Доктор Моррис

Конгруэнтными

4.4. Понятие конгруэнтности личности в теории к. Роджерса

Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивидалишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально (см.Хрестомат. 4.3).

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера — восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

  • Оно раскрывается через следующие три принципа:

    • 1) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

    • 2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

    • 3) люди по природе добры и стремятся к совершенству.

В психологическом смысле реальность — это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими. Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют. Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализациизаложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Я — символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.39).

В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт. Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

  • Я-концепция характеризуется:

    • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

    • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

    • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием

соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

    • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

    • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

    • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

    • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней. В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». «Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.31). «Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности» (Там же. С. 35). Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента — любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы. Эмпатия — ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание — переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие — переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. «Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 55). Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. «Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения» (Там же. С. 56).

К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше. Именно поэтому большинство терапевтов пытаются заставить клиента видеть вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному руководству, манипулируют мыслями, чувствами, поступками, чтобы привести клиента к тому, как он должен мыслить, чувствовать, поступать.

Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла.

Конкретно в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее. В чем состоит это изменение? В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я («Какой я есть в моих представлениях и поступках») и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.

Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Если индивид испытывает безусловное положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид будет полностью функционирующей персоной, будет открыт своему опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтнаопыту, будетгештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта. Большое место в психотерапии отводится не когнитивнымструктурам, а эмоциям и аффектам.

  • Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:

    • используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

    • необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;

    • отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

    • кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

    • независимость, автономность клиента от терапевта;

    • результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

    • подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальныйпроцесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

Конгруэнтность

Конгруэнтность — согласно К.Роджерсу, это совпадение между «реальным я» (real self) и «идеальным я» (ideal self).

Под первым при этом понимается часть личности, которая самоактуализируется, следует организмическому оценочному процессу и т.д. Это личность, которой вы становитесь, если все идет «хорошо».

Под вторым понимается личность, желаемая с точки зрения общества и условий жизни, идеальная как некий стандарт, которого мы никогда не можем достичь, или достижение этого стандарта является нежелательным с точки зрения «реального я».

Можно также выделить «тактическую конгруэнтность», под которой понимается моментальная способность осознавать собственные внутренние переживания и согласовывать с ними свое поведение. Именно такое значение термин «конгруэнтность» имеет в НЛП — как отсутствие внутреннего конфликта по поводу собственного поведения. Иногда конгруэнтностью также называют заметное со стороны отсутствие внутреннего конфликта, откуда рождаются такие перлы как «он очень конгруэнтно врет».

Конгруэнтность в психологии – это когда ваши действия, слова и все, что связано с вами, в согласии и в соответствии друг с другом.

Рассмотрим более детальное определение.

Конгруэнтность – это соответствие ваших мыслей, слов и действий друг другу. То есть это полное соответствие ваших вербальных и невербальных сигналов друг другу. Как правило, исходит из состояния внутренней гармонии и комфорта человека с самим собой.

Само это понятие придумал американский психолог Карл Роджерс.

По-английски термин пишется и звучит как «congruence «.

Синонимами являются слова: аутентичность, подлинность.

У каждого вашего собеседника есть небольшие механизмы, которые смотрят на то, что ты говоришь и выявляют, тот ли ты человек, за которого себя выдаешь или нет.

Почему же она так важна?

Каково это – общаться с конгруэнтной личностью

Как легко распознать конгруэнтных и подлинных людей во время общения, какими качествами они обладают:

  • Конгруэнтный человек – это в первую очередь тот, который никогда не лжет и не врет другим.
  • Такой человек притягателен и вызывает доверие.
  • Таким людям хочется открыться, потому что ты тоже втягиваешься в его искреннее и открытое общение без фальши.
  • Такой человек умеет легко находить общий язык с другими людьми.

Чем больше ты будешь соответствовать поведению, которое у тебя самое настоящее и натуральное сейчас, тем больше к тебе будет доверие со стороны людей, потому что они видят, кто ты.

Конгруэнтные отношения с людьми – это прежде всего отношения, построенные на полной искренности, открытости и доверии друг к другу.

Например

Рассмотрим примеры конгруэнтного поведения:

  1. Если человек реально в расслабленном настроении, и в своих словах и подаче он соответствует своему состоянию и энергетике, то в этом случае будет конгруэнтная коммуникация и естественное общение.
  2. Если человек по-настоящему на высокой энергетике и своими словами и действиями он полностью соответствует этому, то человек также будет конгруэнтен. Вообще, в высокой энергетике нет ничего плохого.
  3. Приведу еще один пример конгруэнтности парня по отношению к незнакомой девушке.
    Парень видит эту девушку, она ему очень нравится и привлекает его. Он подходит к ней и сразу говорит о своих намерениях.
    Он открыто говорит о том, что девушка его очень привлекает, что она очень симпатична и нравится ему. Он не юлит, не ходит вокруг да около, не говорит о странные и неуместных вещах. Парень просто искренне проявляет свои намерения и желания, не скрывая ничего.

Подробнее о том, как парню естественно общаться и знакомиться с девушкой без лишних затрат энергии, мы .

Причины неконгруэнтных действий у людей

1. Тяжелое старание перед другими

Человек старается произвести впечатление и использует слишком высокую тональность, хотя это не соответствует его внутреннему спокойному состоянию.

Он говорит слишком быстро, старается и прилагает ненужные усилия. Он может делать это как осознанно, так и неосознанно.

Человек не может удерживать долго такое общение, потому что это его неконгруэнтное состояние. Если бы он реально был взвинчен и имел высокий эмоциональный подъем, тогда он был бы конгруэнтен.

2. Старание не стараться

Излишне игривое общение, попытки показаться расслабленным и плавным перед людьми, хотя ты таковым не являешься – это неконгруэнтность с твоей стороны.

Например, ты стараешься сделать слишком низкий голос перед девушкой, когда он у тебя на самом деле громче.

Проблема в том, что если ты насильно борешься с тем, чтобы поддержать высокую энергетику и сильную подачу себя, то ты быстро устаешь и не сможешь так общаться в течение долгого периода времени.

Как следствие в итоге ты сам начнешь сливать себя, либо твой собеседник это сделает.

Глубинные причины, что является первопричиной всего

Разберем глубинные причины возникновения неконгруэнтности:

  • Люди при общении пытаются продемонстрировать высоко статусное поведение, хотя они не имеют высокого статуса на самом деле.
  • Поначалу может у человека и получается удержать такое поведение, но спустя время уже не выходит.
  • Причина в том, что у тебя нет этой высокой ценности, а тебе это не нравится, и ты сопротивляешься этому!

Отсюда и причина возникновения внутреннего сопротивления.

Когда ты сопротивляешься тому что есть, ты становишься неконгруэнтным.

Как вернуть уверенность в себе девушке: осознанные и мудрые советы для женщин о том, как обрести уверенность в себе.

Как стать раскрепощенным человеком: статья о том, как преодолеть стеснительность в общении, как избавиться от застенчивости и скромности.

Как выстроить отношения между парнем и девушкой с полным взаимопониманием, доверием и искренностью мы .

Как решить проблему – полезное упражнение

Вырабатывай это высокостатусное поведение и выстраивай его самым натуральным и естественным путем.

Для развития конгруэнтности полезно упражнение «несопротивления».

Выбери тихое спокойное местечко и общайся там со всеми людьми. Будь полностью собой и не сопротивляйся ничему.

Ключ упражнения в том, что когда ты будешь чувствовать нуждаемость сделать что-либо, что не хочется, ты все равно НЕ делаешь это.

Основные ключевые моменты этого упражнения:

  • Если ты нервничаешь, значит, ты НЕ пытаешься скрывать эту нервозность и позволяешь ей выходить. Ты выражаешь ее вербально или же невербально, жестикуляцией.
  • Ты не должен и не обязан говорить или делать что-то принудительно.
  • Что бы ты ни чувствовал, ты естественно говоришь и озвучиваешь это.
  • Спустя 20 минут общения с разными группами людей ты почувствуешь огонек.
    Твой мозг проснется и будет увлечен этим процессом. Подробнее о том, как быть увлеченным процессом и о мотивации.
  • Польза в том, что вместо того чтобы играть чью-то роль, ты являешься собой.
  • Поначалу будет неловкость, потому что твой мозг не проснулся. Это все просто.
  • Спроси себя: Как я себя сейчас чувствую? – и соответствуй этому состоянию.
  • Твой мозг просыпается и вовлекается с этой натуральной и конгруэнтной позиции. Мозг понимает, что люди принимают твое натуральное состояние и то, кем ты являешься в данный момент.
  • Не убегай и не уходи слишком рано из интеракции. Бери ответственность за себя и свои действия.
  • Ничему не сопротивляйся!

Конгруэнтность (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Конгруэнтность.

Конгруэ́нтность (лат. congruens, -ntis — соразмерный, соответствующий, согласованность слов и жестов, непротиворечащих друг другу) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

В психологии — согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.

Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности.

Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной».

С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он конгруэнтен в своём проявлении дружелюбия, но также можно испытать глубокое чувство страха, когда он конгруэнтен в проявлении гнева, такого человека легко понять.

Конгруэнтность Суставов

(лат. congruens congruentis соответствующий, совпадающий) полное взаимное соответствие формы соприкасающихся суставных поверхностей.

Смотреть значение Конгруэнтность Суставов в других словарях

Конгруэнтность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: конгруэнтный.
Толковый словарь Ефремовой

Конгруэнтность Институтов — (лат. congruens — соразмерный, соответствующий, совпадающий) — соответствие формальных и неформальных правил, а значит и их изменений.
Экономический словарь

Конгруэнтность Целей (goal Congruence) — Характеристика системы организации управления, показывающая, в какой степени цели, преследуемые отдельными лицами, согласуются с целями, которые преследует организация в целом.
Экономический словарь

Конгруэнтность — , эквивалентность размера и формы. Конгруэнтными называют такие геометрические фигуры, которые полностью совпадают при наложении. Если фигуры для полного совпадения……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Конгруэнтность — — отношение эквивалентности на множестве геометрич. фигур (отрезков, углов и т. д.). Оно вводится либо аксиоматически (см. Гильберта система аксиом), либо на основе какой-либо……..
Математическая энциклопедия

Гендерная Конгруэнтность — — проявляющееся в общении людей соответствие конкретных суждений или актов поведения человека социальным моделям мужчины и женщины, в основе которого лежит гендерная……..
Психологическая энциклопедия

Конгруэнтность — (от англ. congruence) -подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией……..
Психологическая энциклопедия

Конгруэ́нтность Суста́вов — (лат. congruens, congruentis соответствующий, совпадающий)
полное взаимное соответствие формы соприкасающихся суставных поверхностей.
Медицинская энциклопедия

Остеоартро́з Суста́вов Кисте́й — (синоним узелковый остеоартроз)
заболевание, характеризующееся узелковыми утолщениями костной плотности в области дистальных межфаланговых (узелки Гебердена)……..
Медицинская энциклопедия

Хондромато́з Косте́й И Суста́вов — — заболевания, характеризующиеся нарушением формирования хряща или образованием внутрисуставных, хрящевых, реже костных телец. Встречаются……..
Медицинская энциклопедия

Конгруэнтность — (от лат.-совпадающий): понятие, играющее важную роль в гуманистической психологии К. Роджерса, в трактовке которого оно означает «соответствие опыта, осознания и сообщения»………
Философский словарь

Возможные внутренние конфликты:

  • страхи
    • оценки окружающими внешнего вида, статуса
  • зависимости

Причины неконгруэнтности: импринты, моделирование, иерархия критериев.

Методы достижения

В НЛП конгруэнтности уделяется большое внимание. Считается, что умение распознавать и моделировать её необходимо для успешности многих действий. Понятие конгруэнтности так или иначе используется в описании большинства НЛП-техник.

Для достижения конгруэнтности можно направить внимание на осознание своих конфликтов. Сложность в том, что конгруэнтность подразумевает честность перед самим собой и принятие самого себя как целостную личность без какого-либо оценивания.

Как одну из техник достижения конгруэнтности предлагается использовать рефрейминг.

> Смотри также

  • Психология
  • Общение
  • Александр Любимов, Общение 4: Доверие и конгруэнтность,
  • Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Глава 7. Конфликт и конгруэнтность.

Общая характеристика взаимодействия. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.
Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я – он», «мы – они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается из:
– физического контакта;
– перемещения в пространстве;
– восприятия и отношений его участников;
– духовного вербального контакта;
– невербального информационного контакта;
– совместной групповой деятельности.
В структуру взаимодействия обычно входят:
– субъекты взаимодействия;
– взаимная связь его субъектов;
– взаимное воздействие друг на друга;
– взаимные изменения субъектов взаимодействия.
Обычно различают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массовогрупповые взаимодействия. Но принципиальное значение при их анализе имеют два вида взаимодействия: межличностное и межгрупповое.
Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и переживаний.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
• наличие внешней по отношению ко взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
• ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
• рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Взаимодействуя, представители различных групп общества, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, не похожими на прежние, а с другой – превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявление принадлежности данных особенностей только представителям одной общности со временем становится проблематичным.
Можно в то же время говорить о трех вариантах взаимодействия:
воздействие, то есть преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности (личности) на другую (другие), когда одна группа (личность) является активной, доминирующей, другая – инертной, пассивной по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т. п.);
содействие, когда две или несколько групп (личностей) на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях, а высшей формой содействия выступает сотрудничество;
противодействие, создавать препятствия действиям, порождать противоречия в позициях, блокировать усилия другой общности (личности) или устанавливать ей помехи, а также организовывать активное противостояние вплоть до физических действий (для того чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столк-новение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость).
Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда группа (личность) или ее представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.
Каждый из перечисленных вариантов взаимодействия не «одномерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия, противодействие также может быть представлено гаммой – от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Следует иметь в виду, что однозначной интерпретации вариантов взаимодействия может и не быть, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т. д.
Содержание и динамика взаимодействия. В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (см. табл. 1) .
Табл. 1. Западные теории взаимодействия


Можно разделить процесс взаимодействия людей на три уровня: начальный, средний и заключительный.
На низшем уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием – контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего развития взаимодействия (других его форм – общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.
Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, одергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т. п.) или прекращения установившегося контакта. И, наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.
Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Можно различать научно обоснованные и проверенные стадии однородности – разнородности (степени сходства – различия) участников взаимодействия. Начальная стадия есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.
Завершающая стадия однородности – разнородности (степени подобия – контраста участников межличностного взаимодействия)
– есть соотношение в группе (сходство – различие) мнений, отношений (в том числе симпатий – антипатий) к себе, партнерам или другим людям, к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Завершающая стадия подразделяется на этапы: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный этап есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Вторичный этап находит выражение в соотношении (сходство – различие) мнений и отношений как результате межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности .

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Она представляет собой подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.
Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.
Конгруэнция усиливается вызванными у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может по-явиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле стремиться достигнуть конгруэнции следует с первых минут контакта.
К основным предпосылкам достижения конгруэнции обычно относятся:
а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:
♦ когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
♦ когда существует основа для межличностного сближения;
♦ когда субъекты принадлежат к одной социальной группе;
б) эмпатия, которая легче реализуется:
♦ при установлении эмоционального контакта;
♦ при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
♦ при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
♦ когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются);
в) идентификация, которая усиливается:
♦ при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
♦ когда человек видит в другом черты своего характера;
♦ когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
♦ при ссылках на прежние случаи;
♦ при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.
В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.
Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания.
Обратная связь бывает разных видов, и каждый вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.
Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т. д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности.
Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть эмоционально окрашенной и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций .
В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свои состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.
Сложившаяся психологическая общность партнеров укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как его тактика регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачах совместной активности.
При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе («я-концепция»), представления партнеров о впечатлении, произведенном ими друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности.
Эти образы-представления вместе не всегда четко осознаются людьми в процессе взаимодействия. Они чаще выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления субъектов совместной деятельности. Вместе с тем психологическое содержание, заключенное в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, проявляется посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.
На среднем уровне процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.
Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия – несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости – несовместимости (или срабатываемости – несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость должны считаться его особыми составляющими элементами . Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть психологическим климатом.
Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности)
– относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологический и социально-психологический, социально-идеологический имеют очевидные различия .
В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе скорость и точность индивидуальных и совместных действий.
В то же время следует помнить о том, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего именно мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизации выигрыша другого (агрессия);
6) минимизации различий в выигрышах (равенство) .
В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены и все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей: интерес к определенной деятельности и конкретным людям, средства общения, результаты сотрудничества, характер отношений между партнерами и т. д. Однако наиболее значимыми для понимания взаимодействия являются именно указанные выше.
Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться.
В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама дискуссия может проходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов. Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.
Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.
Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого. Они формируются на базе более глубокого свойства живых систем – подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.
Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение – это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.
Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, особенно общения, их конвергенция – дивергенция выступает своеобразным регулятором межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Межличностные взаимовлияния зависят от степени определенности – неопределенности (очевидности – неочевидности) фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или другие решения. Исследователями обнаружена следующая зависимость: при высокой определенности (очевидности) задачи вероятность изменения оценок и мнений меньшая, адекватность ее решения более высокая. При высокой неопределенности (неочевидности) задачи вероятность изменений оценок и мнений большая, адекватность ее решения менее высокая. Данную зависимость можно назвать законом «социально – психологической целесообразности», которая в целом указывает на то, что в условиях обсуждения мнений, оценок возрастает их адекватность реальному положению дел.
Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. «Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком» . В то же время взаимное непонимание

Семейный психолог, психоаналитик Куликова Е.А.

Неконгруэнтная коммуникация – это несоответствие между посланиями, передаваемыми позицией и движениями тела, тоном голоса, оттенком кожи, темпом речи, словами. То есть «два или более сообщения различного уровня серьезно противоречат друг другу». В семейной системе множество конфликтов возникает из-за того, что участники не в состоянии ясно выразить свои чувства и намерения. Такая двусмысленная коммуникация возникает, если человек: обладает низким чувством собственной ценности и считает себя плохим, боится ранить чужие чувства, боится мести, боится разрушить отношений, не хочет навязываться, не признает значение другой личности или взаимных отношений. Но такой человек не осознает того, что выражается двусмысленно.

Вирджиния Сатир выделяет четыре типа коммуникаций, которыми пользуются супруги, стараясь справиться со стрессом или угрозой отвержения: заискивающий, обвиняющий, расчетливый, отстраненный.

Если человек сомневается в себе, то на его самооценку легко влияют окружающие.

При разговоре участвует все ваше тело (мышцы, дыхание, голос, жесты, поза). Если вербальное и невербальное общение не совпадают, то появляется двусмысленность.

  1. Заискивающий (миротворец) – извиняется, жертвует собой, угождает, соглашается с критикой в свой адрес. Поза жертвы. Цель – не рассердить партнера. В семье часто говорится: «Не навязывайся, не проси».
  2. Обвинитель – упрекает, ведет себя надменно, жесткий диктатор. Поза обвинителя. Цель – чтобы другие считали его сильным. Семья транслирует: «Не будь трусом».
  3. Расчетливый («компьютер») – не выражает чувств, рассудителен, собран, холоден, неподвижен. Поза неподвижна. Цель – избежать угрозы для самооценки. Семья предостерегает: «Ошибаться нельзя, не делай глупостей».
  4. Отстраненный (неадекватный) – не реагирует на вопросы, говорит невпопад, неряшлив. Движения без цели и в разных направлениях. Цель – делать вид, что угрозы нет. Семья говорит: «Не будь серьезным».

Эти типы коммуникации используют и взрослые, и дети. Такое поведение поддерживает заниженную самооценку и чувство своего ничтожества. Но есть еще и 5 тип – «уравновешенный», «гибкий». Этот человек гармоничный, гибкий, открытый, его вербальная и невербальная информация совпадает, он честен и свободен, легко решает проблемы и объединяет людей, способен к личностному росту. Таким людям доверяют и с ними комфортно. Это конгруэнтная коммуникация.

В достижении «уравновешенного» типа нам мешают разнообразные страхи: страх ошибки, критики, одиночества и др. Необходимо разумно к ним отнестись и вы будете чувствовать себя уверенно. Суметь посмеяться над собой и понять, что если даже все страхи реализуются, вы будете живы.

Каждый человек может выбрать тот тип коммуникации, который ему более комфортен. Но жить полноценно, творчески, гармонично, возможно, используя только «гибкий» тип общения.

Заискивающее поведение вызывает чувство вины у партнера и он может пожалеть первого.
Обвиняющее поведение вызывает страх у партнера и он может подчиниться первому.
Расчетливое поведение вызывает зависть у партнера и он будет стараться копировать первого.
Отстраненное поведение вызывает чувство тоски и уныния и если партнер проявит чувство юмора, то первый будет его терпеть.

В этих четырех вариантах отсутствует любовь, доверие и развитие личности. Люди, используя эти стили поведения, скрывают свои чувства и боятся, что их обидят. Они очень одиноки. Но открытое выражение своих чувств не несет опасности. Для успеха потребуется желание измениться, время, терпеливый и любящий партнер.

В каждых отношениях возникает потребность побыть наедине, и лучше честно сказать супругу, что вы сейчас не готовы делиться своими мыслями и чувствами, чем скрывать свои переживания и одевать «маску». Чаще всего человек общается с окружающими либо в терминах войны и своей правоты, либо исследует и ищет лучший способ решения проблемы. Первое направление ведет к проблемам и противоречию, второе – к развитию личности и творчеству.

Понравилась статья — поделись в социальной сети с друзьями

Другие статьи по психологии:

  • детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или …

  • Семейный психолог, психоаналитик Куликова Е.А. Человеческое пове …
  • детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 «Дружба — это когда два друга связаны между собой узами пониманий. И таких друзей уже не разл …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *