Доктор Моррис

Копинг стратегии

Определение

Транзакционная модель стресса Ричарда Лазаруса

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применила его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Ричард Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» (англ. Psychological Stress and Coping Process) обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Как показано Лазарусом, стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком, при индивидуальном восприятии им недостаточности, для эффективного реагирования на вызовы среды, имеющихся и доступных ему ресурсов. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности. Чаще всего среди личностных детерминант называют:

  • самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности;
  • возраст, пол и гендер;
  • социальную компетентность, принадлежность человека к большому и малому социуму (этнической группе и социальному слою), социальный опыт, приобретенный в семье, школе и социальную роль.

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные», которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы (Frydenberg , Lewis, 1999).

Ресурсный подход к копинг-стратегиям

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» ].

К ресурсному подходу относят работы некоторых серьёзных исследователей, в которых ранее отсутствовала связь с изучением копингового поведения (Frydenberg, Lewis). В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида). Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман цит. по: ] в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) ; Solcova, Tomanek, 1994 ; Williams et al., 1992].

Конструкт самоэффективности, разработанный Альбертом Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение (Frydenberg, Lewis). По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды (Frydenberg, Lewis).

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом (Frydenberg, Lewis).

Классификации копинг-стратегий

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

  • проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий);
  • эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия).

По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии:

  • сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации);
  • сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);
  • сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии:

  • стратегия изменения способа видения проблемы;
  • стратегия изменения проблемы;
  • стратегия управления эмоциональным дистрессом.

Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов:

  • когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно);
  • поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно).

Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации копинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям.

Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии

Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (когнитивных, поведенческих, эмоциональных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: познание, поведение и эмоциональная проработка подавленного.

Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик , рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование . Другая теория также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию ].

Эффективные / неэффективные копинг-стратегии

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение — «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. Так, например, в предложенной этими авторами классификации BISC . В своей COR-теории (Conservation of Resources, «Теория сохранения ресурсов») он предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение.

Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении цит. по Losoya, 1998] и социальными проблемами цит. по: Losoya, 1998]. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации цит. по: Losoya]. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии , Compas et al., 1988, цит. по Losoya, 1998].

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации . В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях ]. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию(в ).

Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации цит. по: ].

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии цит. по Losoya, 1998; Seiffge-Krenke, 1998], тревоги ], сложностями адаптации в школе цит. по Losoya, 1998]. Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе ] и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью ]. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция.

Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации» Wethington, Kessler, 1991,цит. по Муздыбаев, 1998]. С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат.

Что касается академической сферы, то работы по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень слабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к сверхдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями — overachievement — здесь понимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данного уровня способностей). ]. Тем не менее, уже можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, о том, что подростки (мужского пола), которые делают выбор в пользу более продуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, они демонстрируют сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можем ожидать, исходя из их результатов по тестам IQ .

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы то ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию Wethington, Kessler, 1991, цит. по Муздыбаеву, 1998]. Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

Литература

на русском языке

  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-111.
  • Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций (недоступная ссылка) // Журнал практической психологии и психоанализа, № 4 декабрь 2001.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Рогова Е. А. Особенности преодолевающего поведения подростков колледжа в стрессовых ситуациях
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
  • Хазова С.А. «Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2018).

на других языках

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.

Копинг-стратегией принято называть вариант осознанного и целенаправленного поведения человека в трудной жизненной ситуации. Дословно это можно перевести как «справляться, совладать, преодолевать». Копинг-стратегия предполагает ряд поведенческих и когнитивных действий человека в ответ на меняющиеся внешние или внутренние условия, требующие от личности больших затрат, нежели это возможно.

Структура и суть копинг-стратегии

Копинг-стратегия – это комплекс поведенческих, эмоциональных и когнитивных стратегий. Комбинируя их в разных соотношениях и связях, человек справляется со стрессом. Притом как в бытовых ежедневных ситуациях, так и в трудных, кризисных условиях.

Несмотря на частое отождествление понятий «копинг-стратегия» и «копинг-поведение», между ними существует некоторое отличие. А кроме того, выделяется третье понятие: «копинг-ресурсы».

Копинг-стратегия

Это реакции (мысли, чувства и действия) человека в конкретной ситуации. Притом они могут быть произвольными и непроизвольными, а также сочетать эти элементы. К непроизвольным реакциям относится все, что вызвано особенностями темперамента и приобретенными в ходе социализации и доведенными до автоматизма действиями (установками).

К сознательным стратегиям относится все, что связано с саморегуляцией и соответствует ряду условий:

  1. Возникшие трудности полностью осознаются личностью.
  2. Человек знает, как совладать именно с такой ситуацией, данным типом обстоятельств.
  3. Личность умеет применить эти знания вовремя и корректно на практике.

Копинг-поведение

Это готовность человека решать возникающие жизненные трудности. Она находит практическое воплощение через копинг-стратегии и основывается на копинг-ресурсах.

Копинг-ресурсы

Это особенности, характерные черты самой личности и сложившейся ситуации, способствующие адаптации человека. Среди внешних ресурсов главный – поддержка. К личностным благоприятным ресурсам относится:

  • позитивное мышление;
  • адекватная Я-концепция и самооценка;
  • низкий нейротизм;
  • внутренний локус контроля;
  • способность к эмпатии и выстраиванию социальных отношений;
  • способность к творчеству.

Очень важно также наличие внутреннего убеждения человека в собственных способностях к совладанию.

Виды копинг-стратегий

Копинг-стратегии бывают адаптивными, неадаптивными и частично адаптивными:

  • адаптивные стратегии – вариант активного решения проблемы (сотрудничество, альтруизм);
  • неадаптивные – полное избегание проблемы (уход от реальности, подавление, агрессия, покорность);
  • частично адаптивное – избегание проблемы под каким-то предлогом (маскировка избегания, эмоциональная разрядка, отвлечение).

Главная задача совладания с ситуацией – сохранить психическое и эмоциональное равновесие человека в критической ситуации или условиях неопределенности.

Стратегии могут быть направлены на преобразование внутреннего мира человека, то есть внутренних условий или на изменение внешних условий. Третий вариант – одновременное преобразование себя и ситуации. Соответственно, человек фокусируется или на проблеме, или на своих эмоциях, чувствах, отношениях, или на том и другом. Кроме того, копинг-стратегии бывают продуктивными и непродуктивными.

Стоит отметить, что оптимизм, жизнестойкость, позитивное мышление – это не стратегии, а черты личности. Стратегии – набор конкретных действий, алгоритмы и схемы. Однако такие личностные характеристики, как оптимизм, помогают вырабатывать конструктивные и эффективные стратегии.

Копинг-стратегии формируются из копинг-действий (чувства, мысли и поступки) и образуют копинговые стили поведения, или копинговые тактики (комплекс стратегий).

Единой классификации стратегий нет. Потому предлагаю рассмотреть наиболее популярные.

По направленности:

  1. Определение значения ситуации для личности.
  2. Концентрация внимания на преодолении стресса.
  3. Акцентирование внимания на своих эмоциях и сохранении равновесия.

По успешности:

  1. Использование конструктивных активных стратегий.
  2. Использование деструктивных стратегий, затягивающих выход из трудной ситуации.

По стилю:

  1. Ориентация на проблему.
  2. Ориентация на избегание.
  3. Ориентация на эмоции.

По степени контроля:

  1. Планирование ситуации.
  2. Асоциальное поведение.
  3. Косвенные действия.
  4. Прямые активные действия по разрешению ситуации.

По специфике ситуации:

  1. Самоконтроль.
  2. Агрессивное изменение ситуации.
  3. Помощь извне.
  4. Уход от ситуации (реальности).
  5. Переоценка.
  6. Планомерное решение проблемы.

По открытости:

  1. Скрытое мысленное решение проблемы.
  2. Активное решение через действия.

Таким образом, можно выделить 8 поведенческих стратегий, 10 когнитивных и 8 эмоциональных.

Среди адаптивных реакций к поведенческим относятся все стратегии, где личность сама активно вступает в социальные отношения или предлагает пути решения ситуации. Когнитивные стратегии предполагают анализ проблемы, повышение самооценки, рост веры в собственную личностную ценность, развитие самообладания. Среди эмоциональных реакций значится протест и оптимизм.

К неадаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: пассивность, уединение, изоляция, избегание проблем даже в мыслях, отступление, отказ решать проблему (само рассосется);
  • среди когнитивных: неверие в собственные возможности и потенциал, смирение, растерянность, сознательная недооценка неприятностей;
  • среди эмоциональных: самообвинение или обвинение других людей, подавление эмоций, подавленность, чувство безнадежности и покорности.

К относительно адаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: компенсация, любое временное отвлечение от решения проблемы (уход в какое-то дело или увлечение, алкоголь, путешествие, исполнение желаний);
  • среди когнитивных: сравнение ситуации с проблемами других людей, поиск сил для преодоления трудностей в обращении к вере, наделение ситуации преодоления особым смыслом (это испытание, которое нужно достойно пройти);
  • среди эмоциональных: передача ответственности другим людям, снятие эмоционального напряжения.

Существуют тесты для определения преобладающей копинг-стратегии у личности. С их помощью можно предугадать, как человек будет вести себя в стрессовой ситуации, в момент конфликта. Это активно применяется на практике. Например, при диагностике приемных родителей это обязательный элемент.

Что интересно: зная психологический тип личности, можно без теста предположить преобладающие у него копинг-стратегии. Это обусловлено влиянием как врожденных особенностей человека, так и результата социального научения. В основе одной стратегии может лежать несколько защитных механизмов и комплекс приобретенных установок.

> Примечания

Копинг-стратегии

Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы:

  • эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;

  • проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним.

Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):

  • Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.

  • Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.

  • Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.

  • Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.

  • Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.

  • Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.

  • Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.

  • Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.

  • Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.

  • Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.

  • Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.

  • Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.

Улучшение своей модели копинга

У каждого человека есть свои привычные способы ответа на стресс. Если ваша стратегия вам помогает, ее надо придерживаться, но иногда используемые навыки начинают вас подводить, и вы хотите использовать другие и расширить диапазон возможностей.

Стратегии улучшения копинга (Д. Тьюбсинг):

  1. Организуйте себя. Эта стратегия полезна, когда вы чувствуете, что жизнь уходит из-под контроля. Методы:

    1. Навык оценки – это умение выбрать, что для вас здесь и сейчас наиболее важно. Подумать, насколько то, что вы выбрали сейчас, было бы полезно в прошлые выходные для того, чтобы убедиться, что вы правильно сделали свой выбор.

    2. Навык персонального планирования включает в себя:

      1. Ответьте, чего вы хотите в жизни, но в обратном порядке: через 5 лет, через год, через 6 месяцев, на следующей неделе, на следующий день. Это необходимо для того, чтобы была ясность мыслей и ясность целей.

      2. Обновляйте список каждые 3 месяца.

      3. Составьте план на один день, ранжируйте дела по их важности.

      4. Разбейте жизненные цели на более мелкие. Можно идти от глобального к мелкому или наоборот

    3. Навык обязательности – умение налагать на себя обязательства, дать себе слово, принять решение, рискнуть. Найти награду для себя, выполнив обязательно это дело.

    4. Навык разумного использования времени – умение расходовать время эффективно, сократив непроизводительные затраты. Методы:

      1. Назовите расточителей вашего времени.

      2. Начните с главного, сделайте 3 списка: А (существенные цели), В (важные, но ненасущные), С (мелочи). Определите наиболее продуктивное для вас время суток и выполняйте список А.

      3. Получайте удовлетворение от выполненной части работы.

      4. Перестаньте опаздывать.

      5. Проверяйте себя, как вы расходуете время.

    5. Навык выдержки темпа – умение регулировать свой ритм. Попробуйте экспериментировать, например, если вы ходите пешком, попробуйте пройти квартал медленно, потом квартал в быстром темпе и опять медленно. Попробуйте планировать время, план держать всегда с собой и придерживаться этого плана. Будьте последовательны.

  2. Меняйте декорации. Эта стратегия особенно полезна, если вы не получаете социальной поддержки, дружбы, если физическое окружение доставляет вам беспокойство. Нужно развивать в себе 6 следующих навыков:

    1. Умение контактировать и общаться с людьми. Во время беседы задавайте больше вопросов. Давайте добровольную информацию о себе. Говорите, что чувствуете. Признайте свою неосведомленность в чем-то, в чем собеседник может быть вам консультантом. Войдите в индивидуальный ритм беседы (техника эмпатийного слушания). Попробуйте новые варианты поведения. Попытайтесь знакомиться каждый день, по крайней мере, с одним новым человеком. Упражняйтесь в запоминании имен. Можно около дома, в лифте, в магазине улыбнуться кому-то. В течение недели ежедневно общайтесь с пятерыми.

    2. Умение понимать. Принимайте людей, не осуждая (слово «интересно» не имеет знака, оно индифферентно). Повторите собеседнику то, что его услышали. Создавайте ситуации, способствующие углубленной беседе (прогулки на природе, огонь).

    3. Навык самоутверждения. Умение сказать нет, сохранять дистанцию. Подготовить ответы для самоутверждения. Нужно ими пользоваться любезно, но твердо: «Благодарю Вас, но не в этот раз», «Скорее всего я не стану это делать, потому что сейчас мне это было бы неудобно», «Это серьезное поручение, мне нужно организоваться для этого». Уважайте себя, если нетвердо в себя верите, то самопрограммируйтесь.

    4. Умение бороться, удерживать позиции, что помогает сохранить дистанцию. 3 правила:

      1. Не говорите слов «всегда» и «никогда».

      2. Не давайте брать себя за горло.

      3. Не бейте ниже пояса другого.

Не тратьте энергию на борьбу с любым вызовом

    1. Умение лавировать. Нужно уметь отступать, чтобы выиграть время и пространство, когда надо избежать стресса:

      1. Когда возникает стресс, можно ускользнуть от него на 10-15 часов, дать себе реванш, подготовиться.

      2. Прием воображения, внутренней визуализации, фантазий.

      3. Отвлекайтесь, делайте все, что на время отвлекает от проблемы.

    2. Умейте устроить свое гнездо: постарайтесь превратить свой дом в ресурсное место, сделайте жилище уютным:

      1. Повесть любимые фотографии.

      2. Найдите удобное кресло.

      3. Хорошее освещение.

      4. Приятная музыка.

      5. Избавьтесь от хлама, подарите вещи кому-нибудь.

      6. Экспериментируйте.

  1. Развивайте свой ум. Эта стратегия полезна, когда одолевает депрессия, мы пессимистически смотрим на жизнь, испытываем горе от утрат. Нужно развивать способности:

    1. Способность к переименованию – называть вещи другими именами. Это помогает интерпретировать смысл событий. Дайте своим источникам стресса позитивные названия. Рассматривайте свои неприятности в отдаленной перспективе. Творчески используйте время, которое проводите в ожидании. Например, вспоминайте стихи, созерцайте пейзаж. Вспоминайте приятные вещи. Думайте о друге.

    2. Способность к капитуляции – умение сложить оружие и расставаться с сокровищами прошлого. Сосредоточьтесь на том, с кем расстаетесь. Расскажите, как бедствуете без него или без нее. Скажите «прощай» и отпустите. Признайте, что жизнь не кончена и поделитесь этим с другом.

    3. Способность к вере – умение допускать непостижимое и непознаваемое. Пользуйтесь трагедией, чтобы развить в себе глубину восприятия.

    4. Способность к самовнушению. Умейте настроить себя позитивно, это не позволяет нам забывать, что вы достойный человек. Проверяйте свои убеждения. Наблюдайте за окружающими, попытайтесь понять, что они говорят сами себе.

    5. Способность к воображению. Умение быть свободным, творить и с удовольствием смеяться. Однако не старайтесь быть смешным, иметь чувство юмора и быть смешным – это разные вещи. Превращайте жалобы в шутки. Учитесь создавать юмористические ситуации в уме.

  2. Укрепляйте свои силы.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

Базисная стратегия и ресурсы

Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

  • разрешение проблем;
  • избегание;
  • поиск поддержки.

Базисные ресурсы копинга это:

  • Я-концепция;
  • эмпатия;
  • аффилиация;
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.

Совладающее поведение

Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

В теории копинг-поведения существуют непродуктивные копинг-стратегии. К ним относится копинг-поведение в стрессовой ситуации путем избегания проблемы, неспособности выйти из нее с достоинством.

Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе. Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм.

Диагностическая методика для определения стратегий

Диагностическая методика разработана Амирханом, он выделил три группы копинг-механизмов. Это разрешение проблем, поиск социальной помощи, избегание.

Эффективным будет применение всех трех стратегий. В некоторых ситуациях человек сам способен справиться с проблемой, в другом случае ему будет нужна помощь. Иногда он может избежать трудностей, только подумав о неблагоприятных последствиях его действий.

В индикаторе копинг-стратегий учитываются все механизмы копинга. Таким образом, совладающее поведение можно определить как выработку плана и предпринимаемые действия при психологической угрозе. Стили и стратегии совладания относятся к сфере сознательного поведения, с помощью них человек справляется с жизненными проблемами.

Опросник относится к удачным инструментам для исследования важных процессов в стрессовом поведении человека. Пройти опросник можно самостоятельно или с помощью психолога. С помощью методики осознаются копинг-стратегии личности. Узнать свой стиль поведения при стрессе можно с помощью диагностической методики «Индикатор копинг-стратегий».

Видео: лекция Алексея Щавелева «Управление стрессом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *