Гиперактивный это какой
Содержание
- Понятие гиперактивности
- Причины гиперактивности
- Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов
- Пути решения
- Игры на внимание
- Вместо эпилога, или выводы
- Основные симптомы
- Гиперактивный и активный: различия
- Советы родителям гиперактивного ребенка
- Работа в школе
- Гиперактивный ребенок: причины
- Гиперактивный ребенок 3 года – 4 года: что делать
- Гиперактивный ребенок 5 лет – 6 лет: что делать
- Гиперактивный ребенок 7 лет
Понятие гиперактивности
Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:
- Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
- Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».
Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка психического развития). Но многочисленные исследования опровергли эту дифференциацию. Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности матери. Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ способны добиться разных результатов.
С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (код F90 по МКБ 10 пересмотра), группа F90.0 («нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.
- Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
- Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).
- Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
- Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).
- Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: — Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.
- Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
- С трудом следует заданию или роли в игре.
- Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
- Беспокоен во время игры.
- Разговорчив, часто гиперобщителен.
- Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
- Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).
- Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
- «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.
Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое. Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы.
- Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
- Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
- Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
- Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.
Причины гиперактивности
Несмотря на то, что начало развития СДВГ кроется в органических нарушениях в период внутриутробного развития ребенка, негативные факторы действуют с двух сторон (биологические и социальные). До 2 лет преобладает биологический фактор, позже – социальный. К биологическим негативным факторам относится:
- недоношенность и переношенность;
- внутриутробные инфекции;
- родовые травмы (асфиксия);
- трудная беременность (угроза выкидыша, токсикоз во 2 и 3 триместре);
- отравления любого характера в период беременности (в том числе курение, алкоголь);
- анемия у беременной женщины;
- беременность до 20 лет.
Существует теория генной предрасположенности к гиперактивности. В ходе эксперимента, описанного Е.Л. Григоренко в работе «Особенности психофизиологического развития детей с гиперактивностью» было установлено, что этот факт имеет место быть.
Среди социальных факторов на развитие гиперреактивности влияет:
- бытовая, эмоциональная, когнитивная и сенсорная депривация (неудовлетворение актуальных потребностей ребенка), то есть ненадлежащий уход, запущенность, невыполнение родителями своих обязанностей;
- неблагополучие семьи, зависимости (алкоголизм, наркомания, курение).
В отдельную теорию выделяют роль питания матери и затем ребенка. Согласно этой концепции, развитию гиперактивности способствует «искусственное» питание, то есть полуфабрикаты, добавки, обилие свинца.
Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов
Отмечено, что у мальчиков от 7 до 12 лет гиперактивность встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек того же возраста. Это объясняется большей слабостью ЦНС (центральная нервная система) в период вынашивания матерью плода у мальчиков к негативным факторам и большей способностью женского мозга к компенсаторным функциям (замещение, достижение необходимого поведения с помощью других систем и мозговых процессов).
Всегда ли активный дошкольник (школьник) является гиперактивным? Нет, далеко не всегда. Важно уметь отличить гиперактивность не только от серьезных патологий, но и дифференцировать от темперамента, акцентуаций (ярко выраженные отдельные свойства темперамента, например, сверхактивность), естественной для детей дошкольного возраста подвижности. Вызвать поведение, похожее на СДВГ могут такие факторы:
- развод родителей;
- кризис в семье;
- смерть одного из членов семьи;
- иные серьезные деформации в семейном цикле;
- отсутствие мотивации и интереса к какой-либо деятельности;
- переход в новое образовательное учреждение (школа, детский сад);
- требовательность родителей и другой стресс.
Стресс способен вызвать импульсивность и раздражительность, снижение внимания. Вспомните, пожалуйста, себя после многочасового напряженного рабочего дня. Каждый способен на какое-то время превратиться в гиперактивного ребенка: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу. Нужно доработать. Сейчас только чайку выпью. О, какая интересная статья в газете (интернете). Нужно прочитать».
Сниженная работоспособность на фоне избыточной (нервной) суеты и капризов – распространенное явление, не правда ли? Если нет, то вы, безусловно, счастливый человек! Тем не менее от такого не застрахован никто. Нельзя думать, что у ребенка нет проблем. У него их море: он «воюет» и знакомится с миром и собой.
Именно поэтому наблюдение за поведением ребенка ведется минимум полгода (первый пункт данной статьи). За это время гиперактивность можно отличить от:
- астенического синдрома;
- усталости;
- психосоматики.
Подробнее о том, как отличить гиперактивность от других феноменов, описано в книге М.С. Староверовой «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов и родителей». Дифференциация там дана по принципу «от противного». Даны способы выявления других поведенческих явлений, учитываются совпадения нескольких пунктов из названых особенностей поведения (по типу материала из первой части материала этой статьи). Если информация вас заинтересовала, то книгу можно найти в интернете.
Таким образом, гиперактивность проявляется невнимательностью, избыточной подвижностью (в том числе в речи), импульсивностью (низкий самоконтроль), проблемами в движении тела и мелкой моторике. Таким деткам сложно сходиться с другими людьми. Они навязчивы, дезорганизованы. Отчего часто становятся агрессивными, могут оказаться непринятыми в компанию. Потому необходимо помочь им войти в социум.
Пути решения
Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития).
Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:
- штатному психологу;
- педагогу (воспитателю);
- дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.
Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ПМПК (психолого-медико-педагогические консилиумы). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.
Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком.
- Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
- Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
- Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
- Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
- Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
- Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
- Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
- Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
- Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
- Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.
Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).
Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.
- В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
- Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
- Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
- Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
- Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».
Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому. При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.
Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.
Не путайте, пожалуйста, контроль за действиями ребенка с тотальным контролем над его жизнью. Позвольте ему набираться опыта, ошибаться, совершать ошибки: опаздывать, получать двойки, терять друзей (но с вашей подсказки, конечно же, возвращать).
Игры на внимание
С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):
- Малыша просите повторять ваши движения.
- Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
- Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
- Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.
Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.
Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.
Вместо эпилога, или выводы
Гиперактивного ребенка сложно не заметить. Название феномена говорит само за себя. Их ошибочно могут назвать «хулиганами», «неслухами», «лентяями» и т. д. На самом деле они живут в собственной норме. Им не известны другие варианты поведения. Вся их суть делится на три категории:
- невнимательность (98-100 % детей с СДВГ);
- избыточная активность (70 %);
- импульсивность (63-68 %).
Одна из категорий может преобладать в большей или меньшей степени, встречается также равное сочетание компонентов.
Итак, ребенок с СДВГ нормален, но он видит мир с позиции своей нормы. Нужно научиться понимать его. Говоря упрощенно, ругать ребенка, использовать наказания или фразы типа «почему ты не можешь вести себя, как все нормальные дети» категорически запрещено (к слову, таких реплик в любом случае стоит избегать при воспитании ребенка). Этим можно добиться только:
- понижения самооценки;
- роста тревожности и замкнутости;
- потери собственного авторитета в его глазах;
- ухудшения взаимоотношений.
Кратко все рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком можно описать одним словом – общайтесь. Будьте со своим чадом, рассказываете ему о мире, интересуйтесь его состоянием и чувствами. Рассказывайте о его сильных и слабых сторонах. Помогайте развивать первые и учиться сглаживать вторые. Основной принцип сотрудничества с гиперактивным ребенком: подкрепляйте желаемое поведение и усиливайте похвалу, игнорируйте нежелательные действия.
Как знать, может быть, у вас растет новый известный комик, рок-звезда или рэпер. Да-да, Аврил Лавин, Джастин Тимберлейк, Хоуи Мэндел, Оззи Осборн, Ченнинг Татум, Джим Кэрри и многие другие гениальные и известные личности когда-то были просто детьми с гиперактивностью. Существует даже научное мнение, что гиперактивность – предвестник гениальности. Конечно, если научиться управлять ситуацией в свою пользу.
Надеюсь, статья оказалась полезна для вас. Психологического комфорта вам и вашей семье! О СДВГ у взрослых читайте .
Основные симптомы
- Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
- Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
- Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.
Гиперактивный и активный: различия
Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.
Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.
Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.
В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.
Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.
Советы родителям гиперактивного ребенка
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.
Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.
Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.
Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.
Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.
Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.
Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.
Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.
Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.
У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.
Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.
Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.
Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.
Работа в школе
Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.
В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.
Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.
Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.
Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.
Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.
Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.
С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.
Гиперактивность – это состояние, при котором ребенок не может ни минуты посидеть смирно. Симптомы «на лицо»: малыши подвижны, беспокойны, не способны сконцентрироваться на какой-то одной деятельности. Часто такие дети обижают других ребят, раздражают и отвлекают взрослых своим поведением и постоянно находятся в нервном возбужденном состоянии.
В возрасте от трех до семи лет, как правило, наступает пик гипервозбудимости. Но также, это время характеризуется значительными изменениями в жизни: в этот период малышей приводят в детский сад, начинают водить в развивающие студии и секции, а также готовят для поступления в школу. Ребенку требуется овладеть огромным количеством навыков и умений, в том числе, умению общаться в коллективе, воспринимать и обрабатывать информацию, выполнять несложные задания и просьбы. Именно в эти годы, гиперактивному малышу и его родителям приходится наиболее тяжело, а обилие информации и появившиеся новые обязанности, только ухудшают состояние ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Как понять что ребенок гиперактивный, как справиться с нахлынувшими проблемами и пройти этот сложный период с минимальными потерями?
Гиперактивный ребенок: причины
Прежде чем приступить к диагностике и лечению гиперактивного малыша, стоит выяснить причины неврологическо-поведенческого расстройства. Это позволит более грамотно приступить к процессу лечения и коррекции.
Возможные причины проблемы:
- Наследственный фактор. Одной из самых распространенных причин гиперактивности считается генетическая предрасположенность.
- Патологии во время беременности и родов (гипоксия плода, угроза выкидыша, гестоз, тяжелые роды, кесарево сечение и т. д.).
- Малый вес новорожденного и недоношенность.
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности и ребенком в первые недели жизни.
- Воздействие неблагоприятных внутрисемейных отношений и стрессовые состояния.
- Употребление во время развития плода алкоголя, табачных изделий и некоторых лекарственных средств.
- Также, не исключается воздействие плохой экологической обстановки, нехватки необходимых микроэлементов и неправильное питание (сладости и фаст-фуд).
Внимание! Стоит отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Что связывают с более крупным весом новорожденных мужского пола, из-за чего возрастает риск получения родовых и внутриутробных травм.
Гиперактивный ребенок 3 года – 4 года: что делать
Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития, где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.
Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.
Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет
К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:
- неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
- хаотичные движения, бег без цели;
- задержка речевой функции;
- невнимательность, забывчивость;
- малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
- повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
- плохой, беспокойный сон.
Рекомендации для родителей
Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.
- Обязательные занятия с детским психологом и логопедом. Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
- В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры. Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
- Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме. Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.
Гиперактивный ребенок 5 лет – 6 лет: что делать
В возрасте 5-6 лет может произойти ухудшение состояния ребенка с гипервозбудимостью, так как в этом время начинаются подготовительные занятия в старших группах дошкольного учреждения. Помимо этого, период характеризуется активным созреванием мозговых структур, что может вызвать чрезмерное переутомление малыша.
Признаки в 5 лет и в 6 лет
Кроме типичных признаков гиперактивности, расстройство неврологическо-поведенческого характера в возрасте 5-6 лет отличается появлением:
- Нервных тиков. Могут появиться непроизвольные подергивания лицевых мышц, сокращения мышц тела, конечностей и шеи, мигание, покашливание, вздрагивание и трясение головой.
- Излишней болтливости. При этом ребенок склонен перебивать и не дослушивать обращенную к нему речь.
- Частой смены настроения. Импульсивности и нетерпения.
- Разнообразных комплексов, фобий и устойчивых страхов.
Коррекция поведения. Советы для родителей
Для улучшения состояния ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помимо работы с психологом и визитов к невропатологу потребуется значительная коррекция образа жизни. Это поможет малышу 5-6 лет быстрее адаптироваться к возрастающим нагрузкам:
- Обратите внимание на режим сна. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном не перегружайте малыша информацией и сократите активные игры.
- Исключите из рациона фаст-фуд, конфеты, выпечку, газированные напитки и сладкие соки.
- Включите в расписание дня неспешные прогулки перед сном.
- Добавьте в жизнь непоседы физическую активность. В этом возрасте ребенка уже можно записывать в спортивную секцию. Это позволит снять напряжение и уменьшить агрессию.
Гиперактивный ребенок 7 лет
Как правило, в семилетнем возрасте начинается подготовка к школе и обучение в первом классе. Новые требования и задачи усугубляют проблемы гиперактивного ребенка. Гипервозбудимость мешает нормальной адаптации в коллективе и провоцирует появление конфликтов со сверстниками и преподавателями. Из-за неусидчивости, нетерпеливости и легкой
возбудимости, такой ребенок не в состоянии просчитать последствия своих поступков, что может привести к агрессивности и асоциальным поступкам.
Симптомы гиперактивности у семилетнего ребенка
В возрасте семи лет гипервозбудимый ребенок отличается:
- Неумением закончить начатое дело до конца.
- Неспособностью высидеть все урок.
- Отстраненностью во время занятия и повышенным вниманием на посторонние раздражители.
- Ошибками в домашних заданиях из-за невнимательности и рассеянности.
- Неумением разумно организовывать свою работу.
- Постоянной потерей вещей, школьных принадлежностей и книг.
Подготовка к школе, если у вас ребенок гиперактивный, что делать, 7 лет
Чтобы облегчить адаптацию малыша к школьным обязанностям, необходимо:
- Составить строгий, неукоснительно выполняемый режим дня.
- Стараться не допускать стойкого неприятия и отвращения к школе.
- Выяснить, какие именно проблемы мешают познавательному процессу (неразвитая слуховая память, слабая логика или образное мышление).
- Сформировать положительное отношение к учебному процессу.
- Заранее подготовить к предстоящим нагрузкам в школе.
Если у вас тревожный ребенок, агрессивный ребенок
Одной из самых распространенных и проблематичных форм нарушения поведения гиперактивного ребенка является детская агрессия. Для того чтобы эффективно справиться с данным расстройством, необходимо в первую очередь, определить причину появления агрессии.
Внимание! Чаще всего с помощью агрессии, истерик и асоциального поведения ребенок пытается обратить внимание окружающих на себя. Нехватка заботы, любви и поддержки заставляет гипервозбудимого малыша, проявлять негативные эмоции, тревожность и агрессию.
Для коррекции агрессивного поведения ребенка рекомендуется обратиться к семейному психологу, так как зачастую данная проблема касается всех членов семьи. Ведь только взаимопонимание и близкий контакт с малышом способны улучшить состояние и поведение маленького агрессора.
>Полезное видео
Гиперактивный агрессивный ребенок нуждается в коррекции поведения. Рекомендуем посмотреть видеоролик популярного детского доктора Евгения Комаровского.
>Вам будет интересно
Советуем прочитать:
Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет
Правильное воспитание ребенка: как наказывать
Что делать, если ребенок не слушается в 4 года