Доктор Моррис

Конфликтология

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

1. Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

Промежуточный тест 1 Обзор попытки 1

Тест начат

Пятница 27 Апрель 2012, 12:33

Завершен

Пятница 27 Апрель 2012, 13:04

Прошло времени

31 мин 21 сек

Набрано баллов

26/30 (86.7%)

Оценка

8.67 от максимума 10

Баллов: 1

Кто является автором теории социального конфликта:

Выберите один ответ.

a. К.Маркс;

b. В.Ленин.

c. М.Вебер;

d. О. Конт;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Для изучения структуры группы используют преимущественно метод:

Выберите один ответ.

a. фокус- группы.

b. наблюдения;

c. социометрии;

d. анкетирования;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Социальное действие, осуществляемое через сознательную веру в этическую, религиозную значимость поведения, называется:

Выберите один ответ.

a. морально-ориентированным.

b. ценностно-рациональным;

c. ценностно-аффективным;

d. традиционно-ценностным;

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Родоначальником социологии является:

Выберите один ответ.

a. И. Кант;

b. Г. Спенсер.

c. О. Конт;

d. К. Маркс;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Понятие социальное действие в социологию ввел:

Выберите один ответ.

a. Э. Дюркгейм;

b. Т. Парсонс.

c. М. Вебер;

d. Г. Зиммель;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

Выберите один ответ.

a. Э. Дюркгейм;

b. Р. Дарендорф;

c. Д. Белл.

d. М. Вебер;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Российский социолог-основатель плюралистической многофакторной концепции социального развития:

Выберите один ответ.

a. П. Сорокин.

b. Л. Петражицкий;

c. Н. Кондратьев;

d. М.Ковалевский;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Укажите представителей структурно-функционального направления в социологии:

Выберите один ответ.

a. Д. Белл, Р. Арон, Р. Дарендорф;

b. О. Конт, М. Вебер, К. Маркс;

c. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс;

d. Д.Г. Мид, Г. Блумер, А. Шюц.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Социология как наука возникла:

Выберите один ответ.

a. в 30-х годах XIX века.

b. в эпоху Просвещения;

c. в период античности;

d. в эпоху позднего Средневековья;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Кто из социологов изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:

Выберите один ответ.

a. Л. Гумплович;

b. Г. Зиммель.

c. Э. Дюркгейм;

d. М. Вебер;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Генеральная совокупность-это:

Выберите один ответ.

a. социологическая категория, используемая для характеристики различных сторон и условий жизни человека, качественной стороны удовлетворения потребностей;

b. вся совокупность элементов, имеющих общие социальные характеристики, свидетельствующие о принадлежности к единому объекту социологического исследования.

c. совокупность людей, объединенных общими целями и интересами;

d. упорядоченная совокупность должностных лиц, социально значимых индивидов;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

По мнению А. Маслоу, высшей потребностью человека является потребность:

Выберите один ответ.

a. в самореализации, творчестве;

b. в безопасности, стабильности;

c. в благополучии, комфорте;

d. в дружбе, любви.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Взаимодействие между людьми в обществе, по мнению Дж. Г. Мида — это:

Выберите один ответ.

a. взаимодействие на основе общих социальных символов;

b. столкновение интересов и желаний отдельных лиц.

c. обмен жестами и их интерпретация;

d. проблема понимания, либо непонимания действий друг друга;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Кому принадлежит высказывание о том, что конфликт является «отцом всех вещей»?

Выберите один ответ.

a. Л. Козеру.

b. П. Сорокину;

c. К. Марксу;

d. Р. Дарендорфу;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Какое из перечисленных действий может быть отнесено (по М. Веберу) к социальному?

Выберите один ответ.

a. сдача зачета;

b. совершение молитвы;

c. ловля рыбы;

d. чтение газеты.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Что является объектом социологии:

Выберите один ответ.

a. общество;

b. общественное мнение.

c. социальные общности, социальные институты, социальная система, социальный процесс;

d. человек;

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Социальное –это:

Выберите один ответ.

a. совокупность отношений между различными институтами, группами и общностями;

b. процесс производства материальных ценностей;

c. борьба политических партий;

d. процесс производства духовных ценностей.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Назовите две самые общие формы взаимодействия:

Выберите один ответ.

a. социальная зависимость и власть.

b. сотрудничество и консенсус;

c. конфликт и соперничество;

d. сотрудничество и соперничество;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Суть эмпирической социологии состоит:

Выберите один ответ.

a. в изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа.

b. в составлении анкет, их сортировке и последующей обработке;

c. в подготовке выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений;

d. в подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится:

Выберите один ответ.

a. уход от решения конфликта;

b. поиск компромиссных решений.

c. принуждение к заключению соглашения;

d. подавление противника силой;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Кооперация – это:

Выберите один ответ.

a. открытое столкновение индивидов;

b. сотрудничество нескольких индивидов или групп ради решения общей задачи.

c. попытка устранения конкурирующей стороны;

d. борьба индивидов за обладание ценными ресурсами;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Базис в социологии марксизма- это:

Выберите один ответ.

a. материальные объекты и вещи.

b. производительные силы общества;

c. совокупность производительных сил и производственных отношений;

d. производственные отношения;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Основателем «понимающей» социологии является:

Выберите один ответ.

a. Э. Дюркгейм;

b. П. Сорокин.

c. К. Маркс;

d. М. Вебер;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей:

Выберите один ответ.

a. контент-анализ;

b. анализ документов;

c. эксперимент.

d. опрос;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Почему социология как наука стала востребованной только в середине XIX века?

Выберите один ответ.

a. это связано с ростом культурного и образовательного уровня.

b. это связано со значительным прогрессом в науке, технике, культуре;

c. это обусловлено формированием гражданского общества;

d. это обусловлено появлением правового государства;

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

С чего начинается социологическое исследование:

Выберите один ответ.

a. с теории;

b. с гипотезы.

c. с эксперимента;

d. с полевого исследования;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Действие индивида, целенаправленное и ориентированное на поведение других людей:

Выберите один ответ.

a. традиционное;

b. спонтанное;

c. социальное;

d. эффективное.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Наиболее общей основой возникновения взаимодействия считается:

Выберите один ответ.

a. наличие общих интересов у субъектов взаимодействия;

b. принадлежность к одной и той же социальной группе;

c. наличие единых правовых норм.

d. принадлежность к одной языковой группе;

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Науку об обществе О.Конт назвал:

Выберите один ответ.

a. социальной статикой.

b. социальной физикой;

c. социальной философией;

d. социальной историей;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Конфликтология как наука

Конфликтология – это наука, изучающая причины возникновения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением.

Простыми словами конфликтология занимается урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей. Когда проблема обсуждается на ранней стадии её развития, спорная конфликтная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональным и детальным изучением этих вопросов занимаются конфликтологи.

Что изучает конфликтология?

Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования.

Конфликтология как наука тесно взаимосвязана с экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией, с историей, объясняющей причины человеческого поведения, и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Психология конфликтов кратко

Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Конфликтология как наука имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей.

Предмет конфликтологии

Предметом конфликтологии как науки являются сами конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

Объектами изучения конфликтологии становятся социальные конфликты, всё многообразие противоречий, спорные ситуации в сфере психологии.

Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом конфликтологии как науки становится их поведение в обстановке конфликта, всё то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния.

Конфликтология как наука объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первую очередь это такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование, метод математического моделирования.

Кроме заимствованных методов исследования конфликтология использует сугубо собственные методы изучения конфликтов такие как искусственное моделирование конфликтных ситуаций, модульный социотест как метод диагностики взаимоотношений в группе, а также ситуационный метод изучения конфликтов. Тест покажет конфликтная ли вы личность?

Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

Социальная конфликтология исследует внутриличностные конфликты, межличностные противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Как защитить себя в конфликте? Психологическая самозащита

Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутриличностного конфликта.

Кто такие конфликтологи?

Профессия конфликтолог появилась в 60-х годах 20 века. Сегодня уже существуют целые организации, основной деятельностью которых является разрешение конфликтов любой сложности в разных сферах.

Например, медиаторы -профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтологи как специалисты тесно взаимодействуют с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб. Как выйти из конфликта победителем?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что они на профессиональном уровне решают сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию оппонентов.

Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

Становление конфликтологии

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Социальная конфликтология

Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

Социальная конфликтология это отрасль знания, исследующая внутриличностные противоречия, межличностные конфронтации и противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутреннего конфликта. Вопреки тому, что описываемые случаи вызывают интерес психологической науки вследствие наличия связи с глубокими волнениями, переживаниями личности и провоцируют травму психологического характера, они считаются также предметом изучения социальной конфликтологии, которой наиболее характерен интерес к социальной составляющей конфликта. Индивиды, вступающие в конфронтацию, тоже анализируются с социально-типической позиции, другими словами, в качестве носителей конкретных социальных качеств и характеристик, обладателей ролей, представителей отдельных социальных групп.

Социальная конфликтология специализируется на анализе вовлеченных в межличностное противостояние групповых и персональных интересов, потребностей, проявившихся в конфликте ценностных ориентиров и поведенческих мотиваций, исследует различные виды социальной депривации (лишения необходимых индивиду ценностей, духовно-материальных благ). Считается, что социальная депривация, в конечном счете, является глубинной причиной и источником противостояний.

Предметом социальной конфликтологии является конфликт, рассматриваемый как «предельно допустимый случай обострения социального противостояния, выражающийся в многообразии форм противоборства между индивидуумами и различными коллективами, направленного на достижение социально-экономических, духовных, политических интересов и задач, нейтрализацию или ликвидацию реально существующего либо мнимого противника и не позволяющего добиться сопернику реализации собственных интересов».

Зарождение, распространение и затухание социального конфликта обусловлены наличием, характером и уровнем сформированности общественных противоречий. Социум во все времена полон противоречий. Они обнаруживаются в политико-экономической сфере, идеологии, культурно-нравственных ориентирах и духовных нормах. Классическим примером расхождений экономической направленности служит противоречие, возникающее между социальным характером труда и приватной формой присвоения вырабатываемого продукта. В политической жизни примером служит противопоставление интересов в битве за власть. В сфере культуры – противоречие между привычными ценностями, устоями общества и инновационными идеями, новыми нормативными представлениями.

Неоднородность и множественность противоречий вызывает разнообразность социальных противостояний, которые разнятся по спровоцировавшим их причинам, по вовлеченным субъектам, предмету и объекту, характеру зарождения, по способу распространения, механизму разрешения, по степени и остроте течения.

Специфическим моментом социологического разбора конфликта считается его анализ как субъектно-объектного отношения. Поскольку, конфликт, с одной стороны, являет собой субъективное состояние или действие, ведь в нем принимают участие и выступают движущими силами его эскалации социальные субъекты, а именно отдельные лица, коллективы, группы лиц, общности, сословия и целые государства. Но с другой стороны, во всяком противостоянии участвуют и объективные противоречия, которые существуют вне зависимости от желания или воли участников конфронтации, проявляющиеся посредством их чувств, мыслей и поступков. Каждый конфликт разгорается вокруг определенного объекта, например, статуса, собственности, власти, культурных идеалов, духовных ценностей.

Таким образом, социальная конфликтология рассматривает противостояние так, чтобы выяснить, причину развития объективных противоречий до уровня открытого противоборства субъектов взаимодействия в определенных социальных условиях.

Дисциплина конфликтология, как отдельное социологическое направление изучает все разновидности конфронтаций, но прежде всего социальное противостояние, с позиции исследования его субъектно-объектных компонентов в их взаимодействии, обнаруживает причины образования, развития и угасания конфликта, применяет социологические методы анализа природы возникновения конфронтаций как закономерности социального характера.

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Задачи конфликтологии

Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

Основными целями конфликтологии являются:

— изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

— создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

— организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.

Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

Методы конфликтологии

Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

Опрос – это сбор суждений, ответов разных индивидов по изучаемым вопросам при помощи анкетирования или тестирования. Опрашиваться могут участники противостояния, наблюдатели и эксперты.

Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

Связь конфликтологии с другими науками

Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:
— Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию;
— Математики — математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
— Психология — изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;
— Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированныхфилософией.

Методологические_принципы:
-Принцип_развития;
-Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики;
-Принцип_системного_подхода;
-Принцип_конкретно-исторического_подхода;
-Принцип_объективности;
— Принцип всеобщей связи.

Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту.

В экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

5.Методы исследования конфликтов.

Эксперимент.

На уровне межличностного общения эксперимент, как правило, проводят психологи.

Еще более рискованными являются попытки изучения причин и динамики конфликта, но уже с использованием насилия. Исследователь может применить стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), которые ведут к каким-либо результатам. Например, если провести воздействие на группу испытуемых, то можно обнаружить ответное усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные его проявления (крики, стук, угрозы и т.д.).

Любопытно было бы попытаться применить этот метод в российских магазинах в конце 80-х гг. Разумеется, при обеспечении необходимой безопасности для экспериментаторов.

Исследование документов.

В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды письменных документов: официальная документация государственных и общественных организаций, литература; пресса; личные документы (письма, дневники); фонетические (радио, магнитные записи, грампластинки). В последние десятилетия появились и продолжают появляться новые физические носители для хранения документации, например микрофильмы. Универсальным способом хранения и распространения становится представление информации в машиночитаемой форме на магнитных (магнитные ленты, дискеты и т.п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера.

Опросы.

Конфликтологи по интересующим их проблемам часто используют ответы людей. Эти данные можно получить как от стороны, участвующей в конфликте, так и от его очевидцев. Важную вербальную информацию могут дать и специалисты в этой области (эксперты). В частности, для измерения психологии участников конфликта разработано большое количество тестов и опросников.

Наблюдение.

Профессиональными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, врачи, учителя, представители многих других специальностей. Наблюдение обычно производятся в естественных условиях, чем и отличается этот метод от других.

Конфликтолог в зависимости от целей исследования и складывающейся ситуации может наблюдать, являясь либо участником события (включенное наблюдение), либо сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).

Раскрывая связь конфликтологии с другими науками, важно показать не только ее роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и в том каким образом каждая из наук выполняет свою методологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.

Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением поведением, организационным поведением, управлением персона­лом и т.д. Общим у этих направлений выступает объект рас­смотрения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следующих двух аспектах.

Первый аспект заключается в том, что опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принцип всеобщей связи, развития, системного подхода; личностного подхода; социально — деятельностного контекста.

Второй аспект проблемы состоит в творческом исследовании других наук.

Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности, проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.

Специфика конфликтологии за­ключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их перераста­ния в конфликты, изучает пути предупреждения и ме­тоды управления возникшими конфликтами.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге. В 1993 году

Тема 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Основные понятия конфликтологии. План

1. Различные психологические и социологические подходы к анализу конфликтов.

  1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

  2. Субъект и объект конфликта.

  3. Виды, функции, стадии и границы конфликтов.

Проведенные исследования и анализ литератур­ных источников свидетельствуют, что:

• конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько существу­ет общение людей между собой;

• конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия); для снижения отрица­тельных последствий необходимо уметь правиль­но выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния;

• с развитием рыночных отношений и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуа­ции, которая, при неправильном управлении, мо­жет перерасти в серьезный конфликт.

Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей.

Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Карл Юнг(1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях. Эрих Берн(1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 типа по своей психике.

Типы:

ребенок;родитель;взрослый.Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.)

Причины отставания конфликтологии в СССР. В СССР конфликтологии не было, так как исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. Главным был конфликт между большинством народа и партийной элитой (номенклатурой).

В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных наук, в СССР стали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука.

К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию, но пренебрежительное отношение к конфликтологии до сих пор.

После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии, которые широко используются, возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда. Началось преподавание в ВУЗах страны дисциплины «конфликтология», проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации Различия людей во взглядах, несовпадение вос­приятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из уча­стников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Под конфликтом понимается активные взаимно направленные действия каждой из сторон для реализа­ции своих целей, интересов, окрашенные сильными эмо­циональными переживаниями.

Цель конфликта: нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижения одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.

Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействия), которые могут привести или привели к конфликту.

Существует достаточное количество определений понятия «конфликт», начиная от словаря русского язы­ка до теоретических исследований отечественных и за­рубежных специалистов в области конфликтологии.

В «Словаре русского языка» понятие «конфликт» разъясняется как «столкновение противоположных сто­рон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».

В настоящее время сложилось два подхода к по­ниманию конфликта. При одном из них конфликт опре­деляется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широк. При таком подходе конфликты возмож­ны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противопо­ложных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов. Здесь предполагается, что субъектом кон­фликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо группы людей.

Конфликтная ситуация — это необходимое, но не обязательное условие возникновения конфликта. Некоторые конфликты могут возникнуть сразу, без кон­фликтной ситуации. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед предстоящим сокращением, определение кандидатуры на престижное повышение квалификации.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

• значимость ситуации для участников конфликт­ного взаимодействия;

• препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, воспри­ятие одним из участников);

• превышение уровня личной или групповой тер­пимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

Объективные причины конфликтов существуют независимо от воли и желания участников взаимодей­ствия (ограниченность ресурсов, подлежащих распре­делению, различия в целях, методах деятельности, взаимозависимость заданий и т.д.), но они превращают­ся в истинные причины конфликта данных субъектов только при условии, что делают невозможным конкрет­ной личности, группе реализовать свои интересы.

Конфликтные ситуации, существующие в значи­тельном количестве, переходят в конфликт лишь при нарушении баланса интересов участников взаимодейст­вия и при определенных условиях. Конфликтная си­туация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инци­дент.

Инцидент (повод) — это активизация действий одной из сторон, которая ущемляет, пусть да­же неумышленно интересы другой стороны. В качестве инцидента могут выступать и действия третьей сторо­ны. Например, высказывания коллеги, когда у вас со­стоялся сложный разговор с начальством.

Инцидент может возникнуть случайно, независи­мо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции); либо как ре­зультат неграмотного взаимодействия (не учета психо­логических особенностей другой стороны).

Конфликтная ситуация может определяться объ­ективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определен­ных целей в будущем.

В конфликтной ситуации уже проявляются воз­можные участники будущего конфликта — субъекты, а также объект конфликта.

Субъектами конфликта является часть участни­ков конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оп­понентов) конфликта могут выступать отдельные лич­ности (руководители, сотрудники), группы, подразде­ления, организации. Следует подчеркнуть, что субъек­ты должны иметь возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть участников этого взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами.

Важной составляющей любого конфликта являет­ся объект конфликта, т.е. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противо­действие, получение чего одним из участников полно­стью или частично лишает другую сторону возможно­сти добиться своих целей. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая долж­ность.

Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.

Под предметом кон­фликта подразумевается объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, со­вместимости).

Следует отметить, что для возникновения кон­фликтной ситуации не обязательно наличие объекта конфликта, конфликт может начаться и без него. Пло­хое настроение, неприязнь к коллеге по работе, не вос­приятие индивидов друг с другом может послужить при­чинами конфликта без четко выраженного объекта. На первый взгляд кажется, что людям нечего делить, одна­ко это не снижает уровня конфликтного взаимодейст­вия и сложности его урегулирования.

Причины конфликта:

1 уровень – объективные, социальные причины (экономические, материальные, политические, властные, духовные, религиозные). Объективные причины – это перекосы в экономике, недостатки управления, его неэффективность, духовная, религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм. Объективные причины, связаны с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.).

2 уровень – психологические, субъективные причины.

Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое).

Социальные конфликты – результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли , сознания людей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *