Как развивать речь ребенка в 2 года?
Организуем домашние занятия по развитию речи
Многие слышали поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Для наших задач эта мысль подходит как нельзя лучше. Чтобы предупредить любое нарушение речи, мама может очень многое. Систематические занятия дома помогут нам в этом.
Итак, для того, чтобы развить речь своего малыша как можно лучше и подготовить его к школе, заниматься нужно не меньше трёх раз, а лучше – ежедневно по 15-20 мин.
Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, полочку с книжками и рабочими тетрадками, зеркало. Занятия должны нравиться ребёнку – это обязательное условие. Добиться этого не так сложно.
Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывается в распорядок дня и придерживается его каждый раз. В-третьих, чувствуйте настрой малыша. Если игра кажется ему скучной – найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась.
Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно. Такие занятия неэффективны. Ведь, в конце концов, их можно перенести на улицу, на прогулку. Или проводить их не за столом, а сидя на ковре. Творческий подход, понимание и доброе отношение к малышу и его проблемам – вот те качества, которым обязательно нужно научиться любой маме.
Как заниматься развитием речи малыша 2-4 лет
Не секрет, что двух-трёхлетки – самый шустрый и любопытный народ. Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им не нравиться. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддаётся организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь малопонятна для окружающих. Развивается с задержкой. Давайте попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.
Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков:
— расширение словаря и развитие связной речи;
— развитие слухового внимания;
— выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения.
— пальчиковые игры.
Расширение словаря и развитие связной речи
Нет ничего важнее для малыша 2-3 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделяете времени играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе и в школе. Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь.
Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазонтрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.
Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами спрячьтесь за такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.
Игрушки в миске с фасолью – замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик».
Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушаться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».
Обобщение и классификация – прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты – в одну кучку, а овощи – в другую». Или «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».
Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для таких детей существует очень хороший игровой приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д. Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении) малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двухсловные фразы, чем по обычным картинка. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научиться отвечать на вопрос: «Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двухсловная фраза готова!
Развитие слухового внимания
Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажите – 4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому слуху речи, но и овладевает чтением и письмом.
Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.
Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как выиграет на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.
Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения
Развивая речь ребёнка, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения звукопроизношения. Не стоит пытаться ставить самостоятельно. Такую работу должен сделать только специалист – логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение. Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание, чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии, контролируйте время игры.
Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи – не только повторить з вами это упражнение, но и удержать улыбку «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».
Игры с щёчками. «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.
Самомассажик. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.
Дыхательные игры. «Подуй на свечку»: зажгите свечку. Завораживает малыша, не правда? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача малыша – задуть свечу резким, коротким выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы пламя свечи только отклонялось, но не гасло.
Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Может сдуть ватки одновременно – так получится целый снегопад! Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики» — шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.
В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ:
как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием «разговор с самим собой», комментирование действий самого малыша)
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых;
постепенное усложнение речевого общения;
каждодневное использование речевых игр и упражнений.
Какие игры наиболее ЭФФЕКТИВНЫ для РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, жестовые потешки
Всем известные старославянские пестушки «Сорока — белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития РЕЧИ, это еще и ЛЕЧЕБНЫЕ процедуры на базе акупунктуры. Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого «детку”, то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный — за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного — желудка. Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить”, чтобы АКТИВИЗИРОВАТЬ деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Очень нравятся детям жестовые потешки («Ножки-ножки, где вы были?», «Хомка, хомка, хомячок»» и др.)
Кроме того, можно изображать животных, транспорт – как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики
Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом – шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние,
ПОВТОРЮШКИ — чистоговорки. Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный СЛУХ и чувство РИТМА. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.
Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
Ручками – хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Потянулись, улыбнулись!
Утро доброе! Проснулись!!!
Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, «Ры-ры-ры, я несу… (шары)».
Простейшие ДИАЛОГИ
Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:
«Здравствуй! Как тебя зовут?». Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
«Телефон» Можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» — «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.
Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.
Игры на развитие ЭМОЦИЙ. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит СТИМУЛИРОВАНИЕ памяти, речи.
Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»
Развитие ГРОМКОСТИ и ВЫСОТЫ голоса.
С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием «Ура!» или «Гол!» А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки «Баю-бай!» или «А-а-а-а!»
Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. «Посадите» в Теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы «Кто в домике (теремочке) живет?» Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом , а отвечать – «по ролям», например, за медведя — «басом», за мышку — «пищать» и т.д.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать «воздушный поцелуй», облизывать «вкусное варенье» и т.д.
Все эти задания можно найти в АЛЬБОМАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
Альбом по развитию речи для самых маленьких http://www.sova-toys.ru/product/300/view
Большой альбом по развитию речи http://www.sova-toys.ru/product/1298/view
Помните, что общение должно нести положительный эмоциональный отклик у малыша. Только тогда это будет нести пользу! Веселых Вам игр!