Доктор Моррис

Как научить пересказывать?

Пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания

Пересказ текста очень часто используется в школе, ведь это упражнение не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Для начала нужно правильно выбрать тест для пересказа. В первую очередь текст для пересказа должен соответствовать уровню развития ребенка: старайтесь выбирать тесты, легкие для детского восприятия. В таких текстах действия, совершаемые героями, должны быть понятны ребенку, а сами персонажи должны обладать ярко выраженными характерами. Объем текста тоже не должен быть слишком большим.

Также нужно помнить о том, что обучение и воспитание ребенка всегда идут рука об руку. Поэтому тест обязательно должен иметь воспитательную ценность, учить ребенка чему-то полезному и хорошему. Наконец, текст для пересказа должен быть интересным для ребенка: возможно, пересказ текста у него «не идет» именно потому, что предложенные тесты не вызывают интереса.

Начинать осваивать пересказ текста лучше со сказок: они интересны ребенку, достаточно просты, но при этом не примитивны, обладают четкой структурой и размеренным течением событий. Позже можно постепенно переходить к рассказам, увеличивать объем предлагаемых для пересказа текстов.

Готовить ребенка к пересказу текста нужно по определенному плану: если вы прочитаете ребенку текст, а потом сразу попросите его пересказать, вряд ли у него что-то получится. Будем откровенны: даже не у каждого взрослого это выйдет. Поэтому тест нужно будет прочитать несколько раз, а между чтениями — выполнить с ребенком определенные задания.

Прочитав ребенку текст в первый раз, определите вместе с ним, о чем идет речь в тексте. Это еще не должен быть полноценный пересказ текста: просто выделите главную идею и сформулируйте ее в паре предложений. На этом этапе нужно обратить внимание на заголовок текста и вместе с ребенком подумать, почему автор назвал его именно так, а не иначе. Учтите, что текст нужно читать не спеша, внятно и разборчиво.

После этого нужно определить, из каких частей состоит текст. К каждой части нужно придумать вопросы (сделайте это заранее). Затем прочтите ребенку тест еще раз, и пусть он ответит на эти вопросы (возможно, с вашей помощью). После второго прочтения можно составлять план, который облегчит ребенку пересказ текста.

Для этого текст нужно перечитать еще раз, по частям. Каждая часть — это один или несколько абзацев, объединенных общей идеей. Вы можете придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части. Теперь прочтите план вместе с ребенком и попросите его пересказать идею каждого абзаца вслух (с вашей помощью). Потом пусть он сделает то же самое, только про себя.

Пришло время еще для одного чтения текста. Слушая текст, пусть ребенок концентрируется на основных идеях, порядке, в котором они изложены, выделяет самые яркие образы и примеры, которые подкрепляют основную мысль. После этого обсудите с ребенком самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто «не увидит леса за деревьями». Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных. Обязательно на этом этапе уточните значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

Наконец, поинтересуйтесь мнением ребенка: текст наверняка вызвал у него какие-то мысли, эмоции, переживания. Спросите у него, как, по его мнению, автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Пусть ребенок как можно точнее опишет, что ему понравилось в тексте, а что — нет. Наконец, напоследок пусть ребенок ответит на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста:

Кто?

Что делает?

Когда?

Где?

Как?

Почему?

И вот теперь можно браться собственно за пересказ текста. В качестве помощи на первых порах можно использовать сюжетные картинки: готовые или нарисованные самим ребенком в процессе подготовки к пересказу. И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания. Не требуйте от ребенка механически заучивать текст: если он поймет его, он сам расскажет его своими словами.

Уже в первом классе детям дают задание подготовить пересказ. Кажется, что все просто: прочитать рассказ, запомнить его и пересказать. Но технике пересказа школьников не учат, поэтому далеко не всем бывает легко справиться.

Как выучить рассказ быстро

Выучить рассказ ни в коем случае не означает вызубрить его. Ставку следует делать на другое: любопытство, образное восприятие мира, применение игровых технологий там, где это возможно. Есть правила запоминания текста рассказа, которые могут помочь школьникам разного возраста. Изложим их здесь в виде добрых советов ребятам.

Отнесись к рассказу как к новой интересной истории. Представь себя в роли сыщика Колобка или Шерлока Холмса.

Предстоит разобраться в следующих вопросах:

  1. Кто участвует в рассказе, про кого он?
  2. Что он или они делают?
  3. Когда это происходит?
  4. Почему (причины)?
  5. Где случились описываемые в рассказе события?
  6. Как все произошло? Какие события оказались главными?

Прочитай рассказ вслух, так запоминать легче. Постарайся мысленно представить образы героев рассказа, понять смысл и суть их поведения и поступков. Они тебе нравятся? Чем? Если нет, то почему? Какие детали рассказа показались самыми интересными? Ты понимаешь значение всех слов? Если нет, загляни в словарь и разберись, что они означают.

Как подготовить пересказ

  1. Детективу предстоит составить отчет. Кратко запиши ответы на поставленные перед чтением рассказа вопросы, просматривая его текст.
  2. Отдохни, посмотри в окно, сделай упражнения для глаз: поморгай, зажмурься, поводи ими по кругу, посмотри вверх и вниз.
  3. Прочитай рассказ еще раз.
  4. Перескажи его своими словами, пользуясь написанным «отчетом».
  5. Еще раз перескажи рассказ, уже не заглядывая в записи.
  6. Проверь себя и просмотри «отчет» — ничего не пропустил? Если забыл что-то важное, перескажи еще раз.
  7. Очень хорошо доложить результаты проведенного «расследования» — пересказать текст слушателям — бабушке, маме, брату или сестре.

Перед уроком можно просмотреть свой план пересказа и быстро просмотреть текст рассказа, чтобы вспомнить его.

Самые распространенные ошибки

При пересказе следи за тем, чтобы:

  • Не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности;
  • Не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия;
  • Не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;
  • Правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.

КАК РАБОТАТЬ С НОВЫМ ТЕКСТОМ

При изучении иностранных языков очень важно научиться работать с новыми текстами.

Во-первых, выбирайте только те тексты, тема которых вас интересует.

Если вы выберете неинтересный для себя текст, вам труднее будет заставить свой мозг включиться в работу над ним.

Во-вторых, желательно, чтобы к этому тексту была аудиозапись.

Любое аудирование поможет вам правильно произносить звуки и слова иностранного языка, привыкнуть к его неповторимой мелодике.

В-третьих, я вам советую сначала прослушать весь текст, чтобы составить впечатление о его главной мысли.

Если вам трудно будет уловить его главную мысль со слуха в первый раз, второй раз слушайте текст и пробегайте глазами по его строчкам.

Затем нужно будет просмотреть и прослушать текст по абзацам.

Делайте остановки после каждого абзаца и старайтесь понять, о чем говорится в этом абзаце, какие слова и выражения в нем используются.

Самые интересные выражения, которые, как вам кажется, вы сможете использовать в своих рассказах на этом языке, неплохо бы выписать.

Но выписывать надо именно выражения, а не просто отдельные слова. В таком случае к вам скорее придет чувство языка, которое будет помогать вам с меньшими ошибками составлять собственные фразы.

Но главное, если вы начинающий, вам не следует брать текст, который под силу только на среднем или продвинутом уровне.

Иначе обилие новых слов и сложных грамматических конструкций не только не даст вам понять смысл выбранного вами текста, но, к сожалению, может вообще отбить вашу охоту к изучению нового языка.

В тексте должно быть не более 15-20% новых слов.

Не пытайтесь сразу смотреть по словарю значение всех этих слов. О значении половины из них вы сможете догадаться, исходя из контекста. Что касается второй половины, то смотрите по словарю только те слова, без которых вы не можете удовлетворительно понять фразу. Слова менее важные для смысла оставьте на потом.

После работы над словами и выражениями следует вновь прослушать текст, не смотря на него.

Возможно, такое прослушивание вам нужно будет повторить несколько раз, чтобы понимать его лучше.

В конце концов, чтобы проверить себя, постарайтесь пересказать этот текст, желательно вслух.

Здесь не так важны детали, но важно, чтобы вы сумели передать главные мысли, изложенные в тексте.

При пересказе может выясниться, что некоторые слова вы еще не усвоили.

Постарайтесь заменить их другими, известными вам словами. Если это не получается, посмотрите еще раз на текст и подчеркните или выпишите те слова, которые вам никак не запомнить, но которые важны для пересказа. Менее важные слова в этом случае стоит опустить и не заострять на них внимания. Придет время – и вы еще вернетесь к ним.

К сожалению, многие студенты при изучении иностранных языков неоправданно спешат.

Кое-как прочитав один текст, они торопятся начать другой, потом еще и еще. В этом мало толку, потому что они не успевают закрепить в памяти новые слова и выражения, не стараются потренировать свои знания в пересказе.

И в этом случае их ждет разочарование при первой же встрече с носителем языка.

Слова, которые не усвоены, вы не сможете использовать в вашем разговоре. Несколько таких неудач – и вы снова окажетесь в начале пути, вам снова будет казаться, что этот язык изучить невозможно.

С другой стороны, если вы без спешки, но последовательно будете работать над каждым новым текстом, вы постепенно сможете овладеть любым, самым сложным языком.

Например, будущая русская императрица Екатерина Вторая приехала в Россию в 16 лет, не зная ни одного слова по-русски.

А через 10 лет она уже писала сказки для русских детей и издавала один из первых русских журналов.

Спасибо за внимание и желаю вам больших успехов в изучении русского языка.

Нельзя просто взять и сказать ученику «Ну, давай, Вася, перескажи мне этот текстик».

Пересказ текста на английском – это отдельный навык. Только оооочень продвинутые шаманы 80-го уровня могут сходу и качественно пересказать текст. Особенно после одного-двух прочтений. Особенно близко к тексту, с красивой продвинутой лексикой и грамматикой.

По опыту – ученики даже на высоких уровнях часто испытывают с этим трудности. И это нормально. Но можно и даже нужно помочь ученикам и подготовить их к пересказу.

В этом посте я покажу два способа пересказывать тексты на английском – пересказ по ключевой лексике и пересказ по вопросам.

Как пересказывать тексты на английском

Пересказ текста по ключевым словосочетаниям

Первый способ помочь ученикам с пересказом – это ключевые слова и словосочетания. Покажу для примера, как мы работаем с текстом про мистера Требуса (Unit 3 Full house, учебник Outcomes Upper-intermediate 2 Edition):

Из каждого предложения я выбираю ключевые словосочетания, чанки и иногда отдельные слова.

С содержанием текста ученики уже знакомы, поэтому смело просим их как-то связать эти словосочетания. Соответственно, лучше, если словосочетаний будет два, три и больше – чтобы было что связывать))

Итак, ученики в парах прикидывают, какая связь между предложенными словосочетаниями, и пробуют собрать все это богатство в законченное предложение. Потом смотрят в текст, проверяют себя. И так – предложение за предложением — весь текст.

Можно прогнать историю таким образом пару раз, особенно если ваша цель – пересказ, близкий к тексту. А если у вас не письменный текст, а аудио, можно предложить ученикам проговорить историю одновременно с аудио, пользуясь все теми же ключевыми словосочетаниями.

Пересказ текста по вопросам

Пересказывать тексты на английском можно и по вопросам. Здесь мы выбираем ключевые идеи – то, что мы хотим на выходе услышать от учеников, — и составляем к ним вопросы. Вопросы помогают вспомнить текст/лексику и задают повествованию нужное направлении.

Например, история туриста (Unit 3 Finding fault, учебник Outcomes Upper-intermediate 2 Edition):

Сначала мы выполнили задание к аудированию в учебнике, а уже дальше пошли вразнос.

Мы отдельно проговорили ответы на каждый вопрос:

…и теперь готовы к пересказу.

Дальше мы держим все вопросы перед глазами:

…и просто отвечаем на них один за другим максимально близко к тексту / аудио. Сами вопросы при этом зачитывать вслух не надо. То есть ученики читают вопросы про себя, а отвечают на них вслух. Получается вполне себе связное повествование очень близко к тексту.

Где надо, мы добавляем связки и дополнительную информацию, чтобы в повествовании не было смысловых дыр. Я уже совсем мельчить с вопросами не стала, хотя с помощью большего количества вопросов можно было бы избежать этих пустот.

Перед тем как кидать учеников в омут, можно подготовить их к этому. То есть перед тем как просить их ответить на вопросы, можно немного проработать словосочетания и chunks, которые понадобятся для пересказа.

Здесь мы нашли словосочетания «прилагательные + существительные» и выяснили, в каком контексте они прозвучали в истории:

Здесь же мы разобрали словосочетания и чанки с глаголами:

Видите, да, что так, под шумок, мы уже готовим учеников к пересказу? Эта же лексика появится чуть позже, когда мы будем пересказывать историю.

Можно, конечно, этим и не заморачиваться, особенно если нет цели приготовить пересказ близко к тексту. Но у меня обычно есть такая цель, ибо как еще научиться красивым продвинутым формулировкам?

А в качестве бонуса – еще два способа помочь ученикам пересказывать тексты на английском:

  • по картинкам
  • по кратким заметкам

Какими способами пересказывать тексты пользуетесь вы? Поделитесь?)

Дарья Масловская

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столькопересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный,близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!». Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: Как научить детей задавать вопросы.

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

  • Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

  • Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

  • Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

  • Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой».
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите «благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *