучей, Международный совет коучинга (International Coaching Council) и Всемирная ассоциация бизнес-коучей. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант». Согласно отчёту 2007 года MarketData, около бизнес- или лайф-коучами в США являются 40 000 человек в США, а 2,4-миллиардная индустрия коучинга растёт со скоростью 18 % в год.

Спортивный тренер

Тренерская библиотечка клуба крикета Marylebone

Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом (или командой). Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить атлетов к победе.

Другие виды

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету).

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый (также денежный) коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга.

Коучинг по здоровому образу жизни — другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми

Ты отстал от жизни, если никогда не работал с коучем

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны — коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа — управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное — настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 году.

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

«
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии.

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку — коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон — президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона, известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:

  • Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше — всё отлично. Между шестью и восемью — стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель — за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? 😉

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные — 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека — 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 — неверно, 4 — совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

«
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. 🙂

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет — это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Модели коучинга

Модели коучинга дают основу для его структурирования, задают этапы проведения коучинга.

Первой моделью коучинга является модель GROW, предложенная Джоном Уитмором . Название модели происходит от первых букв названия этапов коучинга:

  • • G — goals (цели). Данный этап состоит в определении целей, которые клиент стремится достичь;
  • • R — reality (реалии). Данный этап включает в себя изучение реальности — текущей ситуации клиента;
  • • О — options (варианты). Составляется список возможностей и дальнейших действий для достижения данной цели;
  • • W — will (итоги, воля к действию). Определение первых шагов по достижению цели (рис. 2.1).

Эта модель позже была развита последователями Уитмора.

Рис. 2.1. Модель GROW

На каждом этапе модели GROW рекомендуется задавать вопросы определенного типа

1. Цель — вопросы направлены на прояснение цели клиента.

Варианты вопросов:

  • • Что бы ты хотел обсудить?
  • • Чего бы ты хотел достичь?
  • • Как ты считаешь, что должно произойти в рамках этой сессии, чтобы появилось ощущение, что ты провел это время с пользой?
  • • Что бы ты хотел изменить по завершению этого сеанса?
  • • Каким ты представляешь себе результат этой сессии?
  • • Реален ли он?
  • • Сможем ли мы его достичь за имеющееся в нашем распоряжении время?
  • • Какой результат ты будешь считать очень хорошим?
  • 2. Реалии. Цель вопросов — исследование реальной ситуации клиента.

Варианты вопросов:

  • • Что происходит в этой сфере в данный момент?
  • • Какие у тебя есть основания считать, что это действительно происходит?
  • • Когда это случается?
  • • Как часто это происходит? Опиши как можно точнее, если можешь.
  • • Какой эффект это оказывает?
  • • Есть ли иные факторы, имеющие к этому отношение?
  • • Имеет ли кто-нибудь еще к этому отношение? Что ты сам думаешь обо всем этом?
  • • Что ты предпринял в связи с этим?
  • 3. Варианты. Вопросы направлены на поиск вариантов достижения цели.

Варианты вопросов:

  • • Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?
  • • Что еще можно сделать? Какие у тебя есть альтернативы?
  • • Расскажи, какие ты видишь возможности для конкретных действий, не анализируя, насколько они осуществимы.
  • • Что ты делал в подобных ситуациях раньше?
  • • Кто мог бы помочь в этой ситуации?
  • • Каким вариантам ты отдаешь предпочтение?
  • • Каковы преимущества и скрытые недостатки этих вариантов?
  • • Оцени по десятибалльной шкале степень своей заинтересованности в каждом из вариантов.
  • • Какой вариант ты бы хотел выбрать для осуществления на практике?
  • 4. Итоги и выбор действий. Цель вопросов — разработать план действий и побудить коучи к его выполнению.

Варианты вопросов:

  • • Каковы будут следующие шаги?
  • • Когда конкретно ты их предпримешь?
  • • С какими препятствиями ты можешь столкнуться? Что ты будешь делать в этом случае?
  • • В поддержке какого характера ты нуждаешься?
  • • Как и когда ты собираешься заручиться такой поддержкой?

Как мы видим, коучинг строится по четко заданной схеме,

и обязательно выходит на конкретные действия, которые коучи будет выполнять самостоятельно или при поддержке коуча.

Интересную и эффективную модель коучинга предложила Мэри Бет О’Нил , известный американский коуч. Эта модель даст понимание структуры не только одной сессии, но и всего курса коучинга в целом. Ключевые слова в модели О’Нил — «твердость» и «открытость». Твердость подразумевает следование цели, даже если для этого приходится давать жесткую обратную связь или использовать конфронтацию. Открытость — это глубина отношений с клиентом, понимание его, глубина раппорта. Сочетание этих функций обеспечивает, но словам О’Нил, успех коучинга.

Автор предлагает следующие этапы (фазы) коучинга руководителя.

Фаза 1. Заключение контракта.

Этот этап очень важен, так как определяет все дальнейшее взаимодействие коуча с клиентом.

Задачи этой фазы:

  • 1) установление контакта. Для этого коучем используются техники эмпатического слушания. Коучи пытается понять, может ли он доверять коучу и может ли он ему помочь, поэтому очень важно установить доверие с ним и в то же время продемонстрировать свой авторитет (профессионализм). Так же коуч должен понять, насколько коучи готов к изменениям, так как только в этом случае коучинг будет эффективным;
  • 2) формулировка запроса. Для этого используются техники рефлексивного слушания.

Основные приемы, используемые при формулировке запроса:

  • а) операционализация — выход па конкретные ситуации в случае, если клиент излагает ситуацию общими терминами («Что вы имеете в виду? Можете вы привести примеры?»);
  • б) пересказ, резюмирование, парафраз;
  • в) конфронтация — указание на противоречие в словах клиента; как вариант конфронтации — давать клиенту обратную связь «здесь и сейчас»;
  • г) поддержка — демонстрация уверенности в силах клиента и его способности справиться с ситуацией;
  • д) ориентация руководителя на принятие ответственности — для этого надо делать акцент на его собственном поведении, провоцирующем трудности.

Коуч соглашается на заключение контракта в случае, если выполняются три условия:

  • — руководитель готов к изменениям;
  • — руководитель признает свою ответственность;
  • — руководитель способен воспринимать обратную связь;
  • 3) утверждение контракта — это переход от разговора к постановке конкретной цели. Необходимо сформулировать ожидаемые результаты и определить все требования, которые могут быть в контракте коучинга, а также:
    • а) очертить конкретное содержание и последовательность встреч;
    • б) договориться о форме проведения коучинга — «за сценой» или «по ходу деятельности;
    • в) оговорить вопросы оплаты.

Фаза 2. Планирование деятельности.

Задачи этой фазы:

  • 1) перейти от обсуждения трудностей к составлению плана действий, т.е. построить цепочку: «цель — задачи — действия — первый шаг»;
  • 2) помочь руководителю осознать свой вклад в продуцирование трудности (осознать свой паттерн поведения). Обычно клиенты говорят, что измениться должны другие люди. Но принцип ответственности клиента подразумевает, что нужно осознать собственные неадекватные паттерны и изменить их. В этом случае меняется и ситуация. Для этого можно попросить клиента обратить внимание на свои чувства и мысли в сложной ситуации. Можно использовать анализ конкретной ситуации, связанной с затруднением;
  • 3) распределение ролей в организации в связи с изменениями:
    • а) спонсор — человек, обладающий властью для проведения изменений;
    • б) исполнители — те, кто должны измениться;
    • в) посредник — фасилитатор (в дайной ситуации может быть коуч);
    • г) генератор идеи — тот, кто имеет представление о том, как реализовать изменения, но для реализации ему необходим спонсор. Коуч может работать и со спонсором, и с исполнителями;
  • 4) составить план действий коучи на случай сопротивления со стороны сотрудников. Система стремится к гомеостазу — поэтому возникает сопротивление изменениям. Необходимо:
    • а) побудить клиента представить себе то сопротивление, которое может подавить его инициативу, включая и собственное, внутреннее;
    • б) помочь клиенту вообразить себе, что он вышел из тупика;
    • в) спросить, что он будет делать, чтобы следовать своему курсу. Изучение данных сценариев поможет ему понять, как противостоять сопротивлению;
  • 5) выбрать первый шаг — действие, которое руководитель сразу начнет воплощать в жизнь;
  • 6) предложить выбор между коучингом за сценой и коучингом по ходу деятельности.

Фаза 3. Коучинг по ходу деятельности или за сценой.

На этом этапе проводится коучинг в выбранном совместно с клиентом режиме:

  • 1) коучинг за сценой — встречи один раз в неделю с обсуждением достижений клиента в осуществлении первого шага;
  • 2) коучинг но ходу деятельности — участие коуча в осуществлении действий клиента по изменению.

Критерии выбора коучинга но ходу деятельности:

  • а) степень доверия в связке «коуч — клиент» — чем выше доверие, тем коучинг по ходу деятельности будет успешнее;
  • б) неспособность коучи выделить свой паттерн самостоятельно и его корректировать;
  • в) необходимость в калибровке коучинга за сценой — когда коучу необходимо понаблюдать степень изменения поведения коучи и реакцию команды.

Коучинг по ходу деятельности может проводиться на разном уровне вмешательства (этот уровень также необходимо заранее согласовать с руководителем):

  • • уровень 1 — просто наблюдение паттернов поведения клиента в реальной ситуации — это наименее активный режим, оказывает минимум влияния на клиента;
  • • уровень 2 — промежуточный режим, когда коуч может задавать клиенту вопросы в процессе действия, не мешающие его проведению. При этом руководитель может их использовать или игнорировать по своему усмотрению;
  • • уровень 3 — самый активный режим — прерывания действия, когда коуч может предложить клиенту в любой момент тайм-аут в проведении коучинга. Этот уровень требует особо доверительных отношений с клиентом и подходит для тех клиентов, которые уверенно себя чувствуют в роли учеников и с юмором относятся к своим слабостям.

Фаза 4. Подведение итогов.

После осуществления коучинга «за сценой» или «по ходу деятельности» подводятся итоги. Нужно конкретно договориться, когда это будет сделано: после самостоятельного выполнения программы — договориться о встрече через время, необходимое для выполнения плана; после коучинга по ходу деятельности можно подвести итоги сразу после деятельности (например, остаться после совещания).

Итоги подводятся в два этапа:

  • 1) оценка действий руководителя;
  • 2) оценка эффективности коуча и получение обратной связи от руководителя.

При оценке эффективности руководителя следует сначала спросить, как он сам оценивает собственную эффективность, какие испытывал трудности. Просить оценить его не только свои ошибки, но и достижения. Обсудить также, что помешало достижению. После этого коуч дает клиенту обратную связь, подчеркивая достижения.

Затем формулируется план дальнейших шагов и назначается следующая встреча.

После завершения определенной работы необходимо пересмотреть все шаги. Могут возникнуть новые цели или переформулироваться старые. В этом случае заключается новый контракт на новую цель.

Модель М. Б. О’Нил может рассматриваться как основа для планирования длительного цикла коучинга.

Как мы видим, различные модели коучинга не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют друг друга и могут использоваться в зависимости от актуальных потребностей данного клиента и предпочтений коуча.

В нашей стране достаточно популярна модель коуч-сессии Мэрилин Аткинсон, которая представляет НЛП-коучинг . В рамках данной модели структура отдельной коуч-сессии выглядит следующим образом

  • 1) установление раппорта (контакта);
  • 2) заключение контракта;
  • 3) определение цели;
  • 4) использование опыта;
  • 5) планирование деятельности;
  • 6) заключение, признание достижений.

Особенности проведения коучинга в рамках дайной модели мы рассмотрим в следующем параграфе.

  • См.: Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. С. 54—55
  • См.: Ландсберг М. Коучинг. М.: Эксмо, 2006. С. 48
  • См.: Ландсберг М. Коучинг. М.: Эксмо, 2006. С. 134-135
  • См.: О’Нил М. Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость
  • См.: Аткинсон М., Чоис Р. Т. Наука и искусство коучинга: внутренняя динамика : пер. с англ. Киев : Companion Group, 2009
  • В описание этапов и техник коучинга здесь и далее использованы материалы Международной академии коучинга (МАК)

Определение и суть коучинга

Современный мир погрузился в новейший метод обучения и консультирования — коучинг. Цели поставлены, а путь неясен. Ресурсы имеются, а взгляд на жизнь устарел. Силы, время, деньги успешно тратятся, а результата нет, так как препятствия скрыты или готовности к переменам нет. Сложно решиться на первый шаг.

Это ваш метод. Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировка, воодушевление) — современная наука великих достижений, меняющая сознание, позволяющая найти свою неповторимую позицию. Карьерное консультирование проводится с помощью новейших психотехнологий, выявляющих профессиональные возможности, компетенции и пути развития клиента. Коучинг активно развивается в нашей стране и за рубежом.

Коучинг в психологии — больше, чем просто консультирование, потому как отвечает не только на вопрос «Что и как делать?», но и создаёт условия для понимания путей и наиболее эффективных способов достижения целей для себя. Клиент в коучинге получает маршрут кратчайшего пути к своим целям, учится достигать наилучших результатов малыми усилиями.

Психология оптимизма и успеха — основа коучинга. Методология была взята из организационной, позитивной и когнитивной психологии. Главная идея: человек — не пустой сосуд, а зерно со своим ресурсом и потенциалом, готовое расти и развиваться. Необходимо только организовать условия: питание, свет, тепло. Способность расти заложена природой.

Во время коучинга оказывается психологическое воздействие — через живую творческую атмосферу и направляющие вопросы клиент выходит на новый взгляд и выбор принятия решений. Включается внутренний драйв, радость от успеха, полёт от достижения желаемого. Качество жизни и доходы клиентов возрастают, потому зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз выше, чем у практического психолога. Советов и рекомендаций коуч не даёт. Истоки его лежат в сфере спорта.

Авторы метода:

  • Тимоти Голви высказал первые идеи концепции про внутреннего «врага» в голове, который более опасен, чем реальный соперник, описывая психологию спортсменов теннисистов. Когда человек научится побеждать внутреннего соперника, тренер ему будет без надобности.
  • Джон Уитром развил идеи Голви применительно к бизнесу и менеджменту.
  • Томас Дж. Леонард — основатель Университета коучей.

Виды и организация коучинга

Коучинг — это особая направленность мотивации. Вектор всей работы идёт к достижению поставленной клиентом цели и максимально возможного эффективного результата, при этом ставка делается на потенциал самого клиента.

Специалиста (тренера) называют коучем. Клиент — заказчик, который желает получить услуги по тренировке конкретных навыков (на западе клиента иногда называют игроком).

Беседа клиента с тренером, структурированная особым образом, называется сессией. Ответственность и осознание полностью лежат на клиенте и являются целями коучинга.

Коучинг подходит для индивидуальной и групповой (корпоративной) работы. Виды коучинга, которые применяют:

  • карьерный коучинг или карьерное консультирование — оценка возможностей в профессии, компетенций, карьерное планирование, поиск и выбор пути в поиске работы;
  • бизнес-коучинг — поиск путей достижения целей компании отдельными руководителями и командами сотрудников;
  • лайф-коучинг — индивидуальный поиск улучшения всех сфер жизни клиента;
  • личностный коуч — выработка личностного алгоритма по решению психологических проблем.

Формат коучинга самый разнообразный. Раньше был только очный (личная встреча), теперь же открыты широкие возможности работы заочной — хоть по телефону, хоть по интернету. Для более расслабленного состояния клиента могут быть включены в сессию элементы йоги, упражнения на дыхание, танцевальная психотерапия и даже НЛП.

Содержание коучинговой деятельности

Схема традиционной коуч-сессии такова:

  1. целеполагание (цель должна быть реальна);
  2. анализирование ситуации;
  3. выработка вариантов (план достижения в результате);
  4. воплощение цели и контроль (приложение волевых усилий клиентом).

Искусство задавать вопросы — главное умение и основная техника коуча, его инструментарий в ходе своеобразного интервью. Вопросы подводят клиента на уровень осознания своего потенциала. Кроме клиента, никто не может знать личные проблемы, поэтому выход и решение знает только он. Дополнительные техники в работе: наводящее перефразирование, слушание, уточнение. Коуч выступает лишь в роли проводника.

Проблемы и вопросы, которые коучинг решает легко:

  • управление временем;
  • развитие кадрового потенциала;
  • подготовка спортсменов к победам;
  • повышение успешности в обучении;
  • достижение финансового благополучия;
  • здоровый образ жизни.

Волшебные и полезные вопросы из копилки куча:

  1. Хорошо. Что ещё?
  2. Если бы ответ в тебе был, что бы ты тогда сказал?
  3. Какие критерии тебе видны?
  4. Определи самую большую трудность для себя.
  5. Если бы другой человек был в такой ситуации, что бы ты ему посоветовал?
  6. Представь, что ты пришёл к самому мудрому человеку в мире. Что он тебе ответит на этот вопрос?
  7. Я не вижу выхода, а ты?
  8. В чём будет твой выигрыш/проигрыш, если ты так поступишь?
  9. Если бы так поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал?
  10. Что теперь ты будешь предпринимать?
  11. Когда ты так планируешь действовать?
  12. Какие препятствия возможны?
  13. Будет ли при этом достигнута цель?
  14. Кто должен об этом знать?
  15. Какую поддержку ты ожидаешь?

Мифы и заблуждения

1. Только слабаки ходят к психологам и коучам

Многие успешные люди прибегают к помощи коучей, чтобы навести порядок в голове и в жизни. Для уборки внутреннего мира (эмоции, чувства, страхи, негативные воспоминания, переживания) есть свои эффективные технологии. Специалист поможет сделать это быстро и качественно.

2. Сам коуч должен быть успешен во всех жизненных сферах

Проблемы, как и у всех людей, у коучей есть, только решают они их обычно быстрее. Коуч — не тот, кто знает ответы на все вопросы (чувства, бизнес, финансы, отношения). Это человек, умеющий задавать вопросы, ответы на которые всегда есть внутри клиента. Чем меньше коуч знает по запросу, тем лучше для работы — он не сможет выдать своё решение за ваше.

3. Все вопросы коучинговые для себя можно найти бесплатно в интернете

Найдёте, но будете ли что-то делать? Сознание и психика человека устроены так, чтобы уберечься от перенапряжения, закрывая глаза на обнаруженные проблемы. Коуч не позволит это сделать.

4. Обычным людям коучинг не нужен

Возможно. Однако вашим амбициозным целям — нужен (при условии, что вы желаете их достичь).

5. Выбрать коуча очень сложно

Доверительные и дружелюбные отношения во время сессии — это далеко не всё, на что следует обратить внимание. Кроме наличия специального образования, важен комфорт на всех уровнях: эмоциональном, ментальном и физическом. Обычно всё становится ясно уже на первой встрече — вы поймёте, сможете ли стать партнёрами на ближайшие месяцы. После работы есть ощущение полёта и крыльев — коуч выбран грамотный, цели будут достигнуты. Если почувствовали уныние и печаль, то продолжайте искать своего специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *