Доктор Моррис

Игровая терапия для детей

Содержание

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».

«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).

«И до свидания!» (ладошки расходятся).

«Серёжин пальчик – мамин пальчик».

«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).

«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).

Существует и более сложный вариант:

«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

  1. «Как зевает лев?». Малыш растягивает рот в улыбке и на счёт «раз-два-три-четыре-пять» широко его открывает, а затем медленно закрывает. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
  2. «Улыбка». Малыш широко улыбается, показывая все свои зубки, удерживая такое положение до 10 – 15 секунд.
  3. «Трубочка». Ребёнку вытягивает губы в трубочку, как будто пытается произнести звук «у», и удерживает это положение в течение 10 – 15 секунд.
  4. «Вверх-вниз». Малыш растягивает рот в улыбке, широко его открывая. Нужно поочерёдно дотрагиваться языком то до верхней, то до нижней губы. Упражнение повторяется 4 – 5 раз. После этого нужно подвигать языком вверх-вниз за зубами, следя при этом за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
  5. «Любопытный язычок». Улыбаясь, малыш высовывает язычок вперёд и двигает им из уголка в уголок рта.
  6. «Весёлый маляр». Ребёнок растягивает рот в улыбке, широко открыв его, и выполняет движения по нёбу от зубов к горлу с помощью кончика языка, изображая движения кисти маляра. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
  7. «Сытый кот». Слегка приоткрыв рот, малыш улыбается и облизывает язычком из угла в угол сначала верхнюю губу, а затем и нижнюю. Упражнение повторяется по 4 – 5 раз в обе стороны.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Игротерапия для взрослых.

ИГРОТЕРАПИЯ для ВЗРОСЛЫХ.

Иногда для того, чтобы избавиться от какого-нибудь недуга, есть смысл заменить таблетки и компрессы на ИГРУ! Что и как можно вылечить, игра?

Психологи выяснили, что занятия с песком являются прекрасным лечебным средством для борьбы с целым списком разнообразных недугов: с тревожностью, агрессивностью, с кардионеврозами, расстройством сна, тяжелыми депрессиями, с нарушением мелкой моторики, появившемся в результате травм.

Известно, что коррекция детской агрессии успешна и эффективна при помощи игры в плюшевых мишек, заек, собачек. Играя в ролевые игры с мягкими игрушками ребенок приходит к мысли, что все они – мягкие, ранимые, и относиться к ним нужно соответственно: с нежностью и заботой.
Практически такая же методика применяется для устранения агрессии у взрослых. Только вместо плюшевых игрушек используются куклы, символизирующие членов семьи, сослуживцев, соседей и т. д.

Игра – это перенос реальных проблем на отдельную, смоделированную ситуацию. Она ценна тем, что изначально ни к чему не обязывает человека, потому что игра – это всего лишь игра. Такая условность снимает ряд ограничений, действующих в реальной жизни, и именно в этот момент в играющем человеке запускаются процессы самовосстановления.

Очень эффективна и с удовольствием находит отклик у взрослых игро-терапия основанная на карточных играх типа «Крокодил», «Имаджинариум», «Activiti», «Alias». При условии, что психолог смог вначале встречи раскрепостить участников, проходит активно и весело, помогает взрослым преодолеть внутренние барьеры и включиться в игру. Здесь уже запускается и творческое мышление, и фантазия, и умение визуализировать.

Поэтому игротерапия целительна для всех возрастов, главное — не бояться играть, и отдаваться игре со всей страстью.

Психологи утверждают, что в период стресса заниматься игротерапией просто необходимо. Себя нужно разгружать — и тело, и голову.

Эффект игротерапии определяется тем, что играющий получает новый опыт межличностных отношений. Отношения свободы и сотрудничества формируются взамен отношений принуждения и агрессии и приводят к психотерапевтическому эффекту, создавая положительный фон настроения и помогая найти ресурс.

Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens – «человека страдающего». Развивая метод игровой терапии взрослых, названный нами «терапевтическая трансформационная игра», мы рассматриваем пациента как homo ludens – «человека играющего».

Игрофикация психотерапии соответствует запросу времени и является следствием всеобщей игрофикации культуры. Большинство авторитетных психотерапевтических школ используют теорию и практику игры со взрослыми: гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, психосинтез, символдрама, драматерапия, юнгианская игра в песочнице (sand play), сказкотерапия и другие виды терапии c элементами игровой деятельности.

С начала ХХ в. практическая психология отражала важнейшие парадигмальные сдвиги в социокультурной реальности. Прошедший век можно назвать уникальным периодом в истории практической психологии, результатом которого стало формирование новых моделей взаимодействий между психотерапевтом и пациентом, ориентированных на психологическую реализацию свободы личности. Пациент из пассивного объекта лечебного воздействия постепенно стал восприниматься как свободная личность, способная к самоопределению.

Психологическую свободу личности отстаивали основоположники европейской психотерапии З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер, представители гуманистического и экзистенциального направлений: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Э. Фромм, В. Франкл, Перлз и др. Значительный вклад в психологическое понимание свободы сделали отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Кузьмина В.А. Петровский и др.

Наиболее проработанной в методологическом плане является концепция свободы советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Под свободой человека С.Л. Рубинштейн понимает возможность «…самому определять линию своего поведения, отвергнув все решения, несовместимые с ней». Свободный человек понимается Рубинштейном как самостоятельный, сознательный, ответственный, развивающийся субъект. Субъект творчески и активно взаимодействует с миром – оказывая воздействие на внешний мир: изменяет и окружающую действительность, и трансформирует себя.

Исследование С.Л. Рубинштейном феномена игры явилось первой попыткой создать отечественную теорию игры. Он указывал на то, что специфический смысл игры связан с мысленным преобразованием реальной ситуации в воображаемую, со способностью перейти в воображаемый план и в нем строить действие.

Являясь добровольной, свободной деятельностью, игра приобретает самостоятельное онтологическое значение как форма выражения субъектности и подлинности в противовес необходимости и принуждению. Несмотря на строгую заданность правил, процесс игры предоставляет участникам возможность свободы его индивидуальных действий в определенных границах игрового хронотопа.

Играя, человек приобретает опыт онтологической свободы. Приобретя опыт свободы в условном мире игры, человек готов перенести этот опыт в свою жизнь.

Метод организации психотерапевтического процесса с использованием настольных игр получил название терапевтическая трансформационная игра или «тэта-игра». Тэта – первая буква в греческом слове «терапия» и акроним, составленный из слов: Терапия — от греч. лечение, оздоровление. Трансформация — от позднелат. transformatio — превращение. Тэта-игры применяются в целях коррекции психических состояний при неврозах, экзистенциальных кризисах; как средство совладания с трудной жизненной ситуацией, для социальной адаптации и интеграции; при реабилитации после травм и заболеваний, ограничивающих возможности человека; для облегчения течения болезни.

Терапевтические трансформационные игры могут применяться в пролонгированной терапии взрослых; тэта-игры ориентированы на терапевтический эффект и практическую результативность процесса; ведение тэта-игры требует наличия специальных знаний и опыта профессионального взаимодействия с клиентом или терапевтической группой. С учетом указанных характеристик, тэта-игра может быть основана на терапевтической методике, выявляющей причины невротического расстройства и алгоритм исцеления. Выбор методических решений при создании тэта-игры определяется поставленной автором игры целью (совладающее поведение, купирование фобий и т. д.) и теми методами, посредством которых эта цель достигается.
Терапия предполагает наличие исходной проблемы, требующей решения: симптомов психических и поведенческих расстройств, трудной жизненной ситуации, внутриличностного конфликта и др. стартовых условий, необходимых для начала терапевтического процесса.

Тэта-игра, центрированная на взрослом, занимает промежуточное положение между коучинговой, тренинговой и психокорригирующей группами. Игроки рассматриваются как клиенты, пожелавшие приобрести определенные знания, умения и навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь.
Клиенты игровой группы формируют и осваивают новые жизненные умения: планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, целеполагание, принятие решений, коммуникативные умения, управление эмоциями.

В основу метода тэта-игра положена центральная идея субъектно-деятельностного подхода — признание человека субъектом многообразных форм произвольной активности, его способность к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию в трудных жизненных ситуациях. Согласно общепринятому определению трудная жизненная ситуация соотносится с такой ситуацией, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений нарушается адаптация человека к жизни, и он не может в результате этого удовлетворить свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, которые выработались у него в предыдущие периоды жизни.

Клиент, обратившийся к игровому психотерапевту, принимает решение о возможности благополучного изменения трудной ситуации, формулирует проблему, и определяет цели и способы решения жизненных задач, т.е. задает вектор развития личности от Я-наличного к «Я-исцеленному», «Я-возможному» (т.е. проспективная идентичность). Терапевтическая трансформационная игра становиться инструментом трансформации человека из состояния «какой он есть» в состояние «каким он хочет быть».

Наиболее эффективным путем трансформации личности, на наш взгляд, является разрешение жизненных проблем. В проблемной ситуации субъект способен выйти за пределы заданных ограничений, творчески преобразовывая ситуацию, изменяя и трансформируя себя и свои отношения с миром. Этому способствуют три базовых компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение.

Когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, принято называть совладающим поведением. Если раньше в психологии совладающее поведение изучалось в контексте экстремальных жизненных условий, то современные психологи рассматривают совладание как форму поведения, направленного на приспособление к достаточно обычным жизненным обстоятельствам, связанным с проблемной ситуацией. При таком рассмотрении способность к совладанию может выступать как один из критериев субъектности. С.Л.Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и трансформируется.

В процессе игры происходит преодоление ограничений наличной идентичности и конструирование проспективной идентичности по общей схеме достижения целей и решения проблем: чтобы достигнуть изменений, необходимо сфокусироваться на разрыве между знанием об актуальном состоянии и идеей желаемого результата.

Анализируя психологический механизм детерминации мышления в книге «О мышлении и путях его исследования», С.Л Рубинштейн пишет, что «исходным в мышлении является синтетический акт — соотнесение условий и требований задачи. Анализ совершается в рамках этого соотнесения и посредством него… Исходная детерминация процесса соотнесением условий и требований задачи, выступая по ходу процесса каждый раз в новых формах, сохраняется на протяжении всего процесса» . Воображение, как и мышление, актуализируется в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения. В психологии воображение понимается как способность к конструированию новых образов и овладения человеком сферой возможного будущего, работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. В связи с этим, воображение придает деятельности целеполагающий и проектный характер.

Цель деятельности всегда связана с осознанием, с попытками осмысления и разыгрыванием в воображении возможных вариантов действий для ее достижения. Играя, человек может освоить новые модели поведения, смоделировать ситуации выбора и осознать последствия сделанного выбора, таким образом прокладывая возможностям путь в свою жизнь; приобрести навыки поведения, не подвергаясь непосредственному риску и не боясь порицания.

Участие психотерапевта в игре способствует подкреплению и переносу игрового опыта в жизненное пространство личности. Трансформационная игра создает специальную психологическую среду, в которой психолог – игропрактик целенаправленно поддерживает присущий каждому человеку уникальный процесс творческого самоопределения, обеспечивая переход игрока-клиента из состояния виртуальной субъектности в состояние реальной субъектности. Важно учесть, что субъектогенез предполагает осознанное преобразование человеком своего личного опыта и выработку ответственного отношения к своим деяниям. Иными словами, то, что позже становится личным опытом человека, первоначально активируется в процессе совместной игры в рамках «Зоны трансформации».

Развитие человека осуществляется тогда, когда желаемый результат деятельности не дан изначально, а только задан, т.е. существует в идеальной, воображаемой форме. Устранение разрыва между желаемым и действительным – это привычная стратегия человеческого развития. Воображение взрослого человека всегда остается активным, предсказывая будущее и исследуя последствия поведения еще до того, как будут совершены реальные действия. Воображение способствует обнаружению лучшего способа поведения в конкретной жизненной ситуации.
Цель деятельности всегда связана с осознанием, с попытками осмысления и разыгрыванием в воображении возможных вариантов действий для ее достижения. Играя, человек может освоить новые модели поведения, смоделировать ситуации выбора и осознать последствия сделанного выбора, таким образом прокладывая возможностям путь в свою жизнь; приобрести навыки поведения, не подвергаясь непосредственному риску и не боясь порицания.

Для организации содействия осознанному и ответственному преобразованию человеком своего личного опыта психолог должен обеспечить условия для того, чтобы участник тэта-игры смог осознать то, как именно им был достигнут данный конкретный результат, а также осознать свои новые возможности. Это-то и превращает игру в инструмент овладения ситуацией.

В тэта-играх используются два основных приема: «разыгрывание» ситуаций будущего и «переигрывание» ситуаций, имевших место в прошлом. Для психотерапевтического воздействия необходимы как когнитивное научение, так и эмоциональный опыт. Этому способствуют три базовых компонента тэта-игры: группа, юмор и воображение

Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Человеческая личность развивается внутри социальных систем, группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего и становится благоприятной средой для «саморождения».

Формат групповой игры дает почувствовать дружескую поддержку. Тэта-игра помогает клиентам усвоить, что можно безбоязненно выражать свои чувства в присутствии других людей, не опасаясь при этом осуждения или отвержения со стороны окружающих. Будучи средой спонтанного и безопасного поведения, игра предоставляет клиенту возможность выражать переполняющие его чувства. Здесь особенно важна реакция других участников группы. Игрок, группа и терапевт включены в процессы диалога и сотворчества. Благодаря совместным усилиям ведущего и игроков достигается корригирующий эмоциональный опыт.

Юмор уменьшает межличностную напряженность и укрепляет связи между людьми. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на проблемную ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить альянс между психотерапевтом и клиентом. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Ганс Селье, исследователь стресса, аксиоматически утверждает: «Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли».

Индикатором психологической готовности клиента к «трансформации» служит обращение к игровому психотерапевту. Терапевтический процесс начинается с постановки проспективной цели. Формулировка целей позволяет клиенту решить, над какой конкретной проблемой ему хотелось бы поработать. Постановка цели зависит от самого игрока как субъекта, способного ставить собственные цели и определять направление игры.

В основе нашего терапевтического подхода лежит принцип направленности в понимании С.Л. Рубинштейна. Личность в концепции субъекта С.Л. Рубинштейна рассматривается в триединстве «хочу», «могу» и «я сам». Особое методологическое значение С.Л. Рубинштейн придавал психологическому содержанию и интегральному характеру направленности в составе личности. Понятие «направленность» в его трактовке может быть сопоставлено с понятиями западной психологии «индивидуация» и «самоактуализация». Направленность выражает ту степень самоинтеграции, которую достигла личность, сумев придать единство своим потребностям, желаниям, мотивам, установкам и ценностям.
Процесс тэта-игры направлен на достижение цели как целостности. Понятия «цель» и «целостность» имеют один этимологический корень, указывающий на их семантическую общность. Целостность — это процесс, действие, имеющее определенную цель. Слово «целый», по определению П. Флоренского, сокоренно слову «целить», «исцелять», «целебный», т.е. делать вновь целым из нецелого. Неполнота и незавершенность предполагает активное человеческое усилие, направленное на преодоление этой незавершенности.

Тэта-игра позволяет игрокам быть участниками собственного процесса преобразования, трансформации себя-незавершенного и несовершенного в человека целостного, готового к новым изменениям и трансформациям, способного на новый выход за пределы себя нынешнего к тому, чем он, возможно, станет. Важным условием игрового психотерапевтического процесса является создание атмосферы свободы и дозволенности, способствующей личностному росту и позволяющей взрослому в полной мере реализовать свой потенциал Внутреннего Ребенка. Ибо в ребенке изначально заложено стремление к росту и созреванию, поскольку человек всегда находится в процессе развития, а с другой стороны — вера в способность взрослого к конструктивной самонаправленности.

Тэта-игры развивают свободу мышления, действия и познания, в тэта-играх снимаются ограничения и запреты, реализуется способность к самоопределению, самоуправлению, выстраиваются векторы личностного развития и благополучия.

Доступность современных игровых технологий, создающих возможности для игрофикации всех сфер жизни, готовит человечеству будущее, которое можно назвать Эоном Играющего Ребенка. Грядущий Эон сделает возможным синтез разных психотерапевтических направлений через принятие парадигмы игрофикации, оставляя психологическим школам их концептуальный суверенитет.

Сегодня актуальной становится необходимость исследования практической полезности применения игровых технологий в психотерапии. Очевидно, что направление игровой психотерапии взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными направлениями психологической помощи.

Виктор Франкл писал: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия».

В наши дни, когда интерес к игре достигает исторического пика, мы начинаем осознавать, что потребность играть заложена в нас генетически, как потребность в любви, в общении, в стремлении к успеху. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе быть «человеком играющим» независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.

Илья Греков, Ph.D
2015

Литература
Греков И.В. Психологическая игра «Мастер двух миров» как психотерапевтическая методика. // Психологические и психоаналитические исследования. М.: МИП, 2014. — с.332-341.
Греков И.В. Образ Я как интеграл архетипических субличностей. Дисс.PhD психологии. М., 2016.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание/ Мир и человек. СПб.: Питер, 2003
Франкл В. Человек в поисках смысла . М.: Прогресс, 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *