Доктор Моррис

Гендерные стереотипы

Под стереотипом понимают устоявшуюся модель поведения в обществе. Влияние стереотипов на человека сложно переоценить.

Стереотипы могут быть позитивными и негативными. Положительные стереотипы служат на благо общества. Они позволяют решить сразу несколько важных задач. Благодаря стереотипам у вновь подрастающего поколения отсутствует необходимость тратить часть своей жизни на познание того, что уже давно познано и изучено. Все, что от них требуется – это пожинать плоды цивилизации и изучать информацию, которая им предоставляется. Эта информация была получена прошлыми поколениями, систематизирована, обработана и представлена подрастающему поколению в готовом виде. Это касается моральных норм, общественных стереотипов поведения, научных взглядов и т.д. Такой подход, во-первых, экономит время у подрастающего поколения, во-вторых, дает им возможность не совершать ненужной мыслительной деятельности, которую за них уже проделали другие. Не мене важна и другая роль стереотипов в жизни людей – облегчение процесса адаптации среди себе подобных. Когда человек осведомлен о том, как надо вести себя в той или иной ситуации, что говорить и что делать, он не испытывает стресса. Так, попав в первый раз в школу, ребенок, как правило, знает, куда он пришел и зачем, поскольку до этого родители ему уже рассказали на основе своего опыта, что его там ждет, что от него требуется и как надо будет себя вести. Другими словами, они привили ему определенный стереотип поведения в школе. То же происходит и со взрослым человеком, когда он, например, попадает на прием к врачу. Человек понимает, что нужно рассказать жалобы, пройти осмотр, получить назначение и т.д. Это тоже стереотип поведения, который создает у человека ощущение безопасности, налаженности жизни и наличия у него контроля над ситуацией. Но есть в таком подходе и отрицательные моменты: сложившиеся стереотипы мешают взглянуть на вещи по-новому, расширить горизонты; у людей появляется деление на группы, различные по интересам и взглядам, зачастую враждебно настроенные по отношению друг к другу.

Влияние стереотипов на человека может быть и негативным. В этом случае стереотипы могут называться иначе – предрассудки. К таким стереотипам относятся, например, расовая или половая дискриминация. В истории человечества было много трагических событий, которые стали следствием негативных предрассудков относительно той, или иной национальности. Как правило, такие предрассудки формировались у правящей элиты, затем распространялись в массы. Особенно легко подвержены восприятию негативных стереотипов поведения дети. Поэтому так важно избегать распространения в обществе несправедливых предрассудков национального характера. Дети, слыша рассуждения родителей, вырастают со сформированным негативным отношением к какой-либо национальности. Это, зачастую, приводит к формированию негативных предрассудков у целого поколения. В дальнейшем подобные настроения в обществе выливаются в столкновения, войны. Если говорить о менее опасных негативных стереотипах, то к ним можно отнести, например мнение о том, что мужчина обязательно должен зарабатывать больше или о том, что женщине нельзя садиться за руль. Такие стереотипы с течением времени зачастую ослабляются или полностью отступают, но происходит такой процесс всегда непросто.

Итак, роль стереотипов в жизни человека бесспорна. Главное, чтобы эти стереотипы были положительными и не основывались на предрассудках, сформировавшихся у прошлых поколений.

Скачать данный материал:

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции

Понятие «гендерные стереотипы»

Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.

Френк Д. Карделл.1

Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминистокв значительной степенистимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.

Социальный стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте .

Понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У.Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем, Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, так как являются необходимым условием взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекцией на мир его собственных чувств, ценностей.

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение – так рождаются стереотипы.

В конце 70-х годов американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирический данные в области изучения социального стереотипа, сформулировал следующие выводы.

  • Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социальными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.
  • Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения у них ясных представлений о тех группах, к которым они относятся .

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим, стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

В настоящее время гендерные стереотипы, как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — социологов, психологов, политологов и т.д.

Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались универсальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.

В определении гендерных стереотипов, нет единства. Ряд исследователей в своих определениях делают упор на личностные характе­ристики мужчин и женщин.

Гендерные или полоролевые стереотипы — это схематизиро­ванный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин .

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»

В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения.

Гендерные стереотипы – определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин .

Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности.

Гендерные стереотипы — это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности .

Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы — это в сущности социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соответствии с их биологическим полом .

По мнению Рябовой Т.Б. наиболее корректными является определение данное Unger R.K: «Гендерные сте­реотипы — это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным рас­пределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; и которые поддер­живаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость» .

В определении указано происхождение гендерных стереотипов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание гендерных стереотипов — социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и социальных ролях. Определение отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И, наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей — соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник , элементы ландшафта и т.д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.

Классификация гендерных стереотипов

Все приведенные определения, сходятся в одном, они утверждают, что гендерные стереотипы есть ни что иное, как социальные представления общественного сознания. В связи с этим, гендерные стереотипы следует рассматривать с двух позиций: во-первых, в сознании мужчин и женщин, во вторых, в коллективном сознании.

Исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман , проведя анализ содержания гендерных стереотипов, объединили их в три группы. (Таблица 1.)

Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными социальными ролями являются профессиональные роли. Для женщин — семейные роли (мать, хозяйка). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Мужчине предписывается выполнение инструментальной роли, согласно которой, сферой его деятельности является творческий, созидательный, руководящий труд. Он осуществляет поддержку семьи (в основном финансовую) и обеспечивает связи между семьей и внешним миром. Удел женщин — исполнительский и обслуживающий характер труда — экспрессивная сфера деятельности, назначение которой является регулирование отношений внутри семьи, где женщине отводится вспомогательная роль жены, матери, домохозяйки.

Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала концепция «естественной» функциональной взаимодополнительности полов. Ее авторы Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Мид утверждают, что, не смотря на противоположности, коими являются мужчины и женщины, они могут взаимодействовать, выполняя предназначенные им роли и достигать согласия .

Таблица 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *