Доктор Моррис

К потребностям человека

Социальные потребности

Социальные потребности — особый вид потребностей человека — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей — естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям, направляемым на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к производственной деятельности.

Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности — выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К социальным потребностям относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и не производственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие «роды» потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющими собой социальные институты.

Теории человеческих потребностей А. Маслоу и Ф. Херцберга. Теория трудовой мотивации американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека, А. Маслоу разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т. п.).

Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных:

— во-первых, физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.;

— во-вторых, экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. п.;

— в-третьих, социальные потребности — в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

— в-четвертых, престижные потребности — в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, статусе, престиже, при знании и высокой оценке;

— в-пятых, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество.

Маслоу Абрахам Харольд — профессор пси хологии в Бруклинском колледже и Массачу сетском университете. Совмещал академическую деятельность с предпринимательской, основав собственное предприятие Maslow Cooperage Cor poration. В возрасте 18 лет А. Маслоу поступил в Нью-Йоркский ситиколледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Систематические занятия психологией А. Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет.

Затем он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Создал так называемую иерархию потребностей, назначение которой первоначально состояло в объяснении человеческого поведения и которая была быстро взята на вооружение менеджерами, поскольку позволяла понять особенности мотивации работников. А. Маслоу стал одним из первых деятелей менеджмента, которые использовали гуманистический подход к персоналу взамен административного. Учитывая, что именно персонал становится ключевым ресурсом преуспевающих компаний, модель Маслоу в качестве концепции менеджмента становится все более ак туальной.

Достоинство теории А. Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, А. Маслоу предположил, что физиологические, сексуальные потребности и экзистенциональные — врожденные, а остальные — социально приобретенные.

Дальнейшее развитие концепции А. Маслоу привело к выводу, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют на поведение людей.

Первая группа — гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, а благоприятствуют комфортным условиям труда и быта, налаженной организации труда и режима работы, обеспечению работников различными льготами и жильем. Факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками, и в итоге — следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности.

Вторая группа факторов — мотивы — удовлетворяют, с точки зрения Фредерика Херцберга (р. 1923), внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает Ф. Херцберг, удовлетворенность — есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда.

Херцберг Фредерик — американский психолог, профессор менеджмента, создал собствен ную теорию мотивации, специалист в области клинической психологии, профессор менеджмента в университете штата Юта. Труды Херцберга посвящены в основном особенностям личности работающего человека, но пользуются популярностью у теоретиков и практиков менеджмента, поскольку расширяют знания менеджмента о персонале и позволяют оптимизировать труд работников. Херцберг создал собственную теорию мотивации, которую можно условно разделить на две части — гигиена и мотивация.

Под гигиеной Херцберг подразумевает политику и методы управления в компании, условия работы, жалованье, степень защищенности; все эти факторы не служат мотивами для повышения производительности, но создают моральное удовлетворение. Вторая часть теории мотивации касается собственно работы, выполняя которую, работник достигает определенных результатов, получает признание окружающих, продвигается по служебной лестнице, повышает свой статус, имеет возможность заниматься любимым делом. Менеджеры должны использовать одновременно оба фактора — фактор гигиены и фактор мотивации, создавая такие условия труда, чтобы работник не испытывал неудовлетворенности.

Если работник сможет добиться результатов, получить признание, найти интерес, продвигаться по служебной лестнице, то он будет работать с максимальной отдачей. Правда, у Херцберга есть еще одна теория, которая называется KITA (a kick in the ass — пинок под зад). Эта теория гласит: самый простой способ заставить человека трудиться — давать ему KITA, потому что улучшение гигиены (повышение жалованья, условий труда, предоставление дополнительных льгот — пенсий, оплаченных отпусков и др.) не дает длительного эффекта мотивации. Мотивация зависит от эффективности использования работников, а не от того, как с ними обращаются.

Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер). Социология труда (в развитых государствах Запада чаще она именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа ставит социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственно го поведения работников.

Первый подход — научный менеджмент, базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора (1856-1915). Согласно теории эффективность труда человека увеличивается благодаря сведению производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже пожилых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — вся эта научная организация производства широко и успешно используется в промышленности и по сей день.

Тейлор Фредерик Уинслоу — выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной органи зации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. С 1890 по 1893 г. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.

Тейлор умер 21 марта 1915 г. в Филадельфии от воспаления легких. На его надгроб номкамне надпись: «Отец научного менеджмента». С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Он является создателем производственного планирования как дисциплины. Тейлор исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени. На основе анализа тысяч экспериментов были сформулированы рекомендации по организации промышленного производства и по обучению кадров. Ф. Тей лор выдвинул идею узкой специализации, выделил планирование как важнейший элемент организации производства и считал, что производственным планированием должны заниматься профессиональные менеджеры.

Основной труд — «Принципы научного менеджмента», 1911.

Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20-30х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо (1880-1949) знаменитые Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организацию труда, за работную плату, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора.

В концепции «человеческих отношений» Элтон Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение индивида работой. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда.

Мэйо Элтон — американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении, профессор индустриальной социологии в Гарвардском университете, затем профессор промышленных исследований Высшей школы бизнеса и администрации. Получил философское медицинское образование в Великобритании, затем финансовое — в США. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Филадельфийским и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений».

Один из основоположников школы человеческих отношений. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и не формальной организации в регуляции человеческого поведения.

Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.

Хоторнские эксперименты — рабочая группа под руководством Э. Мэйо на Хоторнских заводах под Чикаго в 1927-1932 гг. проводила эксперименты по изучению воздействия различных технических и социальных факторов на производительность труда; изначально цель исследования заключалась в выявлении связи между уровнем освещенности рабочего места и уровнем производительности.

Хоторн Воркс — завод компании «Вестерн Электрик Компани» в Чикаго, на этих заводах собирали телефонное оборудование; количество рабочих составляло 25 тыс. человек; в 1983 г. компания была закрыта.

Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижением конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дотирование материальных и моральных стимулов.

Материальные и духовные потребности

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К материально-биологическим отно­сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага­зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на­строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо­вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко­торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».

Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

Научное познание направлено на раскрытие объек­тивных законов природы и общества, объяснение и пред­сказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,

В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчле­нение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изу­чения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.

Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мыш­ления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логичес­кой, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую ста­дию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».

Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представи­тель некоторого класса предметов, что позволяет перено­сить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.

«Другим видом анализа является анализ об­щих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.

Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объ­единение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дис­циплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.

Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.

Абстрагирование — особый прием мышления, за­ключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновре­менном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо от­дельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.

Абстрагирование предполагает замещение свойств, ка­честв и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.

Обобщение — приема мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.

Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, живот­ные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.

Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвес­тно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, на­против, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятель­ности определяются как «индукция» и «дедукция».

Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхи­щением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на ос­нове фактов и их анализа выявляются общие, повторя­ющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

На их основе строится умозаключение, опирающе­еся на суждения о единичных фактах и явлениях. Сужде­ние — это вывод, в котором какой-то признак приписыва­ется всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спир­тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.

Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятност­ный характер, а потому говорить об истинности индук­тивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надеж­ными приемами и принципами.

Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индук­тивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, от­правляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.

Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Суще­ствует целый класс наук, которые принято называть де­дуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним от­носятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.

Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового вре­мени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедук­ция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, чело­веческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опо­средованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в за­щиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».

Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический под­ход, рассматривающий значение обоих приемов познава­тельно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодо­полнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед созда­ются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом… Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после уста­новления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».

Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обес­печивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую опреде­ленность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определен­ную художественную концепцию, обладающую эстети­ческой ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:

— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейс­твительности;

— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

— пейзаж — изображение естественной или преобра­зованной человеком природы;

— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

— анималистический жанр — изображение животных;

— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Ре­льефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррель­ефы. Барельефом называют низкий рельеф, который воз­вышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, кото­рый возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Декоративно-прикладное искусство — вид изобрази­тельного искусства, непосредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусст­ву относят произведения, выполняемые из самых различ­ных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

Литература — вид искусства, отражающий дей­ствительность в словесно-письменных образах. Пер­вые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

Музыка — вид искусства, отражающий действи­тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры­вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти­пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни­ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст­ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не­сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще­ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружаю­щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус­каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще­ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот­ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур­ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи­мым условием подготовки к труду и общению. Потреб­ность в образовании по существу является конкретиза­цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров­невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы­ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос­ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо­вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич­ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа­лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело­века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус­воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива­ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз­работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви­дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват­ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре­деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен­ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци­альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес­сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви­тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб­ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве­дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду­ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис­торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по­требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе­ние духовных потребностей становится возможным благо­даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

6. Витальные, социальные, идеальные потребности человека

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология — область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения» по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста» (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

  1. Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

  2. Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ) — бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

  3. Транскраниальная магнитная стимуляция мозга, позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

  4. Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

  5. Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

  6. Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

  7. Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

  8. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

  9. Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

  10. Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией, обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *