Глубокая умственная отсталость
Что такое умственная отсталость?
Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.
Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.
Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.
Согласно Международной классификации болезней выделяют следующие виды умственной отсталости:
- Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
- Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
- Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
- Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.
Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.
Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.
Родителям следует обратить внимание:
- насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
- когда он научился сидеть самостоятельно;
- как ребенок ползает;
- как произносит первые звуки, лепечет.
Внимание! Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.
Признаки умственной отсталости у детей до 1 года
Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и так далее
Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года:
- Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и другие).
- Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций.
- Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
- Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
- Судорожные припадки.
- Отсутствие попыток ползать и садиться.
- Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
- Явления самоповреждения.
К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста, несформировавшейся речи и ограничения других коммуникативных возможностей.
Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:
- Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
- Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
- Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
- Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
- Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.
Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.
Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года
У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:
- Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
- Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
- Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
- Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
- Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).
Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза.Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и так далее). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:
- Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
- МРТ или КТ головного мозга.
- Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой и других инфекций.
- Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
- Консультация детского невролога.
Что делать, если ребенку поставили диагноз «умственная отсталость»?
Шаг 1. Обратиться к неврологу, имеющему опыт работы с этим заболеванием (для получения бесплатных услуг в государственных центрах, необходимо взять направление у районного невролога).
Шаг 2. Пройти консультацию психиатра.
Шаг 3. Провести полную диагностику здоровья на предмет сопутствующих заболеваний.
Шаг 4. В случае умеренной и тяжелой умственной отсталости оформить необходимую группу инвалидности и вписать все необходимое в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации)
- О льготах ребенка с инвалидностью
- О медико-социальной экспертизе
Шаг 5. Начать реабилитацию, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.
О ранней диагностике и комплексной реабилитации
Ресурсы для родителей
Важно начать реабилитацию как можно раньше!
Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Необходимо обратиться за помощью и поддержкой к квалифицированным специалистам. Ключевой фактор прогресса – контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка. Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, то есть применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия со специалистами – все это необходимо для более успешной адаптации ребенка в окружающем мире.
Основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:
- Вовремя обратитесь за медицинской помощью и выясните причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
- Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
- Старайтесь не изолировать ребенка от сверстников и взрослых, несмотря на все опасения.
- Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
- Не завышайте планку ожидаемых результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или искаженным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
Общая информация:
- Общая информация об умственной отсталости
- О видах умственной отсталости
- О причинах умственной отсталости
- О симптомах умственной отсталости
- О диагностике умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
О лечении:
- Реабилитация умственно отсталых детей
- Реабилитация детей с интеллектуальным недоразвитием
- Диагностика и лечение умственной отсталости у взрослых
- О лечении умственной отсталости у детей и подростков
- Обучение детей с нарушениями интеллекта
- Квантовая терапия умственной отсталости у детей
- О реабилитации людей с умственной отсталостью
- Коррекция и реабилитация при умственной отсталости
- Лечебная физкультура при умственной отсталости
- Социализация при умственной отсталости
- О медикаментозном лечении умственной отсталости
- Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью
Куда обратиться
Государственные центры
- ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ
Центру более 250 лет. Центр структурирован так, что и в научном, и в практическом плане решает мультидисциплинарные вопросы профилактики, диагностики, лечения, высокотехнологичного лечения и реабилитации. В условиях круглосуточного пребывания, дневного стационара и консультативно-диагностического центра оказываются все виды медицинской помощи, включая специализированную и высокотехнологичную. Новые медико-организационные формы работы позволили ежегодно увеличивать число пациентов, прошедших курс лечения, в 1,5 раза. Все виды исследований в Центре являются общедоступными для детей из любых субъектов РФ.
Адрес: г. Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр.1
Тел.: +7 (495) 967-14-20
Электронная почта: info@nczd.ru
- Санкт-петербургский медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Крупное научно-исследовательское и клиническое учреждение, в котором работают специалисты высокой квалификации (доктора и кандидаты наук) в области неврологии, психиатрии, детской психиатрии, нейрохирургии, наркологии, геронтопсихиатрии. Сотрудники Института оказывают консультации по вопросам семейных взаимоотношений, психологических аспектов обучения и воспитания детей, а также профессионального отбора, профориентации и подбора кадров. В институте проводится широкий спектр диагностических обследований.
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3
Тел.: +7 (812) 670-02-34
Электронная почта: deti@bekhterev.ru
Негосударственные центры
- РБОО «Центр Лечебной педагогики»
Создан в 1989 году по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре лечебной педагогики занимаются дети с расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами.
Адрес: г. Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел.: +7 (499) 131-06-83, 133-84-47, +7 (495) 646-50-66, 930-00-01
Электронная почта: ccpmain@ccp.org.ru
Различают два типа малоумия – врожденное и приобретенное.
Приобретенное слабоумие или деменция – это снижение интеллекта от нормального уровня, соответствующего возрасту человека. Если состояние врожденное, то интеллект во взрослом возрасте так и не достигает своего нормального уровня.
Далее речь пойдет о врожденных состояниях.
Степени
Различают четыре степени умственной отсталости:
Причины
Причины умственной отсталости кроются в наследсвенности и влияинии условий окружающей среды.
Чаще всего специалистам не удается установить природу этих состояний. Однако известно несколько факторов риска, которые могут способствовать их развитию.
Один из таких факторов – течение беременности. На интеллект ребенка влияет употребление будущей матерью некоторых лекарств, спиртных напитков, питание, лучевая терапия, а также перенесенные вирусные инфекции. То же могут вызвать и хромосомные аномалии, яркий пример – синдром Дауна.
Поэтому беременным старше 35 лет, у которых повышен риск рождения ребенка с синдромом Дауна, рекомендуется пройти специальное диагностическое исследование – амниоцентез и анализ ворсинок хориона. Они выявляют отклонения в развитии головного и спинного мозга, приводящие к малоумию. Значительно снизит риск врожденных отклонений прививка от краснухи.
Как уже говорилось выше, имеет значение наследственный фактор, в частности – наличие наследственных заболеваний. Отклонения в интеллектуальном развитии проявляются как результат преждевременных родов, после травм головы и вследствие гипоксии при родах.
Симптомы
В соответствии с классификацией Е. И. Богдановой, принятой в 2010 году, для данной группы состояний характерны такие проявления:
- снижение интеллекта;
- общее системное недоразвитие речи;
- нарушение внимания, сопровождающееся неусидчивостью, переключаемостью, трудностью распределения внимания;
- нарушенное восприятие – снижение объема восприятия, замедленность, фрагментарность;
- некритичность мышления, конкретность;
- познавательные интересы недоразвиты;
- нарушена эмоционально-волевая сфера, что проявляется в неустойчивости эмоций, их неадекватности.
Развитие детей с умственной отсталостью происходит со значительным опозданием, что становится особенно заметно, когда обычный ребенок приобретает первые речевые и двигательные навыки – приблизительно к третьему году жизни.
Умственно отсталые дети начинают позже держать голову, сидеть, ползать, лепетать, произносить первые звуки, слова, фразы. Для эмоциональных реакций свойственна импульсивность, отсутствие полутонов. Побуждения таких детей примитивны или бесцельны.
Позже обнаруживается слабость мышления. Конкретное мышление всегда довлеет над абстрактным.
Диагностика
Определен ряд признаков, которые должны насторожить родителей и стать поводом для консультаций с врачом. Визит к специалисту необходим, если:
- ребенок в психомоторном развитии отстает от своих сверстников;
- речь развивается медленно даже в возрасте 2–3 лет;
- нарушено внимание, наблюдается плохая память;
- ребенок не интересуется игрой.
Даже диагноз «легкая умственная отсталость» способен значительно снизить качество жизни человека. Именно поэтому диагностика умственной отсталости должна проводиться с особой тщательностью.
Качественное измерение интеллекта в медицинской психологии проводится с помощью стандартных тестов. Они достаточно точно определяют показатели уровня развития интеллекта. Особенно хорошо такие тесты себя зарекомендовали при обследовании старшеклассников.
В соответствии с отечественными стандартами, коэффициент интеллекта или IQ – не единственный критерий диагностики умственного недоразвития. При таких отклонениях в целом нарушается психическая деятельность. Вот почему дополнительно проводится клинико-психопатологическое исследование.
Лечение
Умственная отсталость у детей не лечится. Ребенок с таким диагнозом развивается и обучается, но только в пределах имеющихся биологических возможностей. Главную роль в процессе адаптации играет воспитание и образование.
Если поставлен такой диагноз, родителям предложат устроить ребенка в специальное образовательное учреждение, где обучение проводится по особой программе. Родителям нелегко принять такую рекомендацию и они не всегда согласны добровольно написать заявление (как того требует законодательство) об определении ребенка в спецучреждение. Поэтому они нуждаются в тесном контакте с психологами, врачами, педагогами. Специалисты должны убедить в том, что выбранная программа будет максимально соответствовать возможностям и способностям ребенка. Весь срок пребывания детей в специализированных дошкольных учреждениях и школах они проходят наблюдение и лечение у психиатра.
Дети, у которых диагностирована легкая умственная отсталость, проходят образовательную программу, в основу которой положены конкретно-наглядные методы обучения. Они получают возможность овладеть простыми трудовыми навыками. Такие дети способны адаптироваться к окружающей обстановке. Если была адекватная адаптация и коррекция умственной отсталости, такие люди, повзрослев, становятся полноценными членами общества, создают семью, работают.
Очень часто родители игнорируют рекомендации врачей об обучении во вспомогательной, или коррекционной школе. Тогда дети учатся в обычной школе. Во многих из них есть коррекционные классы (классы выравнивания).
Дети, у которых обнаружена умеренная или тяжелая умственная отсталость и обладающие относительно хорошей механической памятью, способны научиться письму, чтению, порядковому счету, но они не могут применять их творчески, потому что мыслят лишь заученными штампами. Такие люди овладевают элементарными навыками – самообслуживания и трудовыми. В некоторых случаях они могут под контролем принимать участие в простых трудовых процессах.
Глубокая умственная отсталость характеризуется тем, что мышление и речь практически не развиваются, реакция на окружающее снижена. Такие люди не умеют стоять и ходить, либо же испытывают трудности с этими функциями. Данная категория больных нуждается в постоянном уходе.
Если обнаружена специфическая вялотекущая соматическая патология (гипотиреоз, фенилкетонурия и т.д.), тогда лечение олигофрении и малоумия в целом проводится в специализированном учреждении. Если такой взаимосвязи нет, то медикаментозное лечение направлено на облегчение неврозоподобных, психопатоподобных, психотических симптомов, сопровождающихся бредом и галлюцинациями. Терапия подбирается строго индивидуально. Для этого используют нейрометаболические стимуляторы (ноотропил, пирацетам, фенибут и т.д.), стимулирующие препараты, витамины группы В. При повышенном внутричерепном давлении назначают сульфат магния, глицерол, диакарб, при судорожном синдроме – пантогам.
При описании отдельных клинических форм олигофрений кратко рассматривались особенности их лечения. Но важно выделить некоторые общие принципы помощи лицам с интеллектуальным недоразвитием.
Вопросы лечения и реабилитации умственно отсталых тесно взаимосвязаны и охватывают широкий круг медицинских, педагогических и социальных мероприятий. Организация всесторонней помощи умственно отсталым детям в нашей стране осуществляется учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, просвещения и профессионального обучения.
Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей — раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития. Эта сеть включает в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органических поражений ЦНС и интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофренов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также интернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. Детям с интеллектуальным дефектом в степени идиотии и имбецильности, а также с более легким интеллектуальным недоразвитием, но с наличием дополнительной симптоматики, затрудняющей обучение и воспитание ребенка, выплачивается пенсионное пособие по детской инвалидности.
Отбор детей в специализированные учреждения проводят медико-психолого-педагогические консультации. Детей с умственной отсталостью, нуждающихся в уточнении диагноза или при декомпенсации осложненных форм олигофрении, направляют в детские психиатрические стационары.
Медикаментозная терапия при умственной отсталости в отношении интеллектуального дефекта недостаточно эффективна. Исключение составляет профилактическая патогенетическая терапия при некоторых метаболических и эндокринных нарушениях: фенилкетонурия, галактоземия, фруктозурия, гипотиреоз и др. Поэтому медикаментозная терапия заключается в использовании препаратов общеукрепляющего и стимулирующего действия, а также средств, направленных на устранение ликвородинамических нарушений, судорожного синдрома и различных осложняющих психопатологических расстройств: двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, невротических и неврозоподобных нарушений. Среди препаратов стимулирующего действия прежде всего применяются нейрометаболические стимуляторы: ноотропил (пирацетам), пантогам, энцефабол (пиридитол), аминалон (гаммалон). Использование нейрометаболических стимуляторов связано с их способностью активировать энергетические процессы в нервной клетке, оказывать стимулирующее воздействие на ЦНС с целью активации интеллектуально-мнестических процессов.
Отмечается определенная предпочтительность воздействия различных средств на дополнительную психопатологическую симптоматику. Аминалон и пиридитол эффективны при умственной недостаточности, осложненной синдромом торпидности. При наличии судорожных приступов предпочтительнее применение пантогама. Препарат может применяться как изолированно, так и в комплексе с противосудорожными средствами, особенно в резистентных к антиконвульсантам случаях. Курсовое 2—4-месячное применение пантогама в возрастных дозах эффективно также у больных с тоноклонической формой заикания и гиперкинезами органофункционального характера. Пантогам и пирацетам эффективны при сочетании психического недоразвития с двигательной расторможенностью, а при психопатоподобном синдроме с преобладанием психической неустойчивости целесообразна их комбинация с меллерилом или седуксеном .
Все нейрометаболические стимуляторы характеризуются хорошей переносимостью, однако у детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием они нередко приводят к усилению двигательной расторможенности, раздражительности, эмоциональной возбудимости, иногда к ухудшению сна и поэтому должны применяться с осторожностью.
Среди других препаратов стимулирующего действия следует назвать глутаминовую кислоту, церебролизин, витамины B1 и В6 — в инъекциях, витамин B15 внутрь и др.
Больным с церебрастеническим синдромом, а также при наличии сосудистых и ликвородинамических нарушений показана дегидратационная терапия (внутримышечные инъекции 25 % раствора сульфата магния, прием диакарба, триампура, глицерола и др.), а также препараты сосудистого действия (стугерон, кавинтон и др.).
В целях рассасывания рубцовых изменений в ЦНС целесообразно назначение йодистых препаратов (сироп йодида железа, 1 % раствор йодида кальция, лидаза), а также препараты алоэ. Умственно отсталым детям с судорожным синдромом наряду с общеукрепляющей и дегидратационной терапией показано непрерывное противосудорожное лечение. Больным олигофренией с синдромом двигательной расторможенности, психопатоподобными и неврозоподобными расстройствами показаны нейролептические препараты и транквилизаторы, обладающие седативным эффектом (аминазин, тизерцин, неулептил, меллерил, элениум, седуксен, триоксазин, феназепам и др.).
Лечебно-педагогическая работа должна строиться в каждом конкретном случае с учетом клинических особенностей заболевания, структуры интеллектуального дефекта, особенностей личности, речи и моторики больных. Большое значение в улучшении нервно-психического развития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направленные на формирование речевых функций и устранение дефектов речи. При интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с нарушениями в соматическом и неврологическом состоянии, а также в двигательной сфере, большое значение имеет лечебная физкультура, способствующая развитию моторики, координации, внимания, подвижности психических процессов, укреплению общего соматического состояния больных.
Трудовая адаптация. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате включает начальные этапы организации трудового обучения, которое занимает одно из основных мест в процессе подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной общественно-полезной деятельности. Социально-трудовая адаптация лиц с умственным недоразвитием имеет ряд специфических особенностей, требует специальных последовательных приемов и методов профессионального обучения с последующим постепенным включением подростков в самостоятельную трудовую деятельность.
В профилактике умственной отсталости основные успехи достигнуты на пути патогенетически обоснованной своевременной терапии некоторых заболеваний, следствием которых является интеллектуальный дефект, а также на пути широкого внедрения медико-генетического консультирования, направленного на предупреждение рождения детей с тяжелым поражением мозга. Работа врачей медико-генетической консультации заключается в определении прогноза рождения больного ребенка, а также в разъяснении вероятности этого события обратившейся за советом семье. Во многих случаях врач медико-генетической консультации может помочь семье принять правильное решение. Наиболее перспективной задачей этой службы является организация пренатальной диагностики наследственных заболеваний в тех случаях, когда это возможно на современном этапе развития исследований в области медицинской генетики. Практически все семьи, в которых имеются умственно отсталые лица среди родственников, при возникновении вопроса о рождении ребенка должны направляться в медико-генетические консультации.
Применение таких лечебно-профилактических мероприятий, как обменное переливание крови новорожденным при резус-конфликте матери и плода, массовое обследование новорожденных на ФКУ и гипотиреоз с последующей патогенетической терапией выявленных больных также приводят к некоторому сокращению числа больных с глубоким интеллектуальным дефектом.
Профилактика умственной отсталости тесно связана также с предупреждением различных экзогенных вредностей пренатального периода: заболеваний матери, различных химических и лекарственных интоксикаций, воздействия ионизирующей радиации, инфекций и других патогенных факторов.
Особое внимание должно быть уделено профилактике интранатальных асфиксий и родовой травмы, которые нередко ведут к возникновению органических поражений ЦНС и тяжелых форм психического недоразвития. В этой связи большое значение приобретают меры, направленные на улучшение помощи беременным женщинам и совершенствование родовспоможения. Интенсивной борьбы требует ликвидация женского алкоголизма — самой распространенной из внешнесредовых причин умственной отсталости.
Определенное значение для профилактики умственной отсталости имеет предупреждение инфекций и травм новорожденных и детей раннего возраста.
Возможность сокращения числа умственно отсталых лиц во многом зависит от общих социальных мероприятий, направленных на улучшение гигиенических условий среды, на устранение таких отрицательных социальных явлений, как пьянство и алкоголизм, на улучшение условий воспитания детей раннего возраста, особенно в таких учреждениях, как дома ребенка и детские дома. Устранение депривации при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, должно способствовать сокращению числа детей с умственной отсталостью и деформацией личности.